Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АВТОЗАПЧАСТЕЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ'

СТРУКТУРНЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АВТОЗАПЧАСТЕЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
495
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК АВТОМОБИЛЬНЫХ ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ / РЕКЛАМА / РЫНОК СБЫТА / ПРОДВИЖЕНИЕ / СТРУКТУРА КАНАЛОВ ПОСТАВОК / МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ / ИНТЕРНЕТ-ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Поддубная М.Н., Симонянц А.М.

В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития участников рынка автомобильных запасных частей в условиях глобализации и распространения влияния инструментов онлайн-торговли. Результат заключается в агрегации структурных преобразований рынка и определение эффективных инструментов продвижения субъектов рынка автомобильных запасных частей в сети Интернет. Обоснованы предложения по повышению эффективности маркетинговой стратегии предприятий на данном рынке. Приведённый анализ и данная экономическая оценка перспективы совершенствования маркетинговой политики субъектов рынка в условиях структурных преобразований позволят выработать эффективную стратегию повышения эффективности маркетинговых коммуникаций предприятий на современном рынке автомобильных запасных частей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND DYNAMIC ANALYSIS OF THE AUTO PARTS MARKET: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR MARKETING STRATEGIES

The article discusses the problems and prospects of development of participants in the automotive spare parts market in the context of globalization and the spread of the influence of online trading tools. The result is the aggregation of structural transformations of the market and the definition of effective tools for promoting the subjects of the automotive spare parts market on the Internet. The proposals for improving the effectiveness of the marketing strategy of enterprises in this market are substantiated. The above analysis and this economic assessment of the prospects for improving the marketing policy of market entities in the context of structural transformations will allow us to develop an effective strategy for improving the effectiveness of marketing communications of enterprises in the modern automotive spare parts market.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АВТОЗАПЧАСТЕЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ»

СТРУКТУРНЫЙ И ДИНАМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ РЫНКА АВТОЗАПЧАСТЕЙ: ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ МАРКЕТИНГОВЫХ СТРАТЕГИЙ

М.Н. Поддубная, канд. экон. наук, доцент А.М. Симонянц, магистрант Кубанский государственный университет (Россия, г. Краснодар)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-6-2-99-105

Аннотация. В статье рассматриваются проблемы и перспективы развития участников рынка автомобильных запасных частей в условиях глобализации и распространения влияния инструментов онлайн-торговли. Результат заключается в агрегации структурных преобразований рынка и определение эффективных инструментов продвижения субъектов рынка автомобильных запасных частей в сети Интернет. Обоснованы предложения по повышению эффективности маркетинговой стратегии предприятий на данном рынке. Приведённый анализ и данная экономическая оценка перспективы совершенствования маркетинговой политики субъектов рынка в условиях структурных преобразований позволят выработать эффективную стратегию повышения эффективности маркетинговых коммуникаций предприятий на современном рынке автомобильных запасных частей.

Ключевые слова: рынок автомобильных запасных частей, реклама, рынок сбыта, продвижение, структура каналов поставок, маркетинговая стратегия, интернет-торговля.

Российский рынок автозапчастей в рассмотрении текущего временного ряда 2023 года показал сверхскоростную тенденцию наращивания своей объемности. Согласно данным маркетингового исследования «Рынок автозапчастей (с видами) в России, влияние санкций 2022: исследование и прогноз до 2026 года», проведенного маркетинговым агентством Роиф Эксперт в 2022 году, объем российского рынка автозапчастей по результатам рассматриваемого периода 2022 года увеличился на 1,2 млрд рублей. Необходимо отметить, что текущие показатели объема отечественного рынка являются рекордными. Отечественный рынок автомобильных запасных частей (автозапчастей) в оценке текущих значений 2022 года охарактеризовался значительным ростом на 72 миллиарда рублей.

Результаты исследуемого временного ряда 2022 года отражают 22% прирост производства автомобильных запасных частей (автозапчастей). На производителей, расположенных в Приволжском и Центральном федеральных округах, пришелся основной объем выпуска автомобильных запасных частей (автозапчастей).

Объемы импортных поставок автомобильных запасных частей (автозапчастей) в текущий период 2022 года выросли на 432 млн долларов. Наибольший объем импортных поставок автомобильных запасных частей (автозапчастей) пришелся на такие дружественные страны, как Китай, Беларусь и Турция.

Стоит отметить, что в 2021 году лидерами по поставкам автомобильных запасных частей (автозапчастей) были компании из Китая, Японии и Республики Корея. Стоимостная оценка импортных поставок автомобильных запасных частей (автозапчастей) из данных стран составила порядка 7 млрд долларов [1].

В рассмотрении структурности ввоза автомобильных запасных частей (автозапчастей) в оценке текущего интервала 2022 года отмечается достаточная стабильность. Повышенный спрос зафиксирован на такие категории автомобильных запасных частей (автозапчастей), как ходовые колеса и тормоза. Объем продаж в данных группах составил 22840 млн рублей.

Кроме того, существенно изменилась парадигма розницы. Раньше, даже при покупке онлайн, автовладелец взаимодей-

ствовал всё с тем же традиционным магазином запчастей. А теперь на рынок вышли гиганты из универсального eCom [2].

Во-первых, меняется структура каналов поставки. Такие операторы, как Ozon и Wildberries обладают собственной развитой логистикой. Следовательно, новый поток онлайн заказов пойдёт к потребителю напрямую, минуя региональные склады запчастей. Это приведет к очередному усилению позиций московских дистрибьюторов и ослаблению региональных. По крайней мере, в ближайшей перспективе.

Во-вторых, с учётом высокой плотности покрытия точек выдачи Ozon и Wildberries, резко ослабляются позиции таких онлайн-лидеров Aftermarket как

Exist, Emex и Autopiter. При этом, Ozon и Wildberries придерживаются гораздо более лояльной клиентской политики в отношении такого болезненного вопроса, как возврат запчастей. А частота покупок в универсальном eCom гораздо выше. Это уже приводит к смещению фокуса внимания потребителей от традиционных магазинов запчастей в сторону новых игроков [2].

Аналитическое агентство также делится информацией о лидирующих брендах в различных сегментах автозапчастей. Так на рисунке 1 представлена структура продаж брендов в разделе автоламп. Лидерами рынка являются Osram (43%) и Philips (38,25%). Менее значимы Koito и Bosch -6,54% и 5,23% соответственно.

Рис. 1. Структура продаж в товарной группе «Автолампы», 2022 г. [1]

Что касается запчастей в группе АКБ, то здесь лидерами рынка являются 3 основных бренда - Bosch, Exide и Varta - на их долю приходится 32,3%, 17,7% и 16,2% соответственно (рис. 2).

Рис. 2. Структура продаж в товарной группе «АКБ», 2022 г. [1]

Рисунок 3 иллюстрирует долю брендов в обороте ТГ «Амортизаторы». В данном случае лидерами рынка являются KYB, Sachs, Fenox, Boge, Monroe и др. На долю вышеперечисленных брендов приходится 22,3%, 11,2%, 7,1%, 5,3%, 5,3% и 4,7% со-

ответственно. Менее значимыми в данной структуре являются TRW, Lynx, Bilstein, Mando, Tociko, Stellox и другие. Их удельный вес составляет менее 4% от общего объема продаж в 2022 году.

Рис. 3. Структура продаж в товарной группе «Амортизаторы», 2022 г. [1]

В группе деталей двигателя наибольшей популярностью пользуются Kolbenschmidt, AE, Glyco и Kneht-Mahle. На удельный вес продаж приходится 26,6%, 14,3%, 6,5% и 6,1% соответственно. Все прочие бренды имеют менее 5% доли рынка в рассматриваемом отчетном периоде.

Ключевой тенденцией рынка автозапчастей в 2022 году является максимальное увеличение закупок автозапчастей импортного производства. Наибольшим спросом на российском рынке в рамках рассматриваемого периода 2022 года пользуются автозапчасти китайского и японского производства. При этом характерна интенсификация закупок турецких автозапчастей российскими потребителями.

Кроме того, стоимостные объемы закупок импортных автозапчастей в оценке текущего периода 2022 года демонстрируют максимальные показатели и превышают предыдущие показатели на 432 миллиона долларов. Именно такие объемы теряют российские производители автозапчастей ввиду невозможности в полной мере конкурировать с зарубежными заводами.

Что касается возможности маркетинговых стратегий рынка автозапчастей, для

магазинов подходят разные направления рекламы. При этом нужно иметь в виду, что разные покупатели обращают внимание на разные способы рекламы. Т.е. к примеру, один покупатель обратит внимание на рекламный билборд, случайно попавшийся ему на пути и обратится в магазин, а другой покупатель не заметит такой билборд, даже если он будет расположен напротив его выхода из дома. Зато этот второй покупатель, при малейшем желании что-либо купить сразу лезет в интернет и находит нужный товар в сети, сравнивая цены по нескольким магазинам [3].

Для продвижения магазина автозапчастей следует использовать и такие традиционные способы, как полиграфия (визитки, буклеты и т.д.), рекламу на радио и ТВ, рекламные баннеры на улице и т.д.

Но, большее внимание все-таки следует уделять именно интернет-маркетингу, т.к. это направление при тех же затратах может дать больший эффект. Статистика розничных продаж ежегодно показывает рост доли именно продаж через интернет-магазины и агрегаторы. На рисунке 4 можно ознакомиться с современными и эффективными способами продвижения автозапчастей.

Рис. 4. Современные и эффективные способы продвижения на рынке автозапчастей [3]

Продвижение магазина автозапчастей через свой собственный сайт - это сегодня самый верный способ привлечения клиен-

тов. Он требует меньших затрат по сравнению с другими способами продвижения, а учитывая рост популярности интернет-

покупок - будущее именно за интернет-торговлей. Ну и сразу следует отметить, что сайт магазина автозапчастей должен обязательно иметь функции интернет-магазина, т.е. поиск товара, корзину и оплату прямо на сайте. Если сайт будет без этих функций, то толку от него будет мало.

Для продвижения сайтов сегодня существует несколько способов. Один из них, надежный и эффективный - продвижение через поисковые системы. А, для того, чтобы поисковые системы показывали Ваш сайт на верхних позициях, нужно как следует поработать над SEO.

SEO (search engine optimization) - это целый ряд мер, направленных на оптимизацию содержимого Вашего сайта, благодаря которой, поисковые системы смогут наилучшим образом его проиндексировать.

Для SEO нужно в полном объеме использовать теги h1, title, мета-тег description. И, конечно же, нужно позаботиться о качественном контенте, т.е. той информации, которая будет представлена на сайте. К такой информации относятся тексты, картинки, качественное описание товаров и т.д.

Для этого нужно продумать семантическое ядро - именно для сферы торговли автозапчастями.

Семантическое ядро - это набор ключевых фраз, по которым потенциальные покупатели смогут найти Ваш сайт в выдаче поисковых систем.

Т.е. для магазина автозапчастей, такими ключевыми фразами могут быть «автозапчасти для иномарок», «интернет-магазин автозапчастей», «масляный фильтр на Ford Focus» и т.д.

И, здесь следует сказать, что все ключевые фразы, подходящие для Вашего сайта, делятся на высокочастотные, среднеча-стотные и низкочастотные. Чем чаще в поисковиках запрашивают конкретную ключевую фразу, тем она считается более популярной (т.е. высокочастотной) и тем сложнее продвигать сайт по такой фразе. И, наоборот, чем реже встречается ключевая фраза в поисковых запросах пользователей, тем менее затратно продвигать сайт

по ней (такие фразы называют низкочастотными).

Т.е. SEO-оптимизацию можно представить в виде такой последовательной схемы:

- определение перечня ключевых фраз;

- компоновка семантического ядра из ключевых фраз, т.е. распределение их на высоко, средне и низкочастотные;

- реализация семантического ядра в виде конкретных страниц сайта.

SEO безусловно нужно заниматься, однако эффект от грамотно организованного SEO Вы увидите спустя некоторое время.

И, пока Вы будете ждать первых клиентов, обратившихся к Вам из поисковой выдачи, в это время можно организовать хоть и платную, но имеющую быстрый эффект контекстную рекламу.

Суть контекстной рекламы заключается в показе платных объявлений на страницах поисковых систем и на сайтах партнеров поисковых систем.

Еще одним способом продвижения магазина автозапчастей являются различные соцсети. Чтобы пользоваться этим способом, создайте группы в соцсетях, посвященные вашему магазину и приглашайте в эти группы своих друзей, знакомых и их знакомых [4].

Сегодня многие движки для интернет-магазинов автозапчастей позволяют создавать на сайте собственные каталоги, как правило, для своего наличия. В таких каталогах все товары распределяются на категории, каждый товар имеет текстовое описание, фото и свойства. Кроме этого, каждый товар в таком каталоге имеет отдельную страницу на сайте с постоянной ссылкой (URL), и, такие страницы доступны для индексирования поисковыми системами.

И, поскольку речь идет о движке для интернет-магазина автозапчастей, то, и встроенный каталог товаров должен поддерживать возможность привязки товаров к конкретным автомобилям. Тогда Ваш покупатель сможет искать товары не только через выбор категории, но, и через выбор своего автомобиля.

Как правило, наполнение таких каталогов занимает много времени, однако если

заполнять его каждый день 15-20 товарами, то через полгода у Вас уже может накопиться более 3500 позиций собственной номенклатуры, а через год - свыше 7000 (а, работать Вы наверняка планируете значительно дольше). И, каждая такая позиция - это дополнительная возможность привлечь покупателя из поисковой системы через низкочастотный запрос.

Агрегатор - это сайт, на который могут выкладывать свои товары разные магазины. Таких сайтов не много и, некоторые потенциальные покупатели пользуются ими, когда ищут нужный товар [5].

В общем случае процесс выкладки своих товаров на агрегаторы выглядит следующим образом:

- сделать выгрузку прайс-листа автозапчастей, например, с сайта или из учетной программы;

- зарегистрироваться на сайте агрегато-ра в качестве продавца;

- загрузить прайс-лист;

- время от времени его обновлять, т.к. меняются цены и наличие.

Библиографический список

1. Баранова А.А., Спиридонова Г.В., Королёв С.А. Специфика российского автобизнеса в сегменте продажи автозапчастей: тенденции, структура и ценообразование // ЭСГИ. -2019. - №4 (24).

2. Боркова Е.А., Носкова П.О. Современное развитие рынка электронной торговли в макроэкономических условиях России // Российское предпринимательство. - 2019. - №4.

3. Емельяненко А.А. Маркетинг для магазина автозапчастей. Информационный портал vc.ru - бизнес, технологии, модели роста, стартапы. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://vc.ru/marketing/588700-marketing-dlya-magazina-avtozapchastey (дата обращения: 07.05.2023).

4. Маркетинг для магазина автозапчастей. Платформа для интернет-магазинов автозапчастей DOCPART. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://docpart.ru/articles/marketing-dlya-magazina-avtozapchastej (дата обращения: 06.05.2023).

5. Тарелкина Н.А. Маркетинговые инструменты в сфере автозаправочных станций // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. - 2022. - №28.

Потенциальный покупатель, даже не зная заранее о магазине, сможет найти товарную позицию из прайс-листа. Затем он сможет оформить заказ прямо на сайте аг-регатора, либо, обратившись напрямую, если агрегатор публикует контакты продавцов в открытом виде.

Как правило, использование агрегато-ров не бесплатное. Для выкладки своих товаров нужно будет оплачивать либо фиксированную плату за использование, либо комиссию с реально проведенных продаж. Но, в определенных случаях использование агрегаторов вполне целесообразно для продвижения своего магазина.

Есть целый ряд различных способов продвижения своего магазина с помощью партнерских программ. Один из таких способов - это привлекать новых клиентов в формате «приведи друга и получи скидку (или процент с продажи)». Для такой возможности, нужно будет предусмотреть соответствующую функцию на сайте.

STRUCTURAL AND DYNAMIC ANALYSIS OF THE AUTO PARTS MARKET: CHALLENGES AND OPPORTUNITIES FOR MARKETING STRATEGIES

M.N. Poddubnaya, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor A.M. Simonyants, Graduate Student Kuban State University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article discusses the problems and prospects of development of participants in the automotive spare parts market in the context of globalization and the spread of the influence of online trading tools. The result is the aggregation of structural transformations of the market and the definition of effective tools for promoting the subjects of the automotive spare parts market on the Internet. The proposals for improving the effectiveness of the marketing strategy of enterprises in this market are substantiated. The above analysis and this economic assessment of the prospects for improving the marketing policy of market entities in the context of structural transformations will allow us to develop an effective strategy for improving the effectiveness of marketing communications of enterprises in the modern automotive spare parts market.

Keywords: automotive spare parts market, advertising, sales market, promotion, structure of supply channels, marketing strategy, e-commerce.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.