Научная статья на тему 'Структурные деформации цифрового неравенства'

Структурные деформации цифрового неравенства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
320
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕРАВЕНСТВО / ЦИФРОВОЕ НЕРАВЕНСТВО / ВОСПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФОРМА ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА / ДИНАМИЧНАЯ ФОРМА ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА / СТРУКТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ / INEQUALITY / DIGITAL INEQUALITY / REPRODUCTION FORM OF DIGITAL INEQUALITY / DYNAMICAL FORM OF DIGITAL INEQUALITY / STRUCTURAL DEFORMATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шабашев Владимир Алексеевич, Щербакова Людмила Николаевна

Показывается опасность для экономики цифрового неравенства, которое рассматривается не только как реальность современной экономики, но и причина ее существенных структурных деформаций. Обосновывается существование структурных деформаций двух видов, выделяемых на основе двух форм цифрового неравенства воспроизводственной и динамичной. Первая выступает основой структурных деформаций в результате нежелательных с позиций общества потребительских расходов богатой части населения, специфики их сбережений и, как следствие, неразумной траты наличествующих ресурсов. В качестве вторых рассматриваются явления, непосредственно или опосредованно отражающих влияние цифровой революции: чрезмерное расширение финансового сектора, применение информационных технологий в рекламе, новая волна асимметрии информации в реальном секторе, мошенничество в интернет-торговле, разрастание бюрократии, иждивенческий характер информационного бизнеса, новые стимулы для развития потребительства, и заключают в себе нежелательные обществу структурные изменения. Показано, что структурные деформации в финансовой сфере формируются на основе излишнего движения финансовых потоков в Сети, угроз, поступающих из внешней среды, разрывов финансовых сетей, возникающих на основе противоречий субъектов Сети, кризиса Сети из-за влияния разного рода факторов; структурные деформации в электронной торговле находят выражение в тех случаях, когда ее могут использовать для продажи товаров низкого качества или когда приобретенные вещи могут не соответствовать запрашиваемым потребителем качественным свойствам (расцветка, дата доставки, размер), а также при несовершенном уровне обслуживания покупателя вследствие непрофессиональной организации доставки, ненаучного маркетинга, ошибок логистики, продажи контрафактных товаров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural deformations of a digital inequality

This article aims to show the danger of digital inequality for the economy. The aim of this work is to prove that digital inequality is not only a reality of the modern economy, but it also significantly affects its structural deformation. It is shown that there are two types of structural deformations based on two forms of digital inequality: the reproductive form and the dynamic form. Reproductive digital inequality is the basis of structural deformations as a result of undesirable consumer expenditures of the rich part of the population, the specifics of their savings, and as a consequence an unreasonable waste of existing resources. As the structural deformations of dynamic digital inequality the phenomena of structural deformations of the world economy, the appearance of which directly or indirectly reflects the influence of the digital revolution, are presented. Excessive expansion of the financial sector, the use of information technology in advertising, a new wave of asymmetry of information in the real sector, fraud in Internet trade, the growth of bureaucracy, the dependent nature of information business, new incentives for the development of consumer-these phenomena include unwanted structural changes to society. Structural deformations in the financial sphere are formed on the basis of excessive movement of financial flows in the network; threats coming from the external environment; financial network breaks arising from the contradictions of the network subjects; network crisis due to the influence of various factors. Structural deformation in e-commerce can find expression in cases where it can be used for the sale of goods of lower quality; or in cases where the purchased goods cannot match the quality requested by the consumer properties (color, delivery date, size); as well as the imperfect level of customer service due to non-professional organization of delivery, unscientific marketing; logistics errors, the sale of counterfeit goods.

Текст научной работы на тему «Структурные деформации цифрового неравенства»

УДК 330.342.24

JEL: O11, O33, P36, Z19

DO110.25513/1812-3988.2018.3.78-89

СТРУКТУРНЫЕ ДЕФОРМАЦИИ ЦИФРОВОГО НЕРАВЕНСТВА

В.А. Шабашев, Л.Н. Щербакова

Кемеровский государственный университет (Кемерово, Россия)

Информация о статье

Дата поступления 1 июня 2018 г.

Дата принятия в печать 25 июня 2018 г.

Ключевые слова

Неравенство, цифровое неравенство, воспроизводственная форма цифрового неравенства, динамичная форма цифрового неравенства, структурные деформации

Аннотация. Показывается опасность для экономики цифрового неравенства, которое рассматривается не только как реальность современной экономики, но и причина ее существенных структурных деформаций. Обосновывается существование структурных деформаций двух видов, выделяемых на основе двух форм цифрового неравенства - воспроизводственной и динамичной. Первая выступает основой структурных деформаций в результате нежелательных с позиций общества потребительских расходов богатой части населения, специфики их сбережений и, как следствие, неразумной траты наличествующих ресурсов. В качестве вторых рассматриваются явления, непосредственно или опосредованно отражающих влияние цифровой революции: чрезмерное расширение финансового сектора, применение информационных технологий в рекламе, новая волна асимметрии информации в реальном секторе, мошенничество в интернет-торговле, разрастание бюрократии, иждивенческий характер информационного бизнеса, новые стимулы для развития потребительства, - и заключают в себе нежелательные обществу структурные изменения. Показано, что структурные деформации в финансовой сфере формируются на основе излишнего движения финансовых потоков в Сети, угроз, поступающих из внешней среды, разрывов финансовых сетей, возникающих на основе противоречий субъектов Сети, кризиса Сети из-за влияния разного рода факторов; структурные деформации в электронной торговле находят выражение в тех случаях, когда ее могут использовать для продажи товаров низкого качества или когда приобретенные вещи могут не соответствовать запрашиваемым потребителем качественным свойствам (расцветка, дата доставки, размер), а также при несовершенном уровне обслуживания покупателя вследствие непрофессиональной организации доставки, ненаучного маркетинга, ошибок логистики, продажи контрафактных товаров.

Article info

Received June 1, 2018

Accepted June 25, 2018

Keywords

Inequality, digital inequality, reproduction form of digital inequality, dynamical form of digital inequality, structural deformations

STRUCTURAL DEFORMATIONS OF A DIGITAL INEQUALITY

V.A. Shabashev, L.N. Shcherbakova

Kemerovo State University (Kemerovo, Russia)

Abstract. This article aims to show the danger of digital inequality for the economy. The aim of this work is to prove that digital inequality is not only a reality of the modern economy, but it also significantly affects its structural deformation. It is shown that there are two types of structural deformations based on two forms of digital inequality: the reproductive form and the dynamic form. Reproductive digital inequality is the basis of structural deformations as a result of undesirable consumer expenditures of the rich part of the population, the specifics of their savings, and as a consequence - an unreasonable waste of existing resources. As the structural deformations of dynamic digital inequality the phenomena of structural deformations of the world economy, the appearance of which directly or indirectly reflects the influence of the digital revolution, are presented. Excessive expansion of the financial sector, the use of information technology in advertising, a new wave of asymmetry of information in the real sector, fraud in Internet trade, the growth of bureaucracy, the dependent nature of information business, new incentives for the development of consumer-these phenomena include unwanted structural changes to society. Structural deformations in the financial sphere are formed on the basis of excessive movement of financial flows in the network; threats coming from the external environment; financial network breaks arising from the contradictions of the network subjects; network crisis due to the influence of various factors. Structural deformation in e-commerce can find expression in cases where it can be used for the sale of goods of lower quality; or in cases where the purchased goods cannot match the quality requested by the consumer properties (color, delivery date, size); as well as the imperfect level of customer service due to non-professional organization of delivery, unscientific marketing; logistics errors, the sale of counterfeit goods.

© В.А. Шабашев, разделы 2, 4, 2018 © Л.Н. Щербакова, разделы 1, 3, 2018

1. Введение. Взаимосвязь категорий неравенства и структурных параметров экономики была заложена в трактовках причин неравенства. В теории функционализма неравенство рассматривается как положительное явление, поскольку оно вызвано общественным разделением труда. Главным представителем данной теории выступил Э. Дюркгейм, который главные положения своей концепции изложил в работе «О разделении общественного труда» [1]. Он обратил внимание на то, что в человеческом обществе отдельные виды труда принято считать более значимыми, чем другие, основой чего является существующая пирамида ценностей данного социума. При такой системе взглядов неравенство закономерно, поскольку его предназначением выступает вознаграждение результатов деятельности самых важных субъектов хозяйственной деятельности, так как они производят блага, наиболее значимые с точки зрения общества и экономики.

В теории функционализма неравенство представляется как категория, имеющая экономические причины существования, но сам подход является достаточно поверхностным, а происхождение неравенства - незавершенным. По нашему мнению, полноту исследованию обеспечивает акцентирование внимания на взаимосвязи между разделением труда и соответствующим делением экономики на сектора. Вопрос о развитии систем связан с последовательно меняющимися экономиками: аграрной, индустриальной, постиндустриальной (информационной). В каждой из них выделяется ведущий сектор и базовые виды профессий. Различные виды деятельности относятся к определенным секторам, вторичны по отношению к ним. На каждом этапе развития выделяются ведущие сектора экономики, они обеспечивают экономический прогресс. Отрасли, входящие в состав прогрессивных секторов, получают наибольшие доходы, концентрируя капитал и ресурсы возле себя. Соответственно, отстающие в техническом развитии отрасли и сектора концентрируют меньшие доходы и ресурсы. В современных условиях динамичным сектором является сектор информационных технологий. В длительном периоде дифференциация доходов, сформировавшаяся на основе разноплановой структуры экономики, углубляется. Частично механизм углубления разрыва между доходами бедных и богатых как следствие неоднородной экономической

структуры представлен в явлении структурной бедности [2].

Взаимосвязь неравенства и экономического роста чаще всего объясняют через посредство сбережений. Накопления самых обеспеченных людей в теориях экономического роста выступают фактором, обеспечивающим поступательное развитие экономики, тем самым подчеркивается положительное влияние неравенства [3, р. 17-18]. Сбережения называются главной детерминантой в исследованиях, которые имеют совершенно противоположные выводы. Так, Р. Пребиш использовал понятие «порочного круга бедности», которое означало, что бедность воспроизводится в расширенном масштабе, проходя через определенные экономические явления и отрицательно влияя на них. По его трактовке порочный круг складывается из следующих взаимовлияющих факторов: низкий уровень доходов - низкий уровень жизни - незначительные сбережения и инвестиции - низкий темп накопления капитала - низкая производительность труда -низкий уровень заработной платы - низкий уровень доходов [4].

Однако необходимо отметить, что отсутствию накоплений у «беднонаделенной» прослойки населения может быть противопоставлен высокий уровень сбережений у самой состоятельной части населения, т. е. на темпы экономического роста дифференциация доходов не повлияет. Напрашивается вывод о рассмотрении структурного компонента во взаимосвязи неравенства и экономического развития. Неравенство искажает непосредственно производственную структуру экономики, что, в свою очередь, не только отрицательно отразится на экономическом развитии, но и вызовет дальнейшее углубление неравенства. Некоторые сегменты экономической деятельности могут расширяться за счет сковывания успешного развития других частей экономики. При таких обстоятельствах порочный круг можно представить как следующую цепочку явлений: неравенство - деформация производственно-отраслевой структуры - неравенство.

2. Обзор литературы. Негативное влияние неравенства на макроэкономические показатели развития отражается посредством потерь накоплений домохозяйств и потребительского спроса домохозяйств, то, каким образом и через какие звенья происходит деформация структуры экономики, показано в табл. 1.

Таблица 1

Неравенство - изъятия - деформация структуры экономики [5, с. 20-21]

Вид изъятий Форма изъятий Потери дохода Структурные деформации

Потери потребительского спроса домашних хозяйств Получение туристических услуг за пределами данного национального государства Потеря выручки в сферах туризма и отдыха Падение темпов роста в секторе туризма и отдыха

Получение образовательных услуг за пределами данного национального государства Потеря выручки в сфере образования Падение темпов роста в сфере образования

Получение услуг здравоохранения за пределами данного национального государства Потеря выручки в сфе-рех здравоохранения Падение темпов роста в сфере здравоохранения

Покупка недвижимости за пределами данного национального государства Потеря выручки в сферах жилищного хозяйства Падение темпов роста в жилищной сфере

Покупка объектов роскоши и прочих благ за пределами данного национального государства Потеря выручки в сфере продажи благ потребительского сектора Падение темпов роста в секторе потребительских товаров

Потери накоплений домашних хозяйств Сокращение национальных потребительских расходов самых высокодоходных домохозяйств Сокращение национальных сбережений Падение темпов роста всего реального сектора, включая инновационные отрасли

Уход сбережений самых высокодоходных домохозяйств за пределы данного государства

Коррупционные траты, неформальных сделок, ухода от налогообложения богатыми людьми

Отток ресурсов из главного сектора экономики Создание особой сферы товаров для самых высокодоходных домохозяйств: - сфера развлекательных услуг: элитные клубы, казино, рестораны Неравномерное распределение факторов производства внутри отрасли между отдельными ее частями Падение темпов роста массовых услуг креативного сектора: образования, здравоохранения, культуры

- производство особых товаров длительного пользования: большие дома, крупные автомобили, дачные коттеджи, собственные вертолеты, самолеты, личные яхты, частные бассейны, элитные спортивные клубы Неравномерное распределение факторов производства внутри отрасли между отдельными ее частями Падение темпов роста жилья, инфраструктуры, спорта и отдыха, предназначенных для широкого круга потребителей

- сфера услуг самых зажиточных граждан: наличие личных поваров, охранников, садовников, собственных водителей, дизайнеров по интерьеру, получение услуг по чистке бассейнов, обслуживанию элитных домашних животных Неравномерное распределение факторов производства внутри отрасли между отдельными ее частями Падение темпов роста массовых услуг бытового предназначения и креативного сектора: образования, здравоохранения, культуры

- сфера производства дизайнерской одежды, обуви, мебели, предметов обихода (предметы роскоши) для особой прослойки населения Неравномерное распределение факторов производства внутри отрасли между отдельными ее частями Падение темпов роста сектора потребительских благ, предназначенных для широкого круга потребителей

В табл. 1 показано, что затраты, осуществляемые самыми высокодоходными слоями населения на приобретение товаров за пределами данной национальной экономики, рас-

сматриваются как изъятия из совокупного спроса домохозяйств в анализируемом национальном хозяйстве. Сокращение одного из компонентов совокупного спроса - спроса домо-

хозяйств - приводит к падению темпов роста сопряженных с ним секторов, и чем слабее экономика данного государства, тем большими по величине будут общие экономические потери. Усугубляет ситуацию то, что продукция приобретается за иностранную валюту и по высоким ценам других государств. То есть, чем менее развита экономика данной страны, тем более вероятна ситуация, что доля расходов наиболее обеспеченных граждан, приходящаяся на импорт, будет значительной. Сокращение объема сбережений отрицательно повлияет на величину инвестиций в производящем секторе экономики, поскольку представителям высшего дециля принадлежит большая часть ресурсов. Наличие сектора товаров для богатых граждан ведет к уменьшению количества ресурсов, используемых в производстве экономических благ для основной части населения. Следствием падения расходов домохозяйств, опосредующего сужение соответствующих отраслей производства, является деформирование структуры экономики, сокращение доходов значительной части населения. В результате основная часть населения не в состоянии сформировать качественную рабочую силу, что ведет к дальнейшему возрастанию степени дифференциации доходов населения, к приостановке темпов экономического развития.

Вопрос о структурных деформациях актуален и в связи с информационным неравенством. С одной стороны, подавляющее большинство исследователей информационного общества признало, что применение цифровых технологий оказало стимулирующее влияние на темпы роста экономики. С другой - сформировалось определенное мнение, состоящее в том, что причина нездоровых тенденций мировой экономики последнего десятилетия находится в информационной экономике.

3. Методы и гипотезы. Наша позиция состоит в том, что цифровое неравенство имеет две формы: воспроизводственное цифровое неравенство и динамичное цифровое неравенство. Каждая из названных форм порождает дополнительные структурные деформации экономики. Первая форма цифрового неравенства выступает основой, по сути дела, тех же деформаций, которые свойственны неравенству как социально-экономическому явлению. Соответственно, представленные в табл. 1 деформации - это последствия воспроизводственного цифрового неравенства.

В действительности влияние информационных технологий вызывает гораздо большее количество структурных деформаций мирового хозяйства. К отрицательным последствиям развития информационной экономики и общества относятся непропорциональное расширение финансового сектора, приоритетность применения информационных технологий в рекламе, новая волна асимметрии информации в реальном секторе, мошенничество в интернет-торговле и ее неофициальный характер, срастание бюрократии с информационной экономикой, иждивенчество, спекулятивный характер персонального информационного бизнеса, новые области и стимулы для развития потребительства.

Институциональная рыночная среда подталкивает к использованию информационно-коммуникационных технологий в качестве нового инструмента в борьбе за экономическое лидерство; «логика капитализма вступает в прямое и неразрывное противоречие с логикой информационных технологий» [6, с. 33]. Цифровое неравенство, находящее выражение в информационном противоборстве, информационных войнах, проявляет себя как конкуренция в более жестких формах. Нельзя не согласиться с мнением, что информационное пространство в силу своих глубинных свойств имеет более ярко выраженное иерархичное устройство по сравнению с обычным материальным пространством, поэтому информационная революция с большой степенью вероятности приводит к деформациям материального мира, в особенности это касается проблемы социально-экономического неравенства в обществе [7].

Вторая форма информационного неравенства, динамичное цифровое неравенство, активно проявляет себя в инфопотребляющих отраслях. Развитым странам принадлежит первенство в использовании информационных технологий в тех сегментах экономики, которым были близки свойства качественно нового уровня информации. Возросшие темпы движения и качества обслуживания виртуальной цифровой информации нашли адекватное отражение и применение, в первую очередь в отраслях непроизводственной сферы, а именно: денежно-кредитных операциях, торговле, рекламном бизнесе. Высокий уровень иерархичности устройства цифровой экономики обусловливает взаимосвязь и взаимозависимость интеллектуальной элиты с верхними эшелонами власти или финансовой верхушкой [6]. Сектор фи-

нансово-кредитных отношений в первую очередь реализовал преимущества, заключенные в цифровых технологиях, воплотил это в процесс получения сверхприбыли. Такие инструменты финансового сектора, как электронные деньги, долговые обязательства, фиктивный спекулятивный спрос, производные инструменты, получили самое широкое распространение на основе использования неосязаемого характера информационных продуктов.

Новая мощная волна интернационализации финансовой сферы происходит с 1980 г., высокие темпы информационной революции, включающие формирование электронно-коммуникационной инфраструктуры, существенно усиливают этот процесс. Важным фактором стало то, что финансово-кредитные операции в этом периоде начинают функционировать в режиме реального времени, поэтому пространственные барьеры теряют прежнее значение. Как следствие, валютные, кредитные, финансовые рынки имеют более высокую динамику, чем товарные рынки. Дневной оборот на указанных рынках превышает оборот международной торговли благами и услугами в несколько десятков раз. Формируется такое явление, как сетевые финансы, которые проявляются в следующих формах:

• возрастание объема финансовых потоков, а именно переводов при посредстве платежных систем, расширение масштаба финансовых коммерческих сделок на электронной основе;

• формирование финансовых монополистических структур, распространивших свое влияние на весь мир при помощи системы аффилированных фирм;

• поддерживание отношений между финансовыми субъектами при помощи информационных технологий.

Глобализация сетевых технологий, особенно в применении к инновациям в финансовой сфере, вызывает возрастание опасности рисков, существующих в финансовых отношениях. Всё чаще высказывается мнение, что в финансовой сфере самую большую угрозу заключают в себе контакты, взаимодействия субъектов сетевых денежно-кредитных рынков [8].

Однако вряд ли технические свойства сети являются причиной циклических потрясений информационной финансовой экономики, намного более вероятной основой выступают противоречия ее участников, отсутствие интеграционной тенденции в их отношениях. Но-

вые технологии для самых состоятельных агентов финансового сектора выступают средством преумножения прибыли и сокращения возможностей конкурентов. Отсутствие общих целей у финансовых субъектов препятствует единству их интересов и консолидации, делает невозможными попытки контроля за движением финансовых потоков, поэтому складывается диспропорциональное, несбалансированное, кризисное развитие сети, разрывы в ней.

Становление цифровой экономики способствовало появлению электронных валютных и фондовых бирж, что дало мощный толчок возможности расширения спекулятивных игр на биржах. Так, благодаря системе Forex каждый человек, который пробрел компьютер и в состоянии пользоваться услугами Интернета, может стать участником игр на валютной бирже. Хотя финансовые спекуляции существуют давно, в современных условиях резко возросли и масштабы спекулятивных сделок, и уровень котировок ценных бумаг по сравнению с предыдущим периодом. К примеру, даже в период завершения самой тяжелой фазы финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг. на фондовом рынке США был отмечен очень высокий темп роста индексов, в частности индекс Standart and Poor's возрос с июля 2009 г. по июль 2014 г. с 800 до 2000 пунктов [9].

Информационная революция в экономике и обществе изменила отношение к деньгам. Новая волна роста электронных денег, появление веб-денег выступают тому подтверждением. Увод значительных сумм денег в оффшорные зоны был простимулирован системой электронных расчетов. Возникающее на данной основе явление уклонения налогоплательщиков от обязанности должной уплаты налогов причиняет ущерб бюджету государств, что сокращает возможности экономического и социального роста. Кроме того, применение информационных систем в финансовой сфере приводит к ускорению оборачиваемости денег, и число оборотов в данном случае может стремиться к бесконечности, а количество спрашиваемых в экономике денег, требующееся для совершения сделок, в соответствии с расчетами, должно приближаться к нулю. В теории информационной экономики поднимается вопрос об отмирании денег [10].

То, что нарастание дисбаланса на финансовых рынках однозначно ускорено применением информационно-коммуникационных

технологий, доказывается специальными исследованиями, анализирующими степень взаимозависимости между развитием информационно-коммуникационных технологий и формированием финансовых «пузырей». Механизм их создания таков: на первой стадии инновационного освоения технологий риски, как правило, высоки, котировки акций бывают отрицательными. По мере развития информационной экономики меняется динамика стоимости акций лидирующих компаний информационно-коммуникационного сектора, а в информационном поле финансового сектора широко распространяются сведения о высоком уровне их доходности. На рынке ценных бумаг формируется ажиотажный спрос на фиктивный капитал информационно-коммуникационных компаний, цена акций информационного сектора отличается повышенным уровнем. Таким образом, на основе неадекватной информации создается финансовый «пузырь»; если бы в условиях перенасыщения рынка поступила информация о правильных оценках стоимости ценных бумаг, то его можно было ликвидировать, однако асимметрия информации и влияние институциональных факторов мешают их устранению.

Выделим цифровое неравенство второго вида, так называемое динамичное неравенство, которое, подталкивая борьбу за получение эффекта от преимуществ информационно-коммуникационных технологий, не дает возможности сбалансировать экономику. Вторая форма цифрового неравенства ведет к деформациям структуры экономики, примером чего является диспропорция между финансовым и реальным сектором, а косвенным катализатором выступил информационно-коммуникационный сектор.

Структура сферы обмена меняется под влиянием возрастания доли электронной коммерции. Активное освоение потребителями рынка мобильной связи и многократное возрастание участников социальных сетей способствуют ее активизации. Так, в 2016 г. доля населения России, использовавшая Интернет для приобретения одежды и обуви, составила 48 %, финансовых услуг - 29 %, предметов домашнего обихода - 26 % [11]. Интернет-торговля быстро захватывает рынки, поскольку имеет много преимуществ по сравнению с классической сферой реализации товаров, к ее достоинствам следует отнести:

• глобальный охват рынков, т. е. реализуется возможность продавать товары на рынках

любых стран, независимо от их пространственного положения;

• сокращаются затраты торговых точек благодаря уменьшению расходов на открытие коммерческого предприятия, затрат на ведение документооборота, затрат, связанных с продвижением товара, и т. д.;

• возможность предлагать и продавать товар круглосуточно;

• возможность заключения сделок онлайн;

• обслуживание становится адресным, продукция ориентируется на конкретных покупателей.

Кроме указанных преимуществ в явлении электронной торговли наличествуют и определенные отрицательные черты. Электронная торговля, реализуясь в нематериальном кибер-пространстве, дает тем самым основу для невыполнения своих обязательств. Оппортунистически настроенные продавцы могут воспользоваться спецификой электронной торговли, получить выигрыш в виде конкурентных преимуществ. Если в стране не развита торговая сеть и низкий уровень информационной культуры общества, то вероятность оппортунистического поведения субъектов интернет-торговли усиливается.

В условиях становления цифровой экономики большая часть торговых онлайновых операций могла реализовываться на нелегальной основе, поскольку контроль внешнего доступа к сайтам был, по сути дела, невозможен. В такой ситуации становятся реальными как уклонение от уплаты налогов, так и снижение защиты потребителей. Частая смена документов, относящихся к тому, кто является юридическим лицом, способствовала расширению числа незаконных сделок, проводимых в киберпростран-стве. Уже разрабатываются механизмы защиты от угроз, существующих в электронной торговле, однако ее риски считаются специфическими, что объясняется относительно небольшим периодом существования интернет-торговли и периодом ее анализа, исследования; пока не выработаны даже четкие критерии ее классификации. Уровень мошенничества в Интернете остается высоким. Более того, мошенничество является фактором, сдерживающим развитие всей электронной коммерции [12], так как оно становится орудием для обогащения в виртуальном рыночном пространстве. Механизмы мошенничества разнообразны. Так, посылка вирусов и вредоносных программ за-

частую приводит к остановке деятельности магазина, функционирующего в виртуальном пространстве. Хакеры осуществляют взломы сайтов онлайновых торговых точек, закрытых разделов на платных сайтах, сайтов провайдеров услуг Интернета.

Показатель мошенничества, в частности его мультипликатор, увеличился с 2,69 дол. в 2012 г. и 2,79 в 2013 г. до 3,08 в 2014 г.1 Итак, цифровая дифференциация, реализуемая в интернет-торговле, приводит к возникновению определенной структурной деформации: расширяется сегмент торговли, базирующийся на обмане и мошенничестве, ему характерно уклонение от принятых обязательств, в числе прочего это касается налоговых выплат. В данной ситуации зря расходуются общественные ресурсы, страдают потребители и бизнес.

Информационная экономика формирует деформации и в области потребления. Почти единодушно информационное общество трактуется как социум, имеющий цели, противоположные обществу массового потребления, в частности данной точки зрения придерживается Д. Белл [13]. Теоретики информационного общества считают его общественной системой с новой пирамидой ценностей. Необходимость выбора новой модели развития обусловила иное отношение к характеру потребления в современном обществе, в числе прочего оно называется паразитическим, высказывается мнение о кризисе общества потребления [14]. Явление потребительства выступает деформацией в сфере потребления [15]. Потребление, оказывая обратное влияние на производственный процесс, искажает структуру производства:

• потребительство способствует ускорению темпов роста национальной экономики, стимулируя производство дополнительных благ;

• потребительство вызывает необходимость использования дополнительных ресурсов, что не соответствует современным целям развития;

• потребительство влияет на деформирование качества роста, поскольку его структура меняется, прежде всего, в зависимости от внешних факторов, а не из-за личных потребностей;

• значимое влияние на характер и структуру потребления оказывает реклама.

Деформация потребностей выражается в следующих формах:

1. Поведению людей с высоким уровнем дохода («праздному классу») характерна своя

специфика. Как правило, их потребительский выбор объясняется эффектом сноба и эффектом Веблена. В обоих случаях следствием является расширение сектора товаров для богатых. Встречается мнение о существовании «страны богачей», в частности в США (1 % населения), где особый уровень жилья, образования, здравоохранения, отличающийся от прочего населения образ жизни [16].

2. Перекосы проявляют себя в области факторов спроса. Например, фактор моды, рассматриваемый в классической микроэкономике как потребительские предпочтения, является иррациональным с точки зрения общества. Изменчивость моды приводит к отказу от благ, потребительная стоимость которых еще не исчерпана, порождается, можно сказать, моральный износ вещей. Происходит скопление ненужных потребительских благ в хозяйстве семей: одежды, обуви, которые превращаются в отходы или реализуются в торговой системе «секонд-хэнд».

По мере углубления информационной экономики рекламная отрасль усиливает свое влияние на экономику, общество, процесс потребления. Киберпространство быстро расширяется, охватывет огромную часть целевой аудитории, являясь перспективным рекламоносителем. Сфера рекламной деятельности существенно расширяется, несмотря на циклические потрясения, снижение темпов роста, падение инвестиционной активности в глобальной экономике. Вызовом информационной эпохи является то, что рекламная отрасль становится пространством для ведения информационных войн. Существует прогноз, что темпы роста рекламы будут расти и в развивающихся, и в развитых странах. В то же время меняется структура рекламного сектора на базе информационной революции. Устойчивость приобретает тенденция вытеснения интернет-рекламой обычных форм рекламы. Так, по мнению аналитиков, сегмент цифровой рекламы становится главным драйвером рынка, его рост составит 8,7 %, а доля достигнет 34,4 %. В ближайшей перспективе на долю телевидения и Интернета будет приходиться почти 80 % всего объема инвестиций в рекламу2.

Реклама в электронном пространстве отличается определенными преимуществами:

• падение затрат на совершение операций;

• направленность рекламы на конкретных людей;

• возможность получения отзывов от клиентов;

• наличие дополнительных способов донесения информации до клиентов (использование спама, вирусные стратегии, рассылки по электронной почте);

• возможность выявить результативность рекламы на основе специальных программ.

Во-первых, реклама привела к тому, что выбор молодого поколения в вопросах о стиле жизни, качестве жизни, потребительском выборе определяется Интернетом, поэтому идет речь о порабощении сознания людей, о подчинении их деятельности манипулятивным практикам [17]. Реклама полностью изменила отношение людей к вещам. Во-вторых, реклама активно стимулирует тенденцию к использованию заемных средств. В-третьих, воспитала у потребителей привычку предоставлять информацию о себе в электронном пространстве, что используется бизнесом для создания клиентских баз. В-четвертых, реклама воздействует на падение активного, творческого начала в функционировании людей в цифровом обществе (всё в большей мере возрастает стремление людей удовлетворять свои потребности, не отходя от компьютера, виртуально совершаются покупки, перевод средств, общение, игры).

Обобщая сказанное, можно отметить следующее: при несомненном наличии плюсов электронной рекламы, роста ее значения, она влияет на деформирование экономики -на структуру, цены и новые формы потребительства.

Следующий вид деформаций связан с явлением индивидуального электронного бизнеса. Расширяются исследования по изучению новой формы занятости, нового поколения фри-лансеров - самозанятых через Интернет, которые предлагают к продаже не свою рабочую силу, а информационный продукт. Электронные фрилансеры формируют такую группу занятых, которые сами определяют распорядок дня, сферу деятельности, они склонны к самосовершенствованию, могут заниматься разработкой интернет-сайтов, переводами, образовательными услугами. Социальные сети выступают надежной основой для развития электронного фрилансерства, после выполнения работы фрилансером сеть распадается, работник вновь свободен.

Электронная занятость имеет свойства малого бизнеса, реализуемого в Интернете. Вир-

туальный характер отношений подталкивает интернет-предпринимателей к тому, чтобы информационное пространство превратить в арену для организации мошенничества, обмана, реализации некачественных благ. В данном рыночном сегменте наиболее ловкие предприниматели заработали достаточно большие доходы, распространяя тексты, имеющие потребительскую направленность. Теоретики обогащения успешно распространяют в Интернете статьи, называемые «информационными продуктами», в которых даются советы о том, как быстро заработать солидную сумму денег, с этой же целью проводятся веб-конференции и веб-семинары. Самым успешным авторитетным зарубежным и российским авторам удается привлечь на свои обучающие курсы достаточно большое количество людей, стоимость обучения их тренингов и мастер-классов высока [18; 19]. Публикации фрилансеров данного направления посвящены преимущественно маркетингу информационных продуктов и работ, выполняемых на компьютере.

Вызывает интерес направленность нового вида занятости - электронной занятости. Труд копирайтеров и рирайтеров служит цели сбора аудитории для блогов, сайтов, чатов, форумов. Показательно, что в общем объеме прироста рекламы самой высокой является доля контекстной рекламы. Специалисты по монтажу видеороликов и веб-дизайнеры необходимы для того, чтобы делать сайты более привлекательными, поэтому данные профессии востребованы прежде всего рекламными агентствами. С рекламой связана и деятельность менеджеров по интерактивной рекламе, видеоканала YouTube, по рекламе для малого бизнеса, специалистов по контекстной рекламе, консультантов продающегося сайта.

Фрилансеры, по сути дела, не относятся к лицам наемного труда, поскольку они являются владельцами средств производства: они сами приобретают компьютеры, покупают программы, оплачивают услуги Интернета, а возмещаются им только трудовые затраты.

Таким образом, можно выделить четыре вида экономических деформаций в электронном бизнесе:

• бесполезность, как правило, так называемых «информационных продуктов» фрилансе-ров с точки зрения общества;

• концентрация занятости и доходов в предпринимательской среде Интернета преимущественно в рекламной и торговой сфере;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• наличие «провала рынка», проявляющегося в эксплуатации электронных работников, применяющих собственную технику;

• формирование питательной среды для всевозможного мошенничества, уклонения от своих обязательств, характерное и для заказчиков, и для исполнителей услуг.

Во взаимосвязи реального и финансового секторов экономики проявляется асимметричность информации, что может повлечь за собой неверные посылки при выдаче кредита, установлении процентной ставки по выданным кредитам и степени выгодности инвестиций. На целевые ориентиры развития и соотношение отраслей реального сектора существенное влияние оказывает реклама, она является базовым инструментом конкурентной борьбы. Так как масштаб рекламной деятельности сильно колеблется в зависимости от фазы цикла экономики, то те предприятия, которые не прекращали вкладывать в нее во время кризиса, по его завершению становятся сильнее своих кон-

курентов. Те хозяйственные единицы, которые своевременно не позаботились о вложениях в рекламу, теряют потребительский спрос и масштаб производства. Итак, объем рекламых операций определяет удельный вес разных отраслей в экономике, т. е. меняется ее структура.

Реальный сектор зависит и от спроса потребителей, т. е. на него влияют деформации спроса, кроме того, на нем негативно отражается бюрократизация экономики. К сожалению, необходимо отметить, что развитие информационно-коммуникационных технологий является основой возрастания давления управляющего звена на хозяйственные процессы. В исследованиях, посвященных содержательным признакам информационного общества, обращалось внимание на опасность злоупотреблений в контроле над информацией, формирования инфор-матизированно-бюрократической системы.

В целом, структурные деформации, порожденные второй формой цифрового неравенства, можно представить в табл. 2.

Таблица 2

Структурные деформации, обусловленные динамичным цифровым неравенством [5, с. 30-31]

Сфера деятельности Негативные последствия Структурные деформации

Финансовая сфера Чрезмерное расширение долговых обязательств; электронных денег; производных инструментов; фиктивного, спекулятивного спроса; развитие финансовых пузырей Изъятия ресурсов, доходов из производственного сектора в пользу финансового, вызывающие падение темпов и качества роста реального сектора экономики

Электронная торговля Мошенничество, уклонение от налоговых платежей, отказ, изменение договорных условий Сокращение поступлений средств в бюджетный фонд, сокращение спроса домохозяйств вследствие потерь от мошенничества, падение темпов развития торговой отрасли

Электронная реклама Расширение рекламного сектора через развитие электронной рекламы, рост ее влияния на структуру спроса Искаженный спрос формирует искажение структуры экономики, влияние виртуальной среды на образование стоимости ведет к росту цен

Сфера потребления в информационном обществе Искажение потребительских предпочтений, усиление тенденции потребительства: выбор потребительских предпочтений в зависимости от электронной аудитории; зависимость приоритетов молодежи от интернет-шаблонов о стиле жизни, качестве жизни, навязывание мнения электронной рекламы о стремлении к получению кредитов; увеличение степени пассивности человека информационного общества (проведение за компьютером максимально возможного времени: перестройка на образ жизни, при котором в большей мере возможно удовлетворение потребностей домо-хозяйств, не отходя от компьютера - общение, развлечения, платежи, приобретения Обратное влияние потребления на реальный сектор, способствование созданию новых деформаций в производственной структуре, дифференциации доходов, излишнее расходовании ресурсов

Окончание табл. 2

Сфера деятельности Негативные последствия Структурные деформации

Информационный бизнес Концентрация занятости и доходов в предпринимательской среде Интернета преимущественно в рекламной и торговой сфере; формирование питательной среды для всевозможного мошенничества, уклонение от своих обязательств, характерное и для заказчика, и для исполнителей услуг Потеря доходов и ресурсов в виде их изъятий из производительных сфер деятельности

Реальный сектор информационной экономики а) Асимметрия в развитии реального и финансового секторов; б) последствия отрицательного влияния рекламы; в) деформации в управлении; г) воздействие на экономику деформированного спроса Изъятие инвестиционных ресурсов из промышленного сектора экономики, падение темпов развития ведущих отраслей национальной экономики, включая инфраструктуру

4. Результаты. В данной статье была обоснована дальнейшая деформация структуры экономики, обусловленная наличием цифрового неравенства, собраны данные структурные деформации.

Это важный пункт в исследовании явления цифрового неравенства. Оно не только не «закрылось» (как говорится во множестве зарубежных источников), но и всё активнее себя проявляет через отрицательное влияние на экономику и общественное развитие посредством формирующихся структурных деформаций.

Данную тенденцию необходимо учитывать в новой концепции и модели развития общества.

Примечания

1 Шульц Д. Во сколько обходится мошенничество / пер. Л. Пеленицына // New Retail. URL: https:// new-retail.ru/business/ekonomika/vo_skolko_obkhodit-sya_moshennichestvo5322/.

2 Дружинин А. ТВ и digital соберут 80 % рекламных бюджетов в России // Sostav.ru. 2016. 31 марта. URL: http://www.sostav.ru/publication/tv-i-digital-sobe-rut-80-reklamnykh-byudzhetov-v-rossii-21688.html.

Литература

1. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. - М : Наука, 1991. -576 с.

2. Качество жизни населения в России и ее регионах : моногр. / под ред. С. В. Кущенко, Г. П. Литвинцевой, Л. А. Осьмук. - Новосибирск : Изд-во НГТУ, 2009. - 560 с.

3. Voitchovsky S. The effects of inequality on growth: perspectives from the theoretical literature : working paper. - April 25, 2010. - 48 p. - URL : https://tobinproject.org/sites/tobinproject.org/files/as-sets/Voitchovsky_Sarah_effects_inequality_growth.pdf.

4. Prebisch R. Socio-Economic Structure and Crisis of Peripheral Capitalism // CEPAL Review. -1978. - № 6. - P. 159-252.

5. Щербакова Л. Н. Влияние информационного неравенства на современную экономику : автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - Томск, 2017. - 43 с.

6. Бродский Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода. - М. : ГУ-ВШЭ, 2005. -224 с.

7. Балацкий Е. В. Технологии, изменяющие науку // Информационное общество. - 2006. -№ 5-6.- С. 91-95.

8. Саввина О. В. Сетевые финансы // Вестн. Рос. экон. ун-та им. Г.В. Плеханова. - 2014. -№ 1 (67). - С. 59-67.

9. Толкачев С. А., Попов А. К. Формирование финансовых пузырей на стадии роста экономической системы // Вестн. финансового ун-та. - 2015. - № 2 (86). - С. 84-95.

10. Пономарева Н. В. Налоги в электронном государстве и процессы информатизации // Финансы. - 2014. - № 1. - С. 19-22.

11. Индикаторы цифровой экономики: 2017 : стат. сб. / Г. И. Абдрахманова и др. - М. : НИУ ВШЭ, 2017. - 320 с.

12. Бирюков П. И. Интернет-шопинг. - М. : Феникс, 2012. - 160 с.

13. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования : пер. с англ. - М. : Academia, 2004. - 788 с.

14. Шабанова М. А., Гицалова Т. А. Социально-экономические факторы развития этичного потребления в современном мире: есть ли будущее у России // Социологические исследования. -2015. - № 3 (371). - С. 150-160.

15. Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Тенденция потребительства как отрицательный потенциал становления информационного общества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 6: Экономика. - 2013. -№ 4. - С. 43-50.

16. Клинов В. Когда «экономическая и политическая система не в порядке» // Мировая экономика и международные отношения. - 2014. - № 1. - С. 109-119.

17. Шаповалова И. С. Влияние интернет-технологий на поведение и интеллектуальное развитие молодежи // Социологические исследования. - 2015. - № 4 (372). - С. 148-151.

18. Парабеллум А., Мрочковский Н. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег. - СПб. : Питер, 2012. - 192 с.

19. Трилливен Ф. Открой свой электронный бизнес: 10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий. - М. : ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 640 с.

References

1. Durkheim Е. The Division of Labour in Society. Rules of Sociological Methods, Moscow, Nauka publ., 1991, 576 p. (in Russian).

2. Kushchenko S.V., Litvintseva G.P., Os'muk L.A. (Eds.) Kachestvo zhizni naseleniya v Rossii i ee regionakh [The quality of life of the population in Russia and its regions], Monograph, Novosibirsk, Novosibirsk State Technical University publ., 2009, 560 p. (in Russian).

3. Voitchovsky S. The effects of inequality on growth: perspectives from the theoretical literature, working paper, April 25, 2010, 48 p., available at: https://tobinproject.org/sites/tobinproject.org/files/as-sets/Voitchovsky_Sarah_effects_inequality_growth.pdf.

4. Prebisch R. Socio-Economic Structure and Crisis of Peripheral Capitalism. CEPAL Review, 1978, no. 6, pp.159-252.

5. Shcherbakova L.N. Vliyanie informatsionnogo neravenstva na sovremennuyu ekonomiku [The impact of information inequality on the modern economy], Author's abstract, Tomsk, 2017, 43 p. (in Russian).

6. Brodskii B.E. Lektsii по makroekonomike perekhodnogo perioda [Lectures on Macroeconomics of transition], Moscow, HSE publ., 2005, 224 p. (in Russian).

7. Balatskii E.V. Tekhnologii, izmenyayushchie nauku [Technologies, changing science]. Information Society, 2006, no. 5-6, pp. 91-95. (in Russian).

8. Savvina O.V. Network finance. Vestnik of the Plekhanov Russian University of Economics, 2014, no. 1 (67), pp. 59-67. (in Russian).

9. Tolkachev S., Popov А. Financial bubble formation at the growth stage of an economic system. Bulletin of The Financial University, 2015, no. 2 (86), pp. 84-95. (in Russian).

10. Ponomareva N.V. Nalogi v elektronnom gosudarstve i protsessy informatizatsii [Taxes in the electronic state and informatization processes]. Finance, 2014, no. 1, pp. 19-22. (in Russian).

11. Abdrakhmanova G. et al. Digital Economy Indicators in the Russian Federation: 2017, Data Book, Moscow, HSE Publ., 2017, 320 p. (in Russian).

12. Biryukov P.I. Internet-shoping [Online shopping], Moscow, Feniks Publ., 2012, 160 p. (in Russian).

13. Bell D. The Coming of Post-Industrial Society: A Venture in Social Forecasting, Moscow, Academia publ, 2004, 788 p. (in Russian).

14. Shabanova M.A., Ghitsalova T.A. Social economic factors for developing ethical consumption in contemporary world: Is there a future in Russia? Sociological Studies, 2015, no. 3 (371), pp. 150-160. (in Russian).

15. Shabashev V.A., Shcherbakova L.N. Consumerism Tendency as Negative Potential of Formation of Information Society. Moscow University Economics Bulletin, 2013, no. 4, pp. 43-50. (in Russian).

16. Klinov V. When "Economic and Political Systems Are out of Order". World Economy and International Relations, 2014, no. 1, pp. 109-110. (in Russian).

17. Shapovalova I.S. Internet-communications impact of behavior and intellectual development of young people. Sociological Studies, 2015, no. 4 (372), pp. 148-151. (in Russian).

18. Parabellum A., Mrochkovskii N. Kouching kak biznes. Prakticheskaya model' dlya zarabaty-vaniya deneg [Coaching as a business. A practical model for making money], St. Petersburg, Piter publ., 2012, 192 p. (in Russian).

19. Treleaven Ph. E-Business Start-Up. The Complete Guide to Launching Your Internet and Digital Enterprise, Moscow, FAIR-PRESS publ., 2002, 640 p. (in Russian).

Сведения об авторах

Шабашев Владимир Алексеевич - д-р экон. наук, профессор кафедры экономической теории и государственного управления

Адрес для корреспонденции: 650043, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6 E-mail: bash@kemsu.ru

Щербакова Людмила Николаевна - д-р экон. наук, доцент кафедры экономической теории и государственного управления

Адрес для корреспонденции: 650043, Россия, Кемерово, ул. Красная, 6 E-mail: ludmilashc@yandex.ru

About the authors

Shabashev Vladimir Alexeevich - Doctor of Economic sciences, Professor of the Department of Economic Theory and State Management Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo, 650043, Russia

E-mail: bash@kemsu.ru

Shcherbakova Lyudmila Nikolaevna - Doctor of Economic sciences, Associate Professor of the Department of Economic Theory and State Management Postal address: 6, Krasnaya ul., Kemerovo, 650043, Russia

E-mail: ludmilashc@yandex.ru

Для цитирования

Шабашев В. А., Щербакова Л. Н. Структурные деформации цифрового неравенства // Вестн. Ом. ун-та. Сер. «Экономика». - 2018. - № 3 (63). - С. 78-89. -РО!: 10.25513/1812-3988.2018.3.78-89.

For citations

Shabashev V.A., Shcherbakova L.N. Structural deformations of a digital inequality. Herald of Omsk University. Series "Economics", 2018, no. 3 (63), pp. 78-89. DOI: 10.25513/1812-3988.2018.3.78-89. (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.