Sukhinin Sergey Alexandrovich STRUCTURAL FEATURES ...
УДК 332.12
DOI: 10.26140/anie-2019-0803-0081
СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЮГА РОССИИ
© 2019
AuthorlD: 675354 SPIN: 2083-9844 ResearcherlD: T-9534-2019 ORCID: 0000-0001-8374-1573 ScopusID: 57204526973
Сухинин Сергей Александрович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры «Экономика» Донской государственный технический университет (344000, Россия, Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1, e-mail: suhmax@mail.ru) Аннотация. Цель: выявить и проанализировать структурные особенности отдельных подсистем экономического пространства Юга России. Методы: пространственный анализ, статистический метод структурно-логический метод при характеристики подсистем экономического пространства; покомпонентный анализ при установлении взаимосвязей отдельных элементов экономического пространства. Теоретической основой исследования послужили современные концепции, отражающие различные подходы рассмотрения сущности и структуры экономического пространства региона. Результаты: используя массив статистических данных, проведен анализ структурных особенностей экономического пространства Юга России, объединяющего субъекты Южного и Северо-Кавказского федеральных округов. Прослежены основные особенности территориально-административной, природо-ресурсной, демографической, расселенческой, производственно-хозяйственной и транспортно-коммуникативной подсистем экономического пространства рассматриваемого макрорегиона. Показана роль и специфика отдельных субъектов в социально-экономическом развитии Юга России. Научная новизна: в статье впервые на основе использования комплекса социально-экономических индикаторов исследованы структурные особенности современного экономического пространства Юга России как самостоятельного макрорегиона страны. Практическая значимость: материалы статьи могут быть использованы как фактологический материал, подтверждающий теоретические положения о структуре экономического пространства, его дифференциации по совокупности социально-экономических параметров. Изложенные особенности, тенденции развития экономического пространства Юга России и сформулированные выводы могут быть востребованы при разработке и реализации мер региональной политики в рассматриваемом макрорегионе и в его отдельных субъектах.
Ключевые слова: Юг России, экономическое пространство, функциональные подсистемы, структура экономического пространства, население, хозяйство, региональная экономика, субъекты Юга России.
STRUCTURAL FEATURES OF THE ECONOMIC SPACE OF SOUTH RUSSIA
© 2019
Sukhinin Sergey Alexandrovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor of department Don State Technical University (344000, Russia, Rostov-on-don, Gagarin square, 1, e-mail: suhmax@mail.ru) Abstract. Purpose of study: to identify and analyze the structural features of individual subsystems of the economic space of Southern Russia. Methods: spatial analysis, statistical method, structural-logical method with the characteristics of the subsystems of the economic space; component analysis when establishing the relationship of individual elements of the economic space. The theoretical basis of the study was modern concepts, reflecting various approaches to the consideration of the essence and structure of the economic space. Results: using an array of statistical data, an analysis of the structural features of the economic space of Southern Russia, uniting the subjects of the Southern and North Caucasus Federal Districts, was carried out. The main features of the territorial-administrative, nature-resource, demographic, resettlement, production-economic and transport-communicative subsystems of the economic space of the macro-region under consideration are traced. The role and specificity of individual subjects in the socio-economic development of the South of Russia are shown. Scientific novelty: for the first time in an article based on the use of a set of socio-economic indicators, the structural features of the modern economic space of South Russia as an independent macro-region of the country are investigated. Practical relevance: the article's materials can be used as factual material, confirming theoretical propositions about the structure of the economic space, its differentiation in terms of socio-economic parameters. The outlined features, trends in the development of the economic space of the South of Russia and the formulated conclusions can be in demand when developing and implementing measures of regional policy in the macro-region under consideration and in its individual subjects.
Keywords: South of Russia, economic space, functional subsystems, structure of economic space, population, economy, regional economy, subjects of South of Russia.
ВВЕДЕНИЕ
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Среди множества видов пространства - географического, социального, информационного, технологического, особое значение в контексте анализа деятельности хозяйствующих субъектов имеет экономическое пространство. Оно является полем деятельности и взаимоотношений экономических субъектов различной природы, масштаба и иерархии. В связи с этим, экономическое пространство можно рассматривать в двух ипостасях - как территорию хозяйственного освоения, и как совокупность взаимодействий между институциональными единицами (экономическими субъектами) различного ранга.
Вследствие этого, при рассмотрении экономического пространства важным является его структуризация, предполагающая выделение в качестве элементов различных подсистем и их групп. Эти подсистемы, с одной стороны, должны отражать специфические свойства экономического пространства, а с другой стороны, являться средовыми характеристиками контакта различных социально-экономических явлений и процессов [1]. В силу многообразия социально-экономических условий развития национальной экономики, каждый регион страны обладает специфической структурой своего экономического пространства, учет особенностей которой необходим при осуществлении эффективного регионального управления. В связи с этим, исследования особенностей
структуры экономического пространства регионов не только имеет теоретическое значение в качестве апробации концепций, но и имеет четко выраженную прикладную задачу - выступает основой для разработки и реализации социально-экономической политики.
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Вопросы дифференциации экономического пространства традиционно изучаются на примере отдельных регионов нашей страны. Широкую известность имеют подходы и результаты исследований ученых уральской школы региональной экономики, созданной на базе Института экономики УрО РАН (А.И. Татаркин, В.В. Литовский) [2, 3] и дальневосточной школы, действующей в Институте экономических исследований ДВО РАН (П.А. Минакир, А.А. Демьяненко) [4, 5]. Калининградскую школу региональной экономики представляют В.С. Бильчак и Г.М. Федоров [6, 7]; региональные особенности экономического пространства национальных республик Поволжья изучаются Т.Ю. Алтуфьевой, А.Г. Каримов, Э.Р. Чувашаева [8, 9], регионов Сибири - Е.А. Коломак [10]. Исследованием экономического пространства занимаются и ученые Юга России: в Волгоградской области - О.В Иншаков [11], И.В. Митрофанова [12], Л.Г. Матвеева, О.А. Чернова [13]; в Ростовской области - Н.П. Кетова, Ю.С. Колесников, В.Н. Овчинников [14], в республиках Северного Кавказа - С.С. Решиев [15], Г.Х. Батов [16]; в Крыму - В.В. Селютин [17], А.Б. Швец и Д.А. Вольхин [18].
В то же время, значительная динамичность экономического пространства, выраженная в его постоянном изменении под влиянием внешних и внутренних факторов, обусловливает необходимость постоянного мониторинга особенностей и структурных пропорций его элементов. Применительно к Югу России такая динамичность напрямую затрагивает границы и масштаб макрорегиона в связи с включением в его состав Крыма и Севастополя как новых субъектов РФ. Поэтому, исследование структурных особенностей экономического пространства Юга России, в свете событий, имевших место последние пять лет, представляется нам важным и актуальным.
МЕТОДОЛОГИЯ
Формирование целей статьи. Целью данной статьи является анализ структурных особенностей отдельных подсистем экономического пространства Юга Росси, отражающих социально-экономическую неоднородность его территории на основе обобщенной методики структурирования экономического пространства региона и анализа его параметров.
Постановка задания. В силу сложности устройства и разнообразия объединяемых элементов, экономическое пространство обладает определенной структурой. Структура одновременно придает экономическому пространству целостность и отражает ее дифференциацию по различным признакам. Среди всех разновидностей структур экономического пространства региона, на наш взгляд, основополагающими, являются воспроизводственная, функциональная и территориальная.
Воспроизводственная структура отражает особенности экономического воспроизводства в пределах рассматриваемого региона и основана на различиях в использовании факторов воспроизводства и распределении результатов производственной деятельности. Функциональная структура основана на общественном разделении труда и выражается в развитии в пределах рассматриваемого региона различных отраслей и сфер хозяйства, опираясь на имеющиеся ресурсы (природные, материальные, трудовые, финансовые и иные). Территориальная структура экономического пространства является следствием территориального разделения труда и представляет особой особый рисунок размещения населения и хозяйства в виде локализации произ-
водств, предприятии, отраслей специализации региона, населения и населенных пунктов, экономических центров, узлов, районов, зон и других социально-экономических объектов.
Исследуя функциональную структуру экономического пространства, в ее составе можно выделить территориально-административную, природо-ресурсную, демографическую, расселенческую, производственно-хозяйственную, транспортно-коммуникативную подсистемы [19]. Каждая из них характеризует определенный вид деятельности общества и образуется в процессе территориальной концентрации населения, производительных сил, развития инфраструктуры, общественных отношений. Выявление особенностей каждой подсистемы экономического пространства Юга России, как одного из специфичных макрорегионов страны, отличающегося своеобразием населения и хозяйства, и составляет задачи нашего исследования.
Используемые в исследовании методы, методики и технологии. При выполнении исследования использовались следующие методы: анализ современных теорий экономического пространства, сопоставление различных подходов к его рассмотрению; статистический метод как основа разработки индикаторов, отражающих особенности экономического пространства; структурно-логический метод при выявлении подсистем экономического пространства; покомпонентный анализ при установлении их взаимосвязей отдельных элементов экономического пространства и их признаков.
РЕЗУЛЬТАТЫ
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Экономическое пространство Юга России объединяет территорию двух федеральных округов
- Северо-Кавказского и Южного, причем последний расширил свои границы путем включения в свой состав Республики Крым и города федерального значения Севастополь, входивших в период 2014-2016 г. в самостоятельный Крымский федеральный округ [20]. Территориально-административная подсистема экономического пространства Юга России предполагает рассмотрение локализации субъектов федерации на данной территории и анализ особенности географического положения всего макрорегиона в целом. Если территория Южнороссийского региона в масштабах всей страны не так заметна (3,6% площади РФ), то по численности населения здесь сконцентрировано 18% жителей страны. Дифференцирована и доля отдельных субъектов федерации и федеральных округов, как двух частей макрорегиона: ведущие позиции, как по площади территории, так и по численности жителей занимает Южный федеральный округ, а среди отдельных субъектов макрорегиона крупнейшими по масштабам территории выступают Волгоградская (112,9 тыс. км2) и Ростовская (101 тыс. км2) области, Краснодарский край (75,5 тыс. км2) и Республика Калмыкия (74,7 тыс. км2); по численности населения - Краснодарский край (5,6 млн. чел.), Ростовская область (4,2 млн. чел.), Республика Дагестан (3,8 млн. чел.) [21].
Главными особенностями географического положения Юга России является его приграничный характер и многососедство. Причем данные черты еще более усилились после воссоединения Крыма и Севастополя с Россией. Ныне из 15 субъектов южнороссийского региона, выход к сухопутной государственной границе РФ с сопредельными странами имеют 12 (кроме Адыгеи, Калмыкии и Севастополя), а с учетом морских границ
- 13 (включая Севастополь) регионов. Из субъектов федерации Юга России, наибольшее число соседей - приграничных государств имеют Северная Осетия-Алания, Дагестан, Карачаево-Черкесия - каждая из этих республик граничит с двумя соседними странами.
За последнее время, вследствие трансформации геополитической ситуации на глобальном и макрорегио-
Sukhinin Sergey Alexandrovich STRUCTURAL FEATURES ...
нальном уровнях (в евроазиатском пространстве), значительно изменился характер соседства регионов Юга России. Если в первом десятилетии 2000-х гг., так же как и на рубеже ХХ-ХХ1 веков, наибольшую тревогу вызывала безопасность на кавказском участке государственной границы, что напрямую было связано с военными действиями в Чеченской Республике, Дагестане, проявлением исламского фундаментализма и терроризма в Кабардино-Балкарии, Ингушетии и Северной Осетии, военным конфликтом Грузии с Абхазией и Южной Осетией, то с 2014 г. наиболее сложным в геополитическом отношении является граница Российской Федерации с Украиной. Острота ситуации в приграничном взаимодействии здесь связана с ведением боевых действий вооруженных сил Украины с ополченцами Донецкой и Луганской областей, провозгласивших на своих территориях в апреле 2014 г. соответственно Донецкую и Луганскую народные республики. Наиболее стабильной в геополитическом отношении границей южнороссийских субъектов выступает сегмент российско-казахстанской границей в пределах Волгоградской и Астраханской областей.
Фактором, осложняющим социально-экономическое развитие Юга России до последнего времени являлось отсутствие прямого сухопутного сообщения между Крымом и материковой частью России. Однако, реализация проекта мостового перехода через Керченский пролив, автомобильная часть которого уже пущена летом 2018 г., а ввод в эксплуатацию железнодорожного сообщения намечено на декабрь 2019 г., полностью разрешит данную проблему и позволит наладить устойчивое взаимодействие Крыма с другими субъектами Юга России.
Природно-ресурсная подсистема объединяет те элементы экономического пространства, которые являются материальным базисом для размещения населения и хозяйства. Она включает в себя все разнообразие природных ресурсов, как предпосылок развития производства на исследуемой территории, а также природные условия как естественные данности рассматриваемой территории, определяющие условия жизни и хозяйственную деятельность общества.
В природно-территориальном отношении Юг России отличается контрастами природных условий и разнообразием природных ресурсов. Территория макрорегиона занимает южную часть Восточно-Европейской (Русской) равнины, вдоль южной периферии которой расположены горные массивы - Большой Кавказ (с самой высокой отметкой на территории РФ - горой Эльбрус - 5642 м над у. м.) и Крымские горы. Разнообразие рельефа, представленное переходом от равнин и низменностей к высокогорьям, обусловливает климатическую специфику региона. На большей его части располагается область умеренного климатического пояса с выраженными сезонами года и переходом от достаточной степени увлажнения на побережьях Черного и Азовского морей к недостаточному в предгорьях Крыма и Кавказа, на Прикаспийской низменности в Калмыкии, Дагестане и Астраханской области, на востоке Ростовской и Волгоградской областей. На черноморском побережье Кавказа и южном берегу Крымского полуострова располагается зона российских субтропиков - единственная климатическая область в нашей стране, где наблюдаются преимущественно бесснежные и безморозные зимы. На равнинной части Юга России преобладает зона степей и лесостепей (север Волгоградской и Ростовской областей); в горных массивах формируется высотная поясность с переходом от прибрежных степей и буковых лесов к альпийским лугам и можжевеловому стланику, горным ледникам на Кавказе [22].
Демографическая подсистема учитывает параметры воспроизводства и миграций как составных процессов динамики численности населения. Южнороссийский макрорегион является значимым по демографическому
потенциалу в социально-экономической системе России и обладает особенностями демографического развития. В отличие от всего населения страны, для которого на протяжении двух десятилетий была характерна депопуляция, южнороссийский регион демонстрирует рост численности населения. Так, за период 1989-2019 гг. численность жителей на Юге России (в современных границах макрорегиона) увеличилась более чем на 3 млн. человек или на 13,2%, а доля региона в общей численности населения страны возросла с 15,8% до 17,9% [23]. При этом все же демографическая ситуация в субъектах Юга России имеет определенную пространственную дифференциацию. Общий прирост численности населения в регионе обеспечивают северо-кавказские республики -именно благодаря им ежегодно за период 1989-2019 гг. население макрорегиона увеличивалось в среднем на 100 тыс. человек.
За последние два десятилетия демографический рост в регионе замедлился более чем втрое и оказался локализован в ограниченном числе регионов - прежде всего на территориях с сохраняющимся высоким естественным приростом. Таковыми являются все республики Северного Кавказа (кроме Адыгеи), а также Калмыкия, Ставропрольский край и Астраханская область. В остальных субъектах макрорегиона наблюдается естественная убыль населения, которая в некоторых из них (Краснодарский край, Республика Адыгея) перекрывается более значительным миграционным приростом, что обеспечивает общий рост численности жителей. Несмотря на общую тенденцию улучшения демографической ситуации, из депопуляционного тренда, связанного с превалированием естественной убыли населения над миграцией, до настоящего времени не вышли некоторые регионы Южного федерального округа - Республика Калмыкия, Астраханская, Ростовская и Волгоградская области.
Социально-экономическое пространство Юга России отличается особенностями расселенческой структуры, ведущее место в которой занимают города как главные центры опорного каркаса расселения макрорегиона. Регионы Юга России отличаются по уровню урбанизации, плотности населения и численности муниципальных образований на их территории. Наиболее заселенными являются республики Северного Кавказа и Республика Крым (плотность населения в них - от 138 чел/км2 в Ингушетии, до 33 чел/км2 в Карачаево-Черкесии), наименее заселенными - Волгоградская (22 чел/км2) и Астраханская (21 чел/км2) области, а экстремально низкая, в силу наименее благоприятных природных условий,плотность населения в Калмыкии - 4 чел/км2. При этом средняя плотность населения по макрорегиону (42 чел/км2) значительно превышает уровень заселенности в целом по стране (8 чел/км2) и опережает другие федеральные округа, кроме Центрального (61 чел/км2) [24].
Значительно дифференцировано и соотношение городского и сельского населения в регионах Юга России. Сбалансированным оно сохраняется в Республике Крым. В областях и краях региона, а также в республиках Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкария и Ингушетия преобладает городское население, при этом наиболее урбанизированными являются Ростовская (доля городского населения - 68,1%), Астраханская (66,8%) и Волгоградская (77,1%) области. Сельское население преобладает только в Адыгее (его доля - 52,9%), Калмыкии (54,5%), Дагестане (54,7%), Карачаево-Черкесии (57,1%) и в Чеченской Республике (65,1%) [23].
Производственно-хозяйственная подсистема экономического пространства основывается на функционировании экономических субъектов, представленных предприятиями и организациями различных форм собственности и отраслевой принадлежности. Главная функция данной подсистемы состоит в насыщении рын-
ка необходимыми товарами и услугами как посредством собственного производства, так и за счет внешнеэкономической деятельности. В субъектах Юга России насчитывается свыше 474 тыс. предприятий и организаций, что составляет около 1/10 от всех экономических субъектов (в среднем за 2010-2017 гг.), зарегистрированных в РФ. При этом большая часть (74%) предприятий и организаций южнороссийского макрорегиона сосредоточена в четырех субъектах - Краснодарском крае (30%), Ростовской области (20%), Волгоградской области и Ставропольском крае (по 12%) [23].
Регионы Юга России имеют различную специализацию своей экономики, которая сложилась исторически под влиянием имеющих природных и экономических ресурсов (прежде всего избыточных трудовых ресурсов), потребительского фактора и выгод географического положения. При этом, не смотря на отраслевые изменения в структуре экономики, в целом хозяйственная специализация регионов рассматриваемого макрорегиона сохраняется, а по ряду позиций и укрепляется. В структуре промышленного производства макрорегиона отчетливо проявляется доминирование обрабатывающей промышленности над добывающей. Последняя представлена добычей угля в Ростовской области, нефти и природного газа в Калмыкии, Дагестане и в Астраханской области, природного газа - в Крыму и на Ставрополье, руд цветных металлов - в Карачаево-Черкесии; месторождения природного камня и строительных материалов разрабатываются в северо-кавказских республиках. Отрасли добывающей промышленности разнообразны и формируют преимущественные специализации субъектов макрорегиона на пищевой промышленности, трудоемком, но нематериалоемком машиностроении, промышленности строительных материалов и ряда отраслей тяжелой промышленности (черная и цветная металлургия, нефтехимия и нефтепереработка, химия полимеров) в ограниченном числе регионов (Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский край, частично - Ставропольский край и Республика Кабардино-Балкария) [25].
Особо отметим промышленность Крыма и Севастополя, которая восстанавливается после периода стагнации и деградации времен пребывания полуострова в составе Украины. Происходит модернизация предприятий, расширение заказов у производителей, их выход на общенациональный рынок. Среди отраслей пищевой промышленности в Крыму выделяются плодоовоще-консервная, маслобойно-жировая, эфирно-масличной, макаронной и винодельческой подотрасли. Химическая промышленность Крыма имеет чётко выраженную ориентацию на источники сырья местных солевых озер севера полуострова и локализуется городах Саки, Красноперекопск и Армянск. Промышленность строительных материалов активизировалась на волне интенсификации жилищного строительства после воссоединения Крыма с РФ и представлена многочисленными предприятия по выпуску кирпича, стеновых материалов и строительных блоков, цемента (в г. Бахчисарай). Машиностроение Крыма специализируется на производстве электротехнического и электронного оборудования - радио- и телевизионных приборов, средств связи, оптических и навигационных устройств, а также судостроения и судоремонта в города Керчь, Феодосия и Севастополь [26].
Транспортно-коммуникативная подсистема Южнороссийского макрорегиона выражена совокупностью транспортных магистралей, инженерно-технических и коммунальных объектов и сетей, торгово-распреде-лительных и логистических предприятий, осуществляющих перемещение ресурсов, населения, товаров как внутри территории, так и за ее пределы. Посредством этой подсиситемы экономическое пространство региона получает внутреннюю связанность и внешнюю открытость, реализуя контакты с другими, прежде всего соседними, территориальными образованиями.
В силу особенностей своей пространственной локализации южнороссийский макрорегион выполняет важные транзитные функции, поскольку через его территорию проходят торгово-транспортные пути из стран Европы в государства Центральной Азии и Закавказья. Значительные объемы транзитных перевозок в международном сообщении, достаточно высокий уровень развития транспортной системы и участие региона в Черноморском экономическом сотрудничестве создают предпосылки для его интеграции с транспортными система других государств посредством трансграничных транспортных коридоров. Территория региона входит в состав международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг», идущему от границы с Финляндией через Санкт-Петербург и Москву до Ростова-на-Дону и далее в Новороссийск и Астрахань, откуда продолжается в направлении Центральной Азии - Ирана (Персидский залив) - Индии [27].
Отметим, однако, что транзитный потенциал региона в настоящее время использован не в полной мере, что обусловлено внешнеполитической деятельностью соседних стран, прежде всего Украины и Грузии. Переориентация железнодорожного сообщения на исключительно российскую территорию, минуя транзитом Украину, позволяет активно развивать не только внешнеэкономические отношения, но и делает транспортное сообщение на Юге России более быстрым и безопасным. Перспективой для усиления транзитных функций региона является необходимость расширения и развития существующих на Черном и Азовском морях портовых комплексов (как грузовых, к примеру, Новороссийск, Керчь, так и пассажирских, например, Большой Сочи) [28].
Сравнение полученных результатов с результатами в других исследованиях. Материалы нашего исследования напрямую корреспондируют с данными, полученными другими авторами, и продолжают или доказывают тенденции развития экономического пространства Юга России, установленные или намеченные ранее. Так, в частности, рассматривая демографическую подсистему Юга России, можно полностью подтвердить мнение профессора А.Г. Дружинина, установившего на рубеже 1990-х - в начале 2000-х годов, что в качестве главных «драйверов» роста численности населения южнороссийского макрорегиона будут выступать республики Северного Кавказа (Дагестан, Чеченская Республика, Ингушетия) [29]. Рассматривая транспортно-коммуни-кативную подсистему, можно полностью подтвердить тезис профессора В.А. Дергачева о том что, обладая значительным потенциалом для развития трансграничных взаимодействий, которые играют стратегическую роль в развитии страны и осуществлении внешнеэкономических связей макрорегиона, Юг России лежит на кратчайшем и экономически наиболее выгодном сухопутном, водном и воздушном сообщении между странами Центральной и Восточной Европы, Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока с регионами России, а также странами Закавказья, Средней Азии и Персидского залива [30]. Координирующая роль Юга России в этих транспортно-логистических потоках будет еще более усиливаться после отмены санкций зарубежных компаний в отношении портов Крыма и Севастополя [31].
ВЫВОДЫ
Выводы исследования. Обобщая полученные данные, можно констатировать что экономическое пространство Юга России отличается сложностью устройства, многообразием его элементов и проявляющихся социально-экономических процессов. Это формирует значительные структурные диспропорции и диспаритеты в пределах макрорегиона. Так, в субъектах Юга России отчетливо проявляется специализация на перерабатывающих производствах АПК, и прежде всего пищевой промышленности, удельный вес которой в экономике в последние два десятилетия существенно усилился.
Sukhinin Sergey Alexandrovich economic
STRUCTURAL FEATURES ... sceinces
Благодаря благоприятным природно-климатическим условиям и поддержки со стороны органов государственного управления на волне контрсанкций и политики импортозамещения, произошла интенсификация производства в сельском хозяйстве. Из других хозяйственных комплексов заметна доля топливно-энергетического, машиностроительного и курортно-рекреационного. В условиях становления и развития рыночных основ хозяйствования, эти отрасли сохранили свое приоритетное развитие, хотя по ряду позиций и снизили свою роль, уступив место отраслям с более интенсивным воспроизводственным циклом и высокой добавленной стоимостью в производстве продукции (торговля, сфера услуг).
Несмотря на высокую пространственную концентрацию предприятий и организаций рассматриваемого макрорегиона, их экономическая активность не столь достаточна и не соответствует в целом имеющемуся потенциалу развития. В целом на организации, зарегистрированные и действующие на территории Юга России, приходится всего лишь 7% оборота произведенной продукции в РФ за 2017 г., а своеобразными локомотивами развития выступают четыре субъекта региона - Ростовская и Волгоградская области, Краснодарский и Ставропольский края - суммарно на их долю приходится 88,5% годового оборота произведенной продукции [23]. Диспропорции между имеющимся производственным потенциалом и экономической активностью наиболее высока в северо-кавказских республиках. К примеру, доля Дагестана по количеству предприятий и организаций, зарегистрированных в южнороссийском макрорегионе, - 7%, а их удельный вес в суммарном производственном обороте в 2017 г. - всего лишь 0,9% [21]. Не доиспользованы до настоящего времени и производственные возможности Крыма и Севастополя, как относительно новых субъектов РФ, - их доля по числу предприятий и организаций в макрорегионе составляет 7% и 2% соответственно, а по обороту продукции за 2017 г. - 3% и 0,4%. Недостаточная производственная активность отражается на ВРП как интегральной характеристике экономической деятельности региона. Суммарно ВРП Юга России составляет 669 млрд. руб. (9,7% от общероссийской величины), а по ВРП на душу населения республики Юга России являются аутсайдерами и занимают последние места среди субъектов РФ [24].
Демографическое развитие характеризуется сменой режимов воспроизводства населения - если до 1989 г. все субъекты Юга России отличались естественным приростом населения (в пределах Южного федерального округа он составлял в среднем 1%о, а Северо-Кавказского округа - более 11%) и ростом численности населения, то в последующие годы, в результате сокращения рождаемости и роста уровня смертности, произошел переход от расширенного к простому и суженному типам воспроизводства. До настоящего времени из стадии суженного воспроизводства населения не вышли Ростовская и Волгоградская области (естественная убыль населения 3,1%), Республика Крым (-3,5%) и Севастополь (-1,9%) [23]. Помимо них суженный тип воспроизводства населения, после периода демографической стагнации и даже небольшого естественного прироста в 2013-2015 гг., стал проявляется еще и в Краснодарском крае (-0,5% в 2017 г.) и в Адыгее (-2% в 2017 г.). Северо-Кавказские республики демонстрируют устойчивый естественный прирост, начиная с середины 2000-х гг., а некоторые из них (Дагестан, Ингушетия, Чеченская Республика) за весь постсоветский период не имели естественной убыли населения вообще - именно они занимают лидирующие места среди всех субъектов РФ как по общему коэффициенту рождаемости (на уровне 16-22%), так и естественного прироста населения (11-17%) [24].
Перспективы дальнейших изысканий в данном направлении. Дальнейшие исследования экономического пространства Юга России должны, на наш взгляд, вклю-358
чать в себя продолжение мониторинга социально-экономической ситуации в макрорегионе с целью выявления усиления или ослабления сложившихся в настоящее время тенденций и диспропорций развития, а также проведение специальных тематических изысканий, касающихся поляризации экономического пространства рассматриваемой территории. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Миргородская Е.О. Большие экономические структуры как феномен современной экономики (к постановке вопроса) // Философия хозяйства. 2006. № 4 (46). С. 120-129.
2. Татаркин А.И. Модернизационное обновление российского пространства на основе инновационных инициатив // Регион: экономика и социология. 2016. № 1 (89). С. 6-33.
3. Литовский В.В. Мегарегионы в евразийском социально-экономическом пространстве: перспективы трансформации, интеграции и развития //Пространственная экономика. 2009. № 3. С. 172-178.
4. Минакир П.А., Джурка Н.Г. Методологические основания пространственных исследований в экономике //Вестник Российской академии наук. 2018. Т. 88. № 7. С. 589-598.
5. Демьяненко А.Н. Регион и экономическое пространство //Реги оналистика. 2018. Т 5. № 3. С. 5-12.
6. Бильчак В.С., Бильчак М.В. Использование стратификационных методов исследования экономики приграничных регионов // Балтийский экономический журнал. 2016. № 2. С. 40-46.
7. Федоров Г.М. Калининградская область среди приграничных приморских субъектов России // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. Серия: Естественные и медицинские науки. 2018. № 2. С. 5-20.
8. Алтуфьева Т.Ю. Финансовая устойчивость территориальных систем: методика оценки и результаты апробации // Экономика и управление: научно-практический журнал. 2014. № 4. С. 44-50.
9. Каримов А.Г., Чувашаева Э.Р. К уточнению сущности и содержания категории «экономическое пространство» // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2014. № 10. C. 62-67.
10. Коломак Е.А., Суспицын С.А. Развитие методологии теоретических и прикладных исследований пространственных систем // Регион: Экономика и Социология. 2018. № 3. С. 252-276.
11. Иншаков О.В., Фролов Д.П. Экономическое пространство и пространственная экономика // Экономическая наука современной России. 2015. № 4. С. 58.
12. Иванов Н.П., Митрофанова И.В. Модернизация региональной экономической политики как условие сбалансированного и конкурентного развития регионов Юга России // Современная наука. 2016. № 1 С. 55-62.
13. Матвеева Л.Г., Чернова О.А. Ресурсные детерминанты стратегии развития южно-российских территорий //Региональная экономика. Юг России. 2017. № 1. С. 127-137.
14. Кетова Н.П., Колесников Ю.С., Овчинников В.Н. Экономика Юга России: особенности функционирования и перспективы развития //Проблемы прогнозирования. 2015. № 4. С. 96-104.
15. Решиев С.С. Возможные сценарии социально-экономического развития Юга России и его территорий // Экономика и предпринимательство. 2013. № 12-2. С. 531-536.
16. Батов Г.Х. Экономическое пространство: проблемы становления в регионе // Региональная экономика: теория и практика. 2014. № 42. С. 2-11.
17. Селютин В.В. Проблемы социально-экономической интеграции Крыма и России //Наука Юга России. 2016. Т. 12. № 3. С. 111-121.
18. Швец А.Б., Вольхин Д.А. Крым в пространстве Юга России: приоритетные форматы и векторы межрегиональных взаимодействий // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2018. Т. 4. № 4. С. 319-336.
19. Юрина В.С. Устойчивое социально-экономическое развитие регионов. Региональная политика // Балканско научно обозрение. 2018. № 1. С. 18-20.
20. Сухинин С.А. Структурные трансформации геополитического положения Юга России в современных условиях // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2015. № 3. С. 54-63.
21. Сравнительные данные по субъектам РФ, расположенным на территории Южного федерального округа // Ростовская область в цифрах. 2017. Статистический ежегодник / Стат. сб. Ростов-н-Д.: Росстат, 2018. С. 693-724.
22. Атлас социально-экономического развития Юга России / Под ред. А.Г. Дружинина. М.: Вузовская книга, 2011. 144 с.
23. Регионы России. Социально-экономические показатели. 2018: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 1162 с.
24. Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации. 2018: Стат. сб. М.: Росстат, 2018. 751 с.
25. Экономическая и социальная география России: География экономических районов России /Под ред. В.Л Бабурина, М.П. Ратановой. М.: ЛЕНАНД 2017. 640 с.
26. Воронин И.Н. Интеграция экономики Крыма в социально-экономическое пространство России: итоги первой пятилетки // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5. № 2. С. 5-14.
27. Иванова О.Е. Особенности развития, проблемы и перспективы транспортного комплекса Юга России // Финансовая экономика. 2018. № 7. С. 838-840.
28. Социально-экономическое развитие приморских террито-
рий европейской части России: факторы, тренды, модели / Под ред. А.Г. Дружинин. Ростов-на-Дону: Изд-во Южного фед. ун-та, 2016. 236 с.
29. Дружинин А.Г. Демографо-экономическая динамика регионов юга России: долговременные тренды и новые тенденции в российском и глобальном контексте //Южно-Российский форум: экономика, социология, политология, социально-экономическая география. 2012. № 1. С. 3-28.
30. Дергачев В.А. Европейские транспортные коридоры // Институт геополитики профессора Дергачева. Сетевой проект. Аналитический и образовательный портал. URL: http://www. dergachev.ru/geop_events/260909.html.
31. Швец А.Б. Риски интеграции Крыма в экономическое пространство Юга России // Геополитика и экогеодинамика регионов. 2019. Т. 5. № 2. С. 15-27.
Статья публикуется при поддержке гранта РФФИ «Морфология экономического пространства региона: междисциплинарный подход» (18-01000283 A)
Статья поступила в редакцию 17.07.2019
Статья принята к публикации 27.08.2019