Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА "ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ" ДЛЯ 4-ГО КЛАССА'

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА "ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ" ДЛЯ 4-ГО КЛАССА Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
63
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / УЧЕБНИК "ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ" / ШКОЛЫ С МНОГОНАЦИОНАЛЬНЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ / ДИАЛОГ КУЛЬТУР / СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД В ИЗУЧЕНИИ РУССКОЙ И РОДНОЙ ЛИТЕРАТУР / СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хайруллин Руслан Зинатуллович, Верхоломова Елена Владимировна, Суржикова Любовь Федоровна

В статье рассматриваются структурно-содержательные особенности учебника «Литература народов России» для 4-го класса в школах с многонациональным составом учащихся. Внимательное прочтение художественного произведения в учебнике служит базой для литературоведческого анализа. В учебнике учитываются психологические особенности восприятия литературы народов России русскоязычными учащимися; реализуется диалогический подход к литературным произведениям народов России, что представляется особенно важным в условиях школ национальных регионов РФ, а также школ с многонациональным составом учащихся, изучающих как русскую, так и родную литературу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Хайруллин Руслан Зинатуллович, Верхоломова Елена Владимировна, Суржикова Любовь Федоровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL AND CONTEXTUAL FEATURES OF THE TEXTBOOK "LITERATURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA" FOR THE 4TH GRADE

The article analyses structural and substantial features of the textbook «Literature of the peoples of Russia» for the 4th grade of schools with the multinational classrooms. The special attention in the textbook is paid to attentive reading of the works of art which is the base for the literary analysis. In the textbook psychological features of perception of literature of the peoples of Russia are considered by Russian-speaking students. It is noted that the textbook dialogical approach to literary works of the peoples of Russia is implemented. It is especially important for the schools of national regions of the Russian Federation and schools with the multinational classrooms where students study both the Russian, and their native literature.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ УЧЕБНИКА "ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИИ" ДЛЯ 4-ГО КЛАССА»

Руслан Хайруллин, Елена Верхоломова,

Любовь Суржикова 10.37492/ETN0.2021.64.1.021

Структурно-содержательные особенности учебника «Литература народов России» для 4-го класса

В статье рассматриваются структурно-содержательные особенности учебника «Литература народов России» для 4-го класса в школах с многонациональным составом учащихся. Внимательное прочтение художественного произведения в учебнике служит базой для литературоведческого анализа. В учебнике учитываются психологические особенности восприятия литературы народов России русскоязычными учащимися; реализуется диалогический подход к литературным произведениям народов России, что представляется особенно важным в условиях школ национальных регионов РФ, а также школ с многонациональным составом учащихся, изучающих как русскую, так и родную литературу.

Ключевые слова: начальная школа; учебник «Литература народов России»; школы с многонациональным составом учащихся; диалог культур; сопоставительный подход в изучении русской и родной литератур; структурно-содержательные особенности учебника.

Учебник «Литературное чтение: Литература народов России» для 4-го класса (авторы-оставители Р.З. Хайруллин, Е.А. Найденова, Е.В. Верхоломова, Е.А. Чумакова, М. Чепайтите), выпущенный издательством «Дрофа» в 2013 г., завершает линию учебников по данному предмету для начальной школы. Этот учебник был создан на основе достижений литературоведения, дидактики, методики преподавания литературы в школах национальных регионов РФ, а также в школах с многонациональным составом учащихся. Работа с учебниками в 1-3-х классах подробно рассмотрена в статьях Е.А. Найденовой [1; 2]. Учебник для 4-го класса создан авторским коллективом на основе концепции, разработанной Р.З. Хайруллиным и изложенной им в одной из статей [4].

В отличие от учебников для 1-3-го класса, которые строятся на этнографическом принципе (и такой

Хайруллин Руслан Зинатуллович,

доктор педагогических наук, профессор кафедры лингвистики и межкультурной коммуникации Российского нового университета (Москва), rhairullin@mail.ru

ВерхоломоваЕлена Владимировна,

кандидат филологических наук, заведующий кафедрой риторики и дикторского мастерства «Академии медиаиндустрии» (Москва), verholomova@yandex.ru

Суржикова Любовь Федоровна,

кандидат педагогических наук, преподаватель колледжа Российского государственного социального университета (Москва), akmeologia@mail.ru

подход в изучении литературы в начальной школе вполне допустим), в учебниках для 4-го класса литературное произведение рассматривается как самостоятельный объект изучения, имеющий свою специфику и подчиняющийся определенным закономерностям. Иными словами, 4-й класс, который в системе литературного образования рассматривается в качестве литературной пропедевтики, является переходным от курса литературного чтения к систематическому изучению литературы.

Внимательное прочтение художественного произведения в учебнике служит базой для литературоведческого анализа. Авторы старались учитывать психологические особенности восприятия литературы народов России русскоязычными учащимися.

В учебных книгах реализуется диалогический подход к литературным произведениям народов России. Это особенно важно в условиях школ национальных регионов РФ, а также школ с многонациональным составом учащихся, изучающих как русскую, так и родную литературу.

В учебнике широко представлены произведения, вводящие учащихся в контекст культуры народов России, отражающие своеобразие быта, традиций, обычаев этих народов, особенно-

сти их национального характера, духовные основы национальных литератур. Значительное место в учебнике занимают произведения, в которых нашло отражение этническое многообразие России, изображен контакт русских с представителями других народов, их культурные взаимосвязи. В учебник включены произведения Мустая Карима, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева, Ильи Девина и многих других национальных писателей.

Каждое произведение сопровождается краткими сведениями о жизни и творчестве писателя, текстами художественных произведений.

В учебнике представлено четыре раздела: «С чего начинается Родина?», «Наша Родина — Россия», «Ими гордится Россия», «Что это значит, быть гражданином?».

Важна для понимания произведений рубрика «Комментарий к тексту». Комментарий помогает раскрыть историко-культурный контекст и проблематику эпохи, художественные искания времени, необходимые для понимания изучаемого произведения. С помощью комментария учащиеся могут получить дополнительную историко-культурную информацию о России и русских, других народах. Ученикам, проявляющим интерес к литературе, адресована рубрика «Для вас, любознательные», в которой представлен дополнительный материал о жизни и творчестве изучаемого писателя.

Методический аппарат учебника способствует более глубокому усвоению произведения. Авторы не стремились дать готовые интерпретации произведений. Важнее создание такой системы вопросов и заданий, которая сможет подвести учащихся к самостоятельному поиску и нахождению ответов. В отдельных случаях формулировки вопросов достаточно развернуты, чтобы направлять читательскую мысль. Иногда в них содержатся цитаты из текста, помогающие школьникам самостоятельно найти ответ. Вопросы зачастую

£ « а 5-

не столько требуют однозначного ответа, сколько предлагают учащимся подумать, подискутировать, высказать разные точки зрения.

Методический аппарат учебников включает рубрики «Подумай и расскажи», «Выбери, выполни, поделись с другими», «Рассмотри и расскажи», «Подумай и объясни», «Оцени свою работу», «Учимся слушать друг друга», «Учимся читать картину», «Музыкальная цитата», «Цитата к уроку», «Вопросы для самооценки», «Создаем проект», «Культуроведческий словарик», «Ссылки на образовательные интернет-ресурсы».

Вопросы рубрик стимулируют размышление над прочитанным. Они направлены на самостоятельное выявление художественного своеобразия произведений. Задания акцентируют внимание учащихся как на идейно-нравственных проблемах, так и на художественных средствах их воплощения. Часть вопросов стимулирует развитие речи, помогает установить диалог дружественных культур и осмыслить уже освоенное. В отдельных случаях отнесение вопроса к той или иной рубрике условно, как условно членение целостного художественного организма, однако такое разделение позволит учащимся сосредоточиться на проблемах изучаемого произведения и на особенностях их художественного решения. Взаимосвязь проблем художественного произведения при этом не будет нарушена.

Особую группу представляют вопросы и задания на сопоставление произведений русской и родной литературы. С их помощью ученики смогут выявить как общность проблематики, нравственных идеалов, идейных позиций, так и национально обусловленные различия в решении сходных проблем художниками разных национальных литератур.

Вопросы, стимулирующие развитие речи, направлены на осуществление связи с русским языком. С их

помощью учащиеся смогут воспринять русское слово в его эстетической функции, обращая внимание на дополнительные оттенки, которые оно приобретает в художественном произведении. Авторы предлагают разнообразные виды работы со словом, активизирующие употребление ключевой лексики в связном тексте. Очень продуктивно сравнивать русское художественное слово с соответствующим словом родного языка. С помощью этого вида работы ученики смогут попробовать себя в роли переводчиков или же сопоставить русский художественный текст с его профессиональным переводом на родной язык.

Вопросы и задания всех рубрик в учебниках построены так, что ученик может свободно высказать свое мнение, вступить в диалог с учителем. Неаргументированное мнение детей учитель должен тактично скорректировать.

* * *

Важнейшие задачи учителя — организовать деятель-ностный подход к обучению, а также приобщить школьников к духовно-нравственным ценностям, «сформировать культуру межнационального общения» [3, с. 61], воспитать у них интерес к чтению, развить эстетический вкус, выработать алгоритм для анализа художественного произведения. Однако в школах национальных регионов РФ, а также в школах и классах с полиэтническим составом учащихся решение таких задач имеет свою специфику. Это

а) разный уровень гуманитарной и языковой подготовки, с которым приходят ученики в четвертый класс;

б) разное восприятие одних и тех же художественных текстов детьми разных национальностей. Этносоциальные и другие условия их жизни, безусловно, оказывают влияние на это восприятие. Национально-художественная специфика родной литературы также

Н £

а 5-

может невольно переноситься на произведения русских писателей;

в) установление межпредметных связей, особенно между русской и родной литературой, выявление их общечеловеческих и национальных особенностей в отражении действительности.

Учитель в своем арсенале должен иметь множество конкретных методических и педагогических приемов (повышение мотивации, формирование читательских интересов и т. д.), с помощью которых четвероклассники смогут сориентироваться в мире художественной литературы, осмысленно читать художественный текст.

Осуществлению этих задач подчиняются содержание и структура учебника, в который включены упомянутые выше разделы: «С чего начинается Родина?», «Наша Родина — Россия», «Ими гордится Россия», «Что это значит, быть гражданином?».

Основу каждого раздела составляет художественный текст, дающий представление об идейно-художественных и эстетических достоинствах творчества того или иного писателя.

Перед художественным текстом в учебнике-хрестоматии находится статья, содержащая биографический материал, исторические, этнографические и бытовые сведения, знание которых помогает правильному пониманию и усвоению художественного текста. Безусловно, учитывается концентрический характер современных программ, когда учащиеся на протяжении изучения полного курса русской литературы несколько раз встречаются с творчеством одних и тех же писателей, начиная с начальной школы. Чтобы знания постепенно обогащались и наращивались, биографические данные о писателе включают как уже известные, так и новые сведения. Этому помогают высказывания самих писателей о литературе, отзывы литературоведов о жизни

и творчестве писателя, автобиографические сведения, сопоставление произведений разных по творческой манере писателей на одни и те же темы, обращение к произведениям, расширяющим представление о творчестве писателя в целом.

Лексика и фразеология, затрудняющие усвоение художественного текста, объясняются или в постраничных сносках, или при выполнении заданий к тексту, направленных на развитие речи учащихся.

В структуре и содержании учебника, принципах подачи материала, в вопросах и заданиях сохраняется преемственность между 1-3 и 4 классами. В учебник вошли произведения К.Д. Ушинского, А.Т. Твардовского, Ю.Я. Яковлева, В.П. Крапивина, Р.И. Рождественского, С. Юлаева, К. Хетагурова, Г. Тукая, М. Джалиля, К. Кулиева, М. Карима, Р. Гамзатова и др.

Методический аппарат учебника представлен ранее обозначенными рубриками, вопросы и задания которых направлены на выработку у учащихся необходимых компетенций. В начале года эти вопросы носят репродуктивный характер и перекликаются с вопросами к текстам в 1-3-х классах. Например, «В какое время года происходит действие рассказа?» и т. п. Далее от урока к уроку вопросы усложняются, заставляя не только пересказывать прочитанное, но и серьезно размышлять о нем, делать самостоятельные выводы. Таким образом, вопросы и задания, распределенные по рубрикам, помогают учащимся не только лучше понять наиболее важное в содержании произведения, но и развивают у них умения сравнивать, обобщать, воспринимать мир чувств героев, делать правильные нравственные и эстетические оценки художественного текста.

Учителю рекомендуется обратить внимание на рубрику «Комментарий к тексту». Эта рубрика содержит культуроведческий материал, позволяющий учащимся

Н £

а 5-

получить дополнительную историко-культурную информацию о России и русских людях. Рубрика «Создаем проект по предложенным темам» поможет учителю развить творческие способности учащихся.

Через весь учебник проходит идея «диалога культур», отразившаяся не только в текстах произведений, но и в вопросах и заданиях на сопоставление литературы народов России, русской и родной литературы учащихся. Например, стихотворение К. Кулиева «И я бывало покидал свой дом...» перекликается со стихотворениями А. Дементьева «Отчий дом» и М. Ряби-нина «Родительский дом». А стихотворения поэтов М. Геттуева, А. Ерикеева, С. Данилова и Т. Зумакуловой оказываются созвучными стихотворению А. Ахматовой «Мужество».

Один из важных вопросов в культурологии — соотношение национального и общечеловеческого в культуре. Педагог должен учитывать этот момент при анализе произведений, поясняя, что в произведениях отражаются общезначимые для многих народов проблемы, но делается это в национально-специфической форме, с использованием общеупотребительной и безэквивалентной лексики, представленной в словарике в конце учебника (например, аул, батыр, сабантуй и др.).

Большую помощь в организации учебного материала по изучаемой теме учителю окажет рубрика «Обратимся к интернет-ресурсам», где предлагаются адреса сайтов по изучаемой теме.

Значительное место в учебнике занимают вопросы и задания, связанные с теорией литературы. Например, понятие об изобразительно-выразительных средствах языка поэзии подробно раскрывается при изучении произведений о природе. Здесь же ведутся наблюдения над поэтическим языком конкретных произведений, сопоставляются образные средства, харак-

терные для произведений литературы и других видов искусства.

Постепенно выполняя задания учебника и отвечая на предлагаемые в учебной книге вопросы, вчитываясь еще раз в поэтический текст, определяя его особенности и сравнивая их с тем, что они знали раньше о подобных художественных явлениях, четвероклассники с помощью учителя приходят к определениям тех или иных теоретико-литературных понятий. Так, понятия «эпитет», «метафора», «сравнение» даются при изучении калмыцкой народной сказки «Сказка о родном крае» и задействуют полученные ранее знания об этих художественных средствах.

Произведения, помещенные в учебнике, интерпретируются в методическом аппарате книги таким образом, чтобы наиболее полно раскрывалось их эстетическое и воспитательное значение. Например, при изучении произведений народного творчества (пословиц, поговорок, сказок и т. д.) необходимо обратить внимание четвероклассников на сходство содержания русского и национального фольклора разных народов.

При работе с учебником учитель может использовать многообразие методов, приемов и средств обучения. Учитель может применять их в зависимости от конкретных условий, в которых он работает (знание школьниками русского языка, уровень их общего развития, культурное окружение и т. п.), а также использовать собственные наработки, позволяющие воспитывать вдумчивых читателей, способных самостоятельно мыслить и правильно оценивать прочитанное.

Литература

1. Найденова Е.А. «Литература народов России» в начальной школе // Этнодиалоги.

2014. № 1 (45). С. 236-240.

2. Найденова Е.А. Литература народов России в решении задач поликультурного образования // Вестник Российского университета дружбы народов; серия «Вопросы образования: язык и специальность. 2018. Т. 15. № 2. С. 210-224.

3. Хайруллин Р.З. Гармонизация межнациональных отношений в школе с многонациональным составом учащихся (этносоциологический аспект). М.: ИНПО, 2002. 64 с.

4. Хайруллин Р.З. Диалог культур в преподавании литератур народов России в поликультурной начальной школе // От билингвизма к транслингвизму: про и контра. Материалы III международной научно-практической конференции под эгидой ЮНЕСКО. Российский университет дружбы народов. Составители: У.М. Бахтикире-ева, О.А. Валикова, С.В. Дмитрюк. М.: РУДН, 2017. С. 359-365.

Ruslan Khayrullin,

Doctor of Pedagogy, Professor of the Chair of linguistics

and cross-cultural communication, the Russian New University (Moscow),

rhairullin@mail.ru

Elena Verkholomova,

Ph.D in Philology, Head of the Chair of rhetoric and announcer's skill, the Academy of the Media industry (Moscow), verholomova@yandex.ru

Lyubov Surzhikova,

Ph.D in Pedagogy, lecturer of the College of the Russian State University (Moscow), akmeologia@mail.ru

Structural and Contextual features of the Textbook «Literature of the peoples of Russia» for the 4th grade

The article analyses structural and substantial features of the textbook «Literature of the peoples of Russia» for the 4th grade of schools with the multinational classrooms. The special attention in the textbook is paid to attentive reading of the works of art which is the base for the literary analysis. In the textbook psychological features of perception of literature of the peoples of Russia are considered by Russian-speaking students. It is noted that the textbook dialogical approach to literary works of the peoples of Russia is implemented. It is especially important for the schools of national regions of the Russian Federation and schools with the multinational classrooms where students study both the Russian, and their native literature.

Keywords. Elementary school; the textbook «Literature of the peoples of Russia»; schools with the multinational classrooms; dialogue of cultures; comparative approach in studying the Russian and native literatures; structural and contextual features of the textbook.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.