Научная статья на тему 'МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ'

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
159
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
моделирование развития / промышленность / машиностроение / государства с ограниченными экономическими возможностями / development modeling / industry / mechanical engineering / states with limited economic opportunities
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ»

Гриневская С.Н.

к.э.н., доцент, в.н.с. Института экономических исследований, г. Донецк

Высоцкий А.Е.

аспирант, м.н.с. Института экономических исследований, г. Донецк

МОДЕЛИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ОТРАСЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ГОСУДАРСТВАХ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ЭКОНОМИЧЕСКИМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

Ключевые слова: моделирование развития, промышленность, машиностроение, государства с ограниченными экономическими возможностями.

Keywords: development modeling, industry, mechanical engineering, states with limited economic opportunities.

Моделирование динамики экономики отраслей промышленности основано на анализе реальных экономических процессов1. Машиностроение, как базовая отрасль экономики, является основой всего промышленно-технологичес-кого потенциала, способствуя эффективному развитию всех её направлений. Машиностроение можно считать главной отраслью промышленности, если рассматривать в целом уровень развития любой страны, и Донецкая Народная Республика (ДНР), хоть и территория с ограниченными экономическими возможностями, не является исключением. Машиностроение ДНР по совокупности объективных причин значительно отстает от развитых и даже развивающихся стран. Доля машиностроения ДНР в общем объеме производимой промышленной продукции, по официальным данным правительства превышает 4%2. По данным Росстата, удельный вес машиностроительной отрасли в ВВП России, за последние пять лет, составлял примерно 5-6%, а доля отрасли в структуре промышленного производства за данный период не превышала 20%, в то время как в развитых странах, таких как США, Германия и Япония, машиностроительной отраслью создается 30-35% ВВП, а доля машиностроения в промышленном производстве составляет порядка 50%. В мире примерно 9/10 всей продукции машиностроения производят развитые страны. Машиностроение в наибольшей степени способствует углублению специализации и кооперации в мировом хозяйстве, являясь одной из самых наукоемких отраслей промышленности. Машиностроительная отрасль отражает уровень развития научно-технического прогресса, определяет обороноспособность страны, а также уровень развития других отраслей и производств.

Машиностроительный комплекс Донбасса (ДНР) в период 2014-2021 гг. ориентирован на производство машин и оборудования для базовых отраслей промышленности: угольной, металлургии, энергетики, сельского хозяйства, энергетики, транспорта и товаров народного потребления. Выпускаемая продукция машиностроительных предприятий Республики включает в себя: машины бурильные и проходческие, бытовые холодильные и морозильные приборы, трансформаторы взрывозащищенные, вентиляторы, подъемники, элеваторы и конвейеры, ленты конвейерные и пр. До 2014 г. более 150 предприятий машиностроения Донбасса производили широкий ассортимент продукции, которая была ориентирована на рынок СНГ. С 2015 г. большая часть предприятий машиностроения, расположенных на территории ДНР, пытается возобновить экономические связи с Россией, ищутся новые возможности и пути для реализации производимой продукции. На ДНР распространяются многие ввозные пошлины из Российской Федерации, влияющие на ценообразование, в том числе в сфере машиностроения. Есть надежда, что развитию машиностроительной отрасли ДНР будет способствовать выполнение Указа Президента РФ от 15 ноября 2021 года, которым предписано допустить на российские рынки товары из ДНР и ЛНР, временно не применяя товарные квоты на экспорт и импорт3.

В 2021 г. машиностроительный комплекс ДНР был представлен 54 предприятиями разной формы собственно-сти4 - крупные и средние предприятия общего машиностроения и угольного машиностроения, предприятия, которые осуществляют ремонтные работы различного вида оборудования и пр. По итогам работы машиностроительного комплекса за 2020 г. отмечено снижение основных показателей по сравнению с 2019 г. Предварительные данные за 9 месяцев 2021 г. показывают увеличение загрузки машиностроительных предприятий ДНР относительно 2020 г. до

1 Кузьменко Л.М., Гриневская С.Н. Моделирование процессов развития машиностроения: анализ состояния и направления работы // Вестник Института экономических исследований. - Донецк, 2019. - № 4 (16). - С. 15-24.

2 Предприятия машиностроения ДНР нарастили выпуск продукции. 14.12.2021. - http://dnr-live.ru/predpriyatiya-mashino stroeniya-dnr-narastili-vyipusk-produktsii/

Указ Президента Российской Федерации от 15.11.2021 № 657 «Об оказании гуманитарной поддержки населению отдельных районов Донецкой и Луганской областей Украины». - http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202111150030

4 Перечень производителей продукции на территории ДНР. 25.10.2021. - https://mpt-dnr.ru/news/1712-perechen-proizvoditelei-produkcii-na-territorii-dnr.html

38,1%. Исходя из фактических результатов деятельности предприятий машиностроения ДНР на 2021 г. была запланирована загрузка производственных мощностей отдельных 9 машиностроительных предприятий до 75%1 (рис.1).

Рисунок 1.

Загрузка производственных мощностей машиностроительных предприятий ДНР, % (для 2021 г. приведены данные за первые 9 мес.)

В 2020 г. по сравнению с 2019 г. объем производства продукции предприятий машиностроения ДНР, сократился на 9 % и составил 4,98 млрд. руб. (рис. 2).

5.6

5,4

5,3

ш

£ 5,2 2

5

4,9 4,8

4.7

2019 2020

Рисунок 2.

Объём производства продукции предприятий машиностроения ДНР, млрд. руб.

Импорт продукции машиностроения за 2020 г. вырос относительно 2019 г. на 41,6% и составил 18,3 млрд. руб. Импорт продукции машиностроения за 9 месяцев 2021 г. предварительно составил 15,7% (рис. 3).

Объем реализации продукции предприятий машиностроения ДНР в 2020 г. снизился по сравнению с 2019 г. на 8,7% и составил 5,2 млрд. руб.2 Объем экспорта продукции предприятий машиностроения ДНР в 2020 г. сократился на 2,6% и составил 4,2 млрд. руб. В структуре экспорта часть РФ составляет 97,3%, ЛНР - 2,7% (рис. 4). В 2021 г. в Россию машиностроительные предприятия ДНР экспортировали продукцию на сумму порядка 5 млрд. руб., 86%3.

5,47

1 Предприятия машиностроения ДНР нарастили выпуск продукции. 14.12.2021. - http://dnr-live.ru/predpriyatiya-mashino stroeniya-dnr-narastili-vyipusk-produktsii/

2 Экономика ДНР встает на ноги / Д. Пушилин // Вести. 2020. - 30 июня. - http:/https://www.vesti.ru/article/2425686

3 Минпромторг озвучил объемы экспорта машиностроительной продукции. 14.12.2021. - http://dnr-live.ru/obemyi-eksporta-mashinostroitelnoy-produktsii/

Рисунок 3.

Объём импорта машиностроительной продукции в ДНР, млрд. руб. (для 2021 г. приведены данные за первые 9 мес.)

Снижение показателей производства и реализации продукции машиностроения в 2020 г. привело к сокращению численности работников данной сферы до 6042 человек или на 12,8% по сравнению с 2019 г. При этом среднемесячная заработная плата увеличилась на 2,1 % и составила 12,3 тыс. руб. В 2021 г. запланировано создание 1552 новых рабочих мест со средней заработной платой 20-25 тыс. руб. (рис. 5)

Рисунок 4.

Объёмы реализации и экспорта продукции машиностроения ДНР в 2016-2021 гг., млрд. руб.

(для 2021 г. приведены данные за первые 9 мес.)

На сегодняшний день на 28 промышленных предприятиях ДНР существует нехватка профессиональных кадров -758 вакансий по 125 специальностям (профессиям), в т.ч. в машиностроительной отрасли - 254 вакансии (38 специальностей),

Для стабилизации ситуации в промышленности и обеспечения роста основных показателей разработан ряд мероприятий по программе загрузки предприятий, которые были включены в Программу восстановления и развития ДНР. Их основное направление - локализация производства, то есть программа импортозамещения, которая под собой предусматривает обеспечение потребностей Республики продукцией промышленного назначения только за счет производства этих товаров на территории ДНР. По состоянию на 2021 г. стабильно работающими предприятиями машиностроительного комплекса ДНР являются1:

1 Лепа Р.Н., Гриневская С.Н. Экономика машиностроения на территориях с проблемным статусом // Современные тенденции развития и перспективы внедрения инновационных технологий в машиностроении, образовании и экономике. - Азов, 2018. -Т. 4, № 1 (4). - С. 321-327.

2017 2018 2019 2020 2021 -Численность работников, тыс. -Средняя з/п, тыс. руб.

Рисунок 5.

Средняя численность персонала (тыс. чел.) и средняя заработная плата (тыс. руб.) на предприятиях машиностроения ДНР в 2017-2021 гг. (для 2021 г. приведены запланированные показатели)

«Харцызский машиностроительный завод» экспортирует ориентировочно 99%. Это пожарно-техническое оборудование для РФ и других стран. Имеется ресурс выпуска по профилю продукции для нефтегазового комплекса, энергетики, коксохимического производства, химической промышленности. Харцызский машзавод получил кредит 80 млн. руб.1, который планируют направить на расширение производства. Предприятие имеет действующие договора с потребителями в РФ на общую сумму 750 млн. руб.

Завод «ДонФрост» производит холодильники. Материалы закупаются в ДНР, ЛНР (с запуском остановленных ранее предприятий), в России, Белоруссии, Китае, Италии и Венгрии, кроме компрессоров, которые приобретаются в Белоруссии, Китае и России. По состоянию на 2020 г. за год производится около 140 холодильников, 95% продукции идёт на экспорт. Имеются пять торговых баз: Москва, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар, Пятигорск, посредством которых реализуется продукция завода.

Машиностроительное предприятие «Снежнянскхиммаш» делает акцент на развитие шахтного машиностроения, является сервисным центром по производству и обслуживанию оборудования для теплоэлектростанций ДНР.

Ясиноватский машиностроительный завод (ЯМЗ) в настоящее время восстановил действие сервисных мощностей в РФ, что позволило значительную часть оборудования поставлять в Кузбасс. Для производства продукции используется сырье исключительно российского производителя. Такие материалы, как резинотехнические изделия, электродвигатели, устройства управления, поставляют ДНР, ЛНР и РФ. Продукция ООО «НПО «ЯМЗ» полностью сертифицирована на рынке РФ. Для предприятий метростроя завод выпускает тоннелепроходческий комплекс. Комбайны проходческие и другое оборудование реализуется на рынке горно-шахтного оборудования Таможенного союза. Для эффективного развития рынка горно-шахтного оборудования создана дилерская сеть, работа которой позволяет увеличивать объемы реализации продукции.

«Донецкий энергозавод» освоил производство комплексов для лифтового хозяйства ООО «ОТИС-ДОН», в результате сотрудничества с «Автоматгормаш им. В.А. Антипова», где разработана конструкторская и эксплуатационная документация. Завод наращивает поставки оборудования в РФ, изготовил усовершенствованную комплектную трансформаторную силовую подстанцию типа «энергопоезд» КТПВ-Д, сбыт осуществляется в РФ и Казахстан. «Донецкий энергозавод» в рамках договора с представителями РФ поставляет на экспорт оборудование - взрывозащи-щенные трансформаторные подстанции. Продукция «Донецкого энергозавода» представлена партнерами из РФ -ООО «Промимпекс», г. Белгород.

Макеевский завод «Лазер» горно-шахтного оборудования, производит конвейерное оборудование. В 2020 г. завод разработал документацию и освоил серийное производство редукторов и лебёдок лифтовых, получил все необходимые разрешительные документы на их применение.

Донецкий филиал ООО «Авиатех» производит комплектующие для авиастроения, в частности детали двигателей гражданской авиации с поставкой в РФ и товары народного потребления.

«Донецкий электротехнический завод» на основе разработанной Научно-исследовательским, проектно-конст-рукторским и технологическим институтом взрывозащищенного и рудничного электрооборудования, «НИИВЭ», конструкторской и эксплуатационной документации освоил серийное производство комплектующих механизмов и деталей для лифтового хозяйства ДНР.

«Донецкгормаш» нарастил объём производства в 2020 г. до 131,3 млн. руб., что на 42,1% выше уровня 2019 г.

1 Харцызскому машиностроительному заводу предоставлен кредит на 80 млн. на возобновление производства. 07.04.2021. -http://dnr-live.ru/hartsyizskiy-mashinostroitelnyiy-zavod-poluchil-v-kredit-80-mln/

Предприятие ООО «Эрлайт» выпускает в ассортименте конвейерную ленту, ежегодно увеличивая объёмы производства.

«Донецкий электротехнический завод» продолжает работы по капитально-восстановительному ремонту и модернизации трамвайного парка ДНР.

«Петровский машиностроительный завод» возобновил деятельность на базе производственных мощностей предприятий «Эдельвейс», «ИТРАС» по производству валов, осей, коле зубчатых, втулок, металлоконструкций, и др. В начале 2021 г. сменил вектор своего развития, и произвел полную перезагрузку производственных мощностей1.

У производителей ДНР и ЛНР имеется возможность получать действующий на территории Евразийского союза сертификат соответствия на выпускаемую продукцию, что будет способствовать созданию благоприятных условий при продвижении продукции на рынок РФ и Евразийского экономического союза.

В ДНР определены предприятия машиностроительной отрасли ДНР, продукция которых на ближайшую перспективу предлагается к включению в реестр продукции, произведенной в Российской Федерации, это: «Донецкий энергозавод», «Снежнянскхиммаш», «Донецкий электротехнический завод», «Торезский электротехнический завод», «Харцызский машиностроительный завод», «Ясиноватский машиностроительный завод», «Донецкгормаш».

В 2021 г. с целью обеспечения развития машиностроения ДНР, смежных отраслей и топливно-энергетического комплекса, обеспечения модернизации и инновационного развития экономики, а также эффективного управления объектами государственной собственности, реализации особо важных проектов и республиканских программ, создан Государственный концерн «Научно-производственная машиностроительная компания»2, в который вошли Государственное предприятие «Донецкгормаш», Государственное предприятие «Горловский машиностроительный завод, Государственное предприятие «Донецкий энергозавод», Государственное учреждение «Донецкий научно-исследовательский, проектно-конструкторский и экспериментальный институт комплексной механизации шахт», Государственное учреждение «Научно-исследовательский, проектно-конструкторский и технологический институт взрывозащи-щенного и рудничного электрооборудования».

В экономике ДНР выделены три основных направления развития промышленности (период 3 года): угольное, металлургия, машиностроение, на которые выделено 6 млрд. руб.3, то есть предполагается возможность при финансировании в 2 млрд. руб. восстанавливать и модернизировать машиностроительную отрасль.

Машиностроительной отрасли ДНР присущи следующие проблемы4:

- недостаточное для развития отрасли использование производственных мощностей предприятий машиностроения. Критическая физическая изношенность и техническая, технологическая отсталость имеющихся основных фондов машиностроительных предприятий отрасли, морально устаревшая инфраструктура производственных мощностей, низкие темпы обновления оборудования машиностроительных заводов, и в то же время невозможность ее широкой модернизации, которая не может быть обеспечена при существующих темпах и объемах финансирования машиностроительной отрасли ДНР;

- низкий спрос на продукцию машиностроительных предприятий ДНР, что свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии промышленных предприятий Республики, в частности предприятий угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности;

- недостаток финансовых ресурсов предприятий машиностроительной отрасли, что связано с низкой эффективностью их деятельности, а значит, и низкой инвестиционной привлекательностью; отсутствие взаимодействия с финансово-кредитными учреждениями и министерствами, в зоне ответственности которых они находятся. К примеру, существует проблема с реализацией программы по модернизации и ремонту лифтов из-за отсутствия средств на изготовление опытных образцов систем управления лифтами (порядка 1 млн. руб.), в связи, с чем нет возможности изготовить и получить сертификат на серийное производство, зарегистрировать технические условия. В целом существует малоэффективное взаимодействие финансово-кредитных организаций ДНР и реального сектора экономики, в частности машиностроительной отрасли;

- состояние угольной отрасли в целом, сужение внешних и внутреннего рынков сбыта продукции, снижение платежеспособного спроса, отсутствие госзаказа на изготавливаемую продукцию, а также в немалой степени и сложности процедуры таможенного оформления экспорта-импорта комплектующих материалов, не позволяют увеличивать объем производимой продукции предприятий машиностроения;

- в машиностроительной отрасли произошёл полный разрыв между требованиями внешнего рынка и потенциальными возможностями машиностроительных предприятий: в сфере финансов, управленческого обеспечения, качества и конкурентоспособности, а также маркетинга, подготовки кадров. Предприятия машиностроения нуждаются не только в поставках энергоносителей, сырья, но и комплектующих изделий, узлов и деталей, что также является дефицитом в современных экономических условиях;

1 В Донецке презентовали проект PETRLOFT производства Петровского машзавода. 27.10.2021. - https://mpt-dnr.ru/ news/1713-v-donecke-prezentovali-proekt-petrloft-proizvodstva-petrovskogo-mashzavoda.html

О создании Государственного концерна «Научно-производственная машиностроительная компания». Распоряжение Правительства ДНР № 48 от 12.03.2021 г. - http://npa.dnronline.su/2021-05-06/rasporyazhenie-pravitelstva-dnr-48-ot-12-03-2021-g-o-sozda nii-gosudarstvennogo-kontserna-nauchno-proizvodstvennaya-mashinostroitelnaya-kompaniya.html

3 Экономика ДНР встает на ноги / Д. Пушилин // Вести. 2020. - 30 июня. - http:/ https://www.vesti.ru/article/2425686

4 Гриневская С.Н., Высоцкий А.Е. Машиностроение // Экономика Донецкой Народной Республики: состояние, проблемы, пути решения: научный доклад / Коллектив авторов; Институт экономических исследований; под науч. ред. А.В. Половяна, Р.Н. Лепы; Н.В. Шемякиной. - Донецк, 2021. - С. 26-36.

- высокий уровень затрат на производство и реализацию продукции машиностроения. К примеру, при экспорте машиностроительной продукции возникает проблема двойного таможенного обложения: при закупке оборудования в РФ, и последующем экспорте продукции в РФ - два раза уплачивается пошлина;

- низкая инновационность предприятий машиностроительной отрасли из-за недостаточного финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок;

- проблема обеспечения кадрами, которая обусловлена не только оттоком населения по объективным причинам, но и предлагаемым низким уровнем оплаты труда работающих на машиностроительных предприятиях, а также отсутствием возможности предприятий в создании условий, необходимых для привлечения высококвалифицированных специалистов, прошедших обучение в вузах и имеющихся профессиональных рабочих кадров;

- нормативно-правовые проблемы, препятствующие развитию машиностроительной отрасли, в частности отсутствие нормативной и законодательной базы по государственной промышленной политике ДНР, техническому регулированию, ценообразованию на продукцию машиностроения и пр.;

- проблема управления организационными изменениями в машиностроительной отрасли, когда инерционность при принятии и реализации управленческих решений приводит к отсутствию нового видения решения проблем в отрасли, в частности неразвитость системы производственной кооперации предприятий внутри ДНР, между ДНР и ЛНР, не обеспечивших ранее решений, способствующих интеграции производства ДНР в экономическое пространство РФ. Государственная поддержка машиностроительной отрасли на законодательном уровне пока малоэффективна, о чем свидетельствует динамика экономических показателей отрасли.

Несмотря на существующие указанные проблемы, в ДНР на сегодняшний день имеются предпосылки для эффективного развития предприятий машиностроения, а именно:

- наличие собственной сырьевой базы, собственных энергоносителей, развитая сеть энергетических коммуникаций;

- значительный потенциал фундаментальной и прикладной науки, имеющийся ресурс интеллектуальной собственности;

- соответствующий образовательный уровень населения и возможность его восполнения;

- высокий производственный потенциал и традиции отдельных видов машиностроения

- возможность развития строительно-дорожного, коммунального, энергетического, сельскохозяйственного транспортного машиностроения, машиностроения для легкой промышленности, военно-промышленного машино-строения1.

На сегодняшний день машиностроительная отрасль ДНР находится в состоянии выхода из кризиса и восстановления производства, но пока, развиваясь крайне низкими темпами, она не может способствовать не только обеспечению прогресса других отраслей промышленности Республики, в чем собственно и состоит задача машиностроения, но и достигнуть хотя бы уровня довоенного (2013 г.) состояния отрасли. Развитие машиностроительной отрасли возможно только при реализации системных подходов, эффективном использовании интеллектуального и производственного потенциалов с мобилизацией всех необходимых и возможных ресурсов государства. Прежде всего, необходимо отойти от декларативного характера государственной политики определения приоритетов развития отрасли машиностроения и создания преференций для отдельных ее субъектов. Государственная политика должна быть ориентирована на создание равных условий для развития всех предприятий машиностроительной отрасли, с целью создания естественной конкурентной среды.

Основными направлениями развития машиностроительной отрасли ДНР должны стать:

- обеспечение эффективности управления развитием машиностроительной отрасли путем разработки плановых и программных документов по ее развитию;

- модернизация отрасли, проведение качественных изменений в структуре производства для повышения конкурентоспособности машиностроительной продукции;

- обеспечение роста потребления на внутреннем рынке продукции машиностроения ДНР;

- интеграция в технологические цепочки России и других заинтересованных государств;

- разработка и реализация программы действий по восстановлению активной части основных фондов на предприятиях машиностроительной отрасли;

- расширение рынков сбыта путем обеспечения условий для роста объема экспорта продукции машиностроения ДНР;

- участие в российской программе импортозамещения;

- развитие рынка высокотехнологичных комплектующих, что повлечет улучшение инвестиционной привлекательности предприятий отрасли;

- совершенствование кадровой политики в отрасли для обеспечения ее квалифицированными специалистами;

- максимальное использование существующего потенциала машиностроительной отрасли, в том числе за счет использования механизмов государственно-частного партнерства;

- ориентация на первоочередное удовлетворение потребностей существующих рынков сбыта (внутреннего, а также российского), в том числе с ориентацией на импортозамещение;

1 Власти ДНР учредили государственную корпорацию «Алмаз» для обеспечения реализации политики в оборонно-промышленной сфере. Указ № 203 Главы ДНР // Донецкое агентство новостей. 19.07.2021. - https://glavadnr.ru/doc/ukazy/ Ukaz_N203_19072021.pdf

- внедрение инновационных технологий, обеспечивающих производство конкурентоспособной продукции, ре-сурсо- и энергосбережение, обладающих экологически безопасными характеристиками;

- модернизация машиностроения, которая возможна на основе комплексного науко- и инновационноемкого развития, а также производств, являющихся потребителями шахтного, металлообрабатывающего оборудования, средств автоматизации производства;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- сочетание развития машиностроительной отрасли с развитием инфраструктуры и социальным развитием;

- развитие малого и среднего предпринимательства в машиностроении;

- освоение полного цикла производства навесного оборудования для спецтехники;

- организация крупноузловой сборки экскаваторов для горнодобывающей промышленности с последующим освоением полного цикла производства;

- развитие существующих подотраслей машиностроения, в том числе расширение ассортиментного ряда продукции бытового машиностроения;

- формирование системы подготовки квалифицированных кадров для машиностроительного сектора экономики, обладающих современным набором знаний и специальных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.