Научная статья на тему 'СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ'

СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ОБУЧЕНИЕ В ВОЕННОМ ВУЗЕ / СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ / НОРМАТИВНО-ЦЕЛЕВОЙ КОМПОНЕНТ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОРГАНИЗАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОЦЕНОЧНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иткулова Алёна Андреевна

Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс структурных компонентов системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. В ходе исследования автор выделяет нормативно-целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Каждый компонент педагогической системы выполняет определенную функцию, а совокупность выделенных компонентов позволяет рассмотреть систему формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации как целостность. Автором подробно описано содержание каждого компонента, в которых выделяются и анализируются принципы, методы, средства и технологии, применяющиеся при реализации системы формирования готовности курсантов к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках образовательного процесса. Научная новизна исследования заключается в разработке содержания педагогической системы формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках подготовки в военном вузе. В результате выделены и охарактеризованы структурные компоненты, которые способствуют эффективной реализации разрабатываемой педагогической системы формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках подготовки в военном вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Иткулова Алёна Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL COMPONENTS OF THE SYSTEM FOR THE FORMATION OF READINESS FOR PROFESSIONAL CROSS-CULTURAL COMMUNICATION AMONG MILITARY UNIVERSITY CADETS

The aim of the study is to develop and theoretically substantiate a set of structural components of the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication among military university cadets. The author of the paper identifies the regulatory and target, content-related, organisational and activity and evaluative and effective components of the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication among military university cadets. Each component of the pedagogical system performs a certain function, while the totality of the selected components makes it possible to consider the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication as an integral entity. The author describes in detail the content of each component, in which the principles, methods, means and technologies used to implement the system for the formation of cadets’ readiness for professional cross-cultural communication within the educational process are highlighted and analysed. Scientific novelty of the study lies in developing the content of the pedagogical system for the formation of cadets’ readiness for professional cross-cultural communication in the framework of training at a military university. As a result, the structural components that contribute to the effective implementation of the elaborated pedagogical system for the formation of cadets’ readiness for professional cross-cultural communication in the framework of training at a military university have been identified and characterised.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ СИСТЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ У КУРСАНТОВ ВОЕННОГО ВУЗА ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ»

Zà гроглото

ISSN 2686-8725 (online) ISSN 2500-0039 (print)

Педагогика. Вопросы теории и практики Pedagogy. Theory & Practice

2022. Том 7. Выпуск 11. С. 1199-1205 | 2022. Volume 7. Issue 11. P. 1199-1205

Материалы журнала доступны на сайте (articles and issues available at): pedagogy-journal.ru

RU

Структурные компоненты системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации

Иткулова А. А.

Аннотация. Цель исследования - разработать и теоретически обосновать комплекс структурных компонентов системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. В ходе исследования автор выделяет нормативно-целевой, содержательный, организационно--деятельностный и оценочно-результативный компоненты системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации. Каждый компонент педагогической системы выполняет определенную функцию, а совокупность выделенных компонентов позволяет рассмотреть систему формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации как целостность. Автором подробно описано содержание каждого компонента, в которых выделяются и анализируются принципы, методы, средства и технологии, применяющиеся при реализации системы формирования готовности курсантов к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках образовательного процесса. Научная новизна исследования заключается в разработке содержания педагогической системы формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках подготовки в военном вузе. В результате выделены и охарактеризованы структурные компоненты, которые способствуют эффективной реализации разрабатываемой педагогической системы формирования у курсантов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации в рамках подготовки в военном вузе.

EN

Structural Components of the System for the Formation of Readiness for Professional Cross-Cultural Communication among Military University Cadets

Itkulova A. A.

Abstract. The aim of the study is to develop and theoretically substantiate a set of structural components of the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication among military university cadets. The author of the paper identifies the regulatory and target, content-related, organisational and activity and evaluative and effective components of the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication among military university cadets. Each component of the pedagogical system performs a certain function, while the totality of the selected components makes it possible to consider the system for the formation of readiness for professional cross-cultural communication as an integral entity. The author describes in detail the content of each component, in which the principles, methods, means and technologies used to implement the system for the formation of cadets' readiness for professional cross-cultural communication within the educational process are highlighted and analysed. Scientific novelty of the study lies in developing the content of the pedagogical system for the formation of cadets' readiness for professional cross-cultural communication in the framework of training at a military university. As a result, the structural components that contribute to the effective implementation of the elaborated pedagogical system for the formation of cadets' readiness for professional cross-cultural communication in the framework of training at a military university have been identified and characterised.

Введение

Формирование готовности курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации (ПМК) представляет собой проблему, которая особенно остро стоит перед педагогами в настоящее время. Политические

Научная статья (original research article) | https://doi.org/10.30853/ped20220220

© 2022 Авторы. ООО Издательство «Грамота» (© 2022 The Authors. GRAMOTA Publishers). Открытый доступ предоставляется на условиях лицензии CC BY 4.0 (open access article under the CC BY 4.0 license): https//creativecommons.org/licenses/by/4.0/

и военные конфликты требуют от высших военных учебных заведений подготовки таких специалистов, которые не только способны выполнять свои профессиональные обязанности, но и находить общий язык с представителями других культур и национальностей. Умение военнослужащих осуществлять эффективную ПМК может помочь в решении существующих проблем между различными народами, а также способствовать предупреждению возможных недопониманий и конфликтов в будущем. Таким образом, актуальность темы исследования обусловлена как практическими, так и теоретическими аспектами. Современные реалии и требования, предъявляемые к специалистам в области военного дела, определяют необходимость пересмотра тематических планов и учебных программ по преподаваемым в военном вузе дисциплинам. Однако теоретические основы формирования готовности курсантов к ПМК в педагогической науке в настоящее время рассмотрены недостаточно полно, что говорит о необходимости наращивания теоретической базы по данному вопросу. Так, в данной работе мы выделяем и описываем комплекс структурных компонентов педагогической системы формирования готовности курсантов к ПМК, которые нацелены на практическую реализацию в рамках применения всей педагогической системы.

Создание системы формирования у курсантов военного вуза готовности к профессиональной межкультурной коммуникации основывается на понимании этого процесса, который характеризуется способностью личности курсанта осуществлять межкультурное общение на профессиональные темы. Эта способность, свойственная культурной личности, может развиваться самостоятельно на основе общечеловеческих задатков. Однако чаще всего эту способность личности необходимо организованно генерировать в специально подготовленных для этого условиях профессионального межкультурного взаимодействия. Поэтому систему формирования у курсантов готовности к ПМК мы рассматриваем как часть целостной педагогической системы подготовки военных кадров в России.

Для реализации заданной цели необходимо выполнение следующих задач:

- раскрыть сущность понятия «готовность курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации»;

- на основе анализа научно-педагогической литературы выделить и теоретически обосновать структурные компоненты системы формирования готовности курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации.

В качестве методов исследования применялись методы изучения и анализа теоретического материала, синтеза и обобщения педагогического опыта.

Теоретической базой нашего исследования послужили работы, посвященные рассмотрению и анализу структурных компонентов различных педагогических систем и моделей: системы формирования социально-экологической готовности будущего педагога (Толмачева, 2019); системы математической подготовки студентов вузов (Токтарова, 2018); системы педагогической медиации (Редун, 2022); модели формирования межкультурной компетентности (Айналиева, Скрипченкова, Шаповалова, 2018); модели формирования лингвистической готовности к международному экзамену на языковых профилях университета (Никишина, Цветкова, 2022).

Практическая значимость заключается в том, что выделяемые нами структурные компоненты системы формирования готовности курсантов к ПМК могут быть использованы преподавателями, курсовыми офицерами и наставниками для разработки собственных педагогических моделей и систем с учетом специализации военной подготовки в различных вузах Министерства обороны Российской Федерации.

Основная часть

Прежде чем перейти к анализу структурных компонентов системы формирования готовности курсантов к ПМК, обратимся к рассмотрению сущности понятия «готовность курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации».

Готовность курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации представляет собой сложное педагогическое явление. Для начала рассмотрим базовое понятие нашего исследования -«профессиональная межкультурная коммуникация». К изучению данного вопроса в последние годы обращаются многие исследователи.

Так, Т. А. Гольцова и Е. А. Проценко (2021) определяют профессиональную межкультурную коммуникацию как «общение специалистов в рамках профессиональной деятельности» (с. 40).

Н. В. Барышников (2020) характеризует профессиональную межкультурную коммуникацию как «процесс преимущественно вербального и в меньшей степени невербального взаимодействия профессионально подготовленных специалистов, являющихся представителями различных языков и культур» (с. 176).

Ю. В. Бжиская и П. В. Котина (2019) дают следующее толкование профессиональной межкультурной коммуникации - это «общение субъектов профессиональной деятельности, принадлежащих к разным национальным культурам» (с. 37).

В нашем исследовании мы опираемся на точку зрения Н. В. Ипполитовой и А. А. Иткуловой (2022), которые считают, что профессиональная межкультурная коммуникация - это «совокупность различных форм взаимоотношений и общения между подготовленными специалистами из разных культур в связи с выполнением ими своих профессиональных функций и удовлетворением своих профессиональных интересов» (с. 33).

Понятие «готовность» по отношению к личности, выполняющей свои профессиональные обязанности, в научной литературе объясняется по-разному. Т. В. Дуреева (2018) выделяет два наиболее частотных и широких определения понятия готовности, встречающихся в трудах педагогического и психологического профилей:

- расположенность к выполнению какой-либо деятельности;

- интегративное состояние, которое способствует эффективному осуществлению деятельности.

Мы рассматриваем готовность как качество личности, которое характеризует ее эмоциональную настроенность на включение в ту или иную деятельность.

Таким образом, готовность курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации мы рассматриваем как качество личности курсанта, которое характеризует его эмоциональную настроенность на различные формы взаимоотношений и общения между подготовленными специалистами из разных культур в связи с выполнением ими своих профессиональных функций и удовлетворением своих профессиональных интересов.

Теперь выделим и дадим теоретическое обоснование структурным компонентам системы формирования готовности курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации.

В качестве основных структурных компонентов разрабатываемой педагогической системы формирования у курсантов военного вуза готовности к ПМК на основе анализа исследований М. А. Мазур (2013), М. И. Банникова (2019), А. С. Варламова (2020), В. В. Толмачевой (2019) нами выделяются:

- нормативно-целевой компонент;

- содержательный компонент;

- организационно-деятельностный компонент;

- оценочно-результативный компонент.

Нормативно-целевой компонент системы формирования готовности курсантов к ПМК включает в себя два блока: нормативный и методологический.

В качестве основания нормативного блока выступает нормативно-правовая база подготовки курсантов военного вуза к образовательной деятельности, которую составляют Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 (URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_140174), а также федеральный государственный стандарт высшего образования. Согласно данным документам, осуществление коммуникации (в том числе межкультурной) на профессиональные темы входит в число универсальных компетенций выпускников, освоивших программу специалитета (Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - специалитет по специальности 23.05.02 Транспортные средства специального назначения: Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 11 августа 2020 г. № 948. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-23-05-02-transportnye-sredstva-specialnogo-naznacheniya-948).

В качестве основания методологического блока выступают в единстве системный, интегративно-деятель-ностный и программно-целевой подходы к построению системы формирования готовности курсантов к профессиональной межкультурной коммуникации.

Системный подход к построению системы формирования готовности курсантов к ПМК является основой общенаучных исследований, способствует всестороннему изучению сложных педагогических систем и получению целостной картины изучаемых явлений. Применение системного подхода при изучении проблемы подготовки курсантов военного вуза к ПМК позволяет представить данный феномен как систему, в которой формирование готовности к профессиональной межкультурной коммуникации является относительно самостоятельной подсистемой в общей системе профессиональной подготовки в военном вузе.

Интегративно-деятельностный подход к построению системы формирования готовности курсантов к ПМК предполагает создание практико-ориентированной системы обучения профессиональной межкультурной коммуникации интегративного характера на основе творческого синтеза современных технологий обучения, внеаудиторной и аудиторной работы в образовательном процессе.

Использование программно-целевого подхода к построению системы формирования готовности курсантов к ПМК позволяет придать образовательному процессу целенаправленность, вовлечь в работу с курсантами весь командный и воспитательный состав военного вуза, обеспечить ориентацию разработанной целевой программы формирования готовности к профессиональной межкультурной коммуникации на реализацию многообразных потребностей, интересов и способностей курсантов.

Нормативно-целевой компонент разрабатываемой нами педагогической системы формирования готовности курсантов к ПМК включает в себя и целевую составляющую. Цель системы формирования у курсантов готовности к ПМК - формирование у курсантов в единстве теоретического, практического и личностного аспектов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации как личностно и профессионально значимого качества.

Итак, нормативно-целевой компонент системы формирования готовности курсантов к ПМК в процессе подготовки в военном вузе включает два блока - нормативный и методологический, обеспечивающие правильность постановки проблемы и адекватность цели и задач предлагаемой системы требованиям современного общества, а также целевую составляющую (цель и задачи системы).

Содержательный компонент системы формирования готовности к ПМК у курсантов отражает наполнение системы необходимыми знаниями, умениями и навыками с опорой на общепедагогические и специальные принципы.

Формирование готовности к ПМК выступает как одна из составляющих общей системы профессиональной подготовки в военном вузе. При разработке содержательного компонента системы формирования

готовности к ПМК необходимо учитывать принципы построения и осуществления педагогического процесса, реализующегося в пределах педагогической системы. Исследователи (Бабанский, 1977; Сластенин, Мищенко, 1997; Матназарова, 2018) выделяют такие общепедагогические принципы, как активность и сознательность, наглядность, доступность, систематичность и непрерывность. Принцип активности и сознательности в рамках содержательного компонента заключается в формировании и развитии у курсантов глубоко осмысленного отношения, устойчивого интереса и потребности в общении с представителями различных культур при осуществлении профессиональной деятельности. Принцип наглядности способствует выстраиванию процесса профессиональной подготовки курсантов в вузах Министерства обороны с широким использованием и привлечением демонстрационных материалов, включающих в себя звуковые и визуальные примеры. Принцип доступности позволяет при разработке системы формирования готовности к ПМК учитывать типологические особенности и возможности курсантов по восприятию, анализу и пониманию изучаемого материала. Принцип систематичности предполагает такое изложение учебного материала, при котором знания даются курсантам не только в определенной последовательности, но и взаимосвязи. Принцип непрерывности обучения подразумевает такую организационную форму работы в высшем военном учебном заведении, при которой процесс формирования у курсантов готовности к ПМК осуществляется на всех этапах профессиональной подготовки: на практических и лекционных занятиях; на занятиях по дисциплинам гуманитарного и профессионального циклов; в процессе учебной, воспитательной и спортивно-массовой работы (Матназарова, 2018).

Формирование у курсантов готовности к ПМК опирается и на специальные принципы. Анализ различных точек зрения на систему принципов, отражающих особенности исследуемого нами вопроса формирования у курсантов готовности к ПМК, позволяет нам вслед за Н. В. Ипполитовой и Н. С. Стерховой (2016) выделить в содержательном компоненте системы формирования готовности к ПМК принципы сочетания фундаментальности и прикладной направленности, вариативности, интегративности и непрерывности обучения.

Принцип сочетания фундаментальности и прикладной направленности обучения характеризует полноту знаний курсантов, а также их умение применять эти знания на практике в ситуациях профессионального межкультурного общения. Е. В. Плащевая и О. В. Иванчук (2019) определяют данный принцип как «взаимосвязь фундаментальной и профессиональной составляющей высшего профессионального образования» (с. 36). Принцип сочетания фундаментальности и прикладной направленности обучения можно рассматривать как связь между теорией и практикой, поэтому при его реализации будут полезны знания, умения и навыки, приобретенные в условиях межкультурного общения в ходе профессиональной деятельности.

Принцип вариативности обучения отображает сущность понятия «готовность курсантов к профессиональной межкультурной коммуникации», а также развитие межкультурного мышления, понимание возможностей различных вариантов решения коммуникативной задачи. Реализация этого принципа выражается в том, что педагоги в процессе ведения образовательной деятельности могут корректировать методы, формы и задачи в зависимости от меняющихся условий.

Принцип интегративности обучения можно описать как согласованность содержания разрабатываемой нами системы формирования готовности курсантов к ПМК и содержания специальных дисциплин профессионального цикла, изучаемых в военном вузе.

Принцип непрерывности обучения означает преемственность между всеми уровнями образования на предметном и методическом уровнях.

Названные общепедагогические и специальные принципы отражают содержание системы формирования готовности курсантов к профессиональной межкультурной коммуникации. Содержание системы представлено тремя блоками: личностным, когнитивным и операционно-деятельностным.

Личностный блок содержательного компонента предполагает формирование и развитие у курсантов личностных свойств. К ним могут быть отнесены мотивы, профессиональные интересы, моральные и профессиональные ценности, а также толерантность. Д. В. Романов (2008) в числе моральных и профессиональных ценностей военнослужащих называет патриотизм, любовь к Родине, чувство целостности Отечества, личную честь, уважение к подчиненным, гуманность в отношении противника, самопожертвование и долг.

Когнитивный блок содержательного компонента подразумевает под собой обеспечение курсантов достаточным уровнем знаний в области профессиональной межкультурной коммуникации.

Операционно-деятельностный блок содержательного компонента предполагает формирование у курсантов специальных умений и навыков, необходимых им для осуществления межкультурной коммуникации при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. К умениям можно отнести способность решать нестандартные ситуации, возникающие в процессе ПМК, культурную осведомленность, адаптивность и открытость, к навыкам - способность к общению с военнослужащими - носителями различных языков и культур. Эти умения и навыки могут отрабатываться в ходе учебных и внеаудиторных занятий с помощью моделирования ситуаций реального межкультурного общения, например путем проведения деловых игр, конференций, экскурсий.

Итак, содержательный компонент разрабатываемой нами педагогической системы включает в себя общепедагогические и специфические принципы и содержание деятельности преподавателей и курсантов, обеспечивающей формирование в единстве компонентов готовности к профессиональной межкультурной коммуникации у курсантов (личностный блок, когнитивный блок, операционно-деятельностный блок). Данный компонент педагогической системы формирования готовности к ПМК выполняет когнитивную функцию, то есть включает в себя те знания в области профессионального межкультурного общения, которыми должны обладать курсанты в процессе обучения в военном вузе.

Организационно-деятельностный компонент системы формирования у курсантов готовности к ПМК характеризует методы, средства, формы и технологии осуществления педагогического взаимодействия.

В качестве методов педагогического взаимодействия мы предлагаем использовать традиционные методы обучения (проблемный, исследовательский, объяснительно-иллюстративный, поисковый, метод творческой деятельности) и воспитания (методы формирования познания - рассказ, беседа, диспут, пример; методы организации деятельности и формирования опыта поведения - педагогическое требование, инструктаж, упражнение, воспитывающие ситуации; методы стимулирования и мотивации - эмоциональное воздействие, поощрение). Данные методы способствуют активизации познавательной и профессиональной деятельности курсантов.

Конкретные обстоятельства, возникающие в процессе реализации системы формирования готовности курсантов к ПМК, определяют использование различных средств обучения, при этом осуществляется синтез разнообразных видов деятельности (педагога - организационно-управленческой, учебно-воспитательной, организация участия курсантов во внеучебной деятельности и пр.; курсантов - учебно- и научно-исследовательской, проектной, рефлексивной).

Формы организации педагогического взаимодействия могут быть представлены как аудиторными, так и внеаудиторными занятиями, групповой и индивидуальной работой курсантов, дополнительными консультациями, экскурсионными программами, тематическими вечерами, а также проведением торжественных ритуалов и дней воинской славы.

Необходимость применения совокупности разнообразных методов, средств, форм организации педагогического взаимодействия в процессе формирования готовности к ПМК у курсантов обусловливает выбор различных педагогических технологий, что способствует развитию в единстве личностного, когнитивного и деятельностного компонентов готовности к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации. В процессе реализации любой педагогической системы невозможно применение какой-то монотехнологии, так как образовательный процесс строится таким образом, что он комбинирует в себе несколько технологий, формируя тем самым полидидактическую технологическую среду. Однако часто можно говорить о выделении ведущей педагогической технологии. Так, в разрабатываемой нами системе формирования готовности к ПМК мы использовали синтез нескольких педагогических технологий: проектной, технологии визуализации информации, технологии рейтингового контроля.

Проектная технология используется с целью формирования у курсантов познавательных навыков, умений самостоятельно находить, анализировать, реферировать и конспектировать информацию, умений ориентироваться в современной информационной среде, критического мышления.

Технология визуализации информации обеспечивает наглядность любого изучаемого материала. Визуализация помогает лучше воспринимать и понимать материал, способствует более быстрому запоминанию, а также позволяет курсантам повторно обращаться к изученным ранее темам и сравнивать полученную только что информацию с изученной ранее. К основным методам визуализации можно отнести графики, рисунки, карты, инфографику.

В традиции военного вуза любой вид деятельности должен быть оценен, поэтому для нас целесообразно использование технологии рейтингового контроля. Она позволяет создать для курсантов такие условия, при которых у них повышается мотивация к обучению. Эти условия реализуются путем систематического и своевременного оценивания деятельности курсантов с учетом их реальных достижений за определенный период. Технология рейтингового контроля влечет за собой использование новых форм организации занятий, например специальных занятий по корректировке знаний и умений курсантов.

Таким образом, использование вышеуказанных педагогических технологий в процессе реализации системы подготовки курсантов к ПМК заключается в раскрытии индивидуальных способностей курсантов, развитии коммуникативных навыков, навыков самоконтроля.

Функцией организационно-деятельностного компонента системы выступает организация учебно-воспитательного процесса. Данная функция реализуется в передаче и выражении содержательного наполнения образовательной деятельности.

Оценочно-результативный компонент включает в себя диагностику результатов использования системы формирования готовности курсантов к ПМК, анализ фактического и прогнозируемого уровней готовности курсантов к ПМК, причины недостатков системы и способы их устранения. Основными методами оценивания сформированности готовности курсантов к осуществлению профессиональной межкультурной коммуникации являются: наблюдение, анкетирование, тестирование, взаимооценка.

В нашем исследовании мы выделяем три уровня готовности к осуществлению курсантами профессиональной межкультурной коммуникации: высокий, средний и низкий.

Высокий уровень готовности характеризуется сформированной у курсанта системой знаний и умений, необходимых для осуществления ПМК, отсутствием предрассудков и заблуждений о представителях различных культур и конфессий, толерантностью.

Средний уровень готовности отмечается наличием у курсанта в области ПМК отдельных знаний и умений, однако они не оформлены в систему. Присутствуют некоторые предрассудки и заблуждения о представителях различных культур и конфессий, но в общении с представителями других национальностей курсант проявляет толерантность.

Низкий уровень готовности определяется отсутствием системы знаний и умений, необходимых для осуществления ПМК, наличием предрассудков и заблуждений о представителях различных культур и конфессий, интолерантностью.

Выделяемые нами уровни сформированное™ готовности курсантов к осуществлению ПМК предполагают при показателях среднего и низкого уровня коррекцию полученных знаний, умений и навыков профессионального межкультурного общения. Методами коррекции выступают консультации, теоретические упражнения, педагогическое информирование, беседы, направленные на повышение уровня готовности курсанта к ПМК. В качестве средств коррекции знаний, умений и навыков в области ПМК используются наглядно-иллюстративные материалы, повторное объяснение изученного материала, практические задания на отработку требуемых умений и навыков, опорные конспекты.

Оценочно-результативный компонент системы формирования готовности курсантов к ПМК выполняет контрольно-регулировочную (контроль, диагностика результатов применения педагогической системы, оценка уровня сформированности готовности) и коррекционную (анализ результатов работы системы, мероприятия по устранению недостатков, повышение достигнутого уровня готовности) функции.

Заключение

Таким образом, в ходе нашего исследования мы приходим к следующим выводам. Понятие «готовность курсантов военного вуза к профессиональной межкультурной коммуникации» является сложным многоуровневым явлением, которое требует изучения. Формирование готовности к ПМК представляет собой систему, оптимальное функционирование которой возможно при наличии необходимых и достаточных условий. В качестве таких условий выступают структурные компоненты. Система формирования готовности к ПМК у курсантов в процессе подготовки в военном вузе представляет собой совокупность различных структурных компонентов, которые образуют тесную взаимосвязь. Выявленные нами нормативно-целевой, содержательный, ор-ганизационно-деятельностный и оценочно-результативный компоненты системы вполне отвечают требованиям, предъявляемым к военным специалистам, участвующим в профессиональном межкультурном общении.

Перспективы дальнейшего исследования мы видим в выделении и описании функциональных компонентов системы, которые характеризуют связи между начальным положением структурных элементов педагогической системы и исходным результатом. Взаимосвязь структурных и функциональных компонентов образует целостную педагогическую систему. Также перспективой исследования выступает разработка наполнения каждого блока содержательного компонента педагогической системы формирования у курсантов готовности к ПМК.

Источники | References

1. Айналиева А. Р., Скрипченкова Н. П., Шаповалова Е. Г. Структурные компоненты межкультурной компетентности // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 3 (70).

2. Бабанский Ю. К. Оптимизация процесса обучения (Общедидактический аспект). М.: Педагогика, 1977.

3. Банников М. И. Патриотическое воспитание курсантов в социально-культурной среде военного вуза: дисс. ... к. пед. н. Челябинск, 2019.

4. Барышников Н. В. Профессиональная межкультурная коммуникация с акцентом // Язык и культура. 2020. № 49.

5. Бжиская Ю. В., Котина П. В. Межкультурная профессиональная коммуникация как одна из компетентно-стей музыканта // Norwegian Journal of Development of the International Science. 2019. No. 26-3.

6. Варламов А. С. Педагогический эксперимент по проверке результативности профессионально-методического сопровождения деятельности военного специалиста в вузовской среде академического консультирования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2020. Т. 12. № 1.

7. Гольцова Т. А., Проценко Е. А. Применение веб-квест-технологии при обучении межкультурной профессиональной коммуникации // Отечественная и зарубежная педагогика. 2021. Т. 1. № 2 (75).

8. Дуреева Т. В. Критерии формирования готовности к профессиональной деятельности специалиста // Молодой ученый. 2018. № 43 (229).

9. Ипполитова Н. В., Иткулова А. А. Формирование готовности к профессиональной межкультурной коммуникации курсантов в процессе подготовки в военном вузе // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия «Образование. Педагогические науки». 2022. Т. 14. № 2.

10. Ипполитова Н. В., Стерхова Н. С. Система подготовки студентов вуза к исследовательской деятельности в условиях реализации ФГОС нового поколения: монография. Ставрополь: Логос, 2016.

11. Мазур М. А. Формирование патриотической культуры у сотрудников органов внутренних дел: дисс. ... к. пед. н. Челябинск, 2013.

12. Матназарова М. Б. Общепедагогические принципы и их отражения в процессе развития профессиональной компетенции педагогических кадров в высших учебных учреждениях // Вестник науки и образования. 2018. № 17-2 (53).

13. Никишина О. А., Цветкова С. Е. Модель формирования лингвистической готовности к международному экзамену на языковых профилях университета // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2022. № 1 (164).

14. Плащевая Е. В., Иванчук О. В. Содержание курса физики в медицинском вузе: проблема и перспектива решения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5.

15. Редун Р. Г. Структурные компоненты системы педагогической медиации // Вестник Армавирского государственного педагогического университета. 2022. № 2.

16. Романов Д. В. Содержание системы военно-профессиональных ценностей: история и современность // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А. Некрасова. Серия «Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика». 2008. Т. 14. № 3.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Сластенин В. А., Мищенко А. И. Целостный педагогический процесс как объект профессиональной деятельности учителя. М.: Прометей, 1997.

18. Токтарова В. И. Адаптивная система математической подготовки студентов вузов: структурно-содержательные компоненты // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 4.

19. Толмачева В. В. Педагогическая система формирования социально-экологической готовности будущего педагога: структурные компоненты // Казанский педагогический журнал. 2019. № 5 (136).

Информация об авторах | Author information

RU

EN

Иткулова Алёна Андреевна1

1 Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова

Itkulova Alena Andreevna1

1 Tyumen Higher Military Engineering Command School named after the Marshal of Engineer Troops A. I. Proshlyakov

1 itkulovaaa@mail.ru

Информация о статье | About this article

Дата поступления рукописи (received): 06.11.2022; опубликовано (published): 26.12.2022.

Ключевые слова (keywords): профессиональная межкультурная коммуникация; обучение в военном вузе; структурные компоненты педагогической системы; нормативно-целевой компонент; содержательный компонент; организационно-деятельностный компонент; оценочно-результативный компонент; professional cross-cultural communication; training at a military university; structural components of a pedagogical system; regulatory and target component; content-related component; organisational and activity component; evaluative and effective component.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.