Научная статья на тему 'Структурно-функциональный анализ интеллектуального кадрового потенциала агропромышленного комплекса'

Структурно-функциональный анализ интеллектуального кадрового потенциала агропромышленного комплекса Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
196
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛЕКТ / КАДРЫ / ПОТЕНЦИАЛ / СПЕЦИАЛИСТ / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ / КОМПЛЕКС / НООСФЕРА / INTELLIGENCE / PERSONNEL / POTENTIAL / EXPERT / AGRARIAN AND INDUSTRIAL / COMPLEX / NOOSPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирских Е. С.

Проведен последовательный анализ понятий «интеллект», «потенциал», «интеллектуальный потенциал специалиста». С точки зрения педагогической методологии сформулировано определение интеллектуального потенциала специалиста АПК, конкретизирована его структура, определены и обоснованы ее основные компоненты и их содержание.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structural-functional analysis of intellectual personnel potential of agrarian and industrial complex

The concepts «intelligence», «potential», «intellectual potential of an expert» are analyzed consistently. The definition of intellectual potential of an expert in agrarian and industrial complex is formulated from the point of view of pedagogical methodology; its structure is concretized and its basic components and their content are determined.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональный анализ интеллектуального кадрового потенциала агропромышленного комплекса»

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

Е.С. Симбирских

Проведен последовательный анализ понятий «интеллект», «потенциал», «интеллектуальный потенциал специалиста». С точки зрения педагогической методологии сформулировано определение интеллектуального потенциала специалиста АПК, конкретизирована его структура, определены и обоснованы ее основные компоненты и их содержание.

Ключевые слова: интеллект, кадры, потенциал, специалист, агропромышленный, комплекс, ноосфера.

Важным звеном аграрной политики государства на современном этапе является обеспечение сельскохозяйственного производства высококвалифицированными кадрами, подъем интеллектуального уровня тружеников села. К сожалению, в педагогике формированию интеллектуального кадрового потенциала АПК уделено не достаточно места. До сих пор не сформулировано общепринятого определения интеллектуального потенциала специалиста АПК. В связи с этим, встает проблема исследования данного понятия, структуры, критериев и статуса в системе образования.

Анализ сущности интеллектуального кадрового потенциала АПК начнем с последовательного исследования категорий «потенциал» - «интеллект» - «интеллектуальный» - «интеллектуальный потенциал» -«интеллектуальный кадровый потенциал АПК» - «интеллектуальный потенциал специалиста АПК».

В словаре С.И. Ожегова дана следующая трактовка потенциала: «потенциал - степень мощности в каком-нибудь отношении, совокупность каких-нибудь средств, возможностей». Согласно А.С. Рубину «Потенциалы -комплексные свойства, формирующиеся из характеристик и структур, и образующие, в зависимости от комбинаций, разные потенциалы населения: созидательный, духовный и др.» [1]. Использование понятия потенциала в социальной области согласно исследований И.А. Ашмарина представляется, в основном, по трем направлениям:

- по уровню человеческих общностей;

- по тем сферам деятельности, уровень развития которых в различных станах можно сравнивать друг с другом;

- по фундаментальным основаниям человеческой деятельности в целом.

Следует сразу же оговориться, что данная классификация построена на использовании различных оснований, которые в реальной жизни пересекаются и по-разному сочетаются. Например, в контексте нашего исследования и согласно приведенной классификации деятельность аграрных образовательных учреждений направлена на формирование следующего потенциала:

- по уровню общности - личности, предприятия АПК, региона и т. д.;

- по сфере деятельности - сельскохозяйственного;

- по фундаментальным основаниям человеческой деятельности в целом - интеллектуального.

С этой точки зрения потенциал включает в себя три составляющие: субъект - деятельность - продукт. На протяжении многих веков потенциал непременно связывался с деятельностью человека. Таким образом, носителем потенциала является субъект (человек или группа людей). Потенциал же характеризует состояние субъекта с точки зрения возможности осуществлять определенного вида и качества деятельность. Что же касается понятия интеллектуального потенциала, то оно отражает интеллектуальную сторону деятельности человека.

В латинском языке понятию «интеллект» соответствует понятие «ум». В педагогическом словаре В.М. Полонского «ум» определяется как комплексная характеристика человека, его индивидуально-психологических устойчивых мыслительных способностей, выражающихся в самостоятельности его мысли, ее критичности, гибкости, логичности и глубине, способности находить и обес-

печивать решение и доказательность возникающих проблем. Согласно С.И. Ожегова [2] «интеллект - ум, мыслительная способность, умственное начало у человека»; «интеллектуал - интеллектуальный человек»; «интеллектуальный - умственный, духовный, с высокоразвитым интеллектом». Согласно психометрического подхода интеллект понимается не столько как умственная способность, сколько как достигнутый уровень психического развития, проявляющийся в сформированности определенных познавательных функций, а также в показателях степени усвоения знаний и навыков (Б.Г. Ананьев, Д.Б. Богоявленская, Л.М. Веккер, Б.М. Величковский, В.В. Давыдов, Н.А. Менчинская, Ж. Пиаже, Д.Б. Эль-конин). Представители социокультурного подхода рассматривают интеллект как результат процесса социализации и влияния культуры в целом (Дж. Брунер, М. Коул и С. Скрибнер, Л. Леви-Брюль, Л.С. Выготский, А.Р. Лурия и др.). В рамках процессуальнодеятельностного подхода интеллект рассматривается как особая форма человеческой деятельности (С.Л. Рубинштейн, А.В. Брушлин-ский, Л.А. Венгер, Н.Ф. Талызина, О.К. Тихомиров, К. А. Абульханова-Славская и др.). В качестве основной интеллектуальной деятельности ученые выделяют - мышление, выраженное в конкретных мыслительных операциях (анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение и др.). Структурноинтегративный подход М.А. Холодной представляет интеллект как особую форму организации индивидуального ментального (умственного) опыта в виде наличных ментальных структур, прогнозируемого ими ментального пространства и строящихся в рамках этого пространства ментальных репрезентаций происходящего [3].

Особый интерес для нас относительно педагогики профессионального образования представляют акмеологические исследования Б.Г. Ананьева, О.С. Анисимова, А.А. Деркача, В.Г. Зазыкина, А.С. Седуновой и др. С позиций акмеологического подхода интеллект рассматривается как высший психический процесс, развитие которого происходит в тесном взаимодействии с развитием или трансформацией личности, в значительной степени носит индивидуально обусловленный характер, то есть взрослый человек способен самостоятельно контролировать ход

своего интеллектуального развития и добиваться высот профессионального мастерства [4]. Именно этой точки зрения мы и будем придерживаться в дальнейших наших исследованиях, определяя интеллект специалиста как высший психический процесс профессионального самостановления личности, развитие которого обусловлено социокультурными, педагогическими и генетическими факторами.

В определениях интеллекта особое внимание исследователями уделяется терминологической дифференциации понятий «интеллект» и «мышление», «интеллект» и «интеллектуальные способности», «интеллект» -«творчество», «интеллект» и «культура». Рассматривая категорию «мышление» как деятельностную основу интеллекта специалиста в соответствии с ноосферным подходом, необходимо выделить его основной стиль - ноосферное мышление, как категорию профессионально- и цивилизационнозначимую. Ноосферный стиль мышления выражает его направленность на интегративный синтез знаний, отражающих разные стороны, аспекты объекта в прогнозировании его устойчивого развития. Мыслить ноо-сферно сейчас необходимо всем: ученому, агроному, зоотехнику, врачу, учителю и т. д. Специалисты разных сфер деятельности стихийно открывают для себя, что объекты и проблемы, с которыми им приходится иметь дело, решая профессиональные задачи, -системны и цивилизационно-значимы. Осознание необходимости ноосферного видения проблем и решения задач выражается в рефлексии. Рефлексивные процессы позволяют осуществлять сознательный контроль над процессом своего мышления, придавать ему определенную направленность, соответствующую задаче ориентацию, производить необходимую коррекцию.

Мышление обусловлено интеллектуальными способностями, определяемыми генетикой и средовыми факторами. В рамках процессуально-деятельностного подхода интеллектуальные способности специалиста следует рассматривать как потенциальные психологические возможности отдельных лиц в профессиональной сфере деятельности. Способности развиваются только в процессе деятельности.

Рассматривая взаимосвязь понятий «интеллект» и «творчество», необходимо отметить, что интеллект - это всегда способность творческая, содержанием которой является непрерывность познания, осмысления полученных знаний, их креативное использование, в процессе которого рождаются новые направления познания, новые идеи, накапливается творческий потенциал. Таким образом, творчество - основная форма реализации интеллекта. Уровень творчества в деятельности специалиста отражает степень использования им своих интеллектуальных способностей для достижения поставленных профессиональных целей.

Системно-синергетическая целостность интеллектуального потенциала понятий «интеллект», «мышление» и «творчество» достигается в разработанном В.И. Вернадским понятии «ноосфера» в контексте развиваемого им учения о биосфере, гуманистической идеологии и роли научной мысли как планетарного и космического явления. С появлением человека, отмечает Вернадский, в биосфере возникает «... новая форма биогеохи-мической энергии, которая создает в настоящее время ноосферу» [5]. В основе этой энергии лежит научное творчество: «Научная мысль человечества работает только в ноосфере и в ходе своего появления, в конце концов, превращается в ноосферу, геологически охватывает ее разумом. Научная мысль есть часть структуры - организованности -биосферы и ее в ней проявления, ее создание в эволюционном процессе жизни является величайшей важности событием в истории биосферы, в истории планеты» [6].

Как уже говорилось выше, понимание категории «интеллект» не является однозначным и во многом зависит от теоретической позиции, которую реализует исследователь. С точки зрения господствующей в настоящее время в образовании теории гуманизации и культурологического подхода главным системообразующим фактором становления специалиста является формирование профессиональной культуры (В.Г. Афанасьева, А.Л. Денисова, И.Ф. Исаев, Н.В. Молоткова, С.Л. Рубинштейн). В педагогическом словаре В.М. Полонского дано следующее определение «культуры» - это уровень развития, типы и формы организации жизни и деятельности общества и людей, материаль-

ные и духовные результаты деятельности человека, объективированные в предметных материальных носителях (машины, сооружения, произведения искусства, нормы морали и права), а также человеческие силы и способности, реализуемые в мировоззрении, интеллектуальном, нравственном, эстетическом развитии человека, способах и формах его общения с другими людьми и природой. Профессиональная культура проявляется в специфике профессиональной деятельности субъекта. Таким образом, интеллект как базовый системообразующий элемент профессиональной культуры определяет уровень профессиональной подготовки специалиста. С этой точки зрения интеллект проявляется в форме профессионального мышления, позволяющего специалисту логически мыслить, анализируя, обобщая, синтезируя и интегрируя профессиональные знания и методы научного познания.

Рассматривая интеллект с точки зрения деятельностного подхода, делаем вывод: интеллектуальная деятельность человека характеризует его когнитивные способности, складывающиеся из способности к постановке целей и поиску средств их реализации, без чего любая предметная деятельность невозможна.

На основании последовательно проведенного анализа можно дать наиболее простое определение категории «интеллектуальный потенциал», как максимально развитым когнитивным способностям и возможностям субъекта деятельности. В такой трактовке интеллектуальный потенциал представляет собой сложную и многозначную категорию, вбирающую в себя понятия:

- «инновационный потенциал», как креативную, творческую, новаторскую составляющую;

- «научный потенциал», как научную, исследовательскую составляющую;

- «информационный потенциал», как информационную составляющую;

- «научно-технический потенциал», как технологическую составляющую;

- культурный потенциал, понимаемый как некоторая качественно-количественная характеристика нравственного состояния общества, обшей и профессиональной образованности;

- популяционный психофизиологический потенциал (111111), как психофизиологическую составляющую, реализуемую через возможности субъекта повышать качество жизни;

- «интеллектуальная элита», как лучшая составляющая, «элита элит».

Данные понятия взаимосвязаны и реализуются в синергетическом видении категории «интеллектуальный потенциал», раскрывая все три составляющие потенциала: субъект - деятельность - продукт. В качестве субъектной составляющей может рассматриваться индивид, группа, нация, страна в целом, что обусловливает характер деятельности и получаемого продукта.

В контексте исследования вопросов формирования интеллектуального кадрового потенциала АПК наиболее значимым является рассмотрение интеллектуального потенциала с позиций комплексного подхода. Это позволяет нам дать следующее определение интеллектуального кадрового потенциала АПК - это совокупность коллективных знаний и достижений сотрудников (специалистов) агропромышленного комплекса, их интеллектуальных способностей, умения решать проблемы, лидерских качеств, предпринимательских и управленческих навыков, реализуемых или предполагаемых реализовать с целью устойчивого развития сельского хозяйства.

Интеллектуальный потенциал специалиста сферы АПК - это целостная интегрированная система интеллектуальных ресурсов личности, которые могут быть осознанно реализованы в профессиональной деятельности.

Данное определение показывает, что носителями интеллектуального потенциала выступают как общности людей, так и отдельные личности. Но в любом случае интеллектуальный потенциал является признаком высокого развития познавательной деятельности.

Рассмотрим сущностные характеристики интеллектуального потенциала. Исследователи выделяют ряд базовых интеллектуальных свойств: 1) уровневые свойства, характеризующие достигнутый уровень развития отдельных познавательных функций; 2) комбинаторные свойства, характеризующие способность к выявлению и формированию раз-

ного рода связей и отношений; 3) процессуальные свойства, характеризующие операциональный состав, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности вплоть до уровня элементарных информационных процессов; 4) регуляторные свойства, характеризующие обеспечиваемые интеллектом эффекты координация, управления и контроля психической активности. Свойства этого типа обнаруживают себя в организации поведения, в регуляции аффективных состояний, а также в эффектах саморегуляции интеллектуальной активности [3].

На основе приведенного анализа сущностных характеристик интеллектуального потенциала и профессиональной деятельности специалиста АПК мы выделяем следующие его основные интеллектуальные черты характера и черты интеллектуального стиля мышления.

Основные интеллектуальные черты:

- профессиональная и психологическая эрудиция, характеризующаяся объемом, глубиной, широтой и системностью знаний;

- внимательность;

- наблюдательность;

- оперативная и долгосрочная профессиональная память;

- сообразительность;

- глубина, широта, гибкость, быстрота, решительность, оригинальность, прогно-стичность и коэволюционность ума;

- развитость речи и оперативная речемыслительная деятельность;

- устойчивая самооценка;

- конвенциальность;

- гармоничность;

- самоорганизация;

- устойчивое саморазвитие.

Черты интеллектуального стиля мышления, определяемого нами как агроэконо-осферное:

- системность и синергичность мышления, то есть способность охватывать явления многоаспектно, структурно-функционально; способность к выявлению бифуркаций с целью устойчивого развития цивилизации;

- детерминизм мышления, т. е. способность устанавливать причинно-следственные связи, схватывать зависимости между явлениями в природных и агропромышленных системах;

- вероятность мышления, т. е. способность выявлять и прогнозировать альтернативы, разнообразные пути возможного течения событий, возможных последствий профессиональной деятельности, выражаемая в коэволюционности;

- конкретность мышления, т. е. способность переносить или использовать общие положения теории для объяснения отдельных фактов и делать сиюминутные выводы;

- аналитичность мышления, то есть способность производить различные виды анализа; способность к моделированию агропромышленных процессов и социопри-родных явлений;

- перспективность мышления, т. е. способность обозревать события в «зонах их ближайшего развития»; способность к антиципации;

- экономичность мышления, т. е. способность выбирать пути наименьших затрат сил и времени при решении задач;

- рефлексивность мышления, т. е. способность оценивать свою деятельность, свое Я со стороны в аспекте коэволюционного развития;

- эвристичность мышления, т. е. способность производить все процедуры творческих умственных действий; способность ставить и проверять гипотезы, фильтровать альтернативы на основе разных критериев, генерировать информацию, делать обобщения.

На основании обобщения базовых интеллектуальных характеристик и свойств специалиста АПК нами выделены основные функции интеллектуального потенциала специалиста АПК: 1) адаптационная (приспособление интеллекта личности к постоянно меняющимся условиям, самоорганизация), 2) потребностно-мотивационная (активизация познавательных способностей, возникновение целей, интереса, желаний, инициативность), 3) познавательная (восприятие и информации, анализ, выявление и формирование связей и отношений, мотивированное умственное напряжение, прогностичность), 4) операционально-практическая (операциональный состав, приемы и стратегии интеллектуальной деятельности, выражаемые в умениях, способностях и навыках), саморе-гуляционная (организация поведения, регуляция аффективных состояний, интеллекту-

альной активности, самосознание и самоконтроль интеллекта), 6) ноосферная (устойчивое развитие интеллекта).

Таким образом, к сфере интеллектуального потенциала специалиста АПК относятся:

- общий интеллект, как общая способность к умственной деятельности, познанию и решению проблем, определяющая успешность любой деятельности;

- специальные (агроэконоосферные) интеллектуальные способности, выражаемые в квалификационных характеристиках и типе профессионального мышления;

- специфика интеллектуальной агро-эконоосферной деятельности;

- результативные показатели интеллектуальной агроэконоосферной деятельности: коэволюционные знания, умения, навыки, информация и т. д.;

- интеллектуальная активность, как процесс-«самость»: самомотивация, саморегуляция, самоорганизация, самоконтроль, самооценка и устойчивое саморазвитие);

- ноосфера, как высшая форма интеллектуального развития, выражаемая в формировании ноосферно-опережающего мышления.

Теоретический анализ исследований интеллекта и разработанное нами рабочее определение интеллектуального потенциала позволили конкретизировать структуру интеллектуального кадрового потенциала АПК, определить и обосновать ее основные компоненты и их содержание (рис. 1).

Интеллектуальный кадровый потенциал АПК включает в себя: субъект (специалист АПК, совокупный потенциал предприятия, региональный, общенациональный); деятельностный компонент (функции интеллектуального потенциала специалиста АПК); структурно-содержательный компонент (интеллект, агроэконоосферные способности, агроэконоосферная деятельность, агроэко-ноосферная культура, ноосфера); операционально-результативный компонент, который включает в себя агроэконоосферные знания, умения, навыки и агроэконоосферное мышление, а также уровни агроэконоосферной активности: высокопродуктивный, продуктивный, малопродуктивный; регуляционнооценочный компонент (мотивация, самоанализ, потребность в устойчивом развитии, устойчивая познавательная позиция).

/-------------\

- специалист АПК

- совокупный потенциал предприятия -региональный

- общенацио-

Интеллектуальный кадровый потенциал АПК

Деятельностный

компонент

Структурно-

содержательный

компонент

Операционально-

результативный

компонент

Регуляционнооценочный компонент

Функции:

- адаптационная

- потребностно-мотивационная

- познавательная

- операционнопрактическая

- саморегуляционная

- ноосферная

- интеллект

- агроэконоо-сферные способности

- агроэконоо-сферная деятельность

- агроэко-ноосферная культура

- ноосфера

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Агроэко-

ноосферные:

- знания

- умения

- мышление

- навыки

Уровни

агроэко-

ноосферной

активности:

- высокопродуктивный

- продуктивный

- малопродуктивный

- мотивация -самоанализ

- потребность в устойчивом развитии

- устойчивая познавательная позиция

Рис. 1. Структура интеллектуального кадрового потенциала АПК

1. Рубин Я. И. Качество населения. О сущности и структуре понятия // СОЦИС. 1998. № 9. С. 87-91.

2. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. М., 1999.

3. Холодная М.А. Существует ли интеллект как объективная реальность? // Вопр. психологии. 1990. № 5. С. 121-128.

4. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. Т. 1 / под ред. А.А. Бодалева и др. М., 1980.

5. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М., 1988.

6. Вернадский В. И. Размышления натуралиста: научная мысль как планетное явление. М., 1977.

Поступила в редакцию 11.01.2008 г.

Simbirskikh E.S. Structural-functional analysis of intellectual personnel potential of agrarian and industrial complex. The concepts «intelligence», «potential», «intellectual potential of an expert» are analyzed consistently. The definition of intellectual potential of an expert in agrarian and industrial complex is formulated from the point of view of pedagogical methodology; its structure is concretized and its basic components and their content are determined.

Key words: intelligence, personnel, potential, expert, agrarian and industrial, complex, noosphere.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.