Научная статья на тему 'Структурные особенности сегментов рынка услуг в частной ветеринарной практике'

Структурные особенности сегментов рынка услуг в частной ветеринарной практике Текст научной статьи по специальности «Ветеринарные науки»

CC BY
814
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ветеринарный врач
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЕТЕРИНАРНАЯ КЛИНИКА / VETERINARY CLINIC / ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ / PETS / ЗАБОЛЕВАЕМОСТЬ / MORBIDITY / РЫНОК ВЕТЕРИНАРНЫХ УСЛУГ / MARKET FOR VETERINARY SERVICES

Аннотация научной статьи по ветеринарным наукам, автор научной работы — Осадчая А.И.

В условиях рыночных отношений ветеринарная помощь как своеобразный вид деятельности наполняется экономическими характеристиками. Целью работы явилось изучение особенности сегментирования рынка ветеринарных услуг в условиях частной ветеринарной практики. Проведены комплексные исследования деятельности частных ветеринарных клиник ЗАО СКВ «Свой доктор» (г. Москва) в 2014-2016 гг. Установлено, что основными факторами, способствующими увеличению обращаемости потребителей ветеринарных услуг в негосударственные учреждения, явились высокое качество обслуживания, оперативность предоставления и эффективность ветеринарной помощи, удобное расположение ветеринарного учреждения. В клиники преимущественно обращаются владельцы домашних животных трудоспособного возраста, 71% из них имеют высшее образование. Среди пациентов преобладали кошки и собаки, незначительная доля грызуны, птицы и другие животные. Среди кошек и собак 40% составляют животные в возрасте до двух лет, 30% пациентов животные старше 5 лет. Среди заболеваний превалировали болезни органов пищеварения, дыхания, глаз, мочеполовой и костно-мышечной систем. Тенденция роста первичной заболеваемости пациентов обусловлена, в первую очередь, травматизмом и отравлениями, болезнями органов пищеварения. Среднегодовой объем посещений сети ветеринарных клиник увеличивается, наибольший объем посещений выполнен по терапевтическому профилю, на который приходится половина всех посещений. Вторая половина равномерно распределяется между профилями хирургия, травматология-ортопедия, гастроэнтерология, дерматология, стоматология, офтальмология, онкология. Установлено, что с ростом оказываемых услуг возросло количество диагностических исследований, причем в большей степени за счет функциональных исследований. Таким образом, анализ сегментирования рынка ветеринарных услуг в частной ветеринарной практике позволил выявить факторы, способствующие увеличению обращаемости потребителей ветеринарных услуг в негосударственные учреждения, а также его структурные особенности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по ветеринарным наукам , автор научной работы — Осадчая А.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL FEATURES OF SEGMENTS OF SERVICES MARKET IN PRIVATE VETERINARY PRACTICE

In the conditions of market economy in veterinary care as a kind of activity brimming with economic characteristics. The aim of this work was to study the characteristics of market segmentation of veterinary service in private veterinary practice. Comprehensive studies of the activities of private veterinary clinics, Closed joint-stock company "Svoy Doctor" (Svoy Doctor, JRS) (Moscow) during 2014 2016 was carried out. The main factors contributing to the increased uptake of consumers of veterinary services in non-governmental institutions were a high quality of service, efficiency of provision and effectiveness of veterinary care, convenient location veterinary establishment. The clinic customers were primarily people of working age, 71% of pet owners have a higher education. Of patients cats and dogs prevailed, small share was taken by rodents, birds and other animals. Among cats and dogs 40% are animals up to the age of two years, 30% of patients are animals older than 5 years. Of the diseases that of the digestive system, breathing, eyes, genitourinary, and musculoskeletal systems prevailed most of all. The growth in primary sickness rate was largely conditioned by injuries and poisonings, diseases of the digestive system. The average annual number of visits to a network of veterinary clinics has increased, the highest number of visits were made to the physician profile, which amounted for half of all the visits, the second half was equally distributed among the following departments: surgery, orthopedics and traumatology, gastroenterology, dermatology, dentistry, ophthalmology, oncology. It is established that with the growth of services the number of diagnostic tests has increased and growth has occurred largely at the expense of functional studies. Thus, the analysis of market segmentation of veterinary service in private veterinary practice has allowed to identify the factors contributing to the increased uptake of consumers of veterinary services in non-governmental institutions, as well as its specific structural features.

Текст научной работы на тему «Структурные особенности сегментов рынка услуг в частной ветеринарной практике»

The strain «SKH-CH6 №-DEP» Moraxella bovoculi, isolated from calves infected with infectious keratoconjunctivitis, is deposited in the All-Russian state collection of microorganism strains for veterinary and animal health needs. The strain is characterized by a complete set of antigens, typical for bacteria Moraxella bovoculi. The strain actively forms endotoxin, which transforms into an anatoxin under the influence of heat and formalin. The toxin produced has hemolytic and necrotic effects. Pathogen for white mice, LD50 is 5.0 x 108 microbial cells. Formalin-inactivated bacterial culture with subcutaneous administration induces the formation of specific antibodies to Moraxella bovoculi bacteria in the calves of 2-4 months of age and the formation of specific immunity.

KEYWORDS: cattle, infectious keratoconjunctivitis, pathogen, Moraxella bovoculi, biological properties.

References

1. Kliniko-epizootologicheskiye osobennosti infektsionnykh diarey novorozhdennykh telyat i osnovnyye printsipy ikh profilaktiki i lecheniya [Clinical and epizootological features of infectious diarrhea in newborn calves and the main principles of their prevention and treatment] / KH.Z. Gaffarov, G.N.Spiridonov, F.V.Yeliseyeva, M.A. Yefimova [et al.] // Trudy pervogo syezda vet. vrachey RT. - Kazan. - 1995. - P. 163-167.

2. Gaffarov, KH.Z. Infektsionnyy keratokonyunktivit krupnogo rogatogo skota [Cattle Infectious keratoconjunctivitis] / KH.Z.Gaffarov, A.V.Ivanov, L.V.Valebnaya, G.N.Spiridonov, L.SH.Dupleva, M.A.Yefimova // Veterinariya. - 2007. - №12.

- P.21-24.

3. Karaychentsev, D.V. Sovershenstvovaniye laboratornoy diagnostiki infektsionnogo keratokonyunktivita krupnogo rogatogo skota [Improving laboratory diagnostics of cattle infectious keratoconjunctivitis]: abstract from dissertation thesis for candidate of veterinary sciences. / D.V.Karaychentsev. - Moskva. - 2016. - 23 p.

4. Patent 2521651 Rossiyskoy Federatsii., MPK C12N1/20, A61K39/00. Shtamm bakteriy Moraxella bovoculi «SKH-CH6 №-DEP», ispolzuyemyy dlya izgotovleniya diagnostikumov i vaktsin protiv infektsionnogo keratokonyunktivita krupnogo rogatogo skota [Patent 2521651 the Russian federation, IPC C12N1/20, A61K39/00. The bacterial strain Moraxella bovoculi «SKH-CH6 №-DEP» used for the manufacture of diagnosticums and vaccines against infectious keratoconjunctivitis of cattle] / A.V.Ivanov, G.N.Spiridonov, A.A.Ivanov, L.V.Valebnaya, YU.V.Yusupova, A.G.Spiridonov, A.R.Nurgaliyeva, KH.N.Makayev; applied by «Federal Center of toxicological, radiation, and toxicological safety». - № 2521651; published on 10.07.2014, Bulletin № 19. - 6 p.

5. Patent. 2589819 Rossiyskoy Federatsii, MPK A61K35/74, A61K33/06, A61K31/115, A61P31/04. Vaktsina protiv infektsionnogo keratokonyunktivita krupnogo rogatogo skota na osnove antigenov bakteriy Moraxella bovis i Moraxella bovoculi [Patent# 2589819 the Russian federation, IPC A61K35/74, A61K33/06, A61K31/115, A61P31/04. Cattle infectious keratoconjunctivitis vaccine based on Moraxella bovis and Moraxella bovoculi bacterial antigens ] / G.N.Spiridonov, A.V.Ivanov, A.N.Chernov, A.G.Spiridonov, A.A.Ivanov, L.V.Valebnaya, KH.N.Makayev, R.KH.Yusupov, L.SH.Dupleva; applied by and patent owner: FGBU «Federal Center of toxicological, radiation, and toxicological safety».

- №2589819; published on 10.07.2016, Bulletin № 19. - 10 p.

6. Sidorov, M.A. Opredelitel zoopatogennykh mikroorganizmov: Spravochnik [The determinant of zoopathogenic microorganisms: Handbook] / M.A.Sidorov, D.I.Skorodumov, V.B.Fedotov. - Moscow: Kolos. - 1995. - P. 169-176.

7. Spiridonov, G.N. Infektsionnyy keratokonyunktivit krupnogo rogatogo skota [Cattle Infectious keratoconjunctivitis] / G.N.Spiridonov // Problemy profilaktiki i borby s osobo opasnymi, ekzoticheskimi i maloizuchennymi infektsionnymi boleznyami zhivotnykh - Problems of prevention and control of animal particularly dangerous, exotic, and under-investigated infectious diseases: proceedings from the Int.Sci.conference dedicated to 50th anniversary of All-Russian Research Veterinary Virology and Microbiology. - P 2. - Pokrov. - 2008. - P. 195-197.

8. Spiridonov, G.N. Metodicheskiye rekomendatsii po diagnostike, lecheniyu i spetsificheskoy profilaktike infektsionnogo keratokonyunktivita krupnogo rogatogo skota, vyzvannogo bakteriyami Moraxella bovis i Moraxella bovoculi [Methodical recommendations for detection, treatment and specific prevention of cattle infectious keratoconjunctivitis caused by bacteria Moraxella bovis and Moraxella bovoculi] / G.N.Spiridonov, KH.Z.Gaffarov, A.I.Nikitin, K.KH.Papunidi, L.V.Valebnaya, A.N.Chernov, L.SH.Dupleva, A.G.Spiridonov, KH.N.Makayev // Moscow. - 2016. - 27 p.

9. Angelos, J.A. Moraxella bovoculi sp. nov., isolated from calves with infectious bovine keratoconjunctivitis / J.A.Angelos, P.Q.Spinks, L.M.Ball, L.W.George // Int. J. Syst. Evol. Microbiol. - 2007. - V.57. - P. 789-795.

10. Angelos, J.A. Differentiation of Moraxella bovoculi sp. nov. from other coccoid moraxellae by the use of polymerase chain reaction and restriction endonuclease analysis of amplified DNA / J.A.Angelos, L.M.Ball // J.Vet. Diagn. Invest. -2007. V. 19 - P. 532-534.

11. Angelos, J.A. Recombinant Moraxella bovoculi cytotoxin-ISCOM matrix adjuvanted vaccine to prevent naturally occurring infectious bovine keratoconjunctivitis / J.A.Angelos, L.M.Ball // Vet Res Commun. - 2010. - Mar. - № 34 (3).

- P. 535-537.

12. Galvao, K.N. Ulcerative blepharitis and conjunctivitis in adult dairy cows and association with Moraxella bovoculi / N. K.Galvao, J.A.Angelos // Can Vet J. - 2010. - V.51(4). - P. 400-402.

УДК 619:339.138

СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СЕГМЕНТОВ РЫНКА УСЛУГ В ЧАСТНОЙ ВЕТЕРИНАРНОЙ ПРАКТИКЕ

А.И.Осадчая - ассистент.

ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологии - МВА имени К.И.Скрябина», г.Москва (109472, г.Москва, ул.Академика Скрябина, 23;

тел.+7(495) 377-91-17; e-mail: small.orange.fox@gmail.com).

В условиях рыночных отношений ветеринарная помощь как своеобразный вид деятельности наполняется экономическими характеристиками. Целью работы явилось изучение особенности сегментирования рынка ветеринарных услуг в условиях частной ветеринарной практики. Проведены комплексные исследования деятельности частных ветеринарных клиник ЗАО СКВ «Свой доктор» (г.Москва) в 2014-2016 гг. Установлено, что основными факторами, способствующими увеличению обращаемости потребителей ветеринарных услуг в негосударственные учреждения, явились высокое качество обслуживания, оперативность предоставления и эффективность ветеринарной помощи, удобное расположение ветеринарного учреждения. В клиники преимущественно обращаются владельцы домашних животных трудоспособного возраста, 71% из них имеют высшее образование. Среди пациентов преобладали кошки и собаки, незначительная доля - грызуны, птицы и другие животные. Среди кошек и собак 40% составляют животные в возрасте до двух лет, 30% пациентов - животные старше 5 лет. Среди заболеваний превалировали болезни органов пищеварения, дыхания, глаз, мочеполовой и костно-мышечной систем. Тенденция роста первичной заболеваемости пациентов обусловлена, в первую очередь, травматизмом и отравлениями, болезнями органов пищеварения. Среднегодовой объем посещений сети ветеринарных клиник увеличивается, наибольший объем посещений выполнен по терапевтическому профилю, на который приходится половина всех посещений. Вторая половина равномерно распределяется между профилями хирургия, травматология-ортопедия, гастроэнтерология, дерматология, стоматология, офтальмология, онкология. Установлено, что с ростом оказываемых услуг возросло количество диагностических исследований, причем в большей степени за счет функциональных исследований. Таким образом, анализ сегментирования рынка ветеринарных услуг в частной ветеринарной практике позволил выявить факторы, способствующие увеличению обращаемости потребителей ветеринарных услуг в негосударственные учреждения, а также его структурные особенности.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ветеринарная клиника, домашние животные, заболеваемость, рынок ветеринарных услуг.

Классические цивилизованные рыночные отношения подчинены экономическим законам, специфичны в управлении и входят в противоречие с методами администрирования. В условиях рыночных (маркетинговых) отношений ветеринарная помощь как своеобразный вид деятельности наполняется экономическими характеристиками [3, 6]. Полем реализации рыночных взаимоотношений в ветеринарии становятся разнообразные по форме и содержанию сегменты рынка ветеринарных услуг, под которыми понимается максимальное удовлетворение запросов потребителей, а также рационализация затрат ветеринарной клиники на разработку программ ветеринарного обслуживания и реализацию услуг.

Вопросы формирования и развития рынка ветеринарных товаров, структуры и функционирования рынка ветеринарных услуг в инфраструктуре сельскохозяйственного производства освещены в ряде работ [1, 4, 5, 8]. Данные о рынке услуг в частной ветеринарной практике единичны, тогда как частные ветеринарные клиники под различными названиями [6, 7, 9]: ветеринарный центр, лечебно-консультативный центр, ветеринарное общество с ограниченной ответственностью, косметологический кабинет, гостиница для

собак и кошек, кинологический центр, зооветеринарный салон, ветеринарный кабинет и т.д. в городах, особенно в крупных мегаполисах, оказывают большую долю ветеринарных услуг.

Систематически совершенствуется и деятельность частных ветеринарных клиник, так как они способны вкладывать дополнительные средства на инновацию диагностических, лечебных и профилактических мероприятий, что подтверждается постоянным улучшением их материально-технической базы, расширением перечня оказываемых услуг. Одновременно осуществляется повышение квалификации ветеринарных специалистов, улучшается качество управления ветеринарной деятельностью [2].

В связи с выше изложенным, целью работы было изучение особенности сегментирования рынка ветеринарных услуг в условиях частной ветеринарной практики.

Материалы и методы. Работа выполнена в ФГБОУ ВО «Московская государственная академия ветеринарной медицины и биотехнологий - МВА имени К.И.Скрябина».

При изучении рынка ветеринарных услуг в сфере обслуживания мелких домашних животных проведены

комплексные исследования деятельности частных ветеринарных клиник ЗАО СКВ «Свой доктор» (г.Москва) в 2014 - 2016 гг., предметом деятельности которых в сфере обслуживания непродуктивных животных являются: лечебная помощь больным животным, принадлежащим гражданам; консультативная помощь гражданам по вопросам профилактики болезней, содержания, кормления, воспроизводства и эксплуатации животных; диагностические исследования больных животных, материалов от них и выдача заключения владельцу; апробация и реализация лекарственных препаратов.

В процессе исследований динамики оказания ветеринарных услуг в сфере обслуживания мелких домашних животных использованы: статистико-экономический (сбор и обработка данных периодической ветеринарной отчетности, первичного ветеринарного учета) метод; монографический метод, включающий изучение отдельных, типичных явлений в условиях ветеринарных клиник; абстрактно-логический (анализ, синтез, сопоставление, моделирование) метод; метод мониторингового обследования (анкетирование, опрос владельцев животных -потребителей ветеринарных услуг).

Теоретическую основу исследований составили научные труды ученых, работающих над решением проблем организации ветеринарного дела и ветеринарного предпринимательства.

Результаты исследований. Популярность частных ветеринарных организаций, особенно в крупных городах, зависит, прежде всего, от качества и доступности ветеринарной помощи. Основными факторами, способствующими увеличению обращаемости в негосударственные ветеринарные учреждения, явились: высокое качество обслуживания, которое отметили 15% респондентов; оперативность предоставления и эффективность ветеринарной помощи - указали 25% клиентов; удобное расположении ветеринарного учреждения - обратили внимание 47% посетителей; ограничение доступа к государственному ветеринарному обслуживанию - назвали 10% анкетированных.

Проводя анализ возрастной структуры владельцев домашних животных на основании данных опроса, было установлено, что преимущественно в клиники обращаются люди трудоспособного возраста от 30 до 50 лет (64%). Изучение структуры владельцев животных, обращающихся в ветеринарное учреждение, по уровню образования показало, что 71% владельцев домашних животных имеют высшее образование, неполное высшее - 9,7%, на долю лиц со средним образованием приходится 19,3%. Высокий образовательный уровень клиентов обусловливает высокие требования к качеству лечебно-диагностических и сервисных услуг, и мотивом обращения в частную клинику, прежде всего, является потребность в получении помощи, выгодно отличающейся по уровню от предоставляемой государственными учреждениями.

За исследуемый период в сеть ветеринарных клиник обратилось 61837 клиентов - владельцев живот-

ных с количеством пациентов - 79886. Среди пациентов преобладали кошки - 50,56%, собаки составили 44,97%, грызуны - 1,08%, птицы - 0,95%, другие животные - 2,44%.

Общее количество приемов животных составило 281555 раз, из них первично - 146588. Исходя из общего количества пациентов, каждое животное за 3 года посетило ветеринарные учреждения сети в среднем 3,53 раза, из них с первичным диагнозом 1,83 раза.

Анализ возрастной структуры животных, владельцы которых обратились за ветеринарной помощью, показал, что среди кошек и собак 40% составляют животные в возрасте до двух лет. Вторая группа риска - 30% пациентов среди кошек и собак - животные старше 5 лет. Это указывает на то, что преобладание в составе пациентов клиник молодняка животных является основанием для развития таких ветеринарных услуг осуществляемых ветеринарными специалистами, которые наиболее соответствовали бы данным возрастным группам, а организация работы ветеринарной клиники должна обеспечить минимальные временные потери для владельцев животных.

Среди всех групп болезней превалировали болезни органов пищеварения, дыхания, глаз, мочеполовой и костно-мышечной систем. В 2016г. по сравнению с 2014 г. существенно возросла обращаемость животных с болезнями органов пищеварения (на 37,6%), а также онкологией (на 18,1%), травмами и отравлениями (на 17, 5%). Увеличились количество заболеваний костно-мышечной системы (на 11,6%), нервной системы (на 10,8%), инфекционных и паразитарных болезней (на 10,1%). При иных патологиях уровень обращаемости либо не изменился, либо незначительно снизился.

Наиболее часто выявлялись болезни органов пищеварения (69,2-74,5 на 1000 животных), мочеполовой системы (32,8-33,5 на 1000 животных), органов дыхания (26,6-31,4 на 1000 животных), инфекционные и паразитарные болезни (10,1-11,3 на 1000 животных).

Тенденция роста первичной заболеваемости пациентов относится, в первую очередь, к травмам и отравлениям (увеличение составило на 95,6%), болезням органов пищеварения (на 44,7%). Значительное (в относительных показателях) снижение показателей заболеваемости имело место при онкологии, что обусловлено специализацией в деятельности клиник.

Среднегодовой объем посещений сети ветеринарных клиник возрос за три года в 18 раз, что свидетельствует о достаточно интенсивном развитии учреждений. Наибольший объем посещений выполнен по терапевтическому профилю, на который приходится половина всех посещений (45%), в то время как вторая половина равномерно распределяется между профилями: хирургия (29%), травматология-ортопедия (25%), гастроэнтерология (20%), дерматология (15%), стоматология (7%), офтальмология (3%), онкология (1%). Установлено, что с ростом оказываемых услуг

количество диагностических исследовании возросло, причем рост произошел в большей степени за счет функциональных исследований.

Заключение. Таким образом, анализ сегментирования рынка ветеринарных услуг в частной ветеринарной практике позволил выявить факторы, способствующие увеличению обращаемости потребителей ветеринарных услуг в негосударственные учреждения,

а также специфические структурные особенности, к которым можно отнести: преобладание в составе пациентов мелких домашних животных (кошек и собак), относительную стабильность общей заболеваемости животных при превалировании болезней органов пищеварения, дыхания, глаз, мочеполовой и костно-мы-шечной систем; рост первичной заболеваемости обусловленной травматизмом и отравлениями.

Литература

1. Баязитов, Г.С. Объем и структура рынка ветеринарных услуг в сельских районах / Г.С.Баязитов // Тезисы докладов Всероссийской конференции молодых ученых. - Казань, 2000. -С. 82-84.

2. Организация работы сети коммерческих ветеринарных клиник в условиях мегаполиса / Н.М.Василевский, П.П.Ершов, Р.А.Семченко, А.И.Осадчая // Ветеринария, зоотехния и биотехнология. - 2014. - № 7. - С. 6-11.

3. Ильиных, П.А. Менеджмент и маркетинг, организация ветеринарного дела в рыночных условиях / П.А.Ильиных // Аграрный вестник Урала. - 2013. - № 10 (116). - С. 75-78.

4. Миннебаев, Д.Ф. Маркетинговые исследования рынка ветеринарных товаров / Д.Ф.Миннебаев // Материалы Международной научно-практической конференции по актуальным проблемам АПК. Часть 1. - Казань, 2003. - С. 216-217.

5. Нехайчук, Е.В. Отечественный рынок ветеринарных товаров и услуг: современные тенденции и перспективы развития / Е.В.Нехайчук // Новая наука: от идеи к результату. - 2017. - Т. 2. - № 2. - С. 9-12.

6. Никитин, И.Н. Ветеринарное предпринимательство / И.Н.Никитин. - М.: КолосС, 2009. - 336 с.

7. Никитин, И.Н. Рынок ветеринарных услуг в городе / И.Н.Никитин, Е.Н.Трофимова // Ветеринария. - 2005. - № 7. - С. 12-13.

8. Плешакова, Е.В. Рынок ветеринарных услуг в региональной инфраструктуре агропромышленного комплекса Омской области / Е.В.Плешакова // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. -2012. - № 6 (92). - С. 116-120.

9. Трофимова, Е.Н. Рынок ветеринарных услуг в городе и расценки в частных ветеринарных клиниках / Е.Н.Трофимова // Ветеринария. - 2010. - № 6. - С. 6-8.

STRUCTURAL FEATURES OF SEGMENTS OF SERVICES MARKET IN PRIVATE VETERINARY PRACTICE

Osadchaya A.I. - assistant.

Skryabin K.I. Moscow State Academy of Veterinary Medicine and Biotechnology, Moscow (e-mail: small.

orange.fox@gmail.com).

In the conditions of market economy in veterinary care as a kind of activity brimming with economic characteristics. The aim of this work was to study the characteristics of market segmentation of veterinary service in private veterinary practice. Comprehensive studies of the activities of private veterinary clinics, Closed joint-stock company "Svoy Doctor" (Svoy Doctor, JRS) (Moscow) during 2014 - 2016 was carried out. The main factors contributing to the increased uptake of consumers of veterinary services in non-governmental institutions were a high quality of service, efficiency of provision and effectiveness of veterinary care, convenient location veterinary establishment. The clinic customers were primarily people of working age, 71% of pet owners have a higher education. Of patients cats and dogs prevailed, small share was taken by rodents, birds and other animals. Among cats and dogs 40% are animals up to the age of two years, 30% of patients are animals older than 5 years. Of the diseases that of the digestive system, breathing, eyes, genitourinary, and musculoskeletal systems prevailed most of all. The growth in primary sickness rate was largely conditioned by injuries and poisonings, diseases of the digestive system. The average annual number of visits to a network of veterinary clinics has increased, the highest number of visits were made to the physician profile, which amounted for half of all the visits, the second half was equally distributed among the following departments: surgery, orthopedics and traumatology, gastroenterology, dermatology, dentistry, ophthalmology, oncology. It is established that with the growth of services the number of diagnostic tests has increased and growth has occurred largely at the expense of functional studies. Thus, the analysis of market segmentation of veterinary service in private veterinary practice has allowed to identify the factors contributing to the increased uptake of consumers of veterinary services in non-governmental institutions, as well as its specific structural features.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.