Научная статья на тему 'Методологические основы проектирования профессиональной подготовки специалистов АПК'

Методологические основы проектирования профессиональной подготовки специалистов АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Симбирских Е. С.

В статье научно обоснована методология профессионального сельскохозяйственного образования, представленная в виде пяти уровней: система философских взглядов, общенаучные принципы и процедуры исследования, общепедагогические идеи, теории, концепции и закономерности, относящиеся непосредственно к подготовке специалистов АПК.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Методологические основы проектирования профессиональной подготовки специалистов АПК»

УДК 378.0 Е.С. Симбирских

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ АПК

В статье научно обоснована методология профессионального сельскохозяйственного образования, представленная в виде пяти уровней: система философских взглядов, общенаучные принципы и процедуры исследования, общепедагогические идеи, теории, концепции и закономерности, относящиеся непосредственно к подготовке специалистов АПК.

Проблема разработки научных основ профессиональной подготовки специалистов обусловлена современным кризисным состоянием и тенденциями развития как всего агропромышленного комплекса (АПК), так и аграрного образования. В частности, в результате проведенного анализа нами были выделены следующие основные противоречия:

• Между стремлением правительства вывести сельское хозяйство из кризиса и низким уровнем подготовки выпускаемых специалистов АПК.

• Между возросшей потребностью современного общества в формировании высококвалифицированных специалистов сельскохозяйственного профиля и недостаточной разработанностью методологических основ аграрного образования.

Особую актуальность приобретает проблема подготовки высококвалифицированных кадров в условиях города Мичуринска - наукограда РФ в сфере сельского хозяйства. Наукограды, как научно-инновационые центры, характеризуются высокой концентрацией интеллектуального и инновационного потенциала, в том числе и кадрового. Целью программы развития г. Мичуринска, как наукограда РФ, в образовательной сфере является «...создание на территории г. Мичуринска системы углубленной специализированной (биологической, сельскохозяйственной, экологической) подготовки будущих специалистов, начиная с дошкольного возраста, и укрепление материально-технической базы образовательных учреждений ...» (из программы развития г. Мичуринска-наукограда РФ). Это еще сильнее обостряет названные выше противоречия, подтверждающие необходимость реформирования и разработки научных основ подготовки кадров в Мичуринском государственном аграрном университете, как в ведущем региональном научном и методическом центре подготовки кадров для науки, образования, культуры, экономической и социальной деятельности.

Рассматривая возможные пути совершенствования системы высшего аграрного образования с учетом вышеуказанных проблем, необходимо учесть целый ряд факторов, определяющих специфику развития аграрного сектора, изменения, происходящие в характере и содержании сельскохозяйственного производства, в социально-экономическом состоянии аграрной области и образовательной системе в целом.

В результате проведенного исследования нами были выделены и сформулированы следующие специфические особенности аграрного образования:

• специфика профессиональной деятельности специалиста АПК (объект труда, условия труда и социального положения и т.д.);

• тесная связь с практикой и активное участие студентов в научных исследованиях с отчетливой профессиональной ориентацией;

• соответствие содержания образовательной программы особенностям развития сельского хозяйства и требований региона;

• непрестижность профессий АПК;

• слабая довузовская подготовка сельской молодежи и, как следствие, необходимость их учебной адаптации к фундаментальной образовательной университетской программе.

В соответствии с первым аспектом были определены субъект-объектные отношения профессиональной деятельности специалиста АПК, основные профессионально важные качества и тип мышления.

Признано, что профессиональная деятельность специалиста АПК прямо или опосредованно направлена на преобразование природы:

г техника

человек^с > природа

ч елов ек^^*^

то есть она является природопреобразующей.

Далее проводилось исследование модели личности специалиста АПК. Результаты проведенного анкетирования и интервьюирования позволили выделить следующие наиболее значимые профессиональноважные качества специалиста АПК: ответственность, интуитивность и перспективность мышления, познавательную и социальную активность, дисциплинированность. Обоснованием является следующее.

По существу сельскохозяйственное производство наиболее активная форма взаимодействия человека и природы. Профессиональная деятельность специалистов АПК всегда была прямо или опосредованно связана с воздействием человека на природную среду, но только в последние годы ученые стали отмечать обратную зависимость этих отношений, подчас достигающих размера катастроф. В условиях современной рыночной экономики работники сельского хозяйства идут на экологические преступления ради высоких прибылей. В результате все колоссальные позитивные возможности используемых в АПК технологий подчас перекрываются несоизмеримыми негативными последствиями их неумелого или злоумышленного использования. Определяя профессии АПК как природопреобразующие и экологически не безопасные, актуально формирование у работников сельского хозяйства прогностических способностей, чувства ответственности за последствия своей деятельности, социоприродное и коэволюционное мировоззрение.

На основе проведенного исследования было сформулировано определение аграрного образования. Под аграрным образованием мы понимаем систему подготовки специалистов АПК, владеющих аналитическими методами и средствами получения информации о состоянии биообъектов и протекающих в них биохимических процессах, а также методами и средствами использования этой информации в процессах производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции с целью обеспечения устойчивого развития цивилизации.

Проблема содержания аграрного образования давно уже вышла за пределы сельскохозяйственной отрасли и затрагивает вопросы жизнеобеспечения и сохранения цивилизации в целом, поскольку влияние сельскохозяйственного производства на биосферу непосредственно и экологически не безопасно. Кризис, поразивший все сельское хозяйство России, устаревшие аграрные производственные структуры и технологии, потребительское, а подчас просто варварское отношение к природе сельскохозяйственных производителей, обусловили бесконтрольное загрязнение окружающей среды и поставили человечество фактически перед угрозой антропоэкологической катастрофы. С целью выхода из сложившейся ситуации мировым сообществом принята осознанная стратегия решить проблемы рационального использования природных ресурсов и обеспечить устойчивое развитие цивилизации. В концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, представленой правительством РФ и утвержденой Указом Президента РФ № 440 от 1 апреля 1996 г., под устойчивым развитием подразумевается «... стабильное социально-экономическое развитие, не разрушающее своей природной основы. Улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [2].

Обеспечить устойчивое развитие сельского хозяйства и страны в целом возможно ноосферизацией системы аграрного образования. Ее трансформация в ноосферной парадигме как раз и создаст тот пласт интеллектуального напряжения, который выведет Россию из кризиса как в экономическом, так и в экологическом измерениях. Ноосферизацию высшего аграрного образования мы рассматриваем как одну из основных задач и одновременно как реальную тенденцию его развития в XXI столетии.

Законодательную основу данной образовательной политики должны составить:

• Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 г.

• Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г.

• Федеральная программа развития образования на 2000-2005 гг.

• Отраслевая программа развития аграрного образования (на 2002-2005 гг. и до 2010 года), разработанная в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 2000 г. № 117 «О совершенствовании кадрового обеспечения агропромышленного комплекса».

• Федеральная целевая программа «Социальное развитие села», рекомендательный законодательный акт «Об экологическом образовании населения», разработанные по итогам второй конференции ООН по окружающей среде и развитию, и представленные в 1995 г.

• Концепция перехода России на путь устойчивого развития.

• Концепция непрерывного экологического образования на период до 2010 г.

Ноосферное образование, как особое направление в педагогике, является инновационным, его теоретические и практические основы в настоящее время активно разрабатываются учеными (Н.В. Масловой, Г.П. Сикорской, Г.С. Смирновым, И.Т. Суравегиной, А.Д. Урсул и др.) [3-6]. Особую актуальность в свете экобезопасной интенсификации агросферы приобретает разработка концептуальных основ ноосферного аграрного образования.

Теоретические основы предлагаемой концепции и методики ее реализации в аграрном вузе представлены на рис.1 и свидетельствуют о том, что на уровне философской методологии теоретические основания профессионального обучения и формирования умений по осуществлению взаимосвязи в рассматриваемых исследованиях опираются на диалектическую теорию познания и концепцию социальной творческой деятельностной сущности личности.

Уровень методологии

•Диалектическая теория познания

•Концепция

социально-

деятельностной

Теория

поэтапного

формирования

умственных

действий

Комплексный

подход:

Системный

Профессио-

нально-

деятельност-

ный

Личностный

Интегративный

Компетентност-

ный

Рис. 1. Теоретические основы концепции ноосферного аграрного образования

На уровне общенаучной методологии разработки концепции ноосферной личности базируются на комплексном подходе выраженного во взаимосвязи знаний с личным опытом, практикой, производством и наукой. На уровне частно-научной методологии разработка концепции опирается на педагогические теории: развивающего обучения, поэтапного формирования умственных и практических действий, формирования интегративно-обобщенных знаний и умений.

Интеграция указанных теоретических оснований в концепции ноосферного аграрного образования представляет ее как многоаспектный процесс, который включает формирование научной системы ноосфер-ных знаний в области сельского хозяйства, воспитание ценностного коэволюционного мироотношения личности, развитие интеллектуальных способностей, интегрированного ноосферного мышления (рис. 2). В итоге происходит формирование ноосферных моделей поведения специалистов АПК в сфере рационального использования природы с целью устойчивого развития.

Агроэконосферное

знание Агроэконосферное

Рис. 2. Структура ноосферного образования специалиста АПК

Таким образом, ноосферное аграрное образование имеет два аспекта. Первый состоит в том, что образование приобретает характеристики ноосферного (интеллекторазвивающего), т.е. корректирующего обучение, нацеленного на развитие интеллектуальных агрокоэволюционных адаптивных прогностических способностей личности на протяжение всей жизни. Второй аспект связан с общей интеграцией всех сфер -личностной, производственной, научной, общественной и образовательной - для устойчивого развития сельского хозяйства (рис. 3). Понятие «устойчивое развитие сельского хозяйства» включает обеспечение устойчивого производства качественной биологической продукции, максимальное использование природного биоэнергетического потенциала агроэкосистем, сохранение и воспроизводство природно-ресурсной базы аграрного сектора, исключение и минимизацию негативного воздействия на окружающую природную среду.

Отражение диалектики процесса в связи ноосферизации и качества подготовки специалиста АПК

средство фуидагаенталшаднн

Формирование ноосферного уровня агроэконоосферной культуры

цель - подготовка конкурентного специалиста

Формирование агроэконоосферного мировоззрения личности

-слтцностыфоцесса .

Рис. 3. Концепция ноосферизации аграрного образования

В соответствие с обозначенным нами пониманием образования, устойчивого развития сельского хозяйства, а также анализом научной литературы, под ноосферным образованием студентов аграрного вуза мы будем понимать процесс формирования интегрированного агроэконоосферного мировоззрения.

С понятием сущности образования тесно связано понятие цели. Согласно исследованиям А.Л. Денисовой, Н.В. Молотковой, Е.А. Захаржевской, главной целью профессиональной подготовки любого уровня системы непрерывного профессионального образования рассматривается сформированность определенного уровня профессиональной культуры в контексте формирования общей культуры человека, «...поскольку уровень ее сформированности влияет на качество освоения социально значимого опыта, связанного с творческой самореализацией личности в профессиональной деятельности, и именно профессиональная культура является ключом к образованию в течение всей жизни человека» [1]. Соглашаясь с исследованиями данных ученых, в качестве итоговой, основной интегральной цели ноосферного аграрного образования мы рассматриваем сформированность у специалиста АПК определенного уровня профессиональной агроэконоо-сферной культуры в совокупности ее структурно-функциональных компонент (рис. 4).

Задачи аграрного ноосферного образования определяются основными тенденциями развития профессиональной среды: возрастанием сложности и информатизацией сельскохозяйственного труда, обусловленными технологическим прогрессом и процессами информатизации всех сфер общественной жизни, ведущей ролью интеллектуальной деятельности в общественном производстве, постоянным обновлением техники и сельскохозяйственных технологий, развитием новых направлений экобезопасной интенсификации агросферы и, как следствие, прогностичностью и поиском нестандартных путей решения профессиональных проблем.

Рис. 4. Структура агроэконоосферной культуры

Функционирование и развитие аграрного нооосферного образования связывают, прежде всего, с проблемой образования взрослых, стратегическая задача которого - социализация и инкультурация личности. При этом если «социализация личности сводится преимущественно к освоению человеком профессии - системы принципов и технологий сельскохозяйственной деятельности ради создания общественно значимого продукта и обретения в награду желаемых социальных благ, то инкультурация личности - это освоение человеком исторически выработанных правил, в пределах которых допускается обретение этих

самых социальных благ, взаимодействие с другими людьми, получение и распространение информации и знаний, оценка и интерпретация различных явлений и т.п.» [3]. В контексте ноосферного аграрного образования проблемы социализации и инкультурации интегрируются в проблему ноосферизации личности.

В модели устойчивого развития основных субъектов больше, поскольку наряду с основными социальными объектами (личность, общество, государство) в число объектов безопасности должна войти природа -ее экосистемы, биосфера в целом и даже космические объекты (естественные и искусственные). Таким образом, под ноосферизацией личности мы понимаем диалектически взаимосвязанные процессы формирования у специалиста АПК в процессе образования коэволюционных умений вхождения в социоприродную среду, т.е. адаптации к культурным, психологическим, социологическим и экологическим факторам и самоактуализации личности. Следствием задачи ноосферизации является интеллектуальное коэволюционное развитие личности на протяжении всей жизни и в итоге устойчивое развитие цивилизации. Под коэволюцион-ным развитием мы понимаем осознанно управляемое ценностно ориентированное соразвитие человека, общества и природы, при котором удовлетворение жизненных потребностей населения осуществляется без ущерба для интересов будущих поколений и Вселенной.

Обобщая вышеизложенное, мы определи основную стратегическую задачу системы ноосферного аграрного образования - ноосферизация личности в процессе подготовки специалистов сферы АПК.

Фундаментом для формирования ноосферного аграрного образования являются следующие принципы образования:

• непрерывность;

• общая интеграция;

• системно-синергетический характер образования;

• демократизация;

• гуманизация:

о интеллектуализация; о гуманитаризация; о экологизация; о информатизация;

о импликация общей, региональной и национальной культуры;

• системная дифференциация обучения;

• ноосферизация.

Непрерывность. Важнейший методологический принцип познания, обеспечивающий целостность, системность, последовательность восприятия бытия и, в частности, формирование устойчивых знаний, навыков, умений в процессе профессиональной подготовки. Раскрывает поступательную направленность постоянного развития профессиональных образовательных потребностей личности как сущностной ее характеристики, находящихся в диалектической связи с коэволюционным развитием сельскохозяйственной деятельности, рассматриваемое через призму категории агроэконоосферная культура.

Всеобщая интеграция (принцип целостности). Направлен на формирование у студентов понимания единства окружающего мира, неразрывной связи составляющих его элементов, взаимообусловленности протекающих в нем процессов. Как основной структурно-организационной компонент концепции, данный принцип реализуется во всеобщей интеграции всех сфер личностной-социальной-культурной-производственной-научной-образовательной-содержательной, обусловленной следующими факторами:

- необходимостью формирования интегрированного агроэконоосферного мировоззрения кадров АПК, обусловленного требованиями социального заказа для устойчивого развития сельского хозяйства;

- интеграционными процессами, происходящими в системе профессионального образования, усилением экологической и практической составляющей аграрного образования и необходимостью их сочетания в едином аграрном научно-образовательно-производственном комплексе;

- возможностью интеграции целей научной, производственной и образовательной сфер в рамках единой системы подготовки специалистов АПК;

- интеграцией социальных, гуманитарных, естественных, технических наук в системе «человек - общество - биосфера» и ее реализацией в содержании аграрного образования.

Системно-синергетический характер ноосферного аграрного образования находится в непосредственной связи с принципом всеобщей интеграции и проявляется при объединении в единую самоорганизующуюся научно-образовательно-производственную систему, создавая эффект устойчивого развития сферы аПк.

внутренние факторы

•степень развития интеллектуальной

• внутриколлективные отношения в АНОПК

социально-экономического раз] региона •наличие хозяйствующих субъектов

•особ енно сти р егионапьного рынка труда •особ енно сти прир о дно-ге огр афиче ских и

особенности исторического развития региона; особенности региональной культуры и социокультурных традиций; национальность, ментальность, этнос региона

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АНОПК

научная сфера

1 направление научных школ и научно-исследовательских коллективов;

■ материальная база и финансовое обеспечение НИР;

■ обеспеченность научными кадрами

_х_

переход

на

устойчивое

развитие

образовательная

сфера

1 особенности рынка образовательных услуг;

■ цели, задачи, структура образовательной системы;

■ материальная база и финансовое состояние:

■ обеспеченность кадрами:

■УМК;

■ абитуриентский состав.

интеллектуальный потенциал АПК •

у ни І СПЦІ

^-------Г

интеллектуальная иНТеЛЛеКТУЭЛЬНЫе продукт

инновационная г интеллектуальной

кадры

деятельность

деятельности

агроэконоосферная культура

Рис. 5. Перспективно-оптимальная модель формирования интеллектуального потенциала сферы АПК

Гуманизация означает переход от технократической модели образования к модели социокультурной, ориентированной на формирование ценностного отношения к личности, человечеству, природе и реализуемой в форме агроэконоосферной культуры. Основными средствами гуманизации аграрного образования являются интеллектуализация, экологизация, гуманитаризация и информатизация образования, импликация общей, региональной и профессиональной культуры, реализуемая в образовательном и воспитательном процессе национальным, региональным и социоприродным компонентами.

Системная дифференциация в обучении осуществляется гармонизацией интеграции и дифференциации и раскрывает нейро-психологические механизмы устойчивого интеллектуального развития человека.

Дифференциация образования означает обеспечение многообразия образовательных условий и педагогических подходов, выбор индивидуальных образовательных траекторий.

Ноосферизация образования подразумевает реализацию потенциальных возможностей человека к саморазвитию и одухотворенной рефлексии на пути его эволюции к новому (ноосферному) уровню развития через «высокую интеллектуальную напряженность» творческой мысли с ориентацией на ее коллективнооткрытые формы, что для сегодняшнего времени представляет определенную сложность (чтобы понять простое, нужно разобраться в сложном).

Практическая реализация концепции ноосферного аграрного образования возможна в условиях научно-образовательно-производственных комплексов. Нами разработана перспективно-оптимальная модель формирования интеллектуального потенциала сферы АПК в условиях аграрного научно-образовательнопроизводственного комплекса (рис. 5). Реализация предложенной модели позволит готовить специалистов с учетом требований социального заказа, обладающих высоким уровнем агроэконоосферной культуры, как интеллектуальной составляющей профессиональной культуры специалиста АПК.

Литература

1. Денисова, А.Л. Концептуальные основы проектирования системы непрерывной профессиональной подготовки в условиях многоуровневого образовательного комплекса: моногр. / А.Л. Денисова, Н.В. Молоткова, Е.Э. Захаржевская. - Орел: РОГС, 2005.

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию // Рос. газ. - 1996. - 9 апр.

3. Маслова, Н.В. Ноосферное образование. Научные основы. Концепция. Методология. Технология / Н.В. Маслова. - М., 2002.

4. Моисеев, Н.Н. Человек и ноосфера / Н.Н. Моисеев. - М.: Мол. гвардия, 1990.

5. Смирнов, Г.С. Ноосферное образование и устойчивое саморазвитие общества: культурно-образовательное измерение ноосферной динамики России // В.И. Вернадский: ноосферология и образование: мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. (Тамбов, 21-22 мая 2002 г.). - М.: Ноосфера, 2002. - С. 117.

6. Урсул, А.Д. Модель опережающего образования и переход России к устойчивому развитию / А.Д. Урсул // Проблемы окружающей среды и природных ресурсов: обзор. информ. - М.: ВИНИТИ, 1996. - Вып. 8. -С. 1-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.