Научная статья на тему 'Агроэконоосферная культура как фактор становления специалиста АПК'

Агроэконоосферная культура как фактор становления специалиста АПК Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
78
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Агроэконоосферная культура как фактор становления специалиста АПК»

ны поддерживаться в стерильном состоянии. В этом случае слеадетрассматривать материальные потоки, подвергающиеся периодической или непрерывной обработке и передаваемые от мест получения к аппаратам-потребителям. При подготовке оборудования и коммуникаций для создания в них асептических условий осуществляются два важных процесса: стерилизация внутренних полостей и герметизация всех элементов и узлов.

Необходимо отметить некоторые наиболее принципиальные особенности решения задачи по достижению и поддержанию асептических условий в аппаратах современных биотехнологических производств. К их числу относится исключительное многообразие возможных путей поступления посторонней микрофлоры (с воздухом, водой, посевным материалом, добавками и др., недостаточная стерилизация или неэффективная герметизация оборудования), разнохарактерность потоков потенциальных носителей посторонней микрофлоры, независимость конечного результата (загрязнения посто-

ронней микрофлорой) от вида материального потока, в котором находятся контаминанты. Кроме того, в условиях промышленного производства процессы, которые в итоге могут привести к контаминации оборудования и продуктов, реализуются, как правило, в сложных инженерных системах, включающих различные аппараты, коммуникации, запорную и регулирующую арматуру, контрольно-измерительные приборы. Суммарная эффективность задержки и инактивации контаминантов зависит от качества работы как систем в целом, так и входящих в них элементов, а также от характеристик материальных потоков (количество и состав посторонней микрофлоры, соотношение между отдельными клетками и их конгломератами, наличие примесей, скорость потоков, адгезионные свойства и др.).

Таким образом, повышение качества биопрепаратов в соответствии с правилами СМР, возможно только путем создания совершенно новой производственно-тех-нолопмеской базы.

АГРОЭКОНООСФЕРНАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СТАНОВЛЕНИЯ СПЕЦИАЛИСТА АПК

ЕС. СИМБИРСКИХ, кандидат сешхохозяйственныхнаук

Мичуринский ГАУ

В современных условиях одна из важнейших задач, стоящих перед учреждениями высшего профессионального образования Российской Федерации, связанных с подготовкой специалистов для сферы природопользования, — ориентация на модель образования для устойчивого развития [1,3]. Его глубинная суть заключается в сохранении цивилизации и биосферы в условиях глобального экологического кризиса, охватившего мировое сообщество. Поэтому теоретической моделью коэволюци-онного, устойчивого развития может рассматриваться и концепция ноосферы В.И.Вернадского. Ноосферная ориентация выдвигает на первое место интеялекгуально-духовные и рационально-информационные факторы и ресурсы, которые в отличие от материально-вещественных и природных безграничны и создают основу для выживания и долгого непрерывного развития цивилизации [5]. Под влиянием современных задач гармонизации взаимодействия с природой сегодня перестраивается парадигма образовательных систем. Это прежде всего связано с их экологизацией, футуризацией, информатизацией, фундаментализацией и особенно интеллектуализацией, что в совокупности и обеспечит ориентацию образования на формирование ноосферной культуры [4].

Проблема формирования агроэконоосферной культуры специалиста АПКособенноактуальна сегодня, кода отрасль получила статус госуд арственного приоритета. Стратегическая задача, от решения которой зависит успех возрождения сельского хозяйства — подготовка и ре-

ализация кадрового потенциала, адекватного современным требованиям. В связи с этим в высшем аграрном образовании происходят процессы переориентации от узкопрофессионального подхода к системно-аксеологичес-кому, ориентированному на широкопрофильного специалиста, творчески и критически мыслящего, способного к целостному видению и анализу сложных проблем общества и природы. Эго требует изучения макроэкологически значимых составляющих профессиональной компетентности будущих специалистов АПК, разработки новых образовательных технологий, предусматривающих развитие у студентов агроэконоосферной культуры.

Термин «культура» (лат. «си1Шт») — первоначально означал возделывание, облагораживание земли, то есть улучшение ее состояния, повышение ее качественного уровня. Поэтому понятие «культура» подразумевает определенное достижение человека в той или иной сфере деятельности (производственной, общественной или духовной).

Ноосфера по С.Н. Ожегову — это состояние биосферы, сложившееся в результате взаимодействия ее законов с деятельностью человеческого разума. Более привычное для нас понятие ноосферы В.И. Вернадского — это сфера разума человечества, кода мерилом национального и индивидуального богатства станут духовные ценности и знания Человека, живущего в гармонии с окружающей средой. Таким образом, ноосферная культура — это достижение гармонии взаимоотношений человека и природы.

Профессиональная деятельность специалистов АПК вседа была прямо или опосредованно связана природной средой, но только в последние года ученые стали отмечать обратную зависимость этих отношений, подчас достигающую размера катастроф. В условиях современной рыноч-

ной экономики работники сельского хозяйства вдут на экологические преступления ради высоких прибылей. В результате все колоссальные позитивные возможности аг-рарныхтехнсшогий подчас перекрываются несоизмеримыми негативными последствиями их неумелого или преднамеренно неправильного использования.

Таким образом, главный системообразующий фактор становления специалиста АПК — формирование агро-эконоосферной культуры, как составной части его профессиональной культуры. Введение слов «arpo» и «эко» в термин «ноосферная культура» конкретизирует и сужает это понятие. Целевая сущность агроэконоосферной культуры — формирование ноосферной личности — человека, обладающего опережающим агроэконоосферным (синтетическим) мышлением и реализующего свою профессиональную деятельность в соответствии с концепцией социоприродной безопасности. Согласно этой концепции «улучшение качества жизни людей должно обеспечиваться в тех пределах хозяйственной емкости биосферы, превышение которых приводит к разрушению естественного биотического механизма регуляции окружающей среды и ее глобальным изменениям» [2].

Агроэконоосферную культуру необходимо рассматривать в качестве адаптационно-регуля-тивного механизма, который позволяет соблюдать баланс между профессиональными интересами личности, общества, государства и безопасностью природной среды. Его специфика выражается в системно-си-нергетическом характере, проявляющемся во взаимном влиянии антропогенных и природных факторов в процессе сельскохозяйственной деятельности и создании синергетического эффекта безопасной устойчивости сферы АПК.

Профессии АПК относятся к группе риска, поскольку итог деятельности зависит от природных условий и умения специалиста правильно и вовремя спланировать, организовать и выполнить необходимые мероприятия. Ошибка в этом случае может повлечь за собой катастрофу

Разрешение объективно сложившихся противоречий лежит в формировании нового агроэконоосферного сознания специалиста АПК, «которое будет не отставать от бьггия, а опережать его» [4]. Только в этом случае возможно предвидеть и предотвратить возможные негативные последствия антропогенного воздействия.

Изменение сознания и мировоззрения возможно с помощью внедрения в аграрную сферу опережающего образования, организация которого все больше смеща-

ется из области усвоения суммы знаний в сферу развития творческого мышления специалиста АПК — «овладения методами принятия решений и опережающего антикризисного моделирования (тренинга)» [3]. В этом проявляется личностно-творческая природа агроэконоосферной культуры и мы выделяем следующие ее компоненты: опережающее агроэконоосферное сознание (естественнонаучные, специальные знания и ценносгно-ори-ентированные гармоничные и прогносгичные отношения);

агроэконоосферное мышление (способность к сис-темно-синергетическому видению и опережающему моделированию в процессе профессиональной деятельности специалиста АПК);

агроэконоосферно-ориентированное поведение, которое характеризуется устойчивым социоприродным развитием.

Определяющий фактор формирования профессиональной культуры специалиста АПК—агроэконоосфер-ная компетентность. На схеме (см. рисунок), составленной с учетом результатов исследований Э.Ф. Зеера, явно

прослеживается ее системно-синергетическии характер, проявляющийся прежде всего в охвате всех сфер профессиональной деятельности специалиста АПК. При этом не исключается приоритет различных составляющих на разных этапах и уровнях деятельности. Например, для агронома наиболее важна способность к ант-ропоэкологической деятельности в рамках специальной компетентности, для руководителя хозяйства—конвен-циальносгь (соблюдение эколого-правовых норм) и гармоничность во взаимоотношениях как с коллективом, так и со всей социоприродной средой, для ученого — способность к саморазвитию, умение системно и творчески мыслить.

Таким образом, формирование агроэконоосферной культуры должно стать основополагающим фактором профессиональной подготовки специалистов АПК.

профессиональная деятельность специалиста АПК І социально-правовая компетентность |---конвеяцнальность и гармоничность —

Iспециальны компетентность

I аутокоипетапность [

I экстремальная компетентность

способность к антропоэкологической деятельности в АПК

способность к устойчивому саморазвитию

в процессе агропромышленной деятельности

-^| устойчивая самооценка

способность к с»иоорганизации

г

р

0

1 к о н о о с * е р в

Рисунок. Основные компоненты профессиональной деятельности специалиста АПК.

Литература.

1. Документы, подготовленные к проведению Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию// Использование и охрана природных ресурсов в России. — 2002. -№9-10

2. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию// Российская газета. — 1996.- 9апр.

3. Национальная доктрина образования образования в Российской Федерации.- М.,2000;

4. А. Урсул Российское образование для устойчивого развития: первые шаги в будущее//ВВШ. — 2005.-№8

5. Урсул АЛ., Романович А.А. Безопасность и устойчивое развитие: философско-концептуальные проблемы. — М., 2001

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.