Научная статья на тему 'Структурные преобразования профессиональной ментальности студентов-будущих педагогов в период обучения в вузе'

Структурные преобразования профессиональной ментальности студентов-будущих педагогов в период обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
115
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ / ДИНАМИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОТИВЫ / УСТАНОВКИ / ОТНОШЕНИЯ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА / САМОСОЗНАНИЕ / THE STRUCTURE OF PROFESSIONAL MENTALITY / THE DYNAMICS OF A PROFESSIONAL MENTALITY / THE SYSTEM OF VALUES / MOTIVES / MINDSET / ATTITUDES / PERSONAL QUALITIES / SELF-COMPREHENSION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорнякова Юлия Леонидовна

В статье описаны результаты исследования структурных преобразований профессиональной ментальности студентов педагогического вуза. Выявлены взаимосвязи между компонентами профессиональной ментальности, выделены базовые компоненты структуры профессиональной ментальности у студентов, обучающихся по разным педагогическим специальностям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structural transformations of the professional mentality of students (future teachers) during the period of studying at the university

This article describes the results of the research of the structural transformations of the teacher training university students’ professional mentality. The interrelations between the components of a professional mentality have been revealed, the basic components of the structure of the professional mentality among students in different educational fields have been highlighted.

Текст научной работы на тему «Структурные преобразования профессиональной ментальности студентов-будущих педагогов в период обучения в вузе»

Примечания

1. Более подробно анализ указанных работ в рамках ресурсного подхода см.: Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социс. 2006. № 9. С. 28-40.

2. Анурин В. Ф. Профессионально-интеллектуальный потенциал организации // Организация в фокусе социологических исследований: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. 3. X Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. С. 39-44; Воронкова Н. В. Социальный потенциал организации (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2007; Козлова Е. Г. Развитие человеческого потенциала как фактора повышения конкурентоспособности предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006; Управление человеческим потенциалом современной организации / под ред. С. Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2004; Климова С. Г. Корпоративная солидарность как ресурс организации // Организация в фокусе социологических исследований: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. 3. X Саралие-вой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. С. 13-21.

3. Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.: Институт социологии РАН, 2007.

4. Козлова Е. Г. Указ. соч.; Управление человеческим потенциалом современной организации.

5. Бушкова-Шиклина Э. В. Представления менеджеров о должных отношениях в трудовом коллективе // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. Киров, 2007. № 1(16). С. 134-140; Бушкова-Шиклина Э. В. Деятельность руководителя в восприятии работников // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Сер. Социальные науки. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 4. С. 19-23; Бушкова-Шиклина Э. В. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ // Вестник ВятГГУ. Изд-во: ВятГГУ, 2009. № 2(1). С. 12-15.

6. Более подробно см.: Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностная ориентированность менеджеров и процесс принятия управленческих решений: корреляционные связи: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2007.

7. Там же.

8. Там же.

9. Современное управление: энциклопедический справочник американской ассоциации управления. Т. 1. М., 1997. С. 1-10.

10. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Дело, 2003. См. также: Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс. 2001. № 10. С. 48-57.

11. Дегтярев А. А. Принятие политических решений: учеб. пособие. М.: кДу, 2004; Карпов А. В. Психология менеджмента: учебник. М.: Гардарика, 1999.

12. Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя: возможности социологического анализа.

УДК 316.648-057.875

Ю. Л. Скорнякова

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье описаны результаты исследования структурных преобразований профессиональной ментальности студентов педагогического вуза. Выявлены взаимосвязи между компонентами профессиональной ментальности, выделены базовые компоненты структуры профессиональной ментальнос-ти у студентов, обучающихся по разным педагогическим специальностям.

This article describes the results of the research of the structural transformations of the teacher training university students' professional mentality. The interrelations between the components of a professional mentality have been revealed, the basic components of the structure of the professional mentality among students in different educational fields have been highlighted.

Ключевые слова: структура профессиональной ментальности, динамика профессиональной менталь-ности, ценностные ориентации, мотивы, установки, отношения, личностные качества, самосознание.

Keywords: the structure of professional mentality, the dynamics of a professional mentality, the system of values, motives, mindset, attitudes, personal qualities, self-comprehension.

В науке имеется много данных о различных сторонах профессионального становления студентов вуза, однако эта тема не получила должного освещения в аспекте исследования профессиональной ментальности. Разработка данного вопроса имеет большое значение для профессионального развития будущих специалистов, поскольку выбрать и освоить профессию означает не просто получить необходимые профессиональные знания и умения, но и войти в определенную общность людей с их субкультурой, принять их образ мыслей и образ жизни. Необходимость формирования профессиональной ментальности связана с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, в подготовке специалистов, ориентированных на нормы и ценности сообщества и профессиональное саморазвитие. Решение данных проблем невозможно без обращения к категории профессиональной менталь-ности.

К настоящему времени опубликованы работы, посвященные анализу особенностей развития ментальности у студентов различных специальностей в период обучения в вузе [1]. В то же

© Скорнякова Ю. Л., 2011

время недостаточно изученной остается проблема структурных преобразований профессиональной ментальности студентов.

Данные, представленные в работах К. А. Абуль-хановой (1997), С. В. Вальцева (2005), И. Г. Ду-бова (1993), И. Г. Картушиной (2004), Ф. М. Кремень (2002), М. И. Махмутова (1996), Д. В. Обориной (1994), А. И. Пальцева (2001), Л. Н. Пуш-карева (1999), Н. П. Сазонова (1993), В. А. Со-нина (1999), Б. П. Шулындина (1999) и др., позволили нам выделить следующие структурные компоненты профессиональной ментальности: ценностные ориентации, мотивы, установки, отношения, черты (свойства) личности, самосознание. Ценности и мотивы в структуре профессиональной ментальности побуждают, направляют и регулируют деятельность и поведение человека, заключают в себе представление субъекта труда о целях своей жизни и работы, о средствах достижения этих целей. Изучение социально-психологических установок как компонента профессиональной ментальности позволяет выявить предрасположенность представителей тех или иных профессий к определенному способу реагирования. Рассмотрение личностных свойств, характерных для большинства членов профессионального сообщества, позволяет определить характерные для человека особенности поведения и мышления. Профессиональное самосознание включает представление личности о себе как о члене профессионального сообщества, носителе профессиональной культуры, традиций, правил и норм.

В исследовании структурных преобразований профессиональной ментальности будущих педагогов мы исходили из предположения о том, что структура профессиональной ментальности студентов, обучающихся на разных педагогических специальностях, имеет как сходные, так и специфические особенности и изменяется от первого к пятому курсу обучения.

Для эмпирического изучения структуры профессиональной ментальности студентов-будущих педагогов были использованы следующие методики: опросник терминальных ценностей ОТеЦ-2 И. Г. Сенина, метод мотивационной индукции Ж. Д. Нюттена, методика диагностики социально-психологических установок личности О. Ф. Потемкиной, метод семантического дифференциала, русскоязычная версия опросника Р. Кеттела 16 PF, адаптированная А. А. Рукавишниковым и М. В. Соколовой. В работе использовались методы корреляционного, структурного и факторного анализов. Процедура обработки данных осуществлялась с помощью компьютерной программы SPSS, версия 14.0.

Исследование структуры профессиональной ментальности студентов осуществлялось на базе

одного из педагогических институтов России в октябре - ноябре 2009 г. В качестве респондентов (n = 402) выступили студенты I-V курсов, обучающиеся по четырем специальностям: «Педагогика и методика начального образования» (n = 98), «Русский язык и литература» (n = 99), «Математика с дополнительной специальностью информатика» (n = 102) и «Иностранный язык» (n = 103). В числе участников - 58 мужчин и 344 женщины. Средний возраст респондентов -19 лет (SD = 1,58, Min = 16, Max = 24).

Для определения корреляционных взаимосвязей между структурными компонентами профессиональной ментальности применялся коэффициент ранговой корреляции Спирмена. На основе полученных корреляционных матриц были подсчитаны следующие структурные показатели, разработанные А. В. Карповым [2]:

1. Индекс когерентности структуры (ИКС) -функция числа положительных значимых связей в структуре и меры их значимости. Этот индекс является показателем интегрированности компонентов в целостные структуры.

2. Индекс дивергентности структуры (ИДС) -функция числа и значимости отрицательных связей в структуре.

3. Индекс организованности структуры (ИОС) -функция общего количества положительных и отрицательных связей, а также их значимость.

Данные, представленные в табл. 1, позволяют провести анализ структурных преобразований профессиональной ментальности у студентов разных специальностей и курсов обучения.

Структура профессиональной ментальности студентов педагогического вуза как в целом по выборке, так и на разных специальностях и курсах обучения достаточно интегрирована и организована. Вместе с тем выявились специфические особенности структурных преобразований профессиональной ментальности студентов разных курсов в зависимости от педагогической специальности.

У студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» самый низкий уровень организованности структуры на II и

IV курсах, при этом возрастает разброс между компонентами профессиональной ментальности по степени включенности в структуру: появляется тенденция к выделению интегрированных компонентов, которым отводится значительная роль в структуре. И наоборот, у студентов I, III и

V курсов при увеличении общей организованности структуры, различия между компонентами профессиональной ментальности по степени ин-тегрированности в структуру снижаются.

У студентов-филологов I и V курсов интегри-рованность компонентов профессиональной мен-тальности больше в 1,5-2,3 раза, чем у студентов

II, III и IV курсов, что свидетельствует о структурных преобразованиях профессиональной ментальности в процессе обучения.

Специфической особенностью структурных преобразований профессиональной ментальнос-ти у студентов специальности «Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» является то, что структура ментальности студентов III курса представляется более организованной, по сравнению со структурой ментальности на других курсах обучения.

Три стадии преобразования структуры профессиональной ментальности можно выделить у студентов специальности «Иностранный язык»: стадию накопления связей между компонентами: (I и II курсы), стадию стабилизации (III и IV курсы) и стадию сокращения (V курс), что свидетельствует о завершении процесса развития профессиональной ментальности.

Корреляционные связи также послужили основой для выявления базовых компонентов профессиональной ментальности студентов вообще и разной формы и курса обучения в частности. При этом под базовыми компонентами понимались такие компоненты, которые обладают наибольшим структурным «весом», то есть наибольшим числом значимых корреляционных связей. Определение «веса» компонента в структуре определялось как число его значимых связей с другими компонентами профессиональной менталь-ности с учетом уровня значимости корреляционной связи (далее при описании базовых качеств в скобках будет представлен показатель его структурного веса - W).

Анализ корреляционных матриц показал, что в ходе профессионального обучения происходит

изменение характера взаимосвязей между отдельными компонентами профессиональной менталь-ности. Причем существуют как стабильные связи, независимые от этапа обучения и специфики предмета, так и связи, свойственные только определенному курсу обучения и характерные для студентов разных специальностей. Например, вне зависимости от специальности в структуру мен-тальности высоко интегрированы такие компоненты: терминальные ценности: «развитие себя» (W = 22,2), «духовное удовлетворение» (W = 19,6), «креативность» (W = 18,4), «сохранение собственной индивидуальности» (W = 16), «достижения» (W = 15,8), «собственный престиж» (W = 14,2); «высокое материальное положение» (W = 13), отношения к профессии (W = 23), будущему (W = 21,4), учебе (W = 20,6), настоящему (W = 19,4), общению (W = 19), карьере (W = 19), личностные качества «сила сверх-Я» (W = 20,2), смелость (W = 19,6).

У студентов специальности «Педагогика и методика начального образования» ведущее значения в структуре профессиональной менталь-ности имеют установка на результат (W = 8,6), отношение к общению (W = 8,4) и увлечению (W = 8,2), личностные качества «беспечность» (W = 10,6) и «доминантность» (W = 9,2).

Установки на власть (W = 11,6) и свободу (W = 10,2), отношение к успеху (W = 11), учебе (W = 10,8) и материальному благополучию (W = 10,6), личностные качества «беспечность» (W = 10,2), «склонность к чувству вины» (W = 10,2), «способность к самоконтролю» (W = 10,2) «сила Я» (W = 10) являются ведущими в структуре профессиональной ментальности студентов-филологов.

Таблица 1

Структурные индексы профессиональной ментальности студентов разных специальностей и курсов обучения

Специальности Индексы Курс обучения

I II III IV V Средние значения

«Педагогика и методика начального образования» ИКС 133 107 149 95 148 126,4

идс 55 64 40 64 48 54,2

ИОС 188 171 189 159 196 180,6

«Русский язык и литература» ИКС 202 79 144 136 197 151,6

идс 144 70 41 46 118 83,8

ИОС 346 149 185 182 315 235,4

«Математика» с дополнительной специальностью «Информатика» икс 150 146 235 110 111 150,4

идс 43 63 110 44 39 59,8

ИОС 193 209 345 154 150 210,2

«Иностранный язык» икс 144 150 208 234 100 167,2

идс 61 77 196 143 36 102,6

ИОС 205 227 404 377 136 269,8

Вся выборка икс 312 212 254 213 260 250,2

идс 117 121 91 77 71 95,4

ИОС 429 333 345 290 331 345,6

Таблица 2

Компоненты структуры профессиональной ментальности студентов педагогического вуза,

полученные методом факторного анализа

I курс II курс III курс IV курс V курс

Ф 1. Стремления Ф 1. Стремления Ф 1. Убеждения Ф 1. Жизненные Ф 1. Интересы (13,5)

(15,7) в карьере (14,6) (15,4) цели (14,8)

Ф 2. Планы Ф 2. Коммуника- Ф 2. Отношения Ф 2. Восприятие Ф 2. Восприятие

на будущее (9,9) тивная направлен- к настоящему настоящего будущего (9,5)

ность (8,9) и будущему (9,6) и будущего (8,4)

Ф 3. Особенности Ф 3. Отношения Ф 3. Эмоциональ- Ф 3. Направлен- Ф 3. Достижение

самоотношения к себе в настоящем но-волевые ность на внешние материального

(7,5) (7,9) черты (6,5) события (7,6) благополучия (6,8)

Ф 4. Представле- Ф 4. Эмоционально- Ф 4. Консерватизм Ф 4. Ответствен- Ф 4. Эмоционально-

ния о работе (6,8) волевые качества (5,4) ность (6,1) волевые особенности

личности, в общении (5,2)

проявляющиеся

в общении (6,9)

Ф 5. Эмоциоально- Ф 5. Восприятие Ф 5. Коммуника- Ф 5. Эмоционально- Ф 5. Отношения

волевые особенно- себя в будущем тивные особенно- волевые черты (5,7) к увлечению (4,5)

сти в общении (5,9) сти (4,9)

(5Д)

Примечание: здесь и далее в скобках после названия фактора указывается доля объясняемой им дисперсии (%).

У студентов-математиков базовыми являются установка на власть (W = 9,4), отношения к себе (W = 11) и успеху (W = 9,2), личностные качества «беспечность» (W = 10,8), «доминантность» (W = 10), способность к самоконтролю» (W = 9,8), «доброта» (W = 9,6), «самостоятельность» (W = 9).

Установки на свободу (W = 12,2) и власть (W = 11,6), отношения к успеху (W = 16), себе (W = 15,4), увлечению (W = 14,6), работе (W = 14), интересному занятию (W = 11,2), личностные качества «Сила Я» (W = 14,2), эмоциональная чувствительность (W = 12,4), склонность к чувству вины (W = 11,6), самостоятельность (W = 11,6), подозрительность (W = 11) преобладают в структуре профессиональной ментальности студентов специальности «Иностранный язык».

Для подтверждения данных структурного анализа нами был проведен факторный анализ (метод главных компонент с применением вращения Varimax normalized) всех компонентов профессиональной ментальности. Полученные в ходе факторного анализа данные позволяют наметить некоторые тенденции развития структуры профессиональной ментальности студентов педагогического вуза (табл. 2).

Так, на всех курсах и специальностях обучения важнейшую роль в структуре профессиональ-

ной ментальности играют убеждения студентов, их приоритетные жизненные цели. Еще один фактор, выделенный на всех курсах обучения, объединяет в себе понятия, отражающие различные виды деятельности и отношение к себе. При этом на первом и пятом курсах обучения понятия «профессия», «увлечение» и «карьера» соотносятся только с будущим. На втором курсе в восприятие настоящего включены учеба, профессия и достижение успеха. На III и IV курсах учеба, профессия и достижение успеха взаимосвязаны не только с будущим, но и с настоящим. На каждом курсе обучения также был выделен фактор, объединяющий в себе следующие эмоционально-волевые черты личности: эмоциональная устойчивость, спокойствие, реалистичность, настойчивость, жизнерадостность, самоуверенность, смелость, активность. На III и IV курсах только эти особенности представлены в данном факторе. На I и V курсах к данным личностным чертам добавляются еще общительность, отзывчивость и дружелюбность. На II курсе помимо перечисленных выше личностных особенностей в данный фактор входят мотивы общения.

Таким образом, исследование показало, что структура профессиональной ментальности студентов в период обучения в вузе изменяется в зависимости от курса обучения, данные изменения имеют специфические особенности у студен-

тов разных педагогических специальностей. На основании полученных результатов планируется разработать практические рекомендации по развитию профессиональной ментальности студентов. Целенаправленное развитие профессиональной ментальности предусматривает создание таких условий обучения, в которых будет осуществляться ориентация на будущее, умение планировать свои действия, профессионально совершенствоваться, осознанно осваивать образовательную программу вуза, развивать эмоциональную стабильность, формировать готовность к сотрудничеству, склонность к оказанию помощи, расширять представления о профессиональной деятельности.

Примечания

1. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 41-49; Кремень Ф. М. Динамика системообразующих свойств профессиональной ментальности педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Российской акад. образования. Смоленск, 2002; Поспелова И. Ю. Развитие профессиональной ментальности психолога в условиях вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород: Институт психологии Нижегород. гос. пед. ун-та, 2007.

2. Карпов А. В. Психология принятия управленческих решений / под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Юристъ, 1998.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.