УДК 658.589:621
Л.М. КУЗЬМЕНКО, д-р экон. наук, главный научный сотрудник, e-mail: [email protected], С.Н. ГРИНЕВСКАЯ, канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник, e-mail: [email protected]
ГУ «Институт экономических исследований», г. Донецк, ДНР
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССОВ РАЗВИТИЯ МАШИНОСТРОЕНИЯ: АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
Рассмотрен один из таких репрезентативных элементов моделирования экономических систем, как экономическая практика, отражающая совокупность действующих экономических объектов, процессов, проектов и их хозяйственных результатов, на примере развития машиностроительной отрасли. Приведен анализ машиностроительной отрасли Донецкой Народной Республики (ДНР) в 2018-2019 гг. Предложены направления развития машиностроительной отрасли ДНР в действующих условиях хозяйствования.
Ключевые слова: управление развитием промышленности, экономическое моделирование, промышленность, машиностроение.
Kuzmenko L.M., Grinevskaya S.N.
Modeling the processes of development of mechanical engineering: analyzing the state and directions of work.
The article deals with one of the basic elements of representative modeling economic systems, as economic practice, reflecting the totality of existing economic objects, processes, projects, and their economic results, for example, the development of the engineering industry. The analysis of the machine-building industry of the DPR in 2018-2019 has been presented. The direc-
tions for developing the DPR machinebuilding industry under current economic conditions have been proposed.
Keywords: industrial development management, economic modeling, industry, mechanical engineering.
Моделирование процессов оценки, прогнозирования и управления преобразованиями в экономике государства позволяет детально исследовать различные аспекты развития экономики и использовать экономический потенциал государства более эффективно. Анализу реальных экономических процессов предшествуют исследования функционирования экономики в системном ракурсе, моделирование формирования экономических систем, а также моделирование динамики экономики отрасли [1]. Общеизвестно, что система считается экономической, если она в той или иной степени реализует процессы производства, а также распределения, обмена и потребления благ. Исследования проблем моделирования экономических процессов в данное время являются предметом изучения ведущих и развивающихся стран, новейшим интеллектуальным трендом в РФ. В частности, проблемы моделирования экономических процессов исследуются такими учеными,
© Л.М. Кузьменко, С.Н. Гриневская, 2019
как В.В. Акбердина [2], А.В. Бабкин [3], Е.Н. Быковская [4], Г.Б. Клейнер [5,6], Е.В. Попов [7], Т.Н. Юдина [8] и др.
Машиностроение, как базовая отрасль экономики, является основой всего промышленно-технологического потенциала, способствуя эффективной динамике развития всех её направлений. Это следует учитывать, сохраняя и развивая эту отрасль в ДНР.
Целью статьи является рассмотрение одного из самых емких характерных элементов процесса экономического моделирования - анализа состояния сектора экономики, в нашем случае, отрасли, предшествующему последующему моделированию процессов ее развития, с учетом направлений и рекомендаций по развитию потенциала машиностроительной отрасли ДНР.
Государство (власть) играет важную роль, определяя наращивание производственного потенциала машиностроения, ускорение всех этапов технологического производства и развития стратегических направлений. Особую роль в развитии машиностроения играют теоретические знания, накопленный опыт, создание и внедрение новых технологий, чему должна способствовать подготовка специалистов для этой сферы, основанная на инновационном подходе к развитию новых технологий и расширению перспектив машиностроения. От уровня развития машиностроения зависят важнейшие удельные показатели валового внутреннего продукта, производительности труда практически во всех отраслях хозяйства, а также экологическая безопасность страны. В России, например, социальная значимость машиностроения определяется тем, что комплексы объединяют тысячи крупных и средних предприятий и организаций и большое количество мелких, которые состоят на самостоятельном балансе. Кроме того, численность работающих в этой отрасли составляет более трети от занятых в про-
мышленности. В последние годы в России большое внимание уделяется развитию не машиностроения вообще, а инвестиционного машиностроения в энергетическом, транспортном, нефтяном и химическом секторах; развитию наукоёмкого машиностроения, к которому относятся станкостроение, электротехника, приборостроение и комплектующие; автомобилестроения, обеспечивающего потребности предприятий и др. При этом в товарной структуре импорта основное место занимают машины и оборудование - 50-55% общего объема. Доля импорта в станкостроении - более 90%, в радиоэлектронной отрасли - 80-90% [9].
Сегодня сложно говорить о возрождении крупных предприятий на территории ДНР. Средние и мелкие предприятия быстрее приспосабливаются к изменившимся экономическим условиям, имеют более гибкую структуру. И всё же необходимо изучать опыт развитых стран, и прежде всего России, восстанавливая и развивая машиностроение. На начало 2019 г. в ДНР зарегистрировано 38 предприятий машиностроительной отрасли. В Республике имеются предприятия, которые являются потребителями продукции машиностроительной отрасли либо поставщиками сырья для нее. Совершенствование экономических отношений между ними, возобновление кооперационных связей позволит повышать эффективность производства в машиностроительной отрасли и улучшать удовлетворение потребностей других отраслей, использующих продукцию машиностроения. На машиностроительных предприятиях Республики имеются уникальные оборудование и современные технологии. Однако доля продукции машиностроения ДНР в общем объеме производства составляет всего 1,5% (до войны этот показатель был 5%). Мощности примерно тридцати работающих машиностроительных заводов загружены не более чем на четверть. Надеяться на зна-
чительные сырьевые доходы не приходится, поэтому особое внимание следует уделять перерабатывающим отраслям ДНР, среди которых машиностроению отводится значительная роль. Его надо возрождать, учитывая важность таких факторов, как наукоёмкость, трудоёмкость и металлоёмкость. Каждый из этих факторов следует рассматривать как условие развития экономики в целом. Действительно, если речь идёт о науко-ёмкости, то развитие машиностроения должно базироваться на обширных теоретических знаниях, создании и внедрении инновационных технологий. Что касается трудоёмкости, то гибкие производственные линии, автоматизированное производство обеспечат значительную экономию времени при минимизации трудозатрат, что снизит себестоимость выпускаемой продукции. Металлоёмкое машиностроение предполагает использование качественного металла, применение роботов-манипуляторов, осуществляющих вспомогательные операции по установке и снятию готовых изделий, смене режущего инструмента, очистке рабочей зоны от стружки и многие другие.
В 2015 г. объем реализованной продукции предприятиями горного машиностроения составил 600 млн.руб. Учитывая внутренний спрос, в 2018 г. предполагалось увеличить объём производства горнодобывающей и проходческой техники. Однако состояние угольной отрасли в целом, сужение внешних и внутреннего рынков сбыта продукции, снижение платежеспособного спроса, отсутствие госзаказа на изготавливаемую продукцию, а также в немалой степени и сложности процедуры таможенного оформления экспорта - импорта комплектующих материалов, не позволяют увеличивать объем производимой продукции. Известно, что угольное машиностроение, начавшее своё развитие ещё с 1924 г., зависит от сырьевой базы и районов по-
требления. Поэтому для Республики очень важным является возможность приобретения шахтами продукции собственного производства. Это означает, что необходимо развивать внутренний рынок. Собственно, вся экономическая политика должна исходить из потребностей внутреннего рынка, надо изучать и учитывать потенциал Республики.
Производство продукции машиностроения в 2017 г. составило 4,5 млрд.руб., увеличившись по сравнению с 2016 г. на 0,2 млрд.руб. Увеличилось производство таких товаров: холодильников и морозильников бытовых на 15,6%, промышленных вентиляторов - на 23,8%, трансформаторов электрических -на 71,5%, емкостей металлических вместимостью более 300 л - в 2,1 раза. Объём реализованной продукции машиностроения в 2017 г. составил 2,758 млрд.руб. Экспорт продукции машиностроения в 2017 г. увеличился по сравнению с 2016 г. в 2 раза и составил -1,937 млрд.руб. [10]. В 2018 г. объём реализованной продукции машиностроения составил 3,574 млрд. руб., при этом более 70% [11] продукции машиностроительной отрасли ДНР экспортируется, и 95% экспортного объёма приходится на РФ. Численность работающих на предприятиях машиностроительного сектора составляет более 7 тыс.чел., среднемесячная заработная плата - 12,6 тыс.руб. [12]. Динамика объемов реализации и экспорта в 2015-2018 гг. представлена на рис. 1.
Следует отметить, что рост реализации в перерабатывающей промышленности Республики в январе-мае 2019 г. основывался в первую очередь на положительной динамике в ключевых отраслях - металлургии, пищевой промышленности, машиностроении, производстве кокса и продуктов нефтепереработки. В первой половине 2019 г. машиностроительная отрасль характеризовалась наиболее высокими результатами среди перерабатывающих отраслей промыш-
2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г
Рис. 1. Динамика объемов реализации и экспорта продукции машиностроения ДНР в 2015-2018 гг.
ленности ДНР, по сравнению с аналогичным периодом 2018 г.
В настоящее время, как свидетельствует анализ, в машиностроительной отрасли произошёл полный разрыв между требованиями внешнего рынка и потенциальными возможностями машиностроительных предприятий, как-то в сфере финансов, управленческого обеспечения, качества и конкурентоспособности, а также маркетинга, подготовки кадров. Предприятия машиностроения нуждаются не только в поставках энергоносителей и сырья, но и комплектующих изделий, узлов и деталей, что также является дефицитом в современных экономических условиях. И несмотря на это в январе-мае 2019 г. по сравнению с аналогичным периодом 2018 г. отмечено увеличение объемов производства такой продукции машиностроения: холодильники и морозильники бытовые - в 2,4 раза; машины для обработки грунта, камня, руд - в 1,5 раза. Совокупный вклад отраслей перерабатывающей промышленности отражен на рис. 2.
Внутренний рынок для машиностроительной отрасли, специализирующейся на производстве и ремонте горношахтного оборудования, невелик из-за отсутствия финансовых средств на поддержку угольных предприятий из бюджета Республики. Среди работающих шахт остались только крупные, в меньшей степени пострадавшие от боевых действий, но и у них недостаточно средств на техническое перевооружение.
Машиностроительные предприятия ДНР, специализирующиеся в горном машиностроении и встроенные в цепочку добавленной стоимости «уголь- кокс-металл-машиностроение», снизили объемы производства в 3-4 раза по сравнению с довоенным периодом. Но даже в складывающихся условиях роль горношахтного машиностроения для ДНР является некоторым образом локомотивом, который способствует выводу экономики на более качественный уровень. Обладая уникальным производственным комплексом в сфере производства горных машин, Республика имеет возможность защиты
Рис. 2. Доля машиностроения в совокупном вкладе отраслей в перерабатывающей промышленности в январе-мае 2019 г.
от неблагоприятных экономических условий и различных кризисов, не зависеть от непопулярных действий внешней среды.
Одним из таких предприятий является Ясиноватский машиностроительный завод (ЯМЗ), на котором собирают, ремонтируют и обслуживают сложную технику для шахт. В настоящее время предприятие специализируется на производстве горнопроходческих комбайнов двух видов. Следует отметить, что значительным риском для предприятия является его расположение вблизи линии военного разграничения (в результате боевых действий предприятие понесло убытки на сумму более 100 млн.руб.). За период с 2015 г. по настоящее время завод выпустил 33 единицы комбайнов проходческих (КСП-35 - 18 шт., КСП-32 - 13 шт., КСП-42 - 2 шт.), три добычных комбайна (ПК-8МА), четыре погрузочных машины (мПЛ-22 - 1 шт., 1ППН-5- 1 шт., КС-2У/40- 1 шт., 2КС-2У/40 - 1 шт.), а также были проведены капитальные ремонты 22 угольных комбайнов.
ЯМЗ практически не прекращал экономических связей с РФ даже с началом боевых действий, что помогало ему осуществлять (не полностью) загрузку производственных мощностей. В настоящее время завод восстановил производство сервисных мощностей в РФ, что позволило значительную часть оборудования поставлять в Кузбасс. Продукция ООО «НПО «ЯМЗ» полностью сертифицирована на рынке РФ. Комбайны проходческие и другое оборудование реализуется на рынке горно-шахтного оборудования Таможенного союза. Для производства продукции используется сырье исключительно российского производителя. Для эффективного развития рынка горно-шахтного оборудования была создана дилерская сеть, работа которой позволяет увеличивать объемы реализации продукции. Так, например, доход от реализованной продукции в 2018 г. в два раза превысил данный показатель 2017 г., что подтверждает эффективность деятельности завода за период 2014-2018 гг. В 2019 г. предприятие увеличило доход
от реализации продукции еще вдвое от показателя 2018 г., на предприятии осваиваются новые виды продукции - изготовлен модернизированный проходческий комбайн КСП-35. По сравнению с предыдущими моделями КСП-35 обладает большей эффективностью резания, низким удельным давлением на грунт, что актуально при слабых почвах. Машина предназначена для эксплуатации в шахтах, опасных выделяемым газом и угольной пылью, была представлен на международной специализированной выставке технологий горных разработок «Уголь России и Майнинг 2017» в г. Новокузнецке.
Успешно восстанавливается предприятие ООО «ПП Точмаш». Предприятием, в рамках согласования с РФ, получен разрешительный документ [13], дающий право ввоза оборудования с числовым программным управлением, заниматься его поставками, установкой и модернизацией на территориях ДНР и ЛНР. Завод имеет значительные кооперационные связи, из официальной информации известно, что в ДНР 80% предприятий машиностроения являются партнёрами «ПП Точмаш» [14].
На территории ДНР работает также завод «ДонФрост», который является единственным производителем бытовых холодильных приборов в Республике. Большая часть продукции, выпускаемой этим заводом, экспортируется в РФ. В настоящее время на заводе «Донфрост» разработаны и внедрены новые модели бытовых холодильников - ККТ 144, ККТ 145. Отметим, что до 2014 г. Донецкий завод холодильников «Норд» был одним из крупнейших производителей холодильников и бытовой техники в Восточной Европе. Технические и технологические новшества завода разрабатывались институтом, который входил в состав объединения «Норд». Экономическая новизна и совершенствование управления поддерживались исследованиями Инсти-
тута экономики промышленности НАНУ, правопреемником научных исследований которого в настоящее время является Институт экономических исследований.
На Донецком заводе «Электроисточник», производителе аккумуляторных батарей, выпускаются новые модели аккумуляторов марки «GT Power» для всех видов автотракторной, мотоциклетной техники и тепловозов.
Машиностроительный завод «Дон-басс-Агромаш», изготавливающий сельскохозяйственную технику и запасные части к ней, является конкурентоспособным аналогичным предприятиям РФ. Продукция этого предприятия является востребованной в аграрно-промыш-ленном комплексе ДНР, в планах которого максимальное обеспечение продуктами сельского хозяйства населения Республики.
С целью сохранения промышленного потенциала машиностроительных предприятий ДНР, в первую очередь специализирующихся на производстве горно-шахтного оборудования, загрузки их производственных мощностей ведется поиск вариантов их перепрофилирования на другие, более востребованные направления производства. Реализуются проекты по организации крупноузловой сборки. Например, ГП «Донецкий энергозавод», который в 2018 г. по сравнению с 2017 г. в 2 раза увеличил поставки оборудования в РФ, изготовил первую усовершенствованную комплектную трансформаторную силовую подстанцию типа «энергопоезд» КТПВ-Д. На предприятии разработана программа развития с учетом загрузки имеющихся мощностей как по новым направлениям, так и по модернизации серийно выпускаемого оборудования, сбыт осуществляется в РФ и Казахстан. Впервые за 15 лет предприятие начало набор специалистов и технического персонала. В рамках договора с представителями РФ «Донецкий энергозавод» поставляет на экспорт оборудова-
ние - взрывозащищенные трансформаторные подстанции номиналом 250 и 400 кВА [15]. В первом полугодии 2019 г. отправлено партнерам из РФ порядка 20-ти единиц различного оборудования для горной промышленности. В 2019 г. продукция «Донецкого энергозавода» была представлена каталогом предприятия, размещенном на стенде партнеров ООО «Промимпекс» (г. Белгород) на Международной выставке машин и оборудования для добычи, обогащения и транспортировки полезных ископаемых «Mining World Russia» в Москве [16].
Происходит перепрофилирование выпускаемой продукции на Торезском электротехническом заводе, специализирующемся на изготовлении трансформаторных подстанций, других аппаратов и устройств управления горно-шахтным оборудованием во взрывозащищённом исполнении. В планах предприятия -расширение модельного ряда выпускаемой техники, характеристики которой ориентируются на мировые аналоги.
Таким образом, имеются конкретные положительные примеры восстановления машиностроительных предприятий (не только вышеобозначенные), которые демонстрируют высокую деловую активность, что будет способствовать устойчивому положению предприятия на внутреннем и внешнем рынках, улучшению результативности работы предприятия и результатов экономической деятельности в целом по отрасли.
Специалисты считают, что экономическая политика должна исходить, прежде всего, из потребностей внутреннего рынка, для чего необходимо его изучать и учитывать. Имеются проблемы размещения продукции ДНР на внешних рынках, в связи с чем надо активно развивать внутренний рынок. В ДНР, учитывая значительную потребность во внутригородском транспорте, следует активно продолжать работу в этом направлении, обеспечивая Республику
необходимыми видами транспорта и создавая новые рабочие места. Далее, станкостроение, которое до войны на Донбассе занимало значительный удельный вес, требует так называемой расконсервации. Но для этого нужны грамотные конструкторы, технологи и квалифицированные специалисты отрасли, чтобы возродить подотрасль. Развивая такие подотрасли (транспортное машиностроение и станкостроение), можно предполагать большие перемены, одновременно осуществляя модернизацию производства. Одним из условий успешного развития машиностроения является финансовое обеспечение планируемых процессов. Кроме того, развитие предприятий, производящих горно-шахтное оборудование, требует большого количества металла, а это также проблема в современных условиях. Но руководству Республики вместе с руководителями предприятий предстоит преодолеть эти сложности.
Таким образом, исходя из анализа состояния машиностроительной отрасли ДНР, можно предположить, что среднесрочная и долгосрочная перспективы развития машиностроения ДНР тесно связаны с созданием цепочки «уголь-кокс-металл-машиностроение», при которой экономика ДНР может получить качественно новый импульс развития всей промышленности Республики. Чтобы соответствовать требованиям, которые предъявляет экономика Республики к машиностроению, рассматриваемая отрасль должна занять активную позицию в вопросах модернизации и технического перевооружения предприятий других отраслей, которые являются потребителями машиностроительной продукции. Примером может служить развитие сотрудничества между предприятиями РП «Энергия Донбасса», ГП «Донецкий электротехнический завод», ГП «Торез-ский электротехнический завод», ГП «Снежнянскхиммаш», ГП «Донецкий энергозавод» и др.
Так, общие направления развития машиностроительной отрасли ДНР можно объединить в такие основные группы: расширение объемов производства машиностроительной продукции для внутреннего рынка Республики при одновременном повышении ее качества и сокращении использования продукции внешних рынков. В перспективе потребности ДНР в машиностроительной продукции должны быть обеспечены внутренним производством не менее чем на 80%, для чего имеются реальные предпосылки;
увеличение экспорта машиностроительной продукции, освоение новых рынков сбыта;
привлечение инвестиций для создания замкнутых циклов производства;
разработка новых технологических процессов производства продукции для производства товаров с высоким уровнем технологической переработки;
внедрение в производство обновленной, ранее производимой продукции на основе минимизации отходов и их использования для выпуска других товаров;
освоение производства новой машиностроительной продукции высокого качества и невысокими затратами всех видов ресурсов при эксплуатации;
расширение номенклатуры машиностроительной продукции для субъектов предпринимательской деятельности, к примеру, производство многофункциональной и малогабаритной техники в разных сферах производственного бизнеса.
В контексте существующей в ДНР проблемы по возобновлению и активизации инновационной и инвестиционной деятельности является необходимым создание цепочки «уголь-кокс-металл-машиностроение», когда очевидна целесообразность взаимодействия угольной, металлургической и машиностроительной отраслей. При этом машиностроительные заводы будут производить и
осваивать новое современное оборудование для горно-металлургического комплекса, что позволит формировать ёмкий внутренний рынок потребления металлопродукции. Общеизвестна проблема производства металла нового качества - чтобы соответствовать высоким стандартам и иметь возможность экспорта, необходимо приобретать современную высокоэффективную технику, которую могут производить машиностроительные предприятия ДНР при условии их модернизации.
В нынешних условиях существует проблема низкого спроса на продукцию машиностроительных предприятий ДНР, что свидетельствует о неудовлетворительном финансовом состоянии предприятий Республики, в частности, предприятий угольной, горнодобывающей, металлургической промышленности. В условиях экономических санкций в отношении РФ у некоторых предприятий возникают сложности в приобретении зарубежной техники, а у наших производителей есть возможность обеспечить предприятия горнометаллургического комплекса современным технологиями и высокопроизводительной техникой в необходимых объемах. ДНР важно осваивать новые рынки, стабильно увеличивать объемы наукоемкого производства -необходимо использовать все возможности сотрудничества. В связи с этим существует необходимость в налаживании сотрудничества с российскими предприятиями, такими, как угольные компании «Кузнецкуголь», «Кузбассуголь», «Вор-кутауголь», рудные предприятия, расположенные в Хакассии, Иркутской области, Красноярском крае, и другими потребителями индустриальной техники в РФ, которые имеют опыт сотрудничества с машиностроительными предприятиями Донбасса, что поможет машиностроительным предприятиям ДНР активизировать свою деятельность, проводить мо-
дернизацию и реконструкцию производства.
Практические мероприятия по восстановлению предприятий машиностроительной отрасли необходимо проводить в тандеме с организационной деятельностью, и они проводятся. Об этом свидетельствует, например, состоявшийся в июне 2018 г. в ДНР форум «Развитие машиностроительной отрасли в области производства горно-шахтного оборудования и энергетики - 2018». В апреле 2019 г. в рамках Международного Экономического Форума в г. Ялта была организована выставка инвестиционных проектов, на которой был представлен экономический потенциал ДНР в машиностроительной отрасли: разработки научно-производственного комплекса «Прогресс», Государственного предприятия «Донецкстандартметрология», ООО «Машгорпром», продукция завода холодильной техники ООО «ДонФрост», получившая предложения предприятий Крыма о поставке продукции хладокомбинатов ДНР; продукция горного машиностроения ООО НПО «Ясиноватский машиностроительный завод», ГП «Донецкий энергозавод», заинтересовавшая зарубежных участников выставки [17]. Важным является факт подписания в июле 2018 г. Торгово-промышленными палатами ДНР и ЛНР соглашения о сотрудничестве. В феврале 2019 г. Торгово-промышленная палата и Министерство промышленности и торговли ДНР заключили соглашение о сотрудничестве [18], целью которого является закрепить и вывести на качественно новый уровень долгосрочное, эффективное и взаимовыгодное сотрудничество, в частности, это касается продукции машиностроения, которую имеется возможность представить в странах ближнего зарубежья. Кроме того, создание благоприятных условий для производителей при продвижении продукции на рынок РФ и Евразийского союза сделало необходи-
мым оформление органа по сертификации, аккредитованного в Россаккредита-ции, и теперь у производителей ДНР и ЛНР появилась возможность получать действующий на территории Евразийского союза сертификат соответствия на выпускаемую продукцию.
Таким образом, можно сделать выводы, что машиностроительная отрасль ДНР пока развивается не теми темпами, которые необходимы для подъёма производства и повышения конкурентоспособности. На современном этапе предприятиям Республики необходимо внедрение эффективных конкретных систем управления с целью привлечения достаточного объема инвестиций. В сложившейся ситуации у машиностроительных предприятий недостаточно ни ресурсов, ни возможностей. Руководством ДНР поддержка машиностроения определена как приоритетное направление экономического развития, а значит, этой отрасли необходима поддержка со стороны государства.
Список использованной литературы
1. Кузьменко, Л.М. Развитие предприятий машиностроения ДНР и ЛНР: сложности и возможности / Л.М. Кузьменко, С.Н. Гриневская // Инновационная деятельность. - 2018. -№ 3 (46). - С. 33-42.
2. Акбердина, В.В. Трансформация промышленного комплекса России в условиях цифровизации экономики / В.В. Акбердина // Известия УрГУ. -2018. - №. 3. - Т. 19. - С. 82-99.
3. Тенденции развития экономики и промышленности в условиях цифровиза-ции: монография / под ред. А.В. Бабкина; Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Санкт-Петербургский университет Петра Великого». - СПб, 2017. - 658 с.
4. Быковская, Е.Н. Современные тенденции цифровизации инновационного процесса/ Е.Н. Быковская, Г.П. Харчи-
лава, Ю.Н. Кафиятуллина // Управление. - 2018. - № 1 (19). С. 38-43.
5. Клейнер, Г.Б. Системный ресурс экономики / Г.Б. Клейнер // Вопросы экономики. - 2011. - № 1. - С. 1-12.
6. Клейнер, Г.Б. Системная экономика и системно-ориентированное моделирование / Г.Б. Клейнер // Экономика и математические методы. - 2013. - № 3. -С. 71-93.
7. Попов, Е.В. Оценка готовности отраслей РФ к формированию цифровой экономики / Е.В. Попов, К.А. Семячков // Инновации. - 2017. - № 4 (222). - С. 3741.
8. Юдина, Т.Н. Цифровизация как тенденция современного развития экономики Российской Федерации: Pro y contra / Т.Н. Юдина // Проблемы экономики. Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2017. - № 3. - С. 139-143.
9. Орленко, Л. Необходимые условия новой индустриализации и импорто-замещения / Л. Орленко // Экономист. -2015. - № 4. - С. 29-35.
10. Доклад об итогах работы Министерства промышленности и торговли за 2018 г. Правительственный час [Электронный ресурс]. - URL: http:// mpt-dnr.ru/news/1077-doklad-eduarda-armatova-ob-itogah-raboty-ministerstva-promyshlennosti-i-torgovli-za-2018-god-pr.html
11. На ООО «ПП Точмаш» внедряют технологии по модернизации станочного парка [Электронный ресурс]. - URL: https://dnr-online.ru/2019/08/26/na-ooo-pp-tochmash-vnedryayut-tehnologii-po-modernizatsii-stanochnogo-parka/
12. Отчет о деятельности Министерства промышленности и торговли ДНР за 2018 г. [Электронный ресурс]. -URL:https://www.youtube.com/watch?v=x QUdGm-wJ80&feature=youtu.be
13. ООО «ПП Точмаш» получил в РФ разрешение на ввоз в ДНР оборудования с ЧПУ [Электронный ресурс] / Официальный сайт DNR LIVE Деловой портал. - URL: http://dnr-live.ru/tochmash-poluchil-v-rf-razreshenie-na-vvoz-v-dnr-oborudovaniya-s-chpu/
14. 80% предприятий машиностроения ДНР являются партнёрами ООО «ПП Точмаш» [Электронный ресурс] / Официальный сайт DNR LIVE Деловой портал. - URL: http://dnr-live.ru/80-predpriyatiy-mashinostroeniya-dnr-yavlya yutsya-partnyorami-ooo-pp-tochmash/
15. ГП «Донецкий энергозавод» отправил российским заказчикам партию трансформаторных подстанций [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: http://mpt-dnr.ru/news/1254-gp-doneckii-energozavod-segodnja-otpravil-rossiiskim-zakazchikam-partiyu-transformatornyh-podst.html
16. Каталоги ГП «Донецкий энергозавод» были представлены на выставке «Mining World Russia 2019» [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства промышленности и торговли ДНР. - URL: http://mpt-dnr.ru/news/1145-katalogi-gp-doneckii-energozavod-byli-predstavleny-na-vystavke-mining-world-russia-2019.html
17. Официальная делегация ДНР представила экономический потенциал Республики на международном форуме [Электронный ресурс]. - URL: http://smdnr.ru/oficialnaya-delegaciya-dnr-predstavila-ekonomicheskij-potencial-res publiki-na-mezhdunarodnom-forume-v-yalte/
18. Торгово - промышленная палата и Минпромторг подписали соглашение о сотрудничестве [Электронный ресурс]. -URL:http://smdnr.ru/torgovo-promyshlen naya-palata-i-minpromtorg-podpisali-sog lashenie-o-sotrudnichestve/
Статья поступила в редакцию 28.11.19