Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБРИКИ "МИР ЖЕНЩИН" ЖУРНАЛА "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗНАНИЙ"'

СТРУКТУРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБРИКИ "МИР ЖЕНЩИН" ЖУРНАЛА "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗНАНИЙ" Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОСВЕЩЕНИЕ / МИР ЖЕНЩИН / СТАТУС ЖЕНЩИН / ГАЗЕТА / ЖУРНАЛ / ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ВЛАСТЬ / ОБРАЗОВАНИЕ / ЖЕНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / ОБЩЕСТВО

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Сохибназарбекова Райхон Мамадаминбековна

В статье рассматриваются структурно - тематические особенности рубрики «Мир женщин» одного из первых журнальных изданий Таджикистана - «Путеводитель знаний», выходившего в конце 20 - х годов XX столетия. Отмечается, что журнал «Путеводитель знаний» уже с первых дней своего функционирования особое внимание уделяет женской тематике, где была создана специальная рубрика «Дунёи занон» («Мир женщин»). Толчком в актуализации женского вопроса в печатных СМИ Таджикистана стало начавшееся в 1926 году движение «Ҳуҷум ба фаранҷӣ» («Наступление на паранджу»), как специфическая форма борьбы против патриархальных пережитков. Показано, что проблема отношения женщин к отказу от этой устоявшейся веками традиции и в целом понимание ими свободы и своей новой роли, как в семье, так и в обществе становится одной из центральных в рубрике «Мир женщин». Проведенное исследование показало, что в таджикской печати 20-х годов появляется новая проблема - проблема женского положения и новое видение роли женщины в контексте социально-политических трансформаций общества, что порождает и своеобразную идейно-тематическую специфику журналистских материалов данного периода. Проанализированные автором материалы рубрики «Мир женщин» показывают следующие направления, просматривающиеся в материалах данного периода, в частности, рассмотрение женского вопроса в свете новых взглядов на социальное положение женщин; постановка и решение женского вопроса тесно связана с идеями социализма; женский вопрос освещается через призму агитации социализма и социалистического образа жизни и при освещении женского вопроса соблюдается принцип классовости, т.е. решение женского вопроса является неотъемлемой частью борьбы новой и старой системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND THEMATIC FEATURES OF THE "WORLD OF WOMEN" SECTION OF THE "KNOWLEDGE GUIDE" MAGAZINE

The article examines the structural and thematic features of the «World of Women» column of one of the first magazine editions of Tajikistan - «Knowledge Guide», published in the late 1920 s. It is noted that the «Knowledge Guide» magazine, from the very first days of its operation, pays special attention to women's topics, where a special section «Dunyoi zanon» («The World of Women») was created. The impetus for the actualization of the women's issue in the print media of Tajikistan was the movement «Offensive on the veil», which began in 1926, as a specific form of struggle against patriarchal survivals. It is shown that the problem of women's attitude to abandoning this centuries-old tradition and, in general, their understanding of freedom and their new role, both in the family and in society, becomes one of the central issues in the «World of Women» rubric. The study showed that a new problem appears in the Tajik press of the 1920 s - the problem of women's status and a new vision of the role of women in the context of socio-political transformations of society, which also gives rise to a kind of ideological and thematic specificity of journalistic materials of this period. The materials of the «World of Women» rubric analyzed by the author show the following directions that can be seen in the materials of this period, in particular, the consideration of the women's issue in the light of new views on the social status of women; he formulation and solution of the women's question is closely linked with the ideas of socialism; the women's issue is illuminated through the prism of the agitation of socialism and the socialist way of life, and the principle of class is observed when covering the women's issue, i.e. the solution of the women's question is an integral part of the struggle between the new and the old system.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБРИКИ "МИР ЖЕНЩИН" ЖУРНАЛА "ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗНАНИЙ"»

УДК 070(575.3)

СТРУКТУРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБРИКИ «МИР ЖЕНЩИН» ЖУРНАЛА «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗНАНИЙ»

Сохибназарбекова РМ.

Российско-Таджикский (Славянский) университет

В начале XXI века исполнилось сто лет со дня выхода первой газеты на таджикском языке. За столетний период своего развития, таджикская периодическая печать не раз оказывалась под угрозой исчезновения со страниц истории, однако произошедшие перемены в социально-экономической жизни народов Средней Азии начала XX века оказали решающее влияние не только на дальнейшее существование газет и журналов, но и привели к их качественному и количественному росту.

В 1924 г. в результате национально-государственного размежевания впервые в своей истории народы Средней Азии, в частности, таджики обрели национальную государственность. Это означало новый этап в их политическом, экономическом, социальном и культурном развитии, характеризующийся ликвидацией неграмотности, открытием первых образовательных учреждений, началом развития нового типа периодической печати, развитием современной литературы и установлением однопартийной идеологии. Политика советского государства на этом этапе была направлена на обеспечение экономических, социальных и духовных основ народов, проживавших на его территории. Понимая действенную силу печати, как важного механизма претворения в жизнь этой политики, все силы были направлены на её создание и развитие в новообразованных союзных республиках.

Образование в 1924 году Таджикской АССР, означавшее признание за таджиками права на свою государственность, развертывание экономического и культурного строительства в молодой республике привели также к существенным изменениям в развитии её печати, сыгравшая большую роль в изменении социального статуса женщин в таджикском обществе.

Период 20-х годов прошлого столетия характеризуется как один из ключевых этапов не только в развитии таджикской печати - его можно считать переломным моментом и в истории освещения женского вопроса. Так как в таджикской классической литературе и публицистике отсутствует освещение женского вопроса. Вероятно, такая ситуация обусловлена тем, что «писатели и поэты, религиозные деятели Средневековья благосклонно относились к женской красоте и харизме, однако утверждали необходимость введения в женское общество конформистских установок и консервативных взглядов, всячески поощряли затворничество»[7,18], что привело также к отсутствию публичного обсуждения женского вопроса. Что касается женских образов различного характера в художественной литературе классического периода, можно отметить, что существовало «эстетическое изучение мира и человека» [9], но отсутствовало «политическое понимание и отражение событий в разнообразных формах и видах» [9]. Такой подход касается и женских образов в истории таджикской литературы.

Содержание, проблемы, тематика и задачи таджикской журналистики подвергаются изменению в 20-годы вследствие установления советской системы на территории Средней Азии, в частности Таджикистана, что позволяет говорить о наступлении качественно нового этапа в развитии таджикской журналистики, соответственно и освещении женского вопроса.

Решение женского вопроса советской властью получила высокую оценку исследователей, занимающихся изучением различных аспектов женской проблематики. Начало процессу раскрепощения женщин было положено именно в 20 - 30-е годы прошлого века, когда для практической реализации прав женщин были созданы экономические, социальные, правовые и культурные условия, способствующие изменению их положения и роли в обществе и его институтах.

В этом контексте зарождавшаяся таджикская периодическая печать была включена во внедрение политики советского государства относительно женского вопроса. С этой целью в 1921 году, впервые на территории Средней Азии, был создан специализированный женский журнал «Женщины Туркестана», где печатались материалы на русском, таджикском и узбекском языках [6, 79]. Более того, тема раскрепощения женщин становится одним из центральных объектов освещения периодической печати. Свидетельством является тот факт, что все издания, независимо от тематической направленности, женскому вопросу уделяли особое внимание и для решения этой задачи специальная рубрика «Гушаи занон» («Женская страница») в газете «Бедории точик» (1927) посвящалась новостям и материалам о жизни женщин, защите их прав, о привлечении их к получению образования и к общественной деятельности. Большинство статей этой рубрики содержали критику людей, требующих выкуп за невесту, и такого отрицательного явления, как

полигамия [6, 118]. Статьи, посвященные женскому вопросу, публиковались также и в таджикском сатирическом журнале «Мулло Мушфики» (1927) [6, 125].

С августа 1927 года начал издаваться журнал «Рохбари дониш», первый номер которого вышел под названием «Дониш - биниш» («Знание и обозрение»). Со второго номера и до 1932 года журнал выпускался уже под названием «Рохбари дониш» («Путеводитель знаний»).

Появление журнала «Рохбари дониш» было огромным событием в жизни таджиков. Необходимость и значимость издания такого характера были отражены в письме, отправленном Таджикской областной партийной организацией в адрес редакции журнала: «Издание этого журнала с нетерпением ждал каждый учитель, каждый грамотный и образованный таджик. Какая радость, что мы все теперь видим его. Появление журнала - это доказательство прогресса в культурных мероприятиях таджиков Средней Азии и событие большого исторического значения. Теперь наши одноязычные соседи будут в курсе всех событий, которые должны происходить в Таджикистане по социалистическому его преобразованию. Областная партийная организация надеется, что «Дониш -биниш» внесёт свой достойный вклад в пропаганду политических, научных знаний и педагогической мысли, как среди трудящихся Таджикистана, так и среди всех таджиков Средней Азии» (12, 168).

Уже в первых номерах журнала «Путеводитель знаний» была создана специальная рубрика «Дунёи занон» («Мир женщин»), где печатались материалы, отражающие различные проблемы, связанные с решением женского вопроса.

В 1926 году начинается движение «Хучум ба фаранчй» («Наступление на паранджу»), как специфическая форма борьбы против патриархальных пережитков, которая в последующие годы приобретает массовый характер в форме демонстративных акций. Проблема отношения женщин к отказу от этой устоявшейся веками традиции и в целом понимание ими свободы и своей новой роли, как в семье, так и в обществе становится одной из центральных в публицистике этого периода. В частности эти проблемы нашли отражение в статье «Тайёрй набудааст» («Не подготовлены»)[4]. Действительно, рассмотрение автором проблемы свободы женщин в таком ракурсе было необходимым, так как, несмотря на все усилия советского правительства, направленные на раскрепощение женщин, «превалирование патриархального понимания женщинами своей роли и статуса в семье и обществе» [7] вызывало массу проблем при решении женского вопроса. Понимание и восприятие своей новой роли и положения женщинами было различно. Например, как отмечает автор статьи, «некоторые женщины понимали предоставленную им свободу, как право властвования над мужчинами. Другая группа женщин понимает свободу, как свободно выходить на улицу, свободное посещение кинотеатров и других публичных мест. Третья группа женщин, движение против паранджи считают небесной карой, хотя и отказались от паранджи, но при этом ежедневно и ежечасно со страхом думают о греховности своего поступка. Последнюю группу составляют жены государственных работников. Эти женщины отказались от паранджи по настоянию мужей, которые считают, что ношение паранджа женами может помешать их карьерному росту» [4, 24]. По мнению автора, такая ситуация является следствием неподготовленности женщин к осознанию своей новой роли. Более того, женщины не понимают сути свободы и не знают, как следует использовать её: «Мы ожидали, что после отказа женщин от паранджи, они будут стремиться к получению знаний в школах, различных курсах или участвовать в других общественных делах. Свобода без цели и знания не приносит женщине никакой пользы. Наши женщины должны понять, что свобода не обозначает властвование над мужчинами. Политика советской власти заключается в том, что как мужчина, так и женщина не имеют право властвовать друг над другом. Мужчина и женщина имеют равные права. Свобода женщин Востока будет возможной тогда, когда они своим трудом смогут обеспечить себя, и экономически не будут зависеть от мужчин» [4, 25].

Автор считает 1927 год - годом свободы таджикских женщин. Именно в этом году в некоторых регионах успешно завершилась кампания против паранджи, и, по мнению автора, более успешны в этом процессе были таджики городов Узбекистана, в частности Самарканда и Худжанда. Причина отсталости таджиков Таджикистана в решении проблем с паранджой объясняется в статье «8 Марта и свобода женщин» [2] автора М. Мусави, опубликованной в честь празднования 8 Марта. Как считает автор статьи, в сравнении с Узбекистаном в Таджикистане ситуация с раскрепощением женщин представляется сложной. Эта часть Восточной Бухары во многом является отсталой в силу отрезанности от остального мира вследствие отсутствия коммуникационных средств, например железной дороги. Ситуация усложняется также усилением на этой территории басмаческого движения. Рассуждая о вопросах раскрепощения женщин, автор подчеркивает, что для эффективного решения женского вопроса, коммунисты должны показать на личном примере, то, что они декларируют относительно свободы женщин. Борьба за раскрепощение женщин носит классовый характер, т.е. эта борьба пролетариата с пережитками старой системы.

Таким образом, в вышеотмеченных статьях поднимается проблема неподготовленности женщин к изменению своего социального статуса, что предполагает, по мнению авторов, проведение просветительских работ, тем самым активизировать женщин в борьбе за свою свободу. Безусловно, одна из форм просвещения достигалась посредством публицистики, способствующей ускорению этого процесса. С этой целью на страницах журнала были опубликованы статьи о положительном опыте женщин других стран Востока и их участии в борьбе за раскрепощение и защиту своих прав. Например, статья «Х,аракати занон дар Шарк» («Женское движение на Востоке») [8], посвящена женскому движению в Китае, Турции и Иране, начавшемуся после Первой мировой войны. По утверждению автора, инициаторами женских движений в Иране являются женщины-иранки, побывавшие в Европейских странах, или женщины, которые учились в иностранных учебных заведениях Ирана. Самое важное, как утверждает автор, в Иране есть образованные женщины, поэтессы и писательницы, сотрудничающие с газетами и журналами, посредством которых выражают свою позицию по тем или иным вопросам. Кроме газет, в Иране есть также женские журналы, в частности, в самом Тегеране есть 4 женских журнала «Забони занон» («Язык женщин»), «Олами нисвон» («Мир женственности»), «Чахони занон» («Мир женщин») и «Номаи бонувон» («Книга женщин»). Автор хотя и подчеркивает многие положительные моменты из жизни иранских женщин, но при этом свободу и социальный статус женщин Ирана оценивает через призму идеологической борьбы двух систем.

Сравнивая положение женщин в Иране и Турции, автор пишет, что в Турции были приняты законы, направленные на улучшение положения женщин в этой стране. В частности, закон закрепляет за женщинами право на свободу выбора будущего супруга и право на работу в любых учреждениях, но при этом обязывал женщин до заключения брака представить справку о состоянии здоровья, отказаться от паранджи и носить одежду европейского стиля.

Небольшой очерк «Занони Чини инкилоби» («Женщины революционного Китая») в рубрике «Дунёи занон» («Мир женщин») [5] посвящен участию женских организаций в революционном движении Китая. Автор, рассказывая о жизни женщин в Китае, характеризует их как трудолюбивых, активных членов общества, которые заняты трудом наравне с мужчинами, имеют свои общественные организации, много времени проводят за чтением и на фабриках работают с 8-9 лет.

Попытка понимания свободы и корней несвободного положения женщин предпринята в статье «Таърихи асорати занон» («История гнета женщин») [3], где автором проанализировано социальное положение женщин в досоветский период. С целью выявления причин неравноправия женщин и мужчин, автор проводит исторический экскурс и приходит к выводу, что «исторически женщина никогда не была свободной ни в древнем Египте, ни в Европе и не имела равные права с мужчинами. Хотя основным принципом культуры, как Египта, так и Европы считается свобода человека, но при этом женщина всегда была несвободной»[3, 8]. По убеждению автора, «несчастье женщин заключается в том, что счастливым всегда был физически сильный человек. Женщина лишена той силы, которой обладает мужчина, поэтому всегда находилась в подчинении мужчин. Слабый человек всегда был несчастным» [3, 8]. Автор видит основную причину подчинённого положения женщин только в её физиологических особенностях, это свидетельствует о том, что в 20 - 30-годы таджикское общество находилось на начальной стадии осознания новой роли и положения женщин в обществе.

Женский вопрос освещен также в обращениях и призывах советских лидеров и лидеров женских движений, напечатанных на страницах журнала «Путеводитель знаний». В частности, было опубликовано [1] «Обращение Клары Цеткин всем труженицам Советских Республик», где автор пишет: «СССР эта крепость, в стенах которой защищается ваше равноправие и свобода. Законы СССР дают вам право на труд наравне с мужчинами. Законы СССР запрещают продавать и покупать женщину как животных, запрещают полигамию и направлены на борьбу с этим отрицательным явлением. Для вас открыты двери всех учебных заведений, чтобы вы могли начать новую жизнь. Впервые, через годы, и через века вы осознали свою личность, вы свободны. Теперь вы должны обратить внимание на свои внутренние враги, как фанатизм, суеверие и старые пережитки» [1, 5].

Таким образом, в таджикской печати 20-х годов появляется новая проблема - проблема женского положения и новое видение роли женщины в контексте социально-политических трансформаций общества, что порождает и своеобразную идейно-тематическую специфику журналистских материалов данного периода. Проанализированные нами материалы рубрики «Мир женщин» журнала «Путеводитель знаний» показывают следующие направления, просматривающиеся в публикациях данного периода:

7. Рассмотрение женского вопроса в свете новых взглядов на социальное положение женщин;

8. Постановка и решение женского вопроса тесно связана с идеями социализма;

9. Женский вопрос освещается через призму агитации социализма и социалистического образа

жизни;

10. При освещении женского вопроса соблюдается принцип классовости, т.е. решение женского вопроса является неотъемлемой частью борьбы новой и старой системы.

Что касается жанровой специфики опубликованных материалов по женской тематике, то просмотренные нами материалы представляют, в основном, жанр статьи. Возможно, в 20 - 30-е годы, в период, насыщенный социально-политическими изменениями в жизни таджикского общества, именно статья в силу своих специфических жанровых особенностей становится более приемлемой формой для освещения значимых проблем, связанных с решением женского вопроса.

ЛИТЕРАТУРА

4. Клара Цеткин. Обращение Клары Цеткин всем труженицам Советских Республик //Рахбари дониш(Путеводитель знаний). -1928. - № 3. - С.5.

5. Мусавй М. Хаштуми март ва озодии занон //Рахбари дониш(Путеводитель знаний). -1928. -№3. - С.6-7.

6. Р. Таърихи асорати занон //Рахбари дониш(Путеводитель знаний). -1928. - № 1-2. - С.42-46.

7. Рукия. Тайёрй набудааст //Рахбари дониш(Путеводитель знаний). -1927. -№2. - С.24-25.

8. Сатрунг О. Л. Занони Чини ищилобй //Рахбари дониш(Путеводитель знаний). -1928. -№4-5. - С.57-59.

9. Усмонов И. Таърихи журналистикаи точик / И. Усмонов, Д. Давронов. - Душанбе, 2008. - 279 стр.

10. Хушкадамова Х.О. Социальный статус женщины в современном таджикистанском обществе: Автореф. дис. ... док. соц. наук. - М., 2013. - 42 стр.

11. Харакати занон дар Шарк //Рахбари дониш (Путеводитель знаний). -1928. -№3. - С.8-9.

12. Черепахов М.С. Проблемы теории публицистики. - М., 1973. -267 с.

13. Шадманова С.Б. Вопросы социально-экономического и культурного положения Туркестана на страницах периодической печати (1870 1917 гг.): Автореф. дис. ... док. истор. наук. - Ташкент, 2001. - 61 стр.

14. Шофакирова P.M. Образ жизни-матери в Шахнаме Фирдоуси. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. - Душанбе, 2004. -21 стр.

15. Шукуров М.Р. История культурной жизни советского Таджикистана. Т.1. Душанбе, 1970. - 494 стр.

СТРУКТУРНО — ТЕМАТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РУБРИКИ «МИР ЖЕНЩИН» ЖУРНАЛА «ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЗНАНИЙ»

В статье рассматриваются структурно — тематические особенности рубрики «Мир женщин» одного из первых журнальных изданий Таджикистана - «Путеводитель знаний», выходившего в конце 20 — х годов XXстолетия.

Отмечается, что журнал «Путеводитель знаний» уже с первых дней своего функционирования особое внимание уделяет женской тематике, где была создана специальная рубрика «Дунёи занон» («Мир женщин»).

Толчком в актуализации женского вопроса в печатных СМИ Таджикистана стало начавшееся в 1926 году движение «Хуцум ба фаранци» («Наступление на паранджу»), как специфическая форма борьбы против патриархальных пережитков. Показано, что проблема отношения женщин к отказу от этой устоявшейся веками традиции и в целом понимание ими свободы и своей новой роли, как в семье, так и в обществе становится одной из центральных в рубрике «Мир женщин».

Проведенное исследование показало, что в таджикской печати 20-х годов появляется новая проблема - проблема женского положения и новое видение роли женщины в контексте социально-политических трансформаций общества, что порождает и своеобразную идейно-тематическую специфику журналистских материалов данного периода. Проанализированные автором материалы рубрики «Мир женщин» показывают следующие направления, просматривающиеся в материалах данного периода, в частности, рассмотрение женского вопроса в свете новых взглядов на социальное положение женщин; постановка и решение женского вопроса тесно связана с идеями социализма; женский вопрос освещается через призму агитации социализма и социалистического образа жизни и при освещении женского вопроса соблюдается принцип классовости, т.е. решение женского вопроса является неотъемлемой частью борьбы новой и старой системы.

Ключевые слова: просвещение, мир женщин, статус женщин, газета, журнал, периодическая печать, власть, образование, женское движение, общество.

STRUCTURAL AND THEMATIC FEATURES OF THE «WORLD OF WOMEN» SECTION OF THE «KNOWLEDGE GUIDE» MAGAZINE

The article examines the structural and thematic features of the «World of Women» column of one of the first magazine editions of Tajikistan - «Knowledge Guide», published in the late 1920 s.

It is noted that the «Knowledge Guide» magazine, from the very first days of its operation, pays special attention to women's topics, where a special section «Dunyoi zanon» («The World of Women») was created.

The impetus for the actualization of the women's issue in the print media of Tajikistan was the movement «Offensive on the veil», which began in 1926, as a specific form of struggle against patriarchal survivals. It

is shown that the problem of women's attitude to abandoning this centuries-old tradition and, in general, their understanding of freedom and their new role, both in the family and in society, becomes one of the central issues in the «World of Women» rubric.

The study showed that a new problem appears in the Tajik press of the 1920 s - the problem of women's status and a new vision of the role of women in the context of socio-political transformations of society, which also gives rise to a kind of ideological and thematic specificity ofjournalistic materials of this period. The materials of the «World of Women» rubric analyzed by the author show the following directions that can be seen in the materials of this period, in particular, the consideration of the women's issue in the light of new views on the social status of women; he formulation and solution of the women's question is closely linked with the ideas of socialism; the women's issue is illuminated through the prism of the agitation of socialism and the socialist way of life, and the principle of class is observed when covering the women's issue, i.e. the solution of the women's question is an integral part of the struggle between the new and the old system.

Key words: education, the world of women, the status of women, newspaper, magazine, periodicals, power, education, women's movement, society.

Сведения об авторе:

Сохибназарбекова Райхон Мамадаминбековна - кандидат филологических наук, доцент кафедры отечественной и международной журналистики Российско-Таджикского (Славянского) университета, ул. М. Турсунзаде 30, 734025, Душанбе, Республика Таджикистан, Тел.: (+992 37) 44 620 42 13, 935260533, Эл. Почтаraihon 2009@mail.ru

About the author:

Sohibnazarbekova Raihon Mamadaminbekovna - Candidate of Philological Sciences, Associate Professor at the Department of national and international journalism Russian -Tajik (Slavonic) University M. Tursunzoda 30, 734025 Dushanbe, the Republic of Tajikistan, Tel.: (+992 37) 44 620 42 13, 935260533, e-mail: raihon 2009@mail.ru

ДИАЛОГ ВАЖНЕЙШАЯ СФЕРА ПЕРСОНАЖА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

Мусоева Ш.Ю.

Таджикский государственный педагогический университет им. С. Айни

Проблема диалога в художественном произведении представляет собой важную и до конца не раскрытую область исследования. Исследователей волнуют разнообразие способов воссоздания ситуаций общения и сопутствующей им речи героев, а также в тексте отражает реальную ситуацию.

Диалоги в художественном произведении выступают как стилистический прием, оживляющий повествование, способный разнообразить речь, сменяя авторский монолог, воспроизводить живую речь, характеризующей персонажей, выражать главную мысль произведения.

В диалоге также раскрываются характеры, с помощью диалога писатель создает образы, подробное описание внешнего внутреннего облика персонажа.

Важно учитывать и то, что диалоги, в зависимости от намерения, цели говорящего, бывают утвердительными, вопросительными и восклицательными. Лингвисты даже описывают такие черты диалога, как заинтересованность, возражение, убеждение, агрессия, эмоциональность, воздействие.

В зависимости от содержания, диалога также подразделяют на три подвида: взаимообмен мнениями о конкретном вопросе; взаимообмен сведениями о личностных интересах; бесцельный взаимообмен мнениями, новостями, сведениями.

В свою очередь, каждый вид диалога выполняет соответствующую функцию.

В публицистике используются информационный и сюжетный вид диалога, которые отличаются различными характерами, к примеру, информационный диалог - это чисто внешняя диалогизация текста, он формален и независим от сюжета. Сюжетный диалог характерен «драматизмом» изображения и является конструктивно значимым. В его основе лежит некая противоречивость в отношениях реплик (или реплик и текста), например, мы ожидаем услышать (прочитать) утвердительный ответ, а читаем отрицательный. В художественной литературе диалог - это яркий стилистический прием, выполняющий определённые эстетические функции в зависимости от стиля писателя, особенностей и норм того или иного жанра, темы, цели, идеи.

Проблема диалога в художественном произведении представляет собой важную и до конца не раскрытую область исследования. Исследователей волнуют разнообразие способов воссоздания ситуаций общения и сопутствующей им речи героев. Диалог в художественном тексте отражает реальную ситуацию. М.М. Бахтин определяет речевое общение как «обмен мыслями во всех

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.