Вестник Томского государственного университета Философия. Социология. Политология. 2015. № 3 (31)
УДК 32 (470) : 911.3 (470) Б01 10.17223/1998863Х/31/6
С.А. Сухинин
СТРУКТУРНЫЕ ТРАНСФОРМАЦИИ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ ЮГА РОССИИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ1
Рассматриваются особенности современного геополитического положения Юга России как макрорегиона, объединяющего три федеральных округа страны, в свете динамики политических событий последних лет. Среди главных особенностей автор выделяет многососедство, приграничностъ субъектов, территориальную сопряженность с самопровозглашенными территориями, влияние на регион деятельности межгосударственных политических, экономических и военных союзов и организаций как геополитических акторов.
Ключевые слова: Юг России, геополитическое положение, многососедство, приграничностъ, интеграция.
Юг России включает в себя три федеральных округа - Южный, СевероКавказский и Крымский (образован указом президента России В.В. Путина от 21 марта 2014 года, после включения в состав Российской Федерации территории Крыма и г. Севастополя), занимает площадь 618,4 тыс. км2, на которой проживает около 26 млн чел. Если территория южнороссийского региона в масштабах всей страны не так заметна (3,6% площади РФ), то по численности проживающего здесь населения регион значим - здесь сконцентрировано 18 % жителей страны (таблица). Различна и роль отдельных федеральных округов в пространственной структуре Юга России (рис. 1, 2):
4,4
27,6
■ Южный федеральный округ □ Северо-Кавказский федеральный округ Ш Крымский федеральный округ
Рис. 1. Доля субъектов Федерации Юга России в общей площади региона, %.
Примечание. Рассчитано и составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и Государственной службы статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua) [1, 2]
1 Исследование выполнено в рамках проекта 213.01-11/2014-77ПЧ.
ведущие позиции как по площади территории, так и по численности жителей занимает Южный федеральный округ, в то время как образованный Крымский округ является самым малым не только в южнороссийском регионе, но и в стране в целом.
9,1
■ Южный федеральный округ □ Северо-Кавказский федеральный округ Н Крымский федеральный округ
Рис. 2. Доля субъектов Федерации Юга России в численности населения региона,
2013 г., %.
Примечание. Рассчитано и составлено по данным Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru) и Государственной службы статистики Украины (www.ukrstat.gov.ua) [1, 2]
Главной особенностью геополитического положения рассматриваемого региона является его приграничный характер, выраженный в наличии государственной границы Российской Федерации в пределах субъектов, входящих в южнороссийский регион (рис. 3). Причем значение данного фактора в геополитической ситуации после воссоединения Крыма с Россией и создания Крымского федерального округа еще более усилилось. Ныне из 15 субъектов южнороссийского региона выход к сухопутной государственной границе РФ с сопредельными странами имеют 12 (кроме Адыгеи, Калмыкии и Севастополя), а с учетом морских границ -13 (включая Севастополь). Из субъектов Федерации Юга России, наибольшее число государств-соседей имеют Северная Осетия-Алания, Дагестан, Карачаево-Черкесия - каждая из этих республик граничит с двумя соседними странами.
Условные обозначения: КРЧ - Республика Карачаево-Черкесия
КБР - Республика Кабардино-Балкария
PCO - Республика Северная
Осетия-Алания
РИ - Республика Ингушетия
Абхазия
уч/ Грузия
Рис. 3. Модель геополитического положения Юга России Таблица. Приграничное положение субъектов Юга России
Страны-соседи РФ Субъекты Федерации Юга России, выходящие к государственной границе
Украина Ростовская область, Республика Крым
Абхазия Краснодарский край
Южная Осетия Северная Осетия-Алания
Грузия Карачаево-Черкесия, Кабардино-Балкария, Северная Осетия-Алания, Ингушетия, Чеченская Республика, Дагестан
Азербайджан Дагестан
Казахстан Астраханская область, Волгоградская область,
Морская граница РФ По Черному и Азовскому морям - Ростовская область, Краснодарский край, Республика Крым, Севастополь По Каспийскому морю - Дагестан, Астраханская область
За последнее время значительно изменился характер соседства вследствие трансформации геополитической ситуации на Юге России. Если в первом десятилетии 2000-х гг., так же как и на рубеже ХХ-ХХ1 вв., наибольшую тревогу вызывала безопасность Кавказского участка государственной границы, что напрямую было связано с наличием военных действий в Чеченской Республике, Дагестане, проявлением исламского фундаментализма и терроризма в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Северной Осетии, военным конфликтом Грузии с Абхазией и Южной Осетией, то в последний год наиболее сложной в геополитическом отношении стала граница Российской Федерации с Украиной. Острота ситуации в приграничном взаимодействии здесь связана с ведением военных действий вооруженных сил Украины
и национальной гвардии с ополченцами Донецкой и Луганской областей, провозгласивших здесь в апреле 2014 г. соответственно Донецкую и Луганскую народные республики и образовавших в мае 2014 г. Союз Народных Республик «Новороссия». Непрекращающиеся военные действия и обстрел населенных пунктов на юго-востоке Украины вызвали массовый приток беженцев в Ростовскую область и Республику Крым, как субъекты Юга России, имеющие непосредственную границу с Украиной, что существенно осложняет общественно-политическую и социально-экономическую ситуацию. Неоднократный залет снарядов со стороны Украины в соседние населенные пункты Ростовской области напрямую создает угрозу жизням и имуществу жителей приграничных населенных пунктов и беженцев с Украины, вынужденных покинуть свое постоянное место жительство и искать укрытие от военных действий в Российской Федерации.
Реалиями последних лет стало появление вдоль границ Юга России самопровозглашенных государственных образований. К ним относятся Абхазия и Южная Осетия, провозгласившие свою независимость от Грузии еще в начале 1990-х гг. на волне противостояния национальной политике, которая вылилась в открытые вооруженные противодействия. Обе республики получили политическое признание в августе 2008 г. со стороны Российской Федерации после открытой вооруженной агрессии Грузии, но до настоящего времени не стали полноправными субъектами международного права, не найдя подтверждения статуса суверенных государств у большинства стран мира. Возможно, такая же модель политического развития будет и у Луганской и Донецкой народных республик.
Наиболее стабильной в геополитическом отношении границей южнороссийских субъектов с соседними государствами выступает сегмент российско-казахстанской границы в пределах Волгоградской и Астраханской областей. В Новейшей истории взаимодействия двух стран случаев столкновений между казахами и русскими на национальной почве не было. Обе страны входят в Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) - военно-политический союз, объединяющий страны СНГ, а тесная политическая и торгово-экономической интеграции Белоруссии, Казахстана и России нашла выражение в создании Таможенного союза трех государств [3, 4]. Образованное единое экономическое пространство трех стран, предусматривающее безвизовый режим, отмену таможенных пошлин и ограничений экономического характера во взаимной торговле между сторонами-участниками, получило продолжение в формировании Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) с переходом в перспективе в Экономический союз, как более высокой по уровню ступени интеграции [5].
Юг России образует самую южную периферию нашей страны, выходя широким фронтом на западе к Черному и Азовскому морям, а с востока -к Каспийскому морю. Правовой статус этих водоемов до конца не урегулирован. Азовское море отнесено к категории внутренних вод России и Украины, и его использование определено двусторонним договором 2004 г.; однако после воссоединения Крыма с Россией акватория Украины в Черном и Азовском морях значительно сократилась, что в перспективе вызовет пересмотр данного документа [6]. Статус Каспийского моря до сих пор остаётся
предметом переговоров, связанных с разделом ресурсов его шельфа (нефти и газа), а также биологических ресурсов. Поскольку Каспийское море представляет собой закрытый внутриконтинентальный водоем, не имеющий естественного соединения с Мировым океаном, к нему не должны применяться автоматически нормы и понятия международного морского права (в частности, положения Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., устанавливающие исключительные 200-мильные экономические зоны государств) [7]. На прошедшем в конце сентября 2014 г. в Астрахани IV Каспийском саммите (так называемой «Каспийской пятерки») президенты прикаспийских государств договорились об общих принципах разграничения водных пространств, дна и недр, о режиме судоходства и рыболовства в Каспийском море. Национальный суверенитет сторон будет распространяться над прибрежным морским пространством в пределах 15 морских миль, на примыкающей к этой зоне 10-мильной зоне будет распространяться исключительное право каждой из сторон на добычу водных биологических ресурсов. При этом большая часть акватории Каспия останется в общем пользовании сторон [8]. Немаловажным компонентом является исключение размещения на Каспии военной инфраструктуры третьих стран - право пребывания на Каспийском море имеют вооруженные силы исключительно прибрежных стран.
Важным фактором современного геополитического положения Юга России является существенное влияние на регион межгосударственных политических и военных союзов и организаций, которое в последнее десятилетие динамично меняется. Большинство стран-соседей региона являются членами Содружества независимых государств (СНГ). Взаимодействию стран СНГ способствует территориальная близость, наличие единых границ, развитая транспортная инфраструктура, а также традиционные связи, возникшие в период существования в рамках единой страны. Несмотря на эти факторы, интеграция стран СНГ происходит медленно, что связано с разным уровнем экономического развития и частым несовпадением взаимных интересов государств, а по оценкам ряда аналитиков и экспертов, эта группировка государств постсоветского пространства исчерпала изначально заложенный в нее потенциал межгосударственного взаимодействия [9, 10, 11, 12]. Активная реализация стратегических интересов России, направленных на более тесное интеграционное взаимодействие со странами СНГ, в последнее десятилетие способствовала заключению ряда двусторонних соглашений и укреплению взаимного сотрудничества с соседними странами постсоветского пространства. Такое углубление интеграции предполагает создание на основе межгосударственных связей интеграционных образований более высокого ранга в рамках СНГ. Первым среди них стало Евразийское экономическое сообщество (ЕврАзЭС), созданное в 2001 г. с целью формирования общих внешних таможенных границ государств-участниц, выработки единой внешнеэкономической политики, тарифов, цен и других составляющих функционирования общего рынка. ЕврАзЭС объединяет 5 стран СНГ: Белоруссию, Казахстан, Киргизию, Россию, Таджикистан, а наблюдателями выступают Армения, Молдова иУкраина [3, 13].
Следующим шагом интеграции стало принятое в августе 2006 г. на Межгосударственном совете ЕврАзЭС принципиальное решение о создании Та-
моженного союза в составе трёх государств, готовых к этому, - Белоруссии, России и Казахстана [4]. Главным достижением Таможенного союза является создание единого таможенного пространства на основе принятого общего Таможенного кодекса, а существенным шагом в развитии дальнейшей, более прочной интеграции стала отмена в апреле 2011 г. транспортного контроля на границе стран Таможенного союза, а в июле 2011 г. и таможенного контроля -они перенесены на внешний контур границ Таможенного союза [14]. В итоге создание Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России позволит стимулировать экономическое развитие и повысить уровень развития национальных экономик путем значительного сокращения сроков перевозки грузов из
Европы в Азию, что еще более усилит экономическую и геополитическую
1
значимость южнороссииского региона, имеющего транзитное положение . Дальнейшая интеграция трех стран-членов Таможенного союза привела к оформлению Единого экономического пространства, перспективой которого призван стать с 2015 г. Евразийский экономический союз, к которому присоединится Армения, а в дальнейшем - и Киргизия [5, 14].
Ослабление интеграционных интересов в рамках СНГ на рубеже XX-XXI вв. привело к вовлечению ряда постсоветских государств в орбиту влияния других международных организаций, и прежде всего ЕС и НАТО. Европейский союз активно поводит политику активизации интеграционных связей с рядом стран СНГ в рамках проекта «Восточное партнерство», предусматривающего механизмы воздействия на реформы, проводимые в данных государствах, в обмен на либерализацию визового и торгового режима [15]. В итоге, в июне 2014 г. в Брюсселе три государства СНГ - Молдова, Украина и Грузия, - два из которых являются непосредственными соседями южнороссийского региона, подписали Соглашение об ассоциации с Европейским союзом, который выставляет ряд требований, касающихся совершенствования системы государственного управления, взаимного открытия собственного рынка труда, финансов и товаров, усиления борьбы с коррупцией, внедрения европейских стандартов в области питания, образования, юриспруденции и других сфер деятельности [15]. В случае успешной реализации всех требований государства, подписавшие Договор об ассоциации, в перспективе могу претендовать на то, чтобы войти в состав Европейского союза в качестве полноправных членов. Однако реальные перспективы для этого не определены, и фактически открытие собственных рынков для предприятий и корпораций ЕС может пресытить экономику стран, присоединившихся к ассоциации, европейскими товарами, что нарушит сложившуюся конъюнктуру рынка, усилит конкуренцию и вытеснит местных производителей, а введение безвизового режима в отношении данных стран может вызвать рост миграционных потоков в европейские государства, в том числе дешевой рабочей силы. С целью защиты внутреннего рынка от ближайших соседей при их присоединении к ассоциации с ЕС и создания зоны свобод-
1http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0% BD%D 1 %8B%D0%B9_%D 1 %81%D0%BE%D 1 %8E%D0%B7_%D0%91 %D0%B5 %D0%BB%D0%BE %D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8,_%D0%9A%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1% 85%D1%81%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0,_%D0%9A%D0%B8%D1%80%D0%B3%D0%B8% D0%B7%D0%B8%D0%B8_%D0%B8_%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8 -cite note-7#cite note-7.
ной торговли Россия вынуждена принять меры по защите собственных экономических интересов и от украинских, молдавских и грузинских товаров, которые, не выдержав конкуренции с привозными европейскими продуктами, могут хлынуть в нашу страну. В то же время меры регулирования внешнеторговых поставок могут стать дополнительным стимулом для производителей Юга России, способных насытить собственный рынок необходимыми продуктами питания высокого качества и тем самым повысить эффективность своей деятельности.
Наряду с Европейским союзом активную политику расширения своего влияния на Юг России и прилежащие страны оказывает и военно-политический блок НАТО. Северо-Атлантический альянс в отношении стран СНГ проводит политику по программе «Партнерство ради мира», направленную на оказание военно-консультационной помощи и проведение совместных военных маневров вблизи или на территории государств-партнеров [16]. Фактически же, прикрываясь лозунгами евроатлантической безопасности, блок НАТО ведет достаточно агрессивные политические действия, нарушая сложившийся десятилетиями паритет сил, приблизившись практически вплотную к границам нашей страны и нарушая зоны традиционных российских геополитических интересов. Примерами этого являются многочисленные визиты руководящих сотрудников Североатлантического альянса в Украину, Грузию и Молдову, осуществление мероприятий военной кооперации с этими странами, проведение военных учений в черноморском регионе. Это вносит деструктивный элемент и вызывает излишнюю напряженность во взаимодействии стран и опасения в уровне безопасности южнороссийского региона, который находится в непосредственной близости от стран-партнеров НАТО и входит в зону влияния политики СевероАтлантического альянса. Активно вмешиваются в геополитическую ситуацию в Черноморо-Каспийском регионе и США, считая его территорией своих геополитических интересов.
Воссоединение Крыма с Российской Федерацией делает нашу страну более талассократической, поскольку вновь присоединенные территории, расположенные в центре Северного Причерноморья, позволяют контролировать значительную часть Азово-Черноморского бассейна. При этом Россия, хотя и прирастила незначительную часть территории (27 тыс. км2, что в масштабе площади всей страны составляет менее 0,2 %) и увеличила свои морские границы (примерно на 2,5 тыс. км), но в геостратегическом плане эти изменения весьма значимы. Российская Федерация в этом отношении стала геополитическим антиподом Турции в Черноморском бассейне и закрыла вход-выход Украине в Азовский бассейн. Именно Турция и Россия будут являться главными акторами геополитической ситуации в Черноморском регионе, но в то же время и основными геополитическими конкурентами. Это связано с тем, что зоны их геополитических интересов перекрываются в Крыму и на Кавказе. Турция активно поддерживала и поддерживает крымско-татарскую общину и влияет на тюркоязычные народы Кавказа (азербайджанцев, балкарцев, карачаевцев, кумыков, ногайцев), Россия, стремясь наладить стабильный южный путь транспортировки газа, осуществляет строительство газопровода «Южный поток» по дну Черного моря, вступая
тем самым в конкуренцию с Турцией в ее возможностях транзита углеводородов из Каспийского бассейна по суше. Несмотря на ряд других противоречий (вхождение во внешнеполитические блоки, сотрудничество с блоком НАТО), Россия и Турция сохраняют партнерские взаимоотношения как в экономике, так и во внешней политике, выступая странами-лидерами в Организации черноморского экономического сотрудничества как региональной группировке стран Черноморо-Азовского бассейна.
Значительным недостатком геополитического положения Юга России в связи с присоединением Крыма к России является пока еще отсутствие прямого сухопутного сообщения с «материком». Реализация проекта по строительству мостового перехода через Керченский пролив полностью разрешит данную проблему и позволит наладить прямое транспортное взаимодействие Крымского и Южного федеральных округов.
Таким образом, геополитическое положение Юга России отличается сложностью структуры, разнообразием, а зачастую и противоречивостью влияющих на него факторов, динамичностью изменений. Территория региона входит в зону внимания многих государств и межгосударственных организаций, что и в перспективе будет способствовать активному их влиянию на развитие ситуации в субъектах Юга России. В то же время многососедство, приграничность, тесная территориальная сопряженность областей, краев и республик с соседними странами, в том числе и самопровозглашенными территориями, широкий выход к морям будут способствовать упрочению транзитного потенциала геополитического положения региона и осуществлению внешнеполитических и экономических связей с другими регионами.
Литература
1. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2013: Стат. сб. М.: Росстат, 2013. 990 с.
2. Регюни Украши: Статистичний зб1рник. 2013. Ч. I. Кшв: Держстат Украши, 2013. 300 с.
3. ЗаяцД.В. Интеграционных орбиты СНГ // География. 2008. № 19. С. 3-4.
4. Олейник А. Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана // География. 2011. № 12. С. 5-8
5. Путин В.В. Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня // Известия. Деловая газета. 2011. 3 окт. С.1.
6. Договор меж^у Российской Федерацией и Украиной о сотрудничестве в использовании Азовского моря и Керченского пролива. [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2003/12/ 57621/58572.shtml.
7. Чернявский Е.Б. Что есть Каспий и как его поделить? // Природа. 2007. № 1. С. 40-48.
8. Документы, подписанные по итогам IV Каспийского саммита [Электронный ресурс] // Президент России. Официальный сайт. - Режим доступа: http://news.kremlin.ru/ref_notes/4756.
9. Шупер В.А. Место России в отношениях между Западом и Китаем // География. 2011. № 2. С. 16-21.
10. ДергачёвВ.А., ВардомскийЛ.Б. Регионоведение. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. 519 с.
11. Россия: социально-экономическая география / под ред. А.И. Алексеева, В. А. Колосова. М.: Новый хронограф, 2013. 708 с.
12. Постсоветское пространство: двадцать лет перемен / под ред. В.Л. Бабурина. Смоленск: Универсум, 2013. 300 с.
13. О Евразийской экономической комиссии. [Электронный ресурс] // Евразийская экономическая комиссия. Официальный сайт. - Режим доступа: http://www. eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx.
14. Таможенный союз. [Электронный ресурс] // Независимое Online обозрение. - Режим доступа: http://www.customsunion.ru.
15. Области на политиката на Европейския съюз [Электронный ресурс]: (на болгарском языке) // Европейски съюз (в български). - Режим доступа: http://europa.eu/index_bg.htm.
16. The Partnership for Peace programme [Электронный ресурс] // Nord Atlantic Treaty Organization. - Режим доступа: http://www.nato.int/cps/en.
Sergey A. Sukhiiiiii. North Caucasian Research Institute of Economic and Social Problems of the Southern Federal University (Rostov-na-Dony, Russian Federation). E-mail: [email protected]. DOI 10.17223/1998863X/31/6
STRUCTURAL TRANSFORMATION OF THE GEOPOLITICAL LOCATION OF THE SOUTH OF RUSSIA IN MODERN CONDITIONS
Key words: the South of Russia, geopolitical location, multi-neighborhood, close boundedness, integration associations.
This article is characterized features of the modern geopolitical situation in Southern Russia as the union of the three federal districts in the country, based on the dynamics of political events in recent years. Among the main features of the geopolitical situation of the South of Russia the author identifies a large number of neighboring countries, frontier subjects, the proximity to breakaway state formations, seaside location, the impact on the Region of activity of international political, economic and military alliances and organizations as geopolitical actors.
South of Russia appears to us as a set of three federal districts - South, North Caucasus and Crimea (formed in March 2014 after joining the Crimea Sevastopol to Russia). The area of the South of Russia - 618.4 thousand km2 (3.6% of the territory of Russia), the population - 26 million persons (18% of the population of Russia). Leading position in the area of the territory and population as part of the South of Russia takes the Southern Federal District. Crimean district is the smallest in the south of Russia and in the whole country.
The main features of the geopolitical position of the South of Russia are as follows:
1. Localization territory of subjects the South of Russia along the border of the country. Of the 15 subjects of the South of Russia 12 subjects are located at the landlubber state border of Russia.
2. Along the borders of the South of Russia are located the breakaway state entities such as Abkhazia, South Ossetia, Lugansk and Donetsk people's republics.
3. South of Russia has a wide output in the Black Sea, Azov Sea and the Caspian Sea. The legal status of these water bodies are not fully resolved and require further negotiations
4. A significant impact on the region has interstate economic, political and military alliances and organizations. Leading positions here remain the Commonwealth of Independent States and the Eurasian Economic Union, contributing to the strengthening of integration relations in the former Soviet territory. The worrying implications has accession of Ukraine and Georgia in association with the European Union, as well as the activities of the North Atlantic Treaty Organization near the boundaries of the South of Russia
5. In the South of Russia is spread impact vectors of geopolitical development of many countries, which include this territory in the zones of its influence. The most actively pursue its policy in the region, Turkey and the United States, as geopolitical rivals Russia.
6. Was expanded area of maritime boundaries in the South of Russia at the expense of joining the Crimea. However, no direct communication by land between the Crimea and mainland of Russia is problematic factor geopolitical situation in South of Russia.
In summary, it can be noted that the specificity of the geopolitical position of the South of Russia are the complexity of the localization structure, diversity and contradictions of factors influencing it, the dynamic changes. The territory of the region is in the zone of attention many states and international organizations, which in the future will facilitate actively to their impact on the development of the situation in the regions of the South of Russia. At the same time the presence of a large number of neighboring countries, placement along the border, strong territorial contingence of the South Russian subjects with neighboring countries, including the breakaway territories, wide access to the seas will contribute to strengthening of the transit potential of the geopolitical situation in the region in the implementation of foreign policy and economic relations with other regions.
References
1. Federal State Statistics Service. (2013) Regiony Rossii. Sotsial'no-ekonomicheskie pokazateli 2013 [Russian Regions. Social and Economic indicators 2013]. Moscow: Rosstat.
2. State Statistic Service of Ukraine. (2013) Regioni Ukrai'ni: Statistichniy zbipnik. 2013 [Ukrainian Regions. Statistics Collection] Part 1. Kii'v: Derzhstat Ukrai'ni.
3. Zayats, D.V. (2008) Integratsionnykh orbity SNG [The CIS integration orbit]. Geografiya. 19. PP. 3-4.
4. Oleynik, A. (2011) Tamozhennyy soyuz Rossii, Belorussii i Kazakhstana [The Customs Union of Russia, Belarus and Kazakhstan]. Geografiya. 12. pp. 5-8
5. Putin, V.V. (2011) Novyy integratsionnyy proekt dlya Evrazii - budushchee, kotoroe rozhdaetsya segodnya [A new integration project for Eurasia - a future that is born today]. Izvestiya. Delovaya gazeta. 3rd October. p.1
6. Kremlin.ru. (2003) Dogovor mezhdu Rossiyskoy Federatsiey i Ukrainoy o sotrudnichestve v ispol'zovanii Azovskogo morya i Kerchenskogo proliva [Treaty between the Russian Federation and Ukraine on cooperation in the use of the Azov Sea and the Kerch Strait]. [Online] Available from: http://archive.kremlin.ru/events/articles/2003/12/ 57621/58572.shtml.
7. Chernyavsky, E.B. (2007) What the Caspian Sea really is and how to divide it? Priroda. 1. pp. 40-48. (In Russian).
8. Kremlin.ru. (2014) Dokumenty, podpisannye po itogam IVKaspiyskogo sammita [The documents signed at the IV Summit of the Caspian]. [Online] Avaialble from: http: //news.kremlin.ru/ref_notes/4756.
9. Shuper, V.A. (2011) Mesto Rossii v otnosheniyakh mezhdu Zapadom i Kitaem [Russia's place in the relations between the West and China]. Geografiya. 2. pp. 16-21.
10. Dergachev, V.A. & Vardomsky, L.B. (2011) Regionovedenie [Regional Studies]. Moscow: YuNITI-DANA.
11. Alekseev, A.I. & Kolosov, V.A. (2013) Rossiya: sotsial'no-ekonomicheskaya geografiya [Russia: socio-economic geography]. Moscow: Novyy khronograf.
12. Baburin, V.L. (2013) Postsovetskoe prostranstvo: dvadtsat' let peremen [The Post-Soviet Space: Twenty Years of Change]. Smolensk: Universum.
13. Eurasian Economic Commission.org. O Evraziyskoy ekonomicheskoy komissii [About the Eurasian Economic Commission]. [Online] Available from: http: //www.eurasiancommission.org/ru/Pages/about.aspx.
14. Customsunion.ru. Tamozhennyy soyuz [The Customs Union]. [Online] Available from: http://www.customsunion.ru.
15. Europa.eu. Oblasti na politikata na Evropeyskiya s"yuz [Areas of the EU policy]. [Online] Available from: http://europa.eu/index_bg.htm. (In Bulgarian).
16. Nord Atlantic Treaty Organization. The Partnership for Peace programme. [Online] Available from: http://www.nato.int/cps/en.