Научная статья на тему 'Структурное построение системы экономической безопасности государства'

Структурное построение системы экономической безопасности государства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3316
284
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / УГРОЗА / НЕЗАВИСИМОСТЬ ГОСУДАРСТВА / ECONOMIC SAFETY / FOOD MAINTENANCE / FOOD SAFETY / THREAT / INDEPENDENCE OF THE STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агарков Андрей Викторович

Содержание статьи раскрывает сущность, и особенности построение системы экономической безопасности государства, поскольку развитие экономики способствует росту возможностей её выживания, сопротивляемости и адаптивности к различным угрозам. Представлена эволюция подходов к продовольственной проблеме как важнейшем социальном аспекте экономической безопасности страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL CONSTRUCTION OF SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE

Article maintenance opens essence, and features construction of system of economic safety of the state as economy development promotes growth of possibilities of its survival, resistibility and adaptability to эндогенным and экзогенным to threats. Evolution of approaches to a food problem as the major social aspect of economic safety is presented the countries is presented.

Текст научной работы на тему «Структурное построение системы экономической безопасности государства»

ра и правоприменения в соответствии с международными стандартами и нормами, применяемыми к поставщикам логистических услуг.

Совершенно очевидно, что одним из шагов в этом направлении должна стать гармонизация правового регулирования работы поставщиков логистических услуг.

Основополагающие свободы, оказавшие важное влияние на формирование единого рынка и финансовой системы ЕС:

- свобода перемещения товаров;

- свобода передвижения лиц и свобода учреждения предприятий;

- свобода предоставления услуг;

- свобода перемещения капитала.

Таким образом, современное состояние логистики в значительной мере связано с формированием виртуальных корпораций, развитие которых становится одним из основных трендов глобальной экономики.

Условия развития ЛС требуют серьезного учета тенденций развития технического и социального прогресса, оказывающих непосред-

ственное влияние на возникновение новых потребностей. Однако их учет и количественное изменение должно предполагать не сравнение с заранее определенными показателями, а поиск новых путей и методов повышения эффективности.

Примечания:

1. Белопольский Н.Г. Энвироника - наука о развитии и совершенствовании общества и мира. - Донецк - Мариуполь: НЭП НАН Украины, 1997. - 331 с.

2. Левиков Г.А. Управление транспортно-логистическим бизнесом : учеб. пособие. - 3-е изд., исп. и доп. / Г.А. Левиков - М.: ТрансЛит, 2007. - 224 с.

3. Модели и методы теории логистики: учеб. пособие / под ред. B.C. Лукинского. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

4. Новейший философский словарь / сост. А.А. Грицанов. - Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 896 с.

5. Основы логистики: Учебник для вузов / под ред. В. Щербакова. -СПб.: Питер, 2009.-432 с.

6. Современный Энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская Энциклопедия, 1997.

7. Т ранспортная логистика: учебник / Л.Б. Миротин, Ы.Э. Ташбаев, В.А. Гудков и др.; Моск. автомоб.-дорож. ин-т (Гос. техн. ун-т). - М.: Экзамен, 2005. - С. 495-506.

*чО

*

©

£3

1^1

.oil

STRUCTURAL CONSTRUCTION OF SYSTEM OF ECONOMIC SAFETY OF THE STATE Agarkov Andrey Viktorovich, Post-graduate student, Stavropol State University, Stavropol

Article maintenance opens essence, and features construction of system of economic safety of the state as economy development promotes growth of possibilities of its survival, resistibility and adaptability to эндогенным and экзогенным to threats. Evolution of approaches to a food problem as the major social aspect of economic safety is presented the countries is presented.

Keywords: economic safety; food maintenance; food safety; threat; independence of the state.

B9

СТРУКТУРНОЕ ПОСТРОЕНИЕ СИСТЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА

Содержание статьи раскрывает сущность и особенности построения системы экономической безопасности государства, поскольку развитие экономики способствует росту возможностей её выживания, сопротивляемости и адаптивности к различным угрозам. Представлена эволюция подходов к продовольственной проблеме как важнейшему социальному аспекту экономической безопасности страны.

Ключевые слова: экономическая безопасность; продовольственное обеспечение; продовольственная безопасность; угроза; независимость государства.

УДК 330.341.1

© Агарков А.В., 2011

Экономика представляет собой важнейшую сторону деятельности общества, государства и личности, поэтому понятие национальной безопасности тесно взаимосвязано с оценкой уровня экономического развития, устойчивости экономики к воздействию возможных внешних и внутренних угроз. Развитие является сущностной характеристикой экономической безопасности, поскольку развитие экономики способствует росту возможностей её выживания, сопротивляемости и адаптивности к эндогенным и экзогенным угрозам. Устойчивость, также, как и безопасность, является системной характеристикой экономического развития и свидетельствует о наличии определенного запаса прочности и надежности составляющих её элементов.

Экономическая безопасность есть подсистема системы национальной безопасности наряду с обеспечением обороноспособности стра-

АГАРКОВ

Андрей Викторович,

аспирант,

Ставропольский

государственный

университет,

Ставрополь

ны, поддержанием социальной стабильности и защитой окружающей среды. Проблемы экономической безопасности обостряются в периоды коренной ломки экономических отношений. Этим и объясняется тот факт, что вопросы экономической безопасности России являются весьма актуальными на современном этапе ее развития. Отечественной экономике до сих пор присущи угрозы, характерные для переходных экономических систем. Стремление обеспечить устойчивое экономическое развитие государства входит в противоречие с региональной дифференциацией по уровню жизни населения, что осложняется и отраслевой структурной деформацией.

Понятие экономической безопасности популярно в практике деятельности управленческих структур развитых стран и допускает весьма широкую интерпретацию в отечественной и зарубежной экономической литературе и нормативныхдокументах.

Исследуемое понятие сочетает в себе категориальные признаки экономики и политики. Понимание термина связано с характеристикой безопасности в целом, под которой чаще всего понимают такое состояние субъекта, при котором вероятность изменения его качеств и параметров внешней среды не значительна [12,

16]. В современных условиях экономического развития безопасность - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Современные определения экономической безопасности можно свести в таблицу 1.

Анализ приведенных в таблице трактовок отечественных исследователей феномена экономической безопасности позволил нам обобщить их особенности, к которым следует отнести: слабую диалектическая связь элементов дефиниции "экономическая безопасность" с понятиями "опасность, угрозы, риск"; отождествление безопасности с устойчивостью, защищенностью; отсутствие четкого дифференцированного подхода к определениям "риска", "угрозы", "опасности", а также к классификации видов и подвидов экономической безопасности; не достаточно обоснованный выбор объектов, субъектов безопасности и источников возникновения внешних и

внутренних угроз; неоднозначностьтолкований термина "экономическая безопасность" применительно к конкретным рынкам. К объектам экономической безопасности России относятся государство общество и личность. Субъектами экономической безопасности страны являются: министерства, ведомства, службы, финансово-кредитные структуры, хозяйствующие субъекты, потребители. В качестве предмета государственной деятельности в сфере экономической безопасности можно выделить: идентификацию угроз экономической безопасности; мониторинг факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы; институциональные преобразования.

Таблица 1 - Обзор трактовок понятия "экономическая безопасность”

Автор Содержание

Абалкин Л.И. Состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность вырабатывать и проводить вжизнь независимую экономическую политику

Архипов А. Способность экономики обеспечивать эффективное удовлетворение общественных потребностей на межнациональном и международном уровнях

Бухвальд Е. Важнейшая качественная характеристика экономической системы, определяющая ее способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов России

Добрынин А.И., Тарасевич Л.С. Достаточность обеспечения требуемого уровня национальной безопасности собственными финансовыми и другими необходимыми ресурсами, создание благоприятных условий для развития экономики и повышения уровня конкурентоспособности страны

Зимонин В.П. Уровень развития экономики, который обеспечивает экономическую, социально-политическую и военную стабильность в условиях воздействия неблагоприятных факторов

Колосов А. В. Состояние, в котором народ (через государство) может суверенно, без вмешательства и давления извне, определять пути и формы своего экономического развития.

Медведев В. Такое состояние страны, при котором обеспечивается устранение или нейтрализация угроз ее коренным национальным интересам и самому существованию

Олейников Е.А. Не только защищенность национальных интересов, но и готовность и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества

Савин В.А. Система защиты жизненных интересов России. В качестве объектов защиты могут выступать: народное хозяйство страны в целом, отдельные регионы, отдельные сферы и отрасли хозяйства, юридические и физические лица как субъекты хозяйственной деятельности

Сенчагов В.К. Состояние экономики и институтов власти, при которых обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов

Тамбовцев В. Совокупность свойств состояния производственной подсистемы, обеспечивающая возможностьдостижения целей всей системы безопасности

Концепция экономической безопасности РФ Качественно определенное состояние экономики страны, которое с точки зрения общества желательно сохранить, либо развить в прогрессирующих масштабах

Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности РФ Возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз

Экономическая безопасность призвана обеспечивать независимость национальной экономики, её стабильность и устойчивость, способность к постоянному обновлению, развитию и совершенствованию и характеризуется, на наш взгляд, сложной внутренней структурой, включающей шесть основных элементов (рис. 1).

Способность к саморазвитию

Экономическая независимость

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ

Восприимчивость

кинновациям

Институциональные детерминанты развития экономики

Рисунок 1 - Характеристика экономической безопасности

Экономическая независимость является категорией относительной, поскольку глобализация экономики на фоне произошедшего вступления России в ВТО повышает взаимопроникновение национальных экономик. В данном аспекте экономическая независимость предполагает контроль за ресурсными потоками в масштабе национального хозяйства и позволяет сосредоточить усилия на достижении уровня производственных показателей, соответствующих мировому уровню производства, эффективности и качества продукции.

Способность к саморазвитию экономики должна соответствовать динамике современного, развивающегося общества, и обеспечивается, на наш взгляд, в первую очередь, развитием основного субъекта экономики человека, личности, ее мировоззрения, самосознания, отношения к действительности, характера, предпринимательских способностей, опыта и квалификации. Стабильность и устойчивость экономики, защита разнообразных форм собственности, формирование благоприятных условий и гарантий предпринимательской деятельности сдерживают факторы, способные дестабилизировать ситуацию. Восприимчивость к инновациям способствует их широкому внедрению в целях постоянной модернизации производственного потенциала, повышениюинтеллек-туального уровня персонала, повышению его научной и деловой активности.

Институциональные детерминанты развития экономики означают дальнейшее проведение организационно-управленческих реформ, которые предполагают создание адекватного механизма, призванного мобилизовать и предоставить производству необхо-

димые инвестиционные ресурсы. Проблемой государственной поддержки является определение рационального уровня взаимодействия объективных экономических процессов и субъективных потребительских предпочтений на современном этапе развития экономики, который отличается непредсказуемостью и наличием стохастических процессов. Акцент при этом должен смещаться со степени вмешательства в механизм рыночного регулирования на степень его участия в обеспечении инвестиционной привлекательности бизнеса.

Таким образом, на наш взгляд, под экономической безопасностью следует понимать характеристикуэкономи-ческой системы на макро- и мезо- и микроуровнях, определяющую ее способность поддерживать качество жизни населения, уровень которой определяется на основе расчета индикаторов обеспечения безопасности. Состояние экономики, оценка последствий принимаемых политических и хозяйственных решений, выявление причинно-следственных связей происходящих процессов и явлений обусловили необходимость формирования условий противодействия опасностям и угрозам на основе исследования уровней показателя, его признаков, а также влияющих факторов. На основе характеристик и форм конкретных угроз, определяются методические подходы к принятию решений по их нивелированию, устранению и формируется механизм выявления, предупреждения и пресечения угроз экономическим интересам. Действенность механизма зависит от содержания институтов рыночного и государственного регулирования и отношений в обществе.

Экономическая безопасность классифицируется по следующим уровням: международная, национальная и частная [2] (рис. 2, табл. 2).

Как многоуровневое явление экономическая безопасность исследуется в аспекте личности, субъекта хозяйствования, регионального или отраслевого кластера, государства. Экономическая безопасность на международном уровне (глобальном и региональном) обеспечивается взаимовыгодным сотрудничеством и развитием экономических, финансовых, научно-технических отношений. Обеспечение должной степени защищенности сопряжено со свободным выбором модели политического и экономического развития, признанием равноправия государств с различным общественно-политическим строем и законности многообразных форм хозяйствования, поддержкой нуждающихся стран, созданием механизма урегулирования конфликтов и споров.

*чО

*

©

0

1^1

■ Ом

-г£~.

КГ'

91

о о г о □ с о

<0

мэ

ІГ— □

У

о

(0

1~

X

о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г

о

У

гтл

92

Рисунок 2 - Классификация экономической безопасности по уровням позиционирования

Международная экономическая безопасность представляет собой такой комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур, при котором каждому государству - члену мирового сообщества

- обеспечивается возможность свободно избирать и осуществлять свою стратегию социального и экономического развития без внешнего давления и вмешательства, в обстановке взаимопонимания и сотрудничества. В условиях вступления России в ВТО расширяется сотрудничество с международными экономическими и финансовыми институтами. Объективно сохраняется общность интересов России и интересов других государств по многим проблемам международной безопасности [3].

Таблица 2 - Сущностная характеристика уровней экономической безопасности

Уровень Характеристика Основные признаки

Международный комплекс международных условий сосуществования договоренностей и институциональных структур в рамках мировой и региональной систем - свобода выбора стратегии социального и экономического развития; - свобода осуществления стратегии социального и экономического развития; - отсутствие внешнего давления и вмешательства; - взаимопонимание и сотрудничество

Национальный состояние экономики и институтов власти, обеспечивающее защиту страновых, территориальных и отраслевых интересов - гармоничное, социально направленное развитие страны; - политическая стабильность; - достаточность эколого-экономического потенциала; - обеспечение обороноспособности в необходимой степени; - минимизация информационных угроз

Частный защищенность субъектов хозяйствования и личности от соответствующих угроз и факторов опасности в условиях ограниченности ресурсов и с учетом интересов и потребностей - стабильность функционирования, финансово-экономический успех, научнотехническое и социальное развитие экономических субъектов; - правовая, политическая, материальная, бытовая, физическая и духовная стабильность личности

Национальная экономическая безопасность дифференцируется по страновому и локально-

мууровням. В свою очередь, локальный уровень следует рассматривать в зависимости от территориальной либо отраслевой (вид деятельности) принадлежности, имея в виду, что для каждого подуровня характерны свои угрозы, риски и факторы опасности. В целом, национальная экономическая безопасность характеризуется однородной материально-вещественной базой, определенным уровнем развития производительных сил и производственных отношений.

Национальная экономическая безопасность

- это такое состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, гармоничное, социально направленное развитие страны в целом, достаточный экономический и оборонный потенциал [3].

Национальная безопасность - защищенность жизненно важных интересов личности (граждан), общества и государства, а также национальных ценностей и образа жизни от широкого спектра внешних и внутренних угроз, различных по своей природе (политических, военных, экономических, информационных, экологических и других) [2].

В соответствии с другим источником национальная безопасность - это состояние, при котором в государстве защищены национальные интересы страны в широком понимании, включающем политические, социальные, экономические, военные, экологические аспекты, риски, связанные с внешнеэкономической деятельностью, распространением оружия массового поражения, а также предотвращения угрозы духовным и интеллектуальным ценностям народа [2].

Основной опасностью для национальной экономической безопасности является деиндустриализация России, потеря ею своего интеллектуального, технологического и промышленного потенциала, закрепление топливно-сырьевой специализации страны в мировой экономике и ослабление ее экономической самостоятельности. Система национальной безопасности, спе-

циально созданная в государстве и конституированная совокупность правовых норм, законодательных и исполнительных органов, а также средств, методов и направлений ихдеятельно-сти по обеспечению надежной защиты национальных интересов [3].

Обеспечение экономической безопасности страны невозможно без систематического поддержания устойчивости деятельности хозяйствующих субъектов на основе социально-регули-рующей функции государства. Важнейшими составляющими экономической безопасности являются укрепление государственной власти, доверие к ее институтам, оптимизация принятия управленческих решений при формировании экономической политики, укрепление международного авторитета и экономической независимости в хозяйственной деятельности мирового содружества.

Безопасность региональной и отраслевой экономической систем влияет на эффективность хозяйственной деятельности предприятий отрасли на определенной территории, обеспечивает приемлемый уровень благосостояния населения, поддержку единого социально-экономического пространства. Экономическая безопасность на локальном уровне обеспечивается решением проблем территориального и отраслевого кластеров, рациональной структурной организацией элементов экономической системы. Частная экономическая безопасность подразделяется на безопасность хозяйствующего субъекта и безопасность личности. Экономическая безопасность предприятия обеспечивается комплексом организационно-правовых и научно-технических мероприятий в соответствии с уровнем развития субъекта на основе реализации следующих основных принципов: законность; экономическая самостоятельность, подразумевающая заинтересованность и взаимную ответственность персонала и руководства за результаты деятельности; взаимодействие с органами законодательной и исполнительной власти. Функциональные составляющие в структуре экономической безопасности хозяйствующих субъектов имеют значение для рационального использования ограниченных ресурсов. Экзогенными угрозами предприятий являются

монополизм, конкуренция, рейдерство. К эндогенным угрозам следует отнести отсутствие гибкого организационно-экономического механизма функционирования; низкую эффективность системы управления; уровень квалификации персонала.

Личностной безопасности свойственно состояние экономической и социальной защищенности, наличие гарантированных прав на труд, его мотивацию, повышение уровня образования и квалификации, достойный уровень качества жизни. Личность можно рассматривать и как собственно системубезопасности и как элемент системы безопасности более высокого порядка. Это обусловливает двоякую роль личности, защищенность которой служит, с одной стороны, условием обеспечения безопасности всех уровней, а, с другой - сама определяется стабильностью состояния общества и государства.

Важнейшим социальным аспектом экономической безопасности государства является продовольственная безопасность. В таблице 3 представлена эволюция подходов к продовольственной проблеме. ^N1

Таблица 3 - Эволюция подходов к продовольственной проблеме, экономической доступности продуктов питания и продовольственной безопасности

*чО

У

©

£3

1^1

■ Он

§L

Сторонники подходов Сущность подхода

Адам Смит «После пищи, одежда и жилище являются двумя главными потребностями человечества» «Богатый человек потребляет не больше пищи, чем его бедный сосед. Она может быть весьма отлична по качеству, её выбор и приготовление могут потребовать больше труда и умения, но в количественном отношении разницы почти нет»

Франсуа Кенэ «... земля есть единственный источникбогатства, и одно только земледелие умножает последнее»; «Не следует уменьшать достатки беднейших классов общества; так как они не могли бы, в таком случае, потребить достаточного количества съестных припасов...»

Давид Рикардо «... только плодотворная страна, особенно если она разрешает свободный ввоз пищевых продуктов, может накоплять капитал в изобилии без значительного уменьшения нормы прибыли или значительного возрастания земельной ренты» «в случае войны коалиция континентальных держав или же влияние нашего главного врага могутлишить нас нашего обычного снабжения; в случае неурожая за границей вывозящие страны будут иметь возможность удержать у себя обычно вывозившуюся часть хлеба для того, чтобы восполнить своё собственное недостаточное снабжение»

Томас Мальтус «закон этот (народонаселения - авт.) состоит в проявляющемся во всех живых существах постоянном стремлении размножаться быстрее, чем это допускается находящимся в их распоряжении количеством пищи»

С.С. Дзарасов «под продовольственной безопасностью подразумевается способность государства обеспечивать продуктами питания текущие и чрезвычайные потребности за счёт собственных производственных ресурсов»

B.C. Балабанов «Суть продовольственной проблемы России - это не просто удовлетворение потребностей населения в определённом наборе продуктов, но и, что более важно, научная организация обеспечения всего агропромышленного цикла: от подготовки процесса производства продовольствия до его реализации»

Е.Н. Борисенко определяет продовольственную безопасность России как: «... обеспечение собственной сельскохозяйственной и продовольственной продукцией с использованием стратегии аграрного протекционизма»

Ц.В. Бычкова «Под продовольственной безопасностью понимается способность страны удовлетворять потребности населения в продуктах питания, в том числе в случае частичного или полного прекращения внешних поставок»

А.В. Гордеев «В понятие продовольственной безопасности входит способность страны обеспечить себя основными продуктами питания независимо от конъюнктуры на мировых рынках. Такая проблема для нашей страны пока существует»

А. И. Алтухов Продовольственная безопасность страны - это «... устойчивое удовлетворение народнохозяйственных потребностей в продовольствии и сельскохозяйственном сырье за счёт мобилизации потенциальных возможностей собственного производства»

3.3. Биктимирова - рассматривает продовольственную безопасность как аспект национальной безопасности с точки зрения сельского хозяйства. Изменение социальных, политических, экономических условий в стране, растущее воздействие глобализации являются возможными причинами появления новых угроз, что осложняет проблемуобеспечения продовольственной безопасности

93

о

о

г

о

с

о

<0

мэ

С7— □

У

о

(0

1~

X

о

г

о

У

гг\

94

Продовольственная проблема стояла перед человечеством с момента его возникновения. Истоки ее постановки можно проследить у Ксенофонта, Платона, Аристотеля, Катона Старшего, Варрона, Колумеллы, Адама Смита, Давида Рикардо. Представители "меркантилизма" источником богатства считали внешнюю торговлю и выступали сторонниками политики "протекционизма" [2].

Реакцией на продовольственный кризис времен Великой депрессии стало обоснование Дж. М. Кейнсом необходимости государственного вмешательства в развитие продовольственного рынка посредством установления гарантированных цен на продовольствие, предоставления дотаций фермерам, введении запрета на продовольственную экспансию. Практическая реализация концепции государственного регулирования проходила в США в тридцатые годы прошлого века. В частности, правительство США приняло "Закон о рефинансировании фермерской задолженности и восстановлении сельского хозяйства" [2, 3]. Основная идея закона заключалась в стимулировании тех фермеров, которым удалось сократить объемы производства сельскохозяйственной продукции, в особенности это касалось зерновых. Главными задачами государства продекларированы обеспечение социальной стабильности, продовольственной и экологической безопасности.

Дефиниция "продовольственная безопасность" получила распространение после окончания Второй мировой войны. В международную практику термин введён после глубокого зернового кризиса 1972-1973 гг. Международной продовольственной и сельскохозяйственной организацией.

Интерес к проблеме продовольственной безопасности возник в России в середине 90-х годов XX столетия в связи с проведением 7 декабря 1997 г. в Москве Конгресса "Продовольственная безопасность России". Конгресс поддержал основные положения декларации Всемирной конференции по продовольственной безопасности, принятой в Риме в 1996 г. и выразил согласие с определением национальной продовольственной стратегии, данным Всемирным советом по продовольствию при ООН, согласно которому она должна позволить стране достичь "наиболее высокой степени самообеспеченности в продовольствии в результате интегрированных усилий по увеличению производства жизненно необходимых продуктов, улучшения системы снабжения и потребления продовольствия, ликвидации недоедания и голода" [4].

С.С. Дзарасов считает обеспечение продовольственной безопасности только на основе учета интересов отечественного сельскохозяйственного производителя. Этого можно достичь посредством производства конкурентоспособной продукции с минимальными издержками,

её поставки на потребительский рынок по оптимальным ценам.

Немаловажным условием достижения и сохранения должного уровня продовольственной безопасности, по мнению В.С. Балабанова, является научная организация сельскохозяйственного производства. Е.Н. Борисенко предлагает для обеспечения продовольственной безопасности использовать стратегию аграрного протекционизма.

А.И. Алтухов, А.В. Гордеев, Ц.В. Бычкова и ряд других ученых в своих определениях также акцентируют внимание на наличии такого ресурсного потенциала продовольственного рынка, который способен удовлетворять потребностям населения вне зависимости от внешних поставок. Если рассматривать продовольственную безопасность сточки зрения удовлетворения платежеспособного потребительского спроса, то это означает необходимость поддержания такого уровня экономической доступности продуктов питания для населения, который обеспечивал бы его жизнеспособность.

На наш взгляд, продовольственная безопасность должна базироваться на соответствии объемов производства платежеспособному спросу населения. Производственные факторы обеспечивают относительную (в рамках установленного порога импортозависимости -25%) независимость продовольственного рынка от импорта с учетом создания стратегических запасов, резервных фондов и использования на корма. Потребительские факторы определяют экономическую доступность продуктов питания для населения в соответствии с научно обоснованными физиологическими нормами потребления (рис. 3).

Обеспеченность населения продовольствием и экономическая доступность способствуют отнесению государства к числу экономически развитых. Исследования ученых показали, что от уровня продовольственного обеспечения, степени обновления знаний персонала, зависит экономическая обстановка в стране, степень социальной защищенности населения, динамика демографических процессов, здоровье нации, условия труда, уровень личностного развития, сбалансированность экономики, паритет цен [2, 3].

Уровень экономического развития государства предполагает обеспечение населения покупательными фондами в рамках прожиточного минимума для полноценного участия в экономических процессах. Продовольственная безопасность играет приоритетную роль в формировании концепции и доктрины национальной и экономической безопасности государства. В этой связи возникает необходимость построения политики и формирования внутренних и/или внешних механизмов обеспечения продовольственной безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.