Научная статья на тему 'Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности'

Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2622
580
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООРГАНИЗАЦИЯ / САМООРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / САМОПРОЦЕССЫ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ САМОРЕГУЛЯЦИИ / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ СИСТЕМЫ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / SELF-ORGANIZATION / SELF-PROCESSES / SELF-CONTROL / STRUCTURALLY FUNCTIONAL MODEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Костромина Светлана Николаевна

В статье дан анализ понятия.самоорганизация. в рамках различных подходов. Определено соотношение таких смежных понятий, как самоорганизация, саморегуляция и самоуправление. Раскрыты психологические основания самоорганизации деятельности человека. Выделены и обоснованы ключевые функциональные компоненты самоорганизации деятельности, которые имеют двухуровневую детерминацию (субъектный и индивидуально-личностный уровни).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structurally functional model of self-organization

The concept of self-organization is analyzed through different approaches. Relations between similar concepts of self-organization, self-control and self-management are defined. Psychological foundations of self-organization in human activities are discussed. Its principal components have two levels defined by its subject and an individual's personality.

Текст научной работы на тему «Структурно-функциональная модель самоорганизации деятельности»

ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УДК 37.015

С. Н. Костромина

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ САМООРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Самоорганизация является системным понятием, интегрирующим в своей структуре все разнообразие самопроцессов (самоуправление временем — time-management, самоанализ, самодиагностику, самопроектирование, самоконтроль, самооценку, самораскрытие, самоактуализацию, саморегуляцию, самоопределение, самовоспитание, самообразование и т. д.). Если учесть существующий запрос на проектный стиль жизни и информационно-коммуникативную насыщенность среды, становится понятным столь пристальное внимание к феномену самоорганизации в психологии и педагогике. Современный человек и в профессиональной сфере, и в личностной, и даже в быту реализует разного рода большие и маленькие проекты. Чтобы быть эффективным, он должен осознавать свои потребности и умело «переводить» их на язык целей и задач, то есть понимать, какие шаги и в какой последовательности ему необходимо предпринять для достижения результатов. Самоорганизующийся человек быстрее и экономичнее решает поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевает трудности, проявляет инициативу, творчество. Действуя по намеченному плану, он берет на себя ответственность за реализацию проекта (профессионального, бытового, личностного) и готов корректировать свою деятельность в случае неудачи.

Отличительная особенность любой самоорганизации — в ее целенаправленном, но вместе с тем естественном, спонтанном характере. Процессы самоорганизации относительно автономны. Важнейшая их особенность состоит в способности аккумулировать и использовать прошлый опыт, что, несомненно, выступает в качестве целенаправленного процесса. Для личности это очень важный ценностный момент самостроительства — «живого» процесса рождения, самовоспроизведения, самодостраивания, претерпевания направленных необратимых изменений, разрушения и отмирания смысловых образований, в котором регуляторный компонент может определять возможность целенаправленного и сознательного управления происходящими процессами. Именно может, поскольку процессы самоорганизации на пути к упорядочиванию элементов структуры способны возникать и стихийно, приводя к возникновению новых взаимосвязей между элементами и эмерджентным образованиям.

Применительно к деятельности самоорганизация отражает спонтанность или це-ленаправленость действий субъекта при выполнении той или иной задачи (достижении цели). Как показывают исследования, люди, способные эффективно реализовывать свои цели и планы, значимо отличаются от людей, обладающих противоположными характеристиками, то есть не способных доводить до завершения свои планы, не

© С. Н. Костромина, 2010

способных волевым усилием мобилизовать свои физические и психические силы для преодоления препятствий, возникающих на пути к поставленной цели. В связи с этим наличие в структуре процессов самоорганизации такого компонента, как «волевое усилие», характеризующего особенности мобилизации человеком своих возможностей и концентрации активности в нужном направлении, оказывает специфическое влияние на трансформацию системы. Психологическим механизмом волевого усилия (волевого действия, волевой регуляции) является изменение смысла действия, в результате которого обеспечивается необходимое побуждение к нему, инициирующее деятельность и поддерживающее ее по ходу осуществления [1]. Таким образом, саморегуляция привносит в структуру самоорганизации деятельности волевой энергетический вектор управления собственной активностью, преобразуя «плоскостную» модель последовательного движения субъекта от цели к результату в объемную схему проекции индивидуальноличностных особенностей субъекта на саму деятельность.

Как «системно организованный психический процесс по инициации, построению, поддержанию и управлению всеми видами и формами внешней и внутренней активности, которые направлены на достижение принимаемых субъектом целей» [3, с. 18], саморегуляция произвольной активности человека обеспечивает актуализацию таких функциональных звеньев психической системы, которые способны реализовывать специфические регуляторные функции. В первую очередь это те психологические качества субъекта, которые связаны с реализацией частных функций целостного регуляторного процесса.

К их числу относятся индивидуальные особенности: (1) связанные с постановкой, принятием и удержанием целей (мотивация, потребности, направленность); (2) обеспечивающие конструирование модели значимых условий для достижения цели (когнитивные процессы и операции); (3) обусловливающие моделирование и исполнение задуманного (операциональная система умений); (4) реализующие контроль, оценивание и коррекцию результатов своей активности (эмоционально-волевые характеристики личности). Выступая «частными функциями целостного регуляторного процесса», перечисленные выше характеристики одновременно являются не чем иным, как структурными элементами личности субъекта, частью его психической системы, организованной особым, свойственным только данному человеку образом. От этого индивидуальноличностного своеобразия зависят особенности саморегуляторных процессов субъекта. Особенности саморегуляции, в свою очередь, отражаются в том, как протекает самоорганизация деятельности. Именно через систему регуляторных механизмов мы можем фиксировать проявление эмоционально-волевых, когнитивных, личностных характеристик человеки в индивидуальных особенностях самоорганизации им своих действий. Так изменение смысла действия приводит к изменению поведения. При этом, пишет В. А. Иванников, способы изменения смысла действия могут быть самыми разнообразными — изменение значимости мотива или предмета потребности; изменение роли или позиции человека; предвидение и переживание последствий действия или отказа от его осуществления; постановка более конкретных целей и др. [1]. Психологическая детерминация такого изменения может быть настолько вариативна, насколько вариативно индивидуальное своеобразие отдельного субъекта.

Без этой «психической основы» самоорганизация деятельности человека была бы невозможна, поскольку феномен самоорганизации разворачивается на основе имманентных (от лат.: штапео—«пребывать в чем-либо, быть свойственным чему-либо», «принадлежать реальной сущности или явлению») свойств структур и функций сложной системы, когда самостоятельно, без внешних управляющих воздействий создается,

воспроизводится или совершенствуется организация данной системы. При этом в качестве основных характеристик системы выступают открытость (наличие обмена энергией/веществом с окружающей средой); полиструктурность (система содержит неограниченно большое число элементов — подсистем); устойчивость (имеет стационарный режим системы, в котором элементы взаимодействуют хаотически, некогерентно). Именно такой системой является многоуровневая структура личности, обладающая большим количеством элементов, связи между которыми имеют не жесткий, а вероятностный характер. Таким образом, пишет С. И. Розум1, постигая особенности саморегуляции, мы вскрываем и особенности самоорганизации деятельности, которая, в свою очередь, определяется соотношением и особенностями внутренней организации субъекта, теми особенностями, которые можно рассматривать в качестве так называемых «параметров порядка», учитываемых в синергетике. В силу индивидуальности этих параметров, их способности к развитию, переструктурированию, и изменению самоорганизацию деятельности нельзя представить в виде законченной схемы, завершенного процесса.

Собственно говоря, такая обусловленность самоорганизации деятельности спецификой индивидуально-личностной организацией субъекта, в которой саморегуляция выступает в качестве не только механизма волевого управления (совладания), но и функционального звена, связующего внешний и внутренний уровни самоуправления, обеспечивающего межуровневые процессы обмена энергией, позволяет с психологической точки зрения понимать самоорганизацию как интегральную совокупность природных и социально приобретенных свойств, воплощенную в осознаваемых особенностях воли, интеллекта, мотивов и реализуемую в структурно-функциональной упорядоченности выполняемой человеком деятельности через индивидуальную траекторию саморегуляции. В этой системе процессы самоорганизации, самоуправления и саморегуляции, справедливо замечает Ю. А. Цагарелли [6], необходимо рассматривать как различные проявления единой по своей сущности группы психологических самопроцес-сов, которые в самом общем виде отражают особенности детерминации, обеспечения, актуализации и совершенствования системной активности человека.

Такое понимание самоорганизации деятельности позволяет подойти к проблеме моделирования процессов самоорганизации и создания целостной модели самоорганизации деятельности, которая могла бы стать основой исследования компонентов и регуляторных механизмов этой системы, факторов ее построения или переструктурирования в зависимости от внутренних и внешних условий. А самое главное, объяснить, за счет каких ресурсов возможна оптимальная самоорганизация активности человека в различных видах деятельности, и обозначить «точки роста», развития личности в контексте самостроительства и самосозидания.

Следует заметить, что в настоящее время большинство исследователей выделяют шесть основных (так называемых «жестких») составляющих процесса самоорганизации деятельности человека: целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, коррекция, личностный компонент — волевые усилия, волевая регуляция.

Выделение функционально сходных со структурами самоуправления и саморегуляции компонентов позволяет усомниться в целесообразности такого структурнофункционального описания системы самоорганизации деятельности. Тем более, что по своей последовательности — процессуальности — эти компоненты (за исключением личностного) скорее отражают этапы продвижения от цели к результату.

1НИР «Психологические факторы самоорганизации будущего специалиста, факультета психологии СПбГУ.

В то же время каждый из этапов имеет свою функциональную нагрузку и может быть описан с точки зрения той роли, которую он выполняет в общей структуре процесса самоорганизации.

1. На этапе анализа ситуации и постановки целей деятельности осуществляется про-блематизация (определяются противоречия сложившейся ситуации, условий, требований), осознается и конкретизируется цель деятельности, на основе чего опредмечивается образ того, ради чего самоорганизуется активность человека, прогнозируются ее результаты. Этот функциональный компонент самоорганизации может быть обозначен как проблемно-целевой, или гностический.

2. На этапе планирования и организовывания себя анализируются условия осуществления деятельности, определяются текущие задачи, которые распределяются во времени по этапам, происходит структурирование процесса деятельности, формируется последовательность продвижения от цели к результату, выбираются оптимальные средства и рациональные способы достижения цели, происходит психологическая подготовка (настрой) к работе и планирование процедур самоорганизации, то есть по функциональным признакам осуществляется составление целостной программы достижения цели — программно-целевой компонент.

3. Следующий этап связан с реализацией задуманного и поэтапным осуществлением деятельности, организованной определенным образом, при постоянном контроле субъекта за ходом и результатами выполнения — операционально-технологический компонент.

4. На этапах контроля, оценки и коррекции полученный результат соотносится с задуманным или требуемым по выбранным для контроля критериям, оценивается проделанная работа, делаются выводы о ее качестве, корректируются ошибки, устраняются недочеты в работе, анализируются препятствия в ходе осуществления деятельности, намечаются пути и способы совершенствования организации деятельности, определяются перспективы совершенствования умений и навыков самоорганизации. Критерием оценки эффективности деятельности здесь служит рефлексивная позиция субъекта, его отношение к работе. Также оцениваются перспективы совершенствования форм, приемов, методов деятельности, использования эффективного опыта других с учетом своих возможностей. Таким образом, этот компонент можно обозначить как рефлексивнооценочный.

Дееспособность каждого структурно-функционального компонента определяется теми самопроцессами, которые обеспечивают постепенное поэтапное продвижение человека от цели к результату. Таким образом, структурно самоорганизация деятельности может быть представлена через совокупность самопроцессов, опосредованно подразумевающих конкретные самоорганизационные умения и навыки, разворачивающиеся во времени и опирающиеся на способности личности к самостоятельности (рисунок) и упорядочиванию своего поведения.

Очевидно, что содержательно те или иные самопроцессы могут поддерживаться (обеспечиваться) как частными (отдельными) особенностями личности, так и теми, которые характеризуют работоспособность любого из компонентов самоорганизации (и тем самым — процесс самоорганизации в целом). Такие интегральные характеристики В. И. Моросанова [3] обозначает как инструментальные регуляторно-личностные свойства. Среди них ведущими выступают: а) адекватность конструируемой модели условий, алгоритма, способов контроля, критериев успешности требованиям деятельности; б) осознанность представлений об условиях и о программе действий, о контролируемых параметрах, о критериях успешности и т. д.; в) пластичность процесса регуляции,

Этапы Самопроцессы Функции Структурные компоненты

Проблематизация Самодиагностика и самоанализ Расширение информационного пространства, определение противоречия между условиями, требованиями и своими возможностями Проблемно- целевой (гностический)

Целеполагание Самомоделирование Осознание и конкретизация целей, опредмечивание образа ожидаемого результата

Самопроектирование Построение перспективы, алгоритма и технологии воплощения замысла

Планирование Самобюджетирование Определение оптимальных условий осуществления действий, распределение ресурсов по этапам и во времени Программно- целевой

Самоструктурирование и организовывание себя Психологическая подготовка (настрой) и актуализация внутренних резервов в логике достижения цели

Реализация запланированного Самодеятельность: воплощение замысла Реализация и расширение исполнительских умений Операционально- технологический

Контроль Самоконтроль и самоанализ Проверка соответствия цели результату, выявление ошибок и просчетов, исправление

Оценка Самооценка и самоотношение Получение обратной связи и удовлетворенность полученным результатом Рефлексивно- оценочный

Коррекция Самосовершенствование Внесение корректив, определение перспектив

2-й уровень: субъектный (Как делает?)

1-й уровень: индивидуально-личностный (Кто делает?)

Саморегуляция (индивидуальная траектория обмена энергией между внешним и внутренним уровнями)

Модель самоорганизации деятельности

возможность внесения коррекций в функционирование компонентов; г) надежность и устойчивость функционирования системы самоорганизации и ее элементов в условиях психической напряженности. Этот перечень личностно-регуляторных характеристик, безусловно, не является исчерпывающим. В него можно включить и другие личностные качества, обеспечивающие индивидуальную траекторию саморегуляции системной активности человека. Например, такие как решительность, целеустремленность, ответственность. Однако здесь важен не набор элементов, а их содержательная принадлежность: часть из них отражает способность личности к реализации деятельности (операциональный репертуар) — субъектный уровень, другая раскрывает психологические особенности субъекта деятельности — индивидуально-личностный уровень.

Если понимать, что самоорганизация деятельности предполагает систему сознательных актов, направленных на достижение необходимого результата, в том числе и сознательное «управление своей психикой», то в зависимости от того, какой деятельностью овладевает человек на субъектном уровне, будут актуализироваться и востребо-ваться те характеристики (умения и навыки), которые наиболее оптимальным образом обеспечат управление, регулирование и эффективное достижение целей деятельности. Например, в самоорганизации учебной деятельности это будут те учебные умения и навыки, которые позволяют школьнику быть автором и распорядителем своей учебной активности.

В связи с такой постановкой проблемы уместно вспомнить, что самоорганизацион-ные процессы «запускаются» именно тогда, когда требуется внутренняя мобилизация возможностей и способностей человека, активизация которых обеспечит осуществление целенаправленных и заранее спланированных действий. Весь процесс самоорганизации определяется способностью человека к переструктурированию (управляемому или неуправляемому) компонентов системы своей деятельности, к внесению новых элементов, запускающих динамический процесс разнообразных свойств — самонаблюдения, самоидентификации, самоанализа, саморегуляции, самомотивирования и т. д., которые приводят к дальнейшей самоорганизации. По завершении этого процесса эволюционирующая система переходит в новое относительно устойчивое состояние. Именно поэтому ключевыми характеристиками самоорганизации деятельности являются развитие (изменение, трансформация, эволюция), согласование и совершенствование (оптимальность). Это условие ставит нас перед необходимостью рассматривать модель самоорганизации через призму личностной активности субъекта, через категорию субъ-ектности.

Субъектность — ключевая характеристика личности в деятельности. Изменяя внешнюю природу, человек изменяет и свою собственную личность, сознательно регулируюя свое поведение. Включаясь в многообразные взаимоотношения с окружающим, осваивая новое пространство и новые виды деятельности, субъект «самодвижется» в своем развитии. Его проявление в этом самодвижении состоит не только в активизации себя, но и в необходимости овладения новыми знаниями и умениями, формирования компетенций, обеспечивающих успешность выполнения этой деятельности. Таким образом, являясь интегратором продуктивного влияния процессов роста внешней компетентности на процессы внутреннего роста (и наоборот), субъектность является источником развития, точнее, саморазвития человека [2].

Это обстоятельство позволяет взглянуть на процесс самоорганизации деятельности человека под новым углом. В ходе овладения деятельностью происходит процесс постепенного наращивания субъектности, самоопределенности и обособления, способности к авторской интерпретации и реализации закрепленных в деятельности знаний, способов

действий и норм. Человек постепенно переходит с одного уровня на другой [5], двигаясь от позиции сосредоточения внимания на объекте деятельности, когда еще «не видит» ее целостного содержания, к возможности свободного выбора в случае необходимости и конструирования средств деятельности, изменения условий деятельности, замены недостающих звеньев и т. д. Полноценная деятельность характеризуется тем, что ее содержание и структура принадлежат субъекту, который способен не только реализовывать ее на практике, но и рефлектировать ее основания, учитывать все структурные компоненты. Это означает, что в содержании деятельности, в ее структуре заложен потенциал развития и саморазвития субъекта деятельности. Каждый вид деятельности востребует те знания и умения, а также те качества личности, которые характерны именно для него. В зависимости от того, какой деятельностью овладевает субъект, на субъектном уровне будут актуализироваться и востребоваться те характеристики (умения и навыки), которые наиболее оптимальным образом обеспечат управление, регулирование и эффективное достижение целей деятельности.

Очевидно, что часть знаний и умений могут быть общими для разных видов деятельности, другие — специфичны для конкретного вида. Важно другое: сталкиваясь с новым видом деятельности (в учебе или в труде), человек одновременно сталкивается и с необходимостью актуализации соответствующих компетенций или, в случае отсутствия таковых, с их формированием. Погружение в деятельность, самостоятельная ее организация и воплощение стимулируют, инициируют развитие человека как субъекта деятельности, развивают его операциональный ресурс.

Одновременно с этим сознательная и самостоятельная деятельность востребует определенных качеств субъекта, например, таких как решительность, автономность, ответственность, инициативность, дисциплинированность, целеустремленность и др. В своем воплощении деятельность опирается на психологический ресурс того «кто делает». И результат деятельности несет в себе черты индивидуального своеобразия деятеля, проявляет особенности согласованного или несогласованного взаимодействия многочисленных процессов «самости», основой которых является диалектическое единство свободы и необходимости. Структуры деятельности преломляются субъектом через его возможности, способности, личностные черты и индивидуальные особенности. По сути, это означает, что качество процесса самоорганизации деятельности зависит от того, какими умениями обладает субъект, чтобы организовать свою деятельность, и того, какие индивидуально-личностные особенности способствуют или препятствуют этому процессу, придают процессам самоорганизации уникальность и инвариантность в зависимости от того, кто является исполнителем.

Действительно, если рассматривать самоорганизацию как особое психологическое явление, обладающее самостоятельным набором функций и специфичными характеристиками реагирования, то необходимо рассматривать ее в контексте некого психического свойства или как «способность индивида на определенные объективные воздействия закономерно отвечать определенными психическими деятельностями. А всякая специальная способность имеет отправной точкой своего развития некое общее свойство или свойства общечеловеческой деятельности, поскольку именно те или иные сложные психические свойства делают человека особенно пригодным для успешного выполнения того или иного специального вида общественно полезной деятельности» [4, с. 254-258]. Эти сложные психические свойства, по мнению С. Л. Рубинштейна, образуют «внутреннее» условие формирования способностей к деятельности, а также формирование структуры того или иного психического явления. Таким образом, анализируя такое сложное психологическое явление, как самоорганизация деятельности, необходимо го-

ворить не только о ее компонентном составе, но и об уровневой организации, где в качестве нижнего уровня, то есть базиса по отношению к уровню, который можно назвать субъектным, будет выступать основание, образующее внутреннее условие для формирования компетенции, позволяющей действовать определенным образом.

Если принять во внимание еще одно суждение С. Л. Рубинштейна [4] о том, что в целом сложные психические свойства, обеспечивающие продуктивное выполнение деятельности, представлены двумя основными группами: а) характерологической, связанной с побудительной мотивационной стороной, и б) интеллектуальной, связанной с организационно-исполнительской стороной психической регуляции поведения, то, несомненно, именно их и нужно рассматривать как элементы психологического анализа, объясняющие систему детерминационных связей внешних проявлений самоорганизации деятельности и внутренних условий ее существования. Кроме того, поскольку данные психические свойства являются неотъемлемой частью личности, то уместно этот уровень основания самоорганизации человека обозначить как индивидуальноличностный.

В то же время обеспечение любых требований деятельности осуществляется не путем локального соответствия и соизмерения отдельно взятых психических процессов, свойств и действий, а целостным способом организации активности человека. Отсутствие или недостаток в развитии определенных качеств способствует, в случае стремления к успеху или долговременного выполнения требований деятельности, появлению определенных характеристик, тех или иных личностно-психологических новообразований. Таким образом, происходит совпадение субъекта и объекта управления. Все разнообразие активного отношения индивида к миру — предметные действия, общение, игра, учение, общественная деятельность, труд — закрепляются в преобразованном виде в системной организации личности, изменяя ее. Это подобно «дороге с двусторонним движением»: психологический потенциал субъекта определяет особенности самоорганизации его деятельности, а сама деятельность и структура ее самоорганизации служат условиями личностного роста человека, обусловливают процессы самодостраивания, самоизменения, самоконструирования.

Литература

1. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991. 142 с.

2. Костромина С. Н. Психологические основания формирования профессионала на этапе обучения в вузе // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 12. Вып. 4. 2008. С. 329-340.

3. Моросанова В. И. Индивидуальный стиль саморегуляции произвольной активности человека: Автореф. дис. ... докт. психол. наук. М., 1995. 44 с.

4. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. СПб., 2003. 512 с.

5. Слободчиков В. И. Выявление и категориальный анализ нормативной структуры индивидуальной деятельности // Вопросы психологии. 2000. № 2. С. 3-18.

6. Цагарелли Ю. А. Системная диагностика человека. Казань, 2002. 156 с.

Статья поступила в редакцию 6 октября 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.