Научная статья на тему 'Образ профессионального будущего у студентов на «Кризисных» этапах обучения в вузе'

Образ профессионального будущего у студентов на «Кризисных» этапах обучения в вузе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1106
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО БУДУЩЕГО / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ СТУДЕНТА / КРИЗИСНЫЕ ПЕРИОДЫ / ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ / САМОРЕАЛИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / MEDICAL STUDENTS / IMAGE OF THE FUTURE / PSYCHOLOGICAL READINESS / EDUCATION STAGES / CRISIS PERIODS / PERSONAL AND PROFESSIONAL FORMATION / SELF-REALIZATION / INNOVATIVE ACTIVITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Языков Константин Геннадьевич, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

Эмпирическая основа статьи – материалы проведенного кафедрой общей и дифференциальной психологии Сибирского государственного медицинского университета исследования содержательных и динамических аспектов образа профессионального будущего студентов, определяющих их психологическую готовность к профессиональному становлению на «кризисных» этапах высшего медицинского образования в условиях современной социальной ситуации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бохан Татьяна Геннадьевна, Алексеева Людмила Фоминична, Языков Константин Геннадьевич, Шабаловская Марина Владимировна, Морева Светлана Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE OF PROFESSIONAL FUTURE IN CRISIS STAGES OF TRAINING

The article presents the results of the survey carried out by the chair of the general and differential psychology of the Siberian State Medical University. The aim of the survey was to reveal the substantial and dynamic aspects of an image of professional future of medical students and to define their psychological readiness for professional formation at «crisis» stages of education process. The analysis of the specific features of the meaning content of the professional future image shows its complication and transformation from junior to senior courses, which is the evidence of the dynamics of personal and professional formation of students.

Текст научной работы на тему «Образ профессионального будущего у студентов на «Кризисных» этапах обучения в вузе»

6. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Готовность

преподавателей высшей школы к реализации компетентностно-ориентирован-ных стандартов // Преподаватель. XXI век. 2012. № 2. С. 7-13

7. Официальный сайт Министерства образо-

вания и науки РФ. URL: http:// www.ed.gov.ru

8. Аспирантура как образовательная про-

грамма (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 137-158.

9. Красинская Л.Ф. Готовность преподава-

телей к инновационным преобразованиям высшей школы // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 132-137.

Т.Г. БОХАН, профессор Л. Ф. АЛЕКСЕЕВА, профессор К.Г. ЯЗЫКОВ, профессор М.В. ШАБАЛОВСКАЯ, доцент С.А. МОРЕВА, ст. преподаватель Сибирский государственный медицинский университет

Образ

профессионального будущего у студентов на «кризисных» этапах обучения в вузе*

Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного кафедрой общей и дифференциальной психологии Сибирского государственного медицинского университета исследования содержательных и динамических аспектов образа профессионального будущего студентов, определяющих их психологическую готовность к профессиональному становлению на «кризисных » этапах высшего медицинского образования в условиях современной социальной ситуации.

Ключевые слова: образ профессионального будущего, психологическая готовность студента, кризисные периоды, личностно-профессиональное становление, самореализация, инновационная активность

Стратегический курс России на инновационное развитие предполагает не только производство новых продуктов, но и прежде всего наличие людей, которые способны осуществлять инновационную деятельность. О важности развития инновационных инициатив в социальной сфере, в частности в здравоохранении, говорится в Посланиях и Указах Президента РФ и постановлениях правительства РФ. Учитывая данную стратегическую линию, Сибирский государственный медицинский университет разработал одобренную Правительством РФ технологическую платформу «Медицина Будущего », реализация которой во многом будет осуществляться молодыми профессиональными кадрами [1].

Система подготовки к врачебной про-

фессии имеет глубокие исторические корни, при этом в любую эпоху отмечалась важность не только приобретения врачом профессиональных знаний и умений, но и развития его личностных качеств, формирования его морально-нравственного облика [2-4]. В современной психологической науке конструктом, обозначающим направленность развития человека, признается образ будущего [5; 6]. В литературе он трактуется как результат внутренней проективной деятельности человека, в котором отражаются возможности, жизненные стремления, ценностные ориентации человека, перспективы его развития и самореализации [7-11].

Специальныхисследований, посвященных собственно образу профессионально-

Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ 06-220, № 12-16-70000.

го будущего, относительно немного. Категория «образ профессионального будущего» затрагивалась в работах, посвященных профессиональному становлению (выбору профессии, профессиональному самоопределению), профессиональному развитию, профессиональному самосознанию, профессиональной Я-концепции [2; 3; 9; 10; 12]. Как показывает анализ литературы, практически не изученными остаются особенности образа профессионального будущего, отражающие процесс личностнопрофессионального становления студентов медицинского вуза. В связи с этим появляется потребность в выявлении содержательных и динамических аспектов образа профессионального будущего как показателя и детерминанты личностно-профессионального становления студентов в современных условиях развития высшего медицинского образования. Необходимость в получении новых научных данных определяется задачами профилактики социальнопсихологической дезадаптации студентов на «критических» этапах обучения, актуализации интеллектуального и творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки.

Материал и методы. В данной статье представлен анализ динамических и содержательных особенностей образа профессионального будущего студентов, выявленных на «кризисных» этапах обучения в вузе. В исследовании принимали участие 305 человек: 80 студентов первого курса; 140 - третьего и 85 - шестого курса лечебного факультета специальности «Лечебное дело » СибГМУ. На этих курсах студенты находятся на этапе смены образа жизни, его переосмысления, что квалифицируется в психологической литературе как кризисный, критический этап [2; 12]. В качестве метода исследования использован контент-анализ сочинений студентов на тему «Как я вижу свое профессиональное будущее». Он позволяет выявить те смысловые категории, которые актуальны для респон-

дентов в контексте представлений о своем профессиональном будущем. Статистическая обработка данных произведена с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 9.0 методом частотного анализа, сравнительного анализа с использованием ^критерия Стьюдента для биноминальных выборок (двусторонний критерий).

Результаты. В образе профессионального будущего респондентов 1-го курса (26%) доминирует смысловая категория «Помощь людям ». Студенты осознают и личностно принимают свою профессиональную миссию как помощь пациентам (забота об их здоровье, желание лечить, проявлять доброе, честное, порядочное отношение к ним, относиться с вниманием и сопереживанием к больным). Категория «Место работы », как наиболее часто указываемая студентами первого курса (26%), отражает их желание работать в определенных условиях (кабинет, клиника, отделение, центр, частная клиника, университет; в родном городе, республике, за границей). Часто встречается стремление организовать собственное дело, основным мотивом для этого является желание решать те актуальные социальные проблемы, которые студенты наблюдают в обществе; их собственные инициативы являются предложениями по вкладу в их разрешение. Желание работать за границей студенты связывают с возможностью получить хорошую практику и опыт, с материальной обеспеченностью, мечтой о путешествиях.

К часто встречаемым (18,5%) относится категория «Выбор специальности». Студенты первого курса ставят себе в качестве задачи определиться со специальностью и рассуждают о том, что для этого нужно. Также студенты указывают, что выбор специальности и, соответственно, их профессиональное будущее меняются из-за многочисленных реформ (нестабильности) системы здравоохранения и образования. Существуют варианты, когда уверенно и

точно специальность еще не выбрана, но есть общее о ней представление; осуществляется пересмотр специальности, которая планировалась при поступлении, так как романтический настрой сменяется реальными знаниями и оценкой своих интересов и возможностей. Среди первокурсников есть те, кто уже определился и выражает желание стать специалистом в определенной области (14,5%).

Высокое (18%) место в списке смысловых категорий приходится на стремление стать «высококвалифицированным специалистом», что связано с профессиональным развитием, повышением профессиональной компетентности, эффективностью профессиональной деятельности.

В высказываниях студентов первого курса (17%) выделена смысловая категория «Семья». В выборе значимых для себя качеств, в отношении к работе, к людям, к своей настоящей и будущей деятельности они ориентируются на ценности своей семьи. В то же время в своих высказываниях они выражают любовь, заботу, беспокойство за своих родных, за их здоровье, желание сделать их счастливыми. Вероятно, для первокурсников эмоциональная связь с родителями в своем профессиональном становлении и личной жизни остается весьма значимой.

Категория «Пациенты» в образе профессионального будущего первокурсников (16%) свидетельствует о том, что они желают быть востребованными врачами, иметь с больными доброжелательные отношения, лечить и помогать морально, заботиться о них и любить их; при этом студенты понимают, что важно не только сочувствовать пациентам, но и оказывать им эффективную врачебную помощь.

Достаточно часто (15%) встречаются высказывания относительно «коллег». В профессиональном образе мира студентов 1-го курса коллеги выступают: фактором, создающим благоприятную дружескую и эмоциональную атмосферу для работы;

единомышленниками в реализации идей и планов; авторитетными, более опытными и компетентными сотрудниками, готовыми корректно оказать профессиональную поддержку, передать свой опыт, разделить ответственность; важной референтной группой, оценивающей достижения и признание.

Представляя свой образ профессионального будущего, студенты характеризуют профессию врача как тяжелую, трудную, благородную, актуальную, достойную уважения, высокоинтеллектуальную. При этом они выказывают свою готовность преодолевать профессиональные трудности. Отдельные студенты говорят о неопределенности будущего из-за неуверенности в возможности закончить вуз; сомневаются в своем профессиональном выборе, в том, что будут работать врачами. Среди студентов первого курса есть те, кто стремится реализовать себя в будущем как лидеры, руководители, организаторы в системе здравоохранения, выражают карьерные амбиции (5%).

У студентов 3-го курса образ профессионального будущего больше сконцентрирован на настоящем, когда происходит внутренняя работа, рефлексируется удовлетворенность выбором профессионального профиля, процессом обучения в контексте своего прошлого, настоящего и будущего (34%). Ответственная и реалистичная позиция в отношении профессионального выбора прослеживается в рассуждениях о мотивах поступления в медицинский вуз, об их позитивной трансформации в процессе обучения, о тех реальных трудностях, которые возникают, и их преодолении, а также о великой миссии врачевания. Более трети респондентов свое профессиональное будущее связывают с помощью людям, что указывает на их альтруистическую ценностную направленность как духовное основание их профессионального становления. Наблюдается трансспективная связь в ценностно-смысловых и деятельностных

характеристиках образа профессионального будущего. Студенты указывают на желание стать врачом с детства, приводят примеры собственной деятельности, связанной с врачеванием, с учебными предметами, подготовкой к вступительным экзаменам, аргументируют свой выбор рассуждениями о профессии врача как сложной, ответственной, интересной и нужной людям. Респонденты соотносят свои ожидания с той учебной действительностью, в которой они пребывают в настоящее время, отмечая удовлетворенность учебой, вузом, а также конкретизируя предметы, виды деятельности, трудности и способы их преодоления, утверждаясь в правильности сделанного профессионального выбора. В то же время есть незначительная группа студентов (9%), которые сомневаются в возможности собственной реализации в медицинской сфере, выражают готовность к получению второго диплома о высшем образовании.

В числе «минусов », которые вызывают у студентов сомнения в их профессиональном будущем, называли «низкую заработную плату», «отношение государства к врачам», «проблемное трудоустройство», «нехваткувремени на личную жизнь», «высокую сложность и ответственность за пациента». С переживанием этих профессиональных «минусов», вероятно, связаны высказывания, относимые к смысловой категории «Социальная позиция в отношении медицины и учебного процесса». Так, студенты не удовлетворены тем, что «в России медицина не стоит на первом месте », «врачи получают очень мало» (20%). Некоторые респонденты пытаются сформулировать предложения, позволяющие улучшить, по их мнению, положение дел: «поменять систему здравоохранения», «поменять систему обучения, добавив больше практики», «изменить отношение государства к медицине», «изменить отношение пациентов к врачам».

О том, что у студентов идет проверка

верности их профессионального самоопределения, процесс выбора своей специальности, могут свидетельствовать такие выделенные в высказываниях смысловые категории, как «Характеристики профессии врача», «Мотивы выбора профессионального образования», «Качества». Некоторая неопределенность и неуверенность в своем профессиональном будущем, на наш взгляд, проявляется в том, что студенты в описании своего профессионального будущего диссоциируют профессиональную деятельность, представляя не себя, а характеристики врачебной деятельности как закрепившиеся социальные стереотипы (21%). Основные мотивы выбора профессии врача и конкретной специальности, которые представлены в высказываниях студентов (16,5%), - это желание самореализации во врачебной деятельности, идентификация с авторитетными профессионалами, интерес к дисциплинам и успехи в учебном процессе, которые учитываются при поступлении. Мотив самореализации представлен наличием мечты и цели помощи людям, что требует специального медицинского образования.

Наиболее часто встречаемой категорией, отражающей представления респондентов 6-го курса о своем профессиональном будущем, является «Место работы». Вероятно, это является для них (40%) гарантом наличия работы. В качестве будущего места работы респонденты видят: престижные медицинские центры и образовательные учреждения, медицинские учреждения, оснащенные современным оборудованием, важным элементом считают эмоционально комфортные условия; также имеется и негативный образ места работы.

Далее по частоте встречаемости выделяются такие категории, как «Желание лечить, помогать людям» и «Стать высококвалифицированным специалистом». Практически каждый третий выпускник видит себя в своем профессиональном будущем не только специалистом, выполня-

ющим свои функции, но прежде всего -профессионалом высокой квалификации, что отражает стремление к профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту и достижению качественных результатов в своей профессиональной деятельности. Многим выпускникам (23,5%) важна «положительная внешняя оценка профессиональной деятельности », признание со стороны пациентов, общества. Эти данные могут свидетельствовать о желании не просто выполнять врачебные функции, но быть результативным в выполнении своей работы; респонденты небезразличны к результатам своей врачебной деятельности и их оценке со стороны.

Достаточно часто (28%) выказывается стремление иметь «достойную заработную плату», «быть материально защищенным». Содержание категории «Достойная заработная плата» согласуется с содержанием категории «Социальный протест», когда выпускники выражают свое недовольство состоянием системы здравоохранения, социальным и материальным статусом врачей, плохой материально-технической базой медучреждений, а также высказывают свои пожелания в отношении позитивных изменений в медицине будущего (7%).

Содержание высказываний применительно к категории «Высококвалифицированный специалист» указывает на то, что многим выпускникам (30,5%) не только важно работать по специальности, но и необходимо наличие таких знаний и умений, которые подтверждали бы их высокую квалификацию, профессиональные достижения во врачебном деле. Однако выраженность и содержание категории «Виды деятельности», «Определенность в специальности », «Наука » могут свидетельствовать о том, что у респондентов достаточно ограниченные представления о видахих профессиональной деятельности, о конкретных специальностях и научных областях медицины, что, в свою очередь, может отражать

расхождения между их образом мира и их образом жизни.

Лишь 12% респондентов в своем профессиональном будущем видят себя исполняющими конкретные виды медицинской деятельности, что указывает на определенную психологическую готовность к повседневной деятельности медицинского работника, то есть к такой, которая позволит реализовать желание стать высококвалифицированным, уважаемым и эффективным специалистом. В определенной степени можно говорить о психологической готовности к профессиональной самореализации в отношении респондентов (25%), которые определились с выбором конкретной специальности и желают работать по ней; научные знания и практика врачевания в этой области вызывают у них интерес и желание помогать людям.

Для респондентов в их профессиональном будущем важны благоприятная атмосфера в рабочем коллективе, комфортные, дружеские отношения с сослуживцами, профессиональная поддержка и ориентир на мастерство более опытных коллег, к которым можно обратиться с профессиональными вопросами и затруднениями. 15% респондентов выражают амбиции в отношении своего карьерного роста. Они ориентированы на то, чтобы стать «главным врачом», «заведующим клиникой», «заведующим отделением», «профессором», а также сделать карьеру за границей. Среди выпускников 12% стремятся к реализации инновационной активности в медицинской деятельности. Для 18% выпускников моральное и эмоциональное удовлетворение связано с будущей профессиональной деятельностью.

С целью выявления у студентов динамики усложнения содержания образа профессионального будущего на «кризисных этапах обучения» был проведен сравнительный анализ, который выявил следующие статистически значимые различия. В группе студентов 1-го курса по сравнению

со студентами 3-го курса достоверно чаще встречаются в образе профессионального будущего смысловые категории «Ближние цели», «Пациенты», «Коллеги», «Семья, забота о родных». У студентов 3-го курса по сравнению со студентами 1-го курса образ профессионального будущего достоверно чаще наполнен смысловыми категориями «Определенность в специальности», «Связь прошлого, настоящего и будущего», «Характеристики профессии врача», «Трудности и их преодоление», «Внешняя оценка, признание со стороны». В образе профессионального будущего студентов 6го курса достоверно чаще по сравнению со студентами 1-го курса встречаются смысловые категории «Место работы», «Высококвалифицированный специалист», «Профессиональное развитие», «Карьерный рост», «Внешняя оценка, признание со стороны», «Эмоциональное и моральное удовлетворение ». По сравнению со студентами 3-го курса у шестикурсников более значимыми категориями являются «Семья, забота о родных», «Коллеги», «Профессиональное развитие», «Эмоциональное и моральное удовлетворение».

Обсуждение. Выявленные смысловые категории, характеризующие содержание образа профессионального будущего, указывают на наличие определенных тенденций в динамике этапов профессионального становления у студентов специальности «Лечебное дело ». Общей доминирующей тенденцией является то, что многие студенты 1-го, 3-го и 6-го курсов понимают и принимают основную миссию медицинского работника. Об этом свидетельствуют следующие высказывания: «Моя цель - помогать людям», «Всегда стараться помочь пациентам», «Главное - это спасти жизнь человека», «Ко мне, как к высококвалифицированному специалисту, обращаются за помощью люди, независимо от того, что их беспокоит », «Помогать людям и делать это бескорыстно». В описаниях профессионального будущего акцент чаще делается

на внешних условиях профессиональной деятельности, нежели на ее содержании, способах и сферах личностной реализации, что может свидетельствовать о преобладании внешней мотивации, экстернальной позиции некоторых студентов. Независимо от курса многие респонденты понимают специфичность своей будущей профессии, осознают необходимость наличия особых качеств (интеллектуальных, социальных, личностных, деятельностных) и стараются их развивать. Для большинства характерно стремление стать высококвалифицированным специалистом, труд которого результативен для пациентов и высоко оценен ими. В образе профессионального будущего нередко содержатся переживания, связанные с препятствиями профессионального становления, с финансовыми трудностями по оплате обучения, присутствуют сомнения в верности выбора специальности, негативные представления о современном состоянии медицинской науки и практики здравоохранения.

Полученные статистические различия в частоте встречаемости смысловых категорий у респондентов сравниваемых курсов указывают на специфичность значимых смыслов в образе профессионального будущего, отражающую динамику его становления у студентов в процессе обучения в вузе. Для студентов 1-го курса, по сравнению с респондентами других курсов, в образе профессионального будущего наиболее значимы ближние цели, связанные с их профессиональным обучением, ценности родительской семьи, на основании которых возникают смыслы, определяющие образ жизни студентов в настоящем, их ценностные ориентиры на будущее и взаимоотношения с коллегами.

У респондентов 3-го курса, по сравнению с первокурсниками, новым смыслом становится потребность в рефлексии своего настоящего, которая разворачивается как сверка своих прошлых представлений, ориентиров в выборе профессии и вуза с

реальной действительностью (оценкой своих возможностей, своих учебных и профессиональных задач и условий их реализации), с личностным принятием/ непринятием своего профессионального предназначения, с пониманием собственного вклада в настоящем для становления себя как «высококвалифицированного специалиста» в будущем, с оценкой состояния медицинской науки,образования и практики. Значимыми смыслами являются переживание трудностей обучения и профессии, задачи и способы их преодоления. Возникает большее осознание специфики профессии врача во всех ее проявлениях и переживание ответственности за результаты собственной врачебной деятельности, желание оказывать действенную, эффективную врачебную помощь, которая может быть положительно оценена со стороны пациентов, коллег.

В образе профессионального будущего студентов 6-го курса наиболее значимым смыслом, по сравнению с респондентами других курсов, является место работы, что обусловлено задачами трудоустройства, желанием приобретать опыт современной и квалифицированной медицинской помощи, чувствовать себя более уверенно в своей деятельности. Важной для многих из них является возможность иметь эмоциональную и профессиональную поддержку со стороны опытных коллег, быть финансово и социально защищенным. Среди выпускников чаще встречаются студенты с профессиональными амбициями, ориентированные на карьерный рост и устройство собственной семейной жизни, которую они считают неотделимой от профессиональной самореализации.

Полученные нами результаты согласуются с имеющимися в литературе данными о кризисности рассматриваемых этапов профессионального развития студентов в процессе обучения [1; 2; 10]. Они раскрывают смысловое пространство образа профессионального будущего как детерминан-

ты профессионально-личностного становления студентов медицинского вуза и показывают его трансформацию от младших курсов к старшим. Анализ специфики смыслового пространства образа профессионального будущего на разных этапах обучения позволяет заметить его закономерное усложнение к выпускному курсу, свидетельствующее о динамике личностнопрофессионального становления студентов. Для подтверждения установленных закономерностей требуется лонгитюд-ное исследование, которое даст возможность зафиксировать эти ценностно-смысловые трансформации как точки профессионального становления в ходе образовательного процесса в вузе.

Литература

1. ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава, Технологи-

ческая платформа «Медицина будущего», Vision Document. Томск, 2010. 55 с.

2. Денисова О.В. Становление профессио-

нальной идентичности студента-медика в образовательном процессе ВУЗа: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Уфа: Крокус, 2008. 26 с.

3. Корзунин В.А. Комплексы основных про-

фессионально важных качеств врачей различных специальностей // Вестник Балтийской педагогической академии. 2000. Вып. 34. С. 71-82.

4. Присяжнюк Д.И. Трансформация профес-

сии врача в условиях реформы здравоохранения: Автореф. дисс. . канд. соци-ол. наук: 22.00.04. М., 2012. 26 с.

5. Выготский Л.С. Развитие высших психи-

ческих функций // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 7-314.

6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.

Личность. М.: Академия, 2004. 345 с.

7. Березина Т.Н. Пространственно-времен-

ные особенности внутреннего мира личности: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук: 19.00.01. М.: МПСИ, 2003. 382 с.

8. Бохан Т.Г., Галажинский Э.В. Простран-

ственно-временные параметры самореализации молодежи народов Сибири //

Сибирский психологический журнал. 2008. Вып. 28. С. 75-81.

9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных

профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.

10. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. Т. 22. № 1. С. 57-66.

11. Бохан Т.Г., Баланев Д.Ю., Мацута В.В., Щёткина Н.Н., Таскина И.А., Фрокол

А.С. Личностная готовность к инновационному поведению молодежи народов Сибири // Вестник ТГУ. 2011. № 348. С. 110-114.

12. Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В. Связь характеристик ментальности с произвольной активностью личности в юношеском возрасте на начальном этапе профессионального становления // Российский научный журнал. 2011. Вып. 20. № 1. С. 102-108.

Д.В. ШМУРАТКО, канд. истор. наук

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Участие студентов в фундаментальных научных исследованиях

В статье рассматриваются организационные, методические и юридические особенности участия студентов в фундаментальных научных исследованиях. Проводится анализ видов научно-исследовательских работ, к выполнению которых привлекаются студенты. Рассматривается публикационная активность студентов в ведущих пермских научных журналах за 2011 г.

Ключевые слова: студенческая наука, договор на проведение научно-исследовательских работ, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Программа стратегического развития, фундаментальные научные исследования

Необходимо сразу оговориться, что в данной статье речь пойдет не о «студенческой науке» в чистом виде; под последней обычно понимают учебно-исследовательскую деятельность студентов, включающую в себя написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Результаты подобного рода творчества студенты могут презентовать на различного уровня конференциях, имеющих в своих названиях обязательное уточнение -«студенческая». Уже состоявшиеся исследователи на таких мероприятиях, как правило, не появляются, а если и участвуют, то обычно не на равных с основной массой выступающих, а в качестве пленарных докладчиков либо почетных гостей. От студенческих конференций не ждут сенсационных открытий и ошеломляющих выводов.

Однако есть ли у студентов возможность подключиться к «реальному» научному поиску, вступить в диалог со взрослыми коллегами на равных? В предложенной статье речь пойдет об участии студентов в фундаментальных научных исследованиях, результаты которых выходят далеко за рамки студенческих учебно-исследовательских работ.

С 2012 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализовывается Программа стратегического развития. Одним из пунктов этой программы является модернизация научноисследовательского процесса в университете [1]. Для реализации этой задачи в мае - июне 2012 г. на конкурсной основе были отобраны 32 научных проекта. Важным условием поддержки проектов стало обяза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.