Научная статья на тему 'Структурный аспект анализа феномена состязательности'

Структурный аспект анализа феномена состязательности Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
207
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНОСТЬ / АЛЬТРУИСТИЧНОСТЬ / ИНДИВИДУАЛИСТИЧНОСТЬ / СОТРУДНИЧЕСТВО / СТРУКТУРНЫЕ УРОВНИ СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Левченко Валерий Витальевич

В статье рассматривается структурный аспект анализа феномена состязательности как одной из разновидностей взаимодействия людей и как формы их соактивности. Предлагается рассматривать состязательность как социально-психологический феномен, который организован на основе принципа структурно-уровневого подхода и включает в себя целостную иерархию из пяти структурных уровней: метасистемного, общесистемного, субсистемного, компонентного и элементного.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The STRUCTURAL aspect of the analysis of the phenomenon of RIVALRY

The article discusses the structural dimension analysis of the phenomenon of rivalry as one of the varieties of human interaction and as a form of coactivity. Invited to consider rivalry as a socio-psychological phenomenon, which is organized based on the principle of structural-level approach also includes a complete hierarchy of five structural levels: meta-systemic, system-wide, subsistence, component and element.

Текст научной работы на тему «Структурный аспект анализа феномена состязательности»

УДК 316.621

ВВ. Левченко СТРУКТУРНЫЙ АСПЕКТ АНАЛИЗА ФЕНОМЕНА

СОСТЯЗАТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. В статье рассматривается структурный аспект анализа феномена состязательности как одной из разновидностей взаимодействия людей и как формы их соактивности. Предлагается рассматривать состязательность как социально-психологический феномен, который организован на основе принципа структурно-уровневого подхода и включает в себя целостную иерархию из пяти структурных уровней: метасистемного, общесистемного, субсистемного, компонентного и элементного. Ключевые слова: конкурентность, альтруистичность, индивидуалистичность, сотрудничество, структурные уровни состязательности.

Vakriy Levchenk) THE STRUCTURAL ASPECT OF THE ANALYSIS

OF THE PHENOMENON OF RIVALRY

Annotation. The article discusses the structural dimension analysis of the phenomenon of rivalry as one of the varieties of human interaction and as a form of coactivity. Invited to consider rivalry as a socio-psychological phenomenon, which is organized based on the principle of structural-level approach also includes a complete hierarchy offive structural levels: meta-systemic, system-wide, subsistence, component and element.

Keywords: competitiveness, altruisticy, individualisticity, cooperation, structural levels of rivalry.

Одной из фундаментальных тем социального и гуманитарного знания является проблема социального взаимодействия. Важнейшим аспектом этой фундаментальной проблемы выступает состязательное (конурентно-кооперативное) взаимодействие как атрибутивная черта рода Homo Sapiens. Неудивительно, что одной из наиболее распространенных в социальной психологии классификаций социального взаимодействия является рассмотрение его сквозь призму состязательных форм (кооперацию и конкуренцию). Нужно учитывать, что, с одной стороны, состязательность отражает некоторые основные характеристики взаимодействия, а с другой стороны, характеристики состязательности не сводятся исключительно к общим с интеракцией параметрам, а включают и отличительные от взаимодействия в целом черты, преобразуя и дополняя тем самым содержание самого взаимодействия.

Важнейшие кризисные моменты современного состояния изучения феномена состязательности связаны с исчерпаемостью аналитической стадии разработки данной проблемы, которая характеризуется такими чертами как: выраженная аспектность ее разработки, аналитичность большинства подходов к ее изучению, фрагментарность и мозаичность представлений о данном феномене, преобладание эмпирических (прикладных) исследований над теоретическими (концептуальными), феноме-нологизм в ее анализе, преобладание описательных схем и подходов, эклектизм в общем подходе к рассмотрению состязательности [4; 5]. Данное обстоятельство свидетельствует о необходимости коренной трансформации данной парадигмы в системную. Другими словами, именно основные кризисные моменты современного состояния теоретического анализа феномена состязательности допускают свою конструктивную реализацию (преодоление кризисного состояния) в первую очередь на основе метасистемного подхода [1]. Отсюда следует, что целостный, адекватный анализ феномена состязательности возможен на основе методологии системного подхода, поскольку этот подход позволяет раскрыть данное явление в объективно главных гносеологических планах: метасистемном, структурном, функциональном, генетическом и интегративном. Иначе говоря, собственно этот (системный) подход раскрывает объект исследования в его основных, сущностных аспектах.

Онтологическая особенность феномена состязательности заключается в ее принадлежности к

© Левченко В.В., 2015

качественно особому классу систем, рассматривающих состязательность как «функциональный орган» (говоря иными словами, встраивание метасистемы в систему состязательности осуществляется не с «морфологических» позиций, а носит функциональный характер и всегда предусматривает качественные преобразования компонентов метасистемы при их встраивании в систему), что позволяет разработать целостную социально-психологическую концепцию состязательности (рассмотреть состязательность как особую, качественно специфическую систему со встроенными метасистемными уровнями социальной реальности, деятельности, личности), отличающуюся от предшествующей традиционной (аналитической) дихотомической (конкурентно-кооперативной) схемы анализа состязательности выделением более полного набора параметров состязательности, поддающихся измерению (сотрудничество, конкурентность, индивидуалистичность, альтруистичность), объемностью, имеющей горизонтально-вертикальное строение, которая раскрывает социально-психологическую основу изменения активности субъектов совместной деятельности и качественного своеобразия развития социального и межличностного взаимодействия [3]. Предлагается рассматривать состязательность как качественно специфическую систему со встроенными метасистемными уровнями социальной реальности, деятельности, личности, являющуюся разновидностью взаимодействия и особой формой социально-психологической активности, и представляющую собой следствие одновременной реализации двух амбивалентных свойств, изначально присущих социальному субъекту: свойства, выражающегося в стремлении к выделению себя (обособлению) и свойства, проявляющегося в стремлении к взаимодействию (интеграции) [6].

Остановимся более подробно на структурном аспекте анализа состязательности. Структурная организация феномена состязательности подчиняется общему принципу структурно-уровневого устройства любого психологического явления. В силу этого, состязательность как социально-психологический феномен организован на основе принципа структурно-уровневого подхода и включает в себя целостную иерархию из пяти структурных уровней: метасистемного, общесистемного, субсистемного, компонентного и элементного [2].

Сущность первого из них - метасистемного структурного уровня - фиксирует тот факт, что в структурной организации состязательности отдельные ее составляющие представлены не только в своей отправной и важнейший форме (в процессуальном статусе), но и в плане их результативных проявлений и последствий, выражающихся в конкретных формах социальной реальности, прежде всего в виде специфических состязательных форм социальной общности, совместности (конкурентной, кооперативной, альтруистической и т.д.), состязательных подструктур социума (индивидуалистической, коллективистско-коммюнитарной, агрессивной, мирной и т.д.), видах социального партнерства (сотрудничестве, конкуренции, альтруизме и др.). Особенность данного метасистемного уровня состоит также и в том, что локализуясь в нем, обретая статус уровня и входя в общую структуру уровней, социальная реальность по сути дела оказывается в состоянии регулировать саму структуру состязательности, так как социальная реальность не просто подсоединяется к структуре состязательности, а входит в высший метасистемный уровень, вследствие чего и возникает возможность самого этого управления.

Общесистемный уровень структурной организации данного феномена совершенно естественно и исчерпывающе соотносится с наиболее обобщенным процессуально-психологическим проявлением, обозначаемым понятием состязательности как деятельности, поведения, соактивности людей. Другими словами, это технологическая составляющая состязательности, это деятельностные, поведенческие формы состязательности, включающие в себя как организацию взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижение определенной цели, воздействие различных субъектов друг на друга, взаимную обусловленность, изменение состояния субъектов, осмысленность, мотивированность взаимодействия в целом, так и «готовность помериться силами с

другими людьми в определенных видах деятельности для того, чтобы улучшить личные и коллективные достижения», направленность изменения его активности и качества взаимосвязанности с другими субъектами, интенсификацию своих основных характеристик, надситуативность и др.

Особую, центральную роль в целостной иерархии структурно-уровневой организации состязательности играет субсистемный уровень, что согласуется с выполненными ранее исследованиями различных психологических феноменов [2]. На субсистемном уровне локализованы не отдельные компоненты состязательности, а их функциональные синтезы, являющиеся продуктами комплексио-нирования частных компонентов феномена состязательности со встроенными метасистемами социальной реальности, деятельности, личности. На субсистемном уровне состязательность представляет собой определенную форму, средство, состояние, которые реализуются и наполняются каждый раз конкретным содержанием. Точнее сказать, субсистемный уровень представляет собой систему с принципиально переменным составом и структурой, наполняющимися в каждом отдельном случае конкретным содержанием, детерминируемым как объективно-ситуационными, так и субъективными, всегда конкретными факторами. Поэтому в аспекте сущностных, содержательных характеристик и в плане ситуационной наполненности субсистемный уровень состязательности всегда предстает как определенная актуализация части содержания исходного целого - социальной реальности, деятельности (взаимодействия, активности), личности, то есть всегда, в каждый конкретный момент создается, строится. При этом это созидание осуществляется не с нулевой отметки, а по типу мультиплицирования, встраивания метасистем (социальной реальности, деятельности, личности) в одну из важнейших своих систем (состязательность), представленную тем или иным основным видом состязательности: конкурентностью, индивидуалистичностью, альтруистичностью, сотрудничеством.

Компонентный уровень состязательности образуют подвиды состязательности, которые представляют собой объединения отдельных элементов данного феномена в виде обобщений первого уровня: «потенциальная конкурентность» - выраженная направленность субъекта на себя при практически нулевой его интенсивности; «реактивная конкурентность» - вступление субъекта в отношения конкурентности после внешнего по отношению к нему подталкивания; «активная конкурентность» - произвольное и интенсивное вступление в отношения конкурентности и участие в них; «потенциальная индивидуалистичность»; «реактивная индивидуалистичность»; «активная индивиду-алистичность»; «потенциальная альтруистичность»; «реактивная альтруистичность»; «активная альтруистичность»; «потенциальное сотрудничество»; «реактивное сотрудничество»; «активное сотрудничество» [3]. Необходимо отметить, что именно эти подвиды состязательности воплощают в себе все основные черты качественной определенности. присущей самому анализируемому «целому» феномену состязательности, хотя и являются его составными частями (см. рис. 1).

Элементный уровень состязательности составляют такие базовые параметры состязательных форм взаимодействия как направленность (направленность «на себя», «на других», «на себя и на других», «ни на кого») и интенсификация основных характеристик состязательной соактивности (спонтанности, произвольности, надситуативности, действенности, эмоциональности): от потенциального состояния состязательности - через промежуточное (реактивное) - к максимально возможной интенсивности (спонтанности, произвольности) того или иного вида состязательности.

Рис. 1. Субсистемный и компонентный уровни структуры состязательности

В этой иерархии уровней состязательности олицетворяется еще одно объективное условие существования любой иерархической, структурно-уровневой организации - наличие закономерных межуровневых переходов и взаимодействий между основными уровнями, механизмы согласования и координации. При этом главным является то, что каждый вышележащий уровень выступает по отношению к нижележащему как продукт и результат внесения в него дополнительной организации, как эффект интеграции его собственного содержания посредством реализации по отношению к нему дополнительных операционных средств. В целом, смысл механизмов межуровневых переходов состоит в том, что в собственно структурном аспекте все уровни подчиняются принципу «расширяющейся», прогрессирующей интеграции, а каждый из вышележащих уровней выступает как закономерный продукт и результат действия интеграционных механизмов по отношению к нижележащему уровню [2].

Библиографический список

1. Карпов, А. В. Метасистемная организация уровневых структур психики / А. В. Карпов. - М. : Изд-во ИП РАН, 2004. - 504 с. - ISBN 5-9270-0066-5.

2. Карпов, А. В. Психология сознания : Метасистемный подход / А. В. Карпов. - М. : РАО, 2011. - 1088 с.

3. Левченко, В. В. Психология состязательности / В. В. Левченко. - Пермь : Изд-во ПГТУ, 2005. - 372 с.

4. Левченко, В. В. Проблема состязательности в зарубежной социальной психологии / В. В. Левченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2009. - № 20. - С. 78-80.

5. Левченко, В. В. Проблема состязательности в отечественной социальной психологии / В. В. Левченко // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 8. - С. 61-64.

6. Левченко, В. В. Онтологический аспект анализа состязательности / В. В. Левченко // Современное общество : вопросы теории, методологии, методы социальных исследований : материалы XIII Всерос. науч. конф., посвящ. памяти проф. З. И. Файнбурга / Под ред. В. Н. Стегния. - Пермь, 2014. - С. 102-109.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.