Вестник Омского университета. Серия «Психология». 2024. № 3. С. 15-23. УДК 159.9
DOI: 10.24147/2410-6364.2024.3.15-23
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК СТУДЕНЧЕСКОГО ВОЗРАСТА
Г. М. Закирова
Удмуртский государственный университет (Ижевск, Россия)
В статье изучается проблема структурно-содержательных особенностей психологического пространства юношей и девушек в цифровом обществе. Психологическое пространство личности раскрывается через понятия суверенности, личностных границ, активности. Приводятся данные эмпирического исследования, в котором выделены структурные компоненты психологического пространства личности в реальном и виртуальном мирах. Цель исследования: проанализировать структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства юношей и девушек студенческого возраста. Методологической основой исследования является субъектный подход С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, концепция суверенности С. К. Нартовой-Бочавер, концептуальные идеи о психологических границах Т. С. Леви, идеи Е. П. Ильина о психофизиологических различиях мужчин и женщин. В исследовании приняли участие 404 студента в возрасте 1723 лет (256 девушек и 148 юношей). Установлено, что структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства у девушек и юношей имеют свою специфику, а именно реальное психологическое пространство у юношей и девушек образовано вбирающей и нейтральной функциями границ личности. Виртуальное психологическое пространство у девушек более открыто и образовано личностными границами, пропускающими и вбирающими внешние воздействия. Функции личностных границ юношей в виртуальном пространстве характеризуются амбивалентностью: с одной стороны, тенденцией к внешнему взаимодействию, с другой - направленностью на защиту своего «Я». Данные теоретического и эмпирического исследования имеют большое прикладное значение для общей психологии и консультативной практики со студентами в понимании личностного «Я», выстраивании адекватных взаимоотношений с людьми, профилактике личностных деструкций как в реальном, так и виртуальном психологическом пространстве.
Ключевые слова: активность; субъектность; суверенность психологического пространства; границы личности; реальное пространство; виртуальное пространство; пол.
STRUCTURAL AND CONTENT FEATURES OF SOVEREIGNTY OF PSYCHOLOGICAL SPACE OF YOUNG MEN AND GIRLS OF STUDENT AGE
G. M. Zakirova
Udmurt State University (Izhevsk, Russia)
The article reveals the problem of structural and content features of the psychological space of young men and girls in the digital society. The psychological space of personality is revealed through the concepts of sovereignty, personal boundaries, and activity. The article presents the data of the empirical study, in which the structural components of the psychological space of personality in the real and virtual world are highlighted. The aim of the study: to analyse the structural and content features of the sovereignty of the psychological space of young men and girls of student age. The methodological basis of the study is the subject approach of S.L. Rubinstein, K.A. Abulkhanova-Slavskaya, the concept of sovereignty of S.K. Nartova-Bochaver, ideas about psychological boundaries of T.S. Levy, conceptual ideas of E.P. Ilyin about psychophysiological differences between men and women. The study involved 404 students aged 17-23 years (256 girls and 148 boys). It was found that structural and content features of psychological space in girls and boys have their own specificity, namely, real psychological space in boys and girls is formed by the absorbing and neutral function of personality boundaries. The virtual psychological space of girls is more open and is formed by personal boundaries that let in and take in external influences. The functions of personal boundaries of young men in virtual space are characterised by ambivalence: on the one hand, the tendency to external interaction, on the other hand, the orientation to the protection of one's "I". The data of theoretical and empirical research have a great applied value for general psychology and counselling practice with students in understanding the
© Закирова Г. М., 2024
personal "I", building adequate relationships with people, and prevention of personal destructions both in real and virtual psychological space.
Keywords: activity; subjectivity; sovereignty of psychological space; personality boundaries; real and virtual space; gender.
1. Введение
В настоящее время в эпоху активного проникновения виртуального мира в реальное пространство, технологий искусственного интеллекта, цифровых технологий большой интерес вызывает проблема существования человека в условиях транзитивности этих двух миров. Проблема слияния, смещения из реального в виртуальный мир волнует как зарубежных, так и отечественных психологов [1; 2]. Вопросы структуры, содержания и факторов психологического, социально-психологического пространства личности и суверенности разрабатывались как в отечественной (С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, К. А. Абульханова-Славская, С. К. Нартова-Бочавер и др.) [3], так и зарубежной психологии (А. Адлер, К. Левин, Э. Фромм, Э. Эрик-сон и др.) [4].
Психологическое пространство личности как предмет исследования в последние десятилетия стало объектом пристального внимания отечественных психологов: А. Ш. Тхо-стова [5], Н. В. Буравцовой [6], С. К. Нарто-вой-Бочавер [7] и др. Исследуются территориальные границы, границы телесности, отделение «своего собственного» от «иного», т. е. того, что принадлежит «Я». Суверенность психологического пространства представляет собой результат деятельности человека в разных сферах жизнедеятельности и может быть взаимосвязанной с показателями успешности, уверенности в себе, жизнестойкости.
2. Теоретический обзор
Понятие суверенности, с точки зрения С. К. Нартовой-Бочавер, связано с категорией субъектности. К субъектности относятся такие свойства личности, как активность, саморегуляция, личностные смыслы, ценности и др. Суверенность может быть понята как состояние границ психологического пространства, обозначающих пределы личной ответственности и взаимодействия с миром [7]. В зависимости от степени нарушения границ личности психологическое пространство может быть суверенным, т. е. устойчивым, умеющим противостоять воздействию, но при этом сохранять собственное «Я». Если чело-
век испытал бессилие при отстаивании границ или ему не удалось отстоять их, то пространство называется депривированным. Если же человек даже в отсутствие реальной угрозы выстраивает жесткие границы, пространство называется сверхсуверенным.
Роль и функции психологических границ личности раскрыты Т. С. Леви. Ею обозначены признаки психологических границ: а) вовлеченность в окружающую действительность - принятие норм, ценностей окружающего мира; б) внутренняя обусловленность -развитость структурных компонентов личности; в) количественная обусловленность -критерий предела психологического пространства личности; г) свойства границ -возможность принятия социума; д) структурированность - структурные компоненты личности (мотивационный, когнитивный, эмоциональный и поведенческий). Таким образом, границы позволяют сохранить автономию личности и защищают от неблагоприятных внешних воздействий со стороны других людей [8].
В эпоху транзитивности уже невозможно представить студентов вне виртуального мира. Зачастую они проводят в нем больше времени, нежели в реальном: обучение, общение, досуг и пр. Современный мир, особенно виртуальный, по словам Т. Д. Марцинковской, характеризуется тремя признаками: неопределенный, множественный, изменчивый [9]. А. А. Шаповаленко предприняты попытки применить данные исследований суверенности психологического пространства реального мира к виртуальному, в частности в социальных сетях [10]. Им проведен сравнительный анализ данных в предъявлении себя респондентами в реальном мире и в социальной сети «Вконтакте». В нашем исследовании мы описали те структурно-содержательные характеристики, которые лежат в основе суверенности человека как базового основания личности в построении отношений с окружающим миром, реальным и виртуальным.
Психологическая суверенность как личностная характеристика заканчивает формироваться к возрасту 18-23 лет, приходящемуся на студенческий период. По мнению
В. Е. Клочко, юношеский возраст совпадает с возрастными задачами обретения самостоятельности и автономности через сепарацию от родительской семьи, персонализации через самопознание. Одновременно происходит усвоение социальных, нравственных норм посредством приобщения к культурным и общественным ценностям, в том числе традиционным полоролевым социальным нормам [11].
Если суверенность психологического пространства личности достаточно исследована, то особенности суверенности у представителей разных полов представлены слабо. Биологические и социальные факторы, в том числе полоролевая дифференциация, политический и экономический подтекст, общественные отношения, самоидентификация, оказывают влияние на формирование суверенности психологического пространства [12; 13]. И. С. Клецина включает в схему анализа тендерных отношений характеристику субъектов таких отношений, анализ специфики их проявлений, описание форм проявления в виде социально-психологических феноменов ген-дерного содержания [14].
В свете представленных выше теоретических концепций мы обозначаем противоречия и проблемы, которые требуют пристального внимания психологической науки. Во-первых, в исследованиях суверенности психологического пространства слабо представлен гендерный аспект и полоролевые различия у молодых людей.
Во-вторых, с активным внедрением цифровых технологий в повседневную жизнь важно учитывать, что взаимодействие личности происходит в равной степени в реальном и виртуальном пространствах. Необходимо постоянное обновление эмпирических исследований с целью сравнения структурно-содержательных характеристик суверенности психологического пространства в реальном и виртуальном мирах в зависимости от пола.
В-третьих, существует необходимость в регулярном мониторинге данных структурно-содержательных характеристик психологического пространства личности студентов 1823 лет вследствие того, что это последнее поколение, которое имеет возможность сравнить жизнь без цифровых устройств и с ними. Психологическая суверенность этого поколения сформировалась до регулярного применения цифровых устройств.
3. Организация исследования
В опросе приняли участие 404 студента вузов Удмуртской Республики и Пермского края, получающие социономические профессии (М = 19,1; SD = 1,2), 256 девушек и 148 юношей. Студенты являются активными пользователями социальных сетей.
Целью исследования является выявление структурно-содержательных особенностей суверенности психологического пространства юношей и девушек студенческого возраста.
Предметом исследования стали структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства юношей и девушек.
Мы сделали предположение, что содержательные характеристики суверенности психологического пространства юношей и девушек будут иметь специфические особенности, а именно - реальное психологическое пространство у юношей и девушек образовано разными функциями личностных границ; виртуальное психологическое пространство у девушек образовано открытыми личностными границами, а у юношей - закрытыми.
Теоретико-методологическим основанием исследования послужили субъектный подход С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульхановой-Славской, концепция психологической суверенности С. К. Нартовой-Бочавер, теоретические положения структурно-функционального подхода к личностным границам Т. С. Леви; идеи о психофизиологических различиях мужчин и женщин Е. П. Ильина.
В исследовании использовались следующие методики: «Суверенность психологического пространства» (СПП) С. К. Нартовой-Бочавер для изучения содержательных характеристик пространства в реальной среде; «Суверенность психологического пространства в социальной сети» (ВСПП-СС) А. А. Шаповаленко для изучения содержательных характеристик в виртуальной среде; «Психологические границы личности» Т. С. Леви для изучения характера взаимодействия личности с реальным и виртуальным пространствами. Для обработки эмпирических данных применялись математико-статистические методы: методы описательной статистики, факторный анализ переменных психологической суверенности и личностных границ. Статистическая обработка данных производилась с помощью программы SPSS 23.0.
4. Результаты и их обсуждение
Для анализа структурно-содержательных характеристик мы распределили респондентов по уровню суверенности в реальном и виртуальном пространстве. Большинство студентов имеют средний уровень суверенности (умеренный) в реальном (66 % - юноши, 70 % -девушки) и виртуальном мирах (73 % - юноши, 60 % - девушки). Молодые люди достаточно автономно чувствуют себя в окружающем мире, способны поддерживать уверенность в себе, действовать согласно своим желаниям и убеждениям. Высокий уровень суверенности в виртуальном мире наблюдается у 3 % юношей и 3 % девушек. Студентам пока сложно идентифицировать свое «Я» в виртуальном мире. В реальном мире высокий уровень суверенности (сверхсуверенность) определяется у 13 % юношей и 3 % девушек. Среди юношей больше тех, кто хорошо ощущает свою субъектность, т. е. осознает собственную активность, рефлексивность, самодостаточность и свободу выбора. Девушки более открыты, обладают гибкими стратегиями взаимодействия с окружающим миром. Студентов с низким уровнем суверенности (депривированности) больше среди девушек. В реальном мире это 26 % среди девушек
против 20 % среди юношей; в виртуальном -37 % против 24 % соответственно. Девушки более отзывчивы на изменения окружающий среды, тонко реагируют на нарушение их границ. Они больше склонны к подчинению, чаще отказываются от своих потребностей в пользу других.
Структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства в выборках юношей и девушек выявлялись с помощью факторного анализа показателей суверенности и личностных границ. С помощью факторного анализа методом главных компонент были обнаружены следующие особенности суверенности психологического пространства юношей и девушек.
У юношей (табл. 1) выявлено шесть факторов с общей долей дисперсии 65,370 %. У юношей так же, как и у девушек, ведущий фактор (доля объяснимой дисперсии
23,029) образован показателями суверенности в реальном пространстве, остальные факторы - показателями суверенности в виртуальном пространстве. Это означает, что молодым людям важно наряду с реальным психологическим пространством понимать себя и выстраивать границы в виртуальном мире.
Показатель Фактор
Р2 Р4 Р5
Суверенность реального психологического пространства физического тела 0,77 0,04 -0,11 0,01 -0,22 0,12
территории 0,78 0,19 -0,20 0,02 -0,21 0,14
вещей 0,73 0,14 -0,20 0,25 -0,10 -0,14
социальных связей 0,63 0,33 -0,09 -0,11 0,05 0,10
привычек 0,75 0,13 -0,16 0,11 0,22 0,04
ценностей 0,70 0,35 -0,05 0,04 -0,02 0,17
Суверенность виртуального психологического пространства физического тела -0,03 0,35 0,30 0,29 -0,31 -0,61
территории 0,14 0,40 0,34 0,51 0,27 -0,21
вещей -0,02 0,54 0,55 -0,05 0,05 -0,07
социальных связей 0,12 0,34 0,46 -0,38 0,49 0,21
привычек -0,23 0,28 0,37 0,34 -0,19 0,41
ценностей -0,192 0,24 0,49 -0,14 -0,19 0,24
Функции психологических границ невпускающая 0,352 -0,37 0,48 -0,15 -0,23 -0,12
проницаемая 0,289 -0,45 0,14 0,39 0,49 -0,05
вбирающая 0,401 -0,53 0,51 -0,01 -0,29 0,13
отдающая 0,316 -0,59 0,27 0,31 0,07 0,13
сдерживающая 0,425 0,04 0,06 -0,61 0,05 -0,33
нейтральная 0,443 -0,35 0,34 -0,23 0,10 -0,22
Доля объяснимой дисперсии, % 23,03 12,42 10,78 7,80 5,78 5,56
Примечание. Метод выделения: метод главных компонент.
Таблица 1
Результаты факторного анализа показателей суверенности психологического пространства юношей
В первом факторе F1 показатели психологической суверенности в реальном пространстве связаны с показателями личностных границ, таких как «вбирающая функция границ» (0,401), «сдерживающая функция границ» (0,425) и «нейтральная функция границ» (0,443). Мы назвали этот фактор «Суверенность территории в реальном мире при нейтральной функции границ личности». Границы личности выполняют функцию поддержания баланса энергии и активности между внутренним и внешним мирами.
Второй фактор F2 (вклад в общую дисперсию 12,420 %) отличается от аналогичного фактора девушек. На положительном полюсе расположены показатели суверенности виртуального пространства: «суверенность территории» (0,402) и «суверенность вещей» (0,538). На отрицательном полюсе - границы личности: «проницаемая функция границ» (-0,454), «вбирающая функция границ» (-0,526), «отдающая функция границ» (-0,594). Мы можем предположить, что юноши в виртуальном пространстве более осторожны и недоверчивы, в отличие от девушек, предпочитая выкладывать минимум информации о себе, они не делятся фотографиями, общаются только в закрытых чатах. Их психологические границы менее проницаемы. Юноши не проявляют активности в поиске информации о других пользователях и меньше выкладывают о себе. Данный фактор нами был назван «Суверенность вещей в виртуальном мире с отдающей функцией границ личности».
Третий фактор F3 (вклад в общую дисперсию 10,782 %) образован такими показателями суверенности, как «суверенность вещей» (0,552), «суверенность социальных связей» (0,461), «суверенность ценностей» (0,495) и психологическими границами: «не-впускающая функция границ» (0,477), «вбирающая функция границ» (0,513). Мы назвали этот фактор «Суверенность вещей в виртуальном мире с вбирающей функцией границ личности». С одной стороны, юноши не допускают до своего личного мира людей, не очень охотно делятся своими увлечениями и интересами. Их взаимодействие с окружающими носит несколько пассивный характер, т. е. они проявляют интерес к другим пользователям, внимают внешнюю информацию,
следят за новостями, жизнью других людей, при этом свой профиль сохраняют закрытым и неохотно делятся личной информацией.
Четвертый фактор F4 (вклад в общую дисперсию 7,803 %) образован показателями с разными знаками. Он раскрывает особенность юношей к проявлению активности в освоении территории. На одном полюсе положительный показатель «суверенность территории» (0,508), на другом - отрицательный показатель «сдерживающая функция границ» (-0,608). Юношам трудно сдерживать свои импульсы в освоении виртуального пространства, они проявляют высокую активность в Интернете, перескакивая с одних веб-страниц на другие в поисках информации, так называемый веб-серфинг. Мы обозначили этот фактор «Суверенность территории в виртуальном мире со сдерживающей функцией границ личности».
Пятый фактор F5 (вклад в общую дисперсию 5,778 %) объединил в себе два показателя: «суверенность социальных связей» в виртуальном пространстве (0,487) и «проницаемая функция границ» (0,495). Мы назвали его «Суверенность социальных связей в виртуальном мире с проницаемой функцией границ личности». Юноши слабо проявляют активность в выстраивании виртуальных знакомств, однако с удовольствием откликаются, если к их персоне проявляют интерес другие пользователи.
Последний фактор F6 (вклад в общую дисперсию 5,558 %) образован двумя показателями суверенности психологического пространства в виртуальном мире: отрицательным полюсом «суверенность физического тела» (-0,607) и положительным «суверенность привычек» (0,414). Данный фактор получил название «Суверенность привычек и физического тела в виртуальном мире». Открытость профиля юношей определяется контролем за собственной активностью общения в социальных сетях, т. е. юноши предпочитают сами определять меру взаимодействия с другими людьми и степень открытости собственного мира.
Данные факторного анализа показателей психологического пространства и границ личности в выборке девушек представлены в таблице 2.
Таб лица 2
Результаты факторного анализа показателей суверенности психологического пространства девушек
Показатель Фактор
П Р2 Р3 Г4 Р5 Р6
Суверенность реального психологического пространства физического тела 0,762 -0,247 -0,064 0,047 0,057 0,069
территории 0,719 -0,325 0,122 0,039 -0,015 0,090
вещей 0,661 -0,441 0,034 -0,025 -0,018 -0,037
социальных связей 0,706 -0,251 0,043 0,060 0,135 -0,097
привычек 0,737 -0,217 0,012 0,077 0,058 -0,004
ценностей 0,773 -0,329 0,029 0,072 0,088 0,057
Суверенность виртуального психологического пространства физического тела -0,211 -0,199 0,199 0,475 -0,384 0,442
территории -0,122 -0,082 0,486 -0,284 0,124 0,638
вещей -0,264 -0,186 0,482 0,375 0,027 0,017
социальных связей -0,169 -0,104 0,649 -0,151 0,320 0,007
привычек -0,135 0,022 0,398 -0,102 0,589 -0,260
ценностей -0,230 -0,039 0,400 0,626 0,022 -0,315
Функции психологических границ невпускающая 0,387 0,510 0,429 -0,186 -0,236 0,044
проницаемая 0,329 0,540 0,041 0,253 0,075 -0,067
вбирающая 0,448 0,666 0,258 -0,091 -0,106 0,000
отдающая 0,391 0,615 -0,047 0,231 0,208 0,306
сдерживающая 0,065 -0,243 0,532 -0,294 -0,566 -0,319
нейтральная 0,527 0,537 0,095 0,049 -0,146 -0,169
Доля объяснимой дисперсии, % 23,85 13,29 10,09 6,33 6,13 5,71
Примечание. Метод выделения: метод главных компонент.
В выборке девушек выделены шесть факторов с общей долей дисперсии 65,425 %. Пять факторов из шести образованы показателями суверенности виртуального пространства, один - показателями реального психологического пространства (но самым значимым, первым, фактором), что указывает значимость для девушек этого поколения суверенности в виртуальном пространстве. Освоение категорий виртуальной суверенности имеет важное значение в субъектности личности у студенток вуза.
В первом униполярном факторе (доля объяснимой дисперсии 23,856) объединились все показатели психологической суверенности в реальном пространстве с показателями личностных границ, таких как «вбирающая функция границ» (0,448) и «нейтральная функция границ» (0,527). Это означает, что способность защищать и контролировать свое пространство реализуется с помощью проявления активности для получения желаемого из окружающего мира и сохранения этой энергии в спокойном уравновешенном состоянии. Данный фактор мы назвали «Суверенность психологического пространства с функцией поддержания активности».
Второй фактор Б2 (вклад в общую дисперсию 13,299 %) образован следующими показателями личностных границ: «невпус-кающая функция границ» (0,510), «проницае-
мая функция границ» (0,540), «вбирающая» (0,666), «отдающая» (0,615) и «нейтральная» (0,537). Доля объяснимой дисперсии, обеспечивающая этот фактор, равна 13,299 %. Из всех функций личностных границ в этом факторе отсутствует «сдерживающая функция». Следовательно, для девушек более важны те функции, которые направлены на взаимодействие с внешними границами, им трудно сдерживать свои потребности в контакте с окружающим миром. Данный фактор мы обозначили как «Суверенность личных вещей в реальном мире с вбирающей и отдающей функциями границ личности в пространстве "Я мир"».
Третий по значимости фактор Б3 (вклад в общую дисперсию 10,092 %) образован такими показателями суверенности виртуального пространства, как «суверенность территории» (0,486), «суверенность вещей» (0,482), «суверенность социальных связей» (0,649), «суверенность ценностей» (0,400) и показателями психологических границ «невпускающая функция границ» (0,429) и «сдерживающая функция границ» (0,532). Мы назвали этот фактор «Защита виртуального пространства». Девушки очень осторожно и аккуратно подходят к размещению информации о себе (ведение личного аккаунта, информирование о личной жизни, опубликование личных материалов). Данный фактор был назван нами
«Суверенность социальных связей в виртуальном мире со сдерживающей функцией границ личности».
Следующие факторы объясняют небольшой процент дисперсии.
Четвертый фактор F4 (вклад в общую дисперсию 6,333 %) образован двумя показателями виртуального психологического пространства: «суверенность физического тела» (0,475) и отрицательный полюс «суверенность ценностей» (0,626). Данный фактор мы назвали «Суверенность ценностей и физического тела в виртуальном мире» (или «Ценностно-личностный») по причине того, что студентки вуза при размещении информации о себе руководствуются морально-нравственными нормами поведения, общепринятыми ценностями.
Пятый фактор F5 (вклад в общую дисперсию 6,133 %) представлен двумя показателями, которые расположены на разных полюсах. На положительном полюсе размещается показатель виртуального пространства «суверенность привычек» (0,589), а на другом полюсе - «сдерживающая функция границ» (-0,566). Фактор получил название «Суверенность привычек в виртуальном мире со сдерживающей функцией границ личности». Девушкам труднее, чем юношам, удерживаться от реагирования на сообщения, быть менее терпеливыми по отношению к собеседникам.
Шестой фактор F6 (вклад в общую дисперсию 6,711 %) представлен показателями «суверенность физического тела» (0,442), «суверенность территории» (0,638). Оба показателя лежат в одной плоскости виртуального психологического пространства. Этот фактор, имеющий название «Суверенность территории и физического тела в виртуальном мире», отражает важность для девушек сохранения границ своего тела и потребность обозначать их.
Таким образом, описывая структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства девушек, мы отметили, что у них в равной степени выделяются параметры реального и виртуального пространств.
5. Выводы
Анализ факторного отражения структуры психологического пространства студентов позволил выделить шесть факторов, в совокупности объясняющих у девушек (65,425 %) и юношей (65,370 %) доли суммарной дисперсии переменных. Наиболее значимыми у
юношей и девушек являются показатели суверенности в реальном пространстве за счет вбирающих и нейтральных границ личности. Это значит, что суверенность, сформированная в реальном мире, является базовой для формирования суверенности в виртуальном пространстве. Она образуется за счет реализации права открыто заявлять о своих потребностях и удовлетворять их, принимать себя.
В виртуальном психологическом пространстве для сохранения суверенности территории, вещей, социальных связей и ценностей девушки сдерживают импульсы и не впускают поступающую информацию. При формировании суверенности привычек им трудно сдерживать свою энергию.
У юношей суверенность в виртуальном психологическом пространстве образована более разнообразными личностными границами. Суверенность территории и вещей поддерживается противоположным полюсом «проницаемой», «вбирающей», «отдающей», «сдерживающей» границами личности. Суверенность вещей, социальных связей и ценностей образована невпускающей и вбирающей функциями границ личности.
Таким образом, построение факторной модели позволило обнаружить, что в виртуальном пространстве, по сравнению с реальным пространством, студентам требуется больше стратегий в регулировании границ. Учитывая, что в виртуальном мире изменения происходят очень быстро, приходится выстраивать различные границы в зависимости от структуры суверенности: территории, привычек, социальных связей и др. Таким образом, границы личности, обеспечивающие суверенность в виртуальном пространстве, являются более динамичными, а в реальном -более устойчивыми к внешним изменениям.
6. Заключение
Результаты данного исследования подчеркивают необходимость изучения суверенности психологического пространства и активности молодых людей, которые ежедневно взаимодействуют с цифровыми устройствами в разных сферах жизнедеятельности. Данные исследования могут быть использованы при разработке превентивных программ для студентов по профилактике девиаций в реальном и виртуальном пространствах (травля, зависимое поведение, коммуникативные трудности). Программы могут включать разделы по
работе с распознаванием личностных границ, пониманием себя в реальном и виртуальном мирах, регуляцией активности, способствовать укреплению Я-концепции.
ЛИТЕРАТУРА
1. Bélanger F., Crossler R. E. Privacy in the digital age: a review of information privacy research in information systems // MIS quarterly. - 2011. - Vol. 35, № 4. - Р. 10171041. - DOI: 10.2307/41409971.
2. Васюра С. А., Закирова Г. М. Психологическая суверенность личности как регулятор коммуникативной активности в отношении границ непосредственного и виртуального общения // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. - 2022. - Т. 32, № 3. - С. 247-255.
- DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-3-247255.
3. Психология личности: Пребывание в изменении : монография / под ред. Н. В. Гришиной. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2019.
- 576 с.
4. Burnes B., Cooke B. Kurt Lewin's Field Theory: A Review and Re-evaluation // International journal of management reviews.
- 2013. - Vol. 15, № 4. - Р. 408-425. - DOI: 10.1111/j.1468-2370.2012.00348.x.
5. Тхостов А. Ш., Кумченко С. К. Возможности культурно-исторического подхода к тендерной проблематике // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. -2024. - Т. 47, № 1. - С. 11-30. - DOI: 10.11621/LPJ-24-01.
6. Буравцова Н. В. Суверенность психологического пространства как фактор, способствующий развитию ценностно-смыслового пространства личности // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Психология. - 2008. - Т. 2, № 1. -С. 45-49.
7. Нартова-Бочавер С. К. Современное состояние психологии суверенности как учения о личностных границах // У истоков развития : сб. науч. ст. / ред. Л. Ф. Обухова, И. А. Корепанова. - М. : ГБОУ ВПО МГППУ, 2013. - С. 56-67. - DOI: 10.17759/sps. 2017080308.
8. Леви Т. С. Методика диагностики психологической границы личности // Вопросы психологии. - 2013. - № 1. - С. 131-146.
9. Марцинковская Т. Д., Преображенская С. В. Информационная социализация студентов в транзитивном мире // Вопросы психологии.
- 2020. - Т. 66, № 3. - С. 45-55.
10. Шаповаленко А. А. Виртуальное психологическое пространство как часть общего психологического пространства личности: обоснование понятия // Ученые записки РГСУ. - 2014. - № 4. - С. 33-39.
11. Клочко В. Е., Краснорядцева О. М. Суверенность как результат становления человека в совмещенной психологической системе //
Вестник БГПУ. Психолого-педагогические науки. - 2001. - № 1. - С. 4-8.
12. Ильин Е. П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб. : Питер, 2003. - 544 с.
13. Yeh Y. C. et al. Gender differences in relationships of actual and virtual social support to internet addiction mediated through depressive symptoms among college students in Taiwan // Cyberpsychology & behavior. - 2008. - Vol. 11, № 4. - P. 485487. - DOI: 10.1089/cpb.2007.0134.
14. Клецина И. С. Гендерная проблематика в социальной психологии: направления исследований // Социальная психология и общество. - 2022. - Т. 13, № 4. - С. 5-12. -DOI: 10.17759/sps.2022130401.
REFERENCES
1. Bélanger F., Crossler R.E. Privacy in the digital age: a review of information privacy research in information systems. MIS quarterly, 2011, vol. 35, no. 4, рр. 1017-1041. DOI: 10.2307/41409971.
2. Vasyura S.A., Zakirova G.M. Psychological sovereignty of personality as a regulator of communicative activity in relation to the boundaries of direct and virtual communication. Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psihologiya. Pedagogika = Bulletin of Udmurt University. Series: Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2022, vol. 32, no. 3, рр. 247-255. DOI: 10.35634/2412-9550-2022-32-3-247255. (In Russian).
3. Grishina N.V. (ed.). Psychology of personality: Staying in change, monograph. St. Petersburg, St. Peterburg University publ., 2019. 576 р. (In Russian).
4. Burnes B., Cooke B. Kurt Lewin's Field Theory: A Review and Re-evaluation. International journal of management reviews, 2013, vol. 15, no. 4, pp. 408-425. DOI: 10.1111/j.1468-2370.2012.00348.x.
5. Tkhostov A.Sh., Kumchenko S.K. Possibilities of cultural-historical approach to gender issues. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 14. Psihologiya = Lomonosov Psychology Journal, 2024, vol. 47, no. 1, pp. 11-30. DOI: 10.11621/LPJ-24-01. (In Russian).
6. Buravtsova N.V. Sovereignty of psychological space as a factor contributing to the development of value-sense space of personality. Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Psihologiya, 2008, vol. 2, no. 1, pp. 45-49. (In Russian).
7. Nartova-Bochaver S.K. Modern state of psychology of sovereignty as a doctrine of personal boundaries, in: Obuhova L.F., Korepanova I.A. (eds.) At the origins of development, collection of scientific works. Moscow, GBOU VPO MGPPU publ., 2013, pp. 56-67. DOI: 10.17759/sps.2017080308. (In Russian).
8. Levy T.S. Methodology for diagnosing the psychological boundary of personality. Voprosy psihologii = Questions of Psychology, 2013, no. 1, pp. 131-146. (In Russian).
9. Martsinkovskaya T.D., Preobrazhenskaya S.V. Information socialisation of students in the transitive world. Voprosy psihologii = Questions of Psychology, 2020, vol. 66, no. 3, pp. 45-55. (In Russian).
10. Shapovalenko A.A. Virtual psychological space as a part of the general psychological space of personality: justification of the concept. Uchenye zapiski RGSU, 2014, no. 4, pp. 3339. (In Russian).
11. Klochko V.E., Krasnoryadtseva O.M. Sovereignty as a result of human formation in the combined psychological system. Vestnik
Информация о статье Дата поступления 5 июня 2024 Дата принятия в печать 10 июля 2024
Сведения об авторе
Закирова Гульнара Миняхановна - аспирант кафедры общей психологии Института педагогики, психологии и социальных технологий Удмуртского государственного университета (Ижевск, Россия), старший преподаватель кафедры педагогики и социальных технологий филиала Удмуртского государственного университета в г. Воткин-ске (Воткинск, Россия). Адрес для корреспонденции: 427438, Россия, Удмуртская Республика, г. Воткинск, ул. Расковой, 1а. E-mail: [email protected]. ORCID: 00090000-1837-7357.
Для цитирования
Закирова Г. М. Структурно-содержательные особенности суверенности психологического пространства юношей и девушек студенческого возраста // Вестник Омского университета. Серия «Психология». - 2024. - № 3. -С. 15-23. - DOI: 10.24147/2410-6364.2024. 3.15-23.
BGPU. Psihologo-pedagogicheskie nauki, 2001, no. 1, pp. 4-8. (In Russian).
12. Ilyin E.P. Differential psychophysiology of man and woman. St. Petrsburg, Piter publ., 2003. 544 p. (In Russian).
13. Yeh Y.C. et al. Gender differences in relationships of actual and virtual social support to internet addiction mediated through depressive symptoms among college students in Taiwan. Cyberpsychology & behavior, 2008, vol. 11, no. 4, pp. 485-487. DOI: 10.1089/cpb.2007.0134.
14. Kletsina I.S. Gender Problematics in Social Psychology: Directions of Research. Social'naya psihologiya i obshhestvo, 2022, vol. 13, no. 4, pp. 5-12. DOI: 10.17759/sps. 2022130401. (In Russian).
Article info
Received June 5, 2024 Accepted July 10, 2024
About the author
Zakirova Gulnara Minyakhanovna - PhD
student at the Department of General Psychology, Institute of Pedagogy, Psychology and Social Technologies of Udmurt State University (Izhevsk, Russia), Senior Lecturer at the Department of Pedagogy and Social Technologies, Udmurt State University (Votkinsk, Russia). Postal address: 1a, Raskovoi ul., Votkinsk, Udmurt Republic, 427438, Russia. E-mail: [email protected]. ORCID: 0009-00001837-7357.
For citations
Zakirova G.M. Structural and Content Features of Sovereignty of Psychological Space of Young Men and Girls of Student Age. Vestnik Omskogo universiteta. Seriya "Psikhologiya" = Herald of Omsk University. Series "Psychology", 2024, no. 3, pp. 15-23. DOI: 10.24147/2410-6364. 2024.3.15-23. (In Russian).