Научная статья на тему 'О ВЛИЯНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ'

О ВЛИЯНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
38
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ФИЗИЧЕСКИЕ КАЧЕСТВА / СКОРОСТНО-СИЛОВЫЕ КАЧЕСТВА / ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИЕ УПРАЖНЕНИЯ / СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кандабар Александр Николаевич, Ленева Юлия Борисовна

В статье рассматриваются наиболее эффективные средства и методы развития физических качеств курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России с учетом практической направленности деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Представлены результаты контрольного тестирования, выявляющего уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств курсантов контрольных и экспериментальных групп по итогам проведения педагогического эксперимента. Анализ изменения показателей развития физических качеств показывает, что экспериментальная методика оказала положительное влияние на исследуемые качества и эффективно влияет на формирование профессионально-важных двигательных навыков задержания правонарушителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кандабар Александр Николаевич, Ленева Юлия Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE IMPACT OF SPEED AND STRENGTH TRAINING ON THE LEVEL OF PHYSI CAL DEVELOPMENT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

The article discusses the most effective means and methods of developing the physical qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the formation of professionally important motor skills, taking into account the practical orientation of the activities of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The results of control testing are presented, revealing the level of development of speed, strength and speed-strength qualities of cadets of control and experimental groups based on the results of a pedagogical experiment. The analysis of changes in the indicators of the development of physical qualities shows that the experimental technique had a positive impact on the studied qualities and effectively affects the formation of professionally important motor skills of detaining the offender.

Текст научной работы на тему «О ВЛИЯНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ»

ВЫВОДЫ

В ходе исследования нами были выявлены три фактора определяющих здоровье личности на психическом уровне: здоровая гармоничная личность, самоотношение и взаимоотношение с собой, удовлетворенность различными аспектами жизнедеятельности. В них выделены ключевые показатели, к которым относятся эмоциональный интеллект, самоотношение («глобальное самоотношение»), удовлетворенность происходящим с удо -влетворенностью своим здоровьем и удовлетворенностью собой. На наш взгляд, эти показатели во многом определяют психическое здоровье и могут являться его маркерами.

Таким образом, определение личностных особенностей занимающихся дает возможность понять наиболее значимые признаки психического здоровья женщин зрелого возраста и более разумно подойти к выбору средств оздоровительной физической культуры и методике их использования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гафарова Н.В. Роль личностных особенностей в профессиональной и социальной дезадаптации (на примере медицинских работников) : автореф. дис. ... канд. психолог. наук / Гафарова Наталья Владимировна. - Екатеринбург, 2012. - 24 с.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман ; пер. с англ. А.П. Исаевой. -Москва : Перспектива, 2009. - 478 с.

3. Интегрально-валеологический подход в оздоровительной физической культуре людей зрелого возраста : учебное пособие / В.М. Карлышев, В.М. Миронова. - Челябинск : Уральский гос. ун-т физ. культуры, 2004. - 104 с.

4. Менхин Ю.В. Оздоровительная гимнастика: теория и методика / Ю.В. Менхин, А.В. Менхин. - Москва : Физкультура и спорт, 2009. - 432 с

5. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учебное пособие / А. Д. Наследов. - Санкт-Петербург : Речь, 2004. - 392 с.

REFERENCES

1. Gafarova, N.V. (2012), The role of personal characteristics in professional and social maladaptation, dissertation, Ekaterinburg.

2. Goleman, D. (2009), Emotional intelligence, Perspective, Moscow.

3. Karlyshev, V.M. and Mironova, V.M. (2004), Integral-valeological approach in health-improving physical culture of mature people, Ural University of Physical Culture, Chelyabinsk.

4. Menkhin, Yu.V. and Menkhin, A.V., (2009), Health-improving gymnastics: theory and methodology, Physical education and sports, Moscow.

5. Heritov, A. D. (2004), Mathematical methods of psychological research. Data analysis and interpretation, Speech, St. Petersburg.

Контактная информация: Aura837@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 16.11.2021

УДК 796.012.6

О ВЛИЯНИИ СКОРОСТНО-СИЛОВЫХ ТРЕНИРОВОК НА УРОВЕНЬ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ СИСТЕМЫ МВД РОССИИ

Александр Николаевич Кандабар, преподаватель, Белгородский юридический институт МВД России имени И. Д. Путилина; Юлия Борисовна Ленева, кандидат педагогических наук, доцент, Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя

Аннотация

В статье рассматриваются наиболее эффективные средства и методы развития физических качеств курсантов и слушателей образовательных организаций системы МВД России с учетом

практической направленности деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации. Представлены результаты контрольного тестирования, выявляющего уровень развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств курсантов контрольных и экспериментальных групп по итогам проведения педагогического эксперимента. Анализ изменения показателей развития физических качеств показывает, что экспериментальная методика оказала положительное влияние на исследуемые качества и эффективно влияет на формирование профессионально-важных двигательных навыков задержания правонарушителя.

Ключевые слова: физическая подготовка, физическое развитие, физические качества, ско-ростно-силовые качества, общеразвивающие упражнения, средства и методы физической подготовки.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p172-177

ON THE IMPACT OF SPEED AND STRENGTH TRAINING ON THE LEVEL OF PHYSICAL DEVELOPMENT OF CADETS OF EDUCATIONAL ORGANIZATIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA

Aleksandr Nikolaevich Kandabar, the teacher, Belgorod law institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after I.D. Putilin; Yulia Borisovna Leneva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Y. Kikot

Abstract

The article discusses the most effective means and methods of developing the physical qualities of cadets and students of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia and the formation of professionally important motor skills, taking into account the practical orientation of the activities of employees of the internal affairs bodies of the Russian Federation. The results of control testing are presented, revealing the level of development of speed, strength and speed-strength qualities of cadets of control and experimental groups based on the results of a pedagogical experiment. The analysis of changes in the indicators of the development of physical qualities shows that the experimental technique had a positive impact on the studied qualities and effectively affects the formation of professionally important motor skills of detaining the offender.

Keywords: physical training, physical development, physical qualities, speed and strength qualities, general developmental exercises, means and methods of physical training.

ВВЕДЕНИЕ

Подготовка квалифицированных профессионально-ориентированных сотрудников органов внутренних дел - многолетний процесс. Фундамент ее закладывается еще в период обучения в образовательных организациях системы МВД России, когда организм наиболее восприимчив к различным средствам и методам педагогического воздействия. Однако часто работа с обучающимися ведется без специально разработанных и научно обоснованных методик и практических рекомендаций.

На основании многочисленных исследований, посвященных изучению развития основных физических качеств сотрудников полиции [1, 2, 3], установлено, что для всестороннего профессионального развития курсантов и слушателей большое значение имеет их физическое развитие в период обучения, в первую очередь необходимо уделять внимание развитию быстроты на фоне постепенного развития силы мышц, а затем скоростной выносливости, то есть акцент делается на развитие скоростно-силовых качеств.

Авторы ряда работ подчеркивают, что развивать скоростно-силовые качества целесообразно именно в студенческом возрасте [4, 5, 6]. Исследования сотрудников образовательных организаций системы МВД России [7, 8] показали, что развитие скоростно-силовых качеств на начальном этапе спортивной подготовки и на протяжении всего периода обучения служат надежной базой для успешного овладения двигательными навыками, необходимыми в решении оперативно-служебных задач по задержанию правонару-

шителеи.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В своей работе мы поставили цель исследовать наиболее эффективные средства развития скоростно-силовых качеств и формирования профессионально-значимых двигательных навыков на этапах подготовки курсантов и слушателей. В качестве оценки развития скоростно-силовых качеств у обучающихся были выбраны следующие тесты: бег 100 м; прыжок в длину с места; подтягивание на высокой перекладине.

Исследование проводилось на базе Белгородского юридического института МВД России имени И. Д. Путилина и продолжалось в течение одиннадцати месяцев, с сентября 2019 г. по июль 2020 г. В исследовании приняло участие 200 курсантов. В эксперименте участвовали две группы: экспериментальная и контрольная.

В контрольной группе занятия проводились с акцентом на повышение уровня развития всех физических качеств с помощью широкого комплекса упражнений общеразви-вающего характера, включающего достаточно широкий перечень упражнений, направленных на воспитание подвижности в суставах, координации движений, умения расслаблять мышцы и т. д. Основными средствами выступали: бег, упражнения в лазании по канату (шесту), упражнения на равновесие, акробатические упражнения, подвижные игры, прыжки, метания, эстафеты и т.д.

В экспериментальной группе занятия проводились по предлагаемой нами экспериментальной методике, но с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств и формирования профессионально-важных двигательных навыков силового задержания правонарушителя. Методика включала в себя многофункциональные комплексы общеразвивающих и специальных подготовительных упражнений с акцентом на развитие скоростно-силовых качеств, ускорения (10, 15, 20 м) с максимальной скоростью со старта и с ходу, бег в гору, эстафеты, подвижные игры на формирование техно-тактических действий применения боевых приемов борьбы по силовому задержанию правонарушителя. Общеразвивающие и специальные подготовительные упражнения на месте выполнялись в максимальном темпе, прыжки, ускорения с поворотом и с переменной скоростью выполнялись по сигналу преподавателя и т.д. Во всех группах учебные занятия по физической подготовке проводились 2 раза в неделю по 90 минут согласно расписанию учебных занятий, 30% времени учебного занятия отводилось общеразвивающим упражнениям.

До начала эксперимента и в течение учебного года систематически проводился рубежный контроль в форме контрольного тестирования, выявляющего уровень общего физического развития обучающихся, а также развития скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Результаты контрольных тестирований по итогам проведения педагогического эксперимента были представлены в иллюстративном материале.

В таблице 1 представлены показатели экспериментальной и контрольной групп в контрольном тесте бег 100 м, отражающего уровень развития у курсантов физического качества быстроты.

Бег 100 метров сек.)

Группы экспериментальные контрольные

Курс 1 2 5 4 5 1 2 5 4 5

До 14,38± 14,14± 13,81± 13,73± 13,76± 14,40± 14,10± 13,80± 13,83± 13,72±

0,08 0,08 0,06 0,06 0,07 0,07 0,07 0,08 0,06 0,08

После 13,60± 13,50± 13,27± 13,22± 13,30± 14,20± 13,95± 13,70± 13,62± 13,62±

0,08 0,05 0,04 0,05 0,08 0,09 0,06 0,07 0,05 0,07

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Как следует из таблицы 1 наименьшие сдвиги в скоростных показателях (бег 100 м) наблюдаются у обучающихся контрольных групп, занимающихся по действующей рабочей программе учебной дисциплины «Физическая подготовка». Так, например, разница между итоговыми и исходными показателями контрольной группы имеет не значительную динамику. Итоговые показатели соответствуют оценке «хорошо» только на первом курсе, на всех остальных курсах соответствуют оценке «удовлетворительно», в результате этого достоверности различий здесь не наблюдалось (Р>0,05) в отличие от экспериментальных групп. Наивысшие показатели наблюдаются у обучающихся экспериментальных групп, так у курсантов первого курса исходный среднегрупповой показатель составил 14,38±0,08 сек., а после применения экспериментальной методики составил 13,6±0,08 сек., что соответствует оценке «отлично», при этом наблюдается достоверность различий (Р<0,05).

Динамика изменений показателей в контрольном тесте прыжок в длину с места (таблица 2), отражает уровень развития скоростно-силовых качеств, а также свидетельствует о преимуществе тренировок скоростно-силовой направленности в ходе учебных занятий. Это согласуется с рядом ученых о том, что развитие скоростно-силовых качеств целесообразно начинать именно на начальных этапах подготовки [7, 8].

Таблица 2 - Показатели физического развития скоростно-силовых качеств обучающихся

Прыжок в длину с места (см)

Группы экспериментальные контрольные

Курс 1 2 5 4 5 1 2 5 4 5

До 215,15± 223,85± 231,1± 234,3± 237,25± 216,95± 219,1± 220,8± 222,55± 224,85±

0,86 0,91 0,76 0,5 0,55 1,17 1,06 1,11 1,01 1,01

После 226,85± 234,1± 240,45± 243,15± 247,05± 220,7± 221,55± 225,15± 225,8± 227,85±

1,01 0,86 0,66 0,5 0,66 1,22 1,17 1,11 1,22 1,01

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Так, в таблице 2 отражено развитие скоростно-силовых качеств, позволяющих сотруднику полиции эффективно проводить задержание правонарушителей и отражать нападения от противоправных посягательств. Динамика данного теста отображает схожий характер с тестом бега на 100 м. В данном тесте лучший показатель был у обучающихся третьего курса экспериментальной группы, среднегрупповой результат составил 240,45±0,66 см, при исходном значении 231,1±0,76 см. Подобную картину мы наблюдаем и на остальных курсах в экспериментальных группах, где между первичными показателями и после завершения эксперимента наблюдается достоверность различий (Р<0,05).

Сравнивая данные экспериментальных групп с контрольными достоверность различий наблюдается на первом и третьем курсе обучения при уровне значимости (р<0,05), на остальных курсах достоверности различий не наблюдается (Р>0,05).

Интересно было наблюдать за тем, как проходило развитие отдельных групп мышц под влиянием различной направленности занятий. Оказалось, что и в уровне показателей силы отдельных групп мышц наблюдались существенные различия (таблица 3).

Таблица 3 - Показатели физического развития силовых качеств обучающихся

Подтягивание на перекладине (количество раз)

Группы экспериментальные контрольные

Курс 1 2 5 4 5 1 2 5 4 5

До 10,36± 10,76± 11,80± 12,96± 13,12± 10,24± 10,72 ± 11,76± 12,88± 13,00±

0,61 0,30 0,30 0,30 0,30 0,40 0,25 0,20 0,20 0,30

После 13,04± 14,00± 14,76± 16,00± 16,00± 10,80± 11,24± 12,20± 13,28 ± 13,72±

0,50 0,40 0,30 0,25 0,35 0,40 0,20 0,20 0,15 0,20

Р <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 <0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05 >0,05

Данные таблицы 3 отражают информацию о развитии силы у обучающихся образовательных организаций системы МВД России. С первого курса обучения в конце эксперимента наблюдается рост показателей в подтягивании на высокой перекладине. Так на

первом курсе среднегрупповой результат составил в начале эксперимента 10,36±0,61 раза, в конце 13,04±0,5 раза, что соответствует оценке отлично. На последующих курсах мы видим аналогичную динамику показателей. Отмечается достоверность различий (Р<0,05). В то время как в контрольных группах динамика также прослеживается на всех курсах обучения, но имеет менее выраженный характер, при этом достоверности различий не наблюдается (P>0,05).

ВЫВОДЫ

Таким образом, физическое воспитание курсантов и слушателей является важным звеном в образовательной системе МВД России, и для решения задач физической подготовки ему необходимо уделять большое внимание. Анализ изменения показателей развития физических качеств показывает, что экспериментальная методика оказала положительное влияние на исследуемые качества и эффективно влияет на формирование профессионально-важных двигательных навыков. Динамика изменений показателей скоростных, скоростно-силовых и силовых качеств у обучающихся всех экспериментальных групп дает возможность определить ту направленность занятий, которая обеспечивает не только общее физическое развитие обучающихся, но и более эффективно действует на развитие отдельных физических качеств, задействованных в задержании правонарушителя, и овладение технико-тактических действий применения боевых приемов борьбы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бернштейн Н.А. Физиология движений и активность / Н.А. Берштейн. - Москва : Наука, 1990. - 495 с.

2. Верхошанский Ю.В. На пути к научной теории и методологии спортивной тренировки / Ю.В. Верхошанский // Теория и практика физической культуры. - 1998. - № 2. - С.21-28.

3. Гросс И. Л. Педагогическая система сопряженного воздействия в специальной боевой подготовке курсантов вузов МВД России : дис. ... д-ра пед. наук / Гросс Игорь Львович. - Москва, 2012. - 516 с.

4. Зациорский В.М. Спортивная метрология: педагогический контроль в тренировочном процессе (основы теории тестов и оценок): учеб. пособие для студентов ин-тов физ.культуры / В.М. Зациорский. - Москва : ГЦОЛИФК, 1978. - 49 с.

5. Овчинников В.А. Система формирования профессионально-прикладной физической культуры курсантов и слушателей вузов МВД России: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / Овчинников Владимир Александрович. - Волгоград, 2012. - 54 с.

6. Подлипняк Ю.Ф. Профессионально-прикладная физическая подготовка в вузах МВД России / Ю.Ф. Подлипняк, В.В. Яншин // Ученые, научные школы и идеи: юбилейный сборник научных трудов. - Москва: МЮИ МВД России, 1995. - С.188-191.

7. Гарец Д.Б. О формировании творческих способностей курсантов образовательных организаций высшего образования МВД России на начальном этапе / Д.Б. Гарец, А.Н. Александрова, А.А. Горелов // Психология и педагогика служебной деятельности. - 2019. - № 2. - С. 82-83.

8. Пужаев В.В. Оптимизация содержания тактической подготовки курсантов образовательных организаций МВД России / В.В. Пужаев, В. Л. Дементьев, Д.А. Платонов // Вестник экономической безопасности. - 2018. - № 2. - С. 323-327.

9. Шлыков В.А. Методика силовой подготовки слушателей специальных учебных заведений: дис. ... канд. пед. наук / Шлыков Владимир Александрович. - Москва : МЮИ МВД РФ, 1995. - 180 с.

REFERENCES

1. Bernstein, N.A. (1990), Physiology of movements and activity, Nauka, Moscow.

2. Verkhoshansky, Yu.V. (1998) "On the way to the scientific theory and methodology of sports training", Theory and practice ofphysical culture, No. 2, pp. 21-28.

3. Gross, I.L. (2012) Pedagogical system of conjugate influence in special combat training of cadets of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Moscow.

4. Zatsiorsky, V.M. (1978), Sports metrology: pedagogical control in the training process (fundamentals of the theory of tests and assessments): textbook. manual for students of the Institute of Physical culture, GTSOLIFK, Moscow.

5. Ovchinnikov, V.A. (2012), System offormation ofprofessional and applied physical culture of cadets and students of universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia, dissertation, Volgograd.

6. Podlipnyak Yu.F. and Yanshin, V.V. (1995), "Professionally applied physical training in universities of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Scientists, scientific schools and ideas: jubilee collection of scientific papers, Moscow, pp. 188-191.

7. Garets D.B., Alexandrova A.N. and Gorelov A.A. (2019), "On the formation of creative abilities of cadets of educational institutions of higher education of the Ministry of Internal Affairs of Russia at the initial stage", Psychology and pedagogy of official activity, No. 2, pp. 82-83.

8. Puzhaev V.V., Dementiev V.L. and Platonov D.A. (2018), "Optimization of the content of tactical training of cadets of educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia", Bulletin of Economic Security, No. 2, pp. 323-327.

9. Shlykov, V.A. (1995), Methods of strength training of students of special educational institutions, dissertation, Moscow..

Контактная информация: kandikk@mail.ru

Статья поступила в редакцию 04.11.2021

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011.1

ОСОБЕННОСТИ ПРОГРАММИРОВАНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

ДЛЯ РОССИЙСКИХ МУЖЧИН 50-60 ЛЕТ I-II ГРУППЫ ЗДОРОВЬЯ

Екатерина Сергеевна Каченкова, доцент, кандидат педагогических наук. Институт естествознания и спортивных технологий, Московский городской педагогический университет; Елена Ивановна Кривицкая, доктор медицинских наук, профессор, Смоленский государственный университет спорта

Аннотация

В статье рассматривается схема применения занятий на тренажерах, специально адаптированных упражнений для повышения двигательной активности и физической работоспособности мужчин 50-60 лет, с учетом диспансеризации и определение их в I-II группы здоровья. Апробированы алгоритмы вариативных программ для лиц без нарушений в состоянии здоровья с целью профилактики и для лиц, имеющих незначительные нарушения в состоянии здоровья. В результате проведенного исследования доказана практическая эффективность применяемых методик занятий с мужчинами 50-60 лет.

Ключевые слова: мужчины 50-60 лет, оздоровительная тренировка, тренажеры, I-II группы здоровья.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2021.11.p177-183

FEATURES OF PROGRAMMING WELLNESS TRAINING FOR RUSSIAN MEN AGED 50-60 YEARS OF AGE I-II HEALTH GROUPS

Ekaterina Sergeevna Kachenkova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Institute of Natural Science and Sports Technologies of the Moscow City Pedagogical University; Elena Ivanovna Krivitskaya, the doctor of medical sciences, professor, Smolensk State University of Sport

Abstract

The article discusses the scheme of using the exercises on simulators, specially adapted exercises to increase the motor activity and physical performance of men aged 50-60 years old, taking into account medical examination and their definition in the I-II health groups. Algorithms of variable programs have been tested for people without health disorders for the purpose of prevention and for people with minor

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.