Научная статья на тему 'Структурное содержание исследовательской компетентности старшеклассника: эмпирическое исследование'

Структурное содержание исследовательской компетентности старшеклассника: эмпирическое исследование Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
301
525
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / КОГНИТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ЛИЧНОСТНЫЙ КОМПОНЕНТ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / РЕФЛЕКСИВНЫЙ КОМПОНЕНТ / ОПЕРАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ / СТАРШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ / RESEARCH COMPETENCE / COGNITIVE COMPONENT / PERSONAL COMPONENT / MOTIVATIONAL COMPONENT / REFLECTIVE COMPONENT / OPERATIONAL COMPONENT / SENIOR SCHOOL AGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Верес Л.В.

В статье раскрывается структурное содержание исследовательской компетентности в старшем школьном возрасте, рассматриваются специальные умения и навыки как элементы исследовательской компетентности, определяются критерии исследовательской компетентности старшеклассников на основе контент-анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Верес Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALSTUDYOFCONTENTSCOMPETENCEOFSENIORPUPILS

The article reveals the structural content of research competence in the high school age, are considered special skills as elements of research competence, criteria senior research competence based on content analysis.

Текст научной работы на тему «Структурное содержание исследовательской компетентности старшеклассника: эмпирическое исследование»

УДК 373

СТРУКТУРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКА: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Л.В. Верес

В статье раскрывается структурное содержание исследовательской компетентности в старшем школьном возрасте, рассматриваются специальные умения и навыки как элементы исследовательской компетентности, определяются критерии исследовательской компетентности старшеклассников на основе контент-анализа. Ключевые слова: исследовательская компетентность, когнитивный компонент, личностный компонент, мотивационный компонент, рефлексивный компонент, операционный компонент,старший школьный возраст.

В условиях современных инновационных процессов, определяющих ход развития российской образовательной системы, а также социально-экономических приоритетов государства, направленных на развитие и поддержание исследований в стратегических сферах, современное образование в большей степени становится ориентировано на целенаправленное развитие исследовательского потенциала, как неотъемлемой характеристики личности, составляющей структуру компетентности в любой сфере

В этой связи актуальной становится проблема исследовательской компетентности и определение ее структурного содержания. Ретроспективный анализ показал, что разработка данной проблемы в большей степени характерна для педагогических исследований, что отражено в работах С.И. Абакумовой, Л.Ш. Абдуловой, З.Н. Апазовой, З.Н. Борисовой, Л.А. Голубь, А.А. Губайдуллина, А.Э. Ишковой, И.А. Коваленко, Я.В. Кривенко, Е.В. Лебедева, Ю.В. Рындиной, Л.И. Саляховой, Г.М. Семеновой, В.Г. Сотник, А.А. Ушакова, Н.А. Федотовой, И.А. Янюк и др.

Психолого-педагогический аспект проблемы развития исследовательской компетентности, тем не менее, находит отражение в научно-исследовательских работах, в частности Е.А. Аграровой, Н.А. Аксеновой, Е.Н. Бичеровой, А.Н. Поддьякова, А.Л. Петрихиной, А.И. Савенкова и др.

Аспекты анализа исследовательской компетентности школьников представлены в работах А.Э. Ишковой, Я.В. Кривенко, А.Л. Петрихиной,А.А. Ушакова, Н.А. Федотовой, Е.В. Феськовой и др.

Развитие исследовательской компетентности в период студенчества отражены в исследованиях С.И. Абакумовой, Л.Ш. Абдуловой, Н.А. Аксеновой, З.Н. Борисовой, Н.В. Бужинской, И.А. Коваленко, Е.В. Лебедева, Ю.В. Рындиной, В.Г. Сотник и др.[2]

Особенности развития исследовательской компетентности в условиях профессиональной деятельности рассмотрены в трудах Е.А. Аграровой, Л.А. Голубь, С.И. Осиповой и др.[1; 3]

Обобщенный анализ подходов к проблеме определения категории исследовательской компетентности показал, чтобольшинство авторов рассматривают ее как интегральное качество личности, выражающееся в готовности и способности к осуществлению самостоятельной осмысленной исследовательской деятельности на основе системы знаний и умений.

Однако, раскрывая сущность исследовательской компетентности как психолого-педагогической категории необходимо рассматривать ее как взаимосвязь структурных компонентов.

Наиболее часто выделяемыми структурными компонентами исследовательской компетентности школьников являются когнитивный, мотивационный, деятельностный и рефлексивный. Кроме того, разные авторы выделяют также креативный, информационный, коммуникативный, личностный, эмоционально-волевой компоненты[4; 7; 8; 9].

Анализ подходов к структуре исследовательской компетентности студентов показал, что большинство авторов рассматривают в числе основных когнитивный, мотивационный, деятельностный, ценностно-смысловой и коммуникативный компонент. Таким образом, структура исследовательской компетентности студентов отличается наличием коммуникативного компонента, проявляющегося в умении формулировать, аргументировано высказывать свою точку зрения на проблему и отстаивать ее в конструктивном диалоге. Кроме того, важным отличием является появление ценностно-смыслового компонента, указывающего на активность студентов в освоении смыслов исследовательской деятельности, определения, исходя из этого способов, методов и средств её осуществления.

Кроме того, авторы выделяют и такие компоненты как метакогнитивный, мировоззренческий, ориентировочный и рефлексивно-оценочный.

В условиях профессиональной деятельности исследовательская компетентность представлена такими взаимосвязанными часто выделяемыми компонентами как когнитивный и деятельностный. При этом выделяемый Л.А. Голубь, личностный компонент исследовательской компетентности является обобщающим для мотивационной-ценностного компонента, выделяемого С.И. Осиповой, и ряда компонентов (эмоциональный, регуляторный, мировоззренческий, поведенческий) выделяемых Е.А. Аграровой. Кроме того, авторами выделяются и другие компоненты, в число которых входят интенциональный и коммуникативный компонент[1; 3].

Несмотря на то, что исследовательская компетентность представлена разными подходами к описанию ее структурных компонентов, все же можно проследить наличие сходных структурных элементов, независимо от возрастного этапа и деятельности субъекта.

Так, большинство авторов выделяют в структуре исследовательской компетентности когнитивный компонент, в основе которого, по их мнению, овладение определенной системой знаний, необходимых для осуществления исследовательской деятельности[1; 2; 3; 4; 7; 8; 9].

Также достаточно часто выделяется деятельностный компонент, который позволяет осуществлять исследовательскую деятельность на основе системы умений и навыков, приобретенных ранее.

Кроме того, мотивационный компонент также выделяется в структуре исследовательской компетентности большинством исследователей, который в том числе может включать эмоционально-ценностное отношение к процессу исследования.

Остальные рассмотренные компоненты, входящие в структуру исследовательской компетентности, такие как ориентировочный, технологический, рефлексивный, креативный, отражают способности исследователя к саморегуляции и самооценку процесса и результатов исследовательской деятельности, по мнению Н.А. Аксеновой,можно отнести к метакогнитивным [1, с. 22].

На наш взгляд, развитие исследовательской компетентности приобретает наибольшую актуальность в старшем школьном возрасте, который соответствует периоду ранней юности и охватывает хронологические рамки от 14-15 до 17-18 лет. Данный возрастной период отличается формированием мировоззрения, чему способствует формирование логического мышления и накопление суммы знаний через усвоение школьной программы обучения, синтезирующей научные взгляды на природу и общество. Более того, старшеклассники отличаются не только достаточным запасом знаний, но и стремлением и возможностью их систематизации, возрастающим интересом к теоретическим знаниям и обобщению отдельных фактов, направленностью на установление общих принципов и закономерностей. На фоне общего развития личности возрастает также сознательное отношение к учебной деятельности, формируется избирательное отношение к учебным дисциплинам, наибольшую актуальность приобретают те предметы, которые имеют стратегическое значение для учащихся. Данный фактор способствует становлению старшеклассника как исследователя, так как помимо наличия более высоко уровня обобщения и абстрагирования, умения аргументировать и доказывать, формируется определенный круг научных интересов, где можно применить свои когнитивные способности [3, с. 171-178].

Таким образом, если рассматривать структуру исследовательской компетентности старшеклассников, то можно представить ее как комплекс взаимосвязанных блоков, в числе которых личностный и операционный. При этом личностный блок включает следующие компоненты: когнитивный, мотивационный, индивидуально-типологический и рефлексивный.

Под когнитивным компонентом традиционно понимается система знаний, необходимая для осуществления эффективной исследовательской работы на всех ее этапах, а также умение применять полученные результаты исследования при решении практических задач.

Мотивационный компонент представляет собой готовность к самостоятельному осуществлению исследовательской деятельности, направленность на достижение результата.

В рамках индивидуально-типологического компонента предполагается, что старшеклассник коммуникабелен, обладает исследовательскими способностями, а также определенными темпераментальными характеристиками.

В рамках рефлексивного компонента предполагается умение адекватно оценивать и анализировать проблемные ситуации, соотносить их с собственными исследовательскими умениями, обладать способностью к самоанализу.

Операционный блок раскрывается через умение планировать и проводить исследовательскую работу на всех ее этапах, а также презентовать полученные в ходе исследования результаты. В том числе, здесь важно умение видеть проблему исследования, определять цели и задачи исследования, выдвигать гипотезы, находить, анализировать и структурировать материал, обладать навыками проведения экспериментального исследования.

С целью уточнения смыслового содержания структурных компонентов исследовательской компетентности старшеклассника, было проведено эмпирическое исследование представлений педагогов о старшекласснике как исследователе. Учителям школ и преподавателям высших учебных заведений было предложено написать эссе на тему «Современный старшеклассник - исследователь». Всего в исследовании приняло участие 50 педагогов, из них 43 женщины и 7 мужчин, стаж работы от 2 до 33 лет.

Содержание структурных компонентов исследовательской компетентности старшеклассника было определено в соответствии с результатами контент-анализа эссе. Анализ основных категорий осуществлялся в соответствии с частотой встречаемости в текстах, при этом анализировался удельный наиболее часто встречаемых категорий. Конечная кодировочная матрица сократилась со 118 до 27 категорий, отражающих представления педагогов о старшекласснике-исследователе. Впоследствии категории были объединены в блоки, соответствующие структурным компонентам исследовательской компетентности старшеклассника.

Удельный вес категорий вычислялся по формуле:

к=— , где к - удельный вес категории, А - число единиц анализа, фиксирующих данную

категорию, N - общее число единиц анализа.

Соотношение структуры исследовательской компетентности, категорий контент-анализа,средних значений и удельного веса категорий приведено в таблице 1.

Таблица 1.

Соотношение структуры исследовательской компетентности, категорий контент-анализа и __их удельного веса__

Структурный компонент Категория Удельный вес

Когнитивный компонент обладать набором знаний, позволяющих ориентироваться в проблемном поле исследования 0,038

нестандартно решать вопросы, связанные с учебной и научной деятельностью 0,038

владеть системой знаний об исследовательской деятельности 0,037

уровень познавательной активности 0,036

Операционный компонент формулировать цели, задачи и выводы 0,038

отделять главное от второстепенного 0,043

строить логические выводы 0,038

выявлять причинно-следственные связи явлений и процессов 0,041

создавать исследовательские проекты 0,032

применять исследовательские умения в решении практических задач 0,037

самостоятельно осуществлять поисковую деятельность на разных этапах исследования 0,032

элементарными приемами и методами научного исследования 0,029

уметь вести дискуссию, обосновать собственную точку зрения 0,038

обладает навыками компьютерной грамотности 0,043

Рефлексивный компонент навыки получения информации посредством различных источников 0,038

объективно оценивает проблемную ситуацию в реальных условиях 0,036

обладает рефлексивными навыками 0,032

готовность к самосовершенствованию и самореализации 0,04

самоанализ 0,043

Индивидуально -типологический компонент коммуникативные умения 0,043

индивидуальные особенности мышления (гибкость, оперативность, самостоятельность) 0,03

темпераментальные особенности 0,034

исследовательские способности 0,032

качества, определяющие реализацию познавательных потребностей 0,038

Мотивационный компонент готовность к осуществлению исследовательской деятельности 0,043

направленность на достижение результата 0,035

готовность к самостоятельной работе 0,038

Опираясь на выделенные в ходе контент-анализа категории, была предпринята попытка рассмотреть исследовательскую компетентность старшеклассников как совокупность дескрипторов, представляющих собой описание знаний, умений и навыков.

Таким образом, старшеклассник, обладающий развитой исследовательской компетентностью должен обладать набором знаний, позволяющих ориентироваться в проблемном поле исследования, а также иметь представление о принципах и методах исследовательской деятельности.

При этом старшеклассник должен уметь объективно оценивать проблемную ситуацию в реальных условиях,уметь формулировать цели, задачи и выводы,отделять главное от второстепенного,строить логические выводы,уметь выявлять причинно-следственные связи явлений и процессов,создавать исследовательские проекты,применять исследовательские умения в решении практических задач,нестандартно решать вопросы, связанные с учебной и научной деятельностью,самостоятельно осуществлять поисковую деятельность на разных этапах исследования,уметь вести дискуссию, обосновать собственную точку зрения.

Исходя из вышеизложенного, старшеклассник, обладающий развитой исследовательской компетентностью должен владетьэлементарными приемами и методами научного исследования,навыками выполнения исследовательской работы,навыками компьютерной грамотности;навыками исследовательского проектирования,навыками получения информации посредством различных источников (традиционных печатных и интернет-

ресурсов),коммуникативными навыками взаимодействия с окружающими,рефлексивными навыками.

Кроме того, на основе совокупного удельного веса категорий, составляющих структуру исследовательской компетентности старшеклассника, были рассмотрены представления педагогов о сформированности компонентов исследовательской компетентности у учеников старшего школьного возраста.

Таблица 2.

Представления педагогов о сформированности структурных компонентов _исследовательской компетентности старшеклассников_

Структурный компонент исследовательской компетентности старшеклассника Удельный вес структурного компонента исследовательской компетентности

Мотивационный компонент 0,116

Когнитивный компонент 0,149

Рефлексивный компонент 0,151

Индивидуально-типологический компонент 0,177

Операционный компонент 0,407

Совокупный удельный вес категорий, входящих в состав структурных компонентов исследовательской компетентности старшеклассников представлен в порядке сформированностив старшем школьном возрасте, с точки зрения педагогов. Полученные результаты свидетельствуют о том, что в представлении педагогов у старшеклассников в наибольшей степени должен быть сформирован операционный компонент исследовательской компетентности. Тоестьучащиесястаршихклассовдолжныуметь планировать и проводить исследовательскую работу на всех ее этапах, уметь провести презентацию полученных в ходе исследования результатов.

The article reveals the structural content of research competence in the high school age, are considered special skills as elements of research competence, criteria senior research competence based on content analysis.

The key words: research competence, cognitive component, personal component, motivational component, reflective component, the operational component, the senior school age.

Список литературы

1. Аграрова Е.А. Акмеологические детерминанты развития исследовательской компетентности судьи: дис. ... к. психол. наук: 19.00.13, 19.00.06. 187 с.

2. Аксёнова Н.А. Развитие исследовательской компетентности у студентов-историков в связи с формированием понимания исторических текстов: дис. ... к. психол. наук: 19.00.07. Калуга, 2010. 217 с.

3. Голубь Л.А. Формирование исследовательской компетентности педагога в системе дополнительного образования: дис. ... к.пед. наук: 13.00.01. 235 с.

4. Кривенко Я.В. Формирование исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильной школы: дис. ... к. пед. наук: 13.00.01. Тюмень, 2006. 191 с.

5. Матяш Н.В., Павлова Т.А. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: Педагогическое общество России, 2011. 256 с.

6. Матяш Н.В. Инновационные педагогические технологии: Проектное обучение (2-е изд., доп.) учеб.пособие. М.: Академия, 2012. 160 с.

7. Петрихина А.Л. Психологическая поддержка становления исследовательской позиции старших школьников: диссертация ... к. психол. наук: 19.00.07. Ставрополь, 2012. 204 с.

8. Ушаков А.А. Развитие исследовательской компетентности учащихся общеобразовательной

школы в условиях профильного обучения: диссертация ... к. пед. наук: 13.00.01. Майкоп, 2008. 190 с.

9. Федотова Н.А. Развитие исследовательской компетентности старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. ... к. пед. наук: 13.00.01. Улан-Удэ, 2010. 182 с.

Об авторах

Верес Л. В. - аспирант Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, cmeshnaia@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.