Научная статья на тему 'Взаимодействие между государством и компанией-инвестором. Анализ существующих моделей СРП с участием российских компаний'

Взаимодействие между государством и компанией-инвестором. Анализ существующих моделей СРП с участием российских компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / КОМПАНИЯ / МОДЕЛЬ / АНАЛИЗ / THE STATE / THE COMPANY / MODEL / THE ANALYSIS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирдина Р. Ш.

Анализ взаимодействия между государством и компаниейинвестором в рамках соглашений о разделе продукции. Основные проекты (потенциальные и уже действующие), где в качестве компанииоператора работают российские предприятия, основные показатели работы, сложности и особенности функционирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Production sharing agreements are a tool used in international business for over thirty years. In the mid 90-ies in Russia has legislation governing the business relationships of this kind in Russian Federation. More recently, Russian companies have begun to act as operators of projects abroad in oil-producing countries. The article is collection of the PSA, where the companies the investors are Russian oil companies. It was marked features, typical for a regions (Myanmar, the Middle East, North Africa, Latin America, India), marked the specificity of production sharing agreements in that regions.

Текст научной работы на тему «Взаимодействие между государством и компанией-инвестором. Анализ существующих моделей СРП с участием российских компаний»

ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ПРОБЛЕМЫ

УДК 330.322.2:339.944.2:665

Р. Ш. Кирдина

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВОМ И КОМПАНИЕЙ-ИНВЕСТОРОМ. АНАЛИЗ СУЩЕСТВУЮЩИХ МОДЕЛЕЙ

СРП С УЧАСТИЕМ РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ

Ключевые слова: государство, компания, модель, анализ. the state, the company, model, the analysis.

Анализ взаимодействия между государством и компанией- инвестором в рамках соглашений о разделе продукции. Основные проекты (потенциальные и уже действующие), где в качестве компании- оператора работают российские предприятия, основные показатели работы, сложности и особенности функционирования. Production sharing agreements are a tool used in international business for over thirty years. In the mid 90-ies in Russia has legislation governing the business relationships of this kind in Russian Federation. More recently, Russian companies have begun to act as operators of projects abroad in oil-producing countries. The article is collection of the PSA, where the companies the investors are Russian oil companies. It was marked features, typical for a regions (Myanmar, the Middle East, North Africa, Latin America, India), marked the specificity of production sharing agreements in that regions.

30 декабря 1995 года в Российской Федерации был принят закон «О соглашениях о разделе продукции» N 225-ФЗ. Данный закон стал важной вехой в истории формирующейся российской экономики, поскольку Россия присоединилась к странам, использующим данный инструмент в целях повышения эффективности национальной экономики.

Как следует из закона (что подтверждается и существующей международной практикой), СРП- это форма инвестиционной деятельности, осуществляемой в процессе поиска, разведки и добычи минерального сырья, осуществляемая в крупных размерах и при участии государства. Правовая природа такого типа соглашений до сих пор является вопросом дискуссий, поскольку ряд авторов считает, что это по сути гражданско-правовой договор, с другой стороны- это инвестиционный контракт, сторонники третьей точки зрения считают, что это экономическая концессия [1].

Согласно мнению Д. Джонстона (работа которого «Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции» является на сегодняшний день одним из наиболее подробных исследований практики соглашений о разделе продукции) выделяются два основных типа взаимодействия между государством и инвестором: концессионные договора и договора о разделе продукции. Главным различием между этими видами договоров является вопрос собственности на минеральные ресурсы. В рамках концессионных договоров права на месторождения передаются добывающим компаниям, при использовании контрактной системы собственником на минеральное сырье является государство [2].В свою очередь, контрактная система делится на два подтипа - сервисные контракты и соглашения о разделе продукции. Сервисные

контракты включают в себя сервисные контракты с риском и сервисные контракты без риска (чистые). Чистые контракты подразумевают вознаграждение, которое зависит от объема выполненных работ (встречаются достаточно редко), контракты с риском - это контракты, в которых вознаграждение зависит прибыли по проекту.

В мировой практике контракты по типу соглашений о разделе продукции возникли в шестидесятых годах XX века. Первопроходцем стала Индонезия, где в октябре 1960 г. нефть и газ были объявлены богатством нации, и контроль за ними был возложен на государство, делегировавшее ответственность государственным предприятиям. На сегодняшний момент нефтяным предприятием, действующим в интересах государства, является компания «Пертамина», которая была создана в 1971 г. Основными задачами компании, задекларированными при ее создании, были следующие:

1) осуществлять разработку месторождений нефти и природного газа для достижения максимального процветания народа и страны;

2) снабжать и обслуживать внутренние потребности в нефти и природном газе; а так же:

1) Пертамина может сотрудничать с другой стороной в форме «договора о разделе продукции»;

2) сроки и условия такого сотрудничества должны регулироваться государством;

3) договор о разделе продукции должен вступить в силу с момента его одобрения Президентом [3].

Впоследствии такая форма сотрудничества (с некоторыми изменениями) была взята на вооружение многими странами, такими, как Перу, Египет, Ливия, Сирия, Китай, Филиппины, Ангола и др.

Как было указано выше, в настоящее время и Россия использует подобную форму сотрудничества. На внутреннем рынке в стадии разработки совместно с иностранными партнерами находится три проекта - «Сахалин 1», «Сахалин 2» и Харьягинское месторождение. Однако было бы интересно проследить действия российских компаний на внешнем рынке. То есть не с позиции государства, предоставляющего нефтеносные участки для разработки инвесторам, а с позиции компаний, ставших инвесторами (операторами проектов), поскольку это является своего рода инновационной деятельностью для России.

Мьянма (до 1989 г.- Бирма). Как нефтеносный район Бирма известна с середины XIX в. С приходом британцев основной нефтедобывающей компанией стала «Burmah Oil Company». В начале XX в. добыча составляла 750 тыс.тонн в год. Двадцатый век был временем нестабильности для Мьянмы. Социальные проблемы нашли свое отражение и в экономике. В конечном итоге в конце восьмидесятых годов руководство страны приняло решение привлечь иностранный капитал в нефтегазовую отрасль. Начиная с этого момента, было заключено 43 соглашения о разделе продукции, общая сумма инвестиций составила 3,2 млрд. долларов. Касательно российских компаний, то первоначально сотрудничество с бывшей Бирмой заинтересовало «Зарубежнефть», однако впоследствии эту компанию не устроили предлагаемые условия работы. Осенью 2008 года появилась информация, что возможен запуск нового проекта с участием российской компании. В качестве оператора по проекту называлось ОАО «Нобель Ойл». Как отмечается в статье «За нефтью на слонах» в Мьянме реализуется три типа контрактов:

1) на разведку и добычу;

2) на улучшение нефтеотдачи;

3) на возобновление добычи на старых законсервированных месторождениях.

Для российских компаний интерес представляют контракты по первому типу. Характерной особенностью нефтяных контрактов Мьянмы является то, что потенциальному инвестору предоставляется полгода для изучения информации по предполагаемому участку нефтедобычи, по истечении которых он озвучивает свое решение и в случае согласия - государству выплачивается бонус подписания контракта и другие необходимые выплаты. В противном случае компания - инвестор теряет лишь средства, затраченные на сбор геологической информации. Срок геологоразведки составляет 5 лет, период активной добычи- 20 лет. Продукция делится в соотношении 60%/40% в пользу государства. Отличительной особенностью Мьянмы является то, что необходимая для проведения геологических и буровых работ инфраструктура отсутствует полностью, а также есть сложности транспортировки [4].

Латинская Америка. Взаимодействие России (тогда еще СССР) и стран Латинской Америки началось в семидесятых годах XX в. Первоначально это были контракты на поставку необходимого оборудования для гидроэлектростанций, речи о нефтяных контрактах еще не было. Положение в нефтяной отрасли усугублялось еще и тем, что латиноамериканские контракты были в большинстве своем сервисными контрактами с риском. Однако нынешний момент характеризуется все возрастающим интересом российских компаний («Роснефть», «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Зарубежнефть») к странам Латинской Америки. Среди них лидируют такие страны, как Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Мексика, Колумбия. Следует отметить контракты, заключенные «Роснефтью» в Колумбии (месторождение Сурориенте), «ЛУКОЙЛом» (разведка в районе Льянос), им же - в Венесуэле («Хунин-3»), контракты «Газпрома» (месторождение Р. Урданета, также в Венесуэле) [5].

Венесуэла. Среди латиноамериканских стран особое место занимает Венесуэла. Доказанные запасы нефти в этой стране составляют 10,9 млрд. тонн (за вычетом бассейна Ориноко, где они составляют более 35 млрд. тонн), примерный период обеспеченности нефтяными запасами составляет чуть более 80 лет. Венесуэла идет по пути планомерного увеличения нефтедобычи. Интересы страны представляет национальная нефтяная компания Petroleuv de Venezuela SA (PdVSA). Нефтеносная территория разбита на 4 блока-Хунин, Карабобо, Бойака, Акучо. Среди операторов - компания «ConocoPhillips», а также созданные совместно с нефтяной компанией Венесуэлы компании. Доля государственной компании PdVSA составляет от 30 до 49,9%- в зависимости от блока, доли же компаний -сооператоров (необходимо снова заметить, что оператором может являться предприятие, созданное совместно с нефтяной компанией Венесуэлы и несколькими иностранными инвесторами) колеблются от 15 до 50,1%, в среднем- 30% [6].

Необходимо отметить также, что происходит постепенный отказ от такой формы сотрудничества, как сервисный контракт; деятельность ведется совместным предприятием (инвестор/государственная компания с контрольным пакетом). С 2001 года был повышен уровень роялти, чуть позже были пересмотрены налоговые ставки (в пользу государственной компании).

Арабские страны и Cеверная Африка. Страны Ближнего Востока являются признанными лидерами в сфере нефтедобычи. В восьмидесятые годы 20 в. запасы нефти и газа в этих странах были равны половине всех мировых запасов углеводородов. Доказанные запасы нефти в настоящий момент составляют более 100 млрд. тонн. Необходимо отметить, что развитие нефтяной отрасли в этих странах стало возможным благодаря значительному объему иностранных инвестиций, включая использование передовых технологий и передачу передового опыта в этой сфере (что является

неотъемлемой частью соглашений о разделе продукции). Отличительной особенностью раздела продукции в этих странах является многократное превышение доли раздела прибыльной продукции государственной компании над долей компании- инвестора [7].

Касательно Северной Африки, то она находится на третьем месте после Ближнего Востока и Латинской Америки по запасам углеводородного сырья. Наиболее крупными странами- нефтедобытчиками являются Ливия и Алжир [8].

Среди российских компаний, которые ведут деятельность на территории арабских стран и в Северной Африке можно отметить «ЛУКОЙЛ», «Татнефть», «Газпром» и другие.

Ливия. Реализация нефти и газа - основная статья экспорта этой страны (95%). Доказанные запасы в этой стране составляют более 39 млрд. баррелей. Ливийская нефть -очень высокого качества. Согласно обнародованным данным, запасы нефти в Ливии составляют более 39 млрд. баррелей. Ежесуточная добыча составляет почти 2 млн. баррелей. Сравнительно недавно (после снятия экономических санкций) было интенсифицировано сотрудничество с иностранными компаниями в сфере нефтедобычи. Интересы государства представляет Национальная нефтяная компания (NOC). С недавнего времени (2004) привлечение инвесторов началось вестись с помощью тендеров (то есть распределение потенциально нефтеносных регионов при помощи аукциона с последующим заключением соглашением о разделе продукции с выигравшей компанией). Одни из первых в Ливию вернулись итальянцы (Eni) французы (Total), немцы (Wintershall) [9]. Однако и российские компании заключили соглашения о разделе продукции. Одной из первых была ОАО «Татнефть», которая в 2005 году вышла на рынок Ливии, получив один блок в разработку (год спустя появилось еще три блока в разработке), следом за ней пришел ОАО «Газпром» (два блока). В настоящее время компании находятся в стадии геологоразведки. Справочно можно отметить, что период разведки составляет 5 лет, а период разработки и последующий раздел продукции- 25 лет.

Нельзя не отметить того факта, что руководство Ливии предпринимает множество усилий по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, однако особенности менталитета и религиозные традиции порой накладывают сильный отпечаток на взаимоотношения сторон, затрудняя понимание.

Сирия. Доказанные запасы сирийской нефти гораздо скромнее того, что имеется в Ливии, и составляют 2,5 млрд. баррелей (доля Сирии в общей сумме мировых запасов нефти составляет 0,2%) [10]. С 2005 года в Сирии работает ОАО «Татнефть» (на условиях СРП), разрабатывая блок №27. Интересы Сирийской стороны представляет Сирийская нефтяная компания. Для ОАО «Татнефть» это стало первым опытом работы в режиме соглашения о разделе продукции. Особенностью заключенного соглашения является то, что разведочный период составляет порядка 7 лет, и 25 лет- период разработки, влекущий за собой раздел продукции [11]. Прогнозные объемы добычи оцениваются примерно 300 тыс. тонн в год [12].

Индия. Сотрудничество с Индией в сфере нефтяного хозяйство было начато «Зарубежнефтью» еще в конце шестидесятых годов 20 в. Возобновление отношений компании с ONGC состоялось в 2002 году. Работы ведутся в сфере оказания консалтинговых услуг (оценка неоптимизированных скважин, предполагающая увеличение объема добычи нефти) Кроме этого, предполагается заключение новых сервисных договоров, касающихся зарезки боковых стволов в скважинах [13].

Кроме этого, Индия представляет собой интерес для российских компаний и как газовый регион. Запасы газа составляют 850 млрд. куб.м, ежегодная добыча колеблется на

уровне 30 млрд. кубометров. Интересы индийского правительства в газовом секторе представляет компания «ГАИЛ». Соглашение о разделе продукции между ОАО «Газпром» и индийской стороной было подписано в 2000 г. Программа сотрудничества предполагает не только разведку углеводородов, но и создание нефтегазовой инфраструктуры. Запасы по блоку составляют более 350 млн. тонн условного топлива [14].

Как видно из приведенных материалов, география деятельности российских компаний, сотрудничающих в режиме соглашений о разделе продукции весьма широка. Несмотря на то, что для российских компаний это достаточно новый вид деятельности, намечающаяся тенденция позволяет сделать вывод о том, что их перспективы в этом секторе бизнес-отношений весьма привлекательны.

Литература

1. Ляпина, О.А. Комментарий к ФЗ от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции»/ О.А. Ляпина [и др.] // Консультант Плюс, система

2. Джонстон, Д. Международный нефтяной бизнес. Налоговые системы и соглашения о разделе продукции/ Д. Джонстон. - М.: Олимп-Бизнес, 2000.-278с.

3. Электронный ресурс.-Режим доступа: http://www.miripravo.ru

4. Вяземский, С. За нефтью на слонах / С. Вяземский [и др.] // Нефть и капитал. - 2008. - №10. -С.68-72.

5. Швец, Е. Латиноамериканское танго российской «нефтянки» / Е. Швец // Нефть России. - 2007. - №4. - С.112-115.

6. Байков, Н. Положение в нефтегазовой отрасли Венесуэлы / Н. Байков // Нефтяное хозяйство. -2007. - № 11. - С. 136-138.

7. Бондаренко, C. Российские нефтегазовые компании в регионе Расширенного Ближнего Востока и Северной Африки: проблема политических рисков/ С. Бондаренко // Нефтяное хозяйство. -2006. - №9. - С.80-82.

8. Трофимова, О. Нефтегазовая промышленность стран Северной Африки/ О. Трофимова // Нефтяное хозяйство. - 2005. - №3. - С. 132-135.

9. Галаджий, И. Во имя аллаха и идеалов революции.../ И.Галаджий // Нефть России. - 2008. -№4. - С.97-101

10. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://leasinginfo.ru/news/content/1132264460.html

11. Электронный ресурс.- Режим доступа: http://gazeta.etatar.rU/news/view/9/13877

12. Голубкова, Е. Татнефть оценила Сирию [Электронный ресурс].- Режим доступа: http://www.rbcdaily.ru/2008/01/16/tek/313586

13. Официальный сайт ОАО «Зарубежнефть»/ http://www.nestro.ru

14. Официальный сайт ОАО «Газпром»/ http://www.gazprom.ru

© Р. Ш. Кирдина - соиск. каф. экономики КГТУ. e-mail:yasminur@rambler.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.