Научная статья на тему 'Структурно-функциональные особенности педагогического сопровождения учащихся'

Структурно-функциональные особенности педагогического сопровождения учащихся Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
715
506
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОПРОВОЖДЕНИЕ / СТРУКТУРА / ФУНКЦИИ / ОСОБЕННОСТИ / SUPPORT / STRUCTURE / FUNCTIONS / FEATURES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Солодовникова Татьяна Владимировна

Рассмотрены особенности педагогического сопровождения учащихся на разных ступенях обучения. Проанализирована роль учителя по формированию ученика в соответствии с требованиями. Отмечены цели, задачи и функции педагогического сопровождения учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUKTURAL AND FUNCTIONAL FEATURES PEAGOGIGAL SUPPORT OF STUDENTS

The peculiarities of pedagogical support of students at different levels of education are considered here. We examined the role of teacher to form the student in accordance with the requirements. The goals, objectives and functions of Pedagogical Support of Students.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональные особенности педагогического сопровождения учащихся»

Литература

1. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избр. психол. труды / под ред. Д.И. Фельдитейна. Воронеж: Ин-т практической психологии; НПО «Модэк», 1995. 349 с.

2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании: учеб. пособие. М.: Академия,

2003. 192 с.

3. Словарь русского языка / гл. ред. А.П. Евгеньева. М. : Русский язык, 1981. 794 с.

4. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности: учеб. пособие. М.: Аспект Пресс, 1995. 224 с.

5. Чернилевский Д.В. Креативный подход к использованию компьютерной техники // Высшее образование в России. 2002. № 6. С. 157-159.

6. Guilford J. The nature of human intelligence. N.Y., 1967. 286 p.

МЕТЕЛЬКОВА ЛИЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА. См. с. 178.

УДК 371.213.2 ББК 74.03(2)

Т.В. СОЛОДОВНИКОВА

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Ключевые слова: сопровождение, структура, функции, особенности.

Рассмотрены особенности педагогического сопровождения учащихся на разных ступенях обучения. Проанализирована роль учителя по формированию ученика в соответствии с требованиями. Отмечены цели, задачи и функции педагогического сопровождения учащихся в современном учебно-воспитательном процессе.

T.V. SOLODOVNIKOVA STRUKTURAL AND FUNCTIONAL FEATURES PEAGOGIGAL SUPPORT OF STUDENTS

Key words: support, structure, functions, features.

The peculiarities of pedagogical support of students at different levels of education are considered here. We examined the role of teacher to form the student in accordance with the requirements. The goals, objectives and functions of Pedagogical Support of Students.

Педагогическое сопровождение есть сложная система, которая сформирована, функционирует и продолжает развиваться в образовательном процессе обучения и воспитания учащихся и представляет собой единство структурных элементов со связями и взаимодействием между собой, обладает целостностью, определенностью и целенаправленностью. В системе взаимодействия «учитель - ученик» выделяются следующие элементы: цели и задачи, содержание обучения и воспитания, отношения между учащимися, отношение учащихся к учителю, принципы. Главной системообразующей составляющей является цель педагогического сопровождения: оказание помощи и поддержки учащемуся в самостоятельном поиске оптимальных решений, опираясь на имеющийся опыт. Каждое поколение людей оставляет свой опыт, знания, умения в продуктах материальной и духовной культуры и, вступая в мир, осваивает многовековой культурный опыт, впитывает в себя знания, умения, навыки для дальнейшего развития общества. Учащийся не в состоянии самостоятельно освоить достижения человеческой культуры - это происходит при помощи, поддержке и руководстве со стороны учителей в процессе воспитания и обучения. Главным социальным институтом, занимающимся учебно-воспитательным процессом на научной основе, является школа. Роль школы и учителя состоит в том, чтобы дать учащемуся научные знания и умения, привить ему навыки для дальнейшей деятельности, способствовать личностному росту, социальному и профессиональному самоопределению. Учитель ведет конкретный предмет и одновременно выступает в роли воспитателя. Таким образом, учи-

тель - участник образовательного процесса, в котором воплощены требования общества и который формирует ученика в соответствии с предъявляемыми требованиями, озвученными в основных стратегических документах государства в сфере образования: воспитание, социальная, психологическая и педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина.

В современной научной литературе термин «сопровождение» чаще всего встречается в сочетании «индивидуальное» (Е.О. Вержуцкая), «профессиональное» (И.И. Осипова), «научное» (В.И. Богословский), «психологическое» (С.В. Гринь), «психолого-педагогическое» (Т.С. Горолатова, Г.В. Безюлева), «социально-педагогическое» (А.В. Иванов, А.А. Михайлов) и «педагогическое» (В.А. Айрапетова, В.А. Лазарев, Е.А. Александрова, И.Б. Добродеев, Н.Ю. Антипова, А.Ю. Асриев, С.Ф. Шляпина, С.В. Маркова, О.Г. Федосимова), который рассматривается с разных точек зрения. Например, М.В. Шакурова считает, что «педагогическое сопровождение» есть один из механизмов длящегося, двустороннего, солидаристического педагогического взаимодействия [13. С. 21]. Т.В. Глазкова под педагогическим сопровождением понимает систему функций педагога, направленных на создание условий эффективного развития личности учащихся, получение оперативной обратной связи о личностной динамике и оказание индивидуализированной помощи учащимся, испытывающим учебные трудности личностного, дистрессового характера, проявляющиеся в устойчивых негативных эмоциональных переживаниях, что вызывает затруднения и деформации развития личности учащихся [5. С. 9]. И.О. Карелина характеризует педагогическое сопровождение как систему действий взрослого, направленную на актуализацию эмоциональных состояний ребенка, стимулирование его интеллектуальной, речевой и имитационной деятельности и оказание ему помощи в понимании и вербализации эмоциональных состояний при сохранении самостоятельности ребенка [7. С. 13]. В исследовании Н.Ю. Антиповой затронута проблема педагогического сопровождения, под которым понимаются педагогический принцип и система профессиональной деятельности педагога, направленные на создание условий для творческого саморазвития личности [3. С. 3]. Е.А. Александрова предлагает понимание педагогического сопровождения как деятельность учителей и классных воспитателей большей частью превентивного характера, направленную на развитие способности старшеклассников к осознанному ответственному самоопределению и, как результат, на развитие у них умений разрабатывать и реализовывать индивидуальную траекторию не только в части образования, но и жизнедеятельности в целом [2. С. 9]. В.А. Айрапетова делает вывод, что педагогическое сопровождение - это форма партнерского взаимодействия, в процессе которого согласуются смыслы деятельности и создаются условия для индивидуального принятия решений [1. С. 66]. В.А. Лазарев дает понятие педагогического сопровождения как процесса создания оптимальных условий развития и проявления индивидуального сочетания имеющихся у старшего школьника способностей нейтрализации (либо коррекции) факторов, негативно влияющих на реализацию способностей одаренных детей, процесс которого включает также деятельность по оказанию адекватной помощи ребенку в решении возникающих проблем различного характера [8. С. 107]. Как деятельность преподавателя, включающую в себе применение новых информационных технологий, организацию, корректировку и контроль выполняемой в индивидуальном режиме самостоятельной работы обучающихся с учетом меры помощи, направленной на стимулирование активной учебно-познавательной самостоятельной деятельности обучающихся, создание психологического комфорта в

процессе обучения, обеспечение различных уровней интерактивного взаимодействия, оперативной обратной связи средствами информационных технологий, рассматривает педагогическое сопровождение И.Б. Добродеев [6. С. 24]. С.Ф. Шляпина считает, что педагогическое сопровождение есть взаимодействие педагогов и студентов, направленное на обеспечение условий для более адекватного осознания последними путей личностного и профессионального развития в период обучения в вузе [14. С. 10].

Согласно многочисленным исследованиям, педагогическое сопровождение есть механизм взаимодействия, система функций, система действий, система деятельности, деятельность, совокупность действий, процесс, принцип, взаимодействие субъектов. Следует отметить, что в работах разных авторов смысл понятия не имеет существенных расхождений. Проведенный теоретический анализ проблемы, посвященной педагогическому сопровождению, а также изучение литературы убеждают нас в том, что система педагогического сопровождения выступает значимым элементом в учебно-воспитательном процессе. Таким образом, общим в разных определениях рассматриваемого понятия является признание того, что педагогическое сопровождение представляет собой прежде всего взаимодействие учителя и учащегося. Все исследователи признают, что учащийся нуждается в помощи и поддержке для принятия решений. Кроме того, изложенные точки зрения убеждают нас в том, что именно во взаимодействии с учащимся учитель создает оптимальные условия для его личностного роста. Обобщая все вышеизложенное, мы в контексте нашей работы остановимся на следующем определении: «Педагогическое сопровождение учащихся представляет собой взаимодействие учителя и учащихся в учебно-воспитательном процессе, направленное на создание учителем для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей условий для личностного роста и принятия жизненных решений».

Педагогическое сопровождение выполняет задачи, направленные на достижение цели: создание условий для проявления личности в разных учебных ситуациях; помощь в саморазвитии личности ученика; развитие положительной мотивации ученика; формирование у ученика потребности в получении и усвоении новых знаний; развитие собственного потенциала, позволяющего правильно решать задачи обучения и воспитания с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.

В ходе образования постоянно осуществляется взаимодействие между участниками образовательного процесса. Именно связь между субъектами: учащимся и учителем - определяет структуру, принципы и функции педагогического сопровождения. Образовательный процесс в любом российском образовательном учреждении ориентируется на возрастные, психологические, индивидуальные, личностные и учебные особенности учащихся. В соответствии с возрастной периодизацией жизни человека в школьной образовательной системе выделяются следующие ступени: начальное общее образование (1-4 классы); основное общее образование (5-9 классы); среднее общее образование (10-11 классы).

Психологические особенности учащихся начальных классов требуют от учителя особого внимания при формировании интереса к содержанию учебной деятельности. В начале школьного обучения происходит переход от игровой деятельности к учебной, в которой будет формироваться личность. Условия для личностного развития создает учитель. Успех обучения во многом зависит от того, насколько чутко, внимательно и умело учитель будет стимулировать и организовывать коллективную и индивидуальную деятельность учащихся. Уче-

ние - приобретение новых знаний, умений, навыков, накопление систематических сведений об окружающем мире, природе, обществе - становится основной деятельностью, к которой учитель должен сформировать правильное отношение. В учебной деятельности, формирование которой осуществляется в процессе длительной совместной работы учителя и учащегося, последний добивается новых достижений в развитии речи, внимания, памяти, воображения и мышления. Переступив порог школы, он превращается в ученика и предстает перед представителем общества - учителем, который не только требует, но и ориентирует на правильные поступки. Окружают учащегося младшего класса сверстники, рядом с которыми у него появляется желание достичь успеха, получить одобрение учителя, стремление выделиться в ученическом коллективе и получить признание. Роль учителя начальных классов в том и заключается, чтобы научить ребенка осваивать мир. В.А. Сухомлинский отмечал ключевую роль учителя начальных классов, обращая внимание на социальных функциях профессиональной деятельности учителя как наставника детей, посредника между ребенком и социумом. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к учащемуся, оценивая его поведение, создает условия для его личностного роста. Учитель становится главной фигурой, определяющей его место в классе, в общении с одноклассниками, его влияние сказывается и в семье. В начальных классах дети неукоснительно принимают предъявляемые учителем условия и стараются следовать диктуемым правилам. «Учитель - это не только тот, кто передает ученикам знания и умения. Это прежде всего тот, у кого ребенок, как у отца и матери, учится жить», - считал В.А. Сухомлинский [12. С. 208].

Таким образом, в числе задач на 1-й ступени обучения мы выделяем формирование потребности в знаниях; привитие навыков общения и поведения в социальной среде; развитие любознательности и привычки преодолевать трудности; оказание помощи в адаптации среди сверстников. И с учетом возрастных и психологических особенностей учащихся начальных классов учитель строит процесс усвоения системы знаний и умений, развивая личность, прививая учащимся моральные и духовно-нравственные, социальные и семейные ценности. Такое взаимодействие учителя и учащихся позволяет нам выделить в системе педагогического сопровождения обучающую, развивающую, воспитательную функции.

Одним из этапов формирования личности является подростковый возраст, особенность которого - интенсивное развитие личности и ее качественные изменения. Этот возраст психологи характеризуют как переломный, переходный, критический, когда, по мнению Л.С. Выготского, «происходит органическое, половое и социальное созревание личности» [4. С. 247]. В этом возрасте учащимся особенно необходима помощь в принятии жизненных решений и поддержка учителя. Учебная деятельность, оставаясь преобладающей, отходит у подростка на второй план. Ведущей деятельностью в этом возрасте является коммуникативная, так как именно в процессе общения учащийся получает знания о жизни, осваивает этические нормы, учится сознательно подчиняться принятым в данном обществе нормам. Роль учителя заключается в том, чтобы общение было продуктивным и в процессе этой деятельности подростки научились общаться не только со сверстниками, но и с другими представителями общества, овладели способностью разбираться в людях. В подростковом периоде учащийся переходит к взрослости, и особенности его протекания накладывают отпечаток на всю последующую жизнь человека. Познавательные процессы и способности подростка развиваются в количественном и качественном отношении, поэтому учебный материал он не просто воспринимает, а анализи-

рует, так как уже обладает сложной мыслительной деятельностью. Подростку также важны личностное общение с учителем на равных, признание учителем факта его взросления. На данном этапе личностного развития учащегося от учителя требуется особенное умение в научной организации учебного и воспитательного процесса, чтобы подростки могли адекватно реализовать себя как формирующиеся личности. Роль учителя особенно важна, чтобы у подростка не возникало психологических, социальных, педагогических проблем. Для этого учителю, как мы считаем, необходимо учитывать особенности мыслительной деятельности и темпа мышления учащегося; выявлять способности и склонности и развивать их; работать над преодолением низкой мотивации к обучению; уделять внимание подростку и проявлять уважение к его интересам; воспитывать внимание, умение сосредоточиться; прививать правильные убеждения; устанавливать психологический контакт; научить общаться, слушая других. Воздействие учителя на учащегося подросткового возраста в разных педагогических ситуациях позволяет выделить в системе педагогического сопровождения диагностическую, организаторскую, преобразовательную, коммуникативную функции.

Несомненно, всемерная поддержка со стороны учителя и понимание им особенностей у учащихся подросткового возраста являются одним их факторов воспитания гармоничной личности. Таким образом, на 2-й ступени обучения задачами педагогического сопровождения, на наш взгляд, являются формирование у учащихся самосознания, нравственных убеждений и нравственного мировоззрения; умение выстраивать общение с одноклассниками; помощь в личностном самоопределении.

В старших классах будущая жизнь интересует учащегося прежде всего с точки зрения профессиональной. Чтобы выбор профессии не стал напряженным, а старшеклассники плавно и постепенно продвигались к выбору будущей профессии, учителю важно создавать условия для возникновения и развития профессионального самоопределения, характер которого будет способствовать построению жизненных перспектив, планов на будущую жизнь и профессиональную деятельность. Учащиеся старших классов, на наш взгляд, заслуживают особого внимания со стороны учителя, так как находятся на важном этапе своего жизненного пути - выбора профессии и вхождения во взрослую жизнь. Учитывая эти особенности, считаем, что задачи педагогического сопровождения на 3-й ступени обучения заключаются в оказании помощи учащемуся в профессиональном самоопределении; оценке объективных возможностей учащегося; выделении социальной ценности той или иной профессии; определении качеств личности, присущих представителям данной профессии. Совокупность действий учителя, направленных на оказание помощи учащемуся старших классов, допускает выделение в системе педагогического сопровождения координирующей, коммуникативной, воспитательной функций.

С учетом определения рассматриваемого понятия учеными-педагогами мы пришли к выводу, что педагогическое сопровождение является значимым элементом учебно-воспитательного процесса. Основываясь на этом, считаем уместным выделить принципы осуществления педагогического сопровождения:

1) индивидуальный подход - осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента, характера, способностей, мотивов, интересов и др. [9. С. 105];

2) личностный подход - последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к сознательному ответственному субъекту собственного развития и как к субъекту воспитательного взаимодействия [9. С. 134];

3) возрастной подход - учет и использование закономерностей развития личности (физиологических, психических, социальных), а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом [9. С. 38];

4) дифференцированный подход - целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся [11. С. 195];

5) общественная направленность воспитания - воспитание подрастающего поколения в соответствии с государственной стратегией воспитания и формирование социально необходимого типа личности [4. С. 42].

Таким образом, в системе педагогического сопровождения, понимаемого нами как взаимодействие учителя и ученика в процессе обучения и воспитания, мы выделяем следующие функции: развивающую, обучающую, организаторскую, диагностическую, координирующую, коммуникативную, преобразовательную, воспитательную.

Литература

1. Айрапетова В.А. Педагогическое сопровождение духовного становления старшеклассников в процессе их приобщения к русской художественной культуре: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2005. 184 с.

2. Александрова Е.А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий: автореф. дис. ... докт. пед. наук. Тюмень, 2006. 42 с.

3. Антипова Н.Ю. Педагогическое сопровождение творческого саморазвития подростков в летнем оздоровительно-образовательном лагере системы дополнительного образования детей: автореф. дис. .пед. наук. М., 2007. 22 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под. ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

5. Глазкова Т.В. Педагогическое сопровождение личностного развития учащихся в общеобразовательной школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Иркутск, 2004. 18 с.

6. Добродеев И.Б. Педагогическое сопровождение дистанционного обучения студентов вуза: дис. ... канд. пед. наук. Шуя, 2006.180 с.

7. Карелина И.О. Педагогическое сопровождение ребенка в процессе развития у него понимания и вербализации эмоциональных состояний: автореф. дис..канд. пед. наук. Ярославль,

2004. 22 с.

8. Лазарев В.А. Педагогическое сопровождение одаренных старшеклассников: дис. ... докт. пед. наук. Ярославль, 2005. 329 с.

9. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б.М. Бим-Бад; редкол.: М.М. Безруких, В.А. Болотов, Л.С. Глебова и др. М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. 528 с.

10. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учебник: в 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания. М.: ВЛАДОС, 2003. 256 с.

11. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапацевич. Минск: Современное слово, 2001. 928 с.

12. Сухомлинский В.А. Избранные произведения: в 5 т. Т. 5. Статьи. 1980. Киев: Рад. школа, 1980. 678 с.

13. Шакурова М.В. Педагогическое сопровождение становления и развития социокультурной идентичности школьников: дис. . докт. пед. наук. М., 2007. 361 с.

14. Шляпина С.Ф. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов вуза: автореф. дис. . канд. пед. наук. Тюмень, 2008. 25 с.

СОЛОДОВНИКОВА ТАТЬЯНА ВЛАДИМИРОВНА - аспирантка кафедры педагогики и развития образования, Чувашский государственный университет; заведующая учебной частью, Чебоксарский техникум связи и информатики, Россия, Чебоксары (solo-itv@mail.ru).

SOLODOVNIKOVA TATIANA VLADIMIROVNA - post-graduate student of Pedagogy and Education Development Chair; head of a Education Department, Cheboksary College of Communication and Information, Russia, Cheboksary.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.