Научная статья на тему 'Структурные изменения и развитие нефтегазового комплекса Йемена'

Структурные изменения и развитие нефтегазового комплекса Йемена Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
286
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРА / НАУЧНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ДОГОВОР / СКВАЖИНЫ / МЕСТОРОЖДЕНИЕ / STRUCTURE / SCIENTIFIC AND TECHNOLOGICAL PROGRESS / MODERNIZATION / CONTRACT / WELLS / FIELD

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Вахаб Аль Сарори Хешам Абдул

В статье рассмотрены состояние и структура нефтегазового комплекса Йемена, а также его сотрудничество с иностранными нефтяными компаниями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CHANGES AND DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS COMPLEX OF YEMEN

In article the condition, structure of the oil and gas complex of Yemen and its cooperation with the foreign oil companies are considered

Текст научной работы на тему «Структурные изменения и развитие нефтегазового комплекса Йемена»

СТРУКТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ И РАЗВИТИЕ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ЙЕМЕНА

АЛЬ САРОРИ ХЕШАМ АБДУЛ ВАХАБ

В статье рассмотрены состояние и структура нефтегазового комплекса Йемена, а также его сотрудничество с иностранными нефтяными компаниями.

Ключевые слова структура, научно-технологический прогресс, модернизация, договор, скважины, месторождение.

Развитие любой отрасли промышленности невозможно без научно-технического прогресса, внедрения новой техники, прогрессивных технологических процессов.

Нефтяная промышленность является отраслью, в которой с наибольшим эффектом могут применяться достижения современной науки и техники.

Важное место в отрасли отведено разработке техники и технологии добычи нефти. Процесс разработки нефтяных месторождений в настоящее время в системе нефтяной промышленности является одним из трудоемких, сложнейших и капиталоемких процессов и связан с применением значительного количества разнообразных и дорогостоящих технических средств.

Развитию нефтяной отрасли способствовало развитие и модернизация различных технологий по поиску и добыче нефти. В последнее время в мире ведется сотрудничество в самых разных сферах, в частности, в нефтяной сфере, где поиски нефти стали дешевле.

Йемен имеет большие запасы нефти и газа, которые представляют реальное богатство республики и могут решать ее экономические проблемы.

Привлечение арабских и иностранных инвестиций в отрасли нефти, газа, минералов и достижение стратегического экономического партнерства - это главная задача национальной экономики и главный двигатель экономического развития Йемена.

За более чем два десятилетия Йемен установил успешные партнерские отношения с рядом нефтяных компаний и построил крепкие мосты взаимного доверия, что в дальнейшем будет способствовать успеху инвестиций в отрасль.

После подписания Йеменом договоров о сотрудничестве с разными сторонами был принят договор о разделении нефтяного производства. Этот вид договора стал популярным и распространенным в ряде стран, в том числе и в Йемене. Происходит постоянное совершенствование деятельности в этой сфере, установлены полноценные законные отношения между сторонами, вступающими в соглашение. У обеих сторон существует как различные обязательства, так и определенные права.

Одна из сторон - государство в лице министерства по нефтяным и минеральным ресурсам, другая - инвестор.

Государство владеет природными богатствами, а инвестор финансовыми источниками и достаточным техническим опытом для проведения необходимых нефтяных операций на территории, упомянутой в данном соглашении. Соглашение включает в себя множество пунктов - льготы и другие выгодные условия [2; 3; 4].

Как правило, договор состоит из двух частей. Первая часть содержит следующие положения:

1. Договор считается законным после принятия и подписания общих правил на взаимовыгодной основе между Йеменским министерством и инвестором после прямых переговоров. В ходе переговоров принимаются решения о том, какова будет доля каждой стороны.

Это добровольное соглашение, которое заключают обе стороны и обеим оно открывает самые различные возможности в будущем для того, чтобы преуспеть в этой области.

После того, как стороны окончательно определятся относительно стратегии ведения работ на предварительно исследованной территории, соглашение ратифицируется.

2. Процедура ратификации договора между двумя сторонами оговаривается в специальном законе, который был издан согласно действующему на территории Йеменской Республики законодательству.

3. Соглашение о сотрудничестве в нефтяном производстве считается важным шагом, который стимулирует мировые нефтяные компании на вложение миллионов долларов в йеменский нефтяной рынок. Вследствие этого развивается и торгово-экономическая сфера. Имеющиеся законодательные акты действуют в интересах инвесторов во многих случаях, как это принято в ряде стран.

Особые положения включают следующие позиции:

1) инвестору дается полное право на проведение нефтяных операций в районе определенного поименованного сектора. Облегчается ряд формальностей и предоставляется активная помощь в решении ряда различных вопросов, которые не являются оговоренными в соглашении;

2) дается освобождение от ряда таможенных пошлин и связанных с ними налогов;

3) заключается соглашение о приемлемой сумме налога, а также договор о твердом налоге и о получении сумм в иностранной валюте, несмотря на то, что соблюдению государственных формальностей в ряде случаев препятствует сложная разветвленная система многочисленных участников;

4) заключается соглашение о приемлемых условиях, касающееся расходов на поисковые работы и развития этой сферы деятельности в короткий период;

5) указываются экономические условия, которые бы соблюдали общие интересы обеих сторон, в частности, где инвестор получает разумный экономический доход в соответствии с запасами ресурсов, которые предполагается добыть. Страна в лице министерства, в свою очередь, получает определенную прибыль, налоги и часть добытой нефти. Раздел продукции осуществляется в соответствии с тем фактом, что государство является владельцем своих природных богатств и, следовательно, большая часть прибыли отходит именно ему;

6) заключается соглашение об использовании определенной техники, а также договоренность о патронаже министерства и его наблюдении за безопасность проводимых операций посредством специально сформированного Консультационного Совета, в который входят представители обеих сторон в равном количестве. Это касается поисковых работ. После их завершения производятся работы по добыче и переработке сырья, которыми занимается определенная компания, подписавшая

договор с правительством. В договоре упомянуты условия, выгодные для обеих сторон, а также вопросы, связанные с обеспечением необходимыми ресурсами, повышением квалификации персонала и совершенствованием технологий.

В настоящее время в договор о разделе продукции внесены следующие изменения:

1) организация по нефти и газу Йеменской Республики, которая заключает договора с иностранными инвесторами, получает от них от 5 % до 25 % их начального капитала;

2) совместная работа государства и инвесторов по разработке месторождений и добыче нефти и газа;

3) раньше добытый вместе с нефтью газ полностью принадлежал государству, а теперь они делят его, как написано в договоре, то есть как договорятся государство и инвесторы.

4) создание специального фонда, чтобы справиться с уборкой территории после раздела продукции.

Разрешение любого конфликта между двумя сторонами происходит согласно правилам международной торговой палаты, штаб-квартира которой находится в Париже. Это обстоятельство очень важно и полностью поддерживается как нефтяными компаниями, так и странами в которых ими проводятся работы. Это принято и в Йемене, который находится в постоянном взаимодействии с мировым сообществом.

Анализируя опыт работы по поиску, добыче и переработке нефти и газа, определенный опыт совместной работы с иностранными компаниями, можно выделить проблемы, стоящие перед страной в части рационального использования нефтяных ресурсов, а также определить и дать рекомендации по основным направлениям развития нефтедобычи, существенно влияющие на экономику Йемена, а также сделать рекомендации, направленные на интенсификацию работ по поиску новых нефтегазовых месторождений и развитию на их основе промышленных предприятий, включающих в себя переработку, хранение, транспортировку и выпуск продукции на основе нефтехимических продуктов, и, наконец, создать условия для постоянного роста долевого участия совместно с иностранными компаниями отечественных производителей, а также создать предпосылки для выхода на мировой рынок.

Действующая в настоящее время специальная организация при министерстве минеральных ресурсов создана соответствующим указом правительства 11 августа 1997 г. Она действует лишь как контролирующий орган за всем технологиче-

ским циклом, сопутствующим добыче нефти и не ведет самостоятельных работ, т. е. не влияет на процесс развития нефтегазодобывающей отрасли.

Эта организация наблюдала за производством больше 2 млрд баррелей нефти и контролировала исследования, разведку и добычу нефти во всех секторах. До декабря 2012 г. было исследовано 2202 скважины, из них 1697 скважин продолжают развиваться, а 505 еще исследуется [1].

Организация занимается также следующими вопросами:

1) техническая организация и контроль над роботами по поиску месторождений, добыче и дальнейшей переработки нефти, а также организация проведения дополнительных необходимых операций на всех этапах, предоставление помощи, необходимой работающим компаниям согласно заключенным договорам и действующим соглашениям, облегчение их деятельности в проведении операций, связанных с нефтью, подготовка отчетов и докладов согласно установленным правилам мирового нефтяного производства;

2) обсуждение плана работы и бюджета проводимых операций по поиску, добыче и переработке и предоставлении соответствующих отчетов министру, а также наблюдение за выполнением указов министерства и работ в координации с ним;

3) участие в подготовке и реализации различных проектов и программ для привлечения инвестиций;

4) обеспечение информацией и необходимыми данными тех сторон, которые выражают желание участвовать в проводимых работах по поиску месторождений, а также в обмене профессиональным опытом с другими компаниями, ведущими эти работы в других районах;

5) участие в подготовке и анализе результатов геологических исследований в разных районах Йеменской Республики, а также разработке технико-экономических показателей месторождений и предоставлении необходимых рекомендаций;

6) получение, накопление, анализ и хранение всех данных и общей информации, касающейся операций по поиску, добыче и переработке нефти, а также предоставление регулярных подробных отчетов и статистических данных министру, согласно системе, принятой в министерстве;

7) контроль и проверка сырья и материалов, различных приборов и всего необходимого оборудования для проведения нефтяных операций, контроль над их применением, использованием или вывозом работающими в регионах компаниями согласно действующему законодательству;

8) контроль за соблюдением всех необходимых формальностей.

После объединения Северного Йемена с Южным в последние годы были созданы следующие нефтегазовые компании:

- Организация управления по разведке нефти.

- Организация по геологической разведке недр земли.

- Йеменская компания по добыче нефти и газа.

- Йеменская компания по распределению нефтепродуктов.

- Йеменская компания нефтяных и минеральных инвестиций.

- Центр подготовки и повышение квалификации кадров.

- Йеменская компания по переработке нефти.

- Аденский НПЗ.

- Йеменская Компания по переработке СПГ.

- Компания «Сафир». Все сотрудники этой компании - граждане Йемена. Правительство Йемена создало эту компанию для замены американской компании Хант, срок договора с которой истек 6 ноября 2005 г. Компания Хант работала в Йемене более 25 лет с 1981 г. в провинции Мариб - Аль-джоф, в месторождении 18. Эта компания первая начала добывать нефть в Йеменской Республики. За это время они произвели более 1 млрд баррелей нефти. В этом месторождении компания создала НПЗ, и он в настоящее время работает. Завод производит нефтепродукты для внутреннего пользования страны. Компания Хант в день производила 75 тыс. баррелей нефти, 49 % из них оставалось компании, остальное - Йеменской Республике. В настоящее время после замены компании вся добыча остается Йемену [5; 6].

- Компания «Петро Масила» по разведке и добыче нефти, которая была создана в 18 декабря 2011. Все сотрудники этой компании граждане Йемена. Правительство Йемена создала эту компанию для замены канадской компании Нексен, срок договора с которой истек 17 ноября 2011 г. Компания Нексен работала в Йемене более 25 лет с 1980 г. в провинции Хадрамаут, в крупнейшем месторождении Масила. За это время они произвели более 1 млрд баррелей нефти. Компания Нексон в день производила 28 тыс. баррелей нефти, 49 % из них оставалось компании, остальное - Йеменской Республике. В настоящее время после замены компании вся добыча остается Йемену [8; 9].

- В 2012 и 2015 гг. заканчивается срок контракта о разделе продукции между государством и компаниями Тотал, который добывает нефть в секторе восточная Шабва и Фирма Доф, которая ведет добычу в восточном Сер в провинции Хадрамаут.

Эти секторы очень важны для государства, так как произвели большое количество нефти. Таким образом, компания Тотал и Доф будут заменены на национальные фирмы - Хант и Нексон [7].

Эти компании находятся под управлением министерства минеральных и нефтяных ресурсов (рис. 1).

Роль Йемена в урегулировании научнотехнической работы в нефтегазовой промышлен-

ности страны небольшая, потому что на развитие нефтяной отрасли в стране влияют иностранные компании. Они же выбирают технологии и нанимают специалистов, занимаются вопросами НТП в нефтегазовой отрасли. Чтобы государство влияло на развитие нефтегазовой промышленности нужно, чтобы оно изменило политику в сфере инновационной деятельности.

Рис. 1. Организационная структура министерства минеральных и нефтяных ресурсов Республики Йемен

Для этого нужно создать новые контракты с иностранными компаниями, в которых государство будет решать не только финансовые и контролирующие вопросы, но и вопросы, касающиеся повышения занятости населения страны в этой отрасли.

Самое лучшее решение урегулирования научно-технической деятельности - это создание в Йеменской Республике научно-технологического центра, где будут решать все проблемы, существующие в нефтегазовой отрасли страны.

Литература

1. Главное управление по разведке нефти и ежегодные встречи по разведке и добыче нефти 2013. URL: http://www.mom.gov.ye

2. Нефтегазовый справочник Министерства минеральных и нефтяных ресурсов Йеменской Республики. Йемен, 2012.

3. Act^s of Petroleum Expiration and Projection ВоаМ; Geоlogical ВиИейп Vol.-1, iss^ - 4 - October, 1994.

4. Gateway Business and oil. № 1. 2012.

5. Oil & Gas journal, Eric Watkins, Contract dispute halts Marib operations in Yemen, 2005. URL: http ://www.ogj. com/index.html

6. O'Keefe, Eric. Oil Firms Challenging Yemen.// New York Times. U.S. 24 November, 2005. URL: http://www.nytimes.com

7. Rashid Barbaa D. Assessment of productivity indicators for ой and gаs in Yemen // Yemen - the economy -the future: Yemeni economic conference. Yemeni Cеnter for Strategic Studies. Yemen, 2010.

8. Upstream the international oil & gas news source 2011. URL: http: //www.upstreamonline.com

9. Yemen Scholarship Program. URL: http://

www.nexeninc.com

* * *

STRUCTURAL CHANGES AND DEVELOPMENT OF THE OIL AND GAS COMPLEX OF YEMEN

Al Sarori Hesham Abdul Vahab

In article the condition, structure of the oil and gas complex of Yemen and its cooperation with the foreign oil companies are considered

Key words: structure, scientific and technological progress, modernization, contract, wells, field.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.