Научная статья на тему 'Структурные компоненты воспитательного потенциала детских общественных организаций'

Структурные компоненты воспитательного потенциала детских общественных организаций Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
913
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / SOCIAL POTENTIAL / UPBRINGING POTENTIAL / SOCIAL ASSOCIATIONS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитриенко Елена Александровна

В статье представлены основные подходы к определению социального и воспитательного потенциала детских общественных объединений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Childrens social associations upbringing potential structural components

Main approaches to childrens social associations social and upbringing potentials determination are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Структурные компоненты воспитательного потенциала детских общественных организаций»

УДК 329.78

Дмитриенко Елена Александровна

кандидат педагогических наук Союз детских общественных организаций «Жулдыз», г. Астана, Казахстан

dea_ast@mail.ru

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

В статье представлены основные подходы к определению социального и воспитательного потенциала детских общественных объединений.

Ключевые слова: социальный потенциал, воспитательный потенциал, общественные объединения.

Высокий индекс ценностной значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях: индивидуальном, групповом, общественном, государственном и пр., обеспечивает качественную стабильность, временную и пространственную (территориальную) масштабность, природосообразность (естественность) диалектического развития данной формы общественного бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений членов данной организации.

Сущность - потенциал детской общественной организации нам представляется системным образованием, интегрирующим качественно новые, авангардные социальные ценности, инициативы, экперименты молодого поколения, то есть, детскую, молодежную субкультуру, ориентированную, с одной стороны, на удовлетворение индивидуальных творческих потребностей, созидательных устремлений утверждающейся личности, жаждущей самоопределения, общественного признания, а с другой, - на сущностное преобразование окружающей действительности, совершенствование, модернизацию устоявшихся, стереотипных общественных отношений, таящих в себе, по убеждению юношеского максимализма, немало несправедливости, корысти, лжи, лицемерия, зла и прочих людских пороков, к борьбе с которыми во имя всеобщего (!) блага, светлой, счастливой и радостной жизни, бесспорно, готовым считает себя каждый молодой человек, особенно подросток. Следовательно, ценностная значимость любой детской организации, ее сущностная основа, социальный потенциал формируются и реализуются не некими абстрактными силами, а ценностными устремлениями, культурооб-разуюшими отношениями ее индивидуальных и общественных субъектов, существующими в

реальных условиях общественного бытия конкретного социума.

Понятие «потенциал» является междисциплинарной категорией, используемой в самых различных отраслях знаний для интегральной характеристики имеющихся в резерве источников той или иной энергии или возможностей исследуемого объекта выйти на более высокий уровень развития при необходимых благоприятных условиях. Если термин «воспитательный потенциал» соизмеряется лишь с положительной культурообразующей энергией (возможностями), то понятие «социальный потенциал» может характеризовать и негативные свойства социальных явлений, несущих в себе заряды агрессии, насилия и другие отрицательные свойства.

Понятие «социальный потенциал», к одной из качественных разновидностей которого мы относим и категорию «воспитательный потенциал», характеризует именно неиспользованные социокультурные источники, энергию, возможности, те или иные объективные резервы, способные проявить себя, обеспечив качественно новый позитивный результат, уровень развития социальных отношений. При этом важно видеть и предпосылки социального торможения, проявления реакционных сил, которые следует рассматривать как диалектическое противостояние, противодействие, одно из обязательных условий гармоничного развития данного социального явления в единстве его сущности и существования.

Многолетний опыт работы в детских общественных организациях, контакты, наблюдения за логикой развития взаимоотношений в детских неформальных объединениях, в подростковой криминогенной среде, серьезный теоретический междисциплинарный анализ феномена детского движения в системе государства и общества, позволили нам определиться с основными структурными компонентами сущностной основы,

базисного потенциала детских организованных формирований.

Учитывая тот факт, что любому потенциалу, как особенному свойству системных материальных явлений, соответствует определенное энергетическое пространство - энергетическое поле, обладающее соответственными силовыми возможностями, интегрированно представленными, аккумулированнными в объективно обусловленную систему необходимых и достаточных взаимосвязей (отношений), мы предположили, что потенциал детских формирований - природносоциальных явлений, должен иметь свои природосообразные социально детерминированные жизнеобеспечивающие поля. Известно, что начальный уровень жизнеобеспечения связан с удовлетворением элементарных человеческих потребностей в пище, одежде, в целом виде естественных биологических нужд. Более высоким уровнем жизнеобеспечения, влияющим на социальное самочувствие человека, удовлетворяющим его психологические - собственно социальные притязания, личностно-индивидуальные потребности, является, как мы уже отмечали ранее, актуальная социальная ситуация развития, имеющая насыщенный эмоциональный фон, наиболее ярко проявляющийся в кризисные периоды социального развития данной личности.

Высшим уровнем жизнеобеспечения человека является сфера удовлетворения его творческих потребностей. Во-первых, потребностей личностного самоопределения, самообеспечения, самосовершенствования. Во-вторых, индивидуального самовыражения, самоосуществления в мире культурных ценностей, в царстве красоты и гармонии, свободы и ответственности.

Соответственно вышеназванным, относительно обозначенным уровням жизнеобеспечения мы позволили себе определить условно предполагаемые потенциальные поля детских формирований, создающих эффект притягательности, ценностной значимости для детей, особенно в критические периоды их жизни. Если считать, что специфическим видом социальной энергии человека является информация, а ее силовыми проводниками: взаимоотношения людей между собой и с материальным миром, то можно предположить что базовыми компонентами сущностного потенциала детских общественных организаций являются следующие информационно-энергетические поля:

- витального жизнеобеспечения ребенка;

- социально-психологического (личностного) жизнеобеспечения;

- социокультурного, культурообразующего жизнеобеспечения детей и общества.

Формирование информационно-энергетических полей социального потенциала детских инициативных формирований происходит под воздействием не только актуальных жизненных потребностей детей и отсутствием объективных условий их удовлетворения обычными путями, способами, но и под влиянием достаточно мощных социальных факторов: семейного благополучия, уровня общественного развития и государственного устройства, полноценности официальных институтов детства. Из-за имеющихся различного рода ограничений, недостаточности условий для нормальной жизнедеятельности в семье, в социуме, в ученическом коллективе, в школе и т.д. ребенок часто лишается необходимых ему возможностей полноценного всестороннего развития, успешной социализации и вынужден самостоятельно пробовать свои силы в моделировании необходимых ему взаимоотношений с окружающей действительностью, выбирать некую альтернативную социальную среду, способную оказать требуемую ему в данный момент поддержку, возможно, помощь в решении актуальных, неотложных жизненных проблем.

Определяя ведущие детерминанты актуального состояния общественного бытия детей, мы исходим из того, что любая социальная система, любой общественный организм, любое государственное устройство при всех своих самых больших достоинствах не могут обеспечить идеальные условия социального развития каждому конкретному ребенку в рамках официальных стандартизированных структур, жестко регламентирующих жизнь детей на протяжении достаточно длительного жизненного периода (4 года дошкольное учреждение + 11 лет общеобразовательная школа, сочетающаяся с посещением различного рода кружков, секций, клубов, творческих студий и пр.). Для полноценного человеческого развития ребенку необходимо как воздух свободное жизненное пространство, опыт самостоятельного социального творчества, моделирования собственного образа жизни, свободы самоопределения, социального, нравственно ориентирующего выбора, принятия ответственных решений и т.д. Именно эти возможности предоставляют

ребенку, достаточно личностно сложившемуся, но еще социально незрелому подростку детские общественные формирования, реальные возможности которых складываются под воздействием следующих детерминант:

- актуального состояния и реальных перспектив социально-экономического и политического развития общества, государства, социума, оказывающих самое непосредственное влияние на благополучие общественного бытия детей, общий уровень их жизнеспособности, социального развития, социализации, существования;

- культурологических традиций, исторического наследия, этнических обычаев, сложившегося опыта взаимоотношений с детьми в социуме, в семье;

- правовых гарантий государственной детской политики, реализуемых официальными институтами детства: системой здравоохранения, образования, помощи семье, материнству и детству (гуманный потенциал этих институтов, особенно общеобразовательной школы - наиболее массовой и представительной; реальная представленность интересов детей на всех государственных и общественных уровнях и пр.);

- осознанности значимости детских проблем на профессиональном и обыденном уровне общественного и индивидуального сознания (менталитет взрослых в отношении к детству, к детям, к ребенку);

- общественно-государственной поддержки инициативных квалифицированных детских досуговых программ, направленных на развитие детской социальной инициативы, детского социального творчества, детской субкультуры.

Трудно вообразить, что все вышеназванные детерминанты оказывают положительное влияние на социальное развитие, социализацию детства. Гораздо легче представить ситуацию, что каждый из данных факторов общественного бытия имеет немало минусов по отношению к детям. Если это действительно так, а как свидетельствуют многочисленные исследования криминологов, социологов, психологов, социальная депривация детства - весьма распространенное явление нашей действительности, то дети вынуждены объединяться в собственные общественные формирования. Прежде всего, для того, чтобы решить свои животрепещущие проблемы элементарного выживания, хоть сколько-нибудь сносного жизнеобеспечения, минимального удовлет-

ворения своих социальных притязаний. В соответствии с детскими запросами формируются не только некие объединения, но и соответственно образуется, интегрируется их социальный потенциал, вернее, его предпосылки - социально-энергетические заряды витального и социально-психологического обеспечения, приобретающие, как правило, отрицательные (асоциальные или антисоциальные) полюсы, направленность, векторы самореализации. В этих случаях ни о каком воспитательном потенциале не может быть и речи. Из-за отсутствия нравственного жизненного опыта жизнеобеспечения культурный фон сущностных взаимоотношений, личностная ценность социального поля таких детских формирований, с объективной точки зрения, крайне бедны. К тому же интегрирующиеся, аккумулирующиеся в них социальные заряды чаще всего деструктивны. Воспитание же всегда ориентировано на решение культурообразующих, то есть социальноконструктивных задач.

Воспитательный потенциал детских общественных формирований состоит, как минимум, из трех базовых компонентов - информационноэнергетических социальных полей

а) витального жизнеобеспечения ребенка;

б) социально-психологического обеспечения актуальных и перспективных жизненных проблем детей;

в) культурообразующего (культурообразовательного) жизнеобеспечения.

Следовательно, детское общественное объединение лишь в том случае будет иметь полноценный воспитательный потенциал, если все названные компоненты (поля, сферы) будут в нем не только формально представлены, но и взаимообусловлены, взаимоопредопределены, естественным образом систематизированы. Это вполне реально, так как, во-первых, каждому ребенку, детству в целом свойственно неудержимое стремление к красоте, к гармонии, ко всеобщему благоденствию, социальному равенству, счастью. Реализоваться все это должно, по мнению подростка, здесь и сейчас. Во-вторых, все мы - взрослые: и родители, и педагоги, и государственные, и общественные деятели, при всей своей занятости и неотложности личных и профессиональных дел не хотим зла, неприятностей своим детям. Но в отличие от детей делаем, стремимся сделать их самостоятельными, а значит счастливыми не здесь и сейчас, а в неопределенном будущем.

Перекладываем свои надежды, соответственно, и сегодняшние возможности на завтра, на счастливое будущее. Таким образом, вся проблема заключается в том, чтобы использовать, «состыковать» стремления, надежды и возможности детей и взрослых, создав условия для развития и оптимальной реализации детских социальных инициатив. Выдавать им не просто аванс социального доверия, но и обязательный льготный социокультурный кредит. Проявлять разумную (необходимую и достаточную) заботу о воспитательном потенциале инициативных детских формирований, о детских общественных организациях, как социально-педагогических системах, инициируемых детьми при квалифицированной поддержке взрослых. Следовательно, основным критерием состоятельности и ценностной социальной значимости детских общественных организаций является их воспитательный потенциал, а также оптимально возможная результативность его материализации в повседневной действительности. Немаловажным показателем данного критерия является реальное соотношение заинтересованного участия в делах данной организации не только ее членов-детей, но и взрослых (родителей, педагогов, представителей общественности и пр.). Соразмерность и направленность этих соотношений обусловливает развитие детской организации как социально-педагогической системы.

Критериями оценки воспитательного потенциала детской общественной организации мы определили следующие:

- разноуровневая представленность жизненно важных интересов детей, их актуальных социальных потребностей, нравственных ориентиров, личностных притязаний, отраженная в программных, уставных и прочих документах и материалах данной детской организации;

- целевая и смысловая заданность общественной организации детей, ее соответствие интересам конкретных категорий детей по возрастным параметрам, социальному статусу и пр. с учетом актуальной ситуации общественного развития, реальных возможностей членов организации, реалий семейного и общественно-государственного образования, воспитания;

- высокий индекс социальной значимости (личностно-индивидуальной и общественно-государственной) инициируемых организацией взаимоотношений с окружающей действительностью, их объективная целесообразность, комплек-

сность, системность, творческая результативность;

- неугасающее постоянство спроса и предложений на развитие взаимоотношений потенциальных агентов детской организации - социальных субъектов в системе ее внутренних и внешних коммуникаций, поступающих как со стороны детей, так и со стороны взрослых: родителей, всевозможных общественных и государственных органов, общества и государства в целом.

Каждый из вышеназванных критериев имеет соответствующие его характерологическим свойствам показатели, отражающие действительность потенциальных возможностей данного детского формирования. Прежде чем определять специфические и особенные показатели оценочных свойств того или иного критериального параметра, необходимо выделить наиболее общие, типичные, универсальные черты действительных сущностных возможностей (потенций) детской организации. К таким универсальным показателям мы относим:

- широкое общественное признание детской общественной организации, реальная общественная и государственная поддержка социальных инициатив, программ данного детского движения с учетом актуальной государственной детской политики;

- разносторонняя, разноплановая практическая (предметная) представленность детской организации, отражающая её действительную целевую направленность, нравственные ориентиры, культурные ценности;

- удовлетворенность членов организации своей социальной позицией, статусом, правами, предоставленными данной организацией, добровольность соблюдения членами организации своих обязанностей;

- выраженное организационное единство детского объединения, проявление сопричастности к делам, планам, программам организации, социально-психологическое единение, представленное гармонией взаимоотношений личных и общественных интересов, атмосфера взаимопомощи и взаимопонимания;

- преобладание эмоционального (мажорного, минорного) настроя, оптимизма (нигилизма, пессимизма и т.д.) взаимоотношений членов организации с окружающей действительностью, уверенность в завтрашнем дне, перспективная целеустремленность;

- представленность возрастных (разновозрастных) взаимоотношений в детской общественной организации, их характерологические особенности;

- материальная база детской организации, ее фондовое обеспечение;

- организационно-технологическое, кадровое, управленческое обеспечение деятельности детской общественной организации;

- заинтересованное сотрудничество взрослых: родителей, педагогов, общественных и государственных деятелей в делах и перспективах развития данной детской организации;

- широта и разносторонность информационного обеспечения деятельности детской общественной организации (пресса, радио, телевидение, наличие собственных информационных каналов: газет, журналов, радиоволн, радио-, телепрограмм и т.д.).

УДК 329.78

Коршунова Ольга Сергеевна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

iskateli@bmail.ru

ПОТЕНЦИАЛ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ И ЕГО АКТУАЛИЗАЦИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

В статье рассматриваются особенности детских общественных и квазиобщественных объединений, раскрывается социализирующий потенциал общественных объединений детей, дается характеристика взрослого, способного к эффективному сотрудничеству с детским общественным формированием, и представляется возможный алгоритм взаимодействия классного руководителя с действующим в образовательном учреждении общественным объединением учащихся.

Ключевые слова: общественное и квазиобщественное объединение, потенциал, классный руководитель.

Современное детское движение развивается в России уже более 20 лет. Оно разноплановое, менее масштабное (при самых нестрогих подсчетах количество членов детских общественных объединений насчитывает на начало XX в. 5,5 млн. чел. [1]), чем существовавшая в Советском Союзе пионерская организация имени В.И. Ленина, в состав которой входило на пике ее развития около 18 миллионов ребят. ВПО им. В.И. Ленина имела статус самодеятельной общественно-политической организации, хотя, если иметь в виду не особые периоды ее эволюции, например, 20-е годы XX в., или отдельные первичные пионерские организации, а всю (снизу доверху) ее структуру, таковой она не являлась, поскольку решения принимались не членами организации, а взрослыми людьми, которые, в свою очередь, не входили в организацию на правах ее членов. Пионерская организация, поглощенная в 30-е годы XX в. школой, превратилась в чисто воспитательную организацию, осуществлявшую коммунистическое воспитание учащихся своими специфическими средствами. Развитие самодеятельности и инициативы пионеров оставалось ключевой проблемой

в истории организации, что нашло отражение в документах партии, комсомола практически на всем протяжении ее существования.

Современные детские общественные объединения, имея такой статус, во многих случаях, как показывает анализ их жизнедеятельности, изучение документов, с нашей точки зрения, ему не соответствуют, а являются квазиобщественны-ми [1]. В научной литературе мы можем встретить мнения о том, что детским движением в современной России охвачено от 1до 4-5% или 10% подростков и юношей, а также о 54% участников различных общественных объединений и организаций, функционирующих на территории страны [1; 4; 7]. Именно различия в трактовках сущности понятия «детское общественное объединение» является основанием для дискуссии среди ученых, которые в зависимости от смысла, вкладываемого в понятие «общественное», представляют и оценивают количественные и качественные параметры состояния детского общественного движения в России.

Разведем понятия - «общественное объединение» и «квазиобщественное объединение». Для этого обратимся к положениям новой научной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.