Научная статья на тему 'Структурные составляющие психологии элит'

Структурные составляющие психологии элит Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
135
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карабущенко Н. Б.

В статье раскрывается сущность структурных составляющих психологии элит: образовательно-просветительской, созидательно-преобразовательной, духовно-нравственной, культурно-эстетической, управленческой и социально-экономической.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural Components of the Psychology of Elites

The article reveals the essence of the structural components of the psychology of elites: educational-enlightening, creative-transforming, spiritual-moral, cultural-aesthetic, administrative and social-economic.

Текст научной работы на тему «Структурные составляющие психологии элит»

СТРУКТУРНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПСИХОЛОГИИ ЭЛИТ

Н.Б. Карабущенко

Кафедра социальной и дифференциальной психологии Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В статье раскрывается сущность структурных составляющих психологии элит: образовательно-просветительской, созидательно-преобразовательной, духовно-нравственной, культурно-эстетической, управленческой и социально-экономической.

В основу формирования элитного качества личности гармонично включаются такие характеристики, как уровень образования, профессионализм, лидерские качества, обращение к культуре и искусству, политическая грамотность, продуктивное творчество и др.

Формирование элитного качества в человеке — это непрерывный процесс образования и самообразования личности. Это не только освоение общеизвестных схем научного и прикладного знания, но существенно больше: собственное видение любой проблемы через призму творческого потенциала личности и на основе развития общих и специальных способностей.

Образование «должно не только обучать, но и выполнять еще одну немаловажную функцию: производить отбор, т.е. выдвигать (выделено нами. — Н.К.) наиболее достойных для той или иной деятельности и одновременно отсеивать, закрывать дорогу, не имеющим задатков для нее» [6. С. 42—61]. Главная цель элитного образования — формирование в индивиде основ элитного сознания; задачи — преодоление остатков массовой психологии, разрушение стереотипов мировоззрения родового сознания, пробуждение потребности к творческому самосовершенствованию личности.

Элитное образование приобретает весомое значение на современном этапе, в эпоху постиндустриализма. В информационном обществе особую роль играют инновационные способности элиты, умение неординарно мыслить и оригинально подходить к решению проблем.

Таким образом, неотъемлемой структурной составляющей психологии элит является творческая составляющая. Креативное отношение отражает поисковопреобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления благодаря созданию новых знаний, образов, предметов и объектов реальности и совершенствованию качества действий индивида. Формируясь в процессе деятельности и соединяясь с ведущим мотивом, креативность закрепляется в структуре личности и проявляется как способность к созданию чего-то качественно нового, определяя индивидуальный стиль творческой деятельности.

Ядром Я-концепции субъекта элиты является духовность. Духовно развитая личность осуществляет адекватные поступки, несет ответственность за ре-

зультаты своей деятельности, конгруэнтна и открыта опыту. «Духовность связана с уровнем развития личности и формирует мировоззренческий и духовнонравственный аспект Я-концепции. Система духовных потребностей может вызвать вслед за изменением внутреннего мира личности качественные изменения ее Я-концепции» [4. С. 123].

Духовность понимается как [4. С. 123—124]:

— форма человеческого самосознания, самоидентификации (В.С. Барулин);

— целостная динамическая система, включающая личностно-эмоциональные элементы, выступает в виде ценностно-смыслового стержня (Н.А. Коваль);

— сущностное ядро человеческой личности (М.Ю. Колпакова, Т.А. Флоренская);

— принцип саморазвитии и самореализации (В.В. Знаков).

А.С. Ахиезер рассматривает «духовную элиту» как особый тип социальной элиты — «социальную группу, стремящуюся, по крайней мере, в тенденции, творчески квалифицированно культивировать высшие ценности культуры, обобщать опыт мировой истории, стимулировать взаимопроникновение высших достижений национальной и мировой культуры» [1. С. 162—163].

Сравнительно недавно в отечественной науке получило свое раскрытие понятие нравственной элиты (А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко). К ней исследователи относят представителей старших поколений: мудрецов, старцев, талантливых наставников, священнослужителей, ученых, писателей, художников, поэтов и пр. Это, в первую очередь, люди, «которые достигли высокого уровня развития нравственных качеств и которые успешно проявляют их в сфере человеческих отношений, в жизни реальных социальных групп, в человеческих сообществах» [2. С. 13]. Авторы выделяют ряд показателей успешной социальной адаптации для представителей данного типа элиты: 1) стойкость личности (в трудных жизненных ситуациях); 2) видение временной перспективы (широкий временной горизонт); 3) выбранный способ самоопределения (противостояние не проверенным временем принципам, ценностям, идеалам).

Элитная личность включена в единое информационное, культурное пространство и занимает в нем экспертные позиции. Она выступает как субъект, а произведение искусства — как объект его изучения. Психология массового человека напоминает «ситуацию дилетанта», где произведение искусства — это субъект, а личность — объект запрограммированного воздействия. Экспертная ситуация требует от личности «общения» и диалога с культурой. Элитное искусство требует выхода за пределы изображаемого, а само изображенное выполняет функцию схематичных построений, задающих направленность поиска. Личность на этом уровне становится активной и выступает как субъект, так как появляется потребность в порождении новых смыслов и семантических структур. Массовое искусство содержит лишь «прямой текст» [5. С. 72—78].

Воздействие художественного произведения на личность, влияние на нее культурных ценностей способствуют появлению рефлексивных компонентов сознания. В процессе формирования элитности личность испытывает потребность

в разностороннем видении мира. Наличие альтернатив, иных точек зрения расширяет смысловую сферу и обеспечивает свободу творчества писательской индивидуальности. Искусство на высших (продуктивно-творческий) этапах своего бытия способствует «возвышению духа» и отчуждению от обыденности.

Существует мнение, что «элитарная культура, ее высокий уровень, становится гарантом общей культурности массы, поскольку лишь в ней осуществляются процессы творчества и созидания новых художественных и культурных ценностей. Эти ценности опосредованно влияют на общий культурный климат и исподволь, неосознанно, проникают в потаенные клеточки обыденного сознания» [7. С. 256].

Еще одной структурной составляющей психологии элит является управленческая. Только лидер, мотивированный на преобразование окружающего мира, на взращивание в себе лучших человеческих качеств, который своим примером и авторитетом станет стимулировать общество к развитию и совершенствованию, нацеленный на созидание и уважение всего живого на Земле, может считаться элитной личностью. «Эффективное лидерство» строится на способности личности создать вокруг себя благоприятную трудовую и творческую атмосферу, в которой подчиненные чувствуют себя комфортно. Лидер такого типа — интеллектуально развитая личность, обладающая широким кругозором, харизматичностью, авторитетом.

В отечественной психологии поддерживается мнение, что лидер выдвигается группой на каких-либо условиях. Определенные члены группы поддержки находятся одновременно в отношениях соперничества или конкуренции за позиции в лидировании. Следовательно, лидер вынужден считаться не только с противоположной стороной противоборства, но и с тем, как он будет воспринят в своей собственной среде, насколько прочна его поддержка среди его собственных сторонников и единомышленников [3. С. 87]. Основными факторами сплоченности группы вокруг ее лидера становятся его престиж, богатство, степень власти и достоинство.

Таким образом, можно выделить ряд структурных составляющих психологии элит: образовательно-просветительскую, созидательно-преобразовательную, духовно-нравственную, культурно-эстетическую, управленческую и социальноэкономическую.

Образовательно-просветительская составляющая отражает необходимость постоянного совершенствования системы образования; доминирования творческого подхода в процессе обучения; преобладания развивающей функции; стимуляции навыков исследовательского поведения; приоритетности принципа многообразия знаний и опыта; актуализации лидерских и коммуникативных способностей.

Созидательно-преобразовательная составляющая выявляет поисково-преобразовательную потребность личности, выражающуюся в преодолении стереотипного поведения и мышления благодаря созданию новых знаний, образов, предметов и объектов реальности, а также раскрывает внутреннюю мотивиро-

ванность и творческую направленность личности, способной достичь высшего уровня выполнения деятельности, при этом самосовершенствуясь.

Духовно-нравственная составляющая раскрывает высокий уровень развития мировоззренческого и духовно-нравственного аспектов Я-концепции личности; ценностно-смысловую, идеально представленную, нормативную, гуманистическую сущность элитности; специфику культивирования, обобщения и транслирования мировых (национальных) культурных ценностей и нравственных идеалов; необходимость социального «конструирования трансцендентного субъекта».

Культурно-эстетическая составляющая отражает сущность и характер воздействия художественных и культурных ценностей на общественное сознание, культурный климат, мировоззрение личности; предназначение искусства (философско-эстетические и духовные основы воспитания личности, трасцендент-ность — выход за рамки своего времени в «человеческую вечность»; способствует обретению жизненного смысла, воздействует на эмоционально-волевую, потреб-ностно-мотивационную и познавательную сферы личности и пр.); формирования внутреннего мира человека (ценности, проблемы, переживания, психодинамика); нахождения субъекта в «ситуации эксперта» по отношению к различным произведениям искусства, культурному наследию, научным достижениям.

Управленческая составляющая раскрывает потребность личности преобразовывать окружающий мир, в способности развития и совершенствования лидерских качеств, в приобретенном годами авторитете, в способности влиять на общественные процессы и исторические события, в направленности на созидание и уважение всего живого на земле и др.

Социально-экономическая составляющая отражает такие признаки психологии элит, как богатство (накопление материальных благ, расширение пространства влияния личности), власть (высокий социальный статус, отнесенность к определенному элитарному сообществу), престиж (авторитетность, влиятельность, популярность, сила личности), достоинство (уважение и самоуважение, профессионализм, признание и пр.).

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ахиезер А.С. Россия: критика исторического опыта: социокультурная динамика России. — Новосибирск: Сиб. хронограф, 1998.

[2] Журавев А.Л., Купрейченко А.Б. Роль нравственной элиты в жизнедеятельности современного общества: постановка проблемы // Современная российская элита: Сб. статей / Под общ. ред. О.В. Красновой и Б.В. Кайгородова. — М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2008.

[3] Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 1996.

[4] Иващенко А.В., Агапов В.С., Барышников И.В. Я-концепция личности в отечественной психологии. — М.: МГСА, 2000.

[5] Леонтьев Д.А. Личность в психологии искусства // Творчество в искусстве — искусство творчества / Под ред. Л. Дорфмана и др. — М.: Наука; Смысл, 2000.

[6] Попов Ю.П. Формирование духовной элиты: обучение или отбор? // Философское образование на Дальнем Востоке: История. Теория. Практика / Под ред. А.Ю. Москви-тина. — Владивосток: Изд-во Дальневосточ. ун-та, 2000.

[7] Суворов Н.Н. К вопросу об элитарном искусстве и перспективах его развития / Векторы развития культуры на грани тысячелетий. — СПб., 2001.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE PSYCHOLOGY OF ELITES

N.B. Karabuschenko

The Chair of Social and Differential Psychology Russian Peoples’ Friendship University

Miklukho-Maklaya str., 6, Moscow, Russia, 117198

The article reveals the essence of the structural components of the psychology of elites: educational-enlightening, creative-transforming, spiritual-moral, cultural-aesthetic, administrative and social-economic.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.