Научная статья на тему 'Структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций'

Структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
517
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ / MANAGERIAL ACCOUNTING / STRUCTURAL LOGIC CIRCUIT OF THE ORGANIZATION / COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Богатый Д. В.

В статье рассмотрены вопросы формирования прогнозной финансовой информации на базе предложенной и обоснованной структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций. Разработанная структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций включает в себя базовые компоненты нормативно-правового, информационного, организационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения процесса бюджетирования и создает основу для развития методики бюджетирования в современных условиях хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Богатый Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article questions of the formation of the prospective financial information on the basis of the proposed and justified structural logic of the organization and functioning of the system of budgeting in accounting and analytical system of business organizations. Developed structural logic circuit of the organization and functioning of the system of budgeting in accounting and analytical system of commercial organizations includes the basic components of the regulatory, legal, informational, organizational, methodological, methodical and software and hardware of the budgeting process and provides a basis for the development of methods of budgeting in the current conditions management.

Текст научной работы на тему «Структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций»

Д. В. Богатый

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В УЧЕТНО-АНАЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация

В статье рассмотрены вопросы формирования прогнозной финансовой информации на базе предложенной и обоснованной структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций. Разработанная структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций включает в себя базовые компоненты нормативно-правового, информационного, организационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения процесса бюджетирования и создает основу для развития методики бюджетирования в современных условиях хозяйствования.

Ключевые слова

Управленческий учет, структурно-логическая схема организации и функционирования системы бюджетирования в учетно-аналитической системе, коммерческие организации.

D. V. Bogatyi

STRUCTURAL AND LOGIC OF ORGANIZATION AND OPERATION OF BUDGETING IN ACCOUNTING-ANALYTICAL SYSTEM OF COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Annotation

In article questions of the formation of the prospective financial information on the basis of the proposed and justified structural logic of the organization and functioning of the system of budgeting in accounting and analytical system of business organizations. Developed structural logic circuit of the organization and functioning of the system of budgeting in accounting and analytical system of commercial organizations includes the basic components of the regulatory, legal, informational, organizational, methodological, methodical and software and hardware of the budgeting process and provides a basis for the development of methods of budgeting in the current conditions management.

Keywords

Managerial accounting, structural logic circuit of the organization and functioning of the budgeting system in accounting and analytical system, commercial organizations.

Использование прогнозной

финансовой информации и отчетности в качестве одного из важнейших источников информации для принятия рациональных управленческих

решений, большое разнообразие используемых методик организации системы бюджетирования определяет актуальность внутреннего контроля на основе прогнозной информации, что

требует обоснования структурно-логической схемы организации и функционирования системы

бюджетирования.

Обоснование логики организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций

проводилось с учетом

основополагающих подходов к формированию прогнозной

финансовой информации и

отчетности, избираемых на основе обоснования выбора по следующим направлениям:

нормативно-правовое обоснование: нормативно-правовое обеспечение организации и

функционирования системы

бюджетирования;

- информационное обоснование: информационное обеспечение организации и функционирования системы бюджетирования;

- организационное обоснование: организационное обеспечение организации и функционирования системы бюджетирования;

- методологическое обоснование: методологическое обеспечение организации и функционирования системы бюджетирования;

- методическое обоснование: методическое обеспечение организации и функционирования системы бюджетирования;

- программно-техническое обоснование: программно-техническое обеспечение организации и функционирования системы бюджетирования.

Обоснование выбора конкретной модели бюджетирования по

выделенным направлениям позволит создать основу для развития методики формирования прогнозной

финансовой информации и отчетности с учетом многовариантности выбора модели с учетом особенностей

осуществляемых организацией видов экономической деятельности,

стратегий. Сформированная и обоснованная структурно-логическая схема организации и

функционирования бюджетирования в коммерческих организациях ^м. рис. 1) определяет базовые

компоненты нормативно-правового, информационного, организационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения процесса

бюджетирования.

Первый компонент —

нормативно-правовое обеспечение организации и функционирования бюджетирования в учетно-

аналитической системе коммерческих организаций — включает в себя нормативные акты в области управленческого учета,

классифицированные и

систематизированные в разрезе 7 уровней нормативного регулирования, базирующиеся на нормативных актах в области бухгалтерского учета, в том числе нормативных актах, касающихся отдельных аспектов формирования прогнозной финансовой информации

[9].

Проведенный обзор

существующих методических

рекомендаций, касающихся отдельных аспектов формирования прогнозной финансовой информации и

отчетности, показал отсутствие системного подхода в отражении вопросов формирования прогнозной финансовой информации и

отчетности, что обусловлено невозможностью выработки единой методики управленческого учета в связи с существенным различием информационных потребностей

менеджмента, обусловливающим

различие методик. Следует отметить, что отдельные аспекты формирования прогнозной финансовой информации

отражены в ряде рекомендаций в области бухгалтерского учета.

К X <ц Нормативно-

(г <Ц правовые акты:

С о <Ц ю о в области

управленческого

<ц о учета, включая

м о нормативные акты,

м й касающиеся

& отдельных аспектов

1 о д формирования

м к прогнозной

й финансовой

а информации

£

1) базовые

<ц документы,

К щ регламентирующие

<Ц ►г методику ведения

<Ц С бухгалтерского и

о <Ц управленческого

ю о учета, методику

<ц формирования

о X бюджетов;

Ж о 2) прогнозы и

к а аналитическая

Й информация,

а о используемая при

Т1 составлении

нн N бюджетов 3) бюджетные формы;

Организационное обеспечение

Организация бюджетирования

Выбор варианта формирования прогнозной финансовой информации: автономный, трансформационный, комбинированный.

Выбор концепции бюджетирования (традиционная концепция бюджетирования; концепция процессно-ориентированного бюджетирования; концепция стратегического бюджетирования; концепция бюджетирования, ориентированного на результат; комбинированные

Общая схема постановки бюджетирования

1. Диагностика текущего состояния существующей учетно-аналитической системы, в том числе и в части формирования прогнозной информации.

2. Разработка методологии системы бюджетирования.

3. Разработка методики бюджетирования.

4. Автоматизапция системы

Основные этапы бюджетирования

1. Установление стратегии и ее взаимоувязка с целями, используемыми нормативами и нормами, задачами подразделений.

2. Оценка ключевых направлений деятельности и установление целевых показателей;

3. Подготовка бюджетов различных типов (финансовых, операционных) и уровней (сводного и в разрезе подразделений).

4. Корректировка, в случае необходимости, модели бюджетирования и корректировка, в случае необходимости, бюджетов.

5. Сбор фактических данных.

6. Анализ исполнения бюджетов на основе отчетов об исполнении бюджетов.

7. Определение отклонений между фактическими и запланированными показателями, анализ их причин, принятие управленческих решений.

8. Подготовка рекомендаций по улучшению деятельности на основе коррекции бизнес-процессов

Методическое обеспечение

1) справочно-правовые системы; 2) служебные программы для работы со средствами связи и в Интернете; 3) программы автоматизации управленческого учета, включая автоматизацию бюджетирования; 4) ижиниринговые программы управления бухгалтерскими, контрольно-аудиторскими и аналитическими процессами; 5) программы по управлению стратегическими процессами; 6) программы для проведения анализа финансового состояния предприятия и оценки бизнеса; 7) программы по управлению и контролю ресурсного потенциала предприятия; 8) программы для проведения внутреннего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Общенаучные методы, конкретные методы и приемы

бюджетирования: 1) балансовый метод;

2) нормативный метод;

3) метод экстраполяции;

4) метод технико-кономи-ческих расчетов;

5) программно-целевой метод; 6) метод экспертных оценок;

7) экономико-математический метод;

8) индикативный метод;

9) метод прямого счета;

10)расчетно-коэффициентный метод;

11) метод сравнения со средними рыночными значениями

е и н е

¡Г

е п с е б о е о к с е

н

X

е т

о н

а р

г о

£

е и н е ч е п с е б о е о к с е ч и г о

ч

о

д

о

т е

Рисунок 1 — Структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций

Второй компонент структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования в коммерческих организациях — информационное обеспечение — предполагает выделение 5 групп информационных источников:

1) базовые документы, регламентирующие методику ведения бухгалтерского и управленческого учета, методику формирования бюджетов;

2) прогнозы и аналитическая информация, используемая при составлении бюджетов;

3) бюджетные формы;

4) формы прогнозной финансовой отчетности;

5) прочие источники.

При формировании

информационной базы необходимо руководствоваться основными

принципами сбора информации при организации и функционировании бюджетирования в учетно-

аналитической системе коммерческой организации, такими как:

экономичность, доступность, точность и надежность, понятность, использование которых способствует повышению результативности анализа бюджетов на основе рационализации процесса сбора информации.

Третий компонент структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования организации в коммерческих организациях — организационное обеспечение — включает в себя три базовых варианта формирования прогнозной финансовой отчетности:

1) автономный, предусматривающий формирование прогнозной финансовой отчетности по данным бюджетов коммерческой организации (финансовых,

операционных) в системе как управленческого, так и стратегического учета, организованной автономно;

2) трансформационный вариант, предусматривающий использование различных видов производных балансовых отчетов, формируемых по данным первичных бухгалтерских балансов с учетом внешних и внутренних факторов и поставленных целей, применяемый в условиях интегрированной учетно-аналитической системы;

3) комбинированный вариант, предусматривающий составление производных балансовых отчетов на основе прогнозных балансов, сформированных в автономной системе управленческого учета в зависимости от поставленных целей [3, с. 10-11].

Организационное обеспечение предполагает выбор концепции бюджетирования: традиционной

концепции бюджетирования, концепции процессно-ориентированного бюджетирования, концепции

стратегического бюджетирования,

концепции бюджетирования,

ориентированного на результат, комбинированных концепций

(например концепции,

предусматривающей объединения

бюджетирования с системой

сбалансированных показателей и идеями менеджмента качества). Выбор концепции бюджетирования напрямую связан с концепцией управления и основными стратегическими целями организации.

Сравнительный анализ

традиционной концепции к постановке системы бюджетирования, концепции процессно-ориентированного бюджетирования и стратегического бюджетирования представлен в таблице 1.

Таблица 1

— Сравнительный анализ концепций бюджетирования

№ Элемент Традиционное Процессно- Стратегическое

п/п сравнения бюджетирование ориентированное бюджетирование бюджетирование

1 Цель Осуществление Планирование Формирование

периодичного ресурсов, стратегических

планирования с основанное на показателей; прогноз

целью перечне финансово-

обеспечения выполняемых экономической

текущего контроля работ и их объемов, с учетом потребности клиента ситуации и оценка финансовой реализуемости стратегических целей

2 Временной диапазон планирования До года До 3-х лет От 3-х до 5 лет

3 Объекты Центры Бизнес-процессы. Отдельные виды

бюджетирования ответственности Вид деятельности бизнеса, весь бизнес

4 Учет влияния +/- +/-

внешних факторов

5 Учет

потребности - + +/-

клиентов

6 Ключевые показатели Прибыль Стоимость Стоимость

7 Формат прогнозной 1. Операционные бюджеты. Агрегированные финансовые Стратегическая отчетность

отчетности 2. Финансовые бюджеты бюджеты

На основании сравнительного анализа концепций бюджетирования можно сделать следующий вывод. Традиционное бюджетирование в отличие от процессно-ориентированного и стратегического не способствует созданию стоимости, оно ориентировано на прибыль. Основное внимание при традиционном бюджетировании уделяется центрам ответственности, а не совершенствованию бизнес-процессов. Кроме того, при традиционном бюджетировании предоставляются финансовые отчеты по бизнес-процессам и не учитываются в полном объеме влияние внешних факторов и потребности клиентов. При внедрении стратегического бюджетирования в организации менеджеры высшего звена могут оценить текущую ситуацию, разработать стратегию организации на долгосрочную перспективу с учетом внешних и внутренних факторов, а при необходимости провести ее корректировку. Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), начало использоваться в публичных финансах РФ. Оно представляет собой «методологический подход к планированию и исполнению государственного и местных бюджетов, реализуемый с середины 2000-х гг. в рамках бюджетной реформы, при котором используются методы распределения бюджетных ресурсов в согласовании с целями, задачами и функциями государства и с учетом меняющихся приоритетов государственной политики» [7]. Однако многие инструменты БОР используются и в коммерческих организациях. К ним можно отнести: стратегическое планирование на основе распределения ограниченных ресурсов, ориентацию на отчетность по результату, управление в рамках субъектов бюджетного планирования с их координацией в решении межведомственных задач.

Нами определены три группы принципов, избираемых в рамках конкретной концепции:

1) организационные принципы, регламентирующие процесс формирования системы бюджетирования;

2) принципы, регламентирующие технические аспекты функционирования системы бюджетирования;

3) принципы в области методологии построения и функционирования системы бюджетирования.

В рамках избранной концепции необходимо определить:

- единое понимание бюджетного процесса для всех участников бюджетного процесса на основе разработки глоссария бюджетирования;

- цели, задачи и принципы построения системы бюджетирования;

- информационную базу для составления бюджетов;

- методы и подходы к организации процесса бюджетирования («сверху-вниз», «снизу-вверх», смешанный, «бюджетирование на результат»);

- основные параметры бюджетной системы;

- роли участников бюджетного процесса;

- требования к информационной системе, автоматизирующей бюджетную модель.

Четвертый компонент структурно-логической схемы организации и

функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций — методологическое обеспечение, включающее в себя общенаучные методы и конкретные методы и приемы, используемые в системе бюджетирования, представленные на рисунке 1. Выбор конкретного метода определяется стратегией, информационными потребностями менеджеров, структурой учетно-аналитической системы. Использование методов в рамках методик закрепляется в соответствующих регламентах.

Пятый компонент структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций — методическое обеспечение системы бюджетирования — включает в себя совокупность методов и приемов целесообразного проведения постановки организации и

функционирования системы бюджетирования аудита. На основе проведенного обзора и анализа современных методик постановки и функционирования бюджетирования в ходе исследования [1, 2, 4, 5, 6, 8, 10] была предложена унифицированная укрупненная схема постановки системы бюджетирования, реализация основных этапов которой способствует созданию рациональной системы бюджетирования. Данная унифицированная укрупненная схема постановки системы бюджетирования включает в себя следующие этапы:

1) диагностику текущего состояния существующей учетно-аналитической системы, в том числе в части формирования прогнозной информации;

2) разработку методологии системы бюджетирования;

3) разработку методики бюджетирования;

4) автоматизацию системы бюджетирования;

5) обучение.

Исследование показало, что основные этапы процесса бюджетирования могут различаться в зависимости от избранной концепции бюджетирования, однако возможна выработка укрупненных этапов, которые присутствуют при использовании любой из концепций. Данные этапы, по нашему мнению, в целях эффективности ее функционирования, должны включать в себя: установление стратегии и ее взаимоувязку с целями, используемыми нормативами и нормами, задачами подразделений; оценку ключевых направлений деятельности и установление целевых показателей; подготовку бюджетов различных типов (финансовых, операционных) и уровней (сводного и в разрезе подразделений); корректировку, в случае необходимости, модели бюджетирования и корректировку, в случае необходимости, бюджетов; сбор фактических данных; анализ исполнения бюджетов на основе отчетов об исполнении бюджетов; определение отклонений между фактическими и запланированными показателями, анализ их причин, принятие управленческих решений; подготовку рекомендаций по улучшению деятельности на основе коррекции бизнес-процессов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Шестой компонент структурно-логической схемы организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций — программно-техническое обеспечение — представлено следующими программными продуктами:

- справочио-правовыми системами («Консультант Плюс», «Гарант», «Референт», «Кодекс», ЮСИС, «Система» и др.);

- служебными программами для работы со средствами связи и в Интернете; программами автоматизации бухгалтерского, управленческого учета, включая

программы автоматизации бюджетирования («1С:Бухгалтерия», «ТурбоБухгалтер», «Галактика», «БЭСТ» и др.);

- инжиниринговыми программами управления бухгалтерскими, контрольно-аудиторскими и аналитическими процессами;

- программами по управлению стратегическими процессами;

программами для проведения анализа финансового состояния предприятия («Анализ финансового состояния предприятия», «Финансовый анализ», «Аудит-эксперт»);

- программами по управлению и контролю ресурсного потенциала предприятия; программами для проведения аудита, которые могут применяться и внутренними

аудиторами («Помощник аудитора», «Экспресс-аудит», «AuditXP Комплекс Аудит», AuditNET, АИС «Риск-Аудит», «Комплекс Аудит» (разработчик «Гольдберг-Софт»), «IT Audit: Аудитор», AuditModern, модули ERP-систем, от зарубежных SAP, Oracle и Microsoft до отечественных «1С», «Компас», «Парус»);

- вспомогательными программами (Word, Excel, Access, Lotus 1-2-3).

Реализация избранной модели бюджетирования возможна на основе трех концепций:

1) использование адаптированных офисных приложений Excel или Access;

2) применение сравнительно недорогих программ, специализированных на поддержке процедур планирования, бюджетирования (например продукция компаний «Инталев», «КИС», «Константа»);

3) наличие в организации интегрированной системы класса ERP и эксплуатация обеспечиваемых ею функций планирования.

Вторая концепция применяется, когда требуется воедино свести информацию, существующую в различных информационных системах и на разных платформах. Эти системы оперируют агрегированными данными и работают с бюджетной моделью, основанной на табличном принципе построения информации, и более удобны для разработки планов и их последующего анализа. Третья концепция применяется в случае, когда автоматизированная система бюджетного управления является неотъемлемой частью системы управления и учета, то есть система бюджетирования является транзакционной, поскольку она обеспечивает регистрацию хозяйственных операций и их интерпретацию в соответствии с управленческим планом счетов. Практическое использование и развитие программно-технического обеспечения бюджетирования связано с дальнейшей разработкой и внедрением международных и российских стандартов.

Предложенная и обоснованная структурно-логическая схема организации и функционирования бюджетирования в учетно-аналитической системе коммерческих организаций определяет базовые компоненты нормативно-правового, информационного, организационного, методологического, методического и программно-технического обеспечения процесса бюджетирования и создает основу для развития методики бюджетирования в современных условиях хозяйствования.

Библиографический список

1. Абрамова, И. Постановка бюджетирования в компаниях: основные аспекты и проблемы [Текст] / И. Абрамова // Бухгалтер и компьютер. — 2003. — № 8.

2. Бойко, Е. А. Бухгалтерский управленческий учет [Текст] / Е. А. Бойко [и др.] ; под ред. А. Н. Кизилова, И. Н. Богатой. — Ростов н/Д : Феникс, 2005. — 380 с.

3. Богатая, И. Н. Виды отчетности как составная часть учетно-аналитического обеспечения управления собственным капиталом [Текст] / И. Н. Богатая, Е. М. Евстафьева // Аудит и финансовый анализ. — 2012. — № 2.

4. Бочаров, В. В. Коммерческое бюджетирование [Текст] / В. В. Бочаров. — СПб. : Питер, 2003. — С. 258.

5. Бримсон, Дж. Процессно-ориентированное бюджетирование. Внедрение нового инструмента управления стоимостью компании [Текст] : пер. с англ. / Д. Бримсон [и др.] ; под общ. ред. В. В. Неудачина. — М. : Вершина, 2007. — 336 с.

6. Волкова, О. Н. Бюджетрирование и финансовый контроль в коммерческих организациях [Текст] / О. Н. Волкова. — М. : Финансы и статистика, 2005. — 272 с.

7. Гамукин, В. Новации бюджетного процесса: бюджетирование, ориентированное на результат [Текст] / В. Гамукин // Вопросы экономики. — 2005. — № 2. — С. 4-22.

8. Каверина, О. Д. Управленческий учет: системы, методы, процедуры [Текст] / О.Д. Каверина. — М. : Финансы и статистика, 2004. — 352 с.

9. Кизилов, А. Н. Нормативно-правовое регулирование управленческого учета в Российской Федерации [Текст] / А. Н. Кизилов, Д. В. Богатый // Международный бухгалтерский учет. — 2013. — № 18.

10. Красова, О. С. Бюджетирование и контроль затрат на предприятии [Текст] : практ. пособие / О. С. Красова. — 2-е изд. — М. : Омега-Л, 2007. — 169 с.

Bibliographic list

1. Abramova, I. Budgeting Procedure in Companies: Main Aspects and Problems [Text] / I. Abramova // Accountant and Computer. — 2003. — № 8.

2. Boiko, E. A. Financial Management Accounting [Text] / E. A. Boyko [etc.] ; ed. by A. N. Kizilov, I. N. Bogataya. — Rostov-on-Don : Phoenix, 2005. — 380 p.

3. Bogataya, I. N. Types of Reports as a Part of the Accounting and Analytical Support of Its Own Capital [Text] / I. N. Bogataya, E. M. Yevstafyeva // Audit and Financial Analysis. — 2012. — № 2.

4. Bocharov, V. V. Commercial Budgeting [Text] / V. V. Bocharov. — SPb. : Peter, 2003.

— P. 258.

5. Brimson, J. Process-Oriented Budgeting. Implementation of a New Tool of Company Value Management [Text] / J. Brimson [etc.] ; ed. by V. V. Heudachin. — M. : Vershina, 2007.

— 336 p.

6. Volkova, О. N. Budgeting and Financial Control in Profit-Making Organizations[Text] / O. N. Volkova. — M. : Finances and statistics, 2005.

7. Gamukin, V. Innovations Budget Process: Budgeting, Results-Oriented [Text] / V. Gamukin // Problems of Economics: Journal. — 2005. — № 2. — P. 4-22.

8. Kaverina, О. D. Management Accounting: Systems, Methods, Procedures [Text] / O. D. Kaverina. — M. : Finance and statistics, 2004.

9. Kizilov, A. N. Standard and Legal Regulation the Management Accounting in the Russian Federation [Text] / A. N. Kizilov, D. V. Bogatyy // International Financial Accounting.

— 2013. — № 18.

10. Krasova, О. S. Budgeting and Cost Control in the Company [Text] : practical guide / O. S. Krasova. — 2nd ed. — M. : Omega-L, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.