Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель управления колледжем с учетом приоритетных функций профессионализации и ресоциализации детей-сирот'

Структурно-функциональная модель управления колледжем с учетом приоритетных функций профессионализации и ресоциализации детей-сирот Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
214
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Данилова З. Г.

В работе представлены теоретико-прикладные основы управления профессиональным колледжем в современных условиях глобальных преобразований российского общества. Показана структурно-функциональная модель такого управления с учётом приоритетных функций профессионализации-ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with the modern bases of management of professional college in Russian Society global reorganization. This work could be interest from the point of view of functional model of management, dealing with orphans and children in the system of secondary professional education.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель управления колледжем с учетом приоритетных функций профессионализации и ресоциализации детей-сирот»

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ КОЛЛЕДЖЕМ С УЧЕТОМ ПРИОРИТЕТНЫХ ФУНКЦИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ И РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ-СИРОТ

ДАНИЛОВА З.Г.

В работе представлены теоретикоприкладные основы управления профессиональным колледжем в современных условиях глобальных преобразований российского общества. Показана структурно-функциональная модель такого управления с учётом приоритетных функций профессионализации-ресоциализации де-тей-сирот в условиях колледжа

В потоке стремительных изменений российского общества и всего уклада социальноэкономических отношений, проблематика профессионализации - ресоциализации, приобретает особое значение как бинарная задача по преодолению объективно возникающих пустот и барьеров в жизни трудящегося населения, и в первую очередь, той его части, которая только готовится к выходу на рынок труда, и в силу возрастных и психофизиологических причин, не может принимать на рынке труда однозначно эффективных решений. Речь, конечно же, идет о детях-сиротах и о проблемах, которые связаны с выходом детей - несовершеннолетних, как трактует это российское законодательство на рынок услуг профессионального образования и рынок труда.

Какова цель управления в профессиональном колледже в рамках обозначенных проблем? Мы определяем ее в контексте принципиально нового понимания образования как личностноориентированной культуротворческой деятельности в интересах личности и общества, компонентами которой являются:

- профессионализация обучающихся детей-сирот в контексте требований государственных стандартов профессионального образования и обеспечения его непрерывности и взаимосвязи с общим образованием;

- специализированная подготовка обучающихся данной категории для эффективной трудовой деятельности на конкретных рабочих местах;

- социализация, ресоциализация и самореализация личности, воспитание гражданственности, духовности, патриотизма, развитие творческой индивидуальности детей-сирот.

История и логика профессионального образования выдвигают два смысловых приоритета в интерпретации профессионализации. В рамках институционально - ориентированного подхода профессионализация предстает как важнейшая сущностная характеристика профессионального образования как социального института. Профессионализация профессионального образования трактуется как процесс наполнения всей системы профессионального образования и профессиональной подготовки уточненным содержанием заказа на освоение тех или иных, необходимых в сфере реального труда групп навыков, умений обучающихся с определенным минимальным уровнем владения ими.

Профессионализация на личном уровне обеспечивает взаимосвязь между процессом становления профессионального мастерства и формированием личностной целостности обучающегося, ибо наиболее полно личность раскрывается в профессиональной деятельности, в которой человек стремится реализовать свои личные и профессиональные качества, развить свою индивидуальность

The article deals with the modern bases of management of professional college in Russian Society global reorganization. This work could be interest from the point of view of functional model of management, dealing with orphans and children in the system of secondary professional education.

Одновременно как педагогическое понятие - профессионализация может рассматриваться как целенаправленный профессионально- педагогический процесс формирования и развития знаний, умений, навыков, компетенций и ценностных отношений учащегося, обеспечивающих возможности реализации им своих личных, профессиональных качеств, индивидуальности в мире профессиональной деятельности.

Профессионализация на системном уровне - профобразования и личности проистекают параллельно. Взаимосвязано - только в случае эффективного управления этими процессами. Условием интеграции профессионализации на системном и личностном уровне выступают управляемые процессы воспитательного взаимодействия с ребенком, которые в контексте проблем детей-сирот, следует рассматривать как процессы ресоциализации.

По определению А.А.Реана, ресоциализация - процесс разрушения или коррекции ранее усвоенных асоциальных или социально неадаптивных норм, и последующего усвоения просо-циальных адаптивных норм, а также активного их воспроизводства в поведении и деятельности. Такое, в содержательном плане, понимание ресоциализации принимается на сегодняшний день большинством специалистов по этой проблематике.

Мы понимаем, что ресоциализация детей-сирот в процессе обучения в колледже имеет многофакторную детерминацию, в основе которой лежат психологические особенности самих детей-сирот, социально-психологические факторы микросредового уровня, система адекватного педагогического взаимодействия и управления этими процессами.

Таким образом, организационный механизм управления профессиональным колледжем мы понимаем как деятельность, то есть выполнение функций. Определение функции состоит из двух частей: названия управленческого действия и названия объекта (субъекта) по отношению к которому это действие совершается. Говоря о функциях, следует всегда строго обозначать объект: в выражениях “функция прогнозирования" или “стратегическая функция", то объект всегда подразумевается.

Анализ существующих подходов к системе управления позволил нам сформировать еще одно ключевое определение: система управления профколледжем представляет собой совокупность всех элементов, подсистем и коммуникаций, а также процессов (профессионализации и ресоциализации), обеспечивающих заданное функционирование Понятие управления профессиональным колледжем означает гораздо больше, чем просто руководство и контроль. Оно распространяется не только на деятельность членов инженерно-педагогического коллектива, но и на социально-психологические механизмы, выражающиеся в проявлении личностных качеств, в осуществлении совместной деятельности членов инженерно-педагогического коллектива. Данный подход акцентирует внимание на том, что основным признаком управления являются не только внешний результат (по Тейлору), но и внутренние отношения между людьми. Отметим, что именно отношения между членов инженерно-педагогического коллектива, их деятельность лежат в основе организационных механизмов локального управления колледжем. Значительное место в работах теоретиков «человеческих отношений» занимают организационные принципы управления, основанные на анализе мотивов поведения людей в группе (поведенческий подход).

Поставив перед собой цель выявить сущность, закономерности и факторы эффективного управления профессиональным колледжем в современных условиях, разработать его теоретикоприкладные основы мы создали структурно-функциональную модель такого управления с учетом приоритетности функций профессионализации - ресоциализации детей - сирот в условиях колледжа (схема 1). Отображая и воспроизводя в схематичной форме объект исследования, она позволила представить систему управления профессиональным колледжем как целостное образование, характеризующееся автономностью, динамичностью, функциональностью. Мы опирались на теоретически обоснованные позиции, а именно:

1) Эффективное управление профессиональным колледжем предусматривает взаимодействие таких узловых подсистем (функциональных сфер), как управленческая деятельность (менеджмент), профессиональное образование (профессионализация) и воспитательный процесс (социализация).

2) Внутри каждой из функциональных сфер работают механизмы оптимизации, влияющие на всю систему в целом.

3) Все элементы системы не просто включены в процесс взаимодействия, но солидарно решают задачи обучения, воспитания и развития личности учащегося, определяя ее педагогическую сущность.

Систему управления профессиональным колледжем мы рассматривали как упорядоченное множество элементов, взаимосвязь которых обусловливает целостные свойства этого множества. Основной акцент делался на выявлении многообразия связей и отношений, имеющих место как внутри системы, так и в его взаимоотношениях с внешним окружением, средой. При этом мы постоянно фокусировали наше внимание на требованиях эффективного управления профессиональным колледжем как такой организации деятельности, которая при наличных условиях позволяет достичь поставленной цели с наибольшим эффектом.

Такое управление - целенаправленная самоорганизующаяся система. Она предусматривает логические соотношения элементов управления - уровней управления и функциональных областей, организованных таким образом, чтобы обеспечить эффективное достижение целей.

Эти задачи определили личностную ориентированность моделируемой системы. Мы предположили, что попадание учащихся профессионального колледжа в сферу ее влияния должно неизбежно повлиять на формирование его личностных черт и, прежде всего, направленности личности. В этом - главный «полезный результат» системы эффективного управления профессиональным колледжем. Все ее элементы не просто включаются в процесс взаимодействия, но главной особенностью их связи является взаимодействие, направленное на достижение целей обучения, воспитания и развития личности.

Разрабатывая структурно-функциональную модель эффективного управления профессиональным колледжем, мы представили его в виде саморегулирующейся открытой системы, внутри которой протекают процессы централизации и децентрализации управленческой деятельности по реализации функций управления. На приводимой ниже схеме 2 образовательный процесс и управленческий механизм профессионального колледжа представлены как неразрывное взаимосвязанное целое, работающее на единый результат- развитие личности учащегося в аспектах профессионализма и социализированности.

Схема 2 демонстрирует действие механизма управления профессиональным колледжем, который эффективно обеспечивает движение образовательного процесса, рассматривающего студента в качестве цели, объекта и субъекта.

Качественное совершенствование управления при малых ресурсных затратах, за счет рационализации его механизма, в этом увидели мы точку бифуркации рассматриваемого процесса. Очевидно органичное единство двух составляющих процесса- профессионализации и социализации (ресоциализации), определяющих становление юного гражданина- профессионала. Требования, предъявляемые к учащемуся-сироте, к выпускнику профессионального колледжа сегодня, определяют цели и принципы действия его управленческого механизма.

ЦЕНТР

УПРАВЛЕНИЯ

ДИРЕКТОР

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ

ЦЕНТР

Экспери-

ментальная

лаборатория

Городская

эксперимен-

тальная

площадка

Экспе-

Экспе-

Социальный

отдел

Экспе-

римент.

группа

Лаборатория воспитательной работы

Совет общежития

Психологи-

ческая

служба

Воспита-

Воспита-

Воспита-

тель

Меди- цинские

р Меии-

цинские

— р Меди-

цинские

работни-

ки

Отдел производственной работы

1 г

Зав. от-

дел Зав. отделением

г

Служба производствен-ной практики

Организатор

производства

Зав. по практике

Технолог

Мас-

ер

Мас-

ер

— Мас-

тер

п/о

Мас-

ер

Мас-

ер

— Мас-

тер

п/о

Мас-

ер

Мас-

ер

Мас-

тер

п/о

ЦЕНТР СОЦИАЛИЗАЦИИ - РЕСОЦИАЛИЗАЦИИ

ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛИЗАЦИИ

Схема 2

Специфика действия рассматриваемого управленческого механизма определяется и типологическими особенностями профессионального колледжа как учреждения профессионального образования. В управленческой модели мы интегрировали такие функциональные узловые конструкты (подсистемы) управления колледжем, как:

- управленческий центр (сфера менеджмента);

- центр профессионализации (профессиональное образование);

- центр социализации (сфера воспитательного процесса). Внутри них работают механизмы оптимизации. Поэтому и критерии результативности управления колледжем мы выявляли, отслеживая действие данных механизмов.

Задачи, решаемые системой управления профессиональным колледжем, мы условно подразделили на задачи профессионального образования, нацеленные на выполнение социального заказа, и задачи системообразования, нацеленные на развитие системы в целях повышения ее эффективности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Реализация этих задач предполагает:

- создание образовательной среды, обеспечивающей доступность качественного образования для лиц группы «Социального риска»;

- обеспечение руководством образовательного учреждения формируемой системы координат перспективного развития проблематики профессионализации и ресоциализации де-тей-сирот.

Сегодня директор профессионального колледжа - образовательный менеджер, новый тип руководителя, который находится в постоянном творческом движении, поиске. Высокий управленческий профессионализм такого менеджера определяет: гибкое мышление, эффективное прогнозирование, разносторонняя образованность, открытость новому, готовность к изменению.

Помимо традиционных функций, которые выполняли прежде руководители учреждений профессионального образования современный директор (управитель) должен взять на себя ряд новых функций. Общая их характеристика такова:

- информационная, ознакомительная, которая осуществляет процесс передачи информации и охватывает все системы управленческой деятельности. В колледже существуют три основных направления информационных потоков: сверху вниз и по горизонтали;

- диагностическая функция, изучающая и определяющая образовательные потребности отдельных социальных групп и индивидуальных возможностей в общении (инвалидов, детей-сирот и т.д.);

- ориентированная функция направлена на разработку новых профессий и специальностей (для города, округа, региона), содержанию, методам организации обучения;

- прогностическая функция определяется и проявляется в отслеживании тенденций и выдаче прогнозов развития образовательного учреждения.

Наряду с этими функциями директор во взаимодействии с руководителями отдельных подразделений учебного заведения, общественными структурами и организациями при участии в управлении инженерно-педагогических работников должен обеспечивать непрерывный рост уровня развития коллектива (менеджмент персонала), повышение и реализацию социальноэкономического потенциала учебного заведения, создание в нем условий для всестороннего и гармоничного развития личности (менеджмент процессов). Директор профессионального колледжа находится в центре управленческого механизма, определяя его централизацию децентрализацию в целях обеспечения полноценной автономной работы и взаимодействия частей системы.

Система эффективного управления профессиональным колледжем прежде всего - система педагогическая, обеспечение эффективного образовательного процесса, нацеленного на социализацию и профессионализацию учащихся - ее главная задача. Непосредственно или опосредовано решают ее все ее подсистемы - кадровая и нормативно-правовая, информационно-аналитическая, научно-методическая, социально-педагогическая, производственномаркетинговая, финансово-экономическая и материально- техническая службы.

Эффективное управление профессиональным колледжем предусматривает развитые механизмы самоуправления. Деятельность профессионального колледжа как учебного заведения начального и среднего профессионального образования характеризуется активным участием всех работников в управлении учебно-воспитательным процессом. Участие коллектива в управлении стало постоянным, существенным и неотъемлемым свойством деятельности нашего колледжа. Преподаватели, мастера производственного обучения, воспитатели общежития, кураторы групп и другие работники активно участвуют в работе педагогических советов и научно-методических объединений. Участие работников в управлении расширяет сферу деятельности и возможности управления, повышают его эффективность.

Анализ походов к эффективному управлению процессов профессионализации и ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа, потребовал проведения факторного анализа профессионализации на уровне учреждения профессионального образования. В результате в исследовании выявлены и описаны факторы внедрения профессионализации и ресоциализации в условиях колледжа как системной организации среднего профессионального образования. К ним отнесены:

- развитие кадрового профессионализма персонала колледжа;

- формирование творческой направленности педагогов и учащихся;

- инновационная деятельность коллектива;

- фактор функционального руководителя.

Значение их выявления связано с необходимостью обеспечения профессионализации на уровне учреждения - колледжа. Собственно весь пафос и смысл такого подхода к управлению, состоят именно в том, чтобы профессионально-технологические основы профессионализации и ресоциализации детей-сирот в условиях колледжа с разносоциальным контингентом, были соответствующим образом обеспечены необходимым, исчерпывающим набором управленческих процедур, педагогических технологий, моделей взаимодействия специалистов, которые на уровне профессионально-образовательного и воспитательного процессов, могли бы обеспечить решение задач профессионализации и ресоциализации детей-сирот, в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.