ISSN 1994-5094 ♦-
185 -♦
Yelena Zinovyevna Gerchikova,
PhD in Economics,
associate professor of the department of trade, tourism and hospitality industry, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
Yeugenia Pavlovna Spiridonova,
PhD in Philosophy,
associate professor of the department of trade, tourism and hospitality industry, Saratov socio-economic institute (branch) of Plekhanov Russian University of Economics
УДК 60.5
Елена Зиновьевна Герчикова,
кандидат экономических наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
Евгения Павловна Спиридонова,
кандидат философских наук, доцент кафедры торгового дела, сервиса и гостинично-туристического бизнеса, Саратовский социально-экономический институт (филиал)
РЭУ им. Г.В. Плеханова
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СФЕРЫ РЕКРЕАЦИИ И ТУРИЗМА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В статье исследуется проблема влияния цифровых технологий на сферу рекреации и туризма. Проблемным полем исследования становятся социальные следствия внедрения цифровых инноваций в досуговой сфере, рекреационных практиках и туристских предложениях. Социологический подход к анализу происходящих изменений позволил выявить формирование новых тенденций в образе жизни, досуговых предпочтениях современного человека, в функционировании оздоровительной медицины, в индустрии туризма, спорта, развлечений. Исследование показало, что изменения, происходящие в сфере досуга, рекреации, туризма, являются социологическими маркерами фундаментальных социальных трансформаций. Сделан вывод, о том, что такие социологические показатели, как социальное неравенство, социальная девиация, социальная эксклюзия, получают новое содержание под влиянием цифровых технологий.
Ключевые слова: цифровая экономика, рекреация, туризм, цифровое неравенство, цифровая эксклюзия.
SOCIOLOGICAL ASPECTS OF THE CHANGES IN THE RECREATION AND TOURISM INDUSTRY IN THE CONTEXT OF DIGITAL ECONOMY
The article studies the impact of digital technologies on the sphere of leisure and tourism. The research is focused on social consequences of the introduction of digital innovations in leisure, recreational practices and tourist products. The authors use sociological approach to the analysis of the ongoing changes and identify new trends in the way of life, leisure preferences, health-improving activities, tourism, sports, and entertainment industries. The study shows that the changes that are happening in the sphere of leisure, recreation, and tourism are sociological markers of fundamental social transformations. It is concluded that such sociological indicators as social inequality, social deviation, and social exclusion are being transformed and receive new meaning under the influence of digital technologies.
Keywords: digital economy, recreation, tourism, digital inequality, digital exclusion.
Вопрос о вхождении в цифровую экономику является ключевым в политической повестке дня, формирует мейнстрим обсуждений в профессиональных и бизнес-сообществах, обнаруживает актуальность в повседневных практиках современного человека. Широкое распространение цифровых технологий в экономической и политической сферах, их внедрение в профессиональные компетенции и повседневную жизнь формируют новое проблемное поле, актуализирующее необходимость изучения и понимания этих процессов.
Согласно данным исследования аналитиков International Data Corporation, опубликованного в 2016 г., общие мировые затраты на технологии цифровой трансформации будут ежегодно расти на 16,8% и достигнут к 2019 г. 2,1 трлн долл. По прогнозам консалтинговой компании Accenture, использование цифровых технологий должно до-
бавить в 2020 г. 1,36 трлн долл., или 2,3% ВВП в общем объеме ВВП ведущих мировых экономик. ВВП развитых стран подрастет за счет цифровой экономики на 1,8%, а ВВП развивающихся стран -на 3,4%. The Boston Consulting Group прогнозирует, что объем цифровой экономики к 2035 г. может достичь 16 трлн долл. Эти цифры не только указывают на тотальное распространение цифровых технологий и демонстрируют масштаб финансовых инвестиций и политического значения процессов цифровизации, но и говорят о возможности формирования социальных угроз, близких по масштабу.
В этой связи может быть сформирован актуальный социологический контекст исследования влияния цифровых технологий на социальную сферу, который связан как минимум с несколькими проблемными блоками.
186 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
Прежде всего, распространение цифровых технологий запускает новые механизмы организации бизнеса, внося существенные изменения не только в технологические процессы, но и в содержание деятельности предприятий различных отраслей. Изучение возможностей внедрения и потенциала применения информационных технологий в досу-говой и туристско-рекреационной сфере составляет актуальную исследовательскую проблематику.
Кроме того, существует необходимость в изучении потенциальных социальных рисков, вызванных широким распространением цифровых технологий, в анализе формирования таких фундаментальных социальных проблем, как рост цифрового разрыва между отдельными людьми, между бизнесами внутри стран и между странами.
Изучение влияния цифровых технологий на образ жизни, досуговые предпочтения, выбор предложений в индустрии туризма и рекреации позволяет сформировать актуальную проблематику социологии досуга, социологии повседневности и социологии личности.
Обозначенная тематика выступает смысловым контекстом нашего исследования. Целью статьи является рассмотрение трансформаций, возникающих в индустрии досуга, рекреации и туризма вследствие внедрения цифровых технологий в отрасль, выявление и анализ актуальных тенденций, являющихся следствием цифровизации социальной среды.
Анализ проблем внедрения цифровых технологий в сферу досуга, рекреации и индустрию туризма невозможен без некоторой терминологической пропедевтики. Прежде всего, необходимо определиться с дефиницией понятия «цифровая экономика», так как его широкое использование в различных теоретических и практических контекстах отнюдь не означает однозначности его трактовок. Термин ввел в употребление признанный специалист в области информатики профессор Массачу-сетского института технологий Н. Негропонте еще в 1995 г., противопоставив его традиционной, «аналоговой» экономике. Термин не только прижился, но и образовал исследовательский и технологический мейнстрим. На сегодняшний день можно говорить о существовании по крайней мере двух подходов к пониманию этого понятия. Первый подход предполагает, что цифровая экономика - это экономика, основанная на применении цифровых технологий. Такая интерпретация цифровой экономики описывает ее как часть экономики, по сути сведенной к области электронных товаров и услуг. Примерами, такого подхода могут служить телемедицина или дистанционное обучение.
Второй подход определяет цифровую экономику как все экономическое производство и потребление, связанное с использованием цифровых технологий. Нетрудно видеть, что такое понимание является расширенным, так как вовлекает в свою орбиту не только узко понимаемые бизнес-процессы, но и так называемый интернет вещей, Индустрию 4.0, сети связи пятого поколения, другие инновационные явления.
В последние годы эти подходы были дополнены в связи с тем, что многие отрасли, в том числе причисляемые к реальному сектору, претерпевают серьезную цифровую трансформацию. Особенно актуальными процессы цифровизации стали в сфере обслуживания. В частности, охваченными цифровыми технологиями оказались ретейл, пассажирские и грузовые перевозки, туризм, сельское хозяйство, общепит, гостиничный бизнес, медицина, госуправление. Предприятия этих индустрий, уловившие тренд и начавшие внедрение инноваций, оказались по сути интернет-компаниями.
Применение цифровых технологий в сфере досуга, рекреации, туризма становится не только проблемой практического развития условий внедрения цифровых средств в отрасль, но и поводом для теоретизирования. Как отмечают исследователи, цифровые технологии в отрасли досуга, рекреации и туризма представляют собой « всю совокупность средств и методов, с помощью которых реализуются процедуры регистрации, сбора, передачи, хранения, обработки, выдачи информации и принятия управленческих решений в различных информационных системах» [5, с. 34]. Прежде всего, речь идет об информационных системах электронного поиска, бронирования, продаж, программах, обеспечивающих взаимодействия предприятий отрасли, технологиях, направленных на формирование и продвижение инновационных турпродук-тов, а также о самих продуктах. Кроме того, важную роль начинают играть технологии и инновации, применяемые в индустрии гостеприимства. Так, можно указать на активное использование приложений для мобильных гаджетов, которые некоторые гостиничные предприятия предлагают установить гостям и пользоваться своим смартфоном как универсальным ключом ко всем услугам отеля, в том числе для открывания двери номера, заказов в ресторане, вызова персонала, управления телевизором и системой климат-контроля в номере. Помимо этого, в приложения часто интегрируются карта, на которой отмечены ближайшие интересные места, лучшие магазины, сервисы заказа такси и пр. К возможностям цифровых инноваций в гостиничной сфере можно отнести «умное» напольное покрытие, изготовленное из плиток со встроенной технологией радиочастотной идентификации, «умную» бытовую технику для уборки номеров, создания комфортного микроклимата и т.д. Нетрудно видеть, что этот комплекс цифровых инноваций, коррелирующий с высокими потребительскими стандартами, не только направлен на удовлетворение клиентских запросов в уровне удобства и комфорта, но и призван сформировать новые высоты в психологии потребления. В этой связи особое значение в индустрии рекреационного обслуживания начинают играть системы CRM (Customer Relationship Management) и клиентской аналитики, которые не видны потребителям, но позволяют менеджерам лучше понимать клиентов, прогнозировать их запросы и поведение, формировать новые предложения, опираясь на предыдущие заказы и устоявшиеся
НБЫ1994-5094 ♦-
187 -♦
паттерны потребления. По своей сути СЯМ-система - клиентская база данных, позволяющая получить полную аналитику по каждому клиенту, его доходности, покупательским предпочтениям. Мы видим, что с помощью таких систем компании могут предоставлять гораздо более высокий уровень сервиса. Однако нельзя не понимать, что интенсивное развитие цифрового маркетинга актуализирует круг проблем, связанных с социальным контролем, манипулированием не только потребительским, но и политическим поведением, с кибербезопасностью [6]. Таким образом, применение цифровых технологий в этой сфере нуждается в своем осмыслении и оценке. Рассмотрим некоторые из тенденций, оказывающих фундаментальное влияние на формирование определенных социальных трендов.
Как было показано еще классиками информационного общества, одним из достижений распространения информационных технологий стало изменение в восприятии пространстваи времени. Теле-, видео-, интернет-коммуникации как часть цифровых технологий позволяют современному человеку увидеть, услышать, приобщиться к событиям, имеющим культурно-рекреационное значение вне зависимости от того, на каком расстоянии, в каком часовом поясе это событие происходит. Цифровые технологии делают их доступными как в экономическом, так и в статусном смысле, тем самым расширяя рекреационные и досуговые возможности современных людей и, что немаловажно, нивелируя социальные разрывы. Можно сказать, что цифровые технологии инициируют образование новых форматов социальных пространств с новыми возможностями социальной идентификации. Важным следствием высокотехнологичных трансляций является создание условий вовлеченности в мероприятия. Цифровые технологии позволяют не только увидеть спортивные события, соревнования, концерты, посетить виртуальные музеи, но благодаря интерактивным технологиям в некотором смысле стать их соучастниками. Причем уровень качества показа, трансляции настолько высок, что зритель, наблюдающий за событием по ТУ или в интернете, как правило, имеет преимущества перед людьми, сидящими в концертном зале или на стадионе.
Использование цифровых технологий способствует расширению зрительской аудитории, росту интереса к теле- и интернет-трансляциям значимых событий. Трансляции становятся своеобразной рекламой определенных видов спорта и искусства, способствуя их превращению в индустрию. Цифровые трансляции становятся средством рекламы и продвижения не только событий, но и мест событий, территорий, которые начинают позиционировать себя как туристские дестинации, центры событийного туризма. В качестве значимого следствия увеличения воздействия средств теле- и видеокоммуникаций нельзя не отметить рекламу и продвижение определенного образа жизни, определенных видов рекреации и досуга, которые в конечном счете оказываются встроенными в комплекс рекреационного и туристического обслуживания.
Влияние цифровых технологий на досуговые предпочтения выражается в выборе цифровых форматов в мероприятиях по саморазвитию, личностному росту, самообразованию. Так, по данным ВЦИОМ, интернет «догнал и перегнал» книжные магазины. Треть россиян (35% в 2017 г. по сравнению с 5% в 2009 г.) сегодня читает или скачивает книги в глобальной сети [2]. Востребованными оказываются сервисы, обеспечивающие доступ к образовательным ресурсам, библиотекам, учебникам, книгам, исторической и художественной литературе, вербенам, мастер-классам по различной тематике, содержащим вспомогательные инструменты для обучающихся. Следует отметить информационные порталы («Вести.Яи», «МаП.ги.Главные новости России и мира», «Ооо§1еР1ау Пресса», «Life.ru Новости»), предоставляющие доступ к новостям и прессе, и коммуникационные сервисы, отвечающие за связь по электронной почте, в социальных сетях, мессенждерах, а также за массовое оповещение и информирование пользователей (^Ьа18Арр, Mai1.ru, Нап§ош1;).
Большое значение в процессах внедрения цифровых технологий, с одной стороны, и в развитии ту-ристско-рекреационной отрасли - с другой, начинают приобретать музеи. В настоящее время в особенности региональные музеи становятся инструментом развития, привлечения туристических потоков и конструирования идентичности в малых городах. Организация музейного обслуживания предоставляет широкие возможности применения информационных и цифровых технологий: визуальные реконструкции древнего быта, цифровые визуальные экспозиции в 3Б-формате, виртуальные экскурсии [9].
Несмотря на то что цифровые технологии принято воспринимать как все облегчающие, убыстряющие и удешевляющие, нельзя не обратить внимание на те тенденции, связанные с их применением, которые могут быть потенциально проблемными.
Одной из проблем гуманитарного характера, формирующейся под воздействием цифровых технологий, в сфере рекреации является редукция понимания значимости информации и, как следствие, информационная безответственность. Цифровые технологии создают открытые виртуальные площадки. Легкость доступа к информации, ее избыточность и отсутствие цензуры, а зачастую и низкий уровень образования участников обсуждений способствуют формированию «информационного шума» или даже «информационных свалок» -потоков, содержательный контекст которых сводится к комментированию малообразованных для малообразованных, в сопровождении визуального ряда. С социологической точки зрения важным является то, что эти действия сами по себе становятся формой рекреации и досуга. Но так как явление приобретает массовый характер, его значение выходит за рамки отдельно взятого человека. Мы можем констатировать формирование социальных явлений, зачастую находящихся на грани девиаций, существование которых в большой степени обеспечивается применением цифровых технологий, таких как селфизм, блогерство [7].
188 ♦-
Вестник СГСЭУ. 2018. № 3 (72) -♦
Возможность распространять информацию, делиться впечатлениями, влиять на вкусы, используя сетевые коммуникации способствует формированию моды на необычные виды досуговых практик. Популярными становятся новые виды туристского обслуживания - от селфи-туризма до организации «мрачных», «темных», «вампирских» туров, различных хорор-квестов, с «ужасным», «леденящим кровь» содержанием. Большая популярность и коммерческая рентабельность подобных досуговых форм демонстрирует устойчивый социальный тренд: уход от действительности в иную реальность, позволяющую пережить более сильный, но кратковременный ужас, «страшную ситуацию», из которой гарантированно есть выход [8]. Социологи отмечают, что основной контингент участников - работающая молодежь, как мужчины, так и женщины с доходами среднего и ниже среднего уровня. Нетрудно видеть, что квесты для этой категории людей - своеобразные «прививки страхом», помогающие бороться со стрессовыми состояниями повседневности, возможность хотя бы в игре преодолеть ситуацию безвыходности, для многих в реальности непреодолимую.
Еще один тренд отрасли, возникающий под влиянием цифровых технологий, - желание избежать цифрового давления, «информационного шума», мешающих рекреации. Сегодня мы можем констатировать повышение спроса и в этой связи формирование новых направлений в туристской и досуговой сфере - организацию «туров тишины», и даже возникновение ресторанов, где обслуживание происходит в полной темноте и тишине. У представителей бизнес-элиты, среди некоторой части интеллектуальной молодежи все более популярными становятся путешествия в регионы и туристские дестинации, где технологическая доступность к информационным источникам существенно ограничена. Следует отметить, что эта тенденция не только демонстрирует изменения в специфике туристского спроса-предложения, но и указывает на формирование нового содержания фундаментальных социологических проблем социальной дифференциации, обнаруживая связь социального и цифрового неравенства. Сегодня мы можем наблюдать, как традиционные схемы вертикального имущественного расслоения вытесняются причудливыми конфигурациями цифрового дисбаланса общества. Социальная стратификация выстраивается между полюсами сообществ, включенных в цифровое взаимодействие, и группами, исключенными из него. Как отмечал М. Кастельс: «дифференциация между "Интернет-имущими" и "Интернет-неимущими" добавляет еще один фактор раскола к уже имеющимся источникам неравенства и социальных ограничений» [4, с. 284]. Социологические обследования показывают, что среди комплекса социодемографических параметров, влияющих на формирование цифрового разрыва, ключевыми выступают уровень дохода и уровень образования, напрямую влияющие не только на доступк ресурсам, но, что важнее, на практики их использования [1]. Возможность доступа к циф-
ровым технологиям, обладание навыками их использования, формирование профессиональных компетенций, связанных с их применением, становятся новыми факторами социальной стратификации, создавая социальные группы, потенциально исключенные из профессиональной коммуникации. Негативный контекст ситуации усиливает применение цифровых технологий в автоматизации производственных процессов и сферы обслуживания, что ведет к функциональному замещению людей технологиями, сокращению рабочих мест, безработице [3]. Возникает ситуация, в которой чем больше сервиса и услуг переходит в виртуальное пространство, тем труднее становится людям, не имеющим цифровых компетенций, найти работу, повысить свое образование, добиться успеха в бизнесе.
В заключение укажем, что вовлечение сферы досуга, рекреации и туризма в орбиту цифровой экономики приводит к существенным трансформациям в отрасли. Мы можем отметить изменения, связанные с технологическими реновациями и экономическими эффектами, выступающими следствиями внедрения цифровых технологий. Но не менее существенным последствием цифровизации рекре-ационно-туристской индустрии становится формирование комплекса социальных явлений, формирующих социологическую проблематику. Изменения досуговых форм, практик рекреации, туристских предложений выступают в качестве показателей формирования новых социальных трендов. Возникающие тенденции не всегда очевидны: как правило, они встроены в практики повседневности, но затрагивают важные аспекты как личностного бытия, так и общественного развития и потому нуждаются в пристальном исследовательском внимании.
1. Волченко О.В. Динамика цифрового неравенства в России // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 5 (135). Сентябрь-октябрь. С. 163-182.
2. Всероссийский опрос «ВЦИОМ-Спутник» проведен 20-21 ноября методом телефонного интервью среди респондентов в возрасте от 18 лет. Объем выборки 1,2 тыс. человек. тЬ:Шр8://%таош.ги/т<1ех.рЬр?1<1=236&ш<1=115657.
3. Демидова Е.И., Захаров А.В., Ефимова Е.А. Бедность как социальная проблема российского общества // Вестник Саратовского социально-экономического университета. 2015. № 5 (59). С. 179-182.
4. Кастельс М. Галактика Интернет: размышления об Интернете, бизнесе и обществе. Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
5. Першина Э.С.,Дараган С.В. К вопросу об информационных технологиях в туризме // Научный вестник МГИИТ. 2012. № 1. С. 34-37.
6. ПоповМ.В, КобловаЮ.А., Мурыгина Н.В. Институты виртуального пространства: механизм, закономерности формирования и новые угрозы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 3 (67). С. 82-86.
7. Спиридонова Е.П. Власть визуального в формировании современной социальной парадигмы // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 4 (68). С. 148-151.
8. Спиридонова Е.П. Паноптический модус власти: история и современность // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2017. № 1 (65). С. 67-71.
9. Усенков Д.Ю. Особенности реализации виртуальных экскурсий // Научный вестник МГИИТ. 2016. № 3 (41). С. 59-66.