Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ культуры здоровьесбережения будущего защитника Отечества'

Структурно-функциональный анализ культуры здоровьесбережения будущего защитника Отечества Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
53
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гаудеамус
ВАК
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ / CULTURE OF HEALTH-SAVING / ЮНОШИ / ДОПРИЗЫВНОЙ ВОЗРАСТ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПОНЕНТЫ / STRUCTURALLY FUNCTIONAL COMPONENTS / YOUNG MAN / PREINDUCTION AGE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Иванников Сергей Викторович

В статье обоснована необходимость формирования культуры здоровьесбережения юношей допризывного возраста, выявлены причины низкого состояния здоровья молодежи данной группы. Представлено авторская трактовка понятия «культура здоровьесбережения». Раскрыты структурные (мотивационный, когнитивный, деятельностный, творчески-координирующий) и функциональные (гуманистический, образовательный, нормативный, коммуникативный и координирующий) компоненты данного феномена в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALLY FUNCTIONAL ANALYSIS OF CULTURE OF HEALTH-SAVING OF FUTURE DEFENDER OF THE FATHERLAND

In article the author proved need of formation of culture of health-saving of young men of preinduction age, established the reasons of the low state of health of youth of this group, presented author's interpretation of the concept «culture of health-saving» and opened functional (motivational, cognitive, activity, creative coordinating) and functional (humanistic, educational, standard, communicative and coordinating) components of this phenomenon in their interrelation and interference.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ культуры здоровьесбережения будущего защитника Отечества»

УДК 37.037

doi: 10.20310/1810-231X-2018-17-2(36)-95-98

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЯ БУДУЩЕГО ЗАЩИТНИКА ОТЕЧЕСТВА

Иванников Сергей Викторович

Рязанский филиал ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя» Россия, г. Рязань e-mail: sergej-ivannikov@mail.ru

В статье обоснована необходимость формирования культуры здоровьесбережения юношей допризывного возраста, выявлены причины низкого состояния здоровья молодежи данной группы. Представлено авторская трактовка понятия «культура здоровьесбережения». Раскрыты структурные (мотивационный, когнитивный, деятельностный, творчески-координирующий) и функциональные (гуманистический, образовательный, нормативный, коммуникативный и координирующий) компоненты данного феномена в их взаимосвязи и взаимовлиянии.

Ключевые слова: культура здоровьесбережения, юноши, допризывной возраст, структурно-функциональные компоненты

Демократизация Российского общества привела к существенным изменениям в различных сферах жизнедеятельности, в том числе и в Российской армии. В настоящее время возникла настоятельная потребность в инициативной, творческой, духовно и физически здоровой личности военного, способной ориентироваться в непрерывно изменяющихся сложных социальных и психолого-педагогических ситуациях профессиональной деятельности.

В настоящее время проблема здоровье-сбережения подрастающего поколения исследуется на междисциплинарном уровне. Так, в работах Н. А. Белоусова, Л. А. Галибиной, В. А. Киселева, А. Б. Стариковой исследуются факторы и условия сохранения здоровья юношей. Д. Н. Давиденко, Г. К. Зайцев,

B. П. Казначеев, В. В. Колбанов, В. П. Пет-ленко, Л. Г. Татарникова и другие исследуют способы сохранения здоровья учащихся.

C. В. Васильев, И. Ю. Глинянова, В. Н. Иг-наткин, М. Г. Колесникова, Ю. М. Львин, А. В. Мощенко и другие исследуют возможности учебно-воспитательного процесса в здоровьесбережении учащихся. В то же время недостаточно специальных исследований, посвященных проблеме здоровьесбережения юношей допризывного возраста. Отсюда тео-

ретическая подготовка юношей существенно выше их физического и морального здоровья.

Наиболее значимыми причинами данного обстоятельства является отсутствие специализированных технологий здоровьесбережения. У значительного числа юношей искажено отношение к собственному здоровью как к ценности, мотивации на его сохранение и укрепление, нет необходимых знаний и способов деятельности в этой области. Статистические данные свидетельствуют о том, что с раннего детства идет непрерывный расход ресурса здоровья, а не его сбережение и преумножение; к увеличившемуся количеству наследственных заболеваний прибавляются приобретенные. На фоне нездоровья формируются психологические комплексы, препятствующие полноценной деятельности, боязнь службы в Армии в том числе. До сознания юношей не доведено, что личное здоровье зависит от усилий самого человека, его воли и желания [1].

Культура здоровьесбережения представляет собой результат присвоения на личностном уровне различных научных концепций и доктрин здоровья, построение на их основе индивидуальной программы здоровьесбере-жения и следование ей. Процесс формирования КЗС не может быть стихийным или хао-

тичным, поскольку личное здоровье - это далеко не личное дело каждого. Наблюдается качественная неоднородность уровня КЗС личности по следующим причинам:

- соотношение биологического и социального в человеке как базы формирования КЗС;

- неоднородность критических периодов развития личности;

- индивидуально-типологическая изменчивость на уровне организма и личности;

- соответствие биологического и паспортного возраста, акселерации, ретардации развития;

- роль социальной и педагогической мотивации в формировании отношения личности к здоровью как духовной и биологической ценности;

- состояние физического и морального здоровья личности как целостного организма.

В специально организованном педагогическом пространстве личность любого уровня подготовленности сможет найти пути сбережения и развития своего здоровья, если она целенаправленно на это мотивирована, оснащена специальными знаниями и умеет их применять в процессе различных видов деятельности. Имеющиеся сложности призыва юношей в Армию позволяют предположить, что современная система довоенной подготовки не в достаточной степени обеспечивает раскрытие потенциала личности молодого человека в части сбережения здоровья и его развития [2; 3]. Внедрение учебно-воспитательный процесс рекреативных технологий ЗС позволит целенаправленно формировать культуру здоровьесбережения юношей, своевременно осуществлять как диагностику, так и коррекцию развития ее компонентов [4].

Культура здоровьесбережения (КЗС) представляет собой интегративное, динамическое личностное образование, включающее совокупность структурно-функциональных взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, определяющих возможности личного здоровьесбережения в общественно значимых целях. Целостность и системность КЗС обусловлены совокупностью мотиваци-онного, когнитивного, действенного и творче-ски-координирующего компонентов. Следует отметить, что ведущими являются мотиваци-онный и когнитивный компоненты. От того, насколько глубоки убеждения юношей в необходимости здоровьсбережения, специаль-

ные знания и осведомленность о возможных проблемах со здоровьем зависит возможность формирования действенного и творчески-координирующего компонентов.

Мотивационный компонент КЗС включает многоплановые мотивы. Непосредственно-побуждающие мотивы основаны на эмоциях: страх, угроза, радость перспективы, восторг победы и пр. Данная группа мотивов играет существенную роль в необходимости формирования личной КЗС, как своеобразный стимул. Группа мотивов перспективно-побуждающих, связанная с осознанием социального, мировоззренческого значения личной КЗС, с чувством долга и ответственности перед окружающими - не менее значима для формирования КЗС, как осознание ценности личной и общественной. Интеллектуально-побуждающие мотивы играют роль в овладении новыми знаниями и технологиями КЗС, повышении общего уровня культуры, как овладение личной компетентностью в целях дальнейшего профессионального становления.

Когнитивный компонент структуры КЗС означает обогащение учащихся комплексом специальных знаний о здоровье и КЗС. Функция знания заключается в формулировании своих представлений об окружающей действительности и личной интерпретации событий и явлений. Будучи интегративным, когнитивный компонент КЗС включает огромный объем разносторонних знаний о показателях здоровья, способах его сбережения, защиты от внешних воздействий и влияний. Блок знаний синтезирует информацию из области анатомии, физиологии, гигиены, культуры питания, физической культуры и многих других, распределенных по учебным предметам. В процессе формирования КЗС знания постепенно включаются в деятельность в качестве умений и навыков, выполняют управляющую функцию.

Действенный компонент структуры КЗС своим названием показывает взаимосвязанную деятельность учащихся и педагогов, направленную на применение знаний на практике, при ярко выраженном руководстве и контроле со стороны педагогов. Деятельность является источником обогащения личного опыта, социальных отношений и поведения в обществе. В основе действий находится система знаний, отдельные из них могут осуществляться на уровне умения, то есть поопера-ционно, при максимальной активности созна-

ния. Твердые знания и многократные упражнения в действии приводят к осуществлению его на уровне навыка, то есть автоматически.

Творчески-координирующий компонент направлен на раскрытие индивидуальных творческих возможностей и способов их реализации в жизнедеятельности. Данный компонент предполагает самоконтроль, самостоятельную ориентацию учащихся в неординарных условиях, организацию своей жизнедеятельности на основе строго соблюдения норм и требований КЗС на исключительно сознательном уровне. Конечный результат -способность верно ориентироваться и принимать решения в неординарных ситуациях на основе личной программы здоровьсбережения в различных ситуациях жизни и деятельности.

Функционал КЗС личности обеспечивает взаимосвязь между исходным состоянием структурных элементов системы и конечным результатом. Полифункциональность КЗС выражается в гуманистической, образовательной, нормативной, коммуникативной и координирующей функциях. Они реализуются взаимосвязано, обеспечивая целесообразность и продуктивность многообразия межличностных и общественных отношений, общения и деятельности на основе системы ценностных ориентаций, знаний и творческих возможностей личности.

Так, гуманистическая функция КЗС предполагает утверждение ценности учащегося, как морально и физически здоровой личности. Она обеспечивает возможность для развития его способностей и активизирует возможности общения, взаимодействия с окружающим миром на основе добра и справедливости, заботливого отношения к здоровью своему и окружающих.

Образовательная функция заключается в целенаправленной деятельности учащегося по овладению системой теоретических основ здоровьесбережения, умениями и навыками, социальным опытом в личных и общественных интересах.

Коммуникативная функция, как неотъемлемый аспект любого вида деятельности, заключается в стремлении учащегося к общению, контактам различного рода в процессе совместной деятельности, как с одноклассниками, так и с друзьями по месту жительства, случайными знакомыми. Для успешной ее реализации важно владение нормативными и логическими речевыми умениями в целях

взаимопонимания, владение психологическими приемами рефлексии и эмпатии, что позволит моделировать ситуации и прогнозировать их ход и решение.

Нормативная функция регламентирует поведение личности комплексом режимов, правил и предписаний. Условием ее реализации является рекомендательный, а не запрещающий характер их содержания. В структуре КЗС режимы и нормативы отражают опыт человечества и способствуют утверждению в жизнедеятельности ценности здоровья, как приоритета гармонического развития личности учащегося.

Координирующая функция понимается нами как управленческая в поведении личности учащегося. Личность координирует свои усилия по применению знаний, умений и навыков здоровьесбережения, направляет их в нужное русло на творческом уровне. Напряжением воли и активизацией моральных качеств учащийся руководствуется нормами КЗС независимо от ситуации, на основе достаточно сформированной мотивации.

Структурно-функциональные компоненты КЗС представлены по степени роста ее уровня в логической последовательности, характеризующей процесс формирования данного феномена. Они принимаются нами в качестве основы формулирования критериев, показателей и уровней ее сформированности на различных этапах процесса.

Данные опытного обследования юношей допризывного возраста показали зависимость уровня КЗС от уровня сформированности силовых, скоростных и координационных способностей. Выявленную зависимость объясняют как объективными, так и субъективными причинами, которые влияют на степень их вовлеченности в физкультурно-спортивную деятельность.

К объективным причинам юноши отнесли такие, как: наличие слабой спортивной базы, отсутствие инвентаря; невнимание со стороны педагогов, отсутствие знаний и умений; плохую организацию работы по физическому воспитанию в учебном заведении; негативное отношение родителей к физической культуре и спорту; отсутствие свободного времени и др. К субъективным - отсутствие желания заниматься определенным видом физической активности, нехватку воли, непонимание значимости ФП, незнание способов здоровьесбережения, отсутствие интереса, слабое здоровье.

Аналитическое осмысление результатов опытного исследования показал, что носители низкого уровня КЗС представляют собой группу риска современной допризывной молодежи и нуждаются в специальной педагогической помощи.

Литература

1. Дюсембеков Р. В. Актуальные проблемы оценки состояния здоровья юношей допризывного и призывного возраста // Медицина и экология. 2007. № 1. С. 21-29.

2. Шамсутдинов Ш. А. Методика физической подготовки допризывной молодежи в условиях общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Челябинск, 2008.

3. Райзик А. А., Петров П. К. Моделирование физического воспитания юношей допризывного возраста в условиях внедрения Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «ГТО» // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Вып. 4. С. 134-139.

4. Практика реализации здоровье-сберегающих технологий в образовательных организациях с учетом требования ФГОС / сост. А. С. Фетисов. Воронеж, 2015.

References

1. Dyusembekov R. V. Aktual'nye problemy otsenki sostoyaniya zdorov'ya yunoshej doprizyvnogo i prizyvnogo vozrasta [Current problems of assessment of the state of health of young men of preinduction and military age] // Meditsina i ekologiya. 2007. № 1. S. 21-29.

2. Shamsutdinov Sh. A. Metodika fizicheskoj podgotovki doprizyvnoj molodezhi v usloviyakh obshcheobrazovatel'noj shkoly [Technique of physical training of preinduction youth in the conditions of comprehensive school]: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. Chelyabinsk, 2008.

3. Rajzik A. A., Petrov P. K. Modelirovaniye fizicheskogo vospitaniya yunoshej doprizyvnogo vozrasta v usloviyakh vnedreniya Vserossijskogo fizkul'turno-ozdorovitel'nogo kompleksa «GTO» [Modeling of physical training of young men of preinduction age in the conditions of introduction of the All-Russian sports and improving GTO complex] // Vestnik Udmurtskogo universiteta. Seriya: Filosofiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2016. Vyp. 4. S. 134-139.

4. Praktika realizatsii zdorov'ye-sberegayushchikh tekhnologij v obrazovatel'nykh organizatsiyakh s uchetom trebovaniya FGOS [Practice of realization of health saving technologies in the educational organizations taking into account the requirement of FSES] / sost. A. S. Fetisov. Voronezh, 2015.

* * *

STRUCTURALLY FUNCTIONAL ANALYSIS OF CULTURE OF HEALTH-SAVING OF FUTURE DEFENDER OF THE FATHERLAND

Ivannikov Sergey Viktorovich

Ryazan Branch «Moscow University Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikotya»

Russia, Ryazan e-mail: sergej-ivannikov@mail.ru

In article the author proved need of formation of culture of health-saving of young men of preinduction age, established the reasons of the low state of health of youth of this group, presented author's interpretation of the concept «culture of health-saving» and opened functional (motivational, cognitive, activity, creative coordinating) and functional (humanistic, educational, standard, communicative and coordinating) components of this phenomenon in their interrelation and interference.

Key words: culture of health-saving, young man, preinduction age, structurally functional components

Об авторе:

Иванников Сергей Викторович, кандидат педагогических наук, зав. кафедрой физической подготовки Рязанского филиала ФГКОУ ВО «Московский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации имени В. Я. Кикотя», г. Рязань

About the author:

Ivannikov Sergey Viktorovich, Candidate of Pedagogics, Head of the Physical Training Department, Ryazan Branch «Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation named after V. Ya. Kikotya», Ryazan

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.