Научная статья на тему 'Методологические основы исследования детских общественных организаций как социально-педагогических систем'

Методологические основы исследования детских общественных организаций как социально-педагогических систем Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
231
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА / SOCIAL SYSTEM / ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ / PUBLIC ORGANIZATIONS / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ / SOCIAL PROCESSES / ДЕТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / CHILDREN''S MOVEMENT / СОЦИАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / SOCIAL POTENTIAL / СОЦИАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIAL SITUATION OF DEVELOPMENT / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / SOCIALIZATION / ДЕТСКАЯ СУБКУЛЬТУРА / CHILDREN''S SUBCULTURE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дмитриенко Елена Александровна

Основу исследования автора статьи составляет системный подход, названы его общие признаки, характеризуется сущность социальной системы, выделяется ее социальный потенциал, условно обозначенный «проектной мощностью». Главными параметрами социального потенциала называются личностные и общественные отношения, образующие относительную системную целостность. Определяется особый социальный потенциал общественных организаций, в частности детских, характеризуется процесс создания этих организаций, выделяются свойственные ему признаки. Называются условия существования социальных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность детских общественных организаций, а также основные показатели результативности и эффективности этих процессов. Особое внимание уделяется моделированию детской общественной организации, обладающей необходимым современному детству воспитательным потенциалом, раскрываются механизмы регулирования и логика развития взаимоотношений ребенка с материальным миром, обосновывается связанное с этим явление социализации. Показаны особенности и возможности социальной ситуации развития как системного образования, как «пускового механизма» взаимоотношений ребенка с материальным миром. Рассматриваются факторы социализации человека и особенности их влияния в период детства, показана особая роль влияния детских сообществ на личностное становление, общественное признание ребенка, определены функции, воспитательный потенциал детской общественной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Bases to Research Children''s Public Organizations as Social and Pedagogical Systems

The basis of the author''s research is a system approach, its general signs are named, the essence of the social system is characterized, its social potential which is conditionally designated by "the design capacity" is allocated. The personal and public relations forming relative system integrity are designated as the main parameters of the social potential. The special social potential of public organizations, in particular children''s, is defined, the process of formation of these organizations is characterized, features which are typical for it are allocated. Living conditions of the social processes providing the activity of children''s public organizations, and also the main indicators of productivity and efficiency of these processes are presented. The special attention is given to modeling of the children''s public organization possessing an educational potential which is necessary to the modern childhood, mechanisms of regulation and the logic of development of relationship of the child with the material world are revealed, the socialization phenomenon connected with it is proved. Features and possibilities of the social situation of development as system education, as "a starting mechanism" of relationship of the child with the material world are shown. Factors of the person''s socialization and peculiarities of their influence in the period of the childhood are regarded, a special role of influence of children''s communities on personal formation and public recognition of the child is shown, functions and the educational potential of the children''s public organization are defined.

Текст научной работы на тему «Методологические основы исследования детских общественных организаций как социально-педагогических систем»

УДК 371.8

Е. А. Дмитриенко

Методологические основы исследования детских общественных организаций как социально-педагогических систем

Основу исследования автора статьи составляет системный подход, названы его общие признаки, характеризуется сущность социальной системы, выделяется ее социальный потенциал, условно обозначенный «проектной мощностью». Главными параметрами социального потенциала называются личностные и общественные отношения, образующие относительную системную целостность. Определяется особый социальный потенциал общественных организаций, в частности детских, характеризуется процесс создания этих организаций, выделяются свойственные ему признаки. Называются условия существования социальных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность детских общественных организаций, а также основные показатели результативности и эффективности этих процессов. Особое внимание уделяется моделированию детской общественной организации, обладающей необходимым современному детству воспитательным потенциалом, раскрываются механизмы регулирования и логика развития взаимоотношений ребенка с материальным миром, обосновывается связанное с этим явление социализации. Показаны особенности и возможности социальной ситуации развития как системного образования, как «пускового механизма» взаимоотношений ребенка с материальным миром. Рассматриваются факторы социализации человека и особенности их влияния в период детства, показана особая роль влияния детских сообществ на личностное становление, общественное признание ребенка, определены функции, воспитательный потенциал детской общественной организации.

Ключевые слова: социальная система, общественные организации, социальные процессы, детское движение, социальный потенциал, социальная ситуация развития, социализация, детская субкультура.

E. A. Dmitrienko

Methodological Bases to Research Children's Public Organizations as Social and Pedagogical Systems

The basis of the author's research is a system approach, its general signs are named, the essence of the social system is characterized, its social potential which is conditionally designated by "the design capacity" is allocated. The personal and public relations forming relative system integrity are designated as the main parameters of the social potential. The special social potential of public organizations, in particular children's, is defined, the process of formation of these organizations is characterized, features which are typical for it are allocated. Living conditions of the social processes providing the activity of children's public organizations, and also the main indicators of productivity and efficiency of these processes are presented. The special attention is given to modeling of the children's public organization possessing an educational potential which is necessary to the modern childhood, mechanisms of regulation and the logic of development of relationship of the child with the material world are revealed, the socialization phenomenon connected with it is proved. Features and possibilities of the social situation of development as system education, as "a starting mechanism" of relationship of the child with the material world are shown. Factors of the person's socialization and peculiarities of their influence in the period of the childhood are regarded, a special role of influence of children's communities on personal formation and public recognition of the child is shown, functions and the educational potential of the children's public organization are defined.

Keywords: a social system, public organizations, social processes, children's movement, social potential, a social situation of development, socialization, children's subculture.

В основе методологического подхода нашего исследования сущности и существования детских общественных организаций лежит принцип системного подхода. Мы исходим из того, что системность (система) является универсальным свойст-

вом материального мира, обеспечивающим упорядоченность его движения, целостность и гармонию бытия. Системность как свойство материи привлекает внимание философов самых различных школ, начиная с античности (Платон, Аристотель, Евклид

© Дмитриенко Е. А., 2015

и т. д.) и до наших дней. В философской литературе советского периода понятие системы представлено достаточно широко и многогранно в трудах В. Г. Афанасьева, И. Б. Блауберга, Д. М. Гвишиани, В. И. Кремянского, В. П. Кузьмина, В. А. Лекторского, В. Н. Садовского, В. С. Тюхина, В. С. Укра-инцева, Э. Г. Юдина и других авторов.

Не вдаваясь в глубокие теоретические размышления о сущности системы как универсальной формы и организационного способа материального бытия, отметим ее наиболее общие характерные признаки:

- устойчивая совокупность составляющих ее элементов, находящихся в определенных связях, взаимоотношениях не только между собой, но и с внешним миром и образующих некое целостное организационное единство;

- полифункциональное разноуровневое существование;

- диалектическая противоречивость развития;

- динамичность, автономность бытия и др.

Важнейшим компонентом любой социальной

системы является ее социальный потенциал как «интегральный показатель нереализованных возможностей прогрессивных изменений социальной действительности» [3, с. 23]. Вполне очевидно, что социальный потенциал можно условно обозначить понятием «проектная мощность» социальной системы.

Социальный потенциал общественных систем интегрируется на многоуровневой системной основе. Ее главными векторами (параметрами) являются личностные и общественные социальные отношения, образующие некую относительную системную целостность при сохранении своей автономности.

Таким образом, социальный потенциал можно охарактеризовать как оптимальное многообразие социальных возможностей проявления, утверждения, функционирования и развития, то есть реального существования данной общественной системы, обеспечивающей в той или иной степени социальное благополучие как своих собственных членов, так и средового окружения, партнеров, объектов взаимоотношений. Именно социальное благополучие всех и каждого социальных субъектов, объектов, находящихся в жизненной сфере данной системы или имеющих к ней отношение, является основным критерием ее социального потенциала, социальной ценности.

Как системное сущностное образование социальный потенциал представляет собой интегрированные возможности своих системообразую-

щих компонентов. Прежде всего, собственно человеческие возможности своих членов, особенно организаторов, актива.

В понятие «социальный потенциал» входят не только существующие в настоящее время возможности и источники развития общественной системы, но и их предпосылки, наиболее часто заявляющие о себе в форме различных инициатив социальных субъектов - носителей данной системной сущности. Его актуализация обеспечивается не только путем личностно-индивидуальной самореализации и самоуправления, но и условиями внешнего благоприятствования, соответствующим уровнем внешнего управления и соуправления, согласованностью внешних и внутренних управленческих отношений.

Общественные образования, обладающие всеми вышеназванными свойствами социальных систем, особенно выраженным социальным потенциалом, принято считать общественными организациями.

С общенаучной точки зрения «общественная организация - специальное объединение людей, совместно реализующих целевую программу и действующих на основе определенных правил и процедур, обеспечивающих интеграцию процессов и дел, направленных на образование и совершенствование взаимоотношений, связей между различными социальными субъектами для достижения социально значимых целей и благонамеренных перспектив» [6, с. 542].

Таким образом, при исследовании возможностей использования социального потенциала детских сообществ в педагогических, воспитательных целях необходимо изучать особенности именно детских общественных организаций, предполагающих непременное заинтересованное участие в своих делах организаторов-специалистов, а также широкого круга заинтересованных лиц: друзей, родителей, педагогов, представителей общественности, государства. Мы имеем в виду, прежде всего, формальные детские организации, имеющие официальный правовой статус.

Нередки случаи, когда инициатива создания детского общественного объединения исходит из внутренних, собственно детских потребностей и организационных возможностей. В результате появляются так называемые неформальные организации, которые, по существу, являются группами, группировками, клубами, но не общественными организациями, т. к. не обладают даже элементарными свойствами целостных социаль-

ных систем, прежде всего, открытостью для внешних коммуникаций и соуправления.

Создание общественных организаций требует серьезной работы по моделированию так называемого матричного уровня социального потенциала - его воспитательной системы (воспитательного потенциала), гармонично вписывающейся в реальные социальные процессы [5]. Социальный процесс есть не что иное, как «динамичная совокупность устойчивых актов взаимоотношений людей, выражающих определенную тенденцию изменения или сохранения общественного положения (социального статуса) или образа жизни больших социальных групп, условий воспроизводства и развития каждого конкретного человека как личности, а также влияющих на социальное самочувствие, благополучие всех включенных в данный процесс социальных субъектов» [4, с. 569].

В отличие от отдельных событий и явлений социальный процесс характеризуется протяженностью во времени, логической последовательностью, пространственными параметрами. Ему свойственны такие характерологические признаки:

- многократность повторения типичных социальных явлений, их массовое проявление с доминированием наиболее общих характерологических свойств. Именно этим объясняется ценностная значимость системы специальных общественных поручений, церемониалов, ритуалов, определенных дел, акций, присутствующих, как правило, во всех детских организациях, зарекомендовавших себя на мировом уровне;

- явно выраженный общественный характер диалектического развития, направленный на стабилизацию, укрепление, совершенствование и обогащение социальных отношений, систематизацию общественных формирований. В жизнедеятельности детских организаций это проявляется и на уровне целей общественного движения детей, и в направленности их дел и поступков, осуществляемых, как правило, под девизом: «делай каждый день доброе дело». Вся же система деятельности организации имеет ярко выраженную общественно полезную направленность;

- свобода социального выбора участников социального процесса, обусловленная мерой их личной ответственности, определяющая степень их самодеятельности, самостоятельности, автономности и уровень социального статуса в сложившейся системе общественных взаимоотношений;

- закономерность развития, обеспечивающая устойчивость, диалектическую стабильность, управляемость социального процесса.

Социальные процессы, обеспечивающие жизнеспособность детских общественных организаций, детерминированную достаточно развитым, энергоемким воспитательным потенциалом и благоприятными средовыми условиями существования, должны быть:

- во-первых, ассоциативными, то есть реально способствующими общественному объединению детей на основе ценностно значимых для них жизненных перспектив;

- во-вторых, воспроизводными, моделирующими социальные отношения традиционного стиля; направленными на воссоздание, воспроизводство человеческих ценностей, богатств культуры, социального опыта;

- в-третьих, развивающимися и развивающими, нацеленными на перспективные тенденции развития общества, на так называемое светлое будущее, то есть на дальнюю перспективу с учетом актуальных запросов и возможностей ближних перспектив (А. С. Макаренко), на оптимальное социальное развитие каждого ребенка - члена организации, независимо от его происхождения, социального статуса, одаренности, национальности, вероисповедания и т. д.;

- в-четвертых, социетальными, способными к саморазвитию, саморегуляции, самосовершенствованию.

Основными показателями результативности, эффективности вышеназванных социально-образовательных процессов следует считать уровень проявления их качественных свойств, универсальными показателями которых являются: социальная комфортность детей и взрослых -членов данной организации, степень реального удовлетворения их актуальных социальных потребностей, а также направленность, содержание и стиль взаимоотношений всех участников данного социального движения, социальный статус, популярность детской организации среди детей и взрослых.

Моделирование детской общественной организации, обладающей необходимым современному детству воспитательным потенциалом, активизация и жизнеобеспечение соответствующих социальных процессов требуют от нас четких представлений о механизмах взаимоотношений человека (ребенка) с материальным миром, логике их развития в условиях общественного бытия.

Механизмы регулирования и логика развития взаимоотношений ребенка с материальным миром в обычной жизнедеятельности обусловлены наличием определенных диалектических противоречий, рожденных естественными потребностями его актуальной и перспективной жизни и возможностями их удовлетворения. Элементарным механизмом, формулой разрешения любых противоречий, направленных на осуществление человеческих потребностей, является простейшее энергетическое соотношение «стимул - реакция», усложняющееся по мере взросления, социализации, личностного становления в соотношение «хочу и могу», принципиально иного - социального качественного уровня с индексацией на стимуле «необходимо».

Разрешение всего многообразия жизненных противоречий осуществляется при участии различных регуляторов внутреннего (субъективного) и внешнего (объективного) планов действий, взаимодополняющих, взаимообусловливающих друг друга. Эта взаимозависимость детерминирована спецификой собственно человеческих (социальных) отношений человека с миром, регулирование которых осуществляется разумным компонентом, имеющим предметное символизированное выражение в объективной действительности.

Возникновение любого уровня взаимоотношений человека с материальным миром обусловлено действием адаптационных механизмов, а их начальное развитие - процессами средовой адаптации человека. Как известно, адаптационная система человека функционирует в двух режимах:

1) подсознательном или физиопсихическом, обеспечивающем состояние нейродинамических процессов, собственно биологическое существование человека;

2) сознательном или социопсихическом, социокультурном, предопределяющем собственно человеческое, личностно-индивидуальное бытие человека, его образ жизни, избирательность отношений с окружающей действительностью, свободу социального выбора и меру его социальной ответственности.

При всей неоценимой значимости вышеназванных функционально-димических компонентов адаптационной системы человека наибольшими возможностями коррекции его взаимоотношений с миром в целях наиболее полного, совершенного бытия, полноценного социального развития обладают механизмы социальной адаптации. Эти механизы предполагают создание специальных искусственных средовых условий,

максимально обеспечивающих продуктивность активного включения индивида в реальные общественные отношения. Процесс создания искусственных условий для полноценного социального развития человека Л. С. Выготский назвал воспитанием. Наибольшими возможностями в этом плане должны располагать не просто некие отдельно взятые социальные влияния, а специальные социально-педагогические системы, наилучшим вариантом (моделью) которых являются, на наш взгляд, детские общественные организации, гармонично сочетающие, с одной стороны интересы ребенка, детей, детства, с другой - интересы взрослых, общества, государства.

Качественные характеристики адаптационных процессов, обеспечивающих жизнедеятельность человека, в психолого-педагогической литературе рассматриваются как явления социализации, отражающие динамику и результаты усвоения и активного воспроизводства индивидом определенных социокультурных ценностей. Иными словами, социализацию нужно рассматривать как реальную «включенность» человека в существующую систему общественных отношений, точнее, во взаимоотношения с материальным миром. Именно в процессах социализации наиболее полно проявляется и осуществляется развитие взаимоотношений ребенка с материальным миром собственно человеческими способами.

Эффективность процессов социализации ребенка предопределяется во многом особенностями, состоянием его актуального развития. По определению Л. С. Выготского - социальной ситуацией развития [1]. Социальная ситуация развития, с точки зрения психологии, есть специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Являя собой диалектическое единство актуальных состояний внутреннего и внешнего мира человека, его реальных потребностей, интересов, ценностей, соответствующих им мотивов и имеющихся возможностей их удовлетворения и материализации, социальная ситуация развития обусловливает образ жизни ребенка, его «социальное бытие», в процессе которого им приобретаются новые свойства личности и психические новообразования.

Социальная ситуация развития - системное образование, имеющее не только временные (возрастные), но и пространственные, а также количественные и качественные характеристики.

Данное понятие отражает историко-культурный аспект жизнедеятельности социального субъекта, а именно:

- объективные условия онтогенеза и социоге-неза (социальные, политические, экономические, правовые и другие предпосылки развития лично -сти - совокупности общественных отношений);

- социальный статус детства (историко-культурные и хронологические характеристики детского возраста в данном обществе);

- социальные роли, реализующие общую социальную позицию ребенка (систему его отношений к условиям, статусу, ролям), проявляющуюся в его установках, готовности к принятию ценностей и ожиданий референтной для него группы.

Однако саму по себе ситуацию социального развития нельзя рассматривать как универсальный «пусковой механизм» взаимоотношений человека (ребенка) с материальным миром. Ее многомерное, разноплановое существование обеспечивается соотношениями диалектических противоречий необходимого и возможного, отражающихся в потребностях, интересах, ценностях, в мотивах, в путях и средствах их реализации на индивидуально-личностном и на различных общественных уровнях. Именно соотношения потребностей и возможностей их удовлетворения с учетом социальной ситуации развития определяют динамику и логику развития взаимоотношений ребенка, человека с материальным миром.

Огромную вспомогательную роль в процессах адаптации, социализации, социокулътурного развития человека, особенно в детстве, играют так называемые «социальные ниши», «институты социализации», а также факторы, детерминирующие развитие взаимоотношений человека с окружающей действительностью.

Полноценность процессов социализации -освоения ребенком опыта, культуры человеческих взаимоотношений с материальным миром, сопровождающихся моделированием своего жизненного пространства и образа жизни, то есть сферы личностного бытия, во многом определяется качественным состоянием, сущностным потенциалом и реальными возможностями окружающей действительности или средовыми факторами, объективно обусловливающими актуальную ситуацию социального развития, взаимосуществования природы, ребенка и общества.

Согласно классификации, предложенной А. В. Мудриком, к наиболее типичным факторам

социализации человека, особенно полно заявляющим о себе в детстве, относятся:

- макрофакторы - планетарные, мировые процессы и тенденции, глобальные экологические, демографические, экономические, политические, природно-климатические проблемы, влияющие на среду обитания, жизнеспособность человека и общества;

- мезофакторы - этнос, культура, менталитет, этнические стереотипы, национальный характер, язык, имплицитные концепции личности и воспитания, межэтническое взаимодействие, тип поселения (город, село, хутор и пр.), демографические и региональные различия, социально-психологические, культурно-профессиональные особенности региона, средства массовой коммуникации, информации;

- микрофакторы - семья, религия, дружеские сообщества, возрастная субкультура, микросоциум (социокулътурная среда по месту жительства: двор, улица, подъезд и т. п.), производственные коллективы, государственные институты (учреждения) образования, общественные организации, движения, группы и т. д. [2].

Все вышеназванные факторы социализации по своей сути родственны человеку, но наиболее близкими, а потому и ценностно значимыми, являются микрофакторы, аккумулирующие, адаптирующие и ретранслирующие влияние факторов более отдаленного общего и всеобщего (ме-зо-, макро-) уровней, обеспечивающие наиболее благоприятные условия для жизненного самоопределения, жизнеспособности человека как полноценного социального субъекта.

Первичным влиятельным институтом социализации, определяющим матричные схемы общественного бытия человека, его личностной структуры, актуальной социальной ситуации развития, стили поведения, образ жизни и пр., является семья. Не случайно проблемы семьи, семейных взаимоотношений находятся в центре внимания всех мировых религий, всевозможных концепций государственного и общественного воспитания подрастающего поколения, различных программ социального развития.

Не менее значимым фактором социального развития, социальной адаптации и социализации человека, особенно в детстве, является специальная система образования, представленная различными учебно-воспитательными учреждениями, олицетворяющими реальную заботу государства, общества, нации о подрастающем поколении, его воспитании, обучении, образова-

нии, подготовке к полноценной общественной жизни, к социальному творчеству.

Специфика образовательных институтов социализации, то есть различных компонентов государственной системы образования, в отличие от семьи, являющейся, хотя и внешним, средовым, надличностным, но все-таки родственным фактором социализации детства, детерминируется тем, что все учреждения образования, независимо от статуса, являются искусственными воспитательными организмами - социально-педагогическими системами, т. к. учреждаются и функционируют на официальном государственно-общественном уровне в соответствии с определенным социальным заказом.

Учебно-воспитательные процессы изначально моделируются по системным принципам и обладают всеми свойствами социально-педагогических (целостных педагогических) процессов (Ю. К. Бабанский, А. И. Дулов, В. С. Ильин, Т. А. Стефановская, Н. Д. Хмель и др.). При всей неоднозначности имеющихся на сегодняшний день научных взглядов и теорий педагогических процессов отечественная педагогика выделяет следующие, на наш взгляд, наиболее типичные характерологические свойства, присущие учебно-воспитательным системам различных организационных и смысловых модификаций:

- социокультурную заданность (социальный заказ);

- системную целостность и детерминированность, разноуровневую противоречивость;

- многофункциональность;

- полимерную логику и динамику развития;

- неоднозначность и отдаленность педагогических результатов.

Весьма интенсивное воздействие учебно-воспитательных учреждений на социальное развитие подрастающего поколения и каждого ребенка обусловлено конгруэнтностью их сущностной природосообразности, объективной и субъективной ценностной значимости. С одной стороны, они максимально рассчитаны, соответствуют естеству собственно человеческого развития, характеризуются высоким индексом заинтересованности в полноценном воспитании каждого человека и на индивидуальном, и на семейном, и на общественном, и на государственном уровнях. С другой стороны, в оптимальном варианте представляют опыт земной цивилизации, культуру человечества, закладывая предпосылки гармонизации взаимоотношений человека, природы и общества, их коэволюции, гармонии бы-

тия. Ведущую роль в этом плане играет общеобразовательная школа, обязательность обучения в которой предусмотрена как на правовом, так и на законодательном уровне.

Высокий общественный и индивидуальный статус школы как важнейшего института социализации человека в детские годы определяется ценностью возложенных на нее государством, обществом, человечеством, семьей образовательных функций:

- социокультурного воспроизводства человека и общества: развития сущностных сил, базовых предпосылок для социального творчества индивида, полноценной самореализации личности, индивидуальности, совершенствования условий общественного бытия;

- оптимизации информационно-аналитического обеспечения процессов социального развития детей, их взаимоотношений с миром по принципу необходимости и достаточности;

- развития интеллектуальных способностей, познавательной активности и культуры умственного труда каждого ребенка;

- пропедевтической подготовки школьников к общественной жизни, созидательной деятельности на благо человека и человечества, красоты и гармонии земного бытия, благородного самоутверждения и т. д.

Бесспорно, что функции общеобразовательной школы, равно как и других учебно-воспитательных учреждений, значительно шире, но мы выделили наиболее существенные, принципиальные, имеющие непосредственное отношение к нашему исследованию, к пониманию того, какую роль в жизни ребенка, в общественных взаимоотношениях играют детские инициативные формирования.

Являясь неотъемлемой частью детства, особенно в наиболее критические периоды подросткового и юношеского социального самоопределения, детские сообщества оказывают огромное влияние на личностное становление, общественное признание ребенка, на его актуальную ситуацию развития, формирование собственного образа жизни. Их можно рассматривать как «зеркало», отражающее уровень, тенденции общественного бытия детей в соответствующем социуме, специфику развития детской субкультуры.

По отношению к детству и ребенку детские общественные организации выполняют следующие социально значимые функции:

- общественной адаптации и социальной пропедевтики;

- личностно-индивидуальной экспертизы человеческих ценностей, усваяемых детьми на самых различных социальных уровнях: в семье, в учебно-воспитательных учреждениях, в социуме и пр.;

- тренировочной коммуникации (экспериментального коммуникативного моделирования, выбора нетрадиционных форм, нормативов общения, взаимоотношений и пр.);

- индивидуально-личностной актуализации в условиях комфортного общественного образа жизни (самоопределение, самореализация, самоусовершенствование, самооценка);

- социального коррегирования (самовоспитание, самосовершенствование, самообразование);

- комплексной диагностики и прогноза (многомерное изучение актуального состояния общественного бытия детей, социального развития конкретного ребенка, детской группы, общности, явлений детской субкультуры с учетом объективных и субъективных данных);

- психолого-педагогической компенсации воспитательных взаимоотношений, имеющих место, развивающихся в семье, школе и в других институциональных учебно-воспитательных системах.

Ценностная значимость детских общественных организаций для подростка определяется соотношением личностно-индивидуальной потребности проявления различных социальных инициатив и возможностей реального социального выбора путей, способов их действительного осуществления в определенном диапазоне общественного бытия. При достаточно благоприятных условиях (возможностях) ребенок добровольно, осознанно принимает на себя ту или иную меру ответственности не только за свои дела и поступки, но и за все содеянное его организацией, то есть за свое личное и общественное бытие. Именно в детских сообществах - самодеятельных организациях - наиболее эффективно происходит формирование механизмов социальной саморегуляции взаимоотношений ребенка с окружающим миром, действие которых детерминировано соотношением свободы индивидуального социального выбора и меры его ответственности, регулируемых данными и принятыми нормами общественных отношений. Качественная результативность общественной жизнедеятельности детей в рамках конкретной самодеятельной организации или любого другого неформального объединения зависит от их потенциальных возможностей, которые могут быть как конструктивными - просоциальными, так и деструктивными -

асоциальными или антисоциальными, криминогенными. Перспективы моделирования воспитательного потенциала детских социально-педагогических систем связаны, прежде всего, с проблемой его оптимальной актуализации и материализации.

Воспитательный потенциал детской общественной организации является открытой педагогической системой и включает в себя совокупность средств, форм и методов социально-культурной деятельности, реализация которых обеспечивает возможность целенаправленного педагогического воздействия на формирование социально значимых качеств личности молодого человека. Основным критерием состоятельности и ценностной социальной значимости детских общественных организаций является их воспитательный потенциал, а также оптимально возможная результативность его материализации в повседневной действительности. Немаловажным показателем данного критерия является реальное соотношение заинтересованного участия в делах данной организации не только ее членов-детей, но и взрослых (организаторов воспитания, родителей, представителей общественности пр.). Соразмерность и направленность этих соотношений обусловливает развитие детских объединений как социально-педагогической системы.

Библиографический список

1. Выготский, Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. [Текст] / Л. С. Выготский / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика. - 1984. - Т. 4.

2. Мудрик, А. В. Социальная педагогика [Текст] : учеб. для студ. пед. вузов / А. В. Мудрик / Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Академия, 2007. - 224 с.

3. Писаренко, И. Я. Социологическая методология как система [Текст] : автореферат дис. ... доктора социологических наук / И. Я. Писаренко. -Минск, 1996. - 69 с.

4. Социологический словарь [Текст] / Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - М.: Изд-во «Норма», 2008. - 608 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Тесленко, А. Н. Воспитательный потенциал столичного социума: опыт социального партнерства [Текст] / А. Н. Тесленко // Регион. - 2007. -№ 1. - С. 21-30.

6. Философский энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Л. Ф. Ильичев, П. Н. Федосеев и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. - 836 с.

Bibliograficheskij spisok

1. Vygotskij, L. S. Sobranie sochinenij: V 6-ti t. [Tekst] / L. S. Vygotskij / Pod red. D. B. Jel'konina. - M.: Pedagogika. - 1984. - T. 4.

2. Mudrik, A. V. Social'naja pedagogika [Tekst] : ucheb. dlja stud. ped. vuzov / A. V. Mudrik / Pod red. V. A. Slastenina. - 3-e izd., ispr. i dop. - M.: Akademija, 2007. - 224 s.

3. Pisarenko, I. Ja. Sociologicheskaja me-todologija kak sistema [Tekst] : avtoreferat dis. ... doktora sociologicheskih nauk / I. Ja. Pisarenko. -Minsk, 1996. - 69 c.

4. Sociologicheskij slovar' [Tekst] / Otv. red. G. V. Osipov, L. N. Moskvichev. - M.: Izd-vo «Norma», 2008. - 608 s.

5. Teslenko, A. N. Vospitatel'nyj potencial sto-lichnogo sociuma: opyt social'nogo partnerstva [Tekst] / A. N. Teslenko // Region. - 2007. -№ 1. -S. 21-30.

6. Filosofskij jenciklopedicheskij slovar' [Tekst] / gl. red. L. F. Il'ichev, P. N. Fedoseev i dr. - M.: Sov-etskaja jenciklopedija, 1983. - 836 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.