6. Серякова С.Б., Красинская Л.Ф. Готовность
преподавателей высшей школы к реализации компетентностно-ориентирован-ных стандартов // Преподаватель. XXI век. 2012. № 2. С. 7-13
7. Официальный сайт Министерства образо-
вания и науки РФ. URL: http:// www.ed.gov.ru
8. Аспирантура как образовательная про-
грамма (круглый стол) // Высшее образование в России. 2013. № 6. С. 137-158.
9. Красинская Л.Ф. Готовность преподава-
телей к инновационным преобразованиям высшей школы // Высшее образование в России. 2010. № 6. С. 132-137.
Т.Г. БОХАН, профессор Л. Ф. АЛЕКСЕЕВА, профессор К.Г. ЯЗЫКОВ, профессор М.В. ШАБАЛОВСКАЯ, доцент С.А. МОРЕВА, ст. преподаватель Сибирский государственный медицинский университет
Образ
профессионального будущего у студентов на «кризисных» этапах обучения в вузе*
Эмпирическая основа статьи - материалы проведенного кафедрой общей и дифференциальной психологии Сибирского государственного медицинского университета исследования содержательных и динамических аспектов образа профессионального будущего студентов, определяющих их психологическую готовность к профессиональному становлению на «кризисных » этапах высшего медицинского образования в условиях современной социальной ситуации.
Ключевые слова: образ профессионального будущего, психологическая готовность студента, кризисные периоды, личностно-профессиональное становление, самореализация, инновационная активность
Стратегический курс России на инновационное развитие предполагает не только производство новых продуктов, но и прежде всего наличие людей, которые способны осуществлять инновационную деятельность. О важности развития инновационных инициатив в социальной сфере, в частности в здравоохранении, говорится в Посланиях и Указах Президента РФ и постановлениях правительства РФ. Учитывая данную стратегическую линию, Сибирский государственный медицинский университет разработал одобренную Правительством РФ технологическую платформу «Медицина Будущего », реализация которой во многом будет осуществляться молодыми профессиональными кадрами [1].
Система подготовки к врачебной про-
фессии имеет глубокие исторические корни, при этом в любую эпоху отмечалась важность не только приобретения врачом профессиональных знаний и умений, но и развития его личностных качеств, формирования его морально-нравственного облика [2-4]. В современной психологической науке конструктом, обозначающим направленность развития человека, признается образ будущего [5; 6]. В литературе он трактуется как результат внутренней проективной деятельности человека, в котором отражаются возможности, жизненные стремления, ценностные ориентации человека, перспективы его развития и самореализации [7-11].
Специальныхисследований, посвященных собственно образу профессионально-
Исследование выполнено в рамках проекта РГНФ 06-220, № 12-16-70000.
го будущего, относительно немного. Категория «образ профессионального будущего» затрагивалась в работах, посвященных профессиональному становлению (выбору профессии, профессиональному самоопределению), профессиональному развитию, профессиональному самосознанию, профессиональной Я-концепции [2; 3; 9; 10; 12]. Как показывает анализ литературы, практически не изученными остаются особенности образа профессионального будущего, отражающие процесс личностнопрофессионального становления студентов медицинского вуза. В связи с этим появляется потребность в выявлении содержательных и динамических аспектов образа профессионального будущего как показателя и детерминанты личностно-профессионального становления студентов в современных условиях развития высшего медицинского образования. Необходимость в получении новых научных данных определяется задачами профилактики социальнопсихологической дезадаптации студентов на «критических» этапах обучения, актуализации интеллектуального и творческого потенциала студентов в процессе профессиональной подготовки.
Материал и методы. В данной статье представлен анализ динамических и содержательных особенностей образа профессионального будущего студентов, выявленных на «кризисных» этапах обучения в вузе. В исследовании принимали участие 305 человек: 80 студентов первого курса; 140 - третьего и 85 - шестого курса лечебного факультета специальности «Лечебное дело » СибГМУ. На этих курсах студенты находятся на этапе смены образа жизни, его переосмысления, что квалифицируется в психологической литературе как кризисный, критический этап [2; 12]. В качестве метода исследования использован контент-анализ сочинений студентов на тему «Как я вижу свое профессиональное будущее». Он позволяет выявить те смысловые категории, которые актуальны для респон-
дентов в контексте представлений о своем профессиональном будущем. Статистическая обработка данных произведена с помощью пакета прикладных программ STATISTICA 9.0 методом частотного анализа, сравнительного анализа с использованием ^критерия Стьюдента для биноминальных выборок (двусторонний критерий).
Результаты. В образе профессионального будущего респондентов 1-го курса (26%) доминирует смысловая категория «Помощь людям ». Студенты осознают и личностно принимают свою профессиональную миссию как помощь пациентам (забота об их здоровье, желание лечить, проявлять доброе, честное, порядочное отношение к ним, относиться с вниманием и сопереживанием к больным). Категория «Место работы », как наиболее часто указываемая студентами первого курса (26%), отражает их желание работать в определенных условиях (кабинет, клиника, отделение, центр, частная клиника, университет; в родном городе, республике, за границей). Часто встречается стремление организовать собственное дело, основным мотивом для этого является желание решать те актуальные социальные проблемы, которые студенты наблюдают в обществе; их собственные инициативы являются предложениями по вкладу в их разрешение. Желание работать за границей студенты связывают с возможностью получить хорошую практику и опыт, с материальной обеспеченностью, мечтой о путешествиях.
К часто встречаемым (18,5%) относится категория «Выбор специальности». Студенты первого курса ставят себе в качестве задачи определиться со специальностью и рассуждают о том, что для этого нужно. Также студенты указывают, что выбор специальности и, соответственно, их профессиональное будущее меняются из-за многочисленных реформ (нестабильности) системы здравоохранения и образования. Существуют варианты, когда уверенно и
точно специальность еще не выбрана, но есть общее о ней представление; осуществляется пересмотр специальности, которая планировалась при поступлении, так как романтический настрой сменяется реальными знаниями и оценкой своих интересов и возможностей. Среди первокурсников есть те, кто уже определился и выражает желание стать специалистом в определенной области (14,5%).
Высокое (18%) место в списке смысловых категорий приходится на стремление стать «высококвалифицированным специалистом», что связано с профессиональным развитием, повышением профессиональной компетентности, эффективностью профессиональной деятельности.
В высказываниях студентов первого курса (17%) выделена смысловая категория «Семья». В выборе значимых для себя качеств, в отношении к работе, к людям, к своей настоящей и будущей деятельности они ориентируются на ценности своей семьи. В то же время в своих высказываниях они выражают любовь, заботу, беспокойство за своих родных, за их здоровье, желание сделать их счастливыми. Вероятно, для первокурсников эмоциональная связь с родителями в своем профессиональном становлении и личной жизни остается весьма значимой.
Категория «Пациенты» в образе профессионального будущего первокурсников (16%) свидетельствует о том, что они желают быть востребованными врачами, иметь с больными доброжелательные отношения, лечить и помогать морально, заботиться о них и любить их; при этом студенты понимают, что важно не только сочувствовать пациентам, но и оказывать им эффективную врачебную помощь.
Достаточно часто (15%) встречаются высказывания относительно «коллег». В профессиональном образе мира студентов 1-го курса коллеги выступают: фактором, создающим благоприятную дружескую и эмоциональную атмосферу для работы;
единомышленниками в реализации идей и планов; авторитетными, более опытными и компетентными сотрудниками, готовыми корректно оказать профессиональную поддержку, передать свой опыт, разделить ответственность; важной референтной группой, оценивающей достижения и признание.
Представляя свой образ профессионального будущего, студенты характеризуют профессию врача как тяжелую, трудную, благородную, актуальную, достойную уважения, высокоинтеллектуальную. При этом они выказывают свою готовность преодолевать профессиональные трудности. Отдельные студенты говорят о неопределенности будущего из-за неуверенности в возможности закончить вуз; сомневаются в своем профессиональном выборе, в том, что будут работать врачами. Среди студентов первого курса есть те, кто стремится реализовать себя в будущем как лидеры, руководители, организаторы в системе здравоохранения, выражают карьерные амбиции (5%).
У студентов 3-го курса образ профессионального будущего больше сконцентрирован на настоящем, когда происходит внутренняя работа, рефлексируется удовлетворенность выбором профессионального профиля, процессом обучения в контексте своего прошлого, настоящего и будущего (34%). Ответственная и реалистичная позиция в отношении профессионального выбора прослеживается в рассуждениях о мотивах поступления в медицинский вуз, об их позитивной трансформации в процессе обучения, о тех реальных трудностях, которые возникают, и их преодолении, а также о великой миссии врачевания. Более трети респондентов свое профессиональное будущее связывают с помощью людям, что указывает на их альтруистическую ценностную направленность как духовное основание их профессионального становления. Наблюдается трансспективная связь в ценностно-смысловых и деятельностных
характеристиках образа профессионального будущего. Студенты указывают на желание стать врачом с детства, приводят примеры собственной деятельности, связанной с врачеванием, с учебными предметами, подготовкой к вступительным экзаменам, аргументируют свой выбор рассуждениями о профессии врача как сложной, ответственной, интересной и нужной людям. Респонденты соотносят свои ожидания с той учебной действительностью, в которой они пребывают в настоящее время, отмечая удовлетворенность учебой, вузом, а также конкретизируя предметы, виды деятельности, трудности и способы их преодоления, утверждаясь в правильности сделанного профессионального выбора. В то же время есть незначительная группа студентов (9%), которые сомневаются в возможности собственной реализации в медицинской сфере, выражают готовность к получению второго диплома о высшем образовании.
В числе «минусов », которые вызывают у студентов сомнения в их профессиональном будущем, называли «низкую заработную плату», «отношение государства к врачам», «проблемное трудоустройство», «нехваткувремени на личную жизнь», «высокую сложность и ответственность за пациента». С переживанием этих профессиональных «минусов», вероятно, связаны высказывания, относимые к смысловой категории «Социальная позиция в отношении медицины и учебного процесса». Так, студенты не удовлетворены тем, что «в России медицина не стоит на первом месте », «врачи получают очень мало» (20%). Некоторые респонденты пытаются сформулировать предложения, позволяющие улучшить, по их мнению, положение дел: «поменять систему здравоохранения», «поменять систему обучения, добавив больше практики», «изменить отношение государства к медицине», «изменить отношение пациентов к врачам».
О том, что у студентов идет проверка
верности их профессионального самоопределения, процесс выбора своей специальности, могут свидетельствовать такие выделенные в высказываниях смысловые категории, как «Характеристики профессии врача», «Мотивы выбора профессионального образования», «Качества». Некоторая неопределенность и неуверенность в своем профессиональном будущем, на наш взгляд, проявляется в том, что студенты в описании своего профессионального будущего диссоциируют профессиональную деятельность, представляя не себя, а характеристики врачебной деятельности как закрепившиеся социальные стереотипы (21%). Основные мотивы выбора профессии врача и конкретной специальности, которые представлены в высказываниях студентов (16,5%), - это желание самореализации во врачебной деятельности, идентификация с авторитетными профессионалами, интерес к дисциплинам и успехи в учебном процессе, которые учитываются при поступлении. Мотив самореализации представлен наличием мечты и цели помощи людям, что требует специального медицинского образования.
Наиболее часто встречаемой категорией, отражающей представления респондентов 6-го курса о своем профессиональном будущем, является «Место работы». Вероятно, это является для них (40%) гарантом наличия работы. В качестве будущего места работы респонденты видят: престижные медицинские центры и образовательные учреждения, медицинские учреждения, оснащенные современным оборудованием, важным элементом считают эмоционально комфортные условия; также имеется и негативный образ места работы.
Далее по частоте встречаемости выделяются такие категории, как «Желание лечить, помогать людям» и «Стать высококвалифицированным специалистом». Практически каждый третий выпускник видит себя в своем профессиональном будущем не только специалистом, выполня-
ющим свои функции, но прежде всего -профессионалом высокой квалификации, что отражает стремление к профессиональному самосовершенствованию, профессиональному росту и достижению качественных результатов в своей профессиональной деятельности. Многим выпускникам (23,5%) важна «положительная внешняя оценка профессиональной деятельности », признание со стороны пациентов, общества. Эти данные могут свидетельствовать о желании не просто выполнять врачебные функции, но быть результативным в выполнении своей работы; респонденты небезразличны к результатам своей врачебной деятельности и их оценке со стороны.
Достаточно часто (28%) выказывается стремление иметь «достойную заработную плату», «быть материально защищенным». Содержание категории «Достойная заработная плата» согласуется с содержанием категории «Социальный протест», когда выпускники выражают свое недовольство состоянием системы здравоохранения, социальным и материальным статусом врачей, плохой материально-технической базой медучреждений, а также высказывают свои пожелания в отношении позитивных изменений в медицине будущего (7%).
Содержание высказываний применительно к категории «Высококвалифицированный специалист» указывает на то, что многим выпускникам (30,5%) не только важно работать по специальности, но и необходимо наличие таких знаний и умений, которые подтверждали бы их высокую квалификацию, профессиональные достижения во врачебном деле. Однако выраженность и содержание категории «Виды деятельности», «Определенность в специальности », «Наука » могут свидетельствовать о том, что у респондентов достаточно ограниченные представления о видахих профессиональной деятельности, о конкретных специальностях и научных областях медицины, что, в свою очередь, может отражать
расхождения между их образом мира и их образом жизни.
Лишь 12% респондентов в своем профессиональном будущем видят себя исполняющими конкретные виды медицинской деятельности, что указывает на определенную психологическую готовность к повседневной деятельности медицинского работника, то есть к такой, которая позволит реализовать желание стать высококвалифицированным, уважаемым и эффективным специалистом. В определенной степени можно говорить о психологической готовности к профессиональной самореализации в отношении респондентов (25%), которые определились с выбором конкретной специальности и желают работать по ней; научные знания и практика врачевания в этой области вызывают у них интерес и желание помогать людям.
Для респондентов в их профессиональном будущем важны благоприятная атмосфера в рабочем коллективе, комфортные, дружеские отношения с сослуживцами, профессиональная поддержка и ориентир на мастерство более опытных коллег, к которым можно обратиться с профессиональными вопросами и затруднениями. 15% респондентов выражают амбиции в отношении своего карьерного роста. Они ориентированы на то, чтобы стать «главным врачом», «заведующим клиникой», «заведующим отделением», «профессором», а также сделать карьеру за границей. Среди выпускников 12% стремятся к реализации инновационной активности в медицинской деятельности. Для 18% выпускников моральное и эмоциональное удовлетворение связано с будущей профессиональной деятельностью.
С целью выявления у студентов динамики усложнения содержания образа профессионального будущего на «кризисных этапах обучения» был проведен сравнительный анализ, который выявил следующие статистически значимые различия. В группе студентов 1-го курса по сравнению
со студентами 3-го курса достоверно чаще встречаются в образе профессионального будущего смысловые категории «Ближние цели», «Пациенты», «Коллеги», «Семья, забота о родных». У студентов 3-го курса по сравнению со студентами 1-го курса образ профессионального будущего достоверно чаще наполнен смысловыми категориями «Определенность в специальности», «Связь прошлого, настоящего и будущего», «Характеристики профессии врача», «Трудности и их преодоление», «Внешняя оценка, признание со стороны». В образе профессионального будущего студентов 6го курса достоверно чаще по сравнению со студентами 1-го курса встречаются смысловые категории «Место работы», «Высококвалифицированный специалист», «Профессиональное развитие», «Карьерный рост», «Внешняя оценка, признание со стороны», «Эмоциональное и моральное удовлетворение ». По сравнению со студентами 3-го курса у шестикурсников более значимыми категориями являются «Семья, забота о родных», «Коллеги», «Профессиональное развитие», «Эмоциональное и моральное удовлетворение».
Обсуждение. Выявленные смысловые категории, характеризующие содержание образа профессионального будущего, указывают на наличие определенных тенденций в динамике этапов профессионального становления у студентов специальности «Лечебное дело ». Общей доминирующей тенденцией является то, что многие студенты 1-го, 3-го и 6-го курсов понимают и принимают основную миссию медицинского работника. Об этом свидетельствуют следующие высказывания: «Моя цель - помогать людям», «Всегда стараться помочь пациентам», «Главное - это спасти жизнь человека», «Ко мне, как к высококвалифицированному специалисту, обращаются за помощью люди, независимо от того, что их беспокоит », «Помогать людям и делать это бескорыстно». В описаниях профессионального будущего акцент чаще делается
на внешних условиях профессиональной деятельности, нежели на ее содержании, способах и сферах личностной реализации, что может свидетельствовать о преобладании внешней мотивации, экстернальной позиции некоторых студентов. Независимо от курса многие респонденты понимают специфичность своей будущей профессии, осознают необходимость наличия особых качеств (интеллектуальных, социальных, личностных, деятельностных) и стараются их развивать. Для большинства характерно стремление стать высококвалифицированным специалистом, труд которого результативен для пациентов и высоко оценен ими. В образе профессионального будущего нередко содержатся переживания, связанные с препятствиями профессионального становления, с финансовыми трудностями по оплате обучения, присутствуют сомнения в верности выбора специальности, негативные представления о современном состоянии медицинской науки и практики здравоохранения.
Полученные статистические различия в частоте встречаемости смысловых категорий у респондентов сравниваемых курсов указывают на специфичность значимых смыслов в образе профессионального будущего, отражающую динамику его становления у студентов в процессе обучения в вузе. Для студентов 1-го курса, по сравнению с респондентами других курсов, в образе профессионального будущего наиболее значимы ближние цели, связанные с их профессиональным обучением, ценности родительской семьи, на основании которых возникают смыслы, определяющие образ жизни студентов в настоящем, их ценностные ориентиры на будущее и взаимоотношения с коллегами.
У респондентов 3-го курса, по сравнению с первокурсниками, новым смыслом становится потребность в рефлексии своего настоящего, которая разворачивается как сверка своих прошлых представлений, ориентиров в выборе профессии и вуза с
реальной действительностью (оценкой своих возможностей, своих учебных и профессиональных задач и условий их реализации), с личностным принятием/ непринятием своего профессионального предназначения, с пониманием собственного вклада в настоящем для становления себя как «высококвалифицированного специалиста» в будущем, с оценкой состояния медицинской науки,образования и практики. Значимыми смыслами являются переживание трудностей обучения и профессии, задачи и способы их преодоления. Возникает большее осознание специфики профессии врача во всех ее проявлениях и переживание ответственности за результаты собственной врачебной деятельности, желание оказывать действенную, эффективную врачебную помощь, которая может быть положительно оценена со стороны пациентов, коллег.
В образе профессионального будущего студентов 6-го курса наиболее значимым смыслом, по сравнению с респондентами других курсов, является место работы, что обусловлено задачами трудоустройства, желанием приобретать опыт современной и квалифицированной медицинской помощи, чувствовать себя более уверенно в своей деятельности. Важной для многих из них является возможность иметь эмоциональную и профессиональную поддержку со стороны опытных коллег, быть финансово и социально защищенным. Среди выпускников чаще встречаются студенты с профессиональными амбициями, ориентированные на карьерный рост и устройство собственной семейной жизни, которую они считают неотделимой от профессиональной самореализации.
Полученные нами результаты согласуются с имеющимися в литературе данными о кризисности рассматриваемых этапов профессионального развития студентов в процессе обучения [1; 2; 10]. Они раскрывают смысловое пространство образа профессионального будущего как детерминан-
ты профессионально-личностного становления студентов медицинского вуза и показывают его трансформацию от младших курсов к старшим. Анализ специфики смыслового пространства образа профессионального будущего на разных этапах обучения позволяет заметить его закономерное усложнение к выпускному курсу, свидетельствующее о динамике личностнопрофессионального становления студентов. Для подтверждения установленных закономерностей требуется лонгитюд-ное исследование, которое даст возможность зафиксировать эти ценностно-смысловые трансформации как точки профессионального становления в ходе образовательного процесса в вузе.
Литература
1. ГОУ ВПО СибГМУ Росздрава, Технологи-
ческая платформа «Медицина будущего», Vision Document. Томск, 2010. 55 с.
2. Денисова О.В. Становление профессио-
нальной идентичности студента-медика в образовательном процессе ВУЗа: Авто-реф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07. Уфа: Крокус, 2008. 26 с.
3. Корзунин В.А. Комплексы основных про-
фессионально важных качеств врачей различных специальностей // Вестник Балтийской педагогической академии. 2000. Вып. 34. С. 71-82.
4. Присяжнюк Д.И. Трансформация профес-
сии врача в условиях реформы здравоохранения: Автореф. дисс. . канд. соци-ол. наук: 22.00.04. М., 2012. 26 с.
5. Выготский Л.С. Развитие высших психи-
ческих функций // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. А.М. Матюшкина. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 7-314.
6. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание.
Личность. М.: Академия, 2004. 345 с.
7. Березина Т.Н. Пространственно-времен-
ные особенности внутреннего мира личности: Автореф. дисс. . д-ра психол. наук: 19.00.01. М.: МПСИ, 2003. 382 с.
8. Бохан Т.Г., Галажинский Э.В. Простран-
ственно-временные параметры самореализации молодежи народов Сибири //
Сибирский психологический журнал. 2008. Вып. 28. С. 75-81.
9. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных
профессиях. М.: Изд-во МГУ, 1995. 224 с.
10. Леонтьев Д.А., Шелобанова Е.В. Профессиональное самоопределение как построение образов возможного будущего // Вопросы психологии. 2001. Т. 22. № 1. С. 57-66.
11. Бохан Т.Г., Баланев Д.Ю., Мацута В.В., Щёткина Н.Н., Таскина И.А., Фрокол
А.С. Личностная готовность к инновационному поведению молодежи народов Сибири // Вестник ТГУ. 2011. № 348. С. 110-114.
12. Алексеева Л.Ф., Шабаловская М.В. Связь характеристик ментальности с произвольной активностью личности в юношеском возрасте на начальном этапе профессионального становления // Российский научный журнал. 2011. Вып. 20. № 1. С. 102-108.
Д.В. ШМУРАТКО, канд. истор. наук
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Участие студентов в фундаментальных научных исследованиях
В статье рассматриваются организационные, методические и юридические особенности участия студентов в фундаментальных научных исследованиях. Проводится анализ видов научно-исследовательских работ, к выполнению которых привлекаются студенты. Рассматривается публикационная активность студентов в ведущих пермских научных журналах за 2011 г.
Ключевые слова: студенческая наука, договор на проведение научно-исследовательских работ, Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, Программа стратегического развития, фундаментальные научные исследования
Необходимо сразу оговориться, что в данной статье речь пойдет не о «студенческой науке» в чистом виде; под последней обычно понимают учебно-исследовательскую деятельность студентов, включающую в себя написание рефератов, курсовых и выпускных квалификационных работ. Результаты подобного рода творчества студенты могут презентовать на различного уровня конференциях, имеющих в своих названиях обязательное уточнение -«студенческая». Уже состоявшиеся исследователи на таких мероприятиях, как правило, не появляются, а если и участвуют, то обычно не на равных с основной массой выступающих, а в качестве пленарных докладчиков либо почетных гостей. От студенческих конференций не ждут сенсационных открытий и ошеломляющих выводов.
Однако есть ли у студентов возможность подключиться к «реальному» научному поиску, вступить в диалог со взрослыми коллегами на равных? В предложенной статье речь пойдет об участии студентов в фундаментальных научных исследованиях, результаты которых выходят далеко за рамки студенческих учебно-исследовательских работ.
С 2012 г. в Пермском государственном гуманитарно-педагогическом университете реализовывается Программа стратегического развития. Одним из пунктов этой программы является модернизация научноисследовательского процесса в университете [1]. Для реализации этой задачи в мае - июне 2012 г. на конкурсной основе были отобраны 32 научных проекта. Важным условием поддержки проектов стало обяза-