Научная статья на тему 'Структурно-семантические особенности топонимов в калмыцком эпосе «Джангар»'

Структурно-семантические особенности топонимов в калмыцком эпосе «Джангар» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
289
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛМЫЦКИЙ ЭПОС "ДЖАНГАР" / ТОПОНИМИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ЭПОСА "ДЖАНГАР" / ОПРЕДЕЛЕНИЕ-ЭПИТЕТ / ГЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕРМИН / ЦВЕТОВАЯ СИМВОЛИКА ТОПОНИМОВ / ПРОСТЫЕ ТОПОНИМЫ / СОСТАВНЫЕ ТОПОНИМЫ / АТРИБУТИВНОЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ / СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Джунгурова Н. Ц.

В статье представлен анализ топонимической лексики калмыцкого эпоса «Джангар». Характерной чертой топонимов является их многокомпонентность. Составные географические названия представляют собой атрибутивные словосочетания, состоящие из определения-эпитета (более одного) и географического термина. Географические реалии позволяют установить место сложения калмыцкого эпоса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структурно-семантические особенности топонимов в калмыцком эпосе «Джангар»»

Polianchuk O.B. The problem of semantic modelling on the basis of a French polysemantic derivative word. The study is devoted to regulations and correlations between complex signs and their derivative sememes in polysemantic perspective. The article claims that the prototype poly-

semy development patterns are largely determined by com-positionality of the complex sign.

Key words: sememes, complex sign derivative, word-formation motivation, compositionality, semantic derivation model.

СТРУКТУРНО-СЕМАНТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ТОПОНИМОВ В КАЛМЫЦКОМ ЭПОСЕ «ДЖАНГАР»

Н.Ц. Джунгурова

В статье представлен анализ топонимической лексики калмыцкого эпоса «Джангар». Характерной чертой топонимов является их многокомпонентность. Составные географические названия представляют собой атрибутивные словосочетания, состоящие из определения-эпитета (более одного) и географического термина. Г еографические реалии позволяют установить место сложения калмыцкого эпоса.

Ключевые слова: калмыцкий эпос «Джангар», топонимическое пространство эпоса «Джангар», определение-эпитет, географический термин, цветовая символика топонимов, простые топонимы, составные топонимы, атрибутивное словосочетание, словообразовательная модель.

Топонимическое пространство калмыцкого эпоса «Джангар» представлено странами, материками, горами, океанами, морями, реками и родниками. Среди упомянутых топонимических названий выделяются как реально существовавшие (реалионимы), так и вымышленные мифологические наименования (мифонимы). К реальным географическим названиям можно отнести такие орони-мы как Алта уул (Алтай) и Ханга (Хангай), гидронимы Эрцс гол (река Иртыш), Шар гол (река Желтая), Ганг дала (океан Ганг), также ойконимы, названия некоторых азиатских стран и государств - Тувд (Тибет), Тангд (Тангут), Китд (Китай).

Нереальные (мифические) географические названия представлены в виде трехуровневой вертикали, которая соответствует мифическому представлению о трех мирах: Верхнем, Среднем и Нижнем. Верхний мир (Деед тенгрин орн) - это мир небожителей (тенгриев), Средний (Замбутив) - мир эпических героев и Нижний (Дорд долан орн) -обиталище злых сил. События в эпосе происходят не только в Среднем мире, где находится прекрасная страна Бумба, но и в остальных мирах.

Анализ словообразовательной структуры топонимикона эпоса позволяет сделать вывод о том, что для географических названий характерна многокомпонентность, которая

проявляется наличием в том или ином имени определения-эпитета (более одного) и географического термина. В качестве компонентов названия встречаются следующие термины: уул «гора» - Минг уул (гора Минг), ташу «склон» - Кек Самбан ташу (склон Кеке Самбай), довнг «холм» - Борзатын бор довнг (Серый холм Борзата), орн «страна» - Бум-бин орн (страна Бумба), гол «река» - Арта Зандн гол (река Арта Зандан), тенгс «море» -Шарту тенгс (море Шарту), дала «океан-море» - Шартг дала (океан Шартаг), булг «родник» - Агр Хар булг (родник Агир Хара). Следует отметить, что терминированная часть названия в топонимах никогда не опускается, т. е. мы не наблюдаем процесса эллипсиса, который имеет широкое распространение в топонимии. Несмотря на то, что географические имена упоминаются в повествовании неоднократно, используется весь компонентный состав топонима. Кроме того, это объясняется, вероятно, тем, что в эпосе встречаются случаи омонимии топонимов, например: Бумбин орн (страна Бумба) - Бум-бин дала (океан Бумба), Алта гол (река Алтай) - Алта уул (гора Алтай).

Определяющая часть названия включает в себя преимущественно имена прилагательные. Из определений-эпитетов, входящих в состав именования, следует выделить имена прилагательные, обозначающие цвета. Осо-

бенно частотны именования гор с компонентом цаган «белый»: Манхн Цаган уул (Величественная белая гора), Кендлнг Цаган уул (Поперечная белая гора), Месн Цаган уул (Ледяная белая гора), Эрклюгин Менгн Цаган уул (Серебристо-белая гора Эрклю). Можно предположить, что эпитет цаган «белый» является образным обозначением большой высоты горы, указывающей на белизну ее заснеженной вершины. Это подтверждается усложняющим цаган эпитетом менгн «серебряный» [1].

Эпитет цаган в названиях эпических гор имеет не только образное выражение понятия «высокий», но и второй содержательный аспект - символический, ритуальный, сакральный. Поклонение горам - широко известное и распространенное явление у монгольских народов. Горы были главными ориентирами на местности, как в географическом плане, так и в сакральном [2].

Мистическое отношение к горе сказывается и на ее названии. В.П. Дарбакова отмечает, что «традиционное почитание гор обусловило и особый характер их названий, которые состоят из двух или трех слов» [3].

Символика прилагательного кек «синий» очень древняя и связана с небом, вечно синим небом (менк кек тенгр), культ которого был распространен среди монголов, в т. ч. и ойрат-калмыков, до принятия ими буддизма в качестве официальной религии (ХУ1-ХУ11 вв.).

Культовое значение слова кек усматривается в названии Темно-синей горы - Кек Мангср уул. Употребление прилагательного с семантикой «небесный, синий, голубой» является эксплицитным выражением священности горы Кеке Мангсар. Кроме этого, эпитет кек является компонентом названия склона горы Кеке Самба - Кек Самбан ташу.

Прилагательное хар «черный» в гидрониме Агр Хар булг означает не черную воду, а очень чистую, прозрачную с оттенком черноты. В данном случае, вероятно, имеется в виду родник, струящийся по гладким черным камням, или ключ, бьющий из черной бездонной глубины.

Следует остановиться и на названиях, в которых использованы имена прилагательные, обозначающие качественную характеристику объекта: манхн «величественная» -Манхн Цаган уул (Величественная белая гора), арслнг «могучая» («львиная») - Арслнг

Цаган уул (Могучая белая гора), эрс «отвесная» - Эрс Цаган уул (Отвесная белая гора), кендлнг «поперечная» - Кендлнг Цаган уул (Поперечная белая гора).

Обращает на себя внимание образование именований, в состав которых входят слова, обозначающие ориентацию в пространстве, например, названия верхнего и нижнего миров: Деед тенгрин орн (Верхняя страна небожителей), Дорд Замбан орн (Нижняя страна Замбе).

Анализируя эпические имена с точки зрения их этимологии, следует отметить, что в семантическом и морфологическом отношении они довольно прозрачны, лишь некоторые из них не совсем ясны и трактуются неоднозначно.

Идеальная сказочная страна Бумба, которой правит могучий владыка Джангар, является главным объектом эпического повествования. Эта страна изображена как страна изобилия и спокойствия, где царят бессмертие, вечное лето, радость и веселье. Название этой эпической страны Бумбин орн (страна Бумба) заслуживает особого внимания. Этимология этого топонима до сих пор не ясна. По этому поводу существует множество разных мнений.

Слово бумба в калмыцком языке отличается полисемантичностью и имеет разнообразные значения: «купол, каланча, памятник, священный сосуд для освящения воды». В эпосе слово бумба, по мнению С.А. Козина, имеет значение «священный», «заветный», «неодолимый», «непобедимый» [4].

Названия Алтай и Хангай занимают не менее важное место в эпическом контексте «Джангара». Эти крупные географические реалии Центральной Азии издавна являлись местом действия многих произведений устного народного творчества монгольских народов. Исследуя эпос «Джангар», академик С.А. Козин обнаружил в нем географические компоненты, входившие в состав Джунгарского государства эпохи его наивысшего расцвета (ХУ-ХУ11 вв.). Эти наблюдения позволяют сделать вывод о месте и времени возникновения калмыцкого эпоса [4].

Анализ топонимической лексики эпоса показывает, что в эпосе можно выделить как простые, так и составные наименования. При этом количество простых топонимов здесь незначительно. К ним следует отнести упо-

минающиеся в эпосе реальные географические названия: Тувд (Тибет), Тангд (Тангут), Китд (Китай).

Составные наименования представлены в виде атрибутивных словосочетаний и выступают как единое структурное целое, как одна топонимическая единица, все составляющие элементы которой подчинены единой номинативной функции. Количество составляющих элементов в такой единице может быть различным - от двух и более. Составные наименования эпоса представляют собой следующие словообразовательные модели.

1. Имя сущ. в им. п. + географический термин:

Домб гол (река Домбо), Алта уул (гора Алтай), Алта гол (река Алтай), Харгат гол (река Харганта), Эрцс гол (река Иртыш), Минг уул (гора Минг), Самбл уул (гора Самбал).

2. Имя сущ. в р. п. + географический термин:

Бумбин орн (Страна Бумбы), Бумбин дала (океан Бумбы), Замбин орн (страна Зам-бы), Мангсин орн (страна мангусов).

3. Имя прилаг. + географический термин:

Манхн Цаган уул (Величественная белая

гора), Кендлнг Цаган уул (Поперечная белая гора), Месн Цаган уул (Ледяная белая гора), Арслнг Цаган уул (Могучая белая гора).

Вторым компонентом таких названий являются географические термины, которые стоят в постпозиции к гидронимам, ойкони-мам, оронимам. Роль географических терминов в построении топонимов значительна [5]. В данном случае они являются частью составных топонимов, т. к. разделение двух частей - собственно топонима и географического термина - невозможно. Данные слова рассматриваются не как термины - показатели отнесенности топонима к тому или иному разряду онимической лексики, - а как равноправная часть географического названия, со-

стоящего из двух компонентов, находящихся в отношениях «определение - определяемое».

Таким образом, героический эпос

«Джангар» предоставляет, на наш взгляд, богатый и разнообразный материал для исследования как топонимов, так и всего ономастического пространства. Органически вплетаясь в текст эпического произведения, топонимы несут ярко выраженную смысловую нагрузку, способствуя раскрытию идейного замысла всего эпического сказания и глубины его содержания.

1. Кудияров А.В. Художественный стиль калмыцкого эпоса «Джангар» и вопросы его исторической интерпретации: автореф. дис. ... канд. филол. наук. М., 1983.

2. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: Культура. Традиции. Символика. М., 2002.

3. Дарбакова В. П. Оронимия МНР // Ономастика. М., 1969. С. 199-200.

4. Козин С.А. Джангариада. Героическая поэма калмыков. Введение в изучение памятника и перевод его торгутской версии. М.; Л., 1940.

5. Суперанская А.В. Структура имени собственного (фонология и морфология). М., 1969.

Поступила в редакцию 11.03.2008 г.

Dzhungurova N.Ts. Structural-semantic peculiarities of toponyms in the Kalmyk epos “Dzhangar”. The article presents the analysis of toponymic words in the Kalmyk epos “Dzhangar”. The characteristic feature of toponyms is their complexity of structure. Compound geographical names are attributive word-groups, consisting of an attribu-tion-epithet (there may be more than one unit) and a geographical term. Real place names make it possible to determine the place where the Kalmyk epos was composed.

Key words: the Kalmyk epos “Dzhangar”, toponymic space of the epos “Dzhangar”, attribution-epithet, geographical term, colour symbols of toponyms, simple topo-nyms, compound toponyms, attributive phrase, word-formation model.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.