Научная статья на тему 'Вступление Армении в таможенный союз и его последствия для геополитической ситуации на Южном Кавказе'

Вступление Армении в таможенный союз и его последствия для геополитической ситуации на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
47
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Таможенный союз / Европейский союз / Восточное партнерство / Еврaзийский экономический союз / геоэкономические отношения / стратегический партнер / экономическое пространство / интеграция. / Customs union / European union / Eastern partnership / Eurasian union / geo-economic relations / strategic partner / Economic space / integration.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — А. С. Овасапян

В статье рассматривается изменение геополитической ситуации на Южном Кавказе в связи с перспективой вступления Армении в Таможенный союз; анализируются события, демонстрирующие намерения Армении присоединиться к пророссийской интеграционной модели развития. Делается вывод о том, что вхождение Армении в один из перспективных интеграционных проектов современности – процесс сложный и длительный, во многом определяющийся как ее политическим курсом интегрирования, так и геополитической конфигурацией на Южном Кавказе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ACCESSION OF ARMENIA TO THE CUSTOMS UNION AND ITS CONSEQUENCES TO THE GEOPOLITICAL SITUATION IN THE SOUTH CAUCASUS

The article is dedicated to the change of a geopolitical situation in the South Caucasus, in connection to the possible entry of Armenia into the Customs Union. In the last few years the countries of the South Caucasus have been in the spotlight of not only their direct neighbors, such as Russia, Turkey, Iran, but also of the global actors, such as the EU, USA and China. Each country of the South Caucasian triangle, in turn, tries to choose for itself the most salutary integration path. This article intends to discuss the events which indicated to intentions of Armenia to choose the pro-Russian integration model of development. Finally the author concluded that the entry of Armenia into the one of perspective integration projects of the present was a difficult and long process, which depended on the political policy of integration, and on the geopolitical configuration in the South Caucasus.

Текст научной работы на тему «Вступление Армении в таможенный союз и его последствия для геополитической ситуации на Южном Кавказе»

УДК 327.7 А. С. Овасапян

аспирант кафедры политологии ИМО и СПН МГЛУ; e-mail: hovasapyan-1987@mail.ru

ВСТУПЛЕНИЕ АРМЕНИИ В ТАМОЖЕННЫЙ СОЮЗ И ЕГО ПОСЛЕДСТВИЯ ДЛЯ ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЙ СИТУАЦИИ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

В статье рассматривается изменение геополитической ситуации на Южном Кавказе в связи с перспективой вступления Армении в Таможенный союз; анализируются события, демонстрирующие намерения Армении присоединиться к пророссийской интеграционной модели развития. Делается вывод о том, что вхождение Армении в один из перспективных интеграционных проектов современности - процесс сложный и длительный, во многом определяющийся как ее политическим курсом интегрирования, так и геополитической конфигурацией на Южном Кавказе.

Ключевые слова: Таможенный союз; Европейский союз; Восточное партнерство; Еврaзийский экономический союз; геоэкономические отношения; стратегический партнер; экономическое пространство; интеграция.

Hovasapyan A. S.

Post-graduate student of Chair of Political Science, MSLU

AN ACCESSION OF ARMENIA TO THE CUSTOMS UNION AND ITS CONSEQUENCES TO THE GEOPOLITICAL SITUATION IN THE SOUTH CAUCASUS

The article is dedicated to the change of a geopolitical situation in the South Caucasus, in connection to the possible entry of Armenia into the Customs Union. In the last few years the countries of the South Caucasus have been in the spotlight of not only their direct neighbors, such as Russia, Turkey, Iran, but also of the global actors, such as the EU, USA and China. Each country of the South Caucasian triangle, in turn, tries to choose for itself the most salutary integration path. This article intends to discuss the events which indicated to intentions of Armenia to choose the pro-Russian integration model of development. Finally the author concluded that the entry of Armenia into the one of perspective integration projects of the present was a difficult and long process, which depended on the political policy of integration, and on the geopolitical configuration in the South Caucasus.

Key words: Customs union; European union; Eastern partnership; Eurasian union; geo-economic relations; strategic partner; Economic space; integration.

Армения издавна поддерживает тесные экономические отношения с Россией, однако к вопросу вступления в Таможенный союз мнение официальных кругов Армении оставалось неоднозначным. Армения, чтобы не потерять расположения противостоящих друг другу центров влияния, применяла практику осторожного расширения торговых связей как с Евросоюзом, так и с РФ с целью диверсификации и расширения экономического потенциала страны. Однако в преддверии саммита «Восточного партнерства» в ноябре 2013 г. политические усилия России склонили Армению в сторону евразийского пути развития. Так, 3 сентября 2013 г. президент Армении С. Саргсян на встрече с российским президентом В. Путиным заявил, что Армения готова вступить в Таможенный союз, в который входят Россия, Казахстан и Беларусь, и принять участие в формировании Евразийского экономического союза. Что же касается Евросоюза, то в Вильнюсе в рамках «Восточного партнерства» планировалось подписание соглашения об ассоциации между Евросоюзом и Арменией, которое предполагало также создание зоны свободной торговли.

Вступление Армении в Таможенный союз, очевидно, повлияет на геополитическую ситуацию в регионе Южного Кавказа. Общеизвестно, что Армения с Россией не имеет общих границ, поэтому для развития таможенных и торговых отношений потребуется транзитная страна. Учитывая тот факт, что между Арменией и Азербайджаном не существует дипломатических отношений, и граница между ними закрыта в связи с Нагорно-Карабахским конфликтом, то единственным транзитным государством между Арменией и Россией остается Грузия. Сегодня больше половины объема грузоперевозок между Республикой Арменией и странами Таможенного союза осуществляются через Грузию. В связи с этим для решения вопросов по транзиту может использоваться практика транзитных соглашений (например, как с Калининградом и Литвой).

Для России приоритетными проектами в Армении считаются продление срока действия Армянской АЭС до 2026 г.; участие Газпрома в строительстве газопровода Иран - Армения; обновление Севана-Разданского каскада ГЭС (одного из крупнейших на Южном Кавказе) с помощью Интер РАО ЕЭС [6]. Эти проекты позволят увеличить экспорт электроэнергии из Армении, что представляет интерес для многих соседних стран.

Какие же дивиденды имеет Армения от Таможенного союза?

При вступлении Армении в Таможенный союз, в условиях нынешней экономики в краткосрочной перспективе ВВП Армении увеличится на 4 %, а при подписании договора об ассоциации с Евросоюзом на 2,3 %.

Вступление Армении в Таможенный союз предполагает экономическую безопасность, прямые инвестиции в ее экономику из других стран Таможенного союза и рост занятости населения. Договор об экономической безопасности означает то, что разница между внутренними и внешними ценами будет доведена до минимума, т. е. на первом этапе сотрудничества Армении с Таможенным союзом цена газа понизится примерно на 30 % за счет ликвидации таможенной пошлины и в результате чего в течение пяти лет Армения сэкономит 750 млн долл. США. На 30 % снизятся цены на нефтепродукты, экспортируемые из России. А это весьма важно, особенно для такой страны, как Армения, которая не располагает собственными углеводородными ресурсами. Здесь следует согласиться с мнением по данному вопросу политического эксперта В. К. Белозёрова относительно того, что «определяющим фактором мирового развития становится исчерпание ископаемых природных ресурсов, в первую очередь, углеводородов» [1, с. 13].

Еще одно преимущество состоит в том, что армянские компании получат доступ к рынку госзаказов стран, входящих в Таможенный союз. Следует обратить внимание на то, что на территории ЕС проживает 900 тыс. армян, в то время как в России число армянской диаспоры достигает 2,2 млн человек, из которых 800 тыс. зарегистрированы в миграционных службах. Подписание подобных договоров ведет к улучшению социально-экономического положения армянских рабочих.

На Южном Кавказе возникнет экономическая зона Таможенного союза, которая будет граничить с Ираном. На изменение геополитической и экономической ситуации на Южном Кавказе может повлиять также реализация проекта прямого железнодорожного сообщения между Арменией и Ираном. Для строительства ирано-армянской железной дороги будет инвестировано 500 млн долл. США, поскольку этот проект имеет стратегическое значение как для России и Армении, так и для Ирана. Евразийским банком уже предоставлены 100 млн долл. США для строительства транспортного коридора Север - Юг. Предполагаются

также дополнительные инвестиции для модернизации армянской АЭС и строительства новой.

Осуществление этого проекта, в рамках Таможенного союза, даст возможность проложить наиболее короткий сухопутный маршрут для экспортных товаров к морским портам Персидского залива.

Армения играет ключевую роль для Ирана в качестве стратегического партнера, с помощью которого Иран намеревается строить и развивать геоэкономические отношения с христианским миром. В 1990-х гг. в Тегеране существовали некоторые сомнения о реальной независимости Армении. Однако все это осталось в прошлом, и сейчас иранцы считают армянский народ надежным партнером, с которым можно развивать активные международные отношения. Как для России, так и для Ирана Армения остается единственным стратегическим партнером на Южном Кавказе, и именно поэтому и существует соперничество между Ираном и Россией, направленное на укрепление своих позиций в Армении [5].

Иран заинтересован в сближении и развитии сотрудничества Армении с НАТО и Евросоюзом, и даже в членстве Армении в этих структурах. Причина состоит в том, что при вышеуказанной конфигурации Иран становится страной, непосредственно граничащей с европейской политикой и экономикой.

Следует отметить, что официальный Тегеран стал более активно продвигать свою дипломатическую линию на Южном Кавказе после Русско-грузинского конфликта в 2008 г. В первую очередь Иран, воспользовавшись этой ситуацией, начал активно развивать свои экономические связи с государствами Южного Кавказа и способствовать расширению энерготранспортных коридоров в регионе. Однако следует отметить, что Иран так и не смог занять место России. Так эксперт по вопросам международных отношений Л. Савин считает, что «...в каком-то смысле Иран подыгрывает Москве, так как рассчитывает на дальнейшее партнерство, особенно в вопросе защиты от возможных санкций со стороны Совета Безопасности ООН» [4, с. 2].

Кроме того, ранее Россия и Иран пришли к соглашению о необходимости избегать конфронтации на Кавказе. Это, конечно, в первую очередь вызвано взаимными интересами в вопросах каспийских энергоресурсов и их транспортировки, хотя позиции Москвы и Тегерана в вопросах о разграничении Каспийского моря сильно

отличаются. Россия выступает за то, чтобы линией раздела была срединная линия, что серьезно ограничит долю Ирана в каспийских энергетических проектах.

Вступление Армении в Таможенный союз 3 сентября 2013 г. было для Ирана неожиданным; он понимает, что это приведет к снижению объема товарооборота, так как таможенные пошлины вырастут в два-три раза. Однако даже не это обеспокоило политический истеблишмент Ирана, а тот факт, что Россия контролирует развитие инфраструктуры в Армении, препятствуя установлению связей Ирана с европейскими государствами. В нынешних условиях Ирану остается лишь одно, развивать новую политику сотрудничества с Арменией, сделавшей свой выбор в сторону России. В таком распорядке особое значение имеет проект железной дороги Россия -Абхазия - Грузия - Армения - Иран, которая, несомненно, будет выгодной для каждого государства - участника проекта.

После волеизъявления Армении вступить в общее экономическое пространство, Кремль ответил обещаниями инвестировать 15 млрд руб. в развитие железнодорожной сети южнокавказской республики. 18 января 2013 г. по поручению президента Армении С. Саргсяна министр транспорта и связи Армении объявил о запуске проектов «Южная железная дорога Армении» и «Южная скоростная трасса Армении», оцениваемых в 3 млрд долл. США. В тот же день между ЗАО «Южно-Кавказская железная дорога», министерством транспорта и связи Армении и компанией <Жа81а FZE» (зарегистрирована в ОАЭ) был подписан трехсторонний Меморандум о взаимопонимании по региональному сотрудничеству [2, с.].

Особенно интересным является и то, что после предполагаемого вступления Армении в Таможенный союз, может начаться переговорный процесс о вступлении Ирана в Таможенный союз и формировании новой оси Беларусь - Россия - Казахстан - Иран - Армения, который позволит каждому из независимых, но объединенных общей идеей и экономическими преимуществами государств решить целый комплекс внутриполитических и внутриэкономических проблем.

По мнению американских специалистов по Кавказу, в регионе разворачивается интересный сценарий пересечения двух геополитических векторов. Ось Север - Юг представляет линия Россия -Армения - Иран, в то время как ось Запад - Восток выражена во

взаимодействии Турции, Грузии и Азербайджана, которые проводят проамериканскую политику в регионе [7].

На Южном Кавказе активно разворачиваются интеграционно-сопернические процессы: «Восточное партнерство» в рамках ЕС, различные интеграционные форматы тюркоязычных стран, ГУАМ, который может считаться западной интеграционной программой постсоветского пространства (хотя на данный момент это региональное объединение активно не проявляет себя, но выступает против интеграционных интересов РФ на постсоветском пространстве).

В декабре 2012 г. госсекретарь США Х. Клинтон во время пресс-конференции в Дублине отметила, что США выступают против воссоздания Советов за так называемой экономической вуалью и всячески будут противодействовать этим процессам. В последнее десятилетие политика США и ЕС направлена на то, чтобы уменьшить свою энергетическую зависимость от РФ и иметь прямой доступ к богатому энергоресурсами Каспийскому и Центральноази-атскому регионам, ярким примером чего является проект Набукко, который, кстати, так и не был реализован.

Итак, намерение Армении вступить в Таможенный союз несомненно повлияет на геополитическую ситуацию в регионе. В новой геополитической конфигурации Армения выступит в качестве основного военно-стратегического и экономического партнера России на Южном Кавказе, а Россия укрепит свои позиции в регионе. Вступление Армении в Таможенный союз позволит сохранить внутренний баланс между азиатско-мусульманским фактором, который будет укрепляться с вхождением в Евразийский союз Киргизии и, возможно, в перспективе Таджикистана и европейским христианским фактором [3]. Вступление Армении в Таможенный союз - трудоемкий, но перспективный проект, который предполагает согласование интересов всех заинтересованных сторон.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белозёров В. К. Особенности геополитической картины современного мира // Россия и мусульманский мир. - 2013. - № 1. С. 11-16.

2. Заявление пресс-службы Министерства транспорта и связи Армении [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.regnum.ru/news/fd-abroad/ 1655268.html

3. Интервью бывшего российского посла в Армении Вяч. Коваленко информационному порталу «Вестник Кавказа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.vestikavkaza.ru/articles/Reshenie-Armenii-vstupit-v-TS-ukreplyaet-pozitsii-Rossii-na-YUzhnom-Kavkaze.html

4. Мнение эксперта по вопросам международных отношений Леонида Савина в статье: «The Effects of Armenia's Decision to Join the Customs Union» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: neplueff.com/category/ news/

5. Нартов Н. А. Геополитика. - М. : АСТ, 2007. - 211 с.

6. Речь президента РА Сержа Саргсяна во время пресс-конференции по итогам переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://panorama.am/ru/economy/ 2013/09/03/armenia-russia/

7. Bulent Aliriza, Jon B. Alterman, Andrew C. Kuchins. The Turkey, Russia, Iran Nexus driving forces and strategies. - CSIS, March 2013. - 78 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.