УДК 658.5.012.1:006.052
Васильев Олег Игоревич,
начальник НИО экономических исследований, канд. экон. наук,
Барикаева Нелли Сергеевна, младший научный сотрудник НИО экономических исследований,
канд. техн. наук.
СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОЦЕССОВ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРИКЛАДНЫХ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО
ГОСУДАРСТВЕННОМУ ЗАДАНИЮ В СФЕРЕ ЛЕСНОГО
ХОЗЯЙСТВА
Россия, Санкт-Петербург ФБУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства», [email protected]
Аннотация: В статье представлены результаты структурного анализа при разработке регламента выполнения прикладных научных исследований по государственному заданию в области охраны защиты и воспроизводства лесов. Объектом исследования является процесс выполнения прикладных научных исследований. Изложены основные предпосылки для разработки стандарта выполнения прикладных научных исследований, перечислены цели и задачи разработки стандарта. Описаны методы исследования, а именно методы стандартизации, процессного подхода и иерархии процессов. Представлена модель процесса выполнения прикладных научных исследований, на основе методов функционального моделирования. Моделирование процессов выполнения прикладных научных исследований базируется на методологии БЛЭТ. Разработаны диаграммы в нотациях ГОЕБ0 и СББ.
В статье представлены модели основных этапов выполнения прикладных научных исследований с указанием входов и выходов для каждого процесса. Предложенная структура регламента включает основные и вспомогательные этапы и отличается от принятых за основу отраслевых стандартов описанием подготовки документов и планирования работ. При анализе процесса выполнения прикладных исследований выявлены места, не поддающиеся контрольным мероприятиям, так как результат работ, в большинстве случаев, ориентирован на заказчика. В статье предложено дополнить этап выполнения научно-исследовательской работы патентными исследованиями и оценкой технико-экономической эффективности.
Описана возможность публикации данного регламента, как в виде отраслевого стандарта, так и в виде стандарта организации в системе менеджмента качества. Обозначены основные преимущества введения данного стандарта для заинтересованных сторон: федеральных органов исполнительной власти и подведомственных им учреждений.
Ключевые слова: моделирование, процессный подход, система менеджмента качества, стандарт, прикладные научные исследования, научно-исследовательская работа, результаты интеллектуальной деятельности.
Oleg I. Vasilyev, Head of the Economic Research Department, Candidate of Economic Sciences.
Nelli S. Barikaeva, Junior Researcher, Economic Research Department, Candidate of Technical Sciences.
STRUCTURE ANALYSIS OF APPLIED SCIENTIFIC RESEARCH PROCESSES IN THE FIELD OF FORESTRY
Russia, Saint-Petersburg, Saint-Petersburg forestry research institute,
Abstract. The article presents the results of structural analysis of applied scientific research work processes in the field of forestry. It's examines the experience of the whole research and development life cycle by government assignment. The subject is a process of applied scientific research work. Paper describes the main prerequisites, goals and objectives for the development of operation standard. Research methods are based on Structure Analysis and Design Techniques (SADT), standardization methods and process approach. The process modeling based on the integrated definition language (IDEF0), operational level diagrams developed in cross functional flowchart (CFF) notation.
The article presents the model of the main sequenced stages of R&D with indication of inputs and outputs for each process. The proposed structure includes the key and auxiliary stages and differs from the adopted industry standards for the description of the preparation of documents and work planning. The analysis identified lack of quality control points. The article highlights the intellectual property protection processes and evaluation of economic efficiency.
The purpose of the study was to develop a national standard. The publishing of these regulations is described, both as an industry standard, and as an organization standard in the quality management system. The main advantages of the introduction of this standard for stakeholders: federal executive bodies and their subordinate institutions.
Keywords: modeling, process approach, quality management system, standardization, applied scientific research, research work, intellectual property results, research and development.
Введение
Выполнение прикладных научных исследований по государственному заданию, формируемому в соответствии с Федеральным перечнем государственных услуг и работ, должно быть обосновано, с точки зрения ресурсов, затрачиваемых на те, или иные процессы. В соответствии со статьей 69.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат в соответствии
с общими требованиями к нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности.
Федеральное агентство лесного хозяйства имеет 5 отраслевых научно-исследовательских учреждений. Ежегодный бюджет в среднем составляет около 100 млн. рублей. Процедуры получения и выполнения государственного задания из года в год повторяются, но временные границы и четкие границы ответственности в полной мере не установлены. Кроме того, стоит выделить ряд проблем, требующих анализа и последующего решения:
• размытость критериев оценки качества прикладных научных исследований;
• отсутствие возможности сформировать причинно-следственную связь и отследить проблемы, возникающие на стадиях формирования государственного задания;
• отсутствие единой системы взаимодействия федерального органа исполнительной власти и подведомственных им научных учреждений;
• отсутствие контрольных точек, что усложняет или в общем исключает принципы непрерывного совершенствования;
• отсутствие документированных процедур.
Для описания результатов анализа использован метод стандартизации. В качестве примера взят формат отраслевого стандарта на примере Минатома ОСТ 95 18-2001 «Порядок проведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Основные положения».
Стоит отметить, что задача стандартизации касается, в основном, вспомогательных процессов. Описание основных (ключевых) процессов выполнения прикладных НИОКР, описана с высоким уровнем абстракции, включает требования международных стандартов и как и любой стандарт несет рекомендательный характер. Все остальные вспомогательные (обеспечивающие, поддерживающие) процессы проанализированы и прописаны достаточно детально. Структурный анализ необходим, прежде всего, для детального рассмотрения всей цепочки процессов от инициации НИОКР до получения результатов интеллектуальной деятельности (РИД) или объектов интеллектуальной собственности (ОИС), в зависимости от необходимости их правовой охраны. Структурный анализ позволяет выявить узкие места, дублирование процессов и создать предпосылки для выравнивания логики их последовательности и повышения эффективности и результативности выполнения НИОКР в целом.
Данное исследование инициировано Санкт-Петербургским научно-исследовательским институтом лесного хозяйства при поддержке Федерального Агентства Лесного Хозяйства с целью обеспечения про-
зрачности выполнения прикладных НИОКР и создания условий для повышения их качества.
Повышение качества результатов прикладных научных исследований во многом зависит от успеха внедрения системы менеджмента качества в подведомственных научно-исследовательских учреждениях. Первым шагом в данном направлении можно считать систему отраслевой стандартизации согласно Федеральному закону от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании". Следующим этапом может являться включение стандарта выполнения НИОКР в группу стандартов организации (ФОИВ) системы менеджмента качества [6], в котором будут отражены следующие аспекты (ТК 115 «Устойчивое развитие административно-территориальных образований»):
- управление процессами;
- анализ их эффективности;
- единая и понятная форма описания административных регламентов;
- формирование ключевых показателей эффективности;
- основа для разработки и внедрения СМК в подведомственных учреждениях (важно ввиду того, что Рослесхоз является не только их учредителем, но и заказчиком);
- формирование критериев оценки качества работ и услуг;
- повышение качества процессов взаимодействия всех заинтересованных сторон.
Постановка целей и задач исследования
Целью исследования является разработка оптимальной модели процессов выполнения прикладных научно-исследовательских работ в сфере охраны, защиты и воспроизводства лесов.
Ожидаемый результат позволит повысить уровень организации планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), результативность их проведения, качество итоговой научной продукции и создаст предпосылки для выработки количественных показателей необходимых ресурсов, затрачиваемых на производство работ. При этом основные задачи состоят в следующем:
- Собрать данные об этапах выполнения прикладных научных исследований
- Разработать модель взаимодействия Федерального органа исполнительной власти и подведомственного ему научного учреждения при выполнении прикладных научных исследований по государственному заданию методом стандартизации как есть (AS-IS);
- Провести структурный анализ последовательности процессов выполнения НИОКР с выявлением проблемных участков;
- Разработать оптимальную модель взаимодействия Федерального органа исполнительной власти и подведомственного ему научного учреждения при выполнении прикладных научных исследований по государственному заданию методом стандартизации (TO-BE);
- Подготовить проект (отраслевого) стандарта выполнения прикладных НИОКР.
Объекты и методы исследования
Процессное управление набирает все большую популярность в связи с ускоренным развитием информационных технологий и появлением современных систем поддержки принятия управленческих решений. Кроме того, оно акцентирует внимание на построении механизмов взаимодействия в рамках процесса, как между структурными единицами хозяйствующих субъектов различного уровня, так и с внешней средой функционирования производственной системы [10, 11].
Функциональное моделирование, как инструмент структурного анализа позволяет выявлять и ликвидировать дублирующие функции, избыточные операции, отслеживать качество выполнения отдельных процессов. Кроме того, утвержденные модели процессов могут быть описаны в стандартах организации.
Конечная цель моделирования процессов заключается в поиске проблем, их устранении и совершенствовании функций исследуемого объекта в целом. Для этого в ходе анализа основное внимание уделяется повышению ценности результатов процесса и снижению времени выполнения операций. Все это может быть выполнено с помощью методологии структурного анализа при помощи основных нотаций IDEF0 и CFF, как наиболее подходящих для анализа взаимодействия функций данного объекта исследования.
IDEF0 - Integrated Definition Language (Методология функционального моделирования), которая включает описание процессов верхнего уровня, описание последовательности этапов и анализ структуры [14, 15]. CFF - Cross Functional Flowchart (Блок-схема - процедура) включает описание процессов нижнего уровня, документирование процедур и распределение зон ответственности участников. [13].
Методология функционального моделирования представляет собой совокупность методов, правил и процедур, предназначенных для построения функциональной модели системы какой-либо предметной области. Такая функциональная модель отображает структуру процессов функционирования системы и ее отдельных подсистем, т.е. выполняемые ими действия и связи между этими действиями. Для этой цели строятся специальные модели, которые позволяют в наглядной форме представить последовательность определенных действий [8].
Результаты и их обсуждение
Для решения задачи сбора информации о процессах выполнения прикладных научных исследований использован опыт ведущего и старейшего научно-исследовательского института отрасли ФБУ Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт лесного хозяйства. Проведено интервьюирование, ответственных специалистов вспомогательных процессов в цепочке выполнения прикладных научных исследований. Проведен анализ электронного документооборота и разработаны формы используемых документов. Проведен обзор литературы и изучен опыт выполнения прикладных научных исследований (в других отраслях) ведомств с высокой научно-технологической базой.
В рамках проведения анализа была разработана модель существующей структуры процессов выполнения прикладных научных исследований (ВПНИ) AS-IS (как есть). Были выявлены узкие места, дублирующие функции, отсутствие контрольных точек. Так, в существующей практике недостаточно полно раскрыта система взаимодействия федерального органа исполнительной власти и подведомственных научных учреждений. Как следствие, практически невозможно провести контроль и объективно оценить качество выполненной работы.
В процессе формирования структуры будущего стандарта несколько раз преобразовывались названия процессов, выстраивалась точность терминологии, менялась последовательность этапов. В результате получена модель взаимодействия федерального органа исполнительной власти и подведомственных научных учреждений, которая учитывает все выявленные недочеты при выполнении прикладных научных исследований. Далее рассмотрим подробно некоторые.
Одной из особенностей процессного моделирования является четкое понимание о необходимых ресурсах для выполнения той или иной работы и о результатах данной деятельности (о входах и выходах процесса). Выходом из модели существующей структуры выполнения прикладных научных исследований предполагался «Акт выполненных работ», как документ подтверждающий приемку работ Федеральным органом исполнительной власти, и «Отчет о НИР». Однако в ходе анализа установлено, что результатом выполнения прикладных научных исследований является не только отчет, но и результаты интеллектуальной деятельности, в последствие претендующие на статус объектов интеллектуальной собственности.
Таким образом, предлагаемый стандарт описывает последовательность выполнения процессов преобразования научных задач в области охраны защиты и воспроизводства лесов в результаты НИОКР и объекты интеллектуальной собственности (рис. 1).
Рис. 1. Контекстная диаграмма
Эффективность контроля, соблюдение временных рамок и качество результатов выполнения прикладных научных исследований во многом зависит от распределения ответственности участников. В разработанной модели указаны все субъекты, участвующие в основных и вспомогательных процессах выполнения прикладных научных исследований, а также установлено взаимодействие между ними.
Основываясь на практике выполнения прикладных научных исследований по государственному заданию Рослесхоза, первоначальная модель состояла из трех основных этапов: подготовка документов и защита бюджетных проектировок; выполнение НИР; приемка НИР.
Выполнение прикладных научных исследований состоит из основных и вспомогательных процессов. Так, этап Подготовка документов и защита бюджетных проектировок в данной схеме является вспомогательным и выполняется на основании Постановлений правительства РФ и Федеральных законов, государственных программ и стратегий. Данный этап включает в себя подготовку, согласование и утверждение документов, обязательных для выполнения научных исследований по государственному заданию. В данном этапе принимают участие, как Федеральный орган исполнительной власти, так и подведомственное учреждение.
В первоначальном варианте модели планирование работ по теме НИОКР входило в процесс выполнения НИР, однако было принято решение о выделении его в отдельную документированную процедуру.
Планирование работ по теме НИОКР начинается с момента подписания приказа «О согласовании тем», государственного задания и подписания технического задания на выполнение НИОКР. На данном этапе приказом назначают авторский коллектив в составе руководителя и научных сотрудников, составляют календарный план, который предусматривает установление сроков начала и окончания работ по каждому этапу НИОКР и планируемый результат выполнения работы, осуществляют расчет затрат на реализацию НИОКР и утверждают индивидуальные планы работы авторского коллектива. В результате планирования работ по теме НИОКР разрабатывается и утверждается форма идентификации проекта (ФИП), предложенная СПбНИИЛХ. ФИП является основным документом, регламентирующим выполнение НИОКР (рис. 2).
По итогам анализа разработана окончательная модель взаимодействия Федерального органа исполнительной власти и подведомственного ему научного учреждения при выполнении прикладных научных исследований по государственному заданию методом стандартизации (TOBE), которая включает следующие основные этапы (рис. 3):
- Подготовка документов и защита бюджетных проектировок;
- Планирование работ по теме НИОКР;
- Выполнение НИОКР;
- Приёмка и государственная регистрация НИОКР в системе ЕГИСУ;
- Правовая охрана РИД.
Следует отметить, что в процессе выполнения работ исполнитель может ограничиться производством НИР или дополнить свои исследования разработкой какой-либо продукции. В таком случае выходами из этих процедур будет не только результаты НИР, но и результаты ОКР.
Выполнение НИОКР начинается с получения подведомственным научным учреждением технического задания и состоит в общем виде из трех основных этапов (рис. 4):
- Научно-исследовательская работа (НИР);
- Опытно-конструкторская (ОКР);
- Подготовка отчета о НИОКР.
Pto. 2. Этап планирования HMDKP
Приказ Рослесхоза О проведении защиты бюджетных проектировок
Научные задачи в области использования, охраны и воспроизводства лесов /
Подготовка документов и защита бюджетных проектировок
ТЗ на выполнение НИОКР
Положение о Научно -техническом совете Рослесхоза
Форма идентификации проекта (ФИП)
1 г
Планирование работ по теме НИОКР
2
Утвержденный ФИП
Зарегистрированный НИОКР
Комплект документов с отчетом о НИОКР (На ученый совет)
Решение о правовой охране РИД Статья 1345 ГК РФ
Результат интеллектуальной
Правовая охрана РИД 5 Объекты интеллектуальной собственности
NODE:
АО
TITLE:
Выполнение прикладных научных исследований по государственному заданию
NO.: 1.0
Рис. 3. Процесс выполнения прикладных исследований
о К Рн
Рассмотрим подробнее процедуру выполнения НИР, которая состоит из пяти основных этапов, представленных на рис. 5. Проведение научных исследований, как правило, начинается со сбора и обработки информации по теме исследования, которые включают в себя патентные исследования. Зачастую в процессе проведения работ недостаточно
внимания уделяется предыдущим разработкам в исследуемых областях. Патентные исследования необходимы, в качестве инструмента анализа, применяемого для решения ряда технических и правовых задач, связанных с разработкой и продвижением на рынок продукции, содержащей научно-технические достижения.
Механизм проведения патентных исследований является комплексным и применяется как для решения правовых вопросов, стоящих перед разработчиками, так и с целью повышения эффективности процесса коммерциализации и повышения конкурентоспособности технического решения [12]. Патентные исследования проводят в соответствии с [5] на начальной стадии НИР, а в дальнейшем на всех стадиях НИОКР, связанных с созданием, производством, реализацией, совершенствованием и использованием продукции производственного назначения, рекомендуется дополнять исследования изучением всех новых материалов. На основе полученных результатов формируется отчет о патентных исследованиях.
Результатом сбора и обработки информации являются теоретические исследования, которые определяют общую структуру исследования и выбор методов проведения экспериментальных исследований в соответствии с названием темы и поставленной проблемой.
Экспериментальные исследования подтверждают теоретические понятия, законы, принципы на практике и являются базой для подтверждения достоверности полученных научных результатов сформулированных в гипотезе научных исследований по выбранной теме [1].
Одним из наиболее важных результатов выполнения НИР, которому не уделяют достаточно внимания в ходе работы, является оценка технико-экономической эффективности. Особенно она важна при внедрении новых научных знаний в производство. При взаимодействии науки и производства проблема воплощения научной идеи с наибольшим экономическим эффектом и в кратчайший по времени срок. Данный процесс является многосложным и связан с решением обширного ряда проблем, причем, не только научно-технического, но и социально-экономического, и организационного характера.
Эффективность отдельного научного исследования определяется его технической и экономической значимостью для отрасли в целом, социальным эффектом от использования научной разработки, влиянием на окружающую среду и здоровье людей.
Выполнение НИОКР завершается подготовкой отчета в соответствии с требованиями [4]. Результатом выполнения данного этапа является комплект документов с отчетом о НИОКР для представления на ученый совет и дальнейшем рассмотрении у заказчика.
Подведомственное научное учреждение
Теоретические исследования
I
Модели и методы исследования
А.
/ Моделирование и постановка эксперимента
Результаты экспериментальных исследований
Оценка технико -экономической эффективности внедрения НИР
Результаты оценки технико -экономической эффективности
Результат интеллектуальной деятельности (РИД)
Результаты НИР
Этап НИР завершен
Рис.5. Блок-схема выполнения НИР
Особое внимание в разрабатываемой модели уделено этапам приемки и государственной регистрации НИОКР.
Итогом выполнения НИОКР могут выступать результаты интеллектуальной деятельности (РИД), в последствии претендующие на правовую охрану. На любом этапе НИОКР могут формироваться соответствующие заявки и в установленном порядке направляться в Федеральную службу по интеллектуальной собственности (Роспатент). Основанием для подачи заявки на получение статуса объекта интеллектуальной собственности (ОИС) в Роспатент являются утвержденные протоколом заседания ученого совета охраноспособные РИД, полученные в результате выполнения отчета о патентной деятельности, формируемого на этапе выполнения НИР.
Заключение
Предложенная модель выполнения прикладных научных исследований дает возможность определить критерий оценки качества полученного научного результата.
Введение в действие данного стандарта выгодно как Федеральному органу исполнительной власти, так и подведомственным научным учреждениям. Так для Федерального органа исполнительной власти основными преимуществами являются:
- Возможность управления процессами НИОКР;
- Анализ эффективности процессов;
- Последовательность для определения временных рамок;
- Формирование ключевых показателей эффективности НИОКР;
- Совершенствование контроля за выполнением прикладных научных исследований.
В то же время Подведомственное научное учреждение имеет следующие выгоды от применения предлагаемого стандарта:
- Единая схема взаимодействия;
- Возможность интеграции в СМК организации;
- Возможность расчета нормативных затрат;
- Капитализация нематериальных активов организации.
Основным преимуществом для всех участников НИОКР является
повышение качества полученных результатов.
Список литературы
1. Аникейчик Н.Д., Кинжагулов И.Ю., Федоров А.В. Планирование и управление НИР и ОКР. Учебное пособие. - СПб: Университет ИТМО, 2016. - 192 с.
2. Володина Н.Л. Процессный подход в системе менеджмента качества / Н.Л. Володина // Организатор производства. - 2016. - № 1 (68). - С. 95-100.
3. ГОСТ 15.101-98 Межгосударственный стандарт «Система разработки и постановки продукции на производство. Порядок выполнения научно-исследовательских работ» (Утвержден постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 3 сентября 1999 г. № 286-ст) - Минск: Межгосударственный совет по стандартизации, метрологии и сертификации - 10 с.
4. ГОСТ 7.32-2017 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления» - М: Стандартинформ - 32 с.
5. ГОСТ Р 15.011-96. Система разработки и постановки продукции на производство. «Патентные исследования. Содержание и порядок проведения» (принят и
введен в действие Постановлением Госстандарта России от 30.01.1996 № 40) - М: Госстандарт России - 17 с.
6. ГОСТ Р 56577-2015 Национальный стандарт Российской Федерации Системы менеджмента качества органов власти. Требования- М: Стандартинформ - 32 с.
7. Жетесова Г.С.. Процессный подход к управлению качеством / Г.С. Жете-сова, Ж.Т. Сартабаев // Труды Университета. - 2007. - № 1. - С. 79-81.
8. Марка Д.А., МакГоун К. Методология структурного системного анализа и проектирования БЛЭТ:Пер. с англ. - С.: Метатехнология, 2003. - 243 с.
9. Прищепа А.В. Процессный подход как способ повышение конкурентоспособности российских предприятий / А.В. Прищепа // Российское предпринимательство - 2008. - Том 9. - № 8. - С. 4-94.
10. Репин В.В. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов / В.В. Репин, В.Г. Елиферов - М: Манн, Иванов и Фербер, - 2012 г. - 544 с.
11. Свод знаний по управлению бизнес-процессами: BPM CBOK 3.0 / Под ред. А. А. Белайчука, В.Г. Елиферова; Пер. с англ. - М.: Альпина Паблишер, 2016. - 480 с.
12. Суслина И.В. Цели проведения патентных исследований на разных этапах жизненного цикла научно-технических достижений / И.В. Суслина // Известия Московского государственного технического университета МАМИ - 2013. -Т. 2 № 3 (17)
- С. 121-125.
13. Ясаков А.С. Процессный подход к управлению экономическими системами / А.С. Ясаков // Вестник Воронежского государственного аграрного университета.
- 2013. - № 2 (37). - С. 324-328.
14. Grzybowska K. The modelling and design process of coordination mechanisms in the supply chain / K. Grzybowska, G. Kovacs // Journal of Applied Logic -Volume 24, Part Л, 2017 - pp. 25-38.
15. Waissi G.R. Automation of strategy using IDEF0 - Л proof of concept / Waissi G.R. [et al.] // Operations Research Perspectives, Volume 2, 2015, pp. 106-113.
УДК 338.266
Макареня Татьяна Анатольевна\
д-р экон. наук, доцент, зав. кафедрой инженерной экономики, ЮФУ;
Назаренко Галина Петровна2, ведущий специалист Программы развития КФУ им. В.И. Вернадского
РАЗРАБОТКА СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ПРОМЫШЛЕННОСТИ КРЫМА
1 Россия, г. Таганрог Факультет управления в экономических и социальных системах, ЮФУ, e-mail: [email protected]
2 Россия, г. Симферополь, КФУ им. Вернадского, e-mail: [email protected]
Аннотация: На основе контент-анализа методик отечественных и зарубежных авторов, а также официально утвержденных Государственных программ развития промышленности России и Крыма предложен алгоритм осуществления оценки устойчивого развития промышленности, рассмотрены особенности этапов и основных элементов осуществления данного процесса.