Научная статья на тему 'Актуальные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях'

Актуальные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
572
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ УЧЕТ / ВНУТРИФИРМЕННОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ФИНАНСОВЫЙ ДИРЕКТОР / БУХГАЛТЕР-АНАЛИТИК / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузина Анна Федоровна, Харсеева Алена Вячеславовна

В статье рассмотрены организационные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования по центрам финансовой ответственности. Постановку управленческого учета в коммерческих организациях рекомендовано осуществлять по автономному варианту. Систему бюджетирования в коммерческих организациях следует организовать, выделяя центры финансовой ответственности, разрабатывающие бюджеты и представляющие их в финансовую дирекцию для составления сводных бюджетов. Определена роль финансового директора и бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет в учетно-аналитической деятельности коммерческой организации. Показано влияние финансового директора коммерческой организации на различных этапах внутрифирменного бюджетирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузина Анна Федоровна, Харсеева Алена Вячеславовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях»

УДК 657

Кузина Анна Федоровна

кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерского учета Кубанского государственного аграрного университета акЬагеееуа@таП. ги

Anna F. Kuzina

PhD in Economics, associate professor of the department of business accounting Kuban State Agrarian University, Krasnodar akharseeva@mail. ru

Харсеева Алена Вячеславовна

кандидат философских наук, доцент кафедры бизнес-процессов и экономической безопасности Академии маркетинга и социально-информационных технологий - ИМСИТ (г. Краснодар) аМагеееуа@таП. ги

Alena V. Kharseeva

Ph.D. of philosophical sciences, associate professor of the chair of business processes and economic security of Academy of marketing and socially-informative technologies - IMSIT (Krasnodar) akharseeva@mail. ru

Актуальные вопросы

постановки системы управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях

Аннотация. В статье рассмотрены организационные вопросы постановки системы управленческого учета и бюджетирования по центрам финансовой ответственности. Постановку управленческого учета в коммерческих организациях рекомендовано осуществлять по автономному варианту. Систему бюджетирования в коммерческих организациях следует организовать, выделяя центры финансовой ответственности, разрабатывающие бюджеты и представляющие их в финансовую дирекцию для составления сводных бюджетов. Определена роль финансового директора и бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет в учетно-аналитической деятельности коммерческой организации. Показано влияние финансового директора коммерческой организации на различных этапах внутрифирменного бюджетирования.

Ключевые слова: управленческий учет, внутрифирменное бюджетирование, финансовый директор, бухгалтер-аналитик, управленческие решения.

Topical issues of

managerial accounting system and budgeting for commercial organizations

Annotation. In article are considered organizational matters of managerial accounting system of budgeting and financial responsibility centres. Queuing management accounting in commercial organizations encouraged to offline option. Budgeting system in commercial organizations should organize, allocating financial responsibility centers, developing budgets and their representative to the Finance Directorate for the compilation of consolidated budgets. The role of Finance Director and accountant-analyst engaged in management accounting in the accounting and analytical activity of commercial organizations. Shows the effect of the Financial Director of a commercial organization at different stages of corporate budgeting.

Keywords: management accounting, intercompany budgeting, financial Director, accountant-analyst, management decisions.

В современном контексте развития информационного учетно-аналитического кластера организация управленческого учета является внутренним делом каждого субъекта хозяйствования. В отечественной практике ведение бухгалтерского управленческого учета, в отличие от бухгалтерского финансового учета не является обязательным и не регламентируется законодательно. Однако высокая степень дискуссии наблюдается в вопросах организации управленческого учета и бюджетирования в коммерческих организациях.

Постановка управленческого учета в коммерческой организации зависит от организационной структуры управления.

Мы рекомендуем организовать постановку управленческого учета в коммерческих организациях по автономному варианту. Наряду с главным бухгалтером, осуществляющим ведение бухгалтерского финансового учета и формирование бухгалтерской финансовой отчетности, внедрить должность финансового директора и

бухгалтера-аналитика по бухгалтерскому управ- автономный вариант организации управленче-

ленческому учету. На рисунке 1 представлен ского учета в коммерческой организации.

Рисунок 1 - Автономный вариант организации управленческого учета в коммерческой организации

Финансовая дирекция (управленческая бухгалтерия) - центральная служба аппарата управления, создаваемая дирекцией коммерческой организации.

Финансовая дирекция (управленческая бухгалтерия) и ее подразделения функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или финансовом подразделении.

В плане организации труда работников финансовой дирекции (управленческой бухгалтерии) определяется структура данной службы, ее штат, дается должностная характеристика каждому работнику, намечаются мероприятия по повышению квалификации, составляются графики учетных работ.

Финансовому директору отводится особая роль в формировании основных принципов управленческого учета коммерческой организации, как ответственному за вопросы разработки систем обеспечения финансирования стратегического курса, разработку и совершенствование системы оценки и контроля деятельности коммерческой организации, поступление оперативной, точной и релевантной информации из центров ответственности для принятия управленческих решений [1].

С введением в коммерческой организации позиции финансового директора главный бухгалтер в меньшей степени должен быть менеджером процессов финансово-экономического управления. Хотя, что касается управления процессом подготовки внешней отчетности и налогового планирования, то эти функции все равно должны сохраниться за главным бухгалтером.

Финансовый директор в своей деятельности руководствуется положением по финансово-экономи-

ческой службе организации и должностной инструкцией. Финансовый директор подчиняется непосредственно руководителю организации. Финансовый директор осуществляет руководство работниками финансово-экономической службы (управленческой бухгалтерии). На время отсутствия финансового директора (командировка, отпуск, болезнь и пр.) его обязанности возлагаются на главного бухгалтера (при отсутствии такового -лицо, назначенное в установленном порядке), который приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащие исполнение возложенных на него обязанностей.

Финансовый директор должен выступать структурным, функциональным и проектным менеджером, особенно на этапе постановки бюджетирования.

Систему бюджетирования в коммерческих организациях необходимо организовать на основании Приказа по внедрению системы внутрифирменного бюджетирования, выделяя следующие центры финансовой ответственности, разрабатывающие бюджеты и представляющие их в финансовую дирекцию (управленческую бухгалтерию) для составления сводных бюджетов:

- ЦФО № 1 - центр управления;

- ЦФО № 2 - центр затрат (склады);

- ЦФО № 3 - центр продаж (оптовый отдел) [1, с. 183].

Рассмотрим влияние финансового директора коммерческой организации на различных этапах внутрифирменного бюджетирования на рисунке 2.

Финансовый директор коммерческой организации может оказывать воздействие на финансо-

во-экономическое состояние буквально на всех основных фазах бюджетного управления.

При этом, на этапе регулирования финансовый директор коммерческой организации должен обобщать полученный опыт (положительный и отрицательный), что может выражаться в предложениях по совершенствованию действующей системы бюджетирования (улучшение методики и регламента) и выработки стратегических и тактических решений.

В целом, режим работы финансового директора определяется в соответствии с правилами внут-

реннего трудового распорядка, устанавливаемыми в коммерческой организации. При этом в непосредственное подчинение финансовому директору мы рекомендуем отнести бухгалтера-аналитика, осуществляющего управленческий учет.

Современная целевая ориентация бухгалтерского учета в системе управления означает создание информационно-аналитической базы для принятия конкретных решений [4, с. 152]. При этих условиях роль бухгалтера-аналитика как непосредственного участника управления коммерческой организацией резко возрастает.

Рисунок 2 - Влияние финансового директора коммерческой организации на этапах внутрифирменного бюджетирования

К основным обязанностям бухгалтера-аналитика коммерческой организации следует отнести:

- контрольные функции за формированием данных о результатах прошедшего периода;

- составление согласованного генерального бюджета;

- подготовку отчетов о достигнутых результатах на основе сравнительного анализа фактических и запланированных показателей для каждого структурного подразделения (центра ответственности).

Соответственно, бухгалтер-аналитик, осуществляющий управленческий учет не только оказывает помощь управляющим центрам ответственности в планировании и подведении итогов работы, но и несет ответственность за реальность бухгалтерских отчетов, достоверность финансовых результатов и достижение тактических целей коммерческой организации.

Роль бухгалтера-аналитика в принятии управленческих решений состоит в осуществлении эффективного информационного обмена, преж-

де всего путем построения системы внутреннего контроля и бюджетирования. Мы считаем, что, с одной стороны, бухгалтер-аналитик является консультантом, а с другой - контролером.

В целом, положительно повлиять на процесс внедрения управленческого учета в коммерческих организациях позволит совокупность следующих составляющих:

- заинтересованность административно-управленческого персонала в получении объективной информации и их готовность к необходимым изменениям;

- четко определенные цели и намеченные приоритеты развития коммерческой организации;

- разработанная юридическая и организационная структура;

- система мотивации персонала;

- высокий уровень квалификации персонала;

- обеспеченность обратной связи в учетно-аналитической системе;

- доступность методологической поддержки;

- достаточный уровень автоматизации служб [2, с. 154].

Все это позволит наиболее эффективно организовать постановку управленческого учета в коммерческих организациях, благодаря чему соб-

Литературы:

1. Вишневская В.Г. Современная концепция бюджетирования / В.Г. Вишневская, В.В. Волош-ко // ДэресШэ. 2014. № 2. С. 182-185.

2. Кузина А.Ф. Системы и принципы финансового планирования и прогнозирования в управлении организацией // Альманах современной науки и образования. № 2-1. 2010. С. 153-156.

3. Мишин Ю.А. Управленческо-информационные аспекты учета, контроля и регулирования предпринимательской деятельности / Ю.А. Мишин, А.В. Харсеева // Общество и право. 2005. № 3 (9). С. 149-153.

ственники смогут лучше отслеживать состояние своего бизнеса и принимать более обоснованные управленческие решения.

Literature:

1. Vishnevskaja V.G. Modern concept of budgeting / V.G. Vishnevskaja, V.V. Voloshko // Aspectus. 2014. № 2. S. 182-185.

2. Kuzina A.F. Sistemy i principy finansovogo plani-rovanija i prognoziro-vanija v upravlenii organizaciej // Al'manah sovremennoj nauki i obrazovanija. № 2-1. 2010. Р. 153-156.

3. Mishin Yu.A. Upravlenchesko-informacionnye aspekty ucheta, kontrolja i regulirovanija predprini-m atel 'skoj dejatel'nosti / Yu.A. Mishin, A.V. Khar-seeva // Obshhestvo i pravo. 2005. № 3 (9). Р. 149153.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.