Армянский вектор российской внешней политики на Южном Кавказе Матевосян О. М.
Матевосян Овсеп Мартикович /Matevosyan Hovsep Martikovich - аспирант очного отделения аспирантуры, кафедра международных политических процессов, факультет «Политология», Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: статья посвящена геополитической ситуации на Южном Кавказе в контексте армянороссийских отношений. Южный Кавказ в течение многих столетий был ареной пересечения геополитических и геоэкономических интересов великих держав. В свете новой геополитической ситуации на Южном Кавказе (активизация США и Турции, интенсификация НАТО, прозападная политика Грузии) Армения становится важным фактором для России в поддержании ее влияния на Южном Кавказе. Статья дает анализ геополитических аспектов сотрудничества между Россией и Арменией. В статье подчеркнута геополитическая роль Армении в этом регионе, а также показаны факторы, которые делают более тесное сотрудничество между этими двумя странами необходимым в условиях нестабильности в целом мире.
Abstract: the article is dedicated to a geopolitical situation in the South Caucasus in the contest of Armenian-Russian relations. The South Caucasus, for centuries, has been the scene of the intersection of geopolitical and geoeconomic interest of the great power. In light of the new geopolitical situation in the South Caucasus (U.S.A. and Turkey activism in the region, intensification of NATO, Georgia’s pro-Western course) Armenia become an important factor for Russia in maintaining its influence in the South Caucasus. This article gives analysis of geopolitical aspects of cooperation between Russia and Armenia. Geopolitical role of Armenia in this region is emphasized in the article, it also shows factors which make closer cooperation between these two countries necessary in the conditions of non-stability in the whole world.
Ключевые слова: Южный Кавказ, геополитика, геоэкономика, военно-политические отношения, ОДКБ, НАТО, Таможенный Союз, комплементарность.
Keywords: South Caucasus, geopolitics, geo-economics, military-political relations, CSTO, NATO, Custom Union, complementarily.
Северный Кавказ и регион Каспийского моря - это мягкое подбрюшье России. Стратегический контроль союзников над территориями бывшей Российской империи не может быть надежным, если Северный Кавказ и Прикаспийская область будут вне контроля западных держав.
Уинстон Черчилль
Южный Кавказ имеет огромное геополитическое и геоэкономическое значение для всех участников международных политических процессов в этом регионе, таких как Российская Федерация, США, ЕС, Турция, Иран. Южнокавказский регион является также важным транспортно-транзитным узлом, который имеет большие запасы природных ресурсов (особенно нефть и газ). В его состав входят Армения, Азербайджан, Грузия, как признанные государства, Абхазия и Южная Осетия - как частично признанные государства, и Нагорный Карабах, как непризнанное государство.
На Южном Кавказе сталкиваются интересы региональных и нерегиональных государств и международных организаций, в результате чего меняется общая геополитическая ситуация в регионе. Как пример можно привести революцию роз в Грузии 2003 г., в результате чего власть в стране взяли прозападные политики во главе с М. Саакашвили, которые начали вести антироссийскую политику, а в августе 2008г. даже предприняли попытку военным способом вытеснить российских миротворцев из зоны грузино-осетинского и грузино-абхазского конфликта, но потерпели крах. В итоге Россия признала независимость Южной Осетии и Абхазии, заключив с этими государствами военно-политические соглашения. В марте 2008 г., после президентских выборов в Армении была попытка государственного переворота силами, не согласными с итогами выборов, где одержал победу С. Саргсян. Попытка не удалась, но зато способствовала активизации азербайджанской армии на границе с Нагорным Карабахом, но это не изменило status quo в зоне конфликта. В результате противоречивой политики некоторых южнокавказских государств, как мы видим, военно-политическая ситуация в регионе остается напряженной, а борьба за геополитически важный регион ведется как на межнациональном, так и на глобальном уровнях.
В данном контексте особое значение для национальных интересов и безопасности России приобретает сохранение любого позитивного потенциала или направления в ее отношениях с соседними государствами. Несомненный интерес в этом плане представляют для России российско-армянские отношения и в целом армянское направление ее внешней политики [7, с. 202].
Начиная с 19-го века, Россия имеет свои постоянные интересы в этом регионе. Тогда Южный Кавказ считался плацдармом для новых завоеваний Российской империи в сторону Ближнего Востока и
Центральной Азии, сейчас этот регион является важной опорой и военно-стратегической крепостью России для защиты своих южных границ и союзников.
Россию со странами Южного Кавказа тесно связывают исторические, экономические, культурные, социальные отношения. Особенно тесные отношения в регионе у России с Арменией, которая является военно-политическим союзником России. Эти государства сотрудничают как на двухстороннем, так и на многостороннем уровне. Однако после распада Советского Союза не все было гладко и ясно в отношениях двух государств. Власти Армении не хотели видеть союзника в лице России, считая ее угрозой для страны, а у России не было четкой линии сотрудничества со странами Южного Кавказа. «Во времена Бориса Ельцина у России на внешней арене политической линии в общем-то не было. Был набор отмычек, когда на каждое действие с внешней стороны срочно изобреталось противодействие, при конструировании которого не брались во внимание ближайшие (не говоря уж об отдаленных) последствия. В особенности ярко это было видно на примере Кавказского региона. Однако с приходом в Кремль Владимира Путина положение изменилось. Первой страной, на взаимоотношениях с которой прошел проверку новый курс, волею обстоятельств оказалась Армения», - говорил по этому поводу доктор исторических наук профессор В. Д. Кузнечевский [4].
Начиная с 1992 г., между Россией и Арменией было подписано более 170 договоров и соглашений, которые обхватывают практически весь спектр межгосударственных отношений. Основу политическим отношениям положил подписанный 29 декабря 1991 г. Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной безопасности». 15 мая 1992 г. в Ташкенте представители Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана подписали договор о коллективной безопасности. Ключевыми элементами российско-армянского взаимодействия стали: Договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Российской Федерацией и Республикой Армения» от 29 августа 1997 г., а также Договор между Российской Федерацией и Республикой Армения «О правовом статусе Вооруженных сил Российской Федерации, находящихся на территории Республики Армения», от 21 августа 1992 г. Важным представляется новый этап в развитии отношений двух стран, который начинается с подписания 26 сентября 2000 г. «Декларации о союзническом взаимодействии между Российской Федерацией и Республикой Армения, ориентированной на 21 век». Формат стратегического партнерства был юридически закреплен данным документом. В сентябре 2001 г. в ходе официального государственного визита В. Путина в Армению состоялось подписание Договора «О долгосрочном экономическом сотрудничестве между РФ и РА до 2010 года» [5, с. 284].
В 2002 г. Россия и Армения подписали беспрецедентное соглашение, по которому Армения передавала России государственное имущество в размере 100 млн. долл. для погашения задолженности перед Россией. Армяно-российское сотрудничество активно развивается в рамках межпарламентского сотрудничества между Национальным Собранием РА и Федеральным Собранием РФ. Первостепенное внимание уделяется экономическому и гуманитарному сотрудничеству двух стран.
Стержнем партнерства является военно-стратегическое сотрудничество России и Армении, которое обеспечивает безопасность обоих государств, а также коллективную безопасность на пространстве СНГ. Основная нагрузка ложится на российскую военную базу в Гюмри. Российские военные участвуют в охране государственных границ Армении с Ираном и Турцией, готовят армянских военнослужащих в высших военных училищах России, на льготных условиях поставляют в Армению военно-техническое имущество. 20 августа 2010 Армения и Россия подписали протокол, согласно которому был продлен срок пребывания российских войск в Армении до 2044 года. Армения также является активным участником Организации договора о коллективной безопасности.
Безопасность Армении гарантирована как армяно-российским союзом, так и в рамках ОДКБ. Это не мешает Армении сотрудничать с НАТО и осуществлять оборонные реформы в рамках процесса «Планирования и пересмотра плана действий индивидуального партнерства». Реформы в рамках ОДКБ направлены на создание эффективных и совместных систем уничтожения угроз безопасности. Вышесказанное является ярким примером комплементарной (многовекторной) политики Армении. «Естественно, у комплементаризма по определению есть серьезные технологические издержки. Вести сложную многовекторную внешнюю политику труднее, чем простую и одновекторную. Легко играть на противоречиях между интересами ведущих региональных и внерегиональных игроков, а вот совмещать эти интересы сложно, и делать это приходится постоянно. Армении сложно вести сбалансированную политику, и дивиденды от нее умеренные. Но, с другой стороны, и ответственность удается делить с внешними акторами, и меньше рисков при форс-мажорных обстоятельствах», - говорит по этому поводу политолог С. Минасян [6, с. 87].
Как мы видим, многовекторность внешней политики Армении связана с тем, что официальный Ереван целенаправленно избегает каких-либо конфронтаций с основными геополитическими игроками южнокавказского региона и защищает свои интересы путем согласования интересов с заинтересованными сторонами.
Одним из приоритетных направлений внешнеэкономической политики Армении являются экономические отношения с Россией. В сфере экономики и торговли были достигнуты реальные успехи, благодаря деятельности Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству между Республикой Армения и Российской Федерацией.
Она играет ключевую роль в целенаправленной проработке вопросов развития двустороннего взаимодействия в таких областях, как энергетика, транспорт, промышленность, торговля и т. д. [1, с. 293].
Товарооборот между Россией и Арменией стабилен и имеет четкую тенденцию к увеличению. Россия занимает одно из ведущих мест по объему инвестиций в транспортный, телекоммуникационный, банковский сектор экономики Армении. Россия также занимает ключевые позиции в топливноэнергетической сфере Армении.
С сентября 2003 г. Армянская АЭС перешла в доверительное управление дочерней компании РАО «ЕЭС России». В собственность «РАО ЕЭС России» передан Севано-Разданский гидроэнергетический каскад, завершена прокладка газопровода, соединяющего Армению и Иран. Создано российско-армянское совместное предприятие «АрмРос Газпром». В Армении работают около 600 совместных предприятий с участием российского капитала. Открытие в 2005 г. года России в Армении означало расширение спектра гуманитарных и культурных связей двух стран [2]. Последним ярким примером армяно-российского сотрудничества является государственный визит в декабре 2013 г. президента России в Армению, по итогам которого были подписаны соглашения в сфере энергетики, ядерной безопасности, военно-технического и космического сотрудничества, а также согласование плана о вступлении Армении в Таможенный Союз.
Как заявил президент России В. В. Путин, цена за российский газ для Армении составит 189 долл. за тысячу кубометров, также Россия применит ряд льгот для Армении до ее вступления в Таможенный союз. В частности, российская сторона отменит для Армении экспортную пошлину в размере 30 % на энергоресурсы [3].
Из вышесказанного можно сделать вывод, что регион Южного Кавказа является зоной противоборства интересов России, южнокавказских государств и ведущих мировых держав. Поддержание устойчивости на южных границах России, решение существующих разногласий в отношениях с государствами этого региона, а также диалог о сотрудничестве с международным сообществом - основа для стабильности этого региона. В таком раскладе реальности Армения занимает ключевое место в южнокавказском векторе российской внешней политики. Россия для Армении является единственным военно-политическим союзником, гарантом ее безопасности, основным торгово-экономическим партнером. Военно-политическое сотрудничество двух стран может играть роль сдерживающего фактора против активации региональных и нерегиональных сил на Южном Кавказе.
Литература
1. Гусейнов В. А. «Южный Кавказ: тенденции и проблемы развития (1992-2008 гг.)», М., 2008 г.
2. Департамент информации и печати. МИД РФ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: www.mid.ru.
3. Интернет-портал. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.panarmenian.net/rus/news/173440/.
4. Интернет-портал «Соотечественники». [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.russedina.ru/?id=291.
5. Лузянин С. Г. «Восточная политика Владимира Путина. Возвращение России на Большой Восток (20042008 гг.)», М., 2007 г.
6. Минасян С. М.«Внешняя политика постсоветской Армении: 20 лет одновременно на нескольких стульях», журнал «Мировая экономика и международные отношения», № 1, М., 2013 г.
7. Товмасян В. В. «Сотрудничество России и Армении: геополитические аспекты», «Вестник Московского государственного областного университета», серия «История и политические науки» № 2, М., 2009 г.