Научная статья на тему 'Основные подходы к проблеме структуры профессиональной ментальности'

Основные подходы к проблеме структуры профессиональной ментальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
347
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СИСТЕМА / ОТНОШЕНИЯ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL MENTALITY / PSYCHOLOGICAL SYSTEM / RELATIONS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Скорнякова Юлия Леонидовна

В статье описаны основные подходы к трактовке ментальности, выделяются структурные компоненты профессиональной ментальности, которые объединяются в психологическую систему, дается авторское определение профессиональной ментальности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic Approaches to the Problem of Professional Mentality Structure

The author describes basic approaches to understanding mentality and singles out the structural components of professional mentality which are united in the psychological system; the author's own definition of professional mentality is given.

Текст научной работы на тему «Основные подходы к проблеме структуры профессиональной ментальности»

УДК 159.944

Ю. Л. Скорнякова

ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ПРОБЛЕМЕ СТРУКТУРЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕНТАЛЬНОСТИ

В статье описаны основные подходы к трактовке ментальности, выделяются структурные компоненты профессиональной ментальности, которые объединяются в психологическую систему, дается авторское определение профессиональной ментальности.

The author describes basic approaches to understanding mentality and singles out the structural components of professional mentality which are united in the psychological system; the author's own definition of professional mentality is given.

Ключевые слова: профессиональная ментальность, психологическая система, отношения, профессиональное развитие.

Keywords: professional mentality, psychological system, relations, professional development.

Структура профессиональной ментальности является актуальной проблемой психологии труда. Необходимость исследования данной проблемы определяется причинами как теоретического, так и практического характера.

В научном плане необходимость обращения к структуре профессиональной ментальности обусловлена потребностью в обобщении и систематизации многочисленных взглядов на данный вопрос.

С практической точки зрения разработка данной темы имеет важное значение для профессионального самоопределения и развития будущих специалистов, поскольку выбрать профессию означает не просто получить необходимые профессиональные знания и умения, но и войти в определенную общность людей с их субкультурой, принять их образ мыслей и образ жизни. Необходимость исследования профессиональной ментальности связана с подготовкой специалиста в высшей школе, ориентированной на профессиональное саморазвитие личности. Решение данных проблем невозможно без обращения к категории профессиональной ментальности.

Задачами данной статьи являются описание основных подходов к трактовке ментальности, определение понятия профессиональной менталь-ности, обоснование структуры профессиональной ментальности.

На основе анализа философской и психологической литературы по проблеме ментальности мы выделили три основных подхода к решению данной проблемы. В настоящее время менталь-

© Скорнякова Ю. Л., 2010

ность рассматривается, во-первых, с позиции интеллектуального развития человека, во-вторых, как проявление общественного сознания, в-третьих, как особенности отражения внешнего мира, проявляющиеся в силу принадлежности человека к определенным большим социальным группам. В зависимости от того, каких взглядов придерживаются авторы, они выделяют различные компоненты ментальности, в частности профессиональной ментальности.

Ряд исследователей (М. А. Холодная, В. Д. Шад-риков и др.) относят ментальность к интеллекту. При данном подходе ментальность рассматривается как психическая реальность, связанная с развитием и реализацией индивидуального интеллекта человека в деятельности.

Этой точки зрения придерживается И. Ю. Поспелова, изучающая профессиональную менталь-ность будущего психолога. Автор определяет профессиональную ментальность психолога как «интегративное личностное образование, в которое проецируется менталитет и репрезентируется индивидуальный интеллект психолога в профессиональной деятельности в соответствии с реализацией когнитивного, метакогнитивного и интенционального опыта. Эти проекции задают структуру профессиональной ментальности психолога как совокупности перцептивно-мыслительного, регулятивного и аксиологического компонентов» [1]. Перцептивно-мыслительный компонент раскрывается через параметры психологического пространства восприятия профессиональных ситуаций. Регулятивный компонент представлен типом субъективного контроля событий профессиональной деятельности. Аксиологический компонент отражает ценностные приоритеты нравственного и морального порядка, реализуемые в профессиональной деятельности [2].

Однако не все исследователи ментальности согласны с этим мнением (см. И. Г. Дубов, М. И. Мах-мутов, Д. В. Оборина), считая, что ментальность относится не только к интеллектуальной сфере, но и к мотивационной, эмоциональной и поведенческой.

Следующий подход к рассмотрению проблемы ментальности определяет ее как проявление общественного сознания во времени и пространстве (Г. В. Акопов, Т. В. Иванова, А. Я. Гуревич). Исследователи, придерживающиеся данной точки зрения, в качестве компонентов профессиональной ментальности выделяют особенности восприятия, мышления, памяти, которые, как указывает Г. В. Акопов, являются выражением тех или иных явлений сознания [3]. Однако ряд ученых, например Б. С. Гершунский, считают, что пока не будет создана теория ментальности, однозначно разрешить проблему взаимоотношений между сознанием и ментальностью нельзя.

Согласно третьему подходу (И. Г. Дубов, В. Е. Клочко и др.) ментальность рассматривается как специфика отражения внешнего мира, проявляющаяся в силу принадлежности человека к определенным большим социальным группам (например, профессиональным).

К данному подходу можно отнести концепцию профессиональной ментальности Д. В. Обориной. Автор под профессиональной ментально-стью понимает «комплекс глубинных, часто неосознанных и неотрефлексированных личностных особенностей, отражающих отношение человека к миру и определяющих выбор того или иного способа поведения в повседневных жизненных ситуациях. Профессиональная ментальность - это то общее, что характеризует профессионалов той или иной области: профессиональные социальные установки, ценностные ориентации, особенности восприятия профессионально значимых объектов и поведение по отношению к ним» [4].

Таким образом, в зависимости от подхода к пониманию сущности ментальности, учеными выделяются различные структурные компоненты ментальности. Нам ближе третий подход, рассматривающий ментальность как специфику отражения внешнего мира, формирующуюся у человека в связи с принадлежностью к тем или иным группам, поскольку большинство исследователей мен-тальности согласны с тем, что ментальность - это те общие психологические особенности людей, которые делают возможным схожие способы интерпретации и осмысления окружающей реальности представителей одной социальной группы.

Проведенный теоретический анализ позволяет нам определить профессиональную менталь-ность как психологическую систему, состоящую из отношений человека к миру, комплекса свойств (черт) личности, ценностных ориентаций, мотивов, эмоциональной направленности, установок, сформированных у человека под влиянием профессионального обучения и профессиональной деятельности.

Согласно основным положениям системного подхода (Б. Г. Ананьев, Л. С. Выготский, Б. Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн и др.) системные образования, к которым мы относим профессиональную ментальность, в силу своей сложности являются недоступными для прямого наблюдения. Возможность их изучить появляется через вычленение структурных компонентов и анализ взаимосвязей между элементами структуры.

Для того чтобы наиболее полно исследовать профессиональную ментальность, мы, проанализировав работы по этой теме, выделили наиболее существенные категории, характеризующие изучаемое явление с разных сторон.

Данные, представленные в работах К. А. Абуль-хановой, С. В. Вальцева, А. Я. Гуревича, И. Г. Дубо-

ва, И. Г. Картушиной, Ф. М. Кремень, М. И. Мах-мутова, Д. В. Обориной, А. И. Пальцева, Л. Н. Пуш-карева, Н. П. Сазонова, В. А. Сонина, Б. П. Шу-лындина и др., позволяют вычленить следующие структурные компоненты профессиональной мен-тальности: отношения личности к окружающему миру, черты (свойства) личности, мотивы, ценностные ориентации, эмоциональная направленность, установки.

Поскольку психологическая сущность мен-тальности заключается в своеобразии способа восприятия и поведения в окружающей реальности, приобретенного в результате принадлежности к определенным социальным группам, в качестве ядра профессиональной ментальности мы предлагаем рассматривать отношения личности к окружающему миру.

В процессе профессионального обучения происходит формирование представлений об особенностях избранной профессии, о личностных качествах, мотивах и способностях, необходимых для успешного выполнения будущей профессиональной деятельности. Формирование профессиональной мотивации, профессионально важных качеств приводит к тому, что представители профессий приобретают особое отношение к ряду объектов. Система этих отношений определяет характер переживаний личности, особенности восприятия действительности, характер поведенческих реакций на внешние воздействия. Отношения личности характеризуют значимость для человека наиболее важных составляющих окружающей его реальности. То есть профессионализация находит свое отражение не только в сфере профессиональной деятельности, но и во всех других областях жизнедеятельности человека.

Следующим компонентом профессиональной ментальности являются черты (свойства) личности. С точки зрения Ф. М. Кремень, сущность профессиональной ментальности раскрывается через рассмотрение личностных свойств, наиболее характерных для представителей определенной профессии, поскольку ментальность проявляется в поведении и мышлении [5].

Черта личности рассматривается в психологии как устойчивое свойство личности, определяющее характерное для нее поведение и мышление, как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций (Г. Олпорт, Р. Кеттелл и др.). Согласно теории черт поведение человека относительно стабильно с течением времени и в различных ситуациях. Формирование черт личности происходит на основе осознания человеком сходства различных ситуаций, что дает толчок к развитию определенной черты, которая, в свою очередь, сама выстраивает разнообразные виды поведения, эквивалентные в своих проявлениях данной черте. Черты личности являются от-

носительно устойчивым образованием и, тем самым, придают значительное постоянство поведению. Более того, люди активно выискивают социальные ситуации, способствующие проявлению их личностных черт [6].

Включение черт (свойств) личности в структуру профессиональной ментальности позволяет изучить характерное для человека поведение и мышление, что является, как уже было отмечено, важным аспектом ментальности.

Мотивы в структуре профессиональной мен-тальности также играют важную роль, поскольку они побуждают, направляют и регулируют деятельность и поведение человека. И. Г. Дубов указывает на то, что мотивационная сфера профессиональной ментальности представлена системой доминирующих в профессиональной группе мотивов [7].

Изучить мотивы в их наиболее отрефлекси-рованной форме позволяют ценностные ориентации. Личностные ценности представляют собой зафиксированные отношения с миром, обобщенные и переработанные опытом социальной группы. Ю. Н. Кулюткин и В. П. Бездухов отмечают, что ценностные ориентации выполняют следующие функции: определяют категориальный аппарат сознания профессионала и создают критерии для оценки явлений окружающей действительности. Ценности как компонент профессиональной ментальности заключают в себе представление субъекта труда о целях своей жизни и работы и о средствах достижения этих целей [8].

Эмоциональная направленность, напротив, позволяет выявить неосознанные мотивы. Эмоции в форме непосредственного переживания отражают значимость (смысл) явления и ситуаций и служат одним из главных механизмов внутренней регуляции психической деятельности и поведения [9], что, безусловно, очень важно для понимания профессиональной ментальности.

Изучение социально-психологических установок личности, обеспечивающих устойчивый целенаправленный характер протекания деятельности и служащих основой целесообразной избирательной активности человека, позволяет выявить предрасположенность представителей тех или иных специальностей к определенному способу реагирования.

На наш взгляд, лишь совокупность компонентов в структуре профессиональной ментальнос-ти может выполнять необходимые функции, а именно:

- регуляция поведения [10];

- обеспечение структурной целостности и качественной определенности профессиональной общности;

- сохранение в процессе развития оправдавших себя способов оценивания и взаимодействия

с природой, другими социальными общностями в виде готовностей, предрасположенностей и установок к различного рода действиям, мыслям, чувствам и восприятию мира;

- обеспечение раскодирования поступающей информации по определенным схемам;

- образование социальных групп;

- обеспечение устойчивости различного рода социальных структур [11].

Описанные выше структурные компоненты в совокупности позволяют выполнять все функции профессиональной ментальности.

Таким образом, нами были рассмотрены основные подходы к трактовке понятия менталь-ности, было дано определение профессиональной ментальности и выделены ее структурные компоненты, которые складываются в психологическую систему.

Рассмотрение компонентов профессиональной ментальности как психологической системы говорит о том, что она сформирована для того, чтобы наилучшим образом решить задачу, стоящую перед человеком на определенном этапе профессионального развития. При организации и проведении эмпирического исследования по изучению профессиональной ментальности студентов такое понимание ментальности дает нам возможность изучить, какие компоненты мен-тальности в их взаимосвязях оказывают самое значимое влияние на успешное решение такой задачи, в данном случае на успешность обучения.

Выявление закономерностей изменения профессиональной ментальности на разных этапах профессионального становления позволит в дальнейшем разработать практические рекомендации для психологического сопровождения профессиональной деятельности личности.

Примечания

1. Поспелова И. Ю. Развитие профессиональной ментальности психолога в условиях вузовского обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Н. Новгород: Ин-т психологии Нижегород. гос. пед. у-та, 2007. C. 6-7.

2. Там же.

3. Акопов Г. В. Сознание, ментальность, ментали-стика // Современные проблемы российской ментальности: м-лы Всерос. науч-практ. конф. СПб.: Астери-он, 2005. С. 11-13.

4. Оборина Д. В. Об особенностях ментальности будущих педагогов и психологов // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1994. № 2. С. 42.

5. Кремень Ф. М. Динамика системообразующих свойств профессиональной ментальности педагога: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Ин-т дошк. образования и семейного воспитания Рос. акад. образования. Смоленск, 2002. С. 20.

6. Allport G. W. Pattern and growth in personality. New York: Holt, Rinehart and Winston, 1961.; Cattell R. B. Scientific analysis of personality. Chicago: Aldine, 1966.

7. Дубов И. Г. Феномен менталитета: психологический анализ // Вопросы психологии. 1993. № 5. С. 20-29.

8. Кулюткин Ю. Н. Ценностные ориентации и когнитивные структуры в деятельности учителя. Самара: Изд-во СамГПУ, 2002.

9. Леонтьев А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1971.

10. Акопов Г. В. Указ. соч.

11. Пальцев А. И. Менталитет и ценностные ориентации этнических общностей (на примере субэтноса сибиряков). Новосибирск: Сибир. таможенное упр., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.