Научная статья на тему 'Базовая терминология в здравоохранении. Значение и применение'

Базовая терминология в здравоохранении. Значение и применение Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
836
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ / МЕДИЦИНСКИЕ УСЛУГИ / МЕДИЦИНСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ / ПАЦИЕНТ / MEDICAL ACTIVITY / MEDICAL CARE / MEDICAL SERVICE / PATIENT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Еремин Г. Б.

Рассмотрен вопрос о применении терминологии определяющей отношения в сфере здравоохранении. Исследуются источники терминов. Анализируется соотношение понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Еремин Г. Б.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Basic terminology in health care. Value and usage

There is investigated a question about using the terminology, defining relations in the field of health care. There are studied the sources of terms. There is analyzed the ratio of terms «medical care» and «medical service».

Текст научной работы на тему «Базовая терминология в здравоохранении. Значение и применение»

Г.Б. Еремин,

к.м.н., доцент кафедры профилактической медицины и охраны здоровья ГОУ ВПО «Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития России, г. Санкт-Петербург, Россия, [email protected]

БАЗОВАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ. ЗНАЧЕНИЕ И ПРИМЕНЕНИЕ

УДК 614.2

Еремин Г.Б. Базовая терминология в здравоохранении. Значение и применение («Санкт-Петербургская государственная медицинская академия им. И.И. Мечникова» Министерства здравоохранения и социального развития России, г. Санкт-Петербург, Россия)

Аннотация. Рассмотрен вопрос о применении терминологии определяющей отношения в сфере здравоохранении. Исследуются источники терминов. Анализируется соотношение понятий «медицинская помощь» и «медицинская услуга».

Ключевые слова: медицинская деятельность, медицинская помощь, медицинские услуги, медицинское обслуживание, пациент.

В настоящее время специальная терминология в здравоохранении составляет значительный лексико-фразеологический слой языка. Сфера использования этой терминологии определяется системой отношений, которую они обслуживают. Особые черты этой терминологии обусловлены тем, что они функционируют в специальной терминологической системе, проявляя свои структурные, семантические и функциональные особенности.

Проблема трактовки терминов, имеющих значение в регулировании отношений в сфере здравоохранения, в настоящее время особенно актуальна и недостаточно освещена в специальной медицинской литературе. Между тем смысл, вкладываемый в терминологию определяющую отношения в сфере здравоохранения, имеет важное значение. Применяемая терминология должна соответствовать реальным отношениям, федеральными законам и подзаконным актам, быть предельно четкой. Без решения этой задачи действующее законодательство не сможет обеспечивать эффективность отношений. В монографии А.М. Рабец с соавторами «О правах потребителей услуг в здравоохранении» [2] выполнен подробный анализ прав потребителей услуг в здравоохранении, рассмотрены вопросы терминологического и семантического характера в отношении таких понятий как «медицинская помощь» и «медицинская услуга». В настоящее время в российском законодательстве и медицинской литературе наиболее часто при регулировании общественных отношений используются такие термины как: «медицинская деятельность», «медицинская помощь», «медицинские услуги», «медицинское обслуживание», «пациент». Однако конституционно значимым является

Г.Б. Еремин, 2011 г.

№11 Менеджер

3011 здравоохранения /

понятие «медицинская помощь», в том числе, «платная медицинская помощь».

Источником термина «медицинская деятельность» являются федеральные законы «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001 № 128-ФЗ и от 04.05.2011 № 99-ФЗ [13, 14], в которых среди видов деятельности, подлежащих лицензированию в Российской Федерации, выделена медицинская деятельность. Кроме того, данный термин используется в Постановлении Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» [3]. Однако, впервые отмеченный термин, как и ряд других, имеющих базовое значение в регулировании отношений в здравоохранении, и их определения приведены в отраслевых стандартах «термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» [4], «простые медицинские услуги» [5], «сложные и комплексные медицинские услуги» [6]. В отмеченных документах дается определение медицинской деятельности как деятельности, направленной на оказание медицинских услуг [7], а медицинской услуги как мероприятий или комплекса мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих самостоятельное законченное значение и определенную стоимость [8]. Обобщающее значение для понятий медицинской услуги и медицинской помощи имеет определение «пациента», как потребителя медицинской услуги, обращающегося в медицинское учреждение или к медицинскому работнику за медицинской помощью [1] .

Из целей и задач отраслевых стандартов, в которых даются вышеупомянутые определения, следует, что приведенные классификаторы терминов и услуг созданы для разработки стандартов медицинской помощи и устанавливают «определения терминов, вошедших в федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, непосредственно относящиеся к системе

стандартизации в здравоохранении, в утвержденные нормативные документы системы стандартизации здравоохранения Российской Федерации» [9]. Из смысла приведенных целей, в соответствии с которыми создавались отраслевые классификаторы терминов и определений, простых, сложных и комплексных услуг следует, что стандарты медицинской помощи, клинико-экономичес-кие стандарты, протоколы ведения больных, представляют собой алгоритмы оказания простых, сложных и комплексных услуг, лежащих в основе видов медицинской помощи. Кроме того, в стандартах приведены перечни технологий, лекарственных препаратов, которые могут быть применены при выполнении услуг. Следует отметить, что приведенные перечни не являются услугами, помощью, или работой. Приведенные технологии и лекарственные препараты при выполнении процедур подбора, назначения и применения станут теми действиями, которые представляют собой услуги.

Кроме того, из определений: «Прием (осмотр, консультация)» [8], «Диспансерный прием (осмотр, консультация)» [8], «Профилактический прием (осмотр, консультация)» [8] следует, что это — производимые по определенному плану действия врача при возникновении у пациента потребности в медицинской помощи, в порядке проведения профилактики, в рамках проведения превентивных или иных профилактических мероприятий выполняемые у больного, представляющие собой сложную или комплексную медицинскую услугу.

Определение медицинской деятельности, приведенное в стандарте, получило свое дальнейшее развитие в Постановлении Правительства РФ от 22.01.2007 № 30 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности» [8], в котором она рассматривается как «деятельность, которая предусматривает выполнение работ (услуг) по оказанию доврачебной, амбулаторно-поликлинической,

стационарном, высокотехнологичном, скорой и санаторно-курортной медицинской помощи в соответствии с перечнем согласно приложению (далее — работы (услуги))...». Этот же подход находит свое развитие в Приказе Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 № 323 (ред. от 09.09.2009) «Об утверждении Порядка организации работ (услуг)...», а также Приказе Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 №410н «Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи» [8].

В настоящее время законодатель употребляет понятие «услуги» не только при возмездном, но и при безвозмездном оказании помощи, и не только в здравоохранении, но и в системе социального обеспечения. Речь идет о «социальной помощи», «социальных услугах» и «социальном обслуживании». В ФЗ РФ «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. №195-ФЗ [11] социальное обслуживание представлено как «деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации». В целом, социальные услуги понимаются как «действия по оказанию отдельным категориям граждан в соответствии с законодательством Российской Федерации, клиенту социальной службы помощи, предусмотренной настоящим Федеральным законом». Согласно закону «социальное обслуживание на дому осуществляется путем предоставления социальных услуг гражданам, нуждающимся в постоянном или временном нестационарном социальном обслуживании. Одиноким гражданам и гражданам, частично утратившим способность к самообслужива-

нию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, предоставляется помощь на дому в виде социально-бытовых, социально-медицинских услуг и иной помощи». Подробные исследования соотношения понятий «сфера услуг» и «сфера обслуживания» проведены в монографии Баринова В.А. [9], в которой автор приходит к выводу, что «...сфера услуг — это сфера, где производятся услуги, а сфера обслуживания — это сфера, где кроме производства осуществляется также доведение произведенных услуг до потребителя, где удовлетворяются потребности граждан в услугах». Изложенная ситуация имеет место и в отношении медицинской деятельности. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 1996 г. «Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями» дает легальное определение платных медицинских услуг. В пункте 2 Правил определяется, что «Платные медицинские услуги населению предоставляются медицинскими учреждениями в виде профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, протезно-ортопедической и зубопротезной помощи. Платные медицинские услуги населению осуществляются медицинскими учреждениями в рамках договоров с гражданами или организациями на оказание медицинских услуг работникам и членам их семей». Таким образом, из приведенной нормы следует, что платными медицинскими услугами является деятельность медицинских учреждений по предоставлению на основании договора с гражданами и организациями профилактической, лечебно-диагностической, реабилитационной, ортопедической и зубопротезной помощи. В методических рекомендациях о возмещении вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования отмечено, что граждане Российской Федерации в соответствии с Законом Российской Федерации «О меди-

№11

3011

Менеджер

цинском страховании граждан в Российской Федерации» [1] имеют право на получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора медицинского страхования, который содержит перечень медицинских услуг, входящих в территориальную программу, а также на предъявление иска учреждениям здравоохранения и частнопрактикующим врачам, работающим в системе обязательного медицинского страхования, в том числе и на материальное возмещение ущерба в случае причинения вреда здоровью вследствие ненадлежащего качества оказания медицинской и лекарственной помощи, а также условий предоставления медицинской и лекарственной помощи независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования. Взаимосвязь понятий помощи и услуги прослеживается в Федеральном законе от 29.11.2010 № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» [10]. Законом установлен персонифицированный учет сведений о застрахованных лицах и сведений об оказанной им медицинской помощи. При ведении персонифицированного учета осуществляются сбор, обработка, передача и хранение следующих сведений: номер полиса обязательного медицинского страхования застрахованного лица; медицинская организация, оказавшая соответствующие услуги; виды, условия, сроки, объемы, профиль, стоимость оказанной медицинской помощи и примененные лекарственные препараты и медико-экономические стандарты.

Таким образом, в федеральных законах, постановлениях Правительства Российской Федерации, подзаконных актах Минздрав-соцразвития и Федерального фонда обязательного медицинского страхования идет речь об оказании медицинских услуг в различных формах: в форме платной, так и бесплатной медицинской помощи. Принципиальное противопоставление этих понятий при толковании статьи 41 Конституции РФ

неправомерно. Несмотря на то, что понятие «медицинская помощь» и не совпадает с содержанием понятия «медицинские услуги», оно тесно с ним связано. Кроме того, понятие «медицинская помощь» является родовым понятием по отношению к медицинским услугам. По сути, эти понятия совпадают. Между тем, употребляя понятие «медицинская помощь», законодатель смещает акцент в сторону социальной компоненты данного понятия, что для Конституции РФ и для «Основ законодательства об охране здоровья» полностью оправдано. В Российской Федерации сочетаются бесплатная и платная медицинская помощь. Поэтому в равной мере могут применяться понятия «медицинская помощь» и «медицинские услуги». Разграничение отмеченных понятий и идентификации признака услуги по признаку возмездности нецелесообразно, так как признак возмездности не является характерным признаком услуги или разграничительным признаком между понятиями «помощь» и «услуга». В результате выполненного анализа можно привести уточненное определение медицинской помощи — как набор простых, сложных, комплексных услуг и иных мероприятий направленных на профилактику заболеваний их диагностику и лечение, выполняемых организациями осуществляющими медицинскую деятельность в виде доврачебной, первичной медико-санитарной, специализированной в том, числе высокотехнологичной, а также санаторно-курортной помощи. Выполненное исследование позволяет уточнить определение медицинской организации — как организации сферы обслуживания населения, где производятся услуги и удовлетворяются потребности граждан в медицинской помощи. В проекте Федерального закона от 28 февраля 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определение медицинской помощи как медицинской услуги или комплекса медицинских услуг соответствует сложившейся практике, в то время как понятие

«медицинском деятельности», приведенное в проекте закона, этому противоречит и допускает смешение понятий деятельности и помощи. Включенное в понятие как вид медицинской деятельности, «выполнение санитарно-эпидемиологических мероприятий» не обязательно связано с медицинской деятельностью. Поэтому более целесообразно дать следующее определение: «медицинская деятельность — деятельность по выполнению работ и услуг соответствующих видов медицинской помощи, а также деятельность федеральных организаций, осуществляющих надзор в сфере здравоохранения и социального развития, защиты прав потребителей и благополучия человека и их территориальных

органов и подведомственных им федеральных государственных учреждений здравоохранения и иных организаций, осуществляющих деятельность в соответствии с номенклатурами специальностей и должностей в сфере здравоохранения».

Применение терминов, соответствующих сложившейся правовой практике, необходимо для обеспечения эффективного регулирования в сфере здравоохранения. В этой связи особое значение приобретает соответствие терминологии, используемой в проекте закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», федеральным законам и подзаконным актам и сложившимся отношениям в сфере здравоохранения.

ЛИТЕРАТУРА

1. Методические рекомендации «О возмещение вреда (ущерба) застрахованным в случае оказания некачественной медицинской помощи в рамках программы обязательного медицинского страхования». Утверждены ФФОМС 27 апреля 1998 г.

2. Рабец A.M., Еремин Г.Б., Мохов Д.Е., Серегина И.Ф., Маймулов Б.Г.Права потребителей услуг в здравоохранении//Монография. — Санкт-Петербург: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп». — 2010. — 320 с.

3. Приказ Минздравсоцразвития России от 22.01.2001 № 12 «О введении в действие отраслевого стандарта «термины и определения системы стандартизации в здравоохранении» (вместе с ОСТ ТО 91500.01.0005-2001).

4. Приказ Минздравсоцразвития России от 16.07.2001 №268 «О введении в действие отраслевого классификатора «сложные и комплексные медицинские услуги» (вместе с отраслевым классификатором ОК СКМУ 91500.09.0002-2001).

5. Приказ Минздравсоцразвития России от 10.04.2001 №113 «О введении в действие отраслевого классификатора «простые медицинские услуги» (вместе с отраслевым классификатором «простые медицинские услуги». ОК ПМУ 91500.09.0001-2001»).

6. Постановление Правительства РФ от 22.01.2007 №30 (ред. от 24.09.2010) «Об утверждении Положения о лицензировании медицинской деятельности».

7. Приказ Минздравсоцразвития России от 10.05.2007 №323 (ред. от 09.09.2009) «Об утверждении Порядка организации работ (услуг), выполняемых при осуществлении доврачебной, амбулаторно-поликлинической (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), стационарной (в том числе первичной медико-санитарной помощи, медицинской помощи женщинам в период беременности, во время и после родов, специализированной медицинской помощи), скорой и скорой специализированной (сани-тарно-авиационной), высокотехнологичной, санаторно-курортной медицинской помощи» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2007 №9613).

1\Р11 Менеджер

SO 77 здравоохранения /

8. Приказ Минздравсоцразвития России от 11.08.2008 №410н «Об организации в Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации работы по разработке порядков оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартов медицинской помощи».

9. Баринов В.А. Услуги (социально-правовой аспект). — Саратов: Изд-во Саратовского университета, 2001. — 189 с.

10. Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № Э26-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации».

11. Федеральный закон «Об основах социального обслуживания в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ.

12. Федеральный закон (проект) от 28 февраля 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

14. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изменениями и дополнениями).

UDC 614.2

Eremin G.B. Basic terminology in health care. Valueandusage (Saint-Petersburg State medical academy after I.I.Mechnikov of Ministry of health care and social development of Russian Federation, Saint-Petersburg, Russia) Abstract: There is investigated a question about using the terminology, defining relations in the field of health care. There are studied the sources of terms. There is analyzed the ratio of terms «medical care» and «medical service».

Keywords: medical activity, medical care, medical service, patient.

Здравоохранение-SOI 2

МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ И МВД УРЕГУЛИРУЮТ НЮАНСЫ ПЕРЕДАЧИ МЕДВЫТРЕЗВИТЕЛЕЙ В СИСТЕМУ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

оответствующее поручение дано Президентом Дмитрием Медведевым на встрече с руководящим составом МВД в Твери. Глава государства напомнил, что в соответствии с действующим законом с 1 января 2012 года медвытрезвители должны быть переданы в систему здравоохранения.

Дмитрий Медведев подчеркнул, что МВД России «надо урегулировать в своих взаимоотношениях в этой части с Минздравсоцразвития России все вопросы, начиная от организационных, финансовых и заканчивая социальными и даже нравственными вопросами». Министерства должны подготовить и доложить Президенту о своих предложениях.

Передача медвытрезвителей в ведение Минздравсоцразвития России связана с освобождением полиции от несвойственных ей функций.

Источник: ИА «Гарант.»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.