Научная статья на тему 'Негативное влияние рыночного механизма на становление информационного общества'

Негативное влияние рыночного механизма на становление информационного общества Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1007
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА / ВЛИЯНИЕ РЫНКА / ИНФОРМАЦИОННОЕ НЕРАВЕНСТВО / НЕОПРЕДЕЛЕННОСТЬ ИНФОРМАЦИИ / FORMATION OF AN INFORMATION SOCIETY / MARKET INFLUENCE / AN INFORMATION INEQUALITY / UNCERTAINTY OF THE INFORMATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Щербакова Людмила Николаевна

В статье современное состояние мировой экономики рассматривается как становление информационного общества. Новое информационное общество, опирающееся на глобальные ресурсы знаний и информации, на коллективный разум, не может реализоваться в условиях прежней экономической системы. В данной статье мы раскрываем аспекты отрицательного влияния рыночных отношений на информационное общество. Рассматриваются проблемыинформационного неравенства, специфика ценообразования и конкуренции в этом секторе, его влияние на финансовую сферу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NEGATIVE INFLUENCE OF A MARKET MECHANISM ON FORMATION OF AN INFORMATION SOCIETY

The world economy current state is considered as formation of an information society in this article. The new information society has global resources of knowledge and the information and collective reason as a basic. These feachers cannot be realised in the conditions of former economic system. In given article we open aspects of negative influence of market relations on an information society. Problems of an information inequality, specificity of pricing and a competition in this sector, its influence on financial sphere are considered.

Текст научной работы на тему «Негативное влияние рыночного механизма на становление информационного общества»

УДК: 330.342.24 ББК: У01

Щербакова Л.Н.

НЕГАТИВНОЕ ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА НА СТАНОВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЩЕСТВА

Shcerbakova L.N.

NEGATIVE INFLUENCE OF A MARKET MECHANISM ON FORMATION OF AN INFORMATION SOCIETY

Ключевые слова: становление информационного общества, влияние рынка, информационное неравенство, неопределенность информации.

Keywords: formation of an information society, market influence, an information inequality, uncertainty of the information.

Аннотация:в статье современное состояние мировой экономики рассматривается как становление информационного общества. Новое информационное общество, опирающееся на глобальные ресурсы знаний и информации, на коллективный разум, не может реализоваться в условиях прежней экономической системы. В данной статье мы раскрываем аспекты отрицательного влияния рыночных отношений на информационное общество. Рассматриваются проблемыинформационного неравенства, специфика ценообразования и конкуренции в этом секторе, его влияние на финансовую сферу.

Abstract:the world economy current state is considered as formation of an information society in this article. The new information society has global resources of knowledge and the information and collective reason as a basic. These feachers cannot be realised in the conditions of former economic system. In given article we open aspects of negative influence of market relations on an information society. Problems of an information inequality, specificity ofpricing and a competition in this sector, its influence on financial sphere are considered.

В современных условиях в огромном количестве научного материала: книгах, статьях, материалах конференций - можно встретить следующее мнение. Современное общество находится на заре формирования новой парадигмы развития. Особенно усилилось такое мнение после финансового кризиса, который показал исчерпание возможностей прежней модели развития. Начат поиск теории нового общества и экономики. Достаточно большое количество авторов говорят о необходимости смены мировой модели развития1. Наша позиция заключается в том, что особенностью современной стадии

1 См., например: Фитуни, Л., Абрамова, И. Закономерности формирования и смены моделей мирового экономического развития [Текст] / Л. Фитуни, И. Абрамова // МЭиМО. - 2012. - №7. - С. 8.; Мау, В. Экономика и политика в 2011 г.: глобальные вызовы и поиск новой модели роста [Текст] / В. Мау// Экономист. - 2012. - №2. - С. 11 - 15.

развития является переход к новому информационному обществу. В анализе данного момента мы видим ответы на многие актуальные вопросы современных трансформаций. Новое информационное общество предполагает новые базовые ресурсы, новую структуру общества, глобальный характер функционирования, новый коллективный разум. Такое общество дозрело до постановки новых целей развития. Переход к высшей стадии развития информационного общества возможен через ряд сложнейших этапов. Перерастание общества в качественно новое состояние не произойдет само по себе. Только формирование принципиально новой модели развития, модели глобального масштаба может помочь движению общества к новым целям. Новое качество развития должно опираться на положительный потенциал, всегда присутствующий в недрах транзитивных экономик. Формирова-

ние информационно-креативного общества как высшей стадии информационного общества предполагает то, что появится возможность полной реализации новых ресурсов экономики: знаний и информации. Развитие должно пойти по такому пути, чтобы высвободить тот отрицательный потенциал, который содержит в себе современная экономика как наследие от индустриального общества. Обратим внимание, что встречаются следующие оценки роли рынка в процессах информатизации общества: «Рыночная форма сужает обмен информацией до распространения в основном ценовых сигналов»; «.. .большая часть людей не готовы делиться информацией...»1.

Несмотря на относительно молодой характер информационной революции, уже можно отметить ряд негативных тенденций в ее процессе, последние связаны с рыночным устройством общества. Во-первых, совершенствование информационных технологий рассматривается не только как средство, увеличивающее оперативность, но и конку-рентоспособность2. Таким образом, формируется противоречие между единым информационным пространством и попытками закрепить его преимущества за отдельными хозяйственными единицами. В такой ситуации очень остро стоит вопрос о монопольных тенденциях в области информационного пространства. Не вызывает сомнения правильность мнения о том, что производство информационных продуктов является основой для эффекта масштаба. По мнению И.А. Стрельца, данный факт в сочетании с сетевыми внешними эффектами служат основой для формирования монополии в информационном пространстве3. Западная экономическая мысль подтверждает такое мне-

1 См., соответственно: Лазарев, И.А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития[Текст] / И.А. Лазарев. - М.: Дашков и К, 2005. - С. 26; Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории [Текст] / Н. Моисеев // Свободная мысль. - 1996. - № 1. - С. 81.

2 Чернов, А.А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы[Текст] / А.А. Чернов. - М.: Дашков и К, 2003. - С. 14.

3 Стрелец, И.А. Новая экономика и информационные

технологии[Текст] / И.А. Стрелец. - М.: Экзамен, 2003. - С. 144.

ние. В частности указывается, что формирование монопольных тенденций на данном рынке обусловлено эффектом масштаба как со стороны предложения, так и со стороны спроса. В свою очередь, обратим внимание на такую особенность информационной экономики, как ее глобальный характер. В таком случае, по нашему мнению, совершенно обоснованы опасения «монополизации планетарной информационной системы и ее подчинения эгоистическим интересам отдельных групп людей»4. Выше мы уже говорили о том, что формируется монополия нового типа, ей характерно снижение цен. Не представляет сомнения, что капитал вряд ли стал бы заниматься благотворительностью. Есть данные об огромных темпах прибыли информационных корпораций. Совершенно очевидно, что снижение цен могло быть еще более активным. Мнения экономистов по вопросу монополии на информационных рынках, как известно, разделились. Обращается внимание на определение монопольного характера компаний, то есть, каковы формы проявления монополизма.

Такие экономисты, как К. Келли и П. Ромер видят опасность монополии на рынке информационных технологий в торможении развития инноваций, поэтому они отводят монополии подобного рода отрицательную роль. Конечно, есть факторы, сдерживающие эти тенденции. Данный рынок относительно молод и имеет ярко выраженные специфические черты продукта. Поэтому, совершенно справедливо отмечается в литературе, что между информационными компаниями существует жесточайшая конкуренция, фирмы пребывают в постоянном поиске наиболее эффективного решения производственных и управленческих задач. На основе этого высказываются мнения, что конкуренция в этом секторе приближена к совершенной. Мы считаем, существование причин возникновения монополии, а тем более сам факт ее наличия, уже должен вызывать тревогу. Вышеуказанные особенности со временем могут потерять свою силу, а монополия останется со всеми свойственными ей негативными последствиями.

4 Моисеев, Н. Информационное общество: возможность и реальность // Информационное общество. -Сб.: Издательство И74 АСТ, 2004. - С. 451.

Во-вторых, серьезную проблему составляет неизбежно возникающее в условиях рыночной системы так называемое «цифровое» неравенство. В литературе уже обозначена данная проблема, появляются исследования в этой области. Говорится то, что темпы новой технологической революции ведут к информационному расколу общества. Интеллектуальная дифференциация возникает на основе ограничения доступа к новым техническим средствам. Один из авторов данное явление называет «новой социальной дифференциацией общества»1. Общество разделилось на людей, умеющих пользоваться компьютером и Интернетом и не умеющих это делать, имеющих доступ к данной технике и не имеющих. Как правило, «цифровой разрыв» между странами измеряется количеством телефонов, компьютеров и пользователей Интернета. Прежде всего, цифровое неравенство формируется на мировом уровне. Ранее сформировавшийся технологический разрыв между развитыми странами (США, Западная Европа, Япония) и остальным миром увеличивается еще в большей мере под влиянием применения информационных технологий. В области производства информтехники абсолютное лидерство принадлежит США и Японии. Доля США в общей стоимости данной продукции составляла в конце XX века 30%, Японии - 25%, в то время как соответствующие доли Великобритании, Германии, Франции составляли 4%, 3,8%, 3,6%. Можно добавить и следующие цифры. В 2000 г. в США доступ к Интернету имело 48% населения, в Швеции - 48%, Канаде - 44%, Японии - 22%, в КНР (без Гонконга) - 2,3%, Индии - 0,7%2. Скорее всего, подобного рода тенденции выражаются в опасениях захвата данного нового рынка отдельными странами. Уже встречаются высказывания об «американизации» мирового информационного пространства3.

1 Бекетов, Н.В. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России [Текст] / Н.В. Бекетов // Информационные ресурсы России. -2009. - №5. - С. 27.

2Игнацкая, М.А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа [Текст] / М.А. Игнац-кая. - М.: Ком-Книга, 2006. - С. 21 - 22.

3 Чернов, А. Становление глобального информа-

Аналитики современного состояния научно-технического потенциала производства обращают внимание на наличие трех ведущих научно-технических центров. Затраты США на информационное развитие составили 400 млрд. долл. (2,7% к ВВП), Еросоюза - 270 млрд. долл. (2% к ВВП), Японии - 150 млрд. долл. (3,4% к ВВП). При этом по уровню научно-технического развития США опережает Японию в 2,5 раза, Германию - в 3,6 раза, Великобританию - в 5 раз4. Неравномерность информационного развития выражается в структурных диспропорциях на рынке труда. В условиях информационной революции возрос спрос на высококвалифицированных работников, на интеллектуалов. Страны третьего мира достаточно долго были источником дешевой неквалифицированной рабочей силы. В изменившихся условиях их рынок труда не представляет интереса для предпринимательства. Развивающиеся страны пытаются приспособиться к требованиям новой экономики. В то же время многим из них подключение международных информационных сетей, состоящих из спутниковых сетей типа Интернет и сетей взаимоувязанных компьютеров, является огромной проблемой. Данное оборудование находится в пользовании практически всех крупных ТНК. Если сопоставить цифры по удельному весу жителей третьих стран с удельным весом пользователей Интернета и расходами на информационную технику, информационные технологии и информационную инфраструктуру в этих же странах, то очевидны выводы об усилении процессов дифференциации в рамках мирового хозяйства.

Есть данные, что неравенство существует даже в отношении пользования сотовой связью. В странах так называемого «золотого миллиарда» сотовыми телефонами обеспечены все, но в мире есть 2 млрд. людей, которые никогда даже не соприкасались с этим благом.

Подавляющее число пользователей

ционного общества: проблемы и перспективы[Текст] / А. Чернов. - М.: Дашков и К, 2003. - С. 92.

4 Оболенский, В. Социально-экономические модели, технологическое лидерство и «формула» роста [Текст] / В. Оболенский // МЭиМО. - 2012. -№10. - С. 119.

Интернета приходится на Европу и Северную Америку, мизерные цифры - на Латинскую Америку, Ближний Восток, Африку. Мировая общественность проблемы информационного неравенства уже выносит на обсуждение. Так, уже имела место встреча лидеров стран большой восьмерки в Японии, где была принята «Окинавская Хартия о глобальном информационном обществе». Был поставлен вопрос о путях преодоления информационной безопасности, была создана рабочая группа. В одной из программ развития ООН был предложен такой критерий бедности как информационный. В его основу ложится принцип доступности к информации широких масс населения. На теоретическом уровне разрабатывается вопрос о сокращении цифрового неравенства. Например, предлагаются следующие пути: технический, образовательный, культурный, демонстрационно-просветительный, тестирование, оценочный1.

Если вспомнить специфику глобального информационного общества, то вполне логичным будет предположение об особо значимых последствиях информационного неравенства на все сферы жизни людей. В литературе уже появился такой термин, как «информационное противоборство». Речь идет о том, что страны, сосредоточившие в своих руках преимущества компьютерных технологий, будут использовать это как средство информационно-психологического воздействия на другие народы. Объектом воздействия может быть индивидуальное и общественное сознание, методом - информационная, политическая, экономическая, культурная экспансия. Мировой общественностью признается наличие реальной угрозы использования информационных технологий в целях, несовместимых с основными принципами поддержания мировой стабильности и безопасности. Информационное противоборство может включать влияние на системы управления других государств, на политическое и военное руководство, на средства массовой информации. В свою очередь, преимущества в области информационных тех-

1 Бекетов, Н.В. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России [Текст] / Н.В. Бекетов // Информационные ресурсы России. -2009. - №5. - С. 27.

нологий позволяют странам-лидерам надежно защищать свои информационные системы от аналогичного вмешательства.

О непростом характере взаимодействия рынка и информационного пространства говорит явление электронного бизнеса. Электронный бизнес, по пониманию большинства авторов, отличается от информационного бизнеса. Обратимся к трактовкам данного понятия в литературе. Один из подходов западных исследователей заключается в следующем: информационный электронный бизнес определяется как компания, получающая все или часть доходов с помощью Интернета, то есть путем предоставления услуг или продажи товаров через Интернет2. В данном определении есть сущностная черта электронного бизнеса, а именно то, что он связан со сферой Интернета. Незначительно отличаются другие определения электронного бизнеса, где речь идет об использовании современных информационных технологий. Например, встречается такая его характеристика: «приложение информационных технологий к сфере купли-продажи услуг, продуктов и информации с использованием общедоступных сетей». 3

Разумеется, сразу встает вопрос о том, существует ли различие явлений электронного бизнеса и электронной коммерции. Представим одно из определений электронной коммерции. Оно звучит следующим образом: под электронной коммерцией «следует понимать предпринимательскую деятельность по осуществлению коммерческих операций с использованием электронных средств обмена данными»4. Материал, который предложен выше по характеристикам понятий электронного бизнеса и электронной коммерции, по нашему мнению, показывает наличие слабо различимых признаков. По этой причине ряд авторов отождествляют данные явления. Некоторые их них пытаются показать разницу данных категорий, например А.П. Сергеев обращает внимание

2Уилсон, Р. Планирование стратегии интернет-маркетинга[Текст] / Р. Уилсон. - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - С. 40.

3 Смирнов, С.Н. Электронный бизнес [Текст] / С.Н. Смирнов. - М.: ДМК Пресс, 2003. - С.16.

4 Кобелев, О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие [Текст] / О.А. Кобелев. - М.: Дашков и К, 2010. С. 14.

на путаницу понятий «электронный бизнес» и «электронная коммерция». Вместе с тем, ставя задачу обозначить наличие самостоятельности у этих явлений, он определяет их весьма схоже. Электронный бизнес он рассматривает как произвольную деловую активность, использующую возможности глобальных информационных сетей (Интернет) для преобразования внутренних и внешних связей с целью получения прибыли; а электронную коммерцию - как любые формы деловой активности, реализуемые в информационных сетях1 . Значительная часть авторов все же отводят электронной коммерции ту же роль, как и всякой коммерции, то есть она ограничена сферой отношений купли-продажи, хотя нельзя отрицать наличие своей специфики. В нашем исследовании главная задача состоит не в выявлении субординации данных понятий. Мы акцентируем внимание на том факте, что появляется так называемый индивидуальный электронный бизнес. Смысл данного явления заключается в осуществлении предпринимательской деятельности одного человека через Интернет-пространство, способ зарабатывания денег с помощью компьютера. Этот бизнес может представлять разные формы:

- покупка или бесплатное приобретение информации с целью открытия своего бизнеса в традиционной сфере;

- участие в электронной коммерции (создание Интернет-магазинов, Интернет-аукционов и т.д.);

- зарабатывание денег посредством участия в рекламе, размещенной исключительно в информационном поле компьютера;

- инвестиционная деятельность при посредстве компьютера;

- наконец, самое новое, порожденное исключительно эрой Интернета явление -производство информационных «продуктов» людьми, сидящими за компьютером с последующей их продажей в Интернете;

- продажа произведенных инфо-продуктов другими лицами, а именно теми людьми, которые их не производят (система партнерки).

Мы считаем, что явление индивиду-

1 Сергеев, А.П. Как создать свой Интернет-бизнес[Текст] / А.П. Сергеев. - М.: Вильямс, 2008. -С.26.

ального электронного бизнеса выступает как характерный пример переходных форм к новому информационному обществу. С одной стороны, данная форма занятости соответствует во многом идее Э. Тоффлера об электронном коттедже. В литературе появляются статьи о новой форме занятости, о новом поколении фрилансеров. Обращается внимание на позитивные моменты этого явления, указывающие на адекватность данной формы занятости новому обществу. В одном из источников называются черты подобного плана2. Прежде всего, происходит перемещение сферы применения человеческого труда из материального производства к нематериальному. Далее, расширяющаяся доступность информационных средств производства подрывает характерную для капитализма зависимость непосредственного производителя от работодателя. Информационные работники самостоятельны, не нуждаются в отношениях найма. Они продают не способность к труду, а готовую услугу. Например, разработка интернет-сайта, проведение рекламной компании, перевод текста, обучение в Интернете. Эти люди организуют сами свое время, формируют свои мотивы к деятельности, стремятся к саморазвитию. Некоторые футурологи видят в этом явлении прообраз экономики будущего, например, Т. Малоун, Р. Лойбахер. Они обращают внимание на временный характер сетей. Когда работа выполнена фрилансером, сеть распадается, и он вновь свободен. С другой стороны, электронную занятость можно характеризовать как зарождение малого бизнеса в сети Интернет. То есть начинается процесс рыночного освоения изначально не просто общественного, а глобального блага. Информационное пространство нового уровня, которым являлся Интернет, втягивается в старую систему отношений. Формируется тенденция его деления на части, его эксплуатации в интересах определенных групп общества. Интернет начинает служить средством усиления неравенства в обществе. Более того, зародилось целое движение тео-

2 Стребков, Д. Электронная самозанятость в России [Текст] / Д. Стребков// Вопросы экономики. - 2011. -№10. - С. 94.

ретиков обогащения, так в Интернете расширяются и множатся «информационные продукты» о том, как быстро заработать серьезный капитал, проводятся веб-конференции и веб-семинары. Уже есть довольно авторитетные авторы1. Таким образом, новое завоевание информационной революции служит целям старого общества, призывает к ориентированию на материальное обогащение.

Кроме того, в функционировании нового информационного сектора экономики появляются особенности и механизмы, никак не вписывающиеся в рыночную экономику. Эти особенности уже обнаруживаются при изучении понятия и содержательных моментов информации.

Американский экономист К. Эрроу связывал понятие информации с явлением неопределенности. Он говорил: «Где существует неопределенность, имеется и возможность ее уменьшить, называемая информацией. Информация - понятие, прямо противоположенное термину неопределенность»2. Рассмотрим некоторые свойства информации. Информация должна быть достаточной. Достаточность информации характеризует такое ее количество, которого достаточно для принятия определенного решения, для выполнения определенной программы. Информация должна быть своевременной. Своевременность информации означает ее использование в тот момент, когда она необходима для деятельности. Информация должна быть точной. Точность информации указывает на степень соответствия полученных данных тому действительному состоянию вещей, о которых получена информация. Напрашивается вывод, что как содержание самого явления информации, так и ее черты говорят о тяготении данного ресурса к плановости, всеобщему охвату. Достаточности, точности информации мешает рыночная

1 Парабеллум, А., Мрочковский, Н. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег[Текст] / А. Парабеллум, Н. Мрочковский. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.; Трилливен, Ф. Открой свой электронный бизнес: 10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий[Текст] / Ф. Трилливен. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 640 с.

2 Эрроу, К. Информация и экономическое поведение

[Текст] / К Эрроу// Вопросы экономии. - 1995. - № 5. - С. 98.

обособленность, конкуренция, борьба интересов. Свое особое положение в системе экономических категорий информация подтверждает спецификой ценообразования. Ряд исследователей в данной сфере считают, что цену информации нельзя определить на основе метода общественно-необходимых затрат труда. Объясняется такой подход уникальностью каждого блока информации. Один из российских теоретиков информационной экономики Р.М. Нижегородцев отмечал, что марксистская теория трудовой стоимости в ее непосредственном виде не подходит для выявления стоимостной природы информации. Но еще в большей мере, по его мнению, не подходит теория маржинализма для этих целей3. Говорить о последовательном ряде одинаковых благ единиц информации невозможно. Каждая единица научно-технической информации неповторима, не идентична, она имеет свое назначение и самостоятельный смысл. По этой причине предельная полезность, связанная с ее потреблением, не может падать по законам Госсена. Кроме того, о редкости ресурса не приходится говорить: этот ресурс неиссякаем. К причинам того, что информация не вписывается в рыночные механизмы калькулирования, относятся ее следующие свойства.

1. Информация может быть и частным, и общественным продуктом. Она обладает таким свойством, что потребление ее одним лицом не мешает ее потреблению другими лицами. Если информационный товар передан потребителю, то это не значит, что он отчужден от производителя.

2. Информационные продукты выступают сразу в нескольких качествах в производственных процессах. Они являются ресурсами, основными средствами, частью оборотных средств. Разумеется, это осложняет процесс оценки стоимости.

3. Информационные продукты обладают таким свойством, что затраты на их производство гораздо больше затрат на их тиражирование. Кроме того, их жизненный цикл очень динамичен, поэтому они быстро морально устаревают. В такой ситуации соотнести стоимость и цену достаточно за-

3 Нижегородцев, Р.М. Информационная экономика. Книга 2. Управление беспорядком [Текст] / Р.М. Нижегородцев. - М.: МГУ, 2002. - С. 12.

труднено.

4. В процессе движения информационных продуктов есть еще одна особенность, отличающая их от материальных продуктов. Крайне важным в данном секторе экономики являются сопутствующие услуги, например обновление программного обеспечения и предоставление дополнительной информации. Дополнительные услуги и продукты также обладают добавленной стоимостью, в такой ситуации расчет цен становится еще более затрудненным.

5. Для расчета стоимости информации осложняющим фактором является и то обстоятельство, что данное благо весьма трудно оценить. Бытует мнение, что существующие методы расчета ценности информации не являются точными. Причем, сложности наблюдаются и при количественной оценке, и при качественной.

Можно заключить, что приведенные выше сведения об особенностях рассматриваемого нами блага «информация» говорят о том, что перед нами особый продукт, товар и ресурс. Его свойства либо полностью противоречат рыночным законам, либо проявляется частичное несоответствие. Информационные продукты по своей сути тяготеют к общественному характеру движения, попытки обуздать эту тенденцию приводят к осложнению процессов, как их производства, так и потребления. Сложности при выявлении стоимости и формировании цены подтверждают принципиально новую природу блага «информация».

Есть и другие примеры «нерыночного» поведения информационного сектора. Например, вызывает огромный интерес тот факт, что в условиях мирового кризиса финансовое положение информационных компаний коренным образом отличалось от традиционного экономического сектора. Маркетологи в данном периоде сразу высказали предположение, что кризис может положительно отразиться на ИТ-отраслях. Статистика подтверждала, что высокотехнологичные компании продолжали демонстрировать рост доходов в период общего падения темпов роста. У компании Google росла и прибыль, и выручка; почти в два раза возросла выручка компании Яндекс; IBM увеличила чистую прибыль больше, чем прогнозирова-

лось, сумма прибыли на одну акцию выросла темпами большими, чем предсказали анали-тики1. Известен тот факт, что во время кризиса информационные компании даже наращивали инвестиции.

Вместе с тем, существуют менее оптимистичные оценки роли развития информационных технологий в экономике XXI века. В литературе высказываются следующие мнения. Развитие информационной экономики дали мощный толчок возможности расширения спекулятивных игр на биржах. Основой данного явления послужил факт появления электронных валютных и фондовых бирж. Например, благодаря системе Forex, на валютной бирже может играть любой человек, имеющий компьютер и подключенный к Интернету. Исследователи влияния информации на развитие общества не спорят с тем, что спекуляции существуют давно. Вместе с тем, они обращают внимание на то, что количественные изменения в этой сфере переросли в качественные2. Масштабы как объемов спекуляций, так и котировок несравнимо больше предыдущих десятилетий. Система электронных расчетов во многом способствовала тому, чтобы уводить значительные суммы денег в оффшорные зоны. Уклонение от налогов, полученное таким способом, наносит вред национальным экономикам, снижает их как экономический, так и социальный рост.

В данной работе обосновано несоответствие сути информационного общества его рыночному устройству с основой - частной собственностью. Были показаны реальные противоречия перехода к информационному обществу через вред конкуренции в расширении информационных связей, через становление такого явления, как цифровое неравенство. Был представлен материал, показывающий то, что информация и информационные продукты не вписываются в известные нам схемы определения стоимости. Был сделан вывод о том, что это является

1 Поляк, Ю. ИТ-отрасли в условиях кризиса [Текст] / Ю. Поляк // Информационные ресурсы России. - 2009. - №5. -С. 8.

2 Полозков, С., Семенов, Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества [Текст] / С. Полозков, Т. Семенов// Экономист. - 2005. - №2. - С. 48.

подтверждением нашего базисного тезиса о том, что новое общество не может опираться на законы рынка и частной собственности. Еще одним аргументом в пользу вышеуказанного тезиса были представлены небывалые темпы расширения финансово-спекулятивного сектора, основанные на революции информационных технологий.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бекетов, Н.В. Информационное разнообразие и цифровое неравенство в развитии России [Текст]/ Н. Бекетов // Информационные ресурсы России. - 2009. - №5. - С. 27 - 31.

2. Игнацкая, М.А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа [Текст]/ М.А. Игнацкая. - М.: КомКнига, 2006. - 304 с.

3. Кобелев, О.А. Электронная коммерция: Учебное пособие [Текст]/ О. А. Кобелев. -М.: Дашков и К, 2010. - 684 с.

4. Лазарев, И.А. Новая информационная экономика и сетевые механизмы развития [Текст]/ И.П. Лазарев, Г.С. Хижа, К.И. Лазарев. - М.: Дашков и К, 2005. - 240 с.

5. Мау, В. Экономика и политика в 2011 г.: глобальные вызовы и поиск новой модели роста [Текст]/ В. Мау // Экономист. - 2012. - №2. - С. 4 - 26.

6. Моисеев, Н. Информационное общество как этап новейшей истории [Текст]/ Н. Моисеев // Свободная мысль. - 1996. - № 1. - С. 76 - 82.

7. Моисеев, Н. Информационное общество: возможность и реальность [Текст]/ Н. Моисеев // Информационное общество. - Сб.: Издательство И74 АСТ, 2004. - 507 с.

8. Нижегородцев, Р.М. Информационная экономика. Книга 2. Управление беспорядком [Текст]/ Р.М. Нижегородцев. - М.: МГУ, 2002. - 173 с.

9. Оболенский, В. Социально-экономические модели, технологическое лидерство и «формула» роста [Текст]/ В. Оболенский // МЭиМО. - 2012. - №10. - С. 115 - 121.

10. Парабеллум, А. Коучинг как бизнес. Практическая модель для зарабатывания денег [Текст]/ А. Парабеллум, Н. Мрочковский. - СПб.: Питер, 2012. - 192 с.

11. Полозков, С., Семенов, Т. Исследование различий влияния знания и информации на развитие общества // Экономист. - 2005. - №2. - С. 47 - 50.

12. Поляк, Ю. ИТ-отрасли в условиях кризиса [Текст]/ Ю. Поляк // Информационные ресурсы России. - 2009. - №5. - С. 2-8.

13. Сергеев, А.П. Как создать свой Интернет-бизнес [Текст]/ А.П. Сергеев. - М.: Вильямс, 2008. - 256 с.

14. Смирнов, С.Н. Электронный бизнес [Текст]/ С.Н. Смирнов. - М.: ДМК Пресс, 2003.- 240 с.

15. Стребков, Д. Электронная самозанятостьв России России[Текст]/ Д. Стребков, А. Шевчук // Вопросы экономики. - 2011. - №10. - С.91 - 112.

16. Стрелец, И.А. Новая экономика и информационные технологии [Текст]/ И.А. Стрелец. - М.: Экзамен, 2003. - 256 с.

17. Трилливен, Ф. Открой свой электронный бизнес: 10 золотых правил начинающего бизнесмена в сфере высоких технологий [Текст]/ Ф. Трилливен. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2002. - 640 с.

18. Уилсон, Р. Планирование стратегии интернет-маркетинга [Текст]/ Ральф Ф. Уилсон - М.: Издательский дом Гребенникова, 2003. - 264 с.

19. Чернов, А. Становление глобального информационного общества: проблемы и перспективы [Текст]/ А. Чернов. - М.: Дашков и К, 2003. - 232 с.

20. Эрроу, К. Информация и экономическое поведение [Текст]/ К. Эрроу // Вопросы экономии. 1995. - № 5. - С. 98 - 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.