ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ И ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ГИГИЕНА
СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОа\ЛЬНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
В.И. СТАРОДУБОВ
Министерство здравоохранения и социального развития РФ г. Москва, 101431, Рахмановский пер., д.З.
В статье рассматриваются актуальные вопросы реформирования системы здравоохранения на принципах струкгурно-функциональных приоритетов интеграции медицинской и социальной помощи.
Впервые в научной литературе представлен анализ Положения о полномочиях Министерства здравоохранения и социального развития РФ, изложены задачи и функции новых служб и агентств по здравоохранению и социальному развитию.
Как известно, сейчас меняется структура управления отраслью охраны здоровья и принимаются соответствующие решения по реализации Указа Президента от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» в Российской Федерации. Необходимость изменений структуры и функций Министерства здравоохранения и службы охраны здоровья Российской Федерации в целом была очевидной ввиду отсутствия явных положительных сдвигов в функционировании системы управления охраной здоровья, преимущественно негативной динамики показателей здоровья населения и очевидной неудовлетворенности потребителей качеством медицинских услуг. Причины этих явлений широко обсуждались в специальной и общей публичной прессе, поэтому нет необходимости снова затрагивать эти вопросы, но следует лишь заметить, что ожидаемых политических или административных решений не следовало.
В свете этого следует коснуться отчасти тех аспектов реформирования отрасли, которые уже происходят, но для работников медицинских учреждений по линии Министерства образования и науки РФ пока недостаточно понятны.
Первое, что следует отметить, что процитированный Указ Президента Российской Федерации предусматривает переход на трехкомпонентную, скорее трехзвенную систему управления здравоохранением. Однако, необходимо подчеркнуть, что кроме слияния с Министерством труда и социального развития Российской Федерации, возникновением новых структурно-функциональных единиц и зон ответственности, важным является то, что существенно расширяются финансовые возможности нового Министерства, появляются возможности по бюджетному планированию и управлению средствами, которые выделяются на охрану' здоровья и медицинскую помощь. С учетом этого потребуется осуществить серьезные структурные изменения бюджета в рамках предлагаемого Минфином РФ алгоритма реформирования бюджетной сферы для преодоления неэффективности социальной политики государства.
Так вот, в соответствии с принятым решением Президента и последующим Постановлением Правительства РФ от 6.04.2004г. №153 по направлению «Вопросы Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации» в составе нового Министерства здравоохранения и социального развития создано, в общем, пять федеральных структур исполнительной власти по линии охраны и сохранения здоровья. Это компонент здравоохранения в самом Министерстве здравоохранения и социального развития, две службы - Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, фактически включающая в себя действующую на сегодняшний день службу государственного санитарно-эпидемиологического надзора и Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития.
Как видно, новая структура Министерства предполагает возникновение дополнительных как финансовых, так и организационно-распорядительных возможностей для решения задач, которые были сформулированы принятыми решением Правительства РФ и Президентом, и для реализации которых Министерством и Правительством были разработаны и приняты специальные положения и постановления, исходя из соответствующего постановления Правительства от 6 апреля 2004 года № 153, на которых мы намерены остановиться более подробно в данной статье.
Перед этим возникает необходимость со всей определенностью четко подчеркнуть, что суть этих структурно-функциональных реформ или преобразований в сфере здравоохранения состоит, в конечном счете, в том, чтобы изменить положение в двух наиболее проблематичных аспектах - сочетания «нерыночной категории здоровья» с понятиями «рынка медицинских услуг». Это значит, что предстоит оптимизировать статус лечебнопрофилактических учреждений и модель финансирования лечебно-профилактической помощи при одном важном условии - без ввода коммерциализации и нерегулируемых рыночных отношений в сферу охраны здоровья граждан, с одной стороны, и предоставление гарантий необходимого объема и качества медицинской помощи населению и достойного уровня оплаты труда медперсонала, с другой стороны.
Итак, согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 321 «О Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации» созданное Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации (МЗиСР) является федеральным (государственным) органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей. Исходя из этого МЗиСР на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по вопросам, важнейшим из которых является «сфера здравоохранения..., включая организацию медицинской профилактики и медицинской помощи, фармацевтическую деятельность; качество, эффективность и безопасность лекарственных средств; курортное дело; санитарно-эпидемиологическое благополучие; уровень жизни и доходов населения.., демографическая политика».
В сфере охраны здоровья в компетенцию МЗиСР включены вопросы организации медицинской профилактики, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи и медицинской реабилитации, фармацевтической деятельности, качества, эффективности и безопасности лекарственных средств, санитарно-эпидемиологического благополучия..., демографической политики, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела..., условий и охраны труда..., социальной защиты семьи, женщин и детей.
Значительно расширены Полномочия нового МЗиСР, в частности, оно наделено полномочиями самостоятельно принимать следующие нормативно- правовые акты:
• положения о территориальных органах федеральных служб и федеральных агентств, подведомственных Министерству;
• квалификационные требования, методические рекомендации, порядок медицинского освидетельствования, наблюдения, выдачи разрешений, показаний и т.п.;
• устанавливать перечень медицинских показаний, порядок организации и оказания медицинской помощи, проведения обязательных медицинских осмотров, устанавливать виды, объем и стандарты качества общей и специализированной медицинской помощи, оказываемой в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения; порядок применения новых методов диагностики и лечения; порядок деятельности семейного врача;
• порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий;
• порядок применения лекарственных средств, дезинфекционных средств, иммунобиологических препаратов;
• размеры тарифных ставок и разряды оплаты труда Единой тарифной сетки для работников бюджетной сферы, рационы лечебно-профилактического питания; перечень вредных производственных факторов, а также нормативные правовые акты по другим вопросам в установленной сфере деятельности Министерства и подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств.
Министерство обобщает практику применения законодательства и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности; осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Министерства и реализацию возложенных на него функций; осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
Из трех служб, находящихся в ведении Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, две службы, по которым МЗиСР осуществляет координацию и контроль деятельности, относятся к сфере охраны здоровья - это Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, а также Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Из трех Агентств, подведомственных МЗиСР, два относятся к сфере охраны здоровья: Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, Федеральное медико-биологическое агентство, а также Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Основными функциями Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития являются: а) организация и осуществление контроля и надзора в сфере здравоохранения и социальной защиты населения, в том числе за медицинской деятельностью, деятельностью в сфере обращения лекарственных средств, деятельностью по оказанию протезно-ортопедической помощи; б) осуществление контроля качества лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения, а также контроля за оказанием медико-социальной помощи населению и медикосоциальной реабилитации инвалидов; в) осуществление лицензирования видов деятельности в соответствии с компетенцией Службы; г) осуществление государственной регистрации лекарственных средств, медицинской и реабилитационной техники и изделий медицинского назначения; д) аккредитация медицинских организаций, организаций социального обслуживания, санаторно-курортных организаций, а также аккредитация организаций на проведение экспертизы проектов потребительской корзины.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным
имуществом в сфере здравоохранения и социального развития. Основными функциями Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию являются: а) издание индивидуальных правовых актов, а также ведение реестров и регистров в сфере здравоохранения и социальной защиты населения; б) издание государственной фармакопеи; в) формирование мобилизационного резерва медицинского, санитарно-хозяйственного и другого имущества; г) осуществление специальных мероприятий в период мобилизации и в военное время, а также подготовка федеральной медицинской службы гражданской обороны к оказанию медицинской помощи; д) оказание государственных услуг в сфере здравоохранения и социального развития, в том числе: оказание медицинской помощи; предоставление услуг в области курортного дела; организация судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз; оказание протезно-ортопедической помощи; реабилитация инвалидов; организация предоставления социальных гарантий, установленных законодательством Российской Федерации для социально незащищенных категорий граждан.
В заключение следует отметить, что эти достаточно четкие и корректные положения структуры и функции нового Министерства здравоохранения и социального развития основаны на современных политических, экономических и социальных реалиях и изменениях 80 - 90-х гг., учет опыта которых позволил осуществить в короткие сроки работы по совершенствованию организационного построения, функционального содержания, определению и законодательному закреплению статуса службы системы здравоохранения.
Рыночные условия породили многообразие и сложность субъектов и объектов медико-социальной помощи и поставили перед МЗиСР и его службами и агентствами сложные задачи по интеграции технологий медико-социальной помощи на разных этапах ее организации, делегирования функций, задач и ответственности медицинских и социальных работников.
Следует с особой ответственностью подчеркнуть, что при реализации этих масштабных проблем в условиях неорганизованного рынка медицинских услуг не должна быть утеряна важнейшая парадигма охраны здоровья - государственный характер «системы-Семашко» охраны здоровья населения, сохранить и развить в новых условиях достигнутый уровень государственной организации медицинской помощи, надзора и контроля за состоянием здоровья населения и оказанием доступной качественной медикосоциальной помощи.
В целом эти задачи соответствуют приоритетным направлениям государственной политики по охране здоровья населения в современных условиях. Они подтверждают фундаментальные принципы построения системы охраны здоровья населения РФ применительно к рыночным условиям: государственности системы здравоохранения, ее единства и целостности, профилактических основ медико-социальной службы, корректности надзорно-контрольных функций государства по обеспечению прав потребителей на установленные объемы, безопасность и качество медицинской помощи и лекарственного обеспечения.
От организаторов здравоохранения, врачей и научно-педагогических работников учреждений здравоохранения требуются значительные усилия для практической реализации новых положений по структурно-функциональному построению и интеграции медико-социальной системы.
Впервые в стране обозначена схема межсистемной интеграции медицинской и социальной сфер обеспечения прав потребителей, что определяет концепцию и перспективу развития системы медико-социальной помощи населению России.
STRUCTURALLY FUNCTIONAL CHANGES IN PUBLIC HEALTH
V.I. STARODUBOV
Ministry of public health and social development of Russian Federation Moscow 101431, Rakhmanovsky per..3.
The article reviews topical questions of the public health system reforming according to the principles of structurally functional priorities of integration of the medical and social care services
The analysis of the Regulations of authorities of the Ministry of public health and social development of Russian Federation and the tasks and functions of new services and agencies of public health and social development is submitted in the article, first in scientific literature.