Научная статья на тему 'Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий'

Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
521
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / СУБАДДИТИВНОСТЬ / МЕТОДЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ / NATURAL MONOPOLY / GOVERNMENT REGULATION / SUBADDITIVITY / REGULATORY METHODS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Татьяна Александровна

Научная дискуссия о государственном регулировании естественных монополий, помимо теоретических обоснований, дополняется сложившимся практическим опытом и выводами из него. В статье приведен институциональный признак отнесения видов деятельности компаний к естественно-монопольным по субаддитивности, с кратким определением такого понятия. Предлагается условное деление фактически сложившихся стратегических составляющих государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации, для их детального, индивидуального рассмотрения. Приведены общие и частные аспекты. Отмечены особенности применения, и влияние на общий результат экономической эффективности отдельных структурных составляющих, на регулирование естественных монополий. Статья может быть использована как научная база для дальнейшего изучения и устранения возникающих пробелов и проблем по конкретным структурным составляющим в процессе практического применения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL ELEMENTS OF STATE REGULATION OF NATURAL MONOPOLIES

The scientific discussion on the state regulation of natural monopolies, in addition to theoretical grounds, is supplemented by the existing practical experience and conclusions from it. The article presents an institutional feature of attributing the activities of companies to natural monopolies by subadditivity, with a brief definition of such a concept. We propose a conditional division of the actual strategic components of state regulation of natural monopolies in the Russian Federation, for their detailed, individual consideration. General and particular aspects are given. The author notes the peculiarities of application, and the impact on the overall result of economic efficiency of individual structural components, on the regulation of natural monopolies. The article can be used as a scientific basis for further study and elimination of emerging gaps and problems on specific structural components in the process of practical application

Текст научной работы на тему «Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий»

Структурные составляющие государственного регулирования естественных монополий

Краснова Татьяна Александровна,

аспирант, Санкт-Петербургский государственный экономический университет e-mail: tatyana_uspen@mail.ru

Научная дискуссия о государственном регулировании естественных монополий, помимо теоретических обоснований, дополняется сложившимся практическим опытом и выводами из него. В статье приведен институциональный признак отнесения видов деятельности компаний к естественно-монопольным по субаддитивности, с кратким определением такого понятия. Предлагается условное деление фактически сложившихся стратегических составляющих государственного регулирования естественных монополий в Российской Федерации, для их детального, индивидуального рассмотрения. Приведены общие и частные аспекты. Отмечены особенности применения, и влияние на общий результат экономической эффективности отдельных структурных составляющих, на регулирование естественных монополий. Статья может быть использована как научная база для дальнейшего изучения и устранения возникающих пробелов и проблем по конкретным структурным составляющим в процессе практического применения.

Ключевые слова: естественная монополия, государственное регулирование, субаддитивность, методы регулирования.

Статья подготовлена в рамках «Инициативной научно-исследовательской работы»

Для любого государства, независимо от социально-экономического или общественного устройства, существует множество причин по которым оно вмешивается в экономические отношения. Это относится и к странам, в которых политика в значительной степени ориентирована на образ свободной рыночной экономики. Государственное влияние проявляет себя в широком диапазоне: от полной комплексной политики управления предприятием до детальной составляющей самого процесса производства. В дискуссии о масштабах и интенсивности государственного влияния понятие «регулирование» используется в разных значениях в широком смысле термин часто означает все правительственные требования, которые могут ограничить пространство для маневра частных компаний, в узком смысле говорят об экономическом регулировании, хотя и предполагается экономический надзор государства.

Согласно неоклассической экономической теории, такое регулирование может быть необходимо, в частности, если существуют условия для естественной монополии и конкуренция не может принести эффективные экономические результаты.

Классическое, технологически ориентированное определение указывает, что естественная монополия существует тогда, когда один поставщик может эффективнее удовлетворить существующий спрос, чем несколько. Теоретически это описывается с помощью субаддитивных функций стоимости. Функция стоимости с называется субаддитивной на основе количества издержек, если стоимость для производства этой общей суммы ниже чем сумма затрат с отдельным производством (несколькими поставщиками с одинаковыми функциями стоимости). У. Баумоль, П. Панзар и Р. Виллих [1] именно по такому признаку определяют естественную монополию как отрасль, при всех уровнях выпуска продукции которой функция издержек является субаддитивной. Субаддитивность функции стоимости в случае однородного продукта зависит от средней стоимости при средних затратах увеличение количества продукции и всегда, независимо от уровня производства, существует эффект масштаба и, следовательно, глобальная субаддитивность или естественная монополия. Достаточным условием для субаддитивности является уменьшение средней дополнительной стоимости всех продуктов и преимуществ взаимодополняемости между ними, при отсутствии субститутов. Это отражено в работах У. Шарки [2] и У. Баумоля [3], где отмечается, что

сз о

со £

m Р

сг

от А

концепция экономии масштаба при снижающихся средних издержках подразумевает субаддитивность издержек. Естественные монополии особенно актуальны в области передачи и распределения, когда их деятельность неразрывно связана с сетевым обслуживанием, где технологически предусмотрено присутствие труб или линий электропередач. Такая сетевая инфраструктура может быть монопольной. Важнейшая задача государственного регулирования является минимизация злоупотребления таким положением и проблема эффективности регулирования естественных монополий, а также изучение ее проявлений остается важнейшей темой исследований.

Государственное регулирование естественных монополий направлено на устранение дисбаланса интересов потребителей и поставщиков. Деятельность естественных монополий оказывает исключительное влияние на систему жизнеобеспечения, должна соответствовать ряду важнейших условий, таких как бесперебойность, безопасность, отвечать стандартам качества, быть доступной, и соответственное регулирование такой деятельности является многофакторным и сложным процессом, а потому делегируется специальному регулирующему органу.

В практическом применении регулирование естественных монополий условно можно разделить на ряд структурных составляющих[4].

Прежде всего определяется относится ли деятельность хозяйствующего субъекта к естественным монополиям. Само определение естественной монополии недостаточно конкретно и однозначно, поэтому, во избежание недоразумений, в законодательстве приводится конкретный перечень видов деятельности, относящихся к естественным монополиям. Регулирующий орган занимается включением в реестр естественных монополий, исключением из реестра и его ведением.

Далее определяется и согласовывается метод регулирования. В соответствии с Постановлением. настоящее время в России законодательством предусмотрены следующие методы регулирования:

1) метод экономически обоснованных расходов;

2) метод доходности инвестированного капитала;

3) метод индексации;

4) метод сравнения аналогов.

Регулирование методом экономически обоснованных расходов (затрат), ориентировано на конкретные, индивидуальные затраты предприятия, при этом расходы сопоставляются с фактическими. Такой метод дает стимул для увеличения издержек, поэтому требует более тщательных и глубоких проверок в различные интервальные временные промежутки.

^ Метод доходности инвестированного капитала = направлен на повышение качества и повышение е производительности со временем. Метод зарекомендовал себя в первую очередь для тех видов ° деятельности естественных монополий, которые ав интересны инвесторам. Непредсказуемые изме-

нения в политике тарифообразования заставляют потенциальных инвесторов скептически относится к такого рода инвестициям, поэтому этот метод не находит должного применения.

Метод индексации применяется с определением необходимой валовой выручки пересматриваемой ежегодно в соответствии с официальным прогнозом социально-экономического развития, на основе индекса потребительских цен. Применение метода также не дает однозначной оценки, так как в части затрат на производство продукции, может быть большой удельный вес деятельности естественных монополий, особенно транспортная и энергетическая составляющие. Велико обоюдное влияние на инфляцию, что влечет негативные последствия и неоднозначную оценку применения такого метода регулирования.

Сравнение аналогов, метод используется тогда, когда затраты отдельной компании оценивают в сравнении с аналогичными компаниями. Как метод практически в России выступает только в форме пилотных проектов, оценить применение невозможно. Применительно к электросетевым компаниям планируется ввести такой метод в восемь компаний с июля 2020 года, к деятельности по теплопередаче пилотным проектом явился метод «альтернативной котельной», разъяснения по которому вызвали недоверие у потребителя и он не был поддержан.

Регулирующий орган может, на основании интересов, макроэкономической политики, давать прямые указания о уровне увеличения тарифа, либо его снижения, что негативно сказывается на прогнозировании деятельности самих компаний. К спорным моментам утверждения тарифа относится перекрестное субсидирование, которое позволяет компании естественной монополии применять дискриминационный тариф, например, когда промышленные предприятия платят больше, чем население, компенсируя затраты поставщика услуг. Недостаток такого метода во время пандемии проявились особенно остро, когда юридические лица резко снизили объемы потребления и затраты естественных монополистов не были компенсированы в запланированном объеме.

Следующей составляющей структуры регулирования естественных монополий, является контроль. Прежде всего, это контроль, оговоренный законодательством, представляющий собой контроль над любыми сделками, инвестициями, установление и применение цен на предоставляемые услуги. Кроме того, регулирующий орган согласовывает методы учета расходов, обоснование затрат и так далее, например учетную политику, проведение аудита, ведение раздельного учета. Осуществляет контроль за наличием разрешительных документов. Производит согласование нормированных затрат таких, как нормативная численность, нормативные потери и т.д.

По результатам деятельности компании естественного монополиста, регулирующий орган проводит аналитику произведенных затрат, причин

их отклонения от утвержденных в смете и исполнение естественным монополистом всех требований законодательства. Принимаются решения об утверждении нового тарифа, корректировке, изменении или отмене.

Регулирующий орган также тесно работает с общественным контролем за деятельностью естественных монополий, принимая во внимание результат их выводов. Однако, общественный контроль, не смог добиться каких-то ожидаемых результатов, так как, определенное законом «раскрытие информации» малоинформативно, общие цифры практически не поддаются объективному анализу, выводы по ним сделать невозможно.

Предприятия естественных монополий используют недостатки и несовершенство государственного регулирования в своих интересах, что негативно отражается на экономике в целом, вызывает дополнительные затраты на перерасчеты и перепроверки, различные судебные разбирательства.

Таким образом, все структурные составляющие государственного регулирования имеют свои недостатки, требуют большего изучения слабых мест и дальнейшего совершенствования.

Литература

1. Baumol W.J. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure / W.J. Baumol, P.J. Panzar, R.D. Willig // - NY.: Harcourt Brace Jovanovich, 1982.- 510 p.

2. Sharkey W.W. The theory of natural monopoly / W.W. Sharkey // - С.: Cambridge University Press, 1982.

3. Баумоль У. Экономическая теория и исследование операций. М.: Прогресс, 1965. 496 с.

4. Braeutigam R. Optimal Policies for Natural Monopolies / R. Braeutigam // - N-H.: Handbook of Industrial Organization (Vol. 2), 1989. 420 р.

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LA W_7578/8448b34e1bf176b7970f7ab7801e0ebb 1779654b/ Федеральный закон от 17.08.1995 N147-03 (ред. от 29.07.2017) «О естественных монополиях»

structural elements of state regulation of natural monopolies

Krasnova T.A.

Saint-Petersburg State University of Economics

The scientific discussion on the state regulation of natural monopolies, in addition to theoretical grounds, is supplemented by the existing practical experience and conclusions from it. The article presents an institutional feature of attributing the activities of companies to natural monopolies by subadditivity, with a brief definition of such a concept. We propose a conditional division of the actual strategic components of state regulation of natural monopolies in the Russian Federation, for their detailed, individual consideration. General and particular aspects are given. The author notes the peculiarities of application, and the impact on the overall result of economic efficiency of individual structural components, on the regulation of natural monopolies. The article can be used as a scientific basis for further study and elimination of emerging gaps and problems on specific structural components in the process of practical application.

Keywords: natural monopoly, government regulation, subadditivity, regulatory methods.

References

1. Baumol W.J. Contestable Markets and the Theory of Industry Structure / W.J. Baumol, P.J. Panzar, R.D. Willig // - NY.: Harcourt Brace Jovanovich, 1982.- 510 p.

2. Sharkey W.W. The theory of natural monopoly / W.W. Sharkey // - C.: Cambridge University Press, 1982.

3. Baumol U. Economic theory and the study of operations. M.: Progress, 1965. 496 p.

4. Braeutigam R. Optimal Policies for Natural Monopolies / R. Braeutigam // - N-H.: Handbook of Industrial Organization (Vol. 2), 1989.420 p.

5. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_7578/8448b34e1bf176b7970f7ab7801e0ebb1779654b/ Federal Law of 08.17.1995 N147-03 (as amended on 07.29.2017) "On Natural Monopolies"

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.