Научная статья на тему 'Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля'

Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
857
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНЫЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / МОДЕЛЬ / СПЕЦИАЛИСТ / ВОЕННЫЙ ПРОФИЛЬ / СТРУКТУРНИЙ / ЗМіСТОВНИЙ / СПЕЦіАЛіСТ / ВОєННИЙ / ПРОФіЛЬ / STRUCTURAL / SUBSTANTIAL / MODEL / SPECIALIST / ARMY / PROFILE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михута Игорь Юрьевич, Васюк Валерий Евстафьевич

Представлена структурно-содержательная модель специалиста экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля (степень должность тип класс отдел группа профессии условия двигательной деятельности профессионально-важные качества). Разработанные структурно-содержательные модели позволяют выявить структуру и содержание психологической и двигательной системы деятельности специалистов военного профиля, а также требования, предъявляемые к профессионально важным качествам. Предлагаемые модели специалистов экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля дадут возможность на научной основе решить ряд проблем в профориентационной и профконсультационной деятельности, при специализированном профессиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени отвечающего требованиям самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally-substaintial model of specialists of army profile

In work the structurally-substantial model of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile (degree a post type a class department trade group conditions of impellent activity is professional-important qualities) is presented. The developed structurally-substantial models allow to reveal structure and the maintenance of psychological and impellent system of activity of experts of a military profile, and also the requirements shown to professionally important qualities. Offered models of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile will give the chance to solve on a scientific basis a number of problems in professional orientation and professional consulting activity, at specialized professional selection and acquisition of the contingent which is to the greatest degree meeting the requirements of self-determination of the individual to certain kinds military-professional work at the initial stage of professional formation.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля»

І ПЕДАГОГІКА I

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля

Михута И.Ю., Васюк В.Е.

Учреждение образования «Белорусский государственный педагогический университет

имени Максима Танка», Беларусь Белорусский национальный технический университет, Беларусь

Аннотации:

Представлена структурно-содержательная модель специалиста экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля (степень -должность - тип - класс - отдел - группа профессии - условия двигательной деятельности - профессионально-важные качества). Разработанные структурносодержательные модели позволяют выявить структуру и содержание психологической и двигательной системы деятельности специалистов военного профиля, а также требования, предъявляемые к профессионально важным качествам. Предлагаемые модели специалистов экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля дадут возможность на научной основе решить ряд проблем в профориентационной и профконсультационной деятельности, при специализированном профессиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени отвечающего требованиям самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления.

Ключевые слова:

структурный, содержательный, модель, специалист, военный профиль.

Михута И.Ю., Васюк В.Е. Структурно-змістовні моделі спеціалістів воєнного профілю. Представлена

структурно-змістовна модель фахівця екстремального операторсько-інженерного і загальновійськового профілю (міра - посада - тип - клас -відділ - група професії - умови рухової діяльності - професійно-важливі якості). Розроблені структурно-змістовні моделі дозволяють виявити структуру і зміст психологічної і рухової системи діяльності фахівців військового профілю, а також вимоги, що пред'являються до професійно важливих якостей. Пропоновані моделі фахівців екстремального, операторсько-інженерного і загальновійськового профілю дадуть можливість на науковій основі вирішити ряд проблем в профорієнтації і профконсультационной діяльності при спеціалізованому професійному відборі і комплектуванні контингенту, що найбільшою мірою відповідає вимогам самовизначення індивіда до певних видів військово-професійної діяльності на початковому етапі професійного становлення.

структурний, змістовний, модель, спеціаліст, воєнний, профіль.

Mikhuta I.Yu., Vasyuk V.E. Structurally-substaintial model of specialists of army profile. In work the structurally-substantial model of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile (degree - a post - type - a class - department -trade group - conditions of impellent activity - is professional-important qualities) is presented. The developed structurally-substantial models allow to reveal structure and the maintenance of psychological and impellent system of activity of experts of a military profile, and also the requirements shown to professionally important qualities. Offered models of the expert extreme, camera-engineering and general army a profile will give the chance to solve on a scientific basis a number of problems in professional orientation and professional consulting activity, at specialized professional selection and acquisition of the contingent which is to the greatest degree meeting the requirements of self-determination of the individual to certain kinds militaryprofessional work at the initial stage of professional formation.

structural, substantial, model, specialist, army, profile.

Введение.

В современных условиях военная профессия представляет собой совокупность относительно устойчивых форм воинской деятельности, необходимых обществу и требующих для своей реализации специальной военно-профессиональной подготовки. Как социально оформленная сфера деятельности военная профессия представляет собой совокупность разнообразных «трудовых мест в армии», образующих взаимосвязанную систему. Заполнение этих «мест» трудовыми ресурсами приводит к формированию особой группы людей - военных профессиональных кадров. Их главное предназначение - осуществление определенных военно-трудовых действий в интересах достижения максимального эффекта в сфере обеспечения боеготовности и боеспособности Вооруженных Сил [1].

Практически при любом способе комплектования Вооруженных Сил - по призыву, по контракту или смешанном - проблемы обеспечения качественного комплектования воинских должностей с учетом профессионально важных качеств будущих специалистов тесно связаны с определением их профессиональной готовности и пригодности. В таких условиях одним из наиболее важных аспектов организации отбора по профессионально важным качествам (ПВК) потенциального специалиста, становится задача определения психофизических и социально-психологических требо© Михута И.Ю., Васюк В.Е., 2012

ваний конкретных военных специальностей, для чего необходимо иметь единую классификацию профессий и номенклатуру профессионально важных качеств.

В настоящее время число военных специальностей настолько увеличилось, а темпы их качественной перестройки настолько стали стремительными, что решение многих теоретических и прикладных вопросов по дальнейшему повышению эффективности и надежности труда военных специалистов становится все более затруднительным без разработки системных представлений о конкретных направлениях военнопрофессиональной деятельности, что, в свою очередь, предполагает разработку их содержательной классификации [1].

Базовые основания классификации профессий согласно наиболее развернутой многокритериальной, иерархической классификации профессий, представлены в виде информационно-поисковой системы «Профессиография» [2]. В дальнейшем разработчик указанной системы Е.А. Климов предложил более лаконичную структурно-иерархическую классификацию [3, 4, 5], состоящую из четырех базовых оснований («ярусов») - предмет труда, цель труда, вид орудий и средств труда, условия труда.

Первый ярус - типы профессий по предмету труда: человек - живая природа (П); человек-техника (Т); человек-человек (Ч); человек-знак (З); человек-художественный образ (Х).

32012

и

Второй ярус - классы профессий по цели труда: гностические профессии (Г); преобразующие профессии (П); изыскательные профессии (И).

Третий ярус - отделы профессий по виду орудий и средств труда: ручной труд (Р); машинно-ручной труд (М); труд с использованием автоматизированных систем (А); труд с преобладанием функциональных орудий труда (Ф).

Четвертый ярус - группы профессий по вещественным и социальным условиям труда: труд в условиях бытового (обычного) микроклимата (Б); труд с пребыванием на открытом воздухе (О); труд в необычных средовых условиях (Н); труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое развитие людей, за общественные материальные ценности (М).

Место конкретной специальности или должности описывается посредством формулы с использованием буквенных обозначений.

Выделенные четыре группы (яруса) признаков являются частично совпадающими, но не взаимоисключающими. Данная систематизация позволяет, представить общую карту мира профессий и составить примерную формулу определенной профессии, в том числе и в нашем случае - для военной сферы.

В настоящее время для решения задач профессионального отбора граждан на военную службу используется следующая классификация воинских должностей, замещаемых солдатами, матросами, сержантами и старшинами: командные (организаторские); операторские (сенсорно-гностические); связи и наблюдения (сенсорные); водительские (сенсомоторные); специального назначения (моторно-волевые); технологические (специалисты по обслуживанию техники); прочие воинские должности [1, 6, 7, 8, 9, 10, http:// contract.mil.ru]. При этом, по мнению Ю.Я. Киршина важнейшим в практическом плане критерием классификации является место и характер участия специалиста в военных действиях и во время подготовки к ним, в связи с чем военные специальности, замещаемые солдатами, матросами, сержантами и старшинами целесообразно подразделять на следующие категории:

• основные специалисты, к которым относятся воины, которые непосредственно владеют оружием и наносят поражение противнику: это стрелки, пулеметчики, гранатометчики, номера боевых расчетов ПВО, ракетных подразделений, летчики, члены танковых экипажей и т.д.;

• вспомогательные специалисты (заряжающие, водители боевых машин и т.п.), которые оказывают непосредственную помощь воинам основных специальностей в выполнении боевой задачи;

• обеспечивающие специалисты, которые создают благоприятные условия для боевых действий войск, как при подготовке, так и в ходе боя; они осуществляют разведку, производят военно-топографические и военно-инженерные работы, несут комендантскую службу;

• обслуживающие специалисты, которые занимаются инженерно-техническим и медицинским обе-

спечением войск: это специалисты службы дорог, службы горюче-смазочных материалов, медицинской службы и т.д. [11].

Независимо от принадлежности к виду Вооруженных Сил или роду войск В.П. Петров, А.Т. Ростунов выделяют следующие профили военно-профессиональной деятельности: организаторский (командный, управленческий), социальнопедагогический, инженерно-технический, операторский, оперативно-штабной (диспетчерский), экстремальный и обеспечивающий.

Как видим, существующие ныне классификации основаны на разных основаниях и уровнях декомпозиции профессионально-важных признаков и их основным недостатком является отсутствие конкретного определения психологических, физиологических, физических и в целом психофизических оснований для группировки и комплектования профессиональных профилей и их должностей. В то же время без предварительного объединения в профили (группы) практически невозможна и конкретизация индивидуальных признаков готовности к освоению определенной профессии. В этой связи разработка структурно-содержательной модели классификации военных профессий и специальностей по психофизическим критериям имеет важнейшее значение для практического решения двуединой задачи: военнопрофессиональной ориентации для группы психофизически родственных специальностей и определения готовности молодежи к конкретным воинским профессиям, т.е. проблемы группового профессионального отбора и рационального распределения призывников и учащейся молодежи для прохождения воинской службы, учитывая особенности каждой из множества военных специальностей.

Можно констатировать, что, несмотря на важность и актуальность проблемы создания структурносодержательной модели специалистов военного профиля, все еще требуется более детализированное рассмотрение структуры и содержания деятельности специалиста военного профиля и основных индивидуализированных требований, предъявляемых к профессионально важным качествам субъекта реальной деятельности каждого специалиста соответствующего профиля.

Работа выполнена по плану НИР Белорусского государственного педагогического университета имени Максима Танка.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования, исходя с вышеизложенного, стала разработка структурно-содержательных моделей профилей военно-профессиональной деятельности.

Результаты исследований.

Рассмотренные в ходе теоретического анализа профили и должности военно-профессиональной сферы предлагается сгруппировать по совокупным психофизическим признакам в следующие, обусловленные сходством включенности психомоторного, кондиционного и координационного компонентов психофизических способностей специалиста, интегративные

І ПЕДАГОГІКА І

та медико-біологічні проблеми фізичного виховання і спорту

профили: экстремальный (должности специального назначения), операторско-инженерный (должности

- операторская, связи и наблюдения), общевойсковой (должности - интендантские, командные и по обслуживанию техники).

Процедура построения структурно-

содержательной модели классификации военных профессий и специальностей требовала поэтапного решения трех задач:

психологического и педагогического изучения военных специальностей и составления совокупности признаков (профессионально важных психофизических качеств), характеризующих каждый вид деятельности;

интерпретации полученных описаний и разнесения их по профилям и ступени в соответствии с критерием однородности;

разработки классификации военных специальностей и ее апробации.

При выявлении сходства или различия между профессиями военного профиля нами были применены следующие методы: содержательно-

психологический, структурный и генетический [1]. Целевые установки использования каждого из указанных методов таковы:

первый из них основан на стремлении выделить внутри общей структуры профессионально важных для каждой отдельной специальности качеств ряда самостоятельных компонентов: сенсорно-

перцептивного (качества восприятия, внимания); гностического, или интеллектуального (качества памяти и мышления); моторного (качества психомоторики и речи, двигательные качества); личностного (качества эмоциональной, волевой, мотивационной сфер, организаторские способности);

второй - структурный анализ - позволяет выделить в составе различных подразделений (расчетов, экипажей) и сравнивать между собой по психологическому критерию специальности (психограммы), связанные с решением в ходе боя однотипных задач;

с помощью генетического анализа прослеживается динамика исторических изменений в системе взаимосвязей человека (его психофизический потенциал) с различными средствами вооруженной борьбы и в содержании решаемых им на поле боя задач, выделяются генетические связи между видами военнопрофессиональной деятельности [12, 13].

Указанные выше требования к классификации и последовательности ее построения в соответствии с адекватным использованием методов анализа позволили установить степень реального сходства между различными видами военно-профессиональной деятельности по содержанию требований к профессиональноважным психофизическим качествам специалиста военного профиля и создать предпосылки размещения конкретных профессий и специальностей и их групп в соответствии с определенной иерархической системой профилей и степеней, адекватной требованиям организации распределения участников в отношении будущей военно-профессиональной деятельности.

Структурно-содержательная модель специалиста военного профиля предполагает базирование на психологической и двигательной предпосылках военнопрофессиональной деятельности: мотивы, цели и программа деятельности; информационной основы деятельности; принятие решений и познавательные процессы; психомоторные процессы и рабочие движения; профессионально важные качества; профессиограммы всех специальностей военного профиля [Шр://соПгас1 mil.ru]; многоуровневой классификации профессий по Е.А. Климову [3, 4]; единой классификацией воинских должностей Вооруженных Сил Республики Беларусь [http://www.modmil.by/struct1vs.htm]; 7 профилей военно-профессиональной деятельности [1, 8, 9]; классификации разновидностей основных экзогенных условий двигательной деятельности по Д.Д. Донскому [14] и психофизическим критериям готовности и пригодности, что позволило интегрировать наиболее значимые моменты основных классификаций и критериев в предлагаемой нами модели (схема 1).

Разработанный алгоритм построения системы отбора и диагностики молодежи по так называемым «формула-структурированным» психофизическим критериям, на наш взгляд, рационально рассматривать как современную основу для решения конкретных задач определения военно-профессиональной готовности и пригодности.

Опора на рассматриваемую методику диагностики и отбора при использовании обоснованных выше качественных и количественных критериев оценки позволяет с заданной степенью вероятности выявить конкретную степень психофизической готовности и пригодность кандидатов к определенной военнопрофессиональной деятельности в контексте каждого из рассматриваемых в данном исследовании военных профилей - экстремального, операторско-инженерного и общевойскового. Модель также предусматривает учет таких аспектов как должность, тип, класс, отдел, группа профессии, условия двигательной деятельности, перечень необходимых профессионально-важных качеств (ПВК).

Для военно-профессионального отбора молодежи к определенному профилю военно-профессиональной деятельности нами предлагаются следующие модели:

Специалисты экстремального профиля (1-4 степень - схеме. 2) осуществляют свою деятельность в условиях наибольшей опасности, как в мирное, так и в военное время. Для выполнения своих задач используют специальное снаряжение.

Основные ПВК: высокие требования к здоровью и психофизической подготовленности (психомоторные, кондиционные и координационные способности), к волевым качествам (смелости, решительности, выдержке), готовности к внезапным действиям, коллективизму, к точности и быстроте зрительного (слухового) восприятия, к устойчивости и концентрации внимания, к оперативной памяти, к быстроте мышления и т.д.

Специалисты операторско-инженерного

профиля подразделяются на 4 ступени (схема 3):

э

1-степень - должности связи и наблюдения (сенсорная); 2-степень - должность операторская (сенсорногностическая); 3-степень - должность водительская (сенсомоторная); 4-степень - должность комплексного сочетания (связи и наблюдения; операторская и водительская связаны с непосредственным управлением сложными техническими системами, приемом и переработкой большого количества информации, принятием ответственных решений, осуществлением исполнительских действий).

Основные ПВК: высокий уровень развития внимания (устойчивости, концентрации, распределения и переключения), зрительного и слухового восприятия, оперативной памяти, хорошая координация, точность и быстрота двигательных реакций, способность длительное время выдерживать физическое напряжение, сохраняя готовность к активным действиям, в том числе при дефиците времени и воздействии экстремальных факторов и т.д.

Операторские специальности в военнопрофессиональной деятельности далеко неоднородны. С учетом динамических характеристик управляемой техники выделяют военных операторов

неподвижных систем (пультов управления) и подвижных объектов. Среди операторов второй группы - по специфике сложности работы, уровню требований к физическим, психофизиологическим и личностным качествам особое место занимает летный состав [8].

Специалисты общевойскового профиля 1 ступени - прочие воинские должности (интендантские: социально-педагогического и обеспечивающего профиля - схема 4). Специалисты на должностях социально-педагогического профиля отвечают за организацию и проведение воспитательной, правовой, социально-психологической и культурно-досуговой работы, информационного обеспечения личного состава; осуществляют взаимодействие с органами государственной власти и общественностью. Основные ПВК: интерес к работе с людьми, общительность, честность, доброжелательность, обаяние, умение оказывать влияние на людей, быть убедительным в общении с ними, настойчивость, наличие необходимых знаний по педагогике, психологии, политикосоциальным вопросам, а также по медицине и юриспруденции, владение методами воспитания и обучения.

ПРОФИЛИ СПЕЦИАЛИСТА ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ

ПРОФИЛЬ

1 СТЕПЕНЬ

КС-30%

_Ву_

-вУ-

Ж

КНС—40%

-СУ-

Су

Ж

ПС-30%

_СУ_

■тУ-

Ж

2 СТЕПЕНЬ

ОПЕРАТОРСКО-ИНЖЕНЕРНЫЙ

ПРОФИЛЬ

у КС—40% КНС-30% ПС-30%

1 Ву Ву Су

2 Су Ву Ву

3 СТЕПЕНЬ

г

КС-30% КНС-30% ПС-40%

1 ВУ Су Ву

4 СТЕПЕНЬ

у КС-34% КНС-33% ПС-33%

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Ву Ву Ву

1 СТЕПЕНЬ

КС-20% КНС-20% ПС-60%

1 Су Ну Су

2 ну ну су

2 СТЕПЕНЬ

КС-20% КНС-25% ПС-55%

и_ Су Су Су

3 СТЕПЕНЬ

КС-25% КНС-20% ПС-55%

1 Су Ну ву

2 Ну Су Ву

4 СТЕПЕНЬ

КС-25% КНС-25% ПС-50%

1 Су Су Ву

2 ну ву ву

ОБЩЕВОЙСКОВОЙ

ПРОФИЛЬ

1 СТЕПЕНЬ

КС-25% КНС-50% ПС-25%

1 Ну Ву Ну

2 Ну Су Ну

3 Ву у у

Су у у

5 Ну у у

2 СТЕПЕНЬ

КС-25% КНС-55% ПС-20%

1 Ну Су Су

2 Су Су Ну

3 СТЕПЕНЬ

V

КС-20% КНС-60% ПС-20%

1 Су Ву Су

2 Су Ву Ну

1 Высокий уровень Ву

2 Средний уровень Су

3 Низкий уровень Ну

Психофизические способности

Координационные способности КС

Кондиционные способности КНС

Психомоторные способности ПС

Схема 1 - Теоретико-эмпирическая модель системы отбора и диагностики по психофизическим критериям готовности и пригодности

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

Специалисты обеспечивающего профиля (специалисты всех служб тыла Вооруженных сил, некоторые специалисты медицинских и финансовых служб)

- их деятельность чрезвычайно разнообразна и связана с решением задач обеспечения повседневной жизни и деятельности войск, заботой о здоровье личного состава. Основные ПВК: бескорыстность, чуткость к людям, внутренняя собранность, самоконтроль, бережное обращение с вещами, способность быстро переключаться с одной деятельности на другую, решать многообразные и порой противоречивые задачи, видеть и учитывать экономическую сторону своей деятельности, вести тщательный учет ее результатов.

Специалисты общевойскового профиля 2 ступени - занимают должности технологического плана (специалисты по обслуживанию техники - схема 4). Данный профиль деятельности связан с конструированием, введением в действие, обслуживанием и эксплуатацией, устранением временных неисправностей и капитальным ремонтом имеющихся в Вооруженных Силах боевой техники, вооружения, автоматизированных систем управления. Основные ПВК: интерес к работе с техникой, аналитическое мышление, настойчивость, техническая сообразительность, склонность к ручному ремеслу, пространственное воображение, хорошая общенаучная подготовка, знание физики,

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Т

т

II ЭП - 1 СТЕПЕНИ І II ЭП - 2 СТЕПЕНИ ||

. 1 .. 1 II ЭП - 3 СТЕПЕНИ 1 II ЭП - 4 СТЕПЕНИ

І I

Должность

Специального назначения (моторно-волевая сфера)

Тип З-человек- П-человек-живая Т-человек-техника Ч-человек-

профессий знаковая =

система природа человек

Г-гностический

Класс профессий Г-гности-ческий И-из ыска-тел ьн ый П-преобразующий И-изыска-тельный П-преобра- зующий

Отдел

профессий

Условия двигательной деятельности

Группы

профессий

Пример

профессий

Р-ручной труд

Б-труд в условиях обычного микроклимата; О-труд с пребыванием на открытом воздухе

Непривычные, но заранее известные и изменяющие (вариативные) условия

Разведчик, топо-графист, сапер, пулеметчик и другие

Р-ручной труд, Ф-функцио-нальное орудие труда

О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средо-вых условиях

Изменяющие (вариативные) условия альтернативной неопределенности,

Снайпер, водолаз, вожатый мино-розыскной службы

М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизированными системами

О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средо-вых условиях

Механик-водитель танка, боевой машины, пехоты, десанта

Изменяющие условия временной и альтернативной неопределенности, при стандартном и вариативном ответном действии

Р-ручной труд, Ф-функцио-нальное орудие труда

М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизированными системами

Н-труд в необычных средовых условиях; М-труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое развитие людей

Изменяющие (вариативные) условия временной и альтернативной неопределенности в экстремальных условиях__________

Разведчик, снайпер-разведчик, морская пехота, десантноштурмовые группы_________

э

механики, радиоэлектроники, соответствующих образцов техники, владение математическим аппаратом.

Специалисты общевойскового профиля 3 ступени (схема 4) - должность командная и оперативноштабная (организаторско-управленческая). Профиль деятельности связан с осуществлением руководства воинским коллективом, воспитанием и обучением личного состава, организацией боевых действий и

управлением воинскими подразделениями в бою. Специалистам оперативно-штабного направления приходиться обрабатывать большие объемы разнородной информации и принимать ответственные решения (нередко с отсроченным результатом действия). Специалисты данного профиля должны уметь проводить анализ информации и мгновенно просчитывать варианты действий в условиях быстроменяющейся об-

МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ОПЕРАТОРСКО-ИНЖЕНЕРНОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

X Г X X

ОИП -1 СТЕПЕНИ ОИП-2 СТЕПЕНИ ОИП-3 СТЕПЕНИ ОИП -4 СТЕПЕНИ

— Связи и наблю-

Должность дения (сенсорная сфера)

Тип профессий — З-человек-знаковая система

1

Класс профессий — Г-гностический

1

З-человек-знаковая система Т-человек-техника

Т-человек-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

техника

П-человек-живая

природа

И-изыска-

тельный

П-преобра-

зующий

Г-гностический

П-преобра-

зующий

Отдел профессий

Р-ручной труд А-труд с автоматизированными системами______

Р-ручной труд А-труд с автоматизированными системами

М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизированными системами

Условия

двига-

тельной

деятель-

ности

Стандартные привычные и непривычные, но заранее известные действия и условия

Непривычные, но заранее известные действия и условия, а также вариативные -альтернативной неопределенности

Стандартные привычные и непривычные действия в вариативных условия

- временной альтернативной неопределенности

Пример

профессий

Телеграфист, телефонист, радиотелеграфист, сигнальщик и др.

Оператор РЛС, ЗРК, АСУ, наводчик, Диспетчер, оператор вычислительного отделения и др.

Водитель, водитель-электромеханик, водитель специальной машин связи, рулевой и др.___________

Операторская

(сенсорно- Водительская

гностическая (сенсомоторная)

сфера)

I

Связи и наблюдения Операторская Водительская

З-человек-знаковая

система

Т-человек-техника П-человек-живая природа_____________

Г-гностический

И-изыскательный

П-преобразующий

Ф-функциональное орудие труда М-машино-ручной труд; А-труд с автоматизированными системами__________

О-труд с пребыва-

Б-труд в условиях нием на открытом

Группы профессий — Б-труд в условиях обычного микроклимата; О-труд с пребыванием на открытом воздухе обычного микроклимата О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средовых условиях О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средовых условиях воздухе; Н-труд в необычных сре-довых условиях; М-труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь, психическое развитие людей

Изменяющие вариативные и экстремальные условиях

Пилот боевого самолета, Водитель боевой машины, диспетчер оператор боевой машин и др.

І ПЕДАГОГІКА І та медико-біологічні

проблеми фізичного

виховання і спорту

становки. Основные ПВК: развитые организаторские, познавательные (интеллектуальные) способности, практический ум, самостоятельность, требовательность, общительность, эмоциональная уравновешенность и самообладание, способность легко сходиться с людьми, умение находить правильные решения в короткие сроки в любой ситуации, хорошее знание соответствующих нормативных документов, готовность к точному выполнению их требований при одновременном умении рисковать, принимать решения, основанные на интуиции, хорошая память, логическое мышление, тщательность и пунктуальность,

ответственность и решительность, умение работать с графиками, таблицами, производить сложные расчеты, в том числе на персональном компьютере.

На основании вышеизложенного представляется возможным сделать следующие выводы:

1. Детализированное рассмотрение основных классификаций гражданских и воинских профессий позволяет выявить структуру и содержание психологической и двигательной сферы специалистов разного профиля, а также требования, предъявляемые к профессионально важным качествам. Такая детализация позволяет определить психологиче-

Условия

двигательной

деятельности

MОДEЛЬ СПЕЦИАЛИСТА ОБЩЕВОЙСКОВОГО ПРОФИЛЯ ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОВП - 1 СТЕПЕНИ

Р-ручной труд Ф-функциональное орудие труда

Б-труд в условиях обычного микроклимата;

О-труд с пребыванием на открытом воздухе

Стандартные привычные действия и условия

ОВП- 2 СТЕПЕНИ

Должность Прочие воинские должности (интендантские)

Тип профессий 3-человек-знаковая система, Т-человек-техника, П-человек-живая природа, 4-худож. образ, Ч-человек-человек

Класс Г-гностический

профессий И-изыскательный

Стрелок, заряжающий танка, кладовщик, повар, военный психолог и врач, военный оркестр.

Технологическая (специалист по обслуживанию техники)

З-человек-знаковая

система

Т-человек-техника

Г-гностический

П-преобразующий

Р-ручной труд M-машино-ручной труд; А-труд с автоматизированными системами

Б-труд в условиях обычного микроклимата

О-труд с пребыванием на открытом воздухе; Н-труд в необычных средовых условиях

Стандартные привычные, непривычные, но заранее известные действия и условия

Mеханик, электрик, ремонтник, радиомастер и др.

ОВП -3 СТЕПЕНИ

Командная

(организаторская)

З-человек-человек

Г-гностический

И-изыскательный

П-преобразующий

Ф-функциональное орудие труда, А-труд с автоматизированными системами

Б-труд в условиях обычного микроклимата;

О-труд на открытом воздухе; Н-труд в необычных средовых условиях; М-труд с повышенной моральной ответственностью за здоровье, жизнь людей______________________

Стандартные привычные и непривычные действия в вариативных условия

- временной альтернативной неопределенности, и экстремальные условиях

Командир отделения, командир танка, командир боевой машины, начальник радиостанции и др.

32012

и

ские, физиологические и психофизические основания для группировки профессиональных профилей и их должностей в структурно-содержательные модели специалиста военного профиля, учитывающие следующие показатели: степень - должность -тип - класс - отдел - группа профессии - условия двигательной деятельности - профессиональноважные качества.

2. Разработанные нами структурно-содержательные модели специалистов экстремального, операторско-инженерного и общевойскового профиля дают возможность на научной основе решить ряд проблем профориентационной и профконсультационной деятельности при специализированном профессиональном отборе и комплектовании контингента, в наибольшей степени отвечающего требованиям самоопределения индивида к определенным видам военно-профессиональной деятельности на начальном этапе профессионального становления.

3. Структурно-содержательные модели специалистов военного профиля создают предпосылки адекватности и тем самым эффективности управления учебно-воспитательным процессом в специализированных общеобразовательных, средних и высших военных учебных заведениях, а также обоснования содержательно-организационных подходов к программно-методическому обеспечению начального этапа профессиональной прикладной физической подготовки молодежи к будущей военнопрофессиональной деятельности.

4. Необходимы детализированные исследования о внедрении данной структурно-содержательной модель в систему профессионально-ориентационной подготовки учащийся молодежи на начальном этапе специализированной профессионально-прикладной физической подготовки в образовательных учреждениях военного профиля.

Литература:

1. Военная профессиология: учебник / под общей ред. А.Г Карая-ни, Ю.Г Сулимова - М. : Военный университет, 2004. - 276с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Информационно-поисковая система «Профессиография» / под редакцией Е.А. Климова. - Ленинград: ВНИИ профессиональнотехнического образования, 1972. - 304 с.

3. Климов Е.А. Как выбирать профессию. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

4. Климов Е.А. Психология профессионала. - М.: Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. - 400 с.

5. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М.: Изд-во «Академия», 2004. - 304 с.

6. Грачев Н.Н. Классы сходных воинских должностей // Основы безопасности жизни, 1999. - № 2. С. 36 - 39.

7. Новиков В.В. Военно-воздушные силы: воинские должности и родственные им гражданские профессии // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2000. - № 5. - С. 8-12.

8. Петров В.П., Ростунов А.Т. Военно-профессиональная ориентация молодежи. - М.: Воениздат, 1988. - 222 с.

9. Психология и педагогика. Военная психология / под ред. А. Г Маклакова. - СПб.: Питер, 2005. - 464 с.

10. Справочник некоторых воинских должностей, замещаемых солдатами матросами, сержантами и старшинами, проходящими военную службу по контракту. - М.: Нива России, 1997. - 288 с.

11. Киршин Ю.Я. О научной организации воинского труда. - Москва: Воениздат, 1970. - 120 с.

12. Военная психология / под общ. ред. М.И. Дьяченко, Н.Ф. Феден-ко. - М.: Воениздат, 1967. - 260 с.

13. Военная педагогика и психология / под ред. А.В. Барабанщикова. - М.: Военный университет, 1986. - 328 с.

14. Донской Д.Д. Законы движений в спорте. - М.: Физическая культура и спорта, 1968. - С. 79-82.

Информация об авторах: Михута Игорь Юрьевич

[email protected]

Белорусский государственный педагогический университет имени

Максима Танка

ул. Советская 18, 220050, г. Минск, Республика Беларусь.

Васюк Валерий Евстафьевич [email protected]

Белорусский национальный технический университет пр-т Независимости 65, 220013, г.Минск, Республика Беларусь.

Поступила в редакцию 16.02.2012г.

References:

1. Karaiani A.G., Sulimova Iu.G. Voennaia professiologiia [Military professiology], Moscow, Military University Publ., 2004, 276 p.

2. Klimova E.A. Informacionno-poiskovaia sistema «Professiografiia» [Informational-research system “Professiography”], Leningrad, ISRI professional-technical education Publ., 1972, 304 p.

3. Klimov E.A. Kak vybirat’professiiu [How to choose a profession], Moscow, Education, 1990, 159 p.

4. Klimov E.A. Psikhologiiaprofessionala [Psychology of professional], Moscow, Voronezh, 1996, 400 p.

5. Klimov E.A. Psikhologiia professional’nogo samoopredeleniia [Psychology of professional self-defining], Moscow, Academy Publ., 2004, 304 p.

6. Grachev N.N. Osnovy bezopasnosti zhizni [Basis of life security], 1999, vol.2, pp. 36 - 39.

7. Novikov V.V. OBZH. Osnovy bezopasnosti zhizni, 2000, vol.5, pp. 8-12.

8. Petrov V.P., Rostunov A.T. Voenno-professional’naia orientaciia molodezhi [Military and professional orientation of youth], Moscow, 1988, 222 p.

9. Maklakova A.G. Psikhologiia i pedagogika. Voennaia psikhologiia [Psychology and pedagogy. Military psychology], Saint Petersburg, Peter, 2005, 464 p.

10. Spravochnik nekotorykh voinskikh dolzhnostej, zameshchaemykh soldatami matrosami, serzhantami i starshinami, prokhodiashchimi voennuiu sluzhbu po kontraktu [Reference book of some military positions, displaceable soldiers by sailors, non-commission officers and petty officers, passing military service by contract], Moscow, Niva of Russia, 1997, 288 p.

11. Kirshin Iu.Ia. O nauchnoj organizacii voinskogo truda [About scientific organization of military of labour], Moscow, 1970. 120 p.

12. D’iachenko M.I., Fedenko N.F. Voennaia psikhologiia [Military psychology], Moscow, 1967, 260 p.

13. Barabanshchikova A.V. Voennaia pedagogika i psikhologiia [Military pedagogy and psychology], Moscow, 1986, 328 p.

14. Donskoj D.D. Zakony dvizhenij v sporte [Laws of motion in sport], Moscow, Physical culture and sport, 1968, pp. 79-82.

Information about the authors: Mikhuta I.Yu.

[email protected] Belorussia State Pedagogy University named after M. Tanko Sovetskaya str. 18, 220050, Minsk, Republic Belorussia.

Vasyuk V.E. [email protected] Belorussia National Technical University Independence avenue 65, 220013, Minsk, Republic Belorussia.

Came to edition 16.02.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.