Научная статья на тему 'Контрольные аспекты системы бюджетирования перерабатывающей организации агропромышленного комплекса'

Контрольные аспекты системы бюджетирования перерабатывающей организации агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
57
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТНЫЙ КОНТРОЛЬ НА МИКРОУРОВНЕ / ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИЕ ОРГАНИЗАЦИИ АПК / БЮДЖЕТНЫЙ АУДИТ / АУДИТ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Никулина С. Н.

В статье рассмотрена организация бюджетного контроля в системе бюджетирования на микроуровне. Автором введены такие понятия, как бюджетный аудит и аудит эффективности системы бюджетирования, дана их характеристика, приведена система сбалансированных показателей, используемая для стратегического бюджетного контроля, на примере конкретной мясоперерабатывающей организации АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контрольные аспекты системы бюджетирования перерабатывающей организации агропромышленного комплекса»

АУДИТОРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 657.6:338.43

КОНТРОЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

С.Н. НИКУЛИНА,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита E-mail: [email protected] Курганская государственная сельскохозяйственная академия им. Т.С. Мальцева

В статье рассмотрена организация бюджетного контроля в системе бюджетирования на микроуровне. Автором введены такие понятия, как бюджетный аудит и аудит эффективности системы бюджетирования, дана их характеристика, приведена система сбалансированных показателей, используемая для стратегического бюджетного контроля, на примере конкретной мясоперерабатывающей организации АПК.

Ключевые слова: бюджетный контроль на микроуровне, перерабатывающие организации АПК, бюджетный аудит, аудит эффективности системы бюджетирования

Любая система является жизнеспособной, если имеет в своем составе элементы обратной связи, которые предусматривают текущую корректировку поведения системы по мере поступления сигналов о ее состоянии. Бюджетирование рассматривается автором как система [5, с. 182], тем самым, она должна предусматривать соответствующую обратную связь. Роль обратной связи в этом случае играет контроль выполнения

бюджета. Система контроля выполнения бюджета в перерабатывающей организации АПК является своеобразным мониторингом финансового состояния организации.

Исходя из вышесказанного, в систему бюджетирования целесообразно включить подсистему бюджетного контроля [5, с. 180], части которого по выделенным автором этапам приведены в табл. 1.

В процессе контроля формируется информация, которая помогает выявлять отклонения от намеченных показателей, а в процессе управления осуществляются действия по устранению возникших отклонений и достижению установленных целей. Следовательно, это единый процесс, потому что выявлять отклонения, не предпринимая никаких управленческих действий, нерационально. Реализация системой управления функции контроля тесно связана с системой бюджетирования. Управленческие решения принимают на основе информации, которую предоставляет система бюджетирования.

Бюджетирование предполагает составление, наряду с бюджетами на предстоящий период,

Таблица 1

Этапы и составные части подсистемы бюджетирования «бюджетный контроль»

Этап Составная часть

№ пункта Наименование № подпункта Наименование

1 Постоянный контроль за исполнением бюджетов 1.1 Текущий контроль за бюджетными исполнителями

1.2 Проверка отчетов об исполнении бюджетов

1.3 Подписание отчетов об исполнении бюджетов

2 Контроль и регулирование текущей финансово-хозяйственной деятельности через бюджетные показатели 2.1 Постоянный контроль деятельности организации

2.2 Корректировка показателей (целей) деятельности организации

2.3 Оценка бюджетных показателей

Источник: составлено автором.

отчетов об их исполнении за истекшее время, а также сравнение плановых и фактических показателей, что позволяет проводить так называемый анализ отклонений, т.е. оценку уровня отклонений фактических показателей от плановых и причин их возникновения. Эти преимущества системы бюджетирования указывают на ее особую значимость как информационной базы для внутреннего экономического контроля.

Так, данные об отклонениях фактических бюджетных показателей от запланированных позволяют достичь определенных целей:

1) на их основе можно принимать управленческие решения в отношении сотрудников организации, которые отвечают за исполнение бюджетов;

2) они позволяют корректировать и уточнять планируемые показатели на следующий бюджетный период;

3) они позволяют выявить новые возможности, не предусмотренные в процессе составления бюджета;

4) с их помощью можно выявить проблемные области, которые требуют первоочередного внимания.

Разработчики бюджета до его формирования делают предположения относительно динамики внешней среды, а оперативный контроль за исполнением бюджета обеспечивает своевременную и соответствующую корректировку управленческих решений. По истечении бюджетного периода производится сопоставление фактических результатов деятельности организации с бюджетными показателями, анализируются отклонения. Этот анализ включает:

- сравнение показателей фактических результатов деятельности с заложенными в бюджет нормативными показателями;

- выявление положительных и отрицательных отклонений;

- определение причин и выявление виновников полученных отклонений;

- выделение бюджетных отклонений за счет изменений в стоимости ресурсов;

- оценку степени эффективности использования ресурсов и т.п.

С учетом вышесказанного можно отметить, что бюджетирование включает предварительный, оперативный и заключительный контроль. С учетом мнений отдельных ученых [2] автором дана характеристика основных видов текущего бюджетного контроля и выделены его задачи, которые систематизированы в табл. 2.

Исходя из представленных выше характеристик видов контроля и задач для перерабатывающих организаций АПК, к информационному обеспечению можно определить основополагающие условия, на которых основывается текущий бюджетный контроль:

1) условие сравнимости - означает необходимость идентификации фактов хозяйственной жизни, что ведет к наличию единых бюджетных форм с определенными статьями, соответствию регистров бухгалтерского учета и бюджетных форм, согласованию информации в разных видах учета;

2) условие объективности - определяет системность и правдивость информационного обеспечения, на основе которого осуществляется бюджетный контроль, в особенности

Таблица 2

Характеристика основных видов текущего бюджетного контроля

Вид бюджетного контроля Задача Характеристика

Предварительный Установление причин, препятствующих выполнению разрабатываемых бюджетов Осуществляется до начала выполнения действий по достижению намеченных целей организации и в процессе формирования бюджетов. В его ходе оценивают прогнозируемый объем продаж, производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), наличие и достаточность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, предполагаемые инвестиции и т.п.

Оперативный Сравнение фактических и бюджетных показателей и выявление их отклонений, корректировка бюджетных показателей Осуществляется в процессе исполнения бюджетов. Может быть документарным (на основе первичных отчетов) и бездокументарным (наблюдение за исполнением бюджетов путем частичного опроса участников, анкетирования и т.п.)

Заключительный Получение информации для корректировки бюджетов будущих бюджетных периодов, оценка деятельности руководителей и менеджеров центров ответственности Осуществляется по окончании бюджетного периода. Позволяет получить более детальные расчеты фактических бюджетных показателей. Позволяет учесть экономические ошибки прошлых бюджетных периодов

исполнения бюджетов. При этом необходима гармонизация бюджетных форм с бюджетной отчетностью;

3) условие множественности - обусловливает осуществление контроля за исполнением бюджета многократно и параллельно в течение бюджетного периода на основе информации, которая соответствует отчетным бюджетным интервалам. При этом заключительный бюджетный контроль при завершении бюджетного отчетного периода большей частью основывается на данных бухгалтерского учета;

4) условие ответственности - означает персональную ответственность руководителей центров финансовой ответственности при разработке, утверждении и исполнении бюджета в рамках соответствующих компетенций, а также исполнителей за достоверность информации, которая используется в системе бюджетирования. Оценка работы каждого центра ответственности и его руководителя осуществляется по результатам сравнения фактических и бюджетных данных за период. Для осуществления контроля в перерабатывающих организациях АПК определяют показатели по каждому центру финансовой ответственности, которые сведены в табл. 3.

При классификации центров ответственности по функциям, выполняемым ими в перерабатывающих организациях АПК для осуществления

контроля, предлагается использовать следующие показатели:

- заготовительные (включая транспортные) и складские расходы, логистические расходы в подразделении снабжения;

- расходы на производство, количество и качество произведенной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в подразделении производства;

- объем и структура продаж готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), коммерческие расходы, маркетинговые услуги в подразделении сбыта;

- расходы на оказание услуг, количество и качество предоставленных услуг в подразделении оказания услуг основному производству;

- расходы на оказание услуг в подразделении обслуживания производства;

- расходы администрации, а также расходы, доходы и финансовые результаты по организации в целом, направления инвестиций в службах управления деятельностью организации.

В настоящее время, по мнению ученых, управленческие инновационные проекты многих организаций составляются без учета стратегического влияния, а ежемесячный и ежеквартальный анализ деятельности организации сводится к объяснению отклонений между текущими и бюджетными показателями хозяйственной де-

Таблица 3

Направления контроля по центрам финансовой ответственности перерабатывающей организации АПК*

Вид центра финансовой ответственности Ключевые направления

Текущий бюджетный контроль Стратегический бюджетный контроль

Центр затрат Объем произведенной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Качество произведенной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Использование системы «стандарт-кост». Мониторинг целесообразности расходов. Бюджетные и фактические расходы (отклонения). Анализ эффективности расходов Количество привлеченных отечественных поставщиков сырья. Количество видов полуфабрикатов, которые могут храниться в специальной упаковке в течение 180 дней. Процент использования экологически чистого свежего сырья собственного забоя. Процент нарушений сроков доставки материалов (сырья). Процент квалифицированных сотрудников. Доля брака. Количество возвратов готовой продукции в связи с нарушением качества

Центр доходов Объем и структура проданной готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг) в натуральном и стоимостном исчислении. Дебиторская задолженность покупателей. Доля рынка. Размер и структура накладных и коммерческих расходов. Рентабельность продаж Количество оптовых покупателей. Управленческие расходы в общей сумме издержек (% от общих издержек). Процент оптовых покупателей, сотрудничающих с организаций более 5 лет. Процент недовольных покупателей. Процент увеличения цены реализации готовой продукции. Процент квалифицированных сотрудников

Центр прибыли Доходы, расходы, финансовый результат. Рентабельность по видам готовой продукции (выполненных работ, оказанных услуг). Показатели финансовой устойчивости (платежеспособности, ликвидности) Прибыль. Процент выполнения договорных отношений с покупателями. Процент проведенных проверок из запланированных. Процент квалифицированных сотрудников

Центр инвестиций Рентабельность инвестиционного проекта. Экономическая добавленная стоимость. Доходы, расходы, финансовый результат (прибыль). Направления использования прибыли Процент квалифицированных сотрудников. Стратегические направления использования прибыли

* В таблице приведены примеры по конкретной мясоперерабатывающей организации. Дополнительные показатели к текущему бюджетному контролю определяют конкретно по каждой организации в зависимости от ее стратегических целей и задач.

ятельности, которые в качестве промежуточных результатов достижения стратегических целей не рассматриваются. Решающее значение для успешного функционирования организации, ориентированной на стратегию долгосрочной финансовой устойчивости, имеет интеграция контрольных систем стратегического и текущего управленческого учета, в результате которой создается новая модифицированная система управленческого учета - информационная основа современной модели управленческого контроля [1].

С этих позиций, по мнению автора, в системе бюджетирования должна быть проведена интеграция стратегического бюджетного контроля с текущим. Система бюджетирования должна строиться с учетом стратегических целей организации. Поэтому в ней должна собираться информация для оценки деятельности в отчетном периоде, которая позволит сверять данные и при необходимости оперативно уточнять стратегические цели.

Чтобы контролировать приближение к ним по итогам месяца, квартала, нужно увязать

бюджетные статьи с факторами, влияющими на достижение цели. Для этого необходимо использовать сбалансированную систему показателей и, в частности, ее компонент - ключевые показатели эффективности (Key Performance Indicators, KPI). На основе стратегических целей конкретной мясоперерабатывающей организации можно показать пример использования сбалансированной системы показателей для осуществления стратегического бюджетного контроля в перерабатывающих организациях АПК. Данные примера систематизированы в табл. 4.

При достижении определенных показателей центром финансовой ответственности в системе бюджетирования необходимо использовать бюджетную мотивацию. Бюджетная мотивация -это объяснение, приведение положительной информации о системе бюджетирования и побуждение персонала к ее внедрению и применению и достижению поставленных стратегических целей организации [6, с. 113].

Наряду с материальными методами мотивации необходимо использовать и нематериальные. Материальная мотивация включает в себя как постоянную, так и переменную части заработной платы, а также может иметь вид бонусов, премий. Переменная часть зарплаты персонала может включать:

- надбавку за индивидуальные результаты работы по достижению показателей;

- групповую надбавку для центра финансовой ответственности;

- надбавку за результаты работы всего предприятия.

Таким образом, система переменных выплат может быть различной в зависимости от существующей и утвержденной руководством мотива-ционной схемы для разных ЦФО и финансовых возможностей организации. Критерии оценки результатов работы центров могут различаться в зависимости от решаемых задач системы бюджетирования в организации [6, с. 114-115].

Таким образом, в современных условиях одной из стратегических систем бюджетного контроля, которую должен освоить менеджмент отечественных перерабатывающих организаций АПК, является система сбалансированных показателей.

Система сбалансированных показателей информационно обеспечивает предварительный

стратегический контроль при установлении показателей, адекватно отражающих стратегию организации, и заключительный стратегический контроль, осуществляемый по истечении определенного периода (как правило, года) сравнением намеченных фактических показателей и оценкой выявленных отклонений.

Система бюджетирования в этом случае будет обеспечивать прозрачную, оперативную взаимосвязь результатов не только с факторами, повлиявшими на их получение, но и с целями организации. Топ-менеджмент на основе анализа результатов бюджетного процесса будет иметь возможность принимать решения, ориентированные на реализацию стратегии.

В организациях, использующих систему бюджетирования и систему сбалансированных показателей, объединяется контроль за бюджетами и операциями по реализации стратегии, формируя основу информационной системы управленческого контроля.

Виды участия службы внутреннего контроля (отдела бюджетного контроля) в системе бюджетирования:

- консультирование по вопросам бюджетного планирования, проверка бюджетов и их корректировка по мере необходимости;

- аудит бюджетной отчетности;

- аудит эффективности системы бюджетирования.

Исходя из вышесказанного, автор считает целесообразным введение терминов «бюджетный аудит» и «аудит эффективности системы бюджетирования» на микроуровне.

В Федеральном законе от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности» дано определение аудита как независимой проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о ее достоверности [7].

Понятие «бюджетный аудит», как правило, используется на макроуровне, при осуществлении предварительного аудита формирования федерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» предварительный аудит формирования федерального бюджета и бюджетов

* Утверждено в организации 31.12.2010.

** Определено автором на основании данных производственно-финансового плана, бухгалтерской, оперативной отчетностей и регистров бухгалтерского учета мясоперерабатывающей организации.

Таблица 4

Пример использования сбалансированной системы показателей для стратегического бюджетного контроля

Наименование показателя Целевое значение на 31.12.2015* Фактическое значение на 31.12.2011** Отклонение показателей 2015 г. от показателей 2011 г. Управленческое решение (мероприятие) по промежуточным результатам

Прибыль, тыс. руб. 1 000 718 282 Соответствует целевой программе, применить бюджетную мотивацию

Количество оптовых покупателей, ед. 400 315 -85 Разработать дополнительные мероприятия

Доля управленческих расходов от общей суммы издержек, % 8,0 12,0 -4,0 Соответствует целевой программе, применить бюджетную мотивацию

Количество оптовых покупателей, сотрудничающих с организаций более 5 лет, % 70,0 64,0 -6,0 Соответствует целевой программе, применить бюджетную мотивацию

Количество привлеченных отечественных поставщиков сырья, ед. 20 16 -4 Разработать дополнительные мероприятия

Количество недовольных покупателей, % 1 2,1 -1,1 Разработать дополнительные мероприятия

Увеличение цены реализации готовой продукции, % 20 6,8 -13,2 Соответствует целевой программе

Выполнение договорных отношений с покупателями, % 100 100 Показатель достигнут, применить бюджетную мотивацию

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Возврат готовой продукции в связи с нарушением качества, число раз 0 18-26 -18-26 Разработать дополнительные мероприятия

Количество видов полуфабрикатов, которые могут храниться в специальной упаковке в течение 180 дней, шт. 20 5 15 Соответствует целевой программе

Доля использования экологически чистого свежего сырья собственного забоя, % 100 80 20 Разработать дополнительные мероприятия

Доля брака, % 0,5-1 1,5 -1,0-0,5 Разработать дополнительные мероприятия

Доля проведенных проверок из запланированных, % 100 96 4 Разработать дополнительные мероприятия

Доля нарушений сроков доставки материалов (сырья), % 1 2,3 -1,3 Разработать дополнительные мероприятия

Доля квалифицированных сотрудников, % 95 89 6,0 Разработать дополнительные мероприятия

государственных внебюджетных фондов РФ - это комплекс экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проверка и анализ обоснованности показателей проектов бюджетов, наличия

и состояния нормативной методической базы их формирования, оценка проектов бюджетов, их соответствия положениям посланий Президента РФ и иных программных документов, оценка

качества прогнозирования доходов федерального бюджета, использования бюджетных средств, инвестиционной и долговой политики, а также эффективности межбюджетных отношений [9]. Чтобы не было путаницы с бюджетным аудитом на макроуровне, при применении данного понятия в организациях необходимо использовать понятия «бюджетный аудит на микроуровне» или «аудит системы бюджетирования». Как полагает автор, данные понятия идентичны.

Бюджетный аудит на микроуровне (аудит системы бюджетирования) - это контрольно-аналитические мероприятия существующей системы бюджетирования в организации, включающие в себя проверку и анализ обоснованности показателей бюджетной отчетности, наличия и состояния документации по формированию бюджетов и отчетности об их исполнении. Иными словами, аудит системы бюджетирования включает в себя аудиторскую проверку бюджетной отчетности и документации, связанной с формированием бюджетов и отчетности об их исполнении.

Аудит бюджетной отчетности представляет собой гарантии того, что операционные и финансовые бюджеты проверяемого хозяйствующего субъекта содержат показатели, реальные для достижения, и объективно отражают планируемые результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, движение денежных средств и статьи прогнозного баланса, а отчетность об исполнении бюджетов, кроме этого, включает точные фактические показатели для осуществления план-фактного анализа.

Аудит документации, связанной с формированием бюджетов и отчетности об их исполнении, включает в себя проверку:

- справочной информации;

- документов системы бюджетирования;

- промежуточных расчетов;

- методики расчетов отдельных показателей и статей бюджетов;

- последовательности формирования бюджетов;

- организации внутреннего контроля и др. Кроме этого, могут быть определены тематические направления бюджетного аудита:

- аудит бюджета налогов;

- аудит бюджета транзакционных издержек;

- аудит инновационно-инвестиционного бюджета;

- аудит бюджета НИОКР и др.

Исходя из вышесказанного, бюджетный аудит можно классифицировать по следующим видам:

- общий бюджетный аудит;

- бюджетный аудит отдельных бюджетов;

- бюджетный аудит структурных подразделений (центров финансовой ответственности);

- бюджетный аудит бизнес-направлений;

- бюджетный консалтинг.

Виды бюджетного аудита субъекта перерабатывающей отрасли АПК систематизированы в табл. 5.

Следовательно, цель бюджетного аудита -выражение мнения о реальности, объективности и достоверности бюджетной отчетности как составной части управленческой отчетности аудируемой организации. Объект бюджетного аудита -бюджетная отчетность, которая, в свою очередь, включает бюджеты и отчеты об их исполнении. По результатам проверки выдается аудиторское заключение по бюджетной отчетности аудируемого хозяйствующего субъекта.

Чтобы определить сущность аудита эффективности системы бюджетирования, рассмотрим такие понятия, как «эффективность», «аудит эффективности».

Современный экономический словарь определяет эффективность как относительный эффект, результативность процесса, операции проекта, определяемые как отношение эффекта, результата к затратам, расходам, обусловившим, обеспечившим его получение [11]. В этом случае под эффектом понимаем достигаемый результат в его материальном, денежном, социальном выражении. В связи с вышесказанным эффективность может определяться, во-первых, как оценка результативности - степень достижения определенного результата и, во-вторых, как соотношение затрат (расходов) и выгод (доходов) - выгодность процесса (операции, проекта) для участников.

Понятие «аудит эффективности» в современной литературе приводится в основном со стороны расходования государственных средств. Так, согласно стандарту финансового контроля СФК 104 «Проведение аудита эффективности использования государственных средств» аудит

Таблица 5

Классификация видов бюджетного аудита хозяйствующего субъекта перерабатывающей отрасли АПК

№ п/п Вид бюджетного аудита Характеристика

1 Общий бюджетный аудит Аудит реальности и объективности показателей бюджетов, точности фактических показателей в отчетах об исполнении бюджетов. Проверка справочной информации и документов системы бюджетирования. Разработка методики расчетов отдельных показателей бюджетов. Выражение мнения о достоверности бюджетной отчетности и др.

2 Бюджетный аудит отдельных бюджетов (тематический) Аудит одного или нескольких бюджетов для решения каких-либо функциональных задач. Проверка правильности расчета показателей аудируемого (тематического) бюджета. Рекомендации по оптимизации показателей отдельного бюджета

3 Бюджетный аудит структурных подразделений (центров финансовой ответственности) Аудит бюджетов подразделений (ЦФО) для решения их функциональных задач. Проверка правильности расчета показателей бюджета подразделения (ЦФО). Рекомендации по оптимизации показателей бюджета структурного подразделения (ЦФО)

4 Бюджетный аудит бизнес-направлений Аудит бюджетов по бизнес-направлениям организации для принятия конкретных управленческих решений. Проверка правильности расчета показателей бюджета по бизнес-направлениям. Рекомендации по оптимизации показателей бюджета по бизнес-направлениям

5 Бюджетный консалтинг Внедрение и сопровождение системы бюджетирования. Рекомендации по совершенствованию существующей системы бюджетирования или отдельных ее подсистем

Источник: составлено автором.

эффективности представляет собой финансовый контроль, осуществляемый путем проведения контрольного мероприятия, целью которого является определение эффективности использования государственных средств, полученных организациями, подлежащими проверке, для достижения ими запланированных целей, решения поставленных социально-экономических задач и выполнения возложенных функций [10].

И.Б. Лагутин [4] считает, что аудит эффективности представляет собой санкционированную государством и органами местного самоуправления деятельность органов внешнего финансового контроля, которая направлена на определение результата движения бюджетных ассигнований и использования публичного имущества с целью улучшения качества управления и, тем самым, повышение уровня жизни населения.

А.С. Садчиков [12] под аудитом эффективности понимает комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, которые направлены на получение достоверных данных об объекте контроля и позволяют сделать вывод об уровне эффективности данного объекта в целом, а также об уровне эффективности управления этим объектом, в частности, об эффективности использования выделенных ресурсов по каждому виду.

О.В. Котлячков, Н.В. Котлячкова [3] предлагают исследовать аудит эффективности через эффективность использования средств и рассматривают его в узком смысле как проверки организаций в целях определения эффективности использования средств, а в более широком понимании - как комплекс контрольных мероприятий, направленный на выявление целесообразности и результативности социально-экономического использования средств инвесторов.

Исходя из вышесказанного, автор полагает, что прежде чем дать определение аудиту эффективности, необходимо вначале добавить объект контроля (например, аудит эффективности использования материальных ресурсов, аудит эффективности управления и т.п.).

С этих позиций аудит эффективности системы бюджетирования целесообразно определить как комплекс контрольно-аналитических мероприятий, направленный на результативность применения данной системы в организациях. Аудит эффективности системы бюджетирования включает оценку

системы бюджетирования и ее эффективности по ряду показателей, разработанных аудируемым лицом или аудиторской организацией. Аудит эффективности системы бюджетирования может быть направлен на определение эффективности функционирования бюджетного союза, оценку качества функционирования системы бюджетирования, расчет экономичности данной системы в перерабатывающих организациях АПК.

Для оценки эффективности системы бюджетирования в перерабатывающих организациях АПК можно определить ее экономичность как отношение расходов на содержание и функционирование бюджетного союза к количеству среднегодовых работников, занятых в системе бюджетирования в целом:

Э б = З б / К ,

с.б с.б с.р'

где Эсб - экономичность системы бюджетирования;

Зс.б - затраты на содержание бюджетного союза (заработная плата, канцелярские расходы и др.) по подсистемам;

Кср - количество среднегодовых работников, занятых в системе бюджетирования. Чем меньше показатель Э , тем экономичнее

с.б

система управления процессом бюджетирования.

Другим вариантом определения эффективности функционирования бюджетного союза является вычисление соотношения эффекта, полученного благодаря конкретным мероприятиям, осуществленным союзом в интересах его отделов и затрат по достижению данного эффекта:

„ / Э1 х Э2 х Эз х Э 4 Э = 41-

ф б с \ЗТ 1 х ЗТ 2 х ЗТ з х ЗТ 4' где Эфбс - эффективность функционирования бюджетного союза;

Эр Э2, Э3, Э4 - экономический эффект, полученный за счет проведенных мероприятий плановым, учетно-отчетным, контрольным и аналитическим отделами бюджетного союза, соответственно, в предлагаемой автором системе бюджетирования, руб.; ЗТ1, ЗТ2, ЗТз, ЗТ4 - затраты, направленные на достижение экономического эффекта планового, учетно-отчетного, контрольного, аналитического отделов, соответственно, на проведение мероприятий, руб.

Объединение персонала отделов в бюджетный союз может вызвать умноженный эффект, который значительно больше арифметической суммы эффектов, возникающих у отдельно действующих отделов.

На взгляд автора, необходимо проводить оценку качества функционирования системы бюджетирования. Показатели, которые целесообразно использовать для этого, приведены в табл. 6.

Мониторинг этих показателей целесообразно проводить на постоянной основе, установить их достижение в качестве одного из критериев оценки качества функционирования системы бюджетирования. В том случае, если число положительных ответов превысит 80%, это будет свидетельствовать о высоком уровне качества функционирования системы бюджетирования; от 60 до 80% положительных ответов - о среднем, менее 60% - о низком уровне качества функционирования системы бюджетирования.

Наряду с вышеперечисленными показателями аудиторская проверка может включать аудит:

- использования материальных, трудовых и других ресурсов;

- финансовых и производственных результатов деятельности организации;

Таблица 6 Показатели оценки качества функционирования системы бюджетирования

№ п/п Показатель Да/нет

1 Качество документов системы бюджетирования

2 Меры по осуществлению внутреннего контроля качества системы бюджетирования

3 Наличие порядка (положения) для оценки качества системы бюджетирования

4 Выполнение требований к формированию операционных и финансовых бюджетов

5 Выполнение требований к оформлению вспомогательных финансовых бюджетов

6 Выполнение требований к формированию управленческой (бюджетной) отчетности

7 Оперативный мониторинг бюджетных показателей

8 Используемое программное обеспечение в системе бюджетирования

Источник: составлено автором.

- выполнения поставленных целей и задач экономического субъекта с учетом его стратегии;

- состояния внутреннего контроля;

- устранения обнаруженных ошибок и недостатков и т.п.

Таким образом, цель аудита эффективности системы бюджетирования - определить, является ли система бюджетирования экономичной, результативной. Объект аудита эффективности системы бюджетирования зависит от поставленных задач. По результатам проверки выдается отчет о проверке эффективности системы бюджетирования аудируемого экономического субъекта.

Внедрение и использование предлагаемых автором видов аудита позволят повысить эффективность системы бюджетирования, качество управленческих решений, принимаемых менеджментом перерабатывающей организации АПК, и тем самым обеспечить выполнение возложенных на них функций и задач.

Список литературы

1. Ермакова Н.А. Об учетном механизме взаимосвязи систем текущего и стратегического управленческого контроля // Международный бухгалтерский учет. 2009. № 2.

2. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский управленческий учет: учеб. для вузов. М.: Экономистъ, 2003. 618 с.

3. Котлячков О.В., Котлячкова Н.В. Показатели и критерии эффективности использования средств, применяемые для аудита эффективности // Международный бухгалтерский учет. 2013. № 2.

4. Лагутин И.Б. Аудит эффективности в системе регионального финансового контроля // Реформы и право. 2011. № 2.

5. Никулина С.Н. Теоретические и методологические аспекты бюджетирования в системе управленческого учета перерабатывающих организаций агропромышленного комплекса // Экономика: мировой исторический опыт и современные проблемы: коллективная монография / под ред. Н.С. Клунко. Ставрополь: Логос, 2013. С. 148-189.

6. Никулина С.Н. Документирование и финансовая структура системы бюджетирования в организациях перерабатывающей сферы агропромышленного комплекса // Социально-экономическое развитие: проблемы и решения: коллективная монография / под ред. Т.Н. Внуковской. Ставрополь: Логос, 2013. С. 98-116.

7. Об аудиторской деятельности: Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ.

8. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.

9. О Счетной палате Российской Федерации: Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ.

10. Проведение аудита эффективности использования государственных средств: стандарт финансового контроля СФК 104, утв. решением Коллегии Счетной палаты России от 09.06.2009, протокол № 31К (668). URL: http://base.garant. ru/12178578/

11. РайзбергБ.А., ЛозовскийЛ.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. М.: ИНФРА-М, 2006.

12. Садчиков А.С. Аудит эффективности использования ресурсов: методологический подход // Аудиторские ведомости. 2007. № 6.

International accounting Auditing

ISSN 2311-9381 (Online) ISSN 2073-5081 (Print)

CONTROL ASPECTS OF BUDGETING SYSTEM OF Ä PROCESSING ORGANIZATION OF AGRO-INDUSTRIAL COMPLEX

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Svetlana N. NIKULINA

Abstract

The article considers organization of budgetary control in the system of micro-budgeting. The

author introduces such concepts as budget audit and performance audit of budgeting system. The paper provides their characteristics and offers the

system of the balanced scorecard used for strategic budgetary control on the example of the particular meat-processing organization of agro-industrial complex.

Keywords: budgetary control, micro-level, processing organizations, agro-industrial complex, fiscal audit, performance audit, budgeting effectiveness

References

1. Ermakova N.A. Ob uchetnom mekhanizme vzaimosvyazi sistem tekushchego i strategicheskogo upravlencheskogo kontrolya [On the accounting system of the current relationship and mechanism of the strategic management control]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2009, no. 2.

2. Ivashkevich V.B. Bukhgalterskii upravlenche-skii uchet [Management accounting: a textbook]. Moscow, Ekonomist Publ., 2003, 618 p.

3. Kotlyachkov O.V., Kotlyachkova N.V. Poka-zateli i kriterii effektivnosti ispol'zovaniya sredstv, primenyaemye dlya audita effektivnosti [Indicators and criteria for the use of funds to audit the effectiveness]. Mezhdunarodnyi bukhgalterskii uchet - International accounting, 2013, no. 2.

4. Lagutin I.B. Audit effektivnosti v sisteme regional'nogo finansovogo kontrolya [Audit of the effectiveness of the system of regional financial control]. Reformy i pravo - Reforms and law, 2011, no. 2.

5. Nikulina S.N. Teoreticheskie i metodolog-icheskie aspekty byudzhetirovaniya v sisteme upravlencheskogo ucheta pererabatyvayushchikh organi-zatsii agropromyshlennogo kompleksa. Ekonomika: mirovoi istoricheskii opyt i sovremennye problemy: kollektivnaya monografiya [Theoretical and methodological aspects of budgeting in the system of management accounting of the processing organizations of agro-industrial complex. Economy: world historic

experience and contemporary issues: a collective monograph]. Stavropol, Logos Publ., 2013.

6. Nikulina S.N. Dokumentirovanie i finansovaya struktura sistemy byudzhetirovaniya v organizatsi-yakh pererabatyvayushchei sfery agropromyshlennogo kompleksa. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie: problemy i resheniya: kollektivnaya monografiya [Documenting and financial structure of the budgeting system in organizations of processing areas of agro-industrial complex. Socio-economic development: problem and solutions: a collective monograph]. Stavropol, Logos Publ., 2013.

7. The Federal Law "On Auditing activities" of December 30, 2008 № 307-FZ. (In Russ.)

8. The Federal Law "On Accounting" of December 06, 2011 № 402-FZ. (In Russ.)

9. The Federal Law "On Audit Chamber of the Russian Federation" of April 05, 2013 № 41-FZ. (In Russ.)

10. Standard of financial control "Audit of the efficiency of the use of public funds" SFC 104. Approved by the decision of Board of Accounting Chamber of the Russian Federation (Protocol of June 9, 2009 № 31K (668)). Available at: http://base. garant.ru/12178578/. (In Russ.)

11. Raizberg B.A., Lozovskii L.Sh., Starodubt-seva E.B. Sovremennyi ekonomicheskii slovar' [Modern economic dictionary]. Moscow, INFRA-M Publ., 2006.

12. Sadchikov A.S. Audit effektivnosti ispol'zovaniya resursov: metodologicheskii podkhod [Audit of efficiency of resource use: a methodological approach]. Auditorskie vedomosti - Auditor journal, 2007, no. 6.

Svetlana N. NIKULINA

Kurgan State Agricultural Academy, Kurgan, Russian Federation [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.