Научная статья на тему 'Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя'

Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1186
152
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ-ОБРАЗЕЦ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ / ЦЕЛЕВОЙ / СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ И РЕЗУЛЬТАТИВНЫЙ КОМПОНЕНТЫ МОДЕЛИ / THE STRUCTURAL CONCEPTUAL MODEL / THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCE / THE TARGET / CONTENT / TECHNOLOGY AND PRODUCTIVE COMPONENTS OF THE SYSTEM MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Осколкова Виктория Равильевна

Данная статья посвящена вопросу создания структурно-содержательной модели-образца образовательного процесса в педагогическом вузе, главной целью которого является формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Разработанная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to the problem of creating the structural conceptual model of the educational process in the pedagogical university, the main purpose of which is the formation of the professional competence of a future teacher. The model includes the target, content, technology and productive components.

Текст научной работы на тему «Структурно-содержательная модель формирования профессиональной компетентности будущего учителя»

УДК 378.14

Осколкова Виктория Равильевна

кандидат педагогических наук, доцент кафедры английской филологии

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24, +7 (342) 238-63-44 e-mail: v41461334@yandex. ru

СТРУКТУРНО-СОДЕРЖАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ

Victoriya R. Oskolkova

Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer of the Department for Foreign

Language Philology

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education «Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja,614990, Perm, Russia e-mail: v41461334@yandex. ru

THE STRUCTURAL CONCEPTUAL MODEL OF THE FORMATION OF THE PROFESSIONAL COMPETENCY OF A FUTURE TEACHER

Аннотация. Данная статья посвящена вопросу создания структурно-содержательной модели-образца образовательного процесса в педагогическом вузе, главной целью которого является формирование профессиональной компетентности будущего учителя. Разработанная модель включает целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Ключевые слова: структурно-содержательная модель-образец, формирование профессиональной компетентности, целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты модели.

Abstract. This article is devoted to the problem of creating the structural conceptual model of the educational process in the pedagogical university, the main purpose of which is the formation of the professional competence of a future teacher. The model includes the target, content, technology and productive components.

Key words: the structural conceptual model, the formation of the professional competence, the target, content, technology and productive components of the system - model.

© Осколкова В.Р., 2016

Главным условием и показателем становления личности будущего учителя является сформированность необходимых компетенций в сфере профессионального педагогического образования. С целью формирования профессиональной компетентности будущего учителя на факультете иностранных языков была разработана структурно-содержательная модель-образец образовательного процесса, включающая целевой, содержательный, технологический и результативный компоненты.

Образовательная цель детерминирована потребностями государства и личности будущего учителя и включает не только передачу и усвоение «готовых знаний» в области педагогики. Содержание цели дополнено становлением специалиста, компетентного в педагогической деятельности, готового к самореализации в будущей профессии. Таким образом, цель современного педагогического образования определяется как образ желаемого результата образовательного процесса в педвузе, направленного на формирование профессионально-педагогической компетентности будущего учителя.

Для реализации сформулированной выше цели модели образовательного процесса, обеспечивающего формирование профессиональной педагогической компетентности у студентов, выявлены следующие принципы [18-24]:

1. Организации рефлексивного управления, который неразрывно связан с формированием рефлексивной культуры у всех участников образовательного процесса. Под рефлексивной культурой понимают интегративное, динамичное образование личности, включающее в себя комплекс рефлексивных знаний и умений, способов самопознания, самооценки, а также установку на ценностное отношение к педагогической деятельности [6-10].

2. Единства процессов личностно-профессионального развития и саморазвития будущего учителя в процессе формирования его профессиональной компетентности, непосредственно связан с предыдущим принципом, так как предполагает, что студент, владея технологией аналитико-рефлексивной деятельности, самостоятельно оценивает изменения, происходившие в его личности, а также прогнозирует пути оптимального конструирования процесса своего профессионально-личностного становления, формируя свою личностно-профессиональную позицию [11-14].

3. Взаимодополнения процессов интеграции и дифференциации в организации образовательного процесса в педвузе, предполагает междисциплинарный характер обучения, взаимопроникновение технологической подготовки к профессиональной педагогической самореализации в логике компетентностного подхода с подготовкой в области

дисциплин общекультурного, предметного, психолого-педагогического блоков на межпредметном уровне [15; 16].

4. Единства диагностики и коррекции процесса формирования профессиональной педагогической компетентности будущего учителя, предполагает получение информации о результатах взаимодействия преподавателя и студента для своевременной необходимой коррекции процесса формирования профессиональной педагогической компетентности за счет проведения регулярных диагностических срезов, направленных на выявление текущих уровней развития компетентности.

Вышеназванные принципы определяют отбор содержания и технологии обучения.

Содержание включает компетенции, зафиксированные

в профессиональной модели будущего учителя [1-5; 17]. В соответствии с требованиями ФГОС ВПО модель будущего учителя факультета иностранных языков государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования включает несколько блоков компетенций.

Общекультурные компетенции:

- владение культурой мышления, способность к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);

- способность анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы (ОК-2);

- способность понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества (ОК-3) и др.

Общепрофессиональные компетенции:

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотивации к осуществлению профессиональной деятельности (ОПК-1);

- владение основами речевой профессиональной культуры (ОПК-3) и др.

Профессиональные компетенции:

в области педагогической деятельности:

- способность реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2) и др.

в области культурно-просветительской деятельности:

- способность профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9) и др.

Специальные компетенции:

Иноязычные коммуникативные компетенции

способность и готовность:

- осуществлять иноязычное общение во всех видах речевой деятельности в соответствии с определенными коммуникативными историческими нормами (СК-1);

- общаться на профессиональные темы с учетом особенностей аудитории (СК-4) и др._

Лингводидактические компетенции способность и готовность:

- демонстрировать владение основными лингвистическими категориями и понятиями для решения учебных, научно-исследовательских и профессиональных задач (СК-5);

- обосновывать используемые методы и приемы обучения положениями филологических наук (СК-6) и др.

Применяемая технология формирования профессиональной компетентности базируется на активных методах обучения (круглых столов, проектной деятельности, рефлексии, проблемных заданий, кейс-стади, дистанционного консультирования, профессионального портфолио, критериального оценивания результатов в сфере профессиональной деятельности учителя), которые обеспечивают интегративный характер процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя с помощью созданной технологии возможно при соблюдении таких дидактических условий, как:

- разработка и внедрение в учебный процесс курса на междисциплинарной основе, обеспечивающего педагогическую поддержку и организационно-методическое сопровождение студентов в процессе формирования развернутого современного представления о профессиональной компетентности будущих учителей как их готовности и способности к педагогической самореализации;

- обеспечение интегративного характера процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей.

Потребность государства и общества

> учителях, обладающих профессиональной педагогической компетентностью

Цель: формирование профессиональной компетентности будущего учителя

Потребность личносги

будущего учителя в формировании профессиональной педагогической компетентности

СП

и)

Я

43

о

е-

Л о о а о я рэ и сг Я о н<

я о

я п> ч со Я

н я о

я

О)

и

<-<

В

О -1 о

я

п> й м

Чз

к р>

О н

я

43

я о

о о Й Л>

43

*

а и сг

я

р

м

о Й п> и сг

►в*

о

43

я

43

о №

Я я

Задачи: развитие совокупности профессиональных педагогических компетенций будущего учителя, составляющих готовность к педагогической самореализации, в

тесной взаимосвязи компонентов профессиональной компетентности будущего учителя

Принципы:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организации рефлексивного управления процессом формирования профессиональной педагогической компетентности;

- единства процессов развития и саморазвития профессиональной педагогической компетентности на основе развития готовности к педагогической самореализации;

- взаимодействия процессов интеграции и дифференциации в процессе формирования профессиональной педагогической компетентности на основе развития готовности к педагогической самореализации;

- единства диагностики и коррекции процесса формирования профессиональной педагогической компетентности на основе развития готовности к педагогической самореализации;

- концентризма в процессе формирования профессиональной педагогической компетентности на основе развития готовности к педагогической самореализации_

Содержание

(профессиональные компетенции, составляющие готовность будущего учителя к педагогической

самореализации):

- готовность к кооперации с коллегами, к работе в коллективе;

- осознание социальной значимости своей будущей профессии, наличие мотиваиии к осуществлению профессиональной деятельности;

- способность нести ответственность за результаты своей профессиональной деятельности;

- готовность применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения;

- готовность включаться во взаимодействие с родителями, коллегами, социальными партнерами, заинтересованными обеспечении качества учебно-воспитательного процесса;

■ готовность к обеспечению охраны жизни и здоровья обучающихся в учебно-воспитательном процессе и внеурочной деятельности;

■ готовность общаться на профессиональные темы с учетом особенностей аудитории;

- готовность осуществлять обучающую деятельность в различных образовательных системах

Технология развития готовности к педагогической самореализации -

технология компетентностного подхода, интегрирующего на новом уровне методы лично-тно-ориентированного, развивающего, проблемного образования:

круглых столов, проектной деятельности, рефлексии, проблемных заданий, кейс-стади, дис-анционного консультирования, профессионального портфолио, критериального оценивания результатов формирования профессиональной педагогической компетентности будущего учителя

Дидактические условия:

- разработан и внедрен в учебный процесс курс, ориентированный на педагогическую поддержку и организационно-методическое сопровождение процесса формирования профессиональной компетентности будущего учителя;

- обеспечен интегративный характер процесса формирования профессиональной компетентности будущих учителей

Критерии сформированности профессиональной компетентности будущего учителя _на ориентирующем, базовом и продвинутом уровнях_

Результат:

Сформированная совокупность профессиональных педагогических компетенций, составляющих готовность будущего учителя к педагогической самореализации в _тесной взаимосвязи компонентов профессиональной компетентности будущего учителя_

Таким образом, вышеизложенная система компонентов образовательного процесса, направленного на формирование профессиональной компетентности будущего учителя представлена в виде структурно-содержательной модели-образца, которая характеризуется:

- целостностью взаимосвязанных компонентов;

- адаптируемостью к различным проявлениям внешних условий;

- прагматичностью, так как является основой для разработки технологии развития готовности к педагогической самореализации с целью формирования профессиональной компетентности будущего учителя.

Список литературы

1. Безукладников К.Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа плюс До и После. 2008. № 5. С. 47-49.

2. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Методологические основы построения системы лингвоинформационной многоуровневой подготовки будущего учителя иностранного языка // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2015. № 31. С. 120-132.

3. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Подготовка учителя Международного бакалавриата в лингвоинформационном образовательном пространстве // Новые технологии в образовательном пространстве родного и иностранного языка. 2013. № 1. С. 283-294.

4. Безукладников К.Э., Крузе Б.А. Проектирование лингвоинформационных технологии обучения иностранному языку // Начальная школа плюс До и После. 2013. № 6. С. 62-66.

5. Крузе Б.А. Актуальность лингвоинформационной системы специального иноязычного образования в логике требований постнеоклассической научной парадигмы // Педагогическое образование и наука. 2012. № 12. С. 43-47.

6. Крузе Б.А. Концептуальные основы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка: монография. Пермь, 2014.

7. Крузе Б.А. Лингвоинформационный подход в логике требований федерального государственного образовательного стандарта // Педагогическое образование и наука. 2014. № 5. С. 108-111.

8. Крузе Б.А. Методическое проектирование лингвоинформационного образовательного пространства подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 5. С. 9.

9. Крузе Б.А. Мультимедийная компетентность учителя // Педагогическое образование и наука. 2009. № 6. С. 82-85.

10. Крузе Б.А. Парадигмальная характеристика лингвоинформационного контекста подготовки будущего учителя иностранного языка // Современные проблемы науки и образования. 2014. № 4. С. 99.

11. Крузе Б.А. Принципы методического проектирования системы лингвоинформационной подготовки будущего учителя иностранного языка // Фундаментальные исследования. 2014. № 9/8. С. 1844-1848.

12. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Н. Новгород, 2009.

13. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук / Нижегород. гос. лингвист. ун-т им. Н.А. Добролюбова. Пермь, 2009.

14. Крузе Б.А. Формирование лингвомультимедийной компетентности будущего учителя иностранного языка: монография / Федерал. агентство по образованию; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь, 2010.

15. Крузе Б.А., Безукладников К.Э. Компаративный анализ образовательных систем Российской Федерации и Международного бакалавриата в образовательном пространстве Пермского края // Вестник Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова. 2016. № 33. С. 149-164.

16. Крузе Б.А., Еремеева Е.В. Определение понятия метапредметных компетенций младшего школьника // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 6. С. 271.

17. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, 2010 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www standart.edu.ru

18. Bezukladnikov K., Kruze B. An Outline Of An Esp Teacher Training Course // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 103.

19. Bezukladnlkov K., Kruze B., Mosina M. Interactive Approach To Esp Teaching And Learning // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 24. № 2. P. 201-206.

20. Bezukladnikov K.E., Kruze B.A. Modern Education Technologies for Pre-Service Foreign Language Teachers // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. V. 200. P. 393-397.

21. Bezukladnikov K.E., Novoselov M.N., Kruze B.A. The International Teachers Foreign Language Professional Communicative Competency Development // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. V. 154. P. 329-332.

22. Bezukladnlkov K.E., Shamov A.N., Novoselov M.N. Modeling Of Educational Process Aimed At Forming Foreign Language Professional Lexical Competence // World Applied Sciences Journal. 2013. V. 22. № 7. P. 903-910.

23. Oskolkova V.R., Ozegova E.V., Kruze B.A. The Competence-Based Approach In The Russian Federation: The Definition Of The Notion And Structure Of The Professional Competence Of A Future Teacher // World Applied Sciences Journal. 2012. V. 20. № SPL.ISS.. P. 20-23.

24. Zhigalev B.A., Vikulina V.A., Bezukladnikov K.E. Pedagogical Measuring Of Education Quality // Life Science Journal. 2014. V. 11. № 7s. P. 356-359.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.