Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ'

СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
55
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ЗДОРОВЬЕ / ЛИЦА ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА / ГАРМОНИЧНАЯ ЗДОРОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Казарина Аурелия Святославовна

Статья посвящена исследованию личностных особенностей лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. В основе личностных особенностей рассмотрены: психотип, обеспечивающий особенности освоения информации и пользования ею; самосознание, как интегральный уровневый показатель качества взаимодействия с реальностью; виды интеллекта (эмоциональный и когнитивный) как процессы, обеспечивающие быстроту и качество понимания, и принятие решений в жизнедеятельности человека. Использование знаний личностных особенностей занимающихся помогает предсказать особенности поведения и выявить реакцию на оздоровительное воздействие, более точно подойти к выбору средств и методов в занятиях. Практическая значимость исследования заключается в том, что построение занятий оздоровительной физической культуры с учетом личностных особенностей повышает их эффективность за счет качества управления педагогическим процессом и его направленности на оздоровление каждой личности. Протестировано 44 респондента зрелого возраста по 69 показателям. Полученные данные подвергнуты математической обработке методом описательной статистики и корреляционного анализа. Выделены три блока взаимосвязанных показателей, отражающих определённые факторы личностных особенностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Казарина Аурелия Святославовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDENTIFICATION OF THE STRUCTURE OF INTERRELATIONS OF INDICATORS OFPERSONAL CHARACTERISTICS OF MATURE PERSONS ENGAGED IN RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE

The article is devoted to the study of the personal characteristics of persons engaged in health-improving physical culture. At the heart of the personality traits the following are considered: psychotype, which provides the peculiarities of the assimilation of information and the use of it; self-awareness as an integral level indicator of the quality of interaction with reality; types of intelligence (emotional and cognitive) as processes that ensure the speed and quality of understanding, and decision-making in human life. The use of knowledge of the trainees' personal characteristics helps to predict behavioral features and to identify the response to health-improving effects, to more accurately approach the choice of means and methods in the classroom. The practical significance of the research lies in the fact that the construction of health-improving physical culture classes, taking into account personal characteristics, increases their effectiveness due to the quality of management of the pedagogical process and its focus on improving the health of each individual. 44 respondents of mature age were tested on 69 indicators. The obtained data were subjected to mathematical processing by the method of descriptive statistics and correlation analysis. There are three blocks of interrelated indicators that reflect certain factors of personality traits.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ»

3. Роджерс К. Клиенто-центрированная терапия / К. Роджерс. - Москва : Рефл-бук, 1997. -

320 с.

4. Самыгин П.С. Правовая социализация современной российской молодежи: монография / П.С. Самыгин, Ю.И. Исакова, И.В. Печкуров. - Москва : РУСАЙНС, 2016. - 172 с.

REFERENCES

1. Kalinina, N.F. (1998), "The questionnaire of self-actualization", Zhurnal prakticheskogo psikhologa, No. 1, рр. 65-75.

2. Rastorguyeva, E. N. (2013), "To the definition of self-actualization", Uchenye zapiski univer-siteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (99), рр. 114-121.

3. Rogers, C. (1997), Client-Centered Therapy, Refl-book, Moscow.

4. Samygin, P.S., Isakova, Yu. I. and Pechkurov I.V. (2016), Legal socialization of modern Russian youth, Ruscience, Moscow.

Контактная информация:litv-zhanna@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 09.11.2021

УДК 796.01

СТРУКТУРНЫЕ ВЗАИМОСВЯЗИ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЦ ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ

Аурелия Святославовна Казарина, аспирант, старший преподаватель, Уральский государственный университет физической культуры, г. Челябинск

Аннотация

Статья посвящена исследованию личностных особенностей лиц, занимающихся оздоровительной физической культурой. В основе личностных особенностей рассмотрены: психотип, обеспечивающий особенности освоения информации и пользования ею; самосознание, как интегральный уровневый показатель качества взаимодействия с реальностью; виды интеллекта (эмоциональный и когнитивный) как процессы, обеспечивающие быстроту и качество понимания, и принятие решений в жизнедеятельности человека. Использование знаний личностных особенностей занимающихся помогает предсказать особенности поведения и выявить реакцию на оздоровительное воздействие, более точно подойти к выбору средств и методов в занятиях. Практическая значимость исследования заключается в том, что построение занятий оздоровительной физической культуры с учетом личностных особенностей повышает их эффективность за счет качества управления педагогическим процессом и его направленности на оздоровление каждой личности. Протестировано 44 респондента зрелого возраста по 69 показателям. Полученные данные подвергнуты математической обработке методом описательной статистики и корреляционного анализа. Выделены три блока взаимосвязанных показателей, отражающих определённые факторы личностных особенностей.

Ключевые слова: личностные особенности, оздоровительная физическая культура, здоровье, лица зрелого возраста, гармоничная здоровая личность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p167-172

IDENTIFICATION OF THE STRUCTURE OF INTERRELATIONS OF INDICATORS OF PERSONAL CHARACTERISTICS OF MATURE PERSONS ENGAGED IN RECREATIONAL PHYSICAL CULTURE

Aurelia Svyatoslavovna Kazarina, the post-graduate student, senior lecturer, Ural State University of Physical Culture, Chelyabinsk

Abstract

The article is devoted to the study of the personal characteristics of persons engaged in health-improving physical culture. At the heart of the personality traits the following are considered: psychotype, which provides the peculiarities of the assimilation of information and the use of it; self-awareness as an

integral level indicator of the quality of interaction with reality; types of intelligence (emotional and cognitive) as processes that ensure the speed and quality of understanding, and decision-making in human life. The use of knowledge of the trainees' personal characteristics helps to predict behavioral features and to identify the response to health-improving effects, to more accurately approach the choice of means and methods in the classroom. The practical significance of the research lies in the fact that the construction of health-improving physical culture classes, taking into account personal characteristics, increases their effectiveness due to the quality of management of the pedagogical process and its focus on improving the health of each individual. 44 respondents of mature age were tested on 69 indicators. The obtained data were subjected to mathematical processing by the method of descriptive statistics and correlation analysis. There are three blocks of interrelated indicators that reflect certain factors of personality traits.

Keywords: personal characteristics, health-improving physical culture, health, mature age, harmonious healthy personality.

ВВЕДЕНИЕ

В динамично меняющемся мире, предъявляющим к человеку требования выдерживать максимальные и экстремальные нагрузки в различных сферах профессиональной деятельности и жизни, насущной задачей в науке и практике становится исследование личностных особенностей человека, позволяющих ему не только эффективно действовать в социуме и профессии, но и сохранять высокий уровень психофизического здоровья и личного благополучия [1].

Целостность человеческой личности проявляется прежде всего во взаимосвязи психических (сфера эмоций, чувств и мышления) и физических сил организма.

При этом психофизическое оздоровление следует рассматривать как социально-педагогическую систему, формирующую сознательное отношение к своему здоровью, потребность в здоровом образе жизни, а в целом - активность жизненной позиции и ощущение своей личной значимости и социальной полезности.

Как показывают специальные исследования (И. А. Анохина, Е. Ю. Гапоненко, Ю. В. Менхин, Л. В. Попадьина и др.), результаты процесса оздоровления до 92-94% оказываются зависимыми именно от правильности выбора и рациональности применения педагогических воздействий. Эффективность выбора средств оздоровления зависит от личностных особенностей людей зрелого возраста, а также уровня адаптации к ним. В этой связи следует отметить, что различные функциональные системы одного и того же человека практически однозначно реагируют на определенные виды оздоровительных воздействий, но на разные виды их реакции не одинаковы. В нашей работе мы опирались на данные выводы для более точного подхода к выбору средств и методов их использования в оздоровительных целях, на основе индивидуальных особенностей занимающихся.

Ориентация на использования знаний личностных особенностей занимающихся помогает выявить реакцию на оздоровительное воздействие, более точно подойти к выбору средств и методов в занятиях. Такие характеристики как эмоциональный, когнитивный интеллект, самоотношение позволяет занимающимся повысить возможность реализации в социуме и жизнедеятельности как гармоничной и здоровой личности с пониманием взаимодействия с самим собой и другими.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Цель исследования - выявить структуру взаимосвязей показателей личностных особенностей лиц зрелого возраста, занимающихся оздоровительной физической культурой.

Педагогический эксперимент осуществляется на кафедре теории и методики оздоровительных технологий и физической культуры Востока ФГБОУ ВО Уральский Государственный университет физической культуры, студии развития «AURUM», в оздоровительных клубах Челябинской области. В констатирующем эксперименте приняли участие 44 человека зрелого возраста занимающихся оздоровительными средствами физической

культуры - фитнес, аэробика и различными видами ФК Востока (цигун, йога, ушу, восточные методы массажа). Мы предполагали, что выбор средств оздоровительной физической культуры обусловлен личностными особенностями занимающихся. Из личностных особенностей выделили: психотип, обеспечивающий особенности освоения информации и пользования ею; самосознание, как уровневый показатель качества взаимодействия с реальностью; виды интеллекта (эмоциональный и когнитивный) как процессы, обеспечивающие быстроту и качество понимания и принятие решений в жизнедеятельности человека, уровень реализации здорового образа жизни, особенности мировоззренческих позиций и степень удовлетворенности различными аспектами жизни, уровень психологического (личностного) здоровья, как показатель зрелой личности.

Нами были подобраны тесты выявляющие личностные особенности занимающихся: для определения эмоционального интеллекта нами был проведен тест «Диагностика Эмоционального интеллекта» (Н. Холл); для определения общих показателей когнитивного интеллекта использовался тест - КОТ (Краткий отборочный тест, В.Н. Бузин, Э.Ф. Вандерлик) предназначенный для диагностики общего уровня интеллектуальных способностей; для определения уровня самосознания - тест опросник самоотношения (ОСО) Столина- Пантелева.

Для определения психотипа - социотипический опросник Е.С. Филатовой, который позволяет выделить ведущие каналы взаимодействия с реальностью и особенности взаимоотношения с ней. Для выявления уровня степени здорового образа жизни использовалась анкета «Здорового образа жизни» (А. И. Пустозеров). Тест мировоззренческих позиций и степень удовлетворенности различными аспектами жизни (В.М. Карлышев), аутоаналитический опросник здоровой личности (В.А. Ананьев), ориентированы на измерение тех или иных личностных качеств, сформированность которых рассматривается авторами как показатель достижения личностной зрелости. Тест Маслоу позволяет понять доминирующие потребности на данный момент являются самыми важными.

Протестировано 44 респондента зрелого возраста по 69 показателям описанных выше методик. Полученные данные подвергнуты математической обработке методом описательной статистики и корреляционного анализа. Поскольку количество участников меньше суммы исследуемых показателей, мы использовали метод «Алгоритм построения корреляционной плеяды (методом максимального корреляционного пути)», позволяющего выделить отдельные блоки показателей без оценки их удельных весов. Этот способ позволяет выделить ключевые факторы на основе количества корреляционных связей в блоке показателей и позволяет охарактеризовать некую структуру соподчиненных параметров в нём и определить наиболее важные (информативные) и интегративные из имеющихся, которые можно будет использовать в дальнейших исследованиях [3,5].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В результате анализа выделены три блока взаимосвязанных показателей, отражающих определённые факторы, которые получили своё название без факторных весов. Все анализируемые связи далее по тексту умножены на 100.

Первый блок, имеющий наибольшее количество связей (10), включает характеристики эмоционального интеллекта, аутоаналитической личности, ЗОЖ и самоотношения по В. Столину, назван нами условно как фактор «здоровая гармоничная личность»

Представленный блок сложен по сочетанию составляющих, но представляет качественную характеристику личности. Поэтому в дальнейших исследованиях необходимо ориентироваться на данные показатели, при определении выборов средств физического совершенствования.

Рисунок 1 - Структура взаимосвязей блока «Гармоничная здоровая личность»

Вторым по численности связей четко выделяется блок самоотношения (рисунок 2), частично характеризующего уровень понимания и взаимодействия с самим собой и самосознания личности

Рисунок 2 - Структура взаимосвязей показателей блока «Самоотношение и взаимоотношение с собой»

Блок самоотношения представлен 8 значимыми связями. Ключевым в нем является «самопринятие», как характеристика качества взаимодействия с собой, именно оно взаимосвязано с «интегральным чувством собственного Я» (85) (глобальное самоотношение), выражаемое и подкреплепляемое уровнем «самоуверенности» (81), которое, в свою очередь, опирающееся на «аутосимпатию» (66), без «самообвинения» (-65). Дополнительные связи с ведущими показателями отмечаем в «глобальном самоотношении» с «ожиданием

отношений от других» (73), а также «аутосимпатии» и «самоинтересом» (61), которые базируются на самоуважении (61). Таким образом, можем говорить о значимости фактора самоотношения в жизни людей зрелого возраста и наиболее значимом показателе как самопринятие во многом определяющее взаимодействие с собой и внешней реальностью. По мнению многих психологов, данная характеристика формирует взаимоотношение с окружающими и во многом определяет особенности жизнедеятельности. Самопринятие делает человека самодостаточным и более спокойным, а это важные характеристики здоровой личности.

Третий блок показателей характеризует степень «удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности» (рисунок 3).

На вершине взаимосвязей выделяется «удовл. происходящим» с «удовл. здоровьем» (94). Такая закономерность подтверждается исследованиями в психосоматике и рассматривается как условие разумной жизнедеятельности. Показатель «удов. здоровьем» связан на высоком уровне с «удовл. жизнью» (88), а последняя с «удовлетворенность семьей» (66). При этом отмечаются дополнительные связи первого показателя («удов. происходящим») с «удов. окружающими» (87) и «удовлетворенность собой» (78), что указывает на значимость данного показателя, который может являться интегральным показателей в удовлетворенности личности в целом. Фактор назван «удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности». Что касается других интересных связей, то следует отметить, что «эмоциональный интеллект» имеет связи с показателями «зож», «личности» (по Маслоу), «самоотношения» и «ожидания отношений от других» на уровне средних и высоких значений, что указывает его влияние на многие аспекты жизнедеятельности и самой личности. А когнитивный интеллект имеет только одну взаимосвязь на среднем уровне - с «удовлетворенностью собой» (65). На наш взгляд, это свидетельствует о том, что учеными не оценена еще значимость эмоционального интеллекта, хотя имеются уже лонгитюдные исследования, доказывающие важность его в жизни человека [2]. Показатель ЗОЖ взаимосвязан с «взаимоотношением с собой» (63), а также «удовлетворенности с собой (63) и «самопринятием (68). Это показывает, что качество принятия и пользование собой делает человека здоровым и активно занимающимся своим оздоровлением, что важно учитывать в оздоровительной работе с людьми.

Имеется интересная отрицательно взаимосвязь показателя «самореализации» в тесте Маслоу с имеющимся «опытом» (-70) и «генетической обусловленностью» (-63), что вполне логично. Люди понимают, что генетическая предопределённость и отрицательный опыт являются сдерживающими факторами в самореализации и оздоровлении личности.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования нами были выявлены три фактора определяющих здоровье личности на психическом уровне: здоровая гармоничная личность, самоотношение и взаимоотношение с собой, удовлетворенность различными аспектами жизнедеятельности. В них выделены ключевые показатели, к которым относятся эмоциональный интеллект, самоотношение («глобальное самоотношение»), удовлетворенность происходящим с удо -влетворенностью своим здоровьем и удовлетворенностью собой. На наш взгляд, эти показатели во многом определяют психическое здоровье и могут являться его маркерами.

Таким образом, определение личностных особенностей занимающихся дает возможность понять наиболее значимые признаки психического здоровья женщин зрелого возраста и более разумно подойти к выбору средств оздоровительной физической культуры и методике их использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафарова Н.В. Роль личностных особенностей в профессиональной и социальной дезадаптации (на примере медицинских работников) : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Гафарова Наталья Владимировна. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер. с англ. А.П. Исаевой. -Москва : Перспектива, 2009. - 478 с.

3. Интегрально-валеологический подход в оздоровительной физической культуре людей зрелого возраста : учебное пособие / В.М. Карлышев, В.М. Миронова. - Челябинск : Уральский гос. ун-т физ. культуры, 2004. - 104 с.

4. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 432 с

5. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А. Д. Наследов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 392 с.

REFERENCES

1. Gafarova, N.V. (2012), The role of personal characteristics in professional and social maladaptation, dissertation, Ekaterinburg.

2. Goleman, D. (2009), Emotional intelligence, Perspective, Moscow.

3. Karlyshev, V.M. and Mironova, V.M. (2004), Integral-valeological approach in health-improving physical culture of mature people, Ural University of Physical Culture, Chelyabinsk.

4. Menkhin, Yu.V. and Menkhin, A.V., (2009), Health-improving gymnastics: theory and methodology, Physical education and sports, Moscow.

5. Heritov, A. D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation, Speech, St. Petersburg.

Контактная информация: Aura837@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.012.6

О ВЛИЯНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Александр Николаевич Кандабар, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина; Юлия Борисовна Ленева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее эффективные средства и методы развития физических качеств курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России с учетом

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.