Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. МАШИНОСТРОЕНИЕ'

СТРУКТУРНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. МАШИНОСТРОЕНИЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структура экономики / промышленность / машиностроение / structure of the economy / industry / mechanical engineering
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. МАШИНОСТРОЕНИЕ»

Лепа Р.Н.

д.э.н., профессор, Институт экономических исследований, г. Донецк

Гриневская С.Н.

к.э.н., доцент, в.н.с. Института экономических исследований, г. Донецк

СТРУКТУРНЫЕ КОРРЕКТИРОВКИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ. МАШИНОСТРОЕНИЕ

Ключевые слова: структура экономики, промышленность, машиностроение.

Keywords: structure of the economy, industry, mechanical engineering.

В Донецкой Народной Республике в 2014-2022 гг. машиностроительная отрасль ориентирована на производство машин и оборудования для базовых отраслей промышленности: угольной, металлургической, энергетической, агропромышленного комплекса, транспортного комплекса, сферы услуг и товаров народного потребления. Выпускаемая продукция машиностроительных предприятий Республики включает в себя машины бурильные и проходческие, бытовые холодильные и морозильные приборы, трансформаторы взрывозащищенные, вентиляторы, подъемники, элеваторы и конвейеры, ленты конвейерные и пр. До 2014 г. более 150 предприятий машиностроения Донбасса производили широкий ассортимент продукции, которая была ориентирована на рынок СНГ. С 2015 г. большая часть предприятий машиностроения, расположенных на территории ДНР, возобновляет экономические связи с Россией, ищутся новые возможности и пути для реализации производимой продукции. На ДНР распространяются многие ввозные пошлины из Российской Федерации, влияющие на ценообразование, в том числе в сфере машиностроения. Развитию машиностроительной отрасли ДНР будет способствовать выполнение Указа Президента РФ № 657 от 15 ноября 2021 года, которым предписано допустить на российские рынки товары из ДНР и ЛНР, временно не применяя товарные квоты на экспорт и импорт1.

В 2021 г. машиностроительный комплекс ДНР был представлен 54 предприятиями разной формы собственности - крупные и средние предприятия общего машиностроения и угольного машиностроения, предприятия, которые осуществляют ремонтные работы различного вида оборудования и пр. По итогам работы машиностроительного комплекса за 2020 г. отмечено снижение основных показателей по сравнению с 2019 г. Предварительные данные за 9 месяцев 2021 г. показывают увеличение загрузки машиностроительных предприятий ДНР относительно 2020 г. до 38,1%. Исходя из фактических результатов деятельности предприятий машиностроения ДНР на 2021 г. была запланирована загрузка производственных мощностей отдельных 9 машиностроительных предприятий до 75%2. В 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем производства продукции предприятий машиностроения ДНР сократился на 9% и составил 4,98 млрд руб. Импорт продукции машиностроения за 2020 г. вырос относительно 2019 г. на 41,6% и составил 18,3 млрд руб. Импорт продукции машиностроения за 9 месяцев 2021 г. предварительно составил 15,7 млрд руб. Объем реализации продукции предприятий машиностроения ДНР в 2020 г. снизился по сравнению с 2019 г. на 8,7% и составил 5,2 млрд руб. Объем экспорта продукции предприятий машиностроения ДНР в 2020 г. сократился на 2,6% и составил 4,2 млрд руб. В структуре экспорта часть РФ составляет 97,3%, ЛНР - 2,7% (рис. 1). В 2021 г. в Россию машиностроительные предприятия ДНР экспортировали продукцию на сумму порядка 5 млрд руб., 86%.

Снижение показателей производства и реализации продукции машиностроения в 2020 г. привело к сокращению численности работников данной сферы до 6 042 человек или на 12,8% по сравнению с 2019 г. При этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 2,1% и составила 12,3 тыс. руб. В 2021 г. было запланировано создание 1552 новых рабочих мест со средней заработной платой 20-25 тыс. руб.

В 2021 г. на 28 промышленных предприятиях ДНР существовал недостаток профессиональных кадров - 758 вакансий по 125 специальностям (профессиям), в т.ч. в машиностроительной отрасли - 254 вакансии (38 специальностей).

Для стабилизации ситуации в промышленности и обеспечения роста основных экономических показателей разработан ряд мероприятий по загрузке предприятий, которые были включены в План восстановления и развития ДНР. Их основное направление - локализация производства, то есть программа импортозамещения, которая предусматривает обеспечение потребностей Республики продукцией промышленного назначения за счет производства этих товаров на территории ДНР.

1 Указ Президента Российской Федерации от 15.11.2021 № 657 «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/47254

2 Предприятия машиностроения ДНР нарастили выпуск продукции. 14.12.2021 // DNR LIVE. - http://dnr-live.ru/predpriyatiya-mashinostroeniya-dnr-narastili-vyipusk-produktsii/

ю о. а:

а.

^

-Реализация Экспорт

Рисунок 1.

Объёмы реализации и экспорта продукции машиностроения ДНР в 2016-2021 гг., млрд руб.

(для 2021 г. приведены данные за первые 9 мес.)

У производителей ДНР и ЛНР имеется возможность получать действующий на территории Евразийского союза сертификат соответствия на выпускаемую продукцию, аккредитованного в Россаккредитации, что будет способствовать созданию благоприятных условий при продвижении продукции на рынок РФ и Евразийского союза.

В ДНР определены предприятия машиностроительной отрасли ДНР, продукция которых на ближайшую перспективу предлагается к включению в реестр продукции, произведенной в Российской Федерации, это: «Донецкий энергозавод», «Снежнянскхиммаш», «Донецкий электротехнический завод», «Торезский электротехнический завод», «Харцызский машиностроительный завод», «Ясиноватский машиностроительный завод», «Донецкгормаш».

В 2021 г. с целью обеспечения развития машиностроения ДНР, смежных отраслей и топливно-энергетического комплекса, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, а также эффективного управления объектами государственной собственности, реализации особо важных проектов и республиканских программ, создан Государственный концерн «Научно-производственная машиностроительная компания»1, в который вошли Государственное предприятие «Донецкгормаш», Государственное предприятие «Горловский машиностроительный завод», Государственное предприятие «Донецкий энергозавод», Государственное учреждение «Донецкий научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт», Государственное учреждение «Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащи-щенного и рудничного электрооборудования».

В экономике ДНР выделены три основных направления развития промышленности (на период в 3 года): угольное, металлургия, машиностроение, на которые выделено 6 млрд руб., то есть, предполагается возможность при финансировании в 2 млрд руб. восстанавливать и модернизировать машиностроительную отрасль, что является проблематичным.

Машиностроительной отрасли ДНР присущи следующие проблемы!2:

- недостаточное для развития отрасли использование производственных мощностей предприятий машиностроения. Критическая физическая изношенность, технологическая отсталость имеющихся основных фондов машиностроительных предприятий отрасли, морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей, низкие темпы обновления оборудования машиностроительных заводов, и в то же время невозможность ее широкой модернизации, которая не может быть обеспечена при существующих темпах и объемах финансирования машиностроительной отрасли ДНР;

- существует проблема низкого спроса на продукцию машиностроительных предприятий ДНР, что свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии промышленных предприятий Республики, в частности, предприятий угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности;

- недостаток финансовых ресурсов предприятий машиностроительной отрасли, что связано с низкой эффективностью их деятельности, а значит, и низкой инвестиционной привлекательностью, отсутствие взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями и министерствами, в зоне ответственности которых они находятся. К примеру,

1 О создании Государственного концерна «Научно-производственная машиностроительная компания». Распоряжение Правительства ДНР № 48 от 12.03.2021 г. - http://npa.dnronline.su/2021-05-06/rasporyazhenie-pravitelstva-dnr-48-ot-12-03-2021-g-o-sozda nii-gosudarstvennogo-kontserna-nauchno-proizvodstvennaya-mashinostroitelnaya-kompaniya.html

2 Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика машиностроения на территориях с проблемным статусом // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. - Азов, 2018. -Т 4, № 1 (4). - С. 321-327; Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Машиностроение // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Коллектив авторов; Институт экономических исследований; под науч. ред. А.В. Поло-вяна, Р.Н. Лепы; Н.В. Шемякиной. - Донецк, 2021. - С. 26-36.

существует проблема с реализацией программы по модернизации и ремонту лифтов из-за отсутствия средств на изготовление опытных образцов систем управления лифтами (порядка 1 млн руб.), в связи с чем нет возможности изготовить и получить сертификат на серийное производство, зарегистрировать технические условия. В целом существует малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций ДНР и реального сектора экономики, в частности машиностроительной отрасли;

- состояние угольной отрасли в целом, сужение внешних и внутреннего рынков сбыта продукции, снижение платежеспособного спроса, отсутствие госзаказа на изготавливаемую продукцию, а также в немалой степени и сложности процедуры таможенного оформления экспорта - импорта комплектующих материалов, не позволяют увеличивать объем производимой продукции предприятий машиностроения;

- в машиностроительной отрасли произошёл полный разрыв между требованиями внешнего рынка и потенциальными возможностями машиностроительных предприятий: в сфере финансов, управленческого обеспечения, качества и конкурентоспособности, а также маркетинга, подготовки кадров. Предприятия машиностроения нуждаются не только в поставках энергоносителей, сырья, но и комплектующих изделий, узлов и деталей, что также является дефицитом в современных экономических условиях;

- высокий уровень затрат на производство и реализацию продукции машиностроения. К примеру, при экспорте машиностроительной продукции возникает проблема двойного таможенного обложения: при закупке оборудования в РФ и последующем экспорте продукции в РФ два раза уплачивается пошлина;

- низкий инновационный иммунитет предприятий машиностроительной отрасли из-за недостаточного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- проблема обеспечения кадрами, которая обусловлена не только оттоком населения по объективным причинам, но и предлагаемым низким уровнем оплаты труда работающих на машиностроительных предприятиях, а также отсутствием возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения высококвалифицированных специалистов, прошедших обучение в вузах и имеющихся профессиональных рабочих кадров;

- нормативно-правовые проблемы, препятствующие развитию машиностроительной отрасли, в частности отсутствие нормативной и законодательной базы по государственной промышленной политике ДНР, ценообразованию на продукцию машиностроения и пр.;

- проблема управления организационными изменениями в машиностроительной отрасли, когда инерционность при принятии и реализации управленческих решений приводит к отсутствию нового видения решения проблем в отрасли, в частности к неразвитости системы производственной кооперации предприятий внутри ДНР, между ДНР и ЛНР, не обеспечивших ранее решений, способствующих интеграции производства ДНР в экономическое пространство РФ. Государственная поддержка машиностроительной отрасли на законодательном уровне пока малоэффективна, о чем свидетельствует динамика экономических показателей отрасли.

Несмотря на существующие указанные проблемы, в ДНР на сегодняшний день имеются предпосылки для эффективного развития предприятий машиностроения, а именно1:

- наличие собственной сырьевой базы, собственных энергоносителей, развитая сеть энергетических коммуникаций;

- значительный потенциал фундаментальной и прикладной науки, имеющийся ресурс интеллектуальной собственности;

- соответствующий образовательный уровень населения и возможность его восполнения;

- высокий производственный потенциал и традиции отдельных видов машиностроения

- возможность развития строительно-дорожного, коммунального, энергетического, сельскохозяйственного транспортного машиностроения, машиностроения для легкой промышленности, военно-промышленного машиностроения.

На сегодняшний день машиностроительная отрасль ДНР находится в состоянии выхода из кризиса и восстановления производства, однако развиваясь крайне низкими темпами, она не может способствовать не только обеспечению прогресса других отраслей промышленности Республики, в чем, собственно, и состоит задача машиностроения, но и достигнуть предположительно уровня довоенного (2013 г.) состояния отрасли. Развитие машиностроительной отрасли возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального и производственного потенциалов с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства. Прежде всего, необходимо отойти от декларативного характера государственной политики определения приоритетов развития отрасли машиностроения и создания преференций для отдельных ее субъектов. Государственная политика должна быть ориентирована на создание равных условий для развития всех предприятий машиностроительной отрасли с целью создания естественной конкурентной среды.

Развитие машиностроительной отрасли (рис. 2) имеет большой потенциал для развития экономики ДНР и его необходимо стимулировать со стороны государства. Этому может способствовать возрождение института государственного заказа. Необходимо усилить конкурентные механизмы его распределения для того, чтобы предприятия имели внутренние стимулы для инвестиционной активности. Необходимы дополнительные рычаги принуждения к инновациям предприятий с государственным участием, а также меры по формированию спроса на нетехнологические инновации, по стимулированию потребления инновационной машиностроительной продукции малым бизнесом. Не имеет

1 Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Машиностроение // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Коллектив авторов; Институт экономических исследований; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Н.В. Шемякиной. - Донецк, 2021. - С. 26-36.

смысла ориентироваться только на политику импортозамещения, в долгосрочной перспективе необходимо соблюдение баланса между стимулированием трансфера зарубежных технологий и собственного технологического потенциала ДНР, в том числе через стимулирование кооперации предприятий, научных организаций и вузов как внутри ДНР, так и с предприятиями РФ.

Фактические данные О Положительная тенденция

Инерционная тенденция Ш Отрицательная тенденция

Рисунок 2.

Тренды развития машиностроительной отрасли ДНР в соответствии с динамикой объемов реализации продукции машиностроения, млрд руб.

На стратегическую перспективу подотраслями машиностроительной отрасли ДНР, у которых имеется возможность поиска новых эффективных технологий, направленных на их развитие, можно определить следующие - машиностроение в энергетике, тяжелое машиностроение, машиностроение в металлургии, машиностроение в химической отрасли, машиностроение в агропромышленном комплексе, машиностроение в военно-промышленном комплексе1, точное машиностроение: электрическое, электронное, оптическое оборудование. Инновационное развитие машиностроительной отрасли промышленности приведет к: росту производительности труда на основе внедрения передовых технологий и современной техники; преодолению критического устаревания, морального и физического износа основных фондов; значительному увеличению объемов инвестиций в экономику; цифровой модернизации производства; развитию машиностроения как структурообразующей базы в обеспечении экономического роста.

Перспективы развития машиностроительной отрасли ДНР связаны с возможностью развертывания новых секторов экономики на основе 5 и выше технологических укладов, с использованием информационных технологий, био-и нанотехнологий, использованием новых материалов в машиностроении, с возможностью выхода на рынки за пределы ДНР новых продуктов и услуг. Перспективными направлениями можно также можно признать: развитие симбиоза отраслей энергетики и машиностроения для обслуживания, производства оборудования и модернизации энергетического комплекса ДНР; машиностроения коммунального транспорта, машиностроения железнодорожного транспорта; создание горношахтного машиностроения нового типа. Для этого необходимо высокое качество институтов, деловой среды, государственного управления в ДНР. Поскольку эволюция институтов и государства не происходит быстро, можно утверждать, что в ближайшие годы инновационный машиностроительный сектор не сможет стать основным источником экономического роста в ДНР. Предпочтительным является распространение инноваций во всех сегментах машиностроения: высоко-, средне- и низкотехнологичных. Даже при низкотехнологических производствах может быть достигнут значительный эффект от их внедрения, что отразится на состоянии всей экономики. К примеру, наработки в производстве горно-шахтного оборудования необходимо использовать и в других отраслях и направлениях, необходимо создавать совершенно новые перспективные отрасли, двигаться в сторону повышения «сложности» экономики, изменения ее структуры в пользу наукоемких производств с высокой добавленной стоимостью, которые сосредоточены преимущественно в перспективных научно-технологических областях: ИКТ, биотехнологии, интеллектуальные услуги и пр. и встроены в дальнейшие цепочки создания стоимости.

Основными направлениями развития машиностроительной отрасли ДНР должны стать2:

- обеспечение эффективности управления развитием машиностроительной отрасли путем разработки плановых и программных документов по ее развитию;

- разработка и реализация программы действий по восстановлению активной части основных фондов на предприятиях машиностроительной отрасли;

1 Власти ДНР учредили государственную корпорацию «Алмаз» для обеспечения реализации политики в оборонно-промышленной сфере. Соответствующий указ № 203 Главы ДНР опубликован на официальном сайте лидера страны. 19.07.2021 // Донецкое агентство новостей. - https://glavadnr.ru/doc/ukazy/Ukaz_N203_19072021.pdf

2 Лепа Р.Н., Половян А.В., Гриневская С.Н. Экономическая дезинтеграция: новые аспекты развития (на примере вновьобра-зованной территории Донбасса) // Большая Евразия: развитие, безопасность, сотрудничество. Ежегодник. Вып. 2. Ч. 2. - М.: ИНИОН РАН, 2019. - С. 483-487.

- модернизация отрасли, проведение качественных перемен в структуре производства для повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции которая возможна на основе комплексного науко- и инновацион-ноемкого развития, а также производств, являющихся потребителями шахтного, металлообрабатывающего оборудования, средств автоматизации производства;

- внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, ре-сурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;

- развитие рынка высокотехнологичных комплектующих, что повлечет улучшение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли;

- максимальное использование существующего потенциала машиностроительной отрасли, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;

- сочетание развития машиностроительной отрасли с развитием инфраструктуры и социальным развитием;

- развитие существующих подотраслей машиностроения, в том числе расширение ассортиментного ряда продукции бытового машиностроения;

- ориентация на первоочередное удовлетворение потребностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а также российского), в том числе с ориентацией на импортозамещение;

- обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции машиностроения ДНР;

- расширение рынков сбыта путем обеспечения условий для роста объема экспорта продукции машиностроения ДНР;

- интеграция в технологические цепочки России и других заинтересованных государств;

- совершенствование кадровой политики в отрасли для обеспечения ее квалифицированными специалистами.

- формирование системы подготовки квалифицированных кадров для машиностроительного сектора экономики, обладающих современным набором знаний и специальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.