ПСИХОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ, ВОЗРАСТНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
УДК 159.923.2
Т. Г. Бохан, Л. Ф. Алексеева, М. В. Шабаловская, С. А. Морева
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО И ИХ ДИНАМИКА НА ЭТАПАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ1
Представлены результаты исследования структурно-содержательных характеристик образа профессионального будущего у студентов медицинских специальностей. Определены специфичные для каждого этапа вузовского образования (I курс, III курс, VI курс) доминирующие в образе профессионального будущего смысловые категории. Показана трансформация в содержании образа профессионального будущего студентов в процессе вузовского обучения. Раскрыто содержание эмоционального и деятельностного компонентов образа профессионального будущего студентов с учетом этапов профессионального развития. Выявлены значимые профессиональные качества, качества-ресурсы и качества-потенциалы в личностно-профессиональном становлении студентов, специфичные для респондентов каждого курса.
Ключевые слова: образ профессионального будущего, эмоциональный и деятельностный компоненты образа профессионального будущего, смыслообразующие мотивы, профессиональные качества, студенты медицинских специальностей.
В современной психологической науке жизненные цели, стремления, проекты, которые человек принимает на более или менее отдаленную перспективу, стали изучаться в связи с разработкой проблемы субъекта, жизненного пути, самореализации личности [1—5]. В индивидуальном сознании человека они могут быть представлены психологическим феноменом «образа будущего». В работах отечественных и зарубежных философов и психологов показано, что способность человека видеть свое будущее, самого себя в нем открывает возможность разумно строить настоящее, активно искать новые сферы самовыражения и жизни в целом. Л. С. Выготский настаивал на том, что анализ действия личности и самой личности должен происходить не только в связи с прошлым, но и с будущим. Он утверждал, что нельзя понять личность, если рассматривать ее вне жизненного плана, превращающего «историю жизни человека из ряда бессвязных и разрозненных эпизодов в связный, единый биографический процесс» [2]. Б. С. Братусь считает, что в сложных формах активности человек действует не ради достижения самого предмета потребности, он действует ради целостного образа новой жизни, в которую будет включен этот предмет. Им установлены особые закономерности смыслопорождения: смыслы более простых, замкнутых на себе деятельностей порождаются отношением мотива к цели, а смыслы жизни поро-
ждаются образом будущего, творящим настоящее [6]. Образ будущего, рассматриваясь как целостная картина, жизненная перспектива, включается в детерминацию образа жизни человека, его настоящего, процесса его саморазвития [1, 4, 7-9]. Общепсихологическая разработка данного феномена послужила научной базой для постановки и изучения образа профессионального будущего в контексте проблем профессионального становления в процессе вузовского образования, акмеологии личности, субъекта профессиональной деятельности [10-22].
В современных социокультурных изменениях, связанных с требованиями развития инновационно ориентированной научной и практической деятельности в медицинской сфере, возникает научный интерес к изучению содержания образа профессионального будущего в сознании высокообразованной молодежи медицинских специальностей, который формируется в образовательных условиях вуза и указывает на психологическую готовность будущих врачей к их профессиональной самореализации. Существующий в литературе дефицит в отношении этих научных данных позволил определить цель исследования - выявить структурно-содержательные характеристики образа профессионального будущего и особенности их динамики на этапах профессионального становления в вузе у студентов лечебных специ-
1 Исследование выполнено при поддержке РГНФ проект №12-16-70000а/Т.
альностей. Структурно-содержательные характеристики представлены содержанием изучаемых структурных компонентов (когнитивного, эмоционального, деятельностного) образа профессионального будущего. Динамический аспект изучался посредством сравнительного анализа содержания компонентов образа профессионального будущего у студентов I, III и VI курсов. Были использованы следующие методы исследования: психодиагностические - свободные высказывания в виде сочинения на тему «Каким я вижу мое профессиональное будущее», методика (С. А. Будасси) для исследования особенностей самооценки профессионально важных качеств; методика ММКМ (В. И. Кабрин), модифицированная (В. Н. Петрова) [18] под задачи исследования; контент-анализ содержания сочинений, частотный анализ, метод квартильной оценки.
С помощью контент-анализа содержания сочинений были установлены основные смысловые категории когнитивного компонента образа профессионального будущего (таблица).
Анализ вышеприведенных данных относительно содержания когнитивного компонента позволяет констатировать наличие общих смыслов в образе профессионального будущего для многих студентов всех курсов, которыми являются наличие определенного места работы, желание помогать людям и стать высококвалифицированным специалистом. В то же время в когнитивном компоненте образа профессионального будущего отмечаются различия у респондентов представленных групп. Так, для многих первокурсников значимыми являются качества (личностные, интеллектуальные, социальные, деятельностные), ближние цели профессионального развития, выбор специальности и ориентация на семейные ценности - т. е. образ профессионального будущего представлен в большей мере смысловым пространством их прошлого, настоящего и ближайшего будущего. У многих респондентов III курса значимым в образе профессионального будущего является смысловое пространство настоящего, представленное оценкой удовлетворенности выбором специальности, вуза, процессом обучения и переживаниями трудностей и их преодолением, а также трансспективным характером рефлексии их прошлого, настоящего и будущего. Наиболее представленными в образе профессионального будущего многих выпускников являются желание работать по определенной специальности, быть материально защищенным и быть результативным в процессе врачевания -иметь внешнюю положительную оценку своей деятельности, т. е. смысловое пространство образа профессионального будущего определяется в большей мере будущим.
Частота встречаемости смысловых категорий в текстах студентов I, III и VI курсов
Категория Количество респондентов, %
I курс III курс VI курс
Желание помогать людям 25,6 34,9 30,5
Место работы 25,6 32 39,9
Качества 20,8 14,28 18,8
Ближние цели 20,8 10,7 -
Выбор специальности 18,4 - -
Определенность в специальности 14,4 33,57 24,7
Желание стать врачом 16 - -
Мотивы выбора профессионального образования - 16,4 -
Высококвалифицированный специалист 17,6 14 30,5
Семья, забота о родных 16,8 4,2 15
Пациенты 16 5,7 11
Коллеги 14,4 1 15
Наука 14,4 13,57 17,6
Восприятие будущего 12,8 15,7 9,4
Связь прошлого, настоящего и будущего 8 34,2
Удовлетворенность настоя-тттим - 33,57 -
Характеристики профессии врача 6,4 20,7 -
Профессиональное будущее - врач - 19,99 -
Профессиональное развитие 4,8 8,57 23,5
Карьерный рост 4,8 9,2 15,2
Виды деятельности 11,7
Личностное развитие 8 - 7
Самореализация - 9,2 7
Материальная защищенность 7 2,8 -
Достойная зарплата - - 28,2
Надежда на развитие медицины 7 - -
Трудности и их преодоление 7 39,42
Социальная позиция в отношении медицины и учебного процесса 19,28
Социальный протест - - 7
Сомнения 4,8 9 -
Собственное здоровье и энергия 4,8 - -
Внешняя оценка и признание со стороны 4 13,57 23,5
Эмоциональное и моральное удовлетворение 4 8,57 17,8
Инновационная активность 4 6,4 11,7
Анализ содержания эмоционального компонента образа профессионального будущего показал, что респонденты I курса охарактеризовали свое отношение к профессиональному будущему в 35 видах эмоций. Среди них как положительные, так и отрицательные эмоции. По частоте встречаемости значительно доминируют положительные эмоции (226 случаев), к которым отнесены: радость, любовь, счастье, гордость, уверенность, удовлетворение, юмор, симпатия, приятное волнение, независимость, целостность, самостоятельность, эмоциональная стабильность, справедливость, «чувство нужности», восторг, свобода, любопытство, воодушевление, отзывчивость. Среди отрицательных
эмоций, связанных с образом профессионального будущего, - страх, сомнения, негодование, неприязнь, издевка, ненависть, злость, неудовлетворенность, неуверенность, нестабильность, озабоченность (60 случаев).
Студенты III курса охарактеризовали свое отношение к профессиональному будущему в различных видах эмоций, среди них также положительные и отрицательные эмоции. По частоте встречаемости доминируют положительные эмоции (223 случая), к которым отнесены: радость, любовь, восхищение, ликование, юмор, счастье, гордость, предвкушение, умиротворение, спокойствие, приятная легкость, вдохновение, мотивированность, уверенность, удовлетворение, успешность, стабильность, самостоятельность, ответственность, интерес, восторг, вера, надежда, свобода, любопытство, оптимизм, риск, решительность, уважение. Среди положительных эмоций достоверно чаще встречаются «радость», «гордость», «счастье».
К отрицательным эмоциям, связанным с образом профессионального будущего, отнесены: равнодушие, безразличие, страх, тревога, грусть, тоска, боязнь, сомнения, уныние, смятение, сожаление, усталость, безысходность, неуверенность, недомогание, неопределенность, разочарование, опасения, печаль, горечь, сложность, трудность, негодование, раздражительность, злость, ненависть, омерзение, гнев, агрессия, паника, стресс, депрессия; всего - 126 примеров. Среди отрицательных эмоций достоверно чаще студенты указывают на переживание страха, разочарование и грусть.
Студенты VI курса охарактеризовали свое отношение к профессиональному будущему в различных видах эмоций, среди них также и положительные, и отрицательные эмоции. По частоте встречаемости доминируют положительные эмоции (180 случаев), к которым отнесены: надежда, уверенность, восторг, гордость, ответственность, радость, любовь, счастье, ожидание нового, интерес, оптимизм, предвкушение, самостоятельность, свобода, удовлетворение, спокойствие, уважение, любопытство, стабильность, определенность, трепет, наслаждение, вожделение, гармония, воодушевление, вера, независимость, перспективность, азарт, милосердие. Наиболее часто встречаемыми положительными эмоциями были «радость», «интерес», «счастье».
Отрицательными эмоциями, связанными с образом профессионального будущего у студентов VI курса, были: неуверенность, неопытность, неизвестность, растерянность, одиночество, безнадежность, чувство тяжести, страх, тревога, грусть, боязнь, сомнения, усталость, неуверенность, неопределенность, туманность, разочарование, печаль, горечь, раздражительность, негодование, злость, гнев, паника, фрустрация, депрессия (110 случаев).
Среди отрицательных эмоций наиболее часто встречается переживание страха, неопределенность и неуверенность.
Таким образом, эмоциональный компонент образа профессионального будущего характеризуется тем, что у студентов I, III, и VI курсов преобладают положительные эмоции, доминирующими из них являются радость, счастье, интерес, гордость. Наиболее часто встречаемыми отрицательными эмоциями являются страх, разочарование, грусть, неопределенность, неуверенность. Во всех группах у студентов преобладает количество позитивных эмоций в отношении своего профессионального будущего, доля отрицательных эмоций по сравнению с положительными эмоциями значительно меньше. При этом анализ модальности приводимых эмоций от I к VI курсу позволяет заметить изменения в соотношении позитивных и негативных эмоций. Так, на III курсе увеличивается количество отрицательных эмоций. Появляются новые отрицательные эмоции, например, такие как равнодушие, безразличие, грусть, тоска, уныние, усталость, недомогание, безысходность, разочарование, которые указывают на тенденцию формирования субдепрессивных состояний, спада жизненной активности, хронической усталости. На VI курсе уменьшается количество положительных эмоций и значительно увеличивается количество отрицательных эмоций, что может свидетельствовать о росте эмоциональной напряженности у многих ше-стикурсников. Их переход в новые условия жизни, связанные с самостоятельной профессиональной деятельностью, вероятно, обусловливает возникновение таких эмоций, как переживание неопытности, неизвестности, растерянности, одиночества, безнадежности. Данные факты требуют более глубокого анализа и расширения исследовательской работы, что позволит определить задачи и методы психолого-образовательного сопровождения профессионально-личностного становления студентов на этапах вузовского образования и осуществлять профилактику негативных состояний и профессионального стресса при вхождении в самостоятельную профессиональную деятельность.
Содержание поведенческого компонента выявлялось с помощью контент-анализа сочинений «Каким я вижу мое профессиональное будущее» и методики самооценки значимых профессиональных качеств. В целом можно отметить, что поведенческий компонент представлен весьма ограниченно в высказываниях респондентов первого и третьего курса. Лишь 11,7 % респондентов VI курса в своем профессиональном будущем видят себя исполняющими определенные виды деятельности, что указывает на их определенную психологическую готовность к повседневной деятельности ме-
дицинского работника, т. е. к той деятельности, которая позволит реализовать желание стать «высококвалифицированным», «уважаемым» и «эффективным специалистом». Мы предполагаем, что недостаток практического опыта ограничивает студентов в представлениях о деятельностном компоненте образа профессионального будущего, на что косвенно могут указывать выделенные категории «практика» (особенно у студентов III курса) и «личностные качества». В высказываниях, относимых к категории «практика», студенты говорят о значимости практики в выборе специальности, подтверждении правильности сделанного профессионального выбора, появлении интереса к учебе, желании осуществлять профессиональные пробы уже в процессе вузовского образования в и т. п. Представления о деятельностном компоненте можно проследить и через содержание высказываний, относящихся к категории «качества». В них респонденты указывают на те значимые характеристики, которые необходимы, по их мнению, для успешной профессиональной деятельности врача.
Метод самооценки профессионально важных качеств позволил выявить лексические единицы (108 - у респондентов I курса, 83 - у респондентов III курса, 78 - у респондентов VI курса), которыми студенты характеризуют профессиональные качества врачей, а также получить представления об их самооценке в отношении наличия и выраженности этих качеств у самих респондентов. Анализ смыслового содержания лексических единиц позволил склассифицировать качества: личностные, социальные, деятельностные, интеллектуальные.
Методом квартильной оценки были выделены качества в соответствии с их уровнем оценки значимости для профессии врача в представлениях респондентов. В группе очень высокой значимости оказались: деятельностные качества - профессионализм, профессиональная компетентность, трудолюбие, внимательность, работоспособность; личностные качества - ответственность, целеустремленность, твердость воли, честность, высокий уровень моральных качеств; социальные качества -терпимость, толерантность, доброта, коммуникабельность, гуманизм, сочувствие, понимание, вежливость; интеллектуальные качества - чувство юмора, образованность. В группе высокой значимости отмечаются следующие качества: деятельностные - преданность профессии, собранность, опрятность; личностные - смелость, целеустремленность, уверенность, решительность, самосовершенствование; социальные - отзывчивость, тактичность, уважение к людям, интеллигентность, сострадание, благородство, доброжелательность, искренность; интеллектуальные - мудрость, интеллектуальность, смекалка.
Анализ соотношения показателей значимости качеств и их выраженности у респондентов позволил выявить те качества, которые для респондентов могут представлять ориентиры, цели профессионально-личностного развития, а также качества, которые можно рассматривать как личностные ресурсы профессионального становления студентов. Выявленные личностные ресурсы являются реальными возможностями студентов, актуализация которых возможна и необходима в образовательных условиях вуза. Полученные результаты позволяют предположить, что ресурсами профессиональноличностного развития для многих студентов I курса являются: личностные качества - высокий уровень моральных качеств, самокритичность, оптимизм; социальные качества - сочувствие, отзывчивость, уважение к людям, сострадание; деятельностные качества - опрятность; интеллектуальные качества - чувство юмора. Ориентирами, целями личностного и профессионального становления большинства студентов I курса могут быть: личностные качества - ответственность, уверенность, решительность, искренность, сдержанность, самопожертвование, самообладание; социальные качества -терпимость, человеколюбие к пациентам; деятельностные качества - профессиональная компетентность, внимательность, работоспособность, опыт; интеллектуальные качества - образованность, мудрость интеллектуальность, любознательность.
В группе очень высокой значимости у студентов III курса оказались: деятельностные качества -аккуратность, внимательность, профессионализм, опрятность; личностные качества - ответственность, целеустремленность, честность; социальные качества - вежливость, воспитанность, внимательность, понимание, доброжелательность, интеллигентность, коммуникабельность, отзывчивость; интеллектуальные качества - образованность, мудрость. В группе высокой значимости отмечаются следующие качества: деятельностные -компетентность, опыт; личностные - благородство, милосердие, пунктуальность, решительность, активность, сострадание, твердость воли; социальные - сопереживание, терпимость, человеколюбие, этичность; интеллектуальные качества - интеллектуальность, логичность, смекалка.
Анализ соотношений значимых качеств и их наличия и выраженности у студентов позволяет предположить, что ресурсами профессионально-личностного развития для многих студентов III курса являются: личностные качества - честность, независимость; социальные качества - сочувствие, сопереживание. Целями личностного и профессионального становления большинства студентов III курса могут являться: деятельностные качества - профессионализм, компетентность, опыт; личностные качества -
целеустремленность, твердость воли, эмоциональная устойчивость, упорство, ценность здоровья; социальные качества - внимание (понимание), воспитанность, отзывчивость, тактичность, этичность; интеллектуальные качества - интеллектуальность, образованность, мудрость, логичность, смекалка.
В группе очень высокой значимости у респондентов VI курса оказались: деятельностные качества - трудолюбие и работоспособность; личностные качества - ответственность, целеустремленность; твердость воли, порядочность, самокритичность, оптимизм, уравновешенность; социальные качества - человеколюбие (милосердие), терпимость, доброта, доброжелательность, коммуникабельность; интеллектуальные качества - мудрость, образованность, смекалка и ум. В группе высокой значимости отмечаются следующие качества: деятельностные - интерес к работе, профессионализм, усидчивость; личностные - смелость, самосовершенствование; социальные - отзывчивость, сочувствие, уважение к людям, понимание, искренность, воспитанность; интеллектуальные - чувство юмора.
Ресурсами профессионально-личностного развития для многих выпускников являются: личностные качества - оптимизм, социальные качества -воспитанность, деятельностные качества - аккуратность; интеллектуальные - быстрота реакций и нестандартность мышления (в отдельных случаях). Ориентирами личностно-профессионального становления большинства выпускников являются: личностные качества - порядочность (духовность); социальные качества - понимание; деятельностные качества - трудолюбие, повышение профессиональной компетентности, профессиональные
умения и навыки; интеллектуальные качества -образованность, ум и смекалка в профессиональной деятельности.
Количество указываемых деятельностных характеристик имеет тенденцию к снижению к VI курсу. Возможно, полученный опыт практической работы позволяет выбрать наиболее существенные, по мнению респондентов, качества, реально необходимые для осуществления эффективной профессиональной деятельности в сфере медицинской помощи.
Таким образом, у студентов медицинских специальностей определены специфичные для каждого этапа вузовского образования (I курс, III курс, VI курс) доминирующие в образе профессионального будущего смысловые категории, а также инвариантные смысловые категории, которые характерны для всей выборки студентов-медиков, участвующих в исследовании. Тем самым установлены пространственно-временные координаты образа профессионального будущего студентов на основных этапах профессионального становления в вузе. Показаны трансформации в содержании образа профессионального будущего, отражающие характер и степень открытости студентов собственным изменениям, социальному миру и миру культуры (профессиональные знания) в процессе вузовского обучения. Раскрыто содержание эмоционального и деятельностного компонентов образа профессионального будущего с учетом этапов профессионального развития и психологической готовности к профессиональной деятельности. Выявлены значимые профессиональные качества, качества-ресурсы и качества-потенциалы в личностно-профессиональном становлении студентов, специфичные для респондентов каждого курса. Полученные данные определяют соответствующие задачи психолого-образовательного сопровождения личностно-профессионального развития студентов с учетом этапов профессионального становления.
Список литературы
1. Абульханова К. А., Березина Т. Н. Время личности и время жизни. СПб.: Алетейя, 2001. 304 с.
2. Выготский Л. С. История развития психических функций // Собр. соч.: в 6 т. М.: Наука, 1982. Т. 3. С. 7-314.
3. Леонтьев Д. А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. № 1. Т. 21. С. 15-25.
4. Леонтьев Д. А., Шелобанова Е. В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 57-65.
5. Петровский В. А. Личность в психологии: парадигма субъектности. Ростов-на-Дону, 1996. 200 с.
6. Братусь Б. С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997. № 5. С. 3-19.
7. Быкова Е. Б. Образ будущего в картине мира и Я-концепция личности: автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2003. 23 с.
8. Головаха Е. И., Кроник А. А. Психологическое время личности. М.: Смысл, 2008. 267 с.
9. Нюттен Ж. Мотивация, действие и перспектива будущего. М.: Смысл, 2004. 608 с.
10. Алексеева Л. Ф., Шабаловская М. В. Связь характеристик ментальности с произвольной активностью личности в юношеском возрасте на начальном этапе профессионального становления // Российский научный журнал. 2011. № 1 (20). С. 102-108.
11. Бохан Т. Г., Козлова Н. В. Теоретическое осмысление возможностей психологической экспертизы инновационных процессов в образовании // Сибирский психологический журнал. 2003. Вып. 12. С. 126-129.
12. Войтюк Д. К. Влияние рефлексии на формирование психологической готовности к профессиональной деятельности: дис. ... канд. пси-хол. наук. Новосибирск, 2004.
13. Деркач A. A. Акмеологические основы развития профессионализма. М.: Изд-во Моск. психолого-социального института; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. 752 с.
14. Зинченко В. П. Образ и деятельность. М.: ИПП; Воронеж: МОДЭК, 1997. 608 с.
15. Климов Е. А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 223 с.
16. Кунц Л. И. Профессиональная направленность как фактор формирования образа будущей профессиональной деятельности личности: на материале студентов-психологов: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Новосибирск, 2005. 24 с.
17. Любимова Г. Ю. «Внутренняя картина» процесса профессионального становления психологов // Вестник МГУ. 2001. № 4. С. 48-56.
18. Петрова В. Н. Коммуникативная природа образа будущего. Томск: ТМЛ-Пресс, 2010. 210 с.
19. Поддубная Т. К. Становление целостности образа «Я» личности в процессе профессионализации в вузе // Журнал прикладной психологии. 2004. № 4-5. С. 11-20.
20. Прусова Э. В. Проблема взаимосвязи образа будущего личности с удовлетворенностью профессиональным выбором в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 24 с.
21. Жигинас Н. В. Кризис идентичности студентов в свете проблемы психического здоровья // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 4 (82). С. 61-65.
22. Жигинас Н. В., Сидоренко Ю. В. Профессионализация и стабилизация психического здоровья выпускников педагогического вуза как основа интеграции качественного образования на современном этапе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 2 (80). С. 128-131.
Бохан Т. Г, доктор психологических наук, профессор.
Национальный исследовательский Томский государственный университет.
Пр. Ленина, 36, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Алексеева Л. Ф., доктор психологических наук, зав. кафедрой.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2, г. Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Шабаловская М. В., кандидат психологических наук, ассистент.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Морева С. А., ст. преподаватель.
Сибирский государственный медицинский университет.
Московский тракт, 2, Томск, Россия, 634050.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 02.04.2013.
T. G. Bokhan, L. F. Alekseeva, M. V Shabalovskaya, S. A. Moreva
STRUCTURAL AND SUBSTANTIAL CHARACTERISTICS OF THE IMAGE OF THE PROFESSIONAL FUTURE AND THEIR DINAMICS AT STAGES OF PROFESSIONAL EDUCATION OF MEDICINE STUDENTS
The results of research of structural and substantial characteristics of the image of the professional future are presented in the article. There are defined specific features for each stage of higher school education (1 course, the 3rd course, the 6th course) dominating notion categories in the image of the professional future. It shows the transformation of the content of the image of the professional future of students in the higher school training. It disclosed the content of the activity and emotional components of the image of the professional future of students, taking into account the stages of professional development. It defines significant professional quality, resources and potentials in personal and professional development of students, specific to the respondents for each course.
Key words: image of the professional future, emotional and activity components of the image of the professional future, meaning forming motives, professional qualities, medicine students.
Bokhan T. G.
National Research Tomsk State University.
Pr. Lenina, 36, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Alekseeva L. F.
Siberian State Medical University.
Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Shabalovskaya M. V.
Siberian State Medical University.
Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]
Moreva S. A.
Siberian State Medical University.
Moskovskiy trakt, 2, Tomsk, Russia, 634050.
E-mail: [email protected]