УДК 338.45
РОЛЬ И МЕСТО НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА В СИСТЕМЕ ДЕТЕРМИНАНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НАЦИОНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
© Жасым Джафарович ОСМАНОВ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент, докторант, e-mail: [email protected]
Обосновано, что в Республике Казахстан нефтегазовый комплекс выступает ключевым детерминантом обеспечения экономической безопасности национального хозяйства. Проведенный анализ динамики развития нефтегазового сектора показал, что его развитие в последние годы характеризовалось увеличением добычи всех энергетических и топливных ресурсов. С одной стороны, это выступает положительным детерминантом в системе обеспечения экономической безопасности национальной экономики. Однако, основными инвесторами в развитие нефтегазового комплекса Республики Казахстан являются международные организации (иностранный капитал является основой для разработки и реализации крупных проектов, связанных с освоением нефтяных и газовых месторождений, разведкой и обустройством, переработкой и транспортировкой нефти и газа), что является серьезной угрозой ее экономической безопасности. Обосновано, что для нивелирования данной угрозы необходимо формирование ряда программ по освоению казахстанского сектора Каспийского моря, которые предусматривают выставление новых оффшорных блоков на продажу. В то же время интерес к нефтегазовому потенциалу Казахстана растет как со стороны всех прикаспийских государств, крупнейших мировых держав, так и со стороны ведущих транснациональных нефтегазовых компаний. В сложившихся условиях приоритетной задачей обеспечения экономической безопасности национального хозяйства Республики Казахстан будет структурная перестройка и строительство собственных топливно-перера-батывающих предприятий и нефтехимических предприятий с целью замещения экспорта углеводородного сырья высококачественными продуктами его глубокой переработки. В этой связи предусматривается создание Национальных нефтехимических технопарков и кластеров. Благодаря их созданию Республика Казахстан сможет освоить выпуск широкого ассортимента продукции нефтехимии: полипропилена, полиэтилена, полистирола, синтетического каучука и др., спрос на которую ежегодно увеличивается.
Ключевые слова: экономическая безопасность; детерминанты экономической безопасности; нефтегазовый комплекс Республики Казахстан.
Ключевую роль в обеспечении экономической безопасности Республики Казахстан играет нефтегазовый комплекс. После обретения независимости в 1991 г. Казахстан предоставил иностранным компаниям возможность инвестировать в нефтяной сектор и участвовать в его развитии. В настоящее время разведка и освоение практически всех нефтяных и газовых месторождений в Казахстане ведется в рамках международных проектов. Иностранный капитал был привлечен в 27 крупных проектов, связанных с освоением нефтяных и газовых месторождений, разведкой и обустройством, переработкой и транспортировкой нефти и газа. Продукты переработки нефти и газа экспортируются в ряд стран Европы и Азии. Основными импортерами казахстанской нефти, газа и продуктов нефтепереработки являются Россия, Великобритания, Швейцария, Украина и Италия.
Международные проекты реализуются в форме совместных предприятий с ЗАО «НК «Казмунайгаз», а также в рамках соглашений о разделе продукции (СРП) и концессий на разведку / освоение месторождений. Несмотря на снижение объемов добычи нефти в Казахстане в течение нескольких первых лет после распада СССР, интенсивный приток иностранных инвестиций в нефтяной сектор страны за последние 13 лет способствовал резкому увеличению добычи нефти. В мае 2003 г. правительством Казахстана была принята новая программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря, которая предусматривает выставление новых оффшорных блоков на продажу. Согласно этому плану, на первом этапе все блоки будут предлагаться компании «Казмунайгаз», которая затем будет самостоятельно проводить тендеры для инвесторов. В программе освоения казахстанского сектора Каспийско-
го моря отмечается, что на текущий момент Казахстан имеет 120 перспективных месторождений, из которых 23 нераспределенных оффшорных блока будут предложены для приобретения на первом этапе.
Правительством Казахстана предполагается предложить не менее трех блоков для контрактов на геологоразведку / добычу либо в ходе тендера, либо в ходе прямых переговоров с инвесторами.
В январе 2001 г. в соответствии с Указом Президента был создан Национальный фонд, задачей которого являлось снижение рисков, которым Казахстан может быть подвергнут в случае изменения экспортных цен на энергоносители. По состоянию на 1 августа 2013 г. резервы этого Национального фонда составили 64,3 млрд долл. США.
Развитие казахстанского энергетического сектора в последние годы характеризовалось увеличением добычи всех энергетических и топливных ресурсов. В 2012 г. в стране было добыто 79,2 млн т жидкого топлива. Источником большей части этого роста добычи будут два крупнейших месторождениях: Тенгиз и Карачаганак.
Тенгизское месторождение с добываемыми запасами сырой нефти, оцениваемыми
от 0,822 до 1,233 млрд т, было открыто в 1979 г. В апреле 1993 г. было образовано товарищество «Тенгизшевройл», участниками которого стали «Тенгизмунайгаз» (в то время -«Тенгизнефтегаз») и «Шеврон». В 2000 г. «Шеврон» приобрел у Республики Казахстан еще 5 % компании. В 2012 г. консорциумом добывалось 24,2 млн т в год, что составляет почти четверть ежедневной добычи нефти в Казахстане. В сентябре 2003 г. члены консорциума ТШО подписали соглашение с правительством Казахстана о строительстве завода второго поколения. Осуществление проекта завода второго поколения и проекта по закачке газа позволило компании удвоить годовую добычу. Ориентировочная стоимость проекта равна 4 млрд. долларов США [1]. Согласно планам «Шеврон», «ТШО» может в потенциале добывать 700,000 б/с (35 млн т в год) к концу текущего десятилетия (табл. 1).
Крупнейшее Карачаганакское месторождение осваивается консорциумом «Карачага-накская интегрированная организация» (КИО) во главе с «Бритиш Газ» (Великобритания) и «Аджип» (Италия) (табл. 2).
Таблица 1
Состав участников СП «Тенгизшевройл»
Собственник Доля, %
«Шеврон» (оператор) 50
«Эксон Мобил» 25
«Казмунайгаз» (РК) 20
«ЛУКАрко» (Россия) 5
Примечание. Составлено автором по данным НК «Казмунайгаз».
Таблица 2
Состав участников Карачаганакской интегрированной организации
Собственник Доля, %
Группа «БГ» (Великобритания) 29,25
«ЭНИ Аджип» (Италия) 29,25
«Шеврон Тексако» (США) 18,0
«Лукойл» (Россия) 13,5
«Казмунайгаз» 10,0
Примечание. Составлено по данным КИО.
Резервы месторождения оцениваются в 8,7 млрд баррелей (1,2 млрд т) нефти и газового конденсата и 1,35 трлн кубометров природного газа. В 1997 г. КИО заключила СРП на сумму 8 млрд долл. на разработку Карача-ганакского месторождения сроком на 40 лет с предполагаемыми инвестициями в размере 4 млрд долл. США к 2006 г. Общая сумма инвестиций в Карачаганакское месторождение за период 2006-2012 гг. составила 5,88 млрд долл. США.
Согласно программе «Казахстан-2030» нефтегазовая промышленность Республики Казахстан определена как одна из приоритетных отраслей, обеспечивающих развитие республики и вхождение ее в число стран с высоким уровнем социально-экономического развития. Поскольку экспорт углеводородного сырья является одним из основных видов доходов республики, то понятно, что рост добычи нефти и ее экспорт как на западные, так и на другие рынки сбыта позволит существенно увеличить поступления денежных средств в бюджет Республики Казахстан, способствовать созданию современной инфраструктуры для поддержки морских нефтяных операций, новых рабочих мест, современных технологий, развития сервисных предприятий и т. д.
В связи с этим разработанная промышленная политика предполагает создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в развитие нефтегазового комплекса. Основными направлениями стратегии развития отрасли являются:
- дальнейшее наращивание геологических ресурсов;
- увеличение добычи углеводородов;
- расширение мощностей транспортировки нефти и газа;
- развитие перерабатывающих мощностей с обеспечением большей глубины переработки углеводородного сырья и получением большего ассортимента нефтехимической продукции.
К 2015 г. совокупная добыча нефти, возможно, возрастет до 85 млн т нефти в год, но это не означает, что республика превратится в крупнейшего производителя нефти, хотя реально можно говорить только лишь о вхождении в число крупных экспортеров нефтяного сырья.
Перспективные планы Казахстана по увеличению добычи, переработки и экспорта углеводородов связаны с Каспием. Интерес к нефтегазовому потенциалу Казахстана растет как со стороны всех прикаспийских государств, крупнейших мировых держав, так и со стороны ведущих транснациональных нефтегазовых компаний, таких как «Эксон-Мобил», «Шеврон-Тексако», «Аджип», «ЛУКойл», «Газпром» и др. В феврале 2001 г. итальянская компания «ЭНИ» (головная компания фирмы «Аджип») получила право на выполнение функций оператора проекта Кашаган. В качестве оператора выступает ее аффилиированная компания «Аджип Казахстан Норс Каспиан Оперейтинг Компани» («Аджип КСО»). Состав участников Консорциума по Северному Каспию представлен в табл. 3.
В 2002 г. партнеры СРП по Северному Каспию совместно с Национальной компанией «Казмунайгаз», представляющей правительство Республики Казахстан, объявили о коммерческом обнаружении 7-9 млрд баррелей нефти (0,96-1,2 млрд т) на Кашаганском месторождении в северной части Каспийского моря. Это крупнейшее месторождение нефти, обнаруженное за последние 30 лет.
Состав участников Консорциума по Северному Каспию
Таблица 3
Собственник Доля, %
«ЭНИ Аджип» (Италия) 16,81
«ТоталфинаЭльф» (Франция / Бельгия) 16,81
«Эксон Мобил» (США) 16,81
«Роял Датч / Шелл» (Великобритания / Нидерланды) 16,81
«Казмунайгаз» 10,0
«Инпекс» (Япония) 7,5
КННК 8,4
Примечание. Составлено по данным Консорциума по Северному Каспию.
Консорциумом согласован план разработки месторождения Кашаган с правительством Казахстана, в соответствии с которым здесь будут продолжаться геологоразведочные работы других структур на контрактной территории СРП по Северному Каспию, площадь которой составляет около 570 км2. Общий объем запасов в недрах месторождения Кашаган приблизительно оценивается в 40 млрд баррелей (5,5 млрд т). Члены консорциума полагают, что использование части попутного газа для обратной закачки в пласт позволит повысить объем извлекаемых запасов до 9-13 млрд баррелей (1,2-1,8 млрд т).
Рост нефтегазодобычи и предстоящее освоение месторождений Каспийского шельфа создают базу для создания мощных нефтеперерабатывающих и нефтехимических производств, продукция которых способна не только полностью удовлетворить внутренние потребности, но и поставляться на внешние рынки [2].
В настоящее время назрела острая необходимость в переработке углеводородов в стране, и использовать их возможно полнее на внутреннем рынке, а экспортировать их преимущественно вложенными в продукцию высоких технологий. Главным источником стимулирования такого пути является снижение транспортных издержек.
Чтобы получить прибыль от одного барреля нефти, нужно на оплату его транспортировки затратить примерно столько же средств, сколько требуется для добычи еще 3-4 баррелей нефти. Прибыль от продажи получается очень небольшой, да и то, если цена на мировом рынке достаточно высока. При этом в налоговую систему поступает совсем небольшая доля денежного потока, обслуживающего продажу.
В условиях Казахстана снижение транспортных издержек можно получить лишь косвенным путем. Нужно обеспечить глубокую переработку энергоресурсов в Казахстане и продавать уже готовую продукцию. Введение адекватных рентных платежей должно на первом этапе играть лишь роль стимула для перехода к такому использованию углеводородов.
Если использовать казахстанскую нефть всего лишь для производства полипропилена, то можно получить значительную экономическую выгоду. Цена тонны полипропиле-
на примерно 100-120 тыс. тенге, а себестоимость добычи тонны нефти - около 5 тыс. тенге. Правда, на производство тонны полипропилена расходуется не менее 10-15 т нефти, но не надо забывать, что одновременно с полипропиленом из нефти получаются многие другие ценные продукты. Для продажи на мировом рынке этих 10-15 т нефти нам потребовалось бы истратить на их транспортировку порядка 140-230 тыс. тенге, что выливается в большие потери для республики. Вывезти же тонну полипропилена гораздо дешевле, чем 10-15 т нефти. Кроме того, на внутреннем рынке есть колоссальная потребность в полипропилене.
По статистическим данным, душевое потребление пластмасс разного типа в Республике Казахстан примерно на порядок ниже, чем в развитых странах. Еще более внушительные цифры по снижению транспортных издержек можно получить, если организовать экспорт диметилового эфира или других продуктов высоких технологий, что также может принести значительную прибыль.
Главный резерв повышения эффективности нефтегазового комплекса РК состоит в том, чтобы возможно в больших масштабах отказываться от транспортных расходов на экспорт углеводородных ресурсов и обратить полученную экономию на стимулирование переработки нефти внутри страны, т. к. использование собственных энергоресурсов для производства даже очень энергоемкой, но конкурентоспособной продукции может оказаться чрезвычайно выгодным [3].
Нефтепереработка представляет собой отрасль с жестким государственным регулированием, которое осуществляется как путем прямых административных мер, так и при помощи контроля за транспортными тарифами со стороны национальных компаний «Казтрансойл» и «Казахстан Темир Жолы».
Нефтепереработка Казахстана представлена тремя крупными НПЗ, обеспечивающими поставки в северные (Павлодарский НХЗ), западные (Атырауский НПЗ) и южные (Шымкентский НПЗ) районы страны. Общий объем нефтепереработки составляет 427 тыс. б/с (21, 35 млн т в год). На Павлодарский НХЗ нефть в основном поступает по нефтепроводу из Западной Сибири, Атырау-ский НПЗ перерабатывает нефть сугубо из внутренних источников, а именно с место-
рождений на северо-западе Казахстана; а Шымкентский завод в настоящее время перерабатывает нефть, поступающую с месторождений в Кумколе и Актюбинске (табл. 4).
Несмотря на то, что производственные мощности действующих нефтеперерабатывающих заводов позволяют полностью обеспечить потребности внутреннего рынка топлива, на практике они используются примерно наполовину, а дефицит восполняется импортными поставками. За счет собственного производства в республике покрывается лишь около 30 % потребностей в автобензине, 20 % - реактивного топлива, 40 % - дизельного топлива, 50 % - мазута. Нефтехимическая продукция практически отсутствует.
В настоящее время доля нефтехимических и химических производств, работающих на потребительском рынке республики, ниже 20 %. В экономически развитых странах этот показатель достигает 50-60 %. В Казахстане же, по-прежнему, приоритетом остается развитие собственно нефтяного бизнеса: на нефтеперерабатывающих предприятиях республики основной объем продукции составляют мазут и дизельное топливо.
Развитие нефтехимической промышленности - это собственные производства синтетических каучуков для резинотехнической и шинной промышленности, химических волокон, различных композитов и полимерных материалов. Создание нефтехимической промышленности позволит выпускать высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции. Тем более что образование в феврале
2002 г. НК «КазМунайГаз» позволило создать единую технологическую цепь: разведка - добыча - транспортировка - переработка - нефтехимия - сбыт.
Приоритетной задачей нефтегазового комплекса должна стать структурная перестройка существующих НПЗ и строительство нефтехимических предприятий с целью замещения экспорта углеводородного сырья высококачественными продуктами его глубокой переработки.
В целях улучшения сложившегося положения необходимо, во-первых, упорядочить поставки сырья на действующие заводы, во-вторых, провести модернизацию и расширение существующих мощностей, в-третьих, начать строительство новых заводов в районах увеличивающейся добычи углеводородов. Для увеличения глубины переработки нефтегазового сырья необходимо развивать свои нефтехимические производства.
С целью создания и развития собственных производств разработана Программа развития нефтехимической отрасли промышленности Республики Казахстан, в рамках реализации которой предусматривается вопрос создания Национальных нефтехимических технопарков. Благодаря их созданию Республика Казахстан сможет освоить выпуск широкого ассортимента продукции нефтехимии: полипропилена, полиэтилена, полистирола, синтетического каучука и других, спрос на которую ежегодно увеличивается на 3,4-6,4 %.
Таблица 4
Динамика основных показателей нефтеперерабатывающих производств Казахстана
Предприятие, продукция 2005 г. 2007 г. 2009 г. 2011 г. 2012 г.
Объем переработки нефти 11,2 12,0 12,1 13,7 14,2
Атырауский НПЗ 3,40 3,70 3,90 4,47 4,50
Павлодарский НПЗ 4,10 4,20 4,00 4,65 5,00
Шымкентский НПЗ 3,80 4,10 4,20 4,60 4,70
Выработка продукции на НПЗ
Автомобильный бензин 2,4 2,7 2,6 2,8 2,9
Авиационный керосин 0,2 0,3 0,4 0,5 0,4
Дизельное топливо 3,3 3,9 3,8 4,1 4,7
Мазут 3,6 2,6 3,3 3,4 4,0
Объем переработки казахстанской нефти Н. д. Н. д. 6,7 7,1 7,1
Объем переработки российской нефти Н. д. Н. д. 5,4 6,6 7,0
Примечание. Составлено автором на основе отчетных данных НПЗ.
Казахстан развивается в напряженной экономической, водохозяйственной, демографической и экологической обстановке. Концептуальные направления природоохранной политики Республики Казахстан должны, основываясь на природоохранном законодательстве страны, предусматривать обеспечение благоприятной среды для жизнедеятельности человека, гарантированное Конституцией. Одновременно с этим направления природоохранной политики в условиях интеграции государства в мировое сообщество должны отражать конкретное отношение государства к преодолению создавшихся специфических проблем в различных сферах деятельности общества. В стратегии устойчивого развития природоохранную политику следует рассматривать как комплекс доступных мер по решению глобальных, региональных и национальных проблем природопользования.
С момента начала промышленного освоения нефтегазовых ресурсов шельфа этот вид деятельности привлекает к себе повышенное внимание экологов, природоохранных кругов и общественности многих стран мира. Проблемы экологии морского нефтегазового комплекса имеют международное значение. Прежде всего, те из них, которые касаются контроля, регламентации и регулирования его деятельности. Природоохранная стратегия в отношении освоения ресурсов нефти и газа на морском шельфе зависит от взаимодействия многих факторов и, зачастую, столкновения многих интересов - экологических, экономических, социальных, энергетических и др.
Поиски выхода из экологического кризиса ведутся на основе концепции устойчивого развития, которая допускает продолжение эксплуатации минеральных ресурсов при условии обеспечения стабильности природной среды [4]. Среди общих принципов и подходов, которые внедряются в последние годы в национальную и международную стратегию охраны морской среды и имеют прямое отношение к нефтегазодобывающей деятельности на шельфе, необходимо выделить следующие:
- признание социально-экономической обусловленности и целесообразности освоения природных ресурсов морского шельфа, в т. ч. нефтегазовых углеводородов, с учетом
приоритета сохранения живых самовозобновляемых ресурсов;
- экоцентрический подход к природопользованию, при котором обеспечивается стабильность состояния природных экосистем и поддерживаются условия оптимального самовоспроизводства биологических ресурсов. Такой подход, близкий к идее устойчивого развития, ориентирован на приоритеты охраны возобновляемых ресурсов, предназначенных для удовлетворения интересов не только нынешнего, но и будущих поколений;
- превентивный (предупредительный) принцип контроля состояния и охраны водной среды, при котором главный акцент направлен не на констатацию уже очевидных антропогенных аномалий, а на раннее обнаружение первых симптомов таких аномалий и принятие соответствующих опережающих мер;
- региональный подход к охране морских экосистем, ориентированный на принятие во внимание конкретных особенностей морского бассейна во всем разнообразии его физико-географических, природно-климатических, социально-экономических и других характеристик, учет природных и социально-экономических особенностей территорий при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности;
- принцип «нулевого сброса» при разведке и эксплуатации месторождений, который направлен на обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами в области охраны окружающей среды, на основе использования передовых технологий;
- научно обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.
С учетом уникальности экологической, социально-демографической и геополитической ситуации в регионе Каспийского моря, особенно обострившейся в связи с возникновением новых прикаспийских государств, а также необходимостью защиты интересов Республики Казахстан в регионе, становится очевидной необходимость выработки концепции природозащитной политики нефтя-
ных компаний при добыче, транспортировке и переработке углеводородного сырья на Каспийском море и в его бассейне.
Стратегия охраны Каспийского моря должна быть концептуально ориентирована на глобальный уровень, а практически реали-зовываться на уровне региональном и основываться на научно обоснованном сочетании экологических, экономических и социальных интересов человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды [5-9].
Нефтегазовый комплекс является одним из основных источников экологической опасности. Поэтому необходимо принятие следующих мер, целью которых является обеспечение экологической безопасности:
- переориентирование экспорта с сырья на продукты глубокой переработки;
- введение системы рентных платежей, в которые должны быть включены экономические показатели полной стоимости природных объектов, а также стоимости природоохранных работ;
- все проекты в нефтегазовой отрасли должны осуществляться только при положительном заключении государственной экологической экспертизы;
- необходимо создание страховых фондов для ликвидации последствий аварий, а также компенсации ущерба населению и восстановления территорий после завершения эксплуатации месторождений;
- неприемлема практика освоения нефтегазовых месторождений, в ущерб существующей системе особо охраняемых природных территорий,
- необходимо обеспечение экологической безопасности на промыслах, при транспортировке и при переработке нефтегазового сырья.
Приоритеты устойчивого развития страны на долгосрочную перспективу и на характерные этапы выхода республики на устойчивое развитие во многом корреспондируются с приоритетами структурных преобразований, возлагаемых на рыночные реформы. Схожесть приоритетов обусловлена целевыми ориентирами, предполагающими повышение уровня и качества жизни, обеспечение условий для экономического роста на базе модернизации производственного аппарата и
рационального использования природно-ресурсного потенциала.
Разработанная Программа освоения казахстанского сектора Каспийского моря подготовлена Министерством энергетики и минеральных ресурсов и Национальной компанией «Казмунайгаз», соответствует стратегии использования энергетических ресурсов Республики, сформулированных в Стратегии «Казахстан 2030», и основывается на следующих принципах:
- соблюдение интересов Республики Казахстан;
- международное сотрудничество;
- гарантия стабильности заключенных контрактов;
- комплексное и безотходное использование углеводородных ресурсов;
- соблюдение казахстанских и международных стандартов безопасного ведения работ, охраны труда и окружающей среды.
Предлагаемый подход формулирует основные тезисы природоохранной политики при разведке и добыче углеводородных ресурсов в бассейне и на шельфе Каспийского моря. На основе анализа и обобщения основных принципов природоохранной политики ведущих нефтяных компаний, действующих в Каспийском регионе, а также перспективных научных разработок в области охраны окружающей среды и собственных исследований, предлагаются конкретные технические и технологические принципы, позволяющие на практике реализовать концепцию «нулевого сброса» при разведке и эксплуатации углеводородных ресурсов как в регионе Каспийского моря, так и в других шельфо-вых зонах.
Выполнение Программы должно сопровождаться следующими условиями: опережающим развитием инфраструктуры поддержки нефтяных операций на море, максимальным использованием местных подрядчиков, материалов, товаров и услуг, передачей подрядчиками казахстанской стороне новейших технологий, безусловным соблюдением всех экологических требований.
Интересы Республики Казахстан в результате принятия и выполнения Программы заключаются в следующем:
- целеориентированное и поэтапное развитие Программы с учетом социальной направленности;
- получение инвестиций на наиболее выгодных условиях;
- отсутствие риска на этапе разведки и участие казахстанских предприятий в разделе будущего дохода при минимальных первичных вложениях капитала;
- обязательное участие Национальной компании в проектах;
- накопление опыта управления такого рода проектами и сохранение имеющегося обученного местного персонала;
- сохранение уникальной экологии;
- максимально возможное влияние на нефтяных подрядчиков в стадии выполнения ими нефтяных операций.
Результатом принятия Программы является создание основы для ускоренного освоения казахстанского сектора Каспийского моря, повышения конкурентоспособности местных подрядных компаний, производителей материалов, товаров и услуг, которые будут способствовать решению социально-экономических задач в районах проведения работ, повышению уровня жизни и благосостояния населения, развитию экономики страны.
1. Смагулова С.М. Внешнеэкономическая стратегия нефтегазового комплекса Республики Казахстан: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. М., 2005.
2. Проблемы трансформации, интеграции и безопасности государств Центральной Азии / под науч. ред. Т. Бодио, А. Вежбицкого, П. Залэнского: Международная исследовательская программа кафедры восточных исследований Института политических наук варшавского университета «Системная трансформация государств Центральной Азии». Варшава, 2008. URL: http://www. enu. kz/downloads/lichnie -stranici/StudiaPolit 12. pdf#10 (дата обращения: 12.09.2014).
3. Заступов А.В. Механизмы реализации организационно-экономических резервов повышения эффективности нефтедобывающих предприятий: автореф. дис. ... канд. эконом. наук. Самара, 2007.
4. Дубовик О.Л., Кремер Л., Люббе-Вольфф Г. Экологическое право / отв. ред. О.Л. Дубовик. М., 2005.
5. Басарыгин Ю.М. Пути решения главнейших проблем нефтегазового комплекса. М., 2007.
6. Бозумбаев К. Становление конкурентного рынка электроэнергии в Казахстане // Экономист. 2003. № 11. С. 50-54.
7. Егоров О.И., Чигаркина О.А. К проблеме комплексного использования нефтегазовых ресурсов // Научно-технологическое развитие нефтегазового комплекса: доклады 4 Международных надировских чтений. Алматы, 2006. С. 262-268.
8. Надиров Н.К. Новые подходы к решению проблем добычи нефти и ее переработки // Научно-технологическое развитие нефтегазового комплекса: доклады 3 Международных научных надировских чтений. Алматы; Шым-кент, 2005. С. 21-31.
9. Школьник В. Перспективы развития и инвестиционные возможности нефтегазового сектора экономки // Экономист. 2003. № 11. С. 55-60.
1. Smagulova S.M. Vneshneekonomicheskaya strategiya neftegazovogo kompleksa Respubliki Kazakhstan: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. M., 2005.
2. Problemy transformatsii, integratsii i bezopasnosti gosudarstv Tsentral'noy Azii / pod nauch. red. T. Bodio, A. Vezhbitskogo, P. Zalenskogo: Mezhdunarodnaya issledo-vatel'skaya programma kafedry vostochnykh issledovaniy Instituta politicheskikh nauk varshavskogo universiteta "Sistemnaya transformatsiya gosudarstv Tsentral'noy Azii". Varshava, 2008. URL: http://www.enu.kz/ downloads/lichnie-stranici/ StudiaPolit12.pdf#10 (data obrashcheniya: 12.09.2014).
3. Zastupov A.V. Mekhanizmy realizatsii organizatsionno-ekonomicheskikh rezervov povysheniya effektivnosti neftedobyvayushchikh predpriyatiy: avtoref. dis. ... kand. ekonom. nauk. Samara, 2007.
4. Dubovik O.L., Kremer L., Lyubbe-Vol'ff G. Ekologicheskoe pravo / otv. red. O.L. Dubovik. M., 2005.
5. Basarygin Yu.M. Puti resheniya glavneyshikh problem neftegazovogo kompleksa. M., 2007.
6. Bozumbaev K. Stanovlenie konkurentnogo rynka elektroenergii v Kazakhstane // Ekonomist. 2003. № 11. S. 50-54.
7. Egorov O.I., Chigarkina O.A. K probleme kompleksnogo ispol'zovaniya neftegazovykh resursov // Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie neftegazovogo kompleksa: doklady 4 Mezhdunarodnykh nadirovskikh chteniy. Almaty, 2006. S. 262-268.
8. Nadirov N.K. Novye podkhody k resheniyu problem dobychi nefti i ee pererabotki // Nauchno-tekhnologicheskoe razvitie neftegazovogo kompleksa: doklady 3 Mezhdunarodnykh nauchnykh nadirovskikh chteniy. Almaty; Shym-kent, 2005. S. 21-31.
9. Shkol'nik V. Perspektivy razvitiya i
investitsionnye vozmozhnosti neftegazovogo Поступила в редакцию 27.10.2014 г.
sektora ekonomki // Ekonomist. 2003. № 11. S. 55-60.
UDC 338.45
ROLE AND PLACE OF OIL AND GAS COMPLEX IN SYSTEM OF DETERMINANTS OF ECONOMIC SAFETY OF NATIONAL ECONOMY
Zhasym Dzafarovich OSMANOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor, Candidate for Doctoral Degree, e-mail: [email protected]
It is justified that the country's oil and gas complex in the Republic of Kazakhstan is a key determinant of economic security of the national economy. The analysis of the dynamics of the oil and gas sector has shown that its development in recent years, characterized by an increase in production of all energy and fuel resources. On the one hand, it serves a positive determinant of the system of economic security of the national economy. However, the main investors in the development of the oil and gas sector of the Republic of Kazakhstan are international organizations (foreign capital is the basis for the development and implementation of major projects related to the development of oil and gas fields, exploration and development, processing and transportation of oil and gas), which is a serious threat to its economic security. Proved that for leveling this threat it is necessary to form a number of programs for the development of the Kazakh sector of the Caspian Sea, which provides the nomination of new offshore blocks for sale. At the same time, interest in the oil and gas potential of Kazakhstan is growing as part of all the Caspian states, major world powers, and by the leading multinational oil companies. Under these circumstances, the priority of ensuring economic security of the national economy of the Republic of Kazakhstan will be restructuring and building their own fuel-processing plants and petrochemical industries in order to replace hydrocarbon exports high quality products deep processing. In this regard, the establishment of national petrochemical industrial parks and clusters. Due to this creation the Republic of Kazakhstan will be able to master the production of a wide range of petrochemical products: polypropylene, polyethylene, polystyrene, synthetic rubber, etc., the demand for which is increasing annually.
Key words: economic security; determinants of economic security; oil and gas sector of Republic of Kazakhstan.