Научная статья на тему 'МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ'

МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ТАДЖИКСКИЕ ЖЕНЩИНЫ / ГЕНДЕР / СМИ / ЖУРНАЛИСТИКА / МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Комилова Хосиятхон Мирисломовна

В данной статье рассматриваются особенности диалектического взаимодействия печатных СМИ Таджикистана первой половины XX века и социальная активность женщин, что позволяет определить роль таджикских печатных СМИ в трансформации и эволюции социального статуса женщин. С момента начала культурной революции медийное сопровождение процесса раскрепощения женщин актуализировало «гендерный дискурс». Тем самым подтверждается тезис о том, что функционирование СМИ в обществе - это сложный многоуровневый интерактивный процесс, в котором отражается состояние и динамика общественных явлений, закономерностей и тенденций. Автор указывает, что помимо исторической и социальной специфики общественных отношений, Таджикистан имеет собственную традицию как постановки, так и попытки решения женского вопроса, а в печатных изданиях тема социализации женщин была одной из стержневых. Несмотря на сложные социально-политические и экономические условия, первые газеты и журналы Таджикистана сумели донести до общества наиболее значимые и жизненно важные вопросы, связанные с изменением социального положения женщин. Зарождавшаяся таджикская печать стала эффективным средством в агитации и пропаганде свободы и равенства женщин в таджикском обществе. Также в статье анализируются особенности медийного сопровождения социальной активности таджикских женщин в годы Великой Отечественной, когда номинировался тип прогрессивной, сильной женщины, способной наравне с мужчинами решать общественные задачи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MEDIA SUPPORT OF THE SOCIAL ACTIVITY OF TAJIK WOMEN IN HISTORICAL RETROSPECT

This article examines the features of the dialectical interaction of the print media of Tajikistan in the first half of the XX century and the social activity of women, which allows us to determine the role of the Tajik print media in the transformation and evolution of the social status of women. Since the beginning of the cultural revolution, the media support of the process of women's emancipation has actualized the «gender discourse». This confirms the thesis that the functioning of the media in society is a complex multi-level interactive process that reflects the state and dynamics of social phenomena, patterns, and trends. The author points out that in addition to the historical and social specifics of public relations, Tajikistan has its own tradition of both posing and trying to solve the women's issue, and in print publications, the topic of socialization of women was one of the cores. Despite the difficult socio-political and economic conditions, the first newspapers and magazines of Tajikistan managed to convey to society the most significant and vital issues related to the change in the social status of women. The nascent Tajik press has become an effective tool in agitating and promoting the freedom and equality of women in Tajik society. The article also analyzes the features of media support for the social activity of Tajik women during the Great Patriotic War, when the type of progressive, strong woman was nominated, able to solve social problems on an equal basis with men.

Текст научной работы на тему «МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ»

УДК 07 (575.3)

МЕДИЙНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ социальной активности ТАДЖИКСКИХ ЖЕНЩИН В ИСТОРИЧЕСКОЙ РЕТРОСПЕКТИВЕ

Комилова Х. М.

Российско-Таджикский (славянский) университет

За последние два десятилетия в Таджикистане значительно повысилась социальная активность женщин - свидетельство очевидного прогресса в реализации принципа гендерного равенства. Органы государственной власти, финансово-деловые институты, различные НПО при поддержке международных доноров прилагают усилия по купированию рудиментов архаичной логики, дискриминирующих права и свободу женщин, препятствующих их самореализации и возрастанию деловой и творческой активности.

Рассматривая вопрос о трансформации социальных ролей женщин в Таджикистане, нельзя не заострить внимание на звеньях современной общественно-политической парадигмы «активность - социальная активность - социальная активность женщин». Последнее звено есть ничто иное как индикатор уровня демократизации общества и закономерность светского образа жизни.

Понятие «социальная активность» сегодня трактуется в широком и узком смыслах. В широком смысле это понятие подразумевает «качество, отражающее уровень социальности личности, т.е. ее связи с социальным целым, готовность действовать в интересах общества, глубина принятия общественных интересов» [10, с. 5]. А в узком смысле - «сознательная деятельность человека, который изменяет окружающие его общественные условия, воспитывает желаемые качества личности» [2]. Основными сферами социальной активности являются политическая, финансово-деловая, научная, культурно-эстетическая, духовная сферы.

Противоположностью социальной активности является социальная пассивность, которая обусловлена тем, что человек не может реализовать свои идеи, цели, удовлетворить потребности. При этом нивелируется дееспособность общественных и гражданских институтов как инструментов самореализации личности. В этом случае личность становится выразителем чужой воли, вынуждена действовать по чужим указаниям. В результате аккумулируются пассивность и равнодушие.

Именно социальная пассивность являлась характеризующей чертой таджикских женщин на протяжении столетий до установления советской власти. При всей индифферентности к изжившей себя идеологии трудно не назвать справедливым решение «архитекторов» коммунизма устранить все формы этой пассивности: тотальную безграмотность, затворничество, правовое бессилие. Метод ретроспекции позволяет нам воссоздать картину общественно-политического процесса 20-30 гг. ХХ столетия, в ходе которого произошла кардинальной смена парадигмы в гендерных отношениях, было положено начало целенаправленному изменению моделей поведения, ценностей, мотиваций, характерных для восточных женщин. В этой связи можно отметить корреляционную взаимообусловленность динамики социалистических преобразований со спецификой идеологических подвижек эмансипации и раскрепощения женщин.

Процесс индустриализации, модернизации республики во всех сферах жизнедеятельности, при активной роли идеологов коммунизма создали благоприятные социально-экономические предпосылки для более полного проявления общественного статуса женщин, реализации их потенциала, интересов. Как отмечает академик Р.М. Масов, «к 1 января 1933 г. их численность на производствах в республике достигла 16,7 тыс. человек, что составляло 23% общей численности рабочих и служащих. Огромную силу женщины составляли в сельском хозяйстве. В конце 1932 г. в колхозах и совхозах республики работало около 100 тыс. женщин. Женщины получили возможность участвовать во всех областях государственной, общественной и культурной жизни» [5, с. 621]. Пробуждение чувства собственного достоинства, осознание женщинами своих прав и динамика их социальной активности продемонстрировали шаткость традиционного

гендерного неравенства, существовавшего на протяжения столетий на территории Таджикистана.

Новая общественно-политическая и экономическая парадигма показала востребованность работающих женщин, что в свою очередь способствовало вовлечению большого их числа во все сферы народного хозяйства и социальной инфраструктуры, где актуализировался вопрос о женской самореализации.

Женская тематика и новый образ женщины - таджички стали объектами пристального внимания не только идеологов, но и видных писателей и публицистов Таджикистана, задача которых заключалась в популяризации «брендов» социализма. Именно в период культурной революции свои наиболее крупные произведения опубликовал С. Айни: в 1935 - роман «Гуломон» («Рабы») и повесть «Мактаби кухна», в 1936 - повесть «Марги судхур» («Смерть ростовщика»), в которых на примере ярких реалистичных женских образов была показана эволюция социального статуса восточных женщин. Однако в первую очередь социальная активность таджикских девушек и женщин не могла обойтись без соответствующего ее размаху медийного сопровождения со стороны советской печатной прессы. Если раньше образ женщины ассоциировался с бесправным, бессловесным, забитым существом, то новым явлением стал образ активистки - ударницы социалистического труда, инициативной и предприимчивой. Женщины-комбайнеры, женщины-трактористки, женщины-председатели колхоза и т.п. безусловно, привлекали внимание многих отечественных журналистов. Страницы газет и журналов пестрили множеством журналистских материалов о первых женщинах, активно осваивающих мужские профессии. На волне культурной революции журналисты, демонстрируя преданность идеологам коммунизма, описывали тяжелую долю таджикских женщин в прошлом и воспевали их свободу женщин в новом социалистическом обществе.

Справедливости ради отметим, что освещение женской тематики, создание образа новой женщины в печати Таджикистана периода культурной революции являлось не только диктатом новой власти, но и объективной целесообразностью, которую хорошо осознавали прогрессивно мыслящие творческие личности - публицисты, писатели и журналисты. В реальной действительности уже закреплялись новые модели и паттерны, связанные с переходом женщин от социальной пассивности к социальной активности; необходимо было создать медийный образ, своего рода идеал, который бы внедрялся в общественное сознание, тем самым стимулируя процесс преодоления рудиментов архаичного позиционирования.В годы ВОВ медийное сопровождение социальной активности таджикских женщин осуществлялось в тандеме с потребностью освещения хода войны, мобилизации тыла. Несмотря на сокращение числа газет и журналов, уход многих таджикских журналистов на фронт, СМИ продолжали активно функционировать, отныне выполняя роль не только канала информации, но инструмента мобилизации масс. Одним из центральных объектов, требовавших достойного медийного сопровождения, стал героизм женщин - участниц ВОВ и их трудовой подвиг в тылу. Описание самоотверженности женщин в период войны нередко сопровождалось восторгом и восхищением, но это не было надутой патетикой и сенсационализмом. Хотя медийная реальность и объективная действительность имели незначительную дискретность, журналисты не могли обойти вниманием самый настоящий подвиг, который совершали женщины в тылу и на фронте, с удвоенной энергией выполняя и свою и мужскую работу, а в свободное время продолжая жить и надеяться, ждать вестей с фронта, любить и верить в победу. В таджикской печати появились новые темы и образы женщин, среди которых, на наш взгляд, самым ярким стал образ женщины-защитницы. Подобный образ до этого не встречался в таджикской литературе и публицистике, насчитывающей не одно столетие. Единственным исключением, пожалуй, можно назвать «Шахнаме» Абулкасыма Фирдоуси, где на примере образа Гурдофарид женщина рассматривается в качестве защитницы и сражается в поле боя, как мужчина.

Социальная активность таджикских женщин в годы ВОВ уже была не просто эмансипация и преодоление традиционного для Востока гендерного неравенства. Выполнение женщинами непосильных мужских работ, как фронтовых, так и тыловых, стало повседневной нормой в Таджикистане военных лет. Именно об этом писали в своих публицистических произведениях на страницах печатных изданий А. Лахути, С. Айни, М. Турсунзаде, А. Дехоти, С. Улугзаде, М. Миршакар, Р. Джалил, Х. Карим и др.

Проводя параллель между медийным сопровождением социальной активности таджикских женщин в таджикской печати 20-30 -х гг. и период ВОВ, можно заметить колоссальную разницу не только в обсуждаемых проблемах, связанных с женщинами, но и репрезентации новых достижений и ролей женщин. Если в довоенной публицистике превалировали вопросы раскрепощения женщин, защиты их прав на образование, труд, общественную деятельность, занятия спортом, то в публицистике военного периода преобладают материалы, централизующие вклад таджикских женщин в победу над фашизмом. Другими словами, медийный образ заметно трансформировался. Ранее пассивная женщина, нуждающаяся в защите, только-только осознавшая свои права, теперь номинировалась в тип прогрессивной, сильной женщины, способной наравне с мужчинами решать общественные задачи. Репрезентация и медийное сопровождение этого типа женщины было обусловлено не только требованием военного времени и тем, что за десятилетия советской власти изменились традиционные ролевые обязанности женщин и мужчин, но и необходимостью генерации и мобилизации всех ресурсов огромной страны, прежде всего моральных, поскольку мужчины, видя, как на хрупкие женские плечи кладутся непомерные тяготы войны и они их выдерживают, нуждались не просто в дополнительных стимулах, но и в напоминании долга перед Родиной, обязанности защитника родной земли, в том числе своих женщин - матерей, сестер и дочерей. Благодаря периодическим изданиям новый тип женщины - свободной, активной, переполненной чувством долга перед Отечеством - становился примером для подражания.

Раскрывая образ женщины-защитницы, необходимо отметить факт участия женщин Таджикистана в воздушных боях, где они снискали репутацию отважных пилотов, не раз бросавшим вызов прославленным стервятникам Геринга В частности, в одном из своих октябрьских номеров за 1942 год газета «Точикистони Сурх» рассказывала о лётчице Ойгул Мухаммеджановой из кишлака Шинг Пенджикентского района, «за плечами которой было 93 боевых вылета и ранение. За свои подвиги О. Мухаммеджанова была удостоена ордена Ленина» [1, с. 18].

Достойное освещение в СМИ получили боевые подвиги другой таджикской летчицы -Ином Курбановой, которая за смелость и отвагу была награждена орденом «Красной Звезды», медалью «За освобождение Сталинграда», «За победу над фашистской Германией в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.» Множество примеров из таджикской печати военных лет свидетельствуют о героизме женщин-врачей и медсестер. Так, один из очерков, опубликованный на страницах «Точикистони Сурх», осветил боевые будни Ходжар Юсуфджановой, служившей врачом в госпитале и награжденной за мужество медалью «За отвагу» и орденом «Красной Звезды» [12].

Однако большая часть материалов отображала тыловые подвиги таджикских женщин, например, о подготовке механизаторских кадров. Об этом свидетельствуют названия материалов, помещенных в газете «Коммунист Таджикистана»: «Женщина встала за штурвал комбайна» (корреспонденция из Гиссарской МТС), «Женщины садятся за руль автомобиля и мотоцикла» (из Сталинабада), «Девушки готовятся сесть за руль трактора» (из Кокташской и Регарской МТС), «Трактористки» (из Джиликульской МТС) [11, с. 103].

В ноябре 1941 года группа женщин душанбинских предприятий и домохозяек обратилась через газету «Точикистони Сурх» с воззванием ко всем женщинам Таджикистана: «Женщины! На производство, на самолеты, на тракторы, комбайны и автомобили! Свободная советская женщина не может быть равнодушной, когда весь мир охвачен гневом и ненавистью к фашистским бандитам» [4].

Примечательно, что в военные годы 28 женщин-таджичек занимали в республике руководящие должности, работая председателями колхозов, 88 -заместителями председателей, 54 - заведующими фермами, 1335 -бригадирами и 4 588 - звеньевыми. Как отмечает С.Т. Ашрапова «женщины-выдвиженки успешно возглавляли и трудовые коллективы на селе в качестве бригадиров, заведующих товарными фермами. Женщины-организаторы колхозного производства прилагали все силы к тому, чтобы больше дать фронту и стране хлеба, мяса и других продуктов» [1, с. 22].

Таким образом, война 1941 - 1945 гг. привела к серьезному изменению социального положения таджикских женщин. В таджикской печати периода войны, как в зеркале, показана динамика трансформации женской тематики и соответственно образ женщины -

таджички, что позволяет сделать вывод о том, что ВОВ стала своеобразным фактором в продвижении женщин по социальной иерархии, принятой в таджикском обществе.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос медийного сопровождения социальной активности таджикских женщин специализированными изданиями. В 1932 году в республике начал выходить журнал под названием «Бо рохи Ленини» («Ленинским путем»), который в дальнейшем был переименован в «Занони Советии Точик» («Таджикские советские женщины»), а еще позже - в «Занони Точикистон» («Женщины Таджикистана»). Это был первый женский журнал в истории таджикской периодики, внесший, по мнению С.А. Низомовой, «огромный и исторически значимый вклад в деле духовного воспитания и социального развития женской половины населения» [8, с. 45].

Как отмечает современный теоретик таджикской журналистики Ш.Б. Муллоев, «создание подобного рода журнала является требованием времени с учётом социальных, экономических, культурных ценностей и гендерных проблем на данный отрезок времени. Хотя, в ту пору понятие «гендер» еще не было знакомо никому» [7].

С точки зрения сегодняшних реалий можно утверждать, что в 50-60-е гг. прошлого столетия многое делалось для поднятия уровня и статуса женщин и соответственно -нивелирования гендерной диспропорции и асимметрии в советском социуме. Примером этому можно привести публикации на страницах данного журнала. В сопоставлении с сегодняшним временем, материалы, опубликованные на страницах журнала «Занони Точикистон», отличались своей актуальностью, с точки зрения женской проблемы. Журнал издавался один раз в два месяца, иллюстрированный, был общественно-политическим и литературно-художественным. Анализируя номер за май-июнь 1951 г, мы обнаружили много интересных фактов о жизни и деятельности женщин советского Таджикистана. В основном, статьи посвящены женщинам-передовикам производства. Интересен тот факт, что каждая статья сопровождается фотографией героини, которой посвящена статья. В этом номере рассказывается о роли женщины в созидании мира и процветания советского общества. В качестве передовицы помещено обращение ЦК КП (большевиков) Таджикистана, в котором поздравляют коллектив редакции «Занони Точикистон» и желают творческих успехов. В основном, все материалы этого номера рассказывают о мирных созиданиях в жизни общества.

Также можно упомянуть статьи А. Каххори «В защиту мира», С. Хочазода «Девушка -герой», К. Улугзода «Женщины- мастера искусства Таджикистана», сообщающие нам о тех женщинах, которые трудятся на благо советской родины.

Некоторые показатели свидетельствует о том, что советский подход к социализации женщин Таджикистана освободил их от зависимости, они стали пользоваться равными правами с мужчинами, получили доступ к образованию, медицинской помощи, участию в политической жизни, который был сопоставим для женщин в развитых странах. Между тем, однако, женщины испытывали на себе двойное бремя необходимости осуществлять трудовую деятельность, а также выполнять семейные и домашние обязанности. В самом деле, в Центральной Азии, как отмечает Э. Дюбан, «двойное бремя было более тяжелым из-за преобладания больших семей, относительно низкого уровня предоставления общественных удобств, таких как ясли, столовые и прачечные, а также из-за хронического дефицита за пределами основных городов трудосберегающей бытовой техники, такой как стиральные машины и пылесосы» [3, с. 29].

Следует также отметить, что в то время как советская политика была направлена на активизацию социальной роли женщин, в ней отсутствовала параллельная идеология, побуждающая мужчин взять на себя больше домашних обязанностей. Высказывалось мнение, что в Таджикистане советский подход к эмансипации женщин не был столь же эффективным, как в других странах, и традиционные патриархальные модели семейной и общественной жизни остались достаточно сильными. «Вступление женщин в общественную жизнь, поддерживаемое и поощряемое советскими властями, в значительной степени ослабило патриархат, - пишет К. Нурджанов, - но социализация женщин, особенно в сельских районах Таджикистана, по-прежнему сосредоточена на патрилинейной семье и делает акцент на воспитании детей, ограничивая мобильность и доступ женщин к занятости и образованию» [9, с. 83].

В действительности, исследование, проведенное в 1988 году, показало, что «по уровню участия в рабочей силе, коэффициентов рождаемости и численности женщин в системе высшего образования, женщины в Таджикистане не достигли такого же уровня свободы как женщины в бывшем Советском Союзе в целом» [9, с. 83].

Тем не менее следует согласиться с мнением В.М. Мирзоевой, которая, подводя черту достижениям советского периода в решении «женского вопроса», констатирует, что «освобождение женщин от векового рабства и бесправия в политическом, экономическом и культурном отношении открыло дорогу женщинам Таджикистана к овладению высотами науки и культуры» [6, с. 14]. Этот процесс имел достойное медийное сопровождение. Во многом благодаря отечественным СМИ социальная активность таджикских женщин сублимировалась в явление, динамика которого позволяет говорить об очевидной тенденциозности и поступательности, определяющие формат дальнейшей трансформации социальных ролей.

Литература

1. Ашрапова, С.Т. Освещение вклада женщин Таджикистана в победу Великой Отечественной войны на страницах периодических изданий: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 /Ашрапова Сайера Турсуновна. -Душанбе, 2004. - 155 с.

2. Бахадори, Н. Женщина и её социальная активность [Электронный ресурс] /Н. Бахадори //Режим доступа: https://islam.ru/content/obshestvo/41773 (Дата обращения: 03. 01.2023).

3. Дюбан, Э. Страновая гендерная оценка: Таджикистан / Э. Дюбан. - Манила: Азиатский банк развития, 2016. - 151 с.

4. Занон! Мо дар мубориза ба мукобили рохзанони фашистй ёрй мерасонем (Женщины! Поможем в борьбе с фашистскими бандитами) // Тоцикистони Сурх. - 1941. - №225. 9 ноября

5. История таджикского народа: в 6 томах. Т. 5. Новейшая история (1917 -1941 гг.) / Под ред. акад. Р.М. Масова. - Душанбе, 2001. - 829 с.

6. Мирзоева, В. М. История развития женского движения в Таджикистане за годы независимости: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.02 /Мирзоева Вилоят Маджидовна - Душанбе, 2004. - 158 с.

7. Муллоев, Ш.Б. Специфика гендерных материалов на страницах журнала «Занони Точикистон» [Электронный ресурс] /Ш.Б. Муллоев //Режим доступа:

https://mulloevsharif.^wordpress.com/2011/02/18/специфика-гендерных-материалов-на-ст/#more-55 (Дата обращения: 03.01.2023).

8. Низомова, С.А. Становление и развитие женской периодической печати в Таджикистане: на примере женских журналов «Фируза» и «Бонувони Точикистон»: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.10 /Низомова Саодат Аслиддиновна. - Душанбе, 2014. - 153 с.

9. Нурджанов, К. Таджикистан: Политическая и социальная история /К. Нурджанов. - Канберра: Австралийский национальный университет E Press, 2013. - 108 с.

10. Социальная активность специалиста: истоки и механизм формирования /Е.А. Якуба, В.А. Правоторов, И.Д. Ковалева и др. - Харьков: Изд-во при Харьк. ун-те, 1983. - 216 с.

11. Усманов, Дж. Печать Таджикской ССР в период Великой Отечественной войны / Дж. Усманов. -Душанбе: Таджик. гос. ун-т им. В. И. Ленина. Кафедра истории Таджик. ССР. 1962. - 106 с.

12. Усмонов, И. Матбуот ва озодии занони точик (Пресса и свобода таджикских женщин) /И. Усмонов // Тоцикистони советы. - 1975. - №100. - 20май.

дастгирии вао аз фаъолияти ичтимоии занони точик дар ретроспективи таърихй

Дар ин макола хусусиятдои мутакобилаи диалектикии матбуоти чопй дар Точикистон дар нимаи аввали асри 20 ва фаъолияти ичтимоии занон баррасй мешавад, ки имкон медидад накши матбуоти точик дар тадаввулоти вазъи ичтимоии занон равшан гардад. Аз ибтидои инкилоби фардангй дар расонадо инъикоси раванди озодшавии занон «дискурси гендерй»-ро ба амал овард. Ин рисолатро фаъолияти ВАО тасдик мекунад, ки дар чомеа як раванди мураккаби интерактивии бисёрсатдй буда, вазъият ва динамикаи падидадои ичтимой, конундо ва тамоюлдоро инъикос мекунад. Муаллиф таъкид мекунад, ки дар баробари вижагидои таърихй ва ичтимоии равобити чамъиятй Точикистон суннати хоси худро барои гузоштан ва талош барои далли масъалаи занон дорад ва дар нашриядои чопй мавзуъи ичтимоисозии занон яке аз умдатарин мавзуъдо будааст. Нахустин рузномаву мачалладои Точикистон сарфи назар аз шароити душвори ичтимоию сиёсй ва итисодй, тавонистаанд масъаладои мудим ва даётан мудими марбут ба тагйири вазъи ичтимоии занонро ба чомеа расонанд. Матбуоти навбунёди точик як воситаи муассир дар ташвиу таргиби озодй ва баробарии занон дар чомеаи точик гардид. Дар макола инчунин хусусиятдои дастгирии фаъолияти ичтимоии занони точик дар солдои Ч,анги Бузурги Ватанй, ки навъи зани пешкадаму тавоно, ки дар баробари мардон мушкилоти ичтимоиро дал карда тавонист, пешбарй шуда буд, тадлил карда мешавад.

Калидвожадо: фаъолияти ичтимой, занони точик, гендер, ВАО, журналистика, дастгирии ВАО.

медийное сопровождение социальной активности таджикских женщин в исторической ретроспективе

В данной статье рассматриваются особенности диалектического взаимодействия печатных СМИ Таджикистана первой половины XX века и социальная активность женщин, что позволяет определить роль таджикских печатных СМИ в трансформации и эволюции социального статуса женщин. С момента начала культурной революции медийное сопровождение процесса раскрепощения женщин актуализировало «гендерный дискурс». Тем самым подтверждается тезис о том, что функционирование СМИ в обществе - это сложный многоуровневый интерактивный процесс, в котором отражается состояние и динамика общественных явлений, закономерностей и тенденций. Автор указывает, что помимо исторической и социальной специфики общественных отношений, Таджикистан имеет собственную традицию как постановки, так и попытки решения женского вопроса, а в печатных изданиях тема социализации женщин была одной из стержневых. Несмотря на сложные социально-политические и экономические условия, первые газеты и журналы Таджикистана сумели донести до общества наиболее значимые и жизненно важные вопросы, связанные с изменением социального положения женщин. Зарождавшаяся таджикская печать стала эффективным средством в агитации и пропаганде свободы и равенства женщин в таджикском обществе. Также в статье анализируются особенности медийного сопровождения социальной активности таджикских женщин в годы Великой Отечественной, когда номинировался тип прогрессивной, сильной женщины, способной наравне с мужчинами решать общественные задачи.

Ключевые слова: социальная активность, таджикские женщины, гендер, СМИ, журналистика, медийное сопровождение.

media support of the social activity of tajik women in historical retrospect

This article examines the features of the dialectical interaction of the print media of Tajikistan in the first half of the XX century and the social activity of women, which allows us to determine the role of the Tajik print media in the transformation and evolution of the social status of women. Since the beginning of the cultural revolution, the media support of the process of women's emancipation has actualized the «gender discourse». This confirms the thesis that the functioning of the media in society is a complex multi-level interactive process that reflects the state and dynamics of social phenomena, patterns, and trends. The author points out that in addition to the historical and social specifics of public relations, Tajikistan has its own tradition of both posing and trying to solve the women's issue, and in print publications, the topic of socialization of women was one of the cores. Despite the difficult socio-political and economic conditions, the first newspapers and magazines of Tajikistan managed to convey to society the most significant and vital issues related to the change in the social status of women. The nascent Tajik press has become an effective tool in agitating and promoting the freedom and equality of women in Tajik society. The article also analyzes the features of media support for the social activity of Tajik women during the Great Patriotic War, when the type of progressive, strong woman was nominated, able to solve social problems on an equal basis with men.

Keywords: social activity, Tajik women, gender, mass media, journalism, media

Дар бораи муаллиф

Комилова Хосиятхон Мирисломовна

Унвонцуи кафедраи матбуоти чопй ва PR Донишгохи славянии Россия ва Тоцикистон 734025, Чумхурии Тоцикистон, ш. Душанбе, к. М. Турсунзода, 30 Тел.: (+992) 92 757 59 99; 98 999 78 80 E-mail: khosiyatkhon.komilova@gmail.com

Об авторе

Комилова Хосиятхон Мирисломовна

Соискатель кафедры печатных СМИ и PR Российско-Таджикский (славянский) университет

734025, Республика Таджикистан, г. Душанбе, ул. М. Турсунзаде, 30 Тел.: (+992) 92 757 59 99; 98 999 78 80 E-mail: khosivatkhon.komilova@gmail.com

About the author

Komilova Khosiyathon Mirislomovna

Competitor of the Department of Print Media and PR

Russian-Tajik (Slavonic) University 734025, Republic of Tajikistan, Dushanbe, M. Tursunzade st., 30 Ph.: (+992) 92 757 59 99; 98 999 78 80 E-mail: khosiyatkhon.komilova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.