Научная статья на тему 'Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера'

Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
760
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТНЫЕ ЦЕННОСТИ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ОРГАНИЗАЦИИ / МЕНЕДЖЕРЫ / ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ / РЕСУРСНЫЙ ПОДХОД / VALUE POTENTIAL / VALUE ORIENTATION / PERSONAL VALUES / ORGANIZATION HUMAN VALUE / MANAGERS / MANAGEMENT DECISION MAKING / RESOURCE APPROACH

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Бушкова-шиклина Эльвира Васильевна

В статье актуализируется проблема исследования ценностного потенциала менеджеров как составляющей человеческого потенциала организации. Разработка категории «ценностный потенциал», определение его содержания и проявлений в профессиональной деятельности менеджера осуществляется в традициях ресурсного подхода, а также с опорой на результаты авторских эмпирических исследований ценностной сферы менеджеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Value potential of the individual and professional activity of manager

This article studies value potential of manager as a part of human organization. Development of the category of “value potential”, the definition of its content in professional manager’s activity is carried out in the tradition of the resource approach, and based on the results of empirical studies of the value of copyright scope man agers.

Текст научной работы на тему «Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера»

Э. В. Бушкова-Шиклина. Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера

ПСИХОЛОГИЯ

УДК 316.477-057.17

Э. В. Бушкова-Шиклина

ЦЕННОСТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕНЕДЖЕРА

В статье актуализируется проблема исследования ценностного потенциала менеджеров как составляющей человеческого потенциала организации. Разработка категории «ценностный потенциал», определение его содержания и проявлений в профессиональной деятельности менеджера осуществляется в традициях ресурсного подхода, а также с опорой на результаты авторских эмпирических исследований ценностной сферы менеджеров.

This article studies value potential of manager as a part of human organization. Development of the category of "value potential", the definition of its content in professional manager's activity is carried out in the tradition of the resource approach, and based on the results of empirical studies of the value of copyright scope man agers.

Ключевые слова: ценностный потенциал, ценностные ориентации, личностные ценности, человеческий потенциал организации, менеджеры, принятие управленческих решений, ресурсный подход.

Keywords: value potential, value orientation, personal values, organization human value, managers, management decision making, resource approach.

В условиях глобализации и перехода в постиндустриальную фазу развития российское общество становится все более динамичным, усиливается ориентация на управленческий опыт более развитых западных стран, происходит серьезная «проверка» и трансформация сложившихся стереотипов экономического, трудового и организационного поведения. В первую очередь данные процессы затрагивают мотивационно-ценностную сферу менеджеров, ответственных за успешное функционирование вверенных им организаций. Логично предположить, что динамика ценностной сферы менеджеров непосредственно проявляется в изменениях его личности, а также прямо или косвенно сказывается на результатах его профессиональной деятельности; а ценностные образования личности менеджеров могут выступать в качестве важного ресурса развития организации.

© Бушкова-Шиклина Э. В., 2011

В свете развития так называемого «ресурсного» подхода к анализу возможностей различных социальных групп (Г. Беккер, П. Бурдье, В. В. Ра-даев, Т. И. Заславская, Н. Е. Тихонова, Е. В. Ав-рамова и др. [1]) и организаций (В. Ф. Анурин, Е. Г. Козлова, С. Д. Резник, С. Г. Климова, Н. В. Воронкова и пр. [2]) активно исследуются такие категории, как «ресурс», «ресурсообеспе-ченность», «человеческий потенциал», «человеческий капитал», «человеческие ресурсы», а также различные виды ресурсов и потенциалов организации - собственно «организационный потенциал», «интеллектуальный», «социальный», «административный» и пр. При этом в качестве потенциала понимается некоторая совокупность ресурсов социального субъекта - ресурсов разного вида и уровня актуализации, выраженной в логике «ресурс - актив - капитал». Ресурсом, в свою очередь, можно считать множественные характеристики социального субъекта, прямо влияющие на его благополучие, состояние, поведение в более крупной системе, характеризующие его «жизненные шансы» и «угрожающие риски» [3].

В качестве человеческого потенциала организации можно рассматривать совокупность реальных и потенциальных сущностных возможностей работников, которые могут быть задействованы организацией для достижения своих стратегических целей. Основными направлениями развития человеческого потенциала организации становятся действия по повышению качества человеческих ресурсов и совершенствованию организационной культуры [4], что, несомненно, подразумевает работу с целями и ценностями внут-риорганизационной среды и менеджмента.

С позиций данного подхода можно говорить о необходимости разработки категории «ценностного потенциала» менеджмента как совокупности ценностных ресурсов разного вида и уровня выраженности, регулирующих особенности становления и развития личности менеджера и реализацию эффективных взаимодействий в профессиональной деятельности - с подчиненными, коллегами, партнерами. В связи с этим появляется ряд вопросов, требующих исследования: каково содержание, уровни и критерии развития, а также возможности эффективного управления и реализации данного потенциала? Каковы особенности взаимосвязи данного потенциала с други-

ми компонентами в структуре, прежде всего, человеческого и прочих потенциалов организации? Для прояснения некоторых из данных вопросов обратимся к результатам ряда авторских исследований.

Тематика данной статьи определяет два основных аспекта ценностного потенциала менеджера - содержательно-личностный и социаль-но-деятельностный. Ниже представлены результаты теоретического анализа указанных аспектов проблемы, дополненные результатами авторских эмпирических исследований, реализованных в выборке 182 менеджеров разного уровня управления в организациях г. Кирова и Н. Новгорода (2006 г.), в выборке 150 менеджеров разного уровня управления и 150 предпринимателей гг. Кирова и Н. Новгорода (2007 г.), в выборке 51 менеджера различного уровня управления и 51 работника-исполнителя в трех организациях г. Кирова (2008 г.). Более подробно особенности выборок и основные результаты данных исследований представлены в [5].

Для характеристики роли ценностных образований, которые могут становиться ресурсами развития личности менеджера, был предпринят анализ работ отечественных психологов, прежде всего, Ф. Е. Василюка, Д. А. Леонтьева, Д. И. Фельд-штейна, Л. А. Антиголовой, Е. П. Белинской, О. А. Тихомандрицкой, Н. А. Кирилловой, Н. А. Низовских и др. В результате было показано, что содержание ценностной сферы личности представлено ценностными образованиями различной степени осознанности: субъективными/индивидуальными ценностями, личностными ценностями и ценностными ориентациями/уста-новками. Индивидуальные ценности появляются в сознании человека в результате субъективного восприятия им общегрупповых ценностей. Личностными же данные ценности становятся по мере принятия и укоренения их индивидом в структуре своего личностно-образующего «ядра». Ценностные ориентации представляют собой сложное диспозиционное образование, возникающее в результате осознания и рефлексии личностью имеющихся в ее сознании ценностей и формирования определенного отношения к ним -ценностной установки, реализующейся в поведении и деятельности. Более того, ценностная сфера личности представляет собой многоуровневую систему, наиболее отрефлектированные ценностные образования которой образуют «центр», «ядро», так называемое «ценностное сознание». Основными механизмами функционирования и развития ценностного сознания являются ценностный выбор и ценностное переживание. Ценностный выбор представляет собой процесс и результат осознания личностью мотивообразующих ценностей как критериев выбора альтернативных

мотивационных линий, тем самым это акт познания и принятия этих ценностей личностью, акт личностного роста и индивидуализации субъекта. Ценностное переживание, в свою очередь, становится особой внутренней деятельностью по нахождению оптимального выхода из кризисных ситуаций и определению дальнейшего развития жизненного и профессионального пути. Развитие системы личностных ценностей, возможности осуществления ценностного выбора и ценностного переживания становятся важнейшими факторами динамики ценностного сознания человека [6].

В ходе теоретического анализа также было показано, что ценностные образования менеджеров обусловлены рядом факторов, прежде всего - характером управленческой (административной или предпринимательской) деятельности; позицией менеджера в системе управленческой иерархии (менеджер линейного, среднего, высшего звена); особенностями стадий развития организации, в которой работает руководитель; стажем и опытом управленческой деятельности и т. д. Представим основные выводы по результатам авторских эмпирических исследований данной проблемы.

В исследованиях был предпринят анализ содержания личностных (в данном случае - регулирующих сферу межличностных отношений) и профессиональных ценностей менеджеров. Так, наиболее предпочитаемыми для менеджеров ценностями в личностной сфере явились «Здоровье», «Порядочность», «Семья», «Профессионализм», «Уважение к родителям», «Любовь», «Независимость», «Безопасность», «Развитие» и др., наименее предпочитаемыми - «Покой», «Равенство», «Согласие», «Милосердие» и др. Среди профессиональных ценностей наиболее предпочитаемыми явились - «Профессионализм», «Порядочность», «Сотрудничество», «Развитие», «Внимание к людям», «Успех», «Образование» и др., наименее предпочитаемыми - ценности покоя, милосердия, надежды и пр.

Несмотря на содержательное различие указанных иерархий, статистический анализ показал, что в сознании менеджеров присутствует тесная связь между профессиональными и личностными ценностями, то есть наблюдается целостность, единство системы ценностей, регулирующих одновременно разные сферы жизни руководителей. Это означает, что убеждения и установки, регулирующие сферу межличностных отношений менеджеров, во многом переносятся ими в сферу профессиональных взаимодействий. Также отмечается динамика указанных иерархий ценностей. Показано, что они наиболее чувствительны к изменениям уровня управления и статуса менеджера - при переходе менеджеров

Э. В. Бушкоба-Шиклина. Ценностный потенциал личности и профессиональной деятельности менеджера

от среднего к высшему уровню, при смене позиции наемного менеджера на позицию (со)владель-ца организации.

По результатам исследований также составлены и проанализированы иерархии «антиценностей» различных групп менеджеров, составлен «словарь» ассоциаций, отражающих субъективное смысловое наполнение понятий, которыми руководители наделяют наиболее предпочитаемые ими ценности и наиболее отвергаемые «антиценности» (данные словари полностью представлены в [7]).

Аналогичные выводы были получены при сравнении ценностей менеджеров и предпринимателей. Несмотря на то, что сущности предпринимательства и менеджмента во многом различны, в то же время оба эти явления (в организациях -прежде всего топ-менеджмент) предполагают активную инновационную, стратегическую деятельность. Результаты исследований отчасти это подтверждают: ценностная основа как управленческой, так и предпринимательской деятельности весьма схожа. Показано, что и предприниматели, и менеджеры имеют весьма целостную цен-ностно-ориентационную систему - ценности, «исповедуемые» в сфере межличностного общения, также успешно реализуются в профессиональной жизни. Это весьма логично, так как оба вида деятельности во многом основаны на взаимодействии с людьми (в том числе - из ближайшего неформального окружения - семья, родственники, друзья и пр.), которые часто выступают явным либо дополнительным «ресурсом» развития организации/бизнеса. В то же время имеются некоторые различия в динамике ценностей данных социальных групп: карьерный рост вносит свои коррективы в восприятие действительности менеджеров - их личностные и профессиональные ценности значительно меняются при переходе в высший менеджмент. Такие изменения во многом связаны со сменой как должностной, так и функциональной позиции менеджера - он становится ближе к «большой власти», «большим деньгам», и большей ответственности.

Каково же влияние ценностных образований личности менеджера на его управленческую деятельность? В результате анализа работ отечественных и зарубежных социологов и социальных психологов (М. Вебера, Т. Парсонса, М. Рокича, У. Томаса, Ф. Знанецкого, В. А. Ядова, И. Г. Ду-бова, В. С. Бакирова и др.) было показано, что ценностные ориентации являются обязательным компонентом в структуре социального действия, выполняя ряд важнейших, прежде всего оценочно-регулирующих, направляющих, организационных и установочных функций. Основными формами реализации ценностных ориентаций в дея-

тельности и социальном поведении являются: когнитивные и поведенческие установки, правила и принципы поведения и деятельности, стили деятельности и взаимодействия с людьми и пр. Индивидуальные особенности системы ценностных ориентаций человека, в совокупности с социальными, личностными, локально-ситуационными и другими условиями, часто обусловливают факт рассогласования реального поведения человека и декларируемых им ценностей. В целом связь ценностных ориентаций социального субъекта и конкретных актов его поведения является непрямой, нелинейной, достаточно сложной, но важной для анализа [8].

Сущность управленческой деятельности можно представить с позиции одной из «школ управления», описанных в классификации таковых Г. Кунцом [9] как совокупность циклически сменяющихся актов принятия, коррекции и реализации решений, т. е. деятельность по принятию управленческих решений можно рассматривать как сущностное «ядро», «квинтэссенцию» системы управления. Причем, опираясь на понимание управления как собственно менеджмента, а не администрирования/руководства и организовывания чего-либо, как деятельности по обеспечению функционирования нестабильной организационной системы либо системы, находящейся в нестандартных условиях [10], принятие управленческих решений можно рассматривать не столько с позиции запрограммированных, стандартных решений, сколько с позиции результата «сложного» выхода из нестандартной ситуации. Тем самым принятие управленческих решений можно рассматривать как реакцию менеджмента на необходимость эффективного разрешения нестандартных, собственно управленческих ситуаций.

Опираясь на работы ряда авторов - разработчиков дескриптивного подхода к процессу принятия решений [11] было показано, что управленческие решения в рамках организации образуют некоторый комплекс, специфика которого полидетерминирована множеством организационно-управленческих, культурных, личностных и других условий - факторов внешней и внутренней сред организации. В данных группах факторов присутствуют различные виды ценностных условий, прямо или косвенно влияющих на ход управленческой деятельности и процессов принятия управленческих решений.

Так, среди факторов внешней среды ценностный фактор представлен в виде ценностно-нормативных условий различного уровня: ценностей национальной, региональной, организационной культур и субкультур различных социальных групп, влияющих на процессы принятия решений. Специфика процессов принятия управленческих решений также во многом определяется

рядом факторов внутренней среды организации, таких, как тип формальной организационной структуры, доминирующий тип организационного поведения, стадия жизненного цикла организации и пр.

Особенности личности руководителя составляют особый фактор, определяющий характер реализации процессов принятия управленческих решений. Данный фактор представлен социально-политическим «положением» менеджера в организации, а также его управленческим и личностным потенциалом. Личностный потенциал менеджера во многом определяется его индивидуально-групповыми характеристиками, такими, как социально-профессиональная и корпоративная принадлежность, опыт руководства, интеллектуальные и эмоционально-волевые качества, стиль руководства и общения, а также - управленческие ценности и установки.

В ходе эмпирических исследований автором более подробно исследовался характер влияния ценностных ориентаций менеджеров на процесс принятия управленческих решений. Процесс принятия управленческих решений в данном случае рассматривается в более широком системно-организационном контексте как процесс и результат деятельности руководителя и всей организации. В связи с этим разработаны понятие и модель «механизма принятия управленческих решений», понимаемого как система взаимодействий различных (индивидуальных, групповых, собственно организационных) акторов с целью решения организационно-управленческой проблемы. В данном механизме выделено пять компонентов: агентономический, проблемно-целевой, ценностно-нормативный, процессуально-интерактивный, организационно-инструментальный. Ценностно-нормативный компонент состоит из субъективных (мотивы, ценности, установки руководителя) и объективных (ценности и нормы социальной и организационной сред и т. д.) условий управленческой деятельности [12].

В ходе эмпирических исследований было показано, что данный компонент представлен тремя основными группами ценностных ориентаций руководителей: 1) характеризующих индивидуальную лидерскую активность менеджеров, 2) обеспечивающих успешность взаимодействия менеджеров с коллективом, клиентами, партнерами, 3) способствующих эффективной реализации собственно процесса принятия управленческих решений. Видно, что, помимо установок, регулирующих процессы собственно принятия решений, менеджеры указывают ценностные установки, регулирующие другие сферы управленческой деятельности, в частности, взаимоотношения с коллегами, подчиненными, клиентами и партнерами. Это вполне объяснимо, так как данные груп-

пы людей являются непосредственными участниками, адресатами либо исполнителями принимаемых решений. Важную роль играют инструментальные ценности, регулирующие развитие профессионально важных качеств менеджеров, позволяющих им принимать грамотные, компетентные решения, поддерживать лидерский статус в организации и в целом наиболее эффективно выполнять свои управленческие функции. Также в ходе исследования показано, что в наиболее сложных ситуациях (увольнения, кризиса, принятия сложного морального выбора) менеджеры реализуют так называемый «ценностный выбор», становящийся механизмом развития ценностного сознания как собственно руководителя, так и его окружения.

Результаты сравнительного анализа ценностных установок менеджеров и персонала в отношении деятельности руководителя и принятия управленческих решений в организациях г. Кирова также подтверждают ряд озвученных выше идей. С одной стороны, отмечаются различия установок менеджеров и исполнителей в зависимости от профиля деятельности организации, ее размера, а также особенностей социальной среды, в которой она находится. С другой стороны, в обеих группах работников весьма важными оказываются ценности доверия друг другу, коллегиальности в принятии решений; отмечаются во многом схожие представления об эффективном управленческом решении.

В связи с перечисленным выше, можно сделать ряд предварительных замечаний. Во-первых, можно говорить об активном «участии» ценностного ресурса менеджмента (представленного не только ценностными образованиями самих менеджеров, но и более широкой организационной среды, во многом формируемой и развиваемой под влиянием их ценностей) в формировании более широких «личностных», «административных», «социальных», «человеческих» и прочих ресурсов и потенциалов организации. Во-вторых, ценностный потенциал менеджера можно рассматривать как один из компонентов его управленческого и личностного потенциалов, как часть более широкой системы человеческого потенциала организации. В-третьих, комплексная организация ценностного потенциала менеджера содержательно может быть представлена ценностными образованиями/ресурсами различного уровня актуализации: субъективными/индивидуальными, личностными ценностями, ценностными ори-ентациями и пр. Каждое из данных образований выполняет функции потенциального либо явного ресурса (ресурса-актива и капитала). В-четвертых, многие из поставленных выше вопросов остаются «открытыми» и требуют дальнейшего научного анализа и эмпирической проверки.

Ю. Л. Скорнякова. Структурные преобразования профессиональной ментальности студентов.

Примечания

1. Более подробно анализ указанных работ в рамках ресурсного подхода см.: Тихонова Н. Е. Ресурсный подход как новая теоретическая парадигма в стратификационных исследованиях // Социс. 2006. № 9. С. 28-40.

2. Анурин В. Ф. Профессионально-интеллектуальный потенциал организации // Организация в фокусе социологических исследований: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. 3. X Саралиевой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. С. 39-44; Воронкова Н. В. Социальный потенциал организации (социологический анализ): автореф. дис. ... канд. соц. наук. М., 2007; Козлова Е. Г. Развитие человеческого потенциала как фактора повышения конкурентоспособности предпринимательских структур: дис. ... канд. экон. наук. М., 2006; Управление человеческим потенциалом современной организации / под ред. С. Д. Резника. Пенза: ПГУАС, 2004; Климова С. Г. Корпоративная солидарность как ресурс организации // Организация в фокусе социологических исследований: в 2 т. Т. 1 / под общ. ред. 3. X Саралие-вой. Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2005. С. 13-21.

3. Тихонова Н. Е. Социальная стратификация в современной России: опыт эмпирического анализа. М.: Институт социологии РАН, 2007.

4. Козлова Е. Г. Указ. соч.; Управление человеческим потенциалом современной организации.

5. Бушкова-Шиклина Э. В. Представления менеджеров о должных отношениях в трудовом коллективе // Вестник Вятского государственного гуманитарного ун-та. Киров, 2007. № 1(16). С. 134-140; Бушкова-Шиклина Э. В. Деятельность руководителя в восприятии работников // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского: Сер. Социальные науки. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 2008. № 4. С. 19-23; Бушкова-Шиклина Э. В. Ценности менеджмента и предпринимательства: социологический анализ // Вестник ВятГГУ. Изд-во: ВятГГУ, 2009. № 2(1). С. 12-15.

6. Более подробно см.: Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностная ориентированность менеджеров и процесс принятия управленческих решений: корреляционные связи: дис. ... канд. социол. наук. Н. Новгород, 2007.

7. Там же.

8. Там же.

9. Современное управление: энциклопедический справочник американской ассоциации управления. Т. 1. М., 1997. С. 1-10.

10. Путеводитель по методологии Организации, Руководства и Управления: хрестоматия по работам Г. П. Щедровицкого. М.: Дело, 2003. См. также: Щербина В. В. Особенности менеджмента как направления управленческой деятельности // Социс. 2001. № 10. С. 48-57.

11. Дегтярев А. А. Принятие политических решений: учеб. пособие. М.: кДу, 2004; Карпов А. В. Психология менеджмента: учебник. М.: Гардарика, 1999.

12. Бушкова-Шиклина Э. В. Ценностные индикаторы личности и деятельности руководителя: возможности социологического анализа.

УДК 316.648-057.875

Ю. Л. Скорнякова

СТРУКТУРНЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ-БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ

В статье описаны результаты исследования структурных преобразований профессиональной ментальности студентов педагогического вуза. Выявлены взаимосвязи между компонентами профессиональной ментальности, выделены базовые компоненты структуры профессиональной ментальнос-ти у студентов, обучающихся по разным педагогическим специальностям.

This article describes the results of the research of the structural transformations of the teacher training university students' professional mentality. The interrelations between the components of a professional mentality have been revealed, the basic components of the structure of the professional mentality among students in different educational fields have been highlighted.

Ключевые слова: структура профессиональной ментальности, динамика профессиональной менталь-ности, ценностные ориентации, мотивы, установки, отношения, личностные качества, самосознание.

Keywords: the structure of professional mentality, the dynamics of a professional mentality, the system of values, motives, mindset, attitudes, personal qualities, self-comprehension.

В науке имеется много данных о различных сторонах профессионального становления студентов вуза, однако эта тема не получила должного освещения в аспекте исследования профессиональной ментальности. Разработка данного вопроса имеет большое значение для профессионального развития будущих специалистов, поскольку выбрать и освоить профессию означает не просто получить необходимые профессиональные знания и умения, но и войти в определенную общность людей с их субкультурой, принять их образ мыслей и образ жизни. Необходимость формирования профессиональной ментальности связана с потребностями общества в высококвалифицированных кадрах, в подготовке специалистов, ориентированных на нормы и ценности сообщества и профессиональное саморазвитие. Решение данных проблем невозможно без обращения к категории профессиональной менталь-ности.

К настоящему времени опубликованы работы, посвященные анализу особенностей развития ментальности у студентов различных специальностей в период обучения в вузе [1]. В то же

© Скорнякова Ю. Л., 2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.